Строитель. 1968 г. (г. Липецк)

Строитель. 1968 г. (г. Липецк)

4 « С Т Р О И Т Е Л Ь » 20 января 1968 г., № 6 (1502) Д л я ва с , р о д и т е л и Длинная четверть Ну вот и снова стартуют наши с вами школьники на третьем отрез­ ке прямой, соединяющей начало и конец года. Но отрезок этот, ко­ нечно, отличается от трех других. Казалось бы, плюс две, минус две недели учения — велика ли раз­ ница? А вот, оказывается, на­ столько велика, что становится и для учителей и для родителей предметом особых забот. Не берусь утверждать, что ска­ жу что-нибудь очень уж новое Просто понимаю: такие советы важно получить именно в первые дни четверти, а родительское соб­ рание, на котором Вы услышите от учителей скорее всего то же самое, вовсе не обязательно состоится в самом начале второго полугодия. Третья четверть часто начинает­ ся для ребят неблагополучно—с двоек. Почему так получается? Каникулы всегда выбивают ребят из привычного ритма. Им нужна неделя, а то и больше, чтобы сно­ ва войти в колею. К тому же у де­ тей, особенно старших, появляется ощущение: ну, ничего, подумаешь, получил отметку похуже—време- ни-то впереди много, успею испра­ вить. Конечно, учителя обо всем этом знают. Но программа не ждет: по большинству предметов ее надо закончить именно в третьей чет­ верти — четвертая рассчитан^ на повторение, подготовку к экзаме­ нам, да и потом всем известно, что на весну, а особенно на май— июнь.-когда уже становится жар­ ко, особенно полагаться нельзя. Советую Вам в первый же вечер после каникул внимательно про­ смотреть дневники Ваших детей. Тут ведь что еще: расписание уро­ ков во втором полугодии меняет­ ся, ребятам сообщают только, ка­ кие уроки будут на следующий день. И многие из них предпочита­ ют не вести дневника, пока распи­ сание не установится. Проследите за тем, чтобы этого не случилось. Итак, Вы взяли дневник сына, выяснили, какие уроки заданы на завтра. Думаю, что хотя бы пер­ вые две недели надо тщательно проверять, как они приготовлены. Даже Вашему девятикласснику полезно пересказать Вам выучен­ ное, скажем, по истории или гео­ графии. Каждый из нас знает: нет ниче­ го хуже сознания запущенных уро­ ков. Сначала кажется: ну, не вы­ учил раз-другой—ничего страшно­ го. А оказывается, что при нынеш­ нем темпе прохождения материа­ ла через этот раз-другой ученик ничего не понимает на уроке. Он уже не может справиться с нако­ пившимся незнанием. Отсюда про гулы, стремление улизнуть с уро­ ка. Ребята редко делятся такими ощущениями с родителями. А по­ мощь, поддержка им очень нужны Никогда не думайте, что ребенок сознательно лентяйничает. Он про­ сто не может себя заставить. Ему часто не хватает именно усилия со стороны, толчка извне, чтобы вывести его из состояния канику­ лярной инерции. И честное слово, не надо ни вы­ сокого образования, ни особых способностей, чтобы помочь детям преодолеть это состояние. Нужна только добрая воля и настойчи­ вость. Сейчас мало традиционного: «Сделал уроки? Ну и молодец. Иди гуляй». Нет, другое нужно: «Покажи-ка, пожалуйста, тетра­ дочку по русскому языку. Что у тебя там? Упражнение? Ну-ка, прочитай, что там надо было сде­ лать. Что же это ты—переписать переписал, а вставленные буквы не подчеркнул? Давай подчеркнем вместе. И объясни, почему именно эти буквы вставил, а не другие». Добавлю к этому: если у Вас есть возможность, продиктуйте сыну заданное на дом упражнение. У него не будет ощущения «лишней» работы, а это прекрасная трени­ ровка. Разумеется, с математикой, осо­ бенно у старшеклассников, слож­ нее. Но если сын докажет Вам теорему вслух, объяснит решение задачи (пусть Вы не все поймете, пусть даже ничего не поймете) — лучшей подготовки к уроку не при­ думаешь. А скольким ребятам (думаю, по­ чти всем, за исключением редкост­ но собранных) свойственно бес­ смысленно растрачивать время. Вроде и сидит за столом, и на улицу не идет, а сделать успевает мало. Отвлекается, задумывается, просто смотрит в окно. Сколько б мы себя ни утешали тем, что и в это время каж-ущегося безделья происходит важная внутренняя ра­ бота (что-то осмысливается, ре­ шается для себя), все-таки никуда нам не уйти от того, что для со­ временного человека умение орга­ низовать себя — одно из решаю­ щих качеств. И ддесь без помощи внимательного взрослого не обой­ тись. Не окриком, а тактичным на­ поминанием, если хотите, легким подталкиванием («Выучил биоло­ гию? Расскажи и положи книгу в портфель»). Вы введете ребенка в потерянный им ритм, и, если сде­ лаете это осторожно, с юмором, он вам только спасибо скажет. Не ждите родительского собра­ ния. В первые же дни посоветуй­ тесь с преподавателями тех пред­ метов, с которыми Вашим детям особенно трудно справляться. Учи­ тель, безусловно, подскажет Вам формы, которые должна принять Ваша помощь. Проследите и за тем, чтобы дополнительные заня­ тия Ваши дети начали посещать не после того, как будут получены первые двойки, а сразу же, как только эти занятия начнутся. Но длинная четверть таит в себе еще и опасность перенапряжения. Есть дети, которые начинают ее хорошо, энергично, а уже к концу февраля устают. Вот почему важ­ на именно ритмичность не только в занятиях, но и в отдыхе. Скажем прямо, в течение недели у ребят, особенно старших, для него прак­ тически не остается времени. По­ этому своеобразной формой отды­ ха для них становится правильное чередование занятий. Конечно, на­ чинать приготовление уроков надо с самого трудного предмета, но, сделав, например, алгебру, лучше переходить не к геометрии или фи­ зике, а, допустим, к истории или литературе. И, конечно, режим, режим и еще раз режим. Но вот шесть напряженнейших рабочих дней позади. И очень многое будет зависеть от того, как Вы организуете для своих детей день седьмой. Учителя стараются по возможности не задавать млад­ шим школьникам уроков на поне­ дельник (со старшими это не все­ гда удается). Но при всех услови­ ях надо постараться, чтобы во­ скресенье было совершенно сво­ бодным от обязательных учебных дел. Здесь, разумеется, могут быть и интересные лекции, и му­ зей, и увлекательная книга. Это все отдых. А вот необходимость готовить в воскресенье обычные школьные уроки, как правило, объясняется неумением работать на неделе. Январь, февраль, март—это же лыжи, коньки. Это зарядка возду­ хом, без которой и так-то трудная неделя пройдет в десять раз труд­ нее. Значит, родительская забота— продумать воскресенье от первой до последней минуты так, чтобы оно решительно отличалось от будней, заполнить его, сделать праздничным, ярким, осмыслен­ ным. Словом, от вашего родитель­ ского участия, от вашей действен­ ной заинтересованности очень мно­ гое зависит. Третья четверть—ре­ шающая. И в смысле оценки дет­ ских знаний, и, что еще важнее, в смысле их накопления. Только не полагайтесь целиком на усилия школы и учителя. Помогите им всем, чем можете. Р. ВОЛО ДИНА , учительница. Г Но в о с т и - н а у к и и т е х н и к и Москва, январь 1968 года. Нескончаемый живой поток движется по Красной площади... Ежедневно тысячи людей москвичей, приезжих из разных районов нашей страны и зарубежных гостей приходят сюда к Мавзолею В. И. Ленина, чтобы почтить память великого вождя, основате­ ля первого в мире социалистического государства. Фото В. Соболева. (Фотохроника ТАСС). МИУ выходит из лаборатории Магнитно-импульсная обработ­ ка металлов основана на непо­ средственном п р е о б р а з о в а н и и энергии электромагнитного поля высокой напряженности в меха­ ническую работу. Этот принцип широко известен с начала 60-х го­ дов, однако в производство маг­ нитно-импульсные у с т а н о в к и (М И У ) начали выходить только сейчас. Одна из организаций в Совет­ ском Союзе, занимающаяся раз­ работкой «магнитных штампов­ щиков», — Воронежский экспери­ ментальный научно - исследова­ тельский институт кузнечно-прес­ сового машиностроения. Здесь МИУ создают и совершенствуют молодые специалисты отдела, воз­ главляемого Геннадием Больша­ ковым. В 1962 году ими были разработаны контуры первой экс­ периментальной установки, а сей­ час последнюю из них можно увидеть на Выставке д в и ж е н и й народного хозяйства СССР. Установка предназначена для выполнения различных технологи­ ческих операций, включая выруб­ ку, пробивку отверстий и формов­ ку листового материала, обработ­ ку тонкостенных трубчатых изде­ лий, калибровку, отбортовку и да­ же сборочные операции. Используя электромагни т н о е обжатие металлических втулок, можно, например, закреплять на­ конечники на электрических кабе­ лях, опрессовывать трубы тонко­ стенными оболочками, запрессо­ вывать изделия из пластмасс и керамики в металлические корпу­ са. Производительность установ­ ки — 360 операций в час. Наиболее эффективно штампу­ ются заготовки из меди, алюми­ ния, латуни толщиной до трех миллиметров и площадью обраба­ тываемой поверхности до 400 квадратных сантиметров. Из металлов с большим элект­ рическим сопротивлением на ус­ тановке можно получить малога­ баритные изделия. Если же при­ менить покрытия или тонкие про­ кладки из электропроводящих ма­ териалов, то можно обрабатывать и металлы с малой электропро­ водностью. Установка универсальна и лег­ ко может быть встроена в авто­ матическую линию. Обслуживает ее один человек. Специальная си­ стема блокировок обеспечивает безопасность работы. Первые ус­ тановки института, предназначен­ ные для практического использо­ вания, отправлены на предприя­ тия. И. КО ВАЛ КИН , корреспондент АПН. Неожиданные свойства „усов“ Немногим более десяти лет на­ зад ученые впервые получили ма­ ленькие нитевидные кристаллы чи­ стых металлов и их окислов— «усы». С тех пор «усы» привлека­ ют к себе пристальное внимание исследователей. Усы железа, на­ пример, показывают прочность свыше тысячи трехсот килограм­ мов на квадратный миллиметр, тогда как предел прочности со­ временных конструктивных сталей —двести двадцать килограммов. Ученые разработали немало способов получения кристаллов- нитей. Один из них заключается в восстановлении соединений ме­ ди при температуре от 430 до 850 градусов Цельсия. В других слу­ чаях «усы» получают, раскалывая массивные кристаллы некоторых веществ но плоскостям спайности. В-третьих—кристаллы выращива­ ют конденсацией паров чистых ме­ таллов в среде водорода или инертных газов. Этим методом по­ лучают, например, «усы» цинка, ртути, серебра. Кроме кристалли­ зации из паровой или газовой фа­ зы, часто прибегают к кристалли­ зации из растворов или расплавов. Но все эти методы требуют от экс­ периментаторов большого искусст­ ва. Недавно «усы» преподнесли ис­ следователям своеобразный сюр­ приз. Выяснилось, что при опреде­ ленных условиях они иногда мо­ гут расти и сами, без вмешатель­ ства человека. Для ученых это редкое явление представляет осо­ бый интерес. В одной из лабораторий Мос­ ковского химико-технологического института имени Д. И. Менделеева члену-корреспонденту АН СССР Петру Будникову с группой сот­ рудников удалось наблюдать, как на минерале периклазе, состоящем из окиси магния, самопроизвольно росли нитевидные кристаллы. Образец минерала поместили в тоннельную печь и подвергли об­ жигу при температуре 1650 граду­ сов Цельсия. А когда образец ох­ ладили до комнатной температуры, на его поверхности начали появ­ ляться нитевидные 'монокристаллы окиси магния. Они возникали на границе между темной и светлой зонами образца. Его светлая зона состояла из очень крупных зерен периклаза, в промежутках между которыми располагались вкрапле­ ния других минералов, содержа­ щих магний. Исследователи выдвинули объ­ яснение этого интересного явле­ ния. Оказывается, кристаллы ра­ стут за счет сжатия тончайшего слоя между темной и светлой зо­ нами. Само же сжатие обусловле­ но разницей объемных расширений зон при обжиге образца. Сжатие создает громадные давления. Под действием этого давления возни­ кает пластическое течение окиси магния, и на поверхности минера­ ла появляются нитевидные кри­ сталлы. Детальное изучение нового яв­ ления, возможно, подскажет и с ^ следователям более простые м е ^ тоды получения сверхпрочных «усов». Евгений ГРУЗИ НОВ, инженер. (А П Н ) . Н а ш к а л е н д а р ь С. М. Эйзенштейн 22 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 70 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ СОВЕТСКО­ ГО КИНОРЕЖИССЕРА СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ЭЙЗЕНШТЕЙ­ НА Замечательный режиссер советского кино Сергей Ми­ хайлович Эйзенштейн (1898 — (К 70-летию со 1948) принадлежал к тому по­ колению художников, кото­ рое было вызвано к жизни революцией. Смелый мысли­ тель, дерзкий новатор, он всем своим искусством слу­ жил делу пролетарской рево­ люции. Одна из важнейших тем его творчества — рево­ люция. Это фильмы «Стачка» (1924), «Броненосец «Потем­ кин» (1925), «Октябрь» (1928), главным героем которых яв­ ляется образ революционно­ го народа. Начиная с первого фильма «Стачка» и кончая .«Иваном Грозным» творчество С. М. Эйзенштейна было постоянно направлено на поиски новых путей, новых методов в кине­ матографии. дня рождения) Крупнейшее произведение С. М. Эйзенштейна «Бронено­ сец «Потемкин» правдиво вос­ создает героический эпизод первой русской революции, являётся одним из признанных шедевров мирового искусства. Тема патриотизма, защиты своего отечества от агрес­ сора блестяще раскрыта С. М. Эйзенштейном в фильме «Александр Невский» (1938), созданном накануне второй мировой войны. Фильмы, созданные Эйзен­ штейном, оказали большое влияние на развитие прогрес­ сивного киноискусства всего мира. Редактор Н. П. ШЕНЬ . НАШ АДРЕС : г. Липецк, ул. Марины Расковой, 4. Телефон (через коммутатор — 2—28—01) — 2—58 и 3— 14—57. АЭ 83104 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz