Строитель. 1968 г. (г. Липецк)

Строитель. 1968 г. (г. Липецк)

'УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ/У/^ л ' Х х Х > 0 0 0 0 0 < Х Х > С < > 0 < > < Х > < Х > 0 < > < Х > С > < Х > < > 0 0 ' 1 1 м а я 1 9 6 8 г . , № 3 6 ( 2 3 9 6 ) «С Т Р О И Т Е Л Ь» .'у'-с'■ есть ключ к достижению вы­ сокой его производительности. Для Советской власти, подчер­ кивал В. И. Ленин, именно организация труда — самый злободневный вопрос всей об­ щественной жизни. Главные направления этой работы Ленин усматривал в реорганизации народного тру­ да по последнему слову нау­ ки и техники, в умении рабо­ тать, в спорости, интенсивно­ сти, улучшении условий труда, правильном применении сдель ной оплаты, соразмерении за­ работка с общими итогами выработки. Развертывание социалисти­ ческого соревнования, повыше­ ние трудовой дисциплины, ус­ тановление строжайшей ответ­ ственности за исполнительские функции, борьба против неве­ жества и халатности — во г главные составные части НОТ В «Наброске плана научно- технических работ» В. И. Ле­ нин предлагал образовать ряд комиссий для составления пла- на реорганизации промышлен­ ности и экономического подъе­ ма России. Этот план, в ча­ стности, должен был преду сматривать возможность «наи­ меньшей поггерн труда при пе "реходе от обработки сырья к обработке полуфабрикатов вплоть до получения готового продукта». Учиться работать, учиться хозяйничать — под этим пони­ малось прежде всего налажи­ вание организации труда на научной основе. Цель такой организации — поставить ра­ боту правильно, так, чтобы не отставать, чтобы вовремя разрешить трения, которые происходят. Вся загвоздка, подчеркивал Владимир Ильич, в том, чтобы уметь управлять, уметь правильно расставлять людей, уметь избегать мелких столкновений, чтобы государ­ ственная хозяйственная рабо та не прерывалась. , В. И. Ленин считал полез­ ным изучать зарубежный опьп научной организации труда, в частности систему Тэйлора. Как известно, эта сиатема со­ держала -ш утонченное зверст­ во буржуазной эксплуатации. Отбросив эту сторону, Ленин советовал использовать поло­ жительный опыт в области ПОТ: метод анализа механи-,, ческнх движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, ' выработки пра­ вильнейших приемов работы, введения наилучших методой учета и контроля и т. д. Задачи ПОТ не ограничива­ ются сугубо производственной сферой деятельности человека.' Когда Владимир Ильич зна­ комился с книгой О. А. Ер- манского «Научная организа-. ция труда», он отметил очень важные дополнения, сделан­ ные автором. В этих дополне­ ниях рассматривались «проб лемы производительности тру­ да и культуры», «проблемы усталости», «труда и отдыха» и т. д. Ленин рекомендовал книгу в качестве обязательно­ го учебника для всех проф­ школ и школ второй ступени. I «Научиться работать, — за­ ключал он, — это теперь глав­ ная, действительно общенарод­ ная задача Советской респуб­ лики...» В работе «Как нам реорга низовать Рабкрин» Владимир Ильич советовал подобрать в аппарат таких людей, которые выдержали бы особое испыта­ ние относительно знакомства с - основами научной организации труда вообще, и, в частности, труда управленческого, канце­ лярского. Он рекомендовал наркому Рабкрина пор.аботать над слиянием и координирова­ нием деятельности институтов по организации труда, число которых в стране уже к тому времени достигло 12 (Цент­ ральный институт труда, Ин­ ститут научной организации труда н т. д.). Наконец, .Ле­ нин предлагал объявить кон­ курс на составление двух или больше учебников по органи­ зации труда вообще и специ­ ально труда управленческого, послать нескольких подготов­ ленных и добросовестных лиц за границу для сбора литера­ туры и изучения этого вопро­ са. Владимир Ильич не только первым наметил основные на­ правления, главные принципы ■научной организации труда применительно к новому со­ циалистическому способу про­ изводства, но и четко подска­ зал, как их осуществить. Ленинские принципы от­ крывали возможность пре­ вращения всего государст­ венного экономического меха­ низма в единую крупную ма­ шину, в хозяйственный меха­ низм, который бы «работал так, как работают часы», что­ бы миллионы людей руково­ дились единым планом. При этом НОТ служила бы реша­ ющим условием в борьбе за достижение высокой произво­ дительности труда. Об этом мы и расскажем в следующей беседе. А. Щ ЕРБАКОВ <Л<>о<хх>о<хх><хх>оо<><х><ХхХх>^о<><>оооо<>о<хх><х>оо<х>ооо<>ооооо<х>ооооооС'Оо- > ооо < х >< х > оооооа БРАТЬЯ КАРАТАЕВЫ О славных делах, дружбе и учебе двух братьев я слы­ шал давно, но познакомился и лучше их узнал всего лишь несколько дней назад. Как-то с начальником уча­ стка 8. А. Семехиным зашел разговор о монтажниках. — Вот бы о ном в газету надо написать, — сказал В. А. Семехин, — о братьях Кара­ таевых. Хорошие ребята, а кан друг за другом тянутся. Обязательно познаномьтесь. И вот я разговариваю с Ни­ колаем, старшим братом. О профессии монтажника он мечтал давно, можно сказать с самого детства. Бывало, услы­ шит рассказ по радио о лю­ дях этой профессии, увидит снимок в газете — не отор­ вешь. И как только окончил шнолу, сразу же поступил в техническое училище. Для не­ го это дело было давно решен­ ное. Семь лет назад его мечта сбылась. Он стал монтажником третьего разряда, пришел на Липецкую Магнитну. И хотя в ьых, на стройке понял: опыта еще не хватает. Стал внима­ тельно присматриваться к старшим товарищам, перени­ мать их опыт. Обо всем рас­ спрашивал бригадиров. А в позапрошлом году его направили на курсы бригади­ ров. Через три месяца он вер­ нулся из Воронежа уже спе­ циалистом четвертого разряда. На не успокоился. Учился самостоятельно. Получил пя­ тый разряд. А всего две неде­ ли назад ему доверили руково­ дить бригадой. Да и кому ж возглавить коллектив, как не ему. Мастер своего дела, один из активных комсомольцев в управлении «Сталькснструк- ция» и авторитетом пользует­ ся большим. Очень полюбилась специ­ альность монтажника Нико­ лаю. И как, бывало, ни придет домой, все разговор о своей работе заводит. Особенно при­ слушивался к нему младший брат Юрий. Николай и не по­ дозревал, как зажигал своего брата любовью н монтажному делу. Юрий пошел по стопам брата. — Сильно заинтересовал он меня этой романтичесной про­ фессией,—рассказывает о сво­ ем брате Юрий. — И я тоже пошел в училище, и вот уже несколько лет работаю вместе с Николаем. Много объектов на Липецкой Магнитке возве­ ли. А в командировке в Сиби­ ри сдружился с Александром Ратновым. Вернулись назад — перешел к нему в бригаду. Вит только в опыте Юрий немного отстал от своего бра­ та. Тог уже бригадой руково­ дит, в технинум готовится поступать. Но у Юры впереди еще времени много, чтобы до­ гнать брата. Осталось всего каких-нибудь два года, и Юрий закончит среднюю школу. Сейчас он учится в девятом классе школы рабочей моло­ дежи. В. ПАПУШ ИН . начальник штаба «Комсомольского прожектора» на стройке стана « 2000 ». ударных объектах училище он был одним из пер СХХиХХ>ОООООС < > о < х х > о о < х х х > о о с ' < х > о < х > о о < х > о о о о < х > о < х > о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о Комсомолец Виктор Морозов, электросварщик из «Сталь, конструкции», работает на сооружении стана «2000». Он еже­ дневно перевыполняет сменные задания, считается одним из лучших в управлении. НА СНИМ КЕ : В. Мороз в. .‘/////■УУ/'УУУ/УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ/УУУУУУУУУ/,УУУУУУУУУУУУУУ/УУУУУУУУУУ'УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ — Слушай, ты чего это так развязно ведешь себя, — от­ читывала Клавдия Ивановна Занина невысокого щуплень­ кого паренька, — тебе же в армию идти. — Как? Нормально, там нужны смелые люди. — Смелые, да не разболтан ные. Парень встал из-за стола и, приняв высокомерный вид, направился к выходу. Уже из- за двери до воспитателя доне­ слось: —Тоже мне про армию, по­ нимала бы толк в службе... Клавдия Ивановна хотела было остановить, вернуть за­ носчивого мальчишку и отчи­ тать как следует, но это жела­ ние только промелькнуло, не вызвав никакой реакции. Она так и осталась сидеть, а в го­ лове звенели эти слова «по­ нимала бы толк в службе...» Что он знает, этот маль­ чишка? ...С тринадцати лет Клавдия Ивановна начала носить воен­ ную форму, совсем девчонкой принимала присягу на вер ­ ность Родине, принимала уже как кадровый солдат медицин ской службы. Было это в со­ рок первом. ...Германские захватчики под ­ ходили к Орлу. Город эвакуи- И МЕДСЕСТРА, И ВОСПИТАТЕЛЬ ровался. В одном из эшелонов, вместе с сотнями других дет домовцев, уезжала и Клава. Им говорили, что везут в теп­ лый край, в Алма-Ату. Дев ­ чата старались представить се­ бе этот город с таким звуч­ ным и непонятным названием, но в воображении возникали улицы и скверы Орла. Да и не­ понятно было, почему их уво эят, когда в Орле так пре ­ красно. Правда, идет война, но для девочек она казалась какою -то уенастоящей, и гру ­ шечной. Им вовсе не хотелось уезжать: куда лучше бы ос ­ таться, посмотреть на войну, вон как мальчишки в нее здо ­ рово играют. Не успели девчонки >1 маль­ чишки пожалеть об этом, как уже не игрушечная, а ^ с т о я ­ щая война ворвалась к ним в вагон. Лишь в госпитале опомни­ лась и пришла в себя Клава, но уже не могла подняться, раненая нога была забинтова­ на. И первое, что услышала она — стоны раненых. Трудно было в таком возра­ сте лежать в постели. Дни эти были, пожалуй, самыми тягост­ ными в ее жизни. Но и они кончились. С помощью косты­ лей, а потом и так, сначала медленно, затем все быстрее и вернее стала она ходить по госпиталю. Ей нравилось помо­ гать раненым, с присущим де ­ тям любопытством смотрела она, как проворно перевязыва­ ют сестры, проникала даже в операционную. С волнением смотрела, как умело и хладно­ кровно работала Валентина Ивановна Леонова, хирург госпиталя. Валентине Ивановне понра вилась проворная и любозна­ тельная девочка, и все свобод­ ное время она проводила с ней. Полюбили Клаву все работ­ ники госпиталя и раненые. Она помогала им, и вскоре стала незаменимой. И когда совсем выздоровела, то п о ­ просилась остаться в госпитале санитаркой. Ведь все равно ехать было некуда, а здесь оказалось столько заботливых людей. Клаву оставили, зачислили в штат санитаркой. При госпита­ ле были организованы курсы, где училась не только Клава, но и ее ровесницы, две Маши — Литвиненко и Бедрук. Учи­ лись прилежно, а в практике недостатка не было. Иногда на каждую медсестру приходи­ лось до тысячи раненых, и всем была нужна первая п о ­ мощь. Вскоре девочки уже стали медсестрами. Работать прихо дилось чуть ли не круглые сутки. Особенно на Курской дуге. Ведь их госпиталь был самым близким к фронту. — Вот там, на Курской дуге, — рассказывает Клавдия Ива­ новна, — на каждую медсест­ ру приходилось по тридцать блиндажей, а в них по полсот­ ни раненых. Тут уж чтобы обойти всех, сколько времени требовалось, а надо делать уколы, перевязки. И все это под бомбежкой. Как-то, на Карпатах, над городком, где разместился их госпиталь, утром появились вражеские самолеты. Началась бомб е ж к а. В небо взвились наши истребите­ ли. Немало сбили в воздуш­ ном бою фашистских стер­ вятников. В этом бою постра­ дал и наш самолет. В госпи­ таль доставили почти безна­ дежно раненого летчика. Н уж ­ но было срочное прямое пе ­ реливание крови. И тогда свою кровь пред ­ ложила Клава. И хоть не пола­ галось брать кровь у пятнад­ цатилетних, но другого выхода не было. Жизнь летчика нахо­ дилась в опасности. Да разве только одного его жизнь? За годы войны, буду­ чи сама еще почти ребенком, Клава отдала раненым немало литров крови. Она возмещала кровь, пролитую нашими бой ­ цами за родину, за то, чтобы у этого мальчишки было свет­ лое будущее, свобода, счаст­ ливая жизнь. Три медали ярче всего говорят о службе Кла­ вдии Ивановны. Все это промелькнуло в го ­ лове воспитателя как-то ра ­ зом, одними ощущениями. Дочь санбата по-прежнему на передней линии фронта, только теперь приходится вое­ вать за формирование челове­ ка. Н. РАДУГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz