Строитель. 1968 г. (г. Липецк)
4 « С Т Р О И Т Е Л Ь » 20 января 1968 г., № 6 (1502) Д л я ва с , р о д и т е л и Длинная четверть Ну вот и снова стартуют наши с вами школьники на третьем отрез ке прямой, соединяющей начало и конец года. Но отрезок этот, ко нечно, отличается от трех других. Казалось бы, плюс две, минус две недели учения — велика ли раз ница? А вот, оказывается, на столько велика, что становится и для учителей и для родителей предметом особых забот. Не берусь утверждать, что ска жу что-нибудь очень уж новое Просто понимаю: такие советы важно получить именно в первые дни четверти, а родительское соб рание, на котором Вы услышите от учителей скорее всего то же самое, вовсе не обязательно состоится в самом начале второго полугодия. Третья четверть часто начинает ся для ребят неблагополучно—с двоек. Почему так получается? Каникулы всегда выбивают ребят из привычного ритма. Им нужна неделя, а то и больше, чтобы сно ва войти в колею. К тому же у де тей, особенно старших, появляется ощущение: ну, ничего, подумаешь, получил отметку похуже—време- ни-то впереди много, успею испра вить. Конечно, учителя обо всем этом знают. Но программа не ждет: по большинству предметов ее надо закончить именно в третьей чет верти — четвертая рассчитан^ на повторение, подготовку к экзаме нам, да и потом всем известно, что на весну, а особенно на май— июнь.-когда уже становится жар ко, особенно полагаться нельзя. Советую Вам в первый же вечер после каникул внимательно про смотреть дневники Ваших детей. Тут ведь что еще: расписание уро ков во втором полугодии меняет ся, ребятам сообщают только, ка кие уроки будут на следующий день. И многие из них предпочита ют не вести дневника, пока распи сание не установится. Проследите за тем, чтобы этого не случилось. Итак, Вы взяли дневник сына, выяснили, какие уроки заданы на завтра. Думаю, что хотя бы пер вые две недели надо тщательно проверять, как они приготовлены. Даже Вашему девятикласснику полезно пересказать Вам выучен ное, скажем, по истории или гео графии. Каждый из нас знает: нет ниче го хуже сознания запущенных уро ков. Сначала кажется: ну, не вы учил раз-другой—ничего страшно го. А оказывается, что при нынеш нем темпе прохождения материа ла через этот раз-другой ученик ничего не понимает на уроке. Он уже не может справиться с нако пившимся незнанием. Отсюда про гулы, стремление улизнуть с уро ка. Ребята редко делятся такими ощущениями с родителями. А по мощь, поддержка им очень нужны Никогда не думайте, что ребенок сознательно лентяйничает. Он про сто не может себя заставить. Ему часто не хватает именно усилия со стороны, толчка извне, чтобы вывести его из состояния канику лярной инерции. И честное слово, не надо ни вы сокого образования, ни особых способностей, чтобы помочь детям преодолеть это состояние. Нужна только добрая воля и настойчи вость. Сейчас мало традиционного: «Сделал уроки? Ну и молодец. Иди гуляй». Нет, другое нужно: «Покажи-ка, пожалуйста, тетра дочку по русскому языку. Что у тебя там? Упражнение? Ну-ка, прочитай, что там надо было сде лать. Что же это ты—переписать переписал, а вставленные буквы не подчеркнул? Давай подчеркнем вместе. И объясни, почему именно эти буквы вставил, а не другие». Добавлю к этому: если у Вас есть возможность, продиктуйте сыну заданное на дом упражнение. У него не будет ощущения «лишней» работы, а это прекрасная трени ровка. Разумеется, с математикой, осо бенно у старшеклассников, слож нее. Но если сын докажет Вам теорему вслух, объяснит решение задачи (пусть Вы не все поймете, пусть даже ничего не поймете) — лучшей подготовки к уроку не при думаешь. А скольким ребятам (думаю, по чти всем, за исключением редкост но собранных) свойственно бес смысленно растрачивать время. Вроде и сидит за столом, и на улицу не идет, а сделать успевает мало. Отвлекается, задумывается, просто смотрит в окно. Сколько б мы себя ни утешали тем, что и в это время каж-ущегося безделья происходит важная внутренняя ра бота (что-то осмысливается, ре шается для себя), все-таки никуда нам не уйти от того, что для со временного человека умение орга низовать себя — одно из решаю щих качеств. И ддесь без помощи внимательного взрослого не обой тись. Не окриком, а тактичным на поминанием, если хотите, легким подталкиванием («Выучил биоло гию? Расскажи и положи книгу в портфель»). Вы введете ребенка в потерянный им ритм, и, если сде лаете это осторожно, с юмором, он вам только спасибо скажет. Не ждите родительского собра ния. В первые же дни посоветуй тесь с преподавателями тех пред метов, с которыми Вашим детям особенно трудно справляться. Учи тель, безусловно, подскажет Вам формы, которые должна принять Ваша помощь. Проследите и за тем, чтобы дополнительные заня тия Ваши дети начали посещать не после того, как будут получены первые двойки, а сразу же, как только эти занятия начнутся. Но длинная четверть таит в себе еще и опасность перенапряжения. Есть дети, которые начинают ее хорошо, энергично, а уже к концу февраля устают. Вот почему важ на именно ритмичность не только в занятиях, но и в отдыхе. Скажем прямо, в течение недели у ребят, особенно старших, для него прак тически не остается времени. По этому своеобразной формой отды ха для них становится правильное чередование занятий. Конечно, на чинать приготовление уроков надо с самого трудного предмета, но, сделав, например, алгебру, лучше переходить не к геометрии или фи зике, а, допустим, к истории или литературе. И, конечно, режим, режим и еще раз режим. Но вот шесть напряженнейших рабочих дней позади. И очень многое будет зависеть от того, как Вы организуете для своих детей день седьмой. Учителя стараются по возможности не задавать млад шим школьникам уроков на поне дельник (со старшими это не все гда удается). Но при всех услови ях надо постараться, чтобы во скресенье было совершенно сво бодным от обязательных учебных дел. Здесь, разумеется, могут быть и интересные лекции, и му зей, и увлекательная книга. Это все отдых. А вот необходимость готовить в воскресенье обычные школьные уроки, как правило, объясняется неумением работать на неделе. Январь, февраль, март—это же лыжи, коньки. Это зарядка возду хом, без которой и так-то трудная неделя пройдет в десять раз труд нее. Значит, родительская забота— продумать воскресенье от первой до последней минуты так, чтобы оно решительно отличалось от будней, заполнить его, сделать праздничным, ярким, осмыслен ным. Словом, от вашего родитель ского участия, от вашей действен ной заинтересованности очень мно гое зависит. Третья четверть—ре шающая. И в смысле оценки дет ских знаний, и, что еще важнее, в смысле их накопления. Только не полагайтесь целиком на усилия школы и учителя. Помогите им всем, чем можете. Р. ВОЛО ДИНА , учительница. Г Но в о с т и - н а у к и и т е х н и к и Москва, январь 1968 года. Нескончаемый живой поток движется по Красной площади... Ежедневно тысячи людей москвичей, приезжих из разных районов нашей страны и зарубежных гостей приходят сюда к Мавзолею В. И. Ленина, чтобы почтить память великого вождя, основате ля первого в мире социалистического государства. Фото В. Соболева. (Фотохроника ТАСС). МИУ выходит из лаборатории Магнитно-импульсная обработ ка металлов основана на непо средственном п р е о б р а з о в а н и и энергии электромагнитного поля высокой напряженности в меха ническую работу. Этот принцип широко известен с начала 60-х го дов, однако в производство маг нитно-импульсные у с т а н о в к и (М И У ) начали выходить только сейчас. Одна из организаций в Совет ском Союзе, занимающаяся раз работкой «магнитных штампов щиков», — Воронежский экспери ментальный научно - исследова тельский институт кузнечно-прес сового машиностроения. Здесь МИУ создают и совершенствуют молодые специалисты отдела, воз главляемого Геннадием Больша ковым. В 1962 году ими были разработаны контуры первой экс периментальной установки, а сей час последнюю из них можно увидеть на Выставке д в и ж е н и й народного хозяйства СССР. Установка предназначена для выполнения различных технологи ческих операций, включая выруб ку, пробивку отверстий и формов ку листового материала, обработ ку тонкостенных трубчатых изде лий, калибровку, отбортовку и да же сборочные операции. Используя электромагни т н о е обжатие металлических втулок, можно, например, закреплять на конечники на электрических кабе лях, опрессовывать трубы тонко стенными оболочками, запрессо вывать изделия из пластмасс и керамики в металлические корпу са. Производительность установ ки — 360 операций в час. Наиболее эффективно штампу ются заготовки из меди, алюми ния, латуни толщиной до трех миллиметров и площадью обраба тываемой поверхности до 400 квадратных сантиметров. Из металлов с большим элект рическим сопротивлением на ус тановке можно получить малога баритные изделия. Если же при менить покрытия или тонкие про кладки из электропроводящих ма териалов, то можно обрабатывать и металлы с малой электропро водностью. Установка универсальна и лег ко может быть встроена в авто матическую линию. Обслуживает ее один человек. Специальная си стема блокировок обеспечивает безопасность работы. Первые ус тановки института, предназначен ные для практического использо вания, отправлены на предприя тия. И. КО ВАЛ КИН , корреспондент АПН. Неожиданные свойства „усов“ Немногим более десяти лет на зад ученые впервые получили ма ленькие нитевидные кристаллы чи стых металлов и их окислов— «усы». С тех пор «усы» привлека ют к себе пристальное внимание исследователей. Усы железа, на пример, показывают прочность свыше тысячи трехсот килограм мов на квадратный миллиметр, тогда как предел прочности со временных конструктивных сталей —двести двадцать килограммов. Ученые разработали немало способов получения кристаллов- нитей. Один из них заключается в восстановлении соединений ме ди при температуре от 430 до 850 градусов Цельсия. В других слу чаях «усы» получают, раскалывая массивные кристаллы некоторых веществ но плоскостям спайности. В-третьих—кристаллы выращива ют конденсацией паров чистых ме таллов в среде водорода или инертных газов. Этим методом по лучают, например, «усы» цинка, ртути, серебра. Кроме кристалли зации из паровой или газовой фа зы, часто прибегают к кристалли зации из растворов или расплавов. Но все эти методы требуют от экс периментаторов большого искусст ва. Недавно «усы» преподнесли ис следователям своеобразный сюр приз. Выяснилось, что при опреде ленных условиях они иногда мо гут расти и сами, без вмешатель ства человека. Для ученых это редкое явление представляет осо бый интерес. В одной из лабораторий Мос ковского химико-технологического института имени Д. И. Менделеева члену-корреспонденту АН СССР Петру Будникову с группой сот рудников удалось наблюдать, как на минерале периклазе, состоящем из окиси магния, самопроизвольно росли нитевидные кристаллы. Образец минерала поместили в тоннельную печь и подвергли об жигу при температуре 1650 граду сов Цельсия. А когда образец ох ладили до комнатной температуры, на его поверхности начали появ ляться нитевидные 'монокристаллы окиси магния. Они возникали на границе между темной и светлой зонами образца. Его светлая зона состояла из очень крупных зерен периклаза, в промежутках между которыми располагались вкрапле ния других минералов, содержа щих магний. Исследователи выдвинули объ яснение этого интересного явле ния. Оказывается, кристаллы ра стут за счет сжатия тончайшего слоя между темной и светлой зо нами. Само же сжатие обусловле но разницей объемных расширений зон при обжиге образца. Сжатие создает громадные давления. Под действием этого давления возни кает пластическое течение окиси магния, и на поверхности минера ла появляются нитевидные кри сталлы. Детальное изучение нового яв ления, возможно, подскажет и с ^ следователям более простые м е ^ тоды получения сверхпрочных «усов». Евгений ГРУЗИ НОВ, инженер. (А П Н ) . Н а ш к а л е н д а р ь С. М. Эйзенштейн 22 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 70 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ СОВЕТСКО ГО КИНОРЕЖИССЕРА СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ЭЙЗЕНШТЕЙ НА Замечательный режиссер советского кино Сергей Ми хайлович Эйзенштейн (1898 — (К 70-летию со 1948) принадлежал к тому по колению художников, кото рое было вызвано к жизни революцией. Смелый мысли тель, дерзкий новатор, он всем своим искусством слу жил делу пролетарской рево люции. Одна из важнейших тем его творчества — рево люция. Это фильмы «Стачка» (1924), «Броненосец «Потем кин» (1925), «Октябрь» (1928), главным героем которых яв ляется образ революционно го народа. Начиная с первого фильма «Стачка» и кончая .«Иваном Грозным» творчество С. М. Эйзенштейна было постоянно направлено на поиски новых путей, новых методов в кине матографии. дня рождения) Крупнейшее произведение С. М. Эйзенштейна «Бронено сец «Потемкин» правдиво вос создает героический эпизод первой русской революции, являётся одним из признанных шедевров мирового искусства. Тема патриотизма, защиты своего отечества от агрес сора блестяще раскрыта С. М. Эйзенштейном в фильме «Александр Невский» (1938), созданном накануне второй мировой войны. Фильмы, созданные Эйзен штейном, оказали большое влияние на развитие прогрес сивного киноискусства всего мира. Редактор Н. П. ШЕНЬ . НАШ АДРЕС : г. Липецк, ул. Марины Расковой, 4. Телефон (через коммутатор — 2—28—01) — 2—58 и 3— 14—57. АЭ 83104 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 188
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz