Строитель. 1968 г. (г. Липецк)
'УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ/У/^ л ' Х х Х > 0 0 0 0 0 < Х Х > С < > 0 < > < Х > < Х > 0 < > < Х > С > < Х > < > 0 0 ' 1 1 м а я 1 9 6 8 г . , № 3 6 ( 2 3 9 6 ) «С Т Р О И Т Е Л Ь» .'у'-с'■ есть ключ к достижению вы сокой его производительности. Для Советской власти, подчер кивал В. И. Ленин, именно организация труда — самый злободневный вопрос всей об щественной жизни. Главные направления этой работы Ленин усматривал в реорганизации народного тру да по последнему слову нау ки и техники, в умении рабо тать, в спорости, интенсивно сти, улучшении условий труда, правильном применении сдель ной оплаты, соразмерении за работка с общими итогами выработки. Развертывание социалисти ческого соревнования, повыше ние трудовой дисциплины, ус тановление строжайшей ответ ственности за исполнительские функции, борьба против неве жества и халатности — во г главные составные части НОТ В «Наброске плана научно- технических работ» В. И. Ле нин предлагал образовать ряд комиссий для составления пла- на реорганизации промышлен ности и экономического подъе ма России. Этот план, в ча стности, должен был преду сматривать возможность «наи меньшей поггерн труда при пе "реходе от обработки сырья к обработке полуфабрикатов вплоть до получения готового продукта». Учиться работать, учиться хозяйничать — под этим пони малось прежде всего налажи вание организации труда на научной основе. Цель такой организации — поставить ра боту правильно, так, чтобы не отставать, чтобы вовремя разрешить трения, которые происходят. Вся загвоздка, подчеркивал Владимир Ильич, в том, чтобы уметь управлять, уметь правильно расставлять людей, уметь избегать мелких столкновений, чтобы государ ственная хозяйственная рабо та не прерывалась. , В. И. Ленин считал полез ным изучать зарубежный опьп научной организации труда, в частности систему Тэйлора. Как известно, эта сиатема со держала -ш утонченное зверст во буржуазной эксплуатации. Отбросив эту сторону, Ленин советовал использовать поло жительный опыт в области ПОТ: метод анализа механи-,, ческнх движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, ' выработки пра вильнейших приемов работы, введения наилучших методой учета и контроля и т. д. Задачи ПОТ не ограничива ются сугубо производственной сферой деятельности человека.' Когда Владимир Ильич зна комился с книгой О. А. Ер- манского «Научная организа-. ция труда», он отметил очень важные дополнения, сделан ные автором. В этих дополне ниях рассматривались «проб лемы производительности тру да и культуры», «проблемы усталости», «труда и отдыха» и т. д. Ленин рекомендовал книгу в качестве обязательно го учебника для всех проф школ и школ второй ступени. I «Научиться работать, — за ключал он, — это теперь глав ная, действительно общенарод ная задача Советской респуб лики...» В работе «Как нам реорга низовать Рабкрин» Владимир Ильич советовал подобрать в аппарат таких людей, которые выдержали бы особое испыта ние относительно знакомства с - основами научной организации труда вообще, и, в частности, труда управленческого, канце лярского. Он рекомендовал наркому Рабкрина пор.аботать над слиянием и координирова нием деятельности институтов по организации труда, число которых в стране уже к тому времени достигло 12 (Цент ральный институт труда, Ин ститут научной организации труда н т. д.). Наконец, .Ле нин предлагал объявить кон курс на составление двух или больше учебников по органи зации труда вообще и специ ально труда управленческого, послать нескольких подготов ленных и добросовестных лиц за границу для сбора литера туры и изучения этого вопро са. Владимир Ильич не только первым наметил основные на правления, главные принципы ■научной организации труда применительно к новому со циалистическому способу про изводства, но и четко подска зал, как их осуществить. Ленинские принципы от крывали возможность пре вращения всего государст венного экономического меха низма в единую крупную ма шину, в хозяйственный меха низм, который бы «работал так, как работают часы», что бы миллионы людей руково дились единым планом. При этом НОТ служила бы реша ющим условием в борьбе за достижение высокой произво дительности труда. Об этом мы и расскажем в следующей беседе. А. Щ ЕРБАКОВ <Л<>о<хх>о<хх><хх>оо<><х><ХхХх>^о<><>оооо<>о<хх><х>оо<х>ооо<>ооооо<х>ооооооС'Оо- > ооо < х >< х > оооооа БРАТЬЯ КАРАТАЕВЫ О славных делах, дружбе и учебе двух братьев я слы шал давно, но познакомился и лучше их узнал всего лишь несколько дней назад. Как-то с начальником уча стка 8. А. Семехиным зашел разговор о монтажниках. — Вот бы о ном в газету надо написать, — сказал В. А. Семехин, — о братьях Кара таевых. Хорошие ребята, а кан друг за другом тянутся. Обязательно познаномьтесь. И вот я разговариваю с Ни колаем, старшим братом. О профессии монтажника он мечтал давно, можно сказать с самого детства. Бывало, услы шит рассказ по радио о лю дях этой профессии, увидит снимок в газете — не отор вешь. И как только окончил шнолу, сразу же поступил в техническое училище. Для не го это дело было давно решен ное. Семь лет назад его мечта сбылась. Он стал монтажником третьего разряда, пришел на Липецкую Магнитну. И хотя в ьых, на стройке понял: опыта еще не хватает. Стал внима тельно присматриваться к старшим товарищам, перени мать их опыт. Обо всем рас спрашивал бригадиров. А в позапрошлом году его направили на курсы бригади ров. Через три месяца он вер нулся из Воронежа уже спе циалистом четвертого разряда. На не успокоился. Учился самостоятельно. Получил пя тый разряд. А всего две неде ли назад ему доверили руково дить бригадой. Да и кому ж возглавить коллектив, как не ему. Мастер своего дела, один из активных комсомольцев в управлении «Сталькснструк- ция» и авторитетом пользует ся большим. Очень полюбилась специ альность монтажника Нико лаю. И как, бывало, ни придет домой, все разговор о своей работе заводит. Особенно при слушивался к нему младший брат Юрий. Николай и не по дозревал, как зажигал своего брата любовью н монтажному делу. Юрий пошел по стопам брата. — Сильно заинтересовал он меня этой романтичесной про фессией,—рассказывает о сво ем брате Юрий. — И я тоже пошел в училище, и вот уже несколько лет работаю вместе с Николаем. Много объектов на Липецкой Магнитке возве ли. А в командировке в Сиби ри сдружился с Александром Ратновым. Вернулись назад — перешел к нему в бригаду. Вит только в опыте Юрий немного отстал от своего бра та. Тог уже бригадой руково дит, в технинум готовится поступать. Но у Юры впереди еще времени много, чтобы до гнать брата. Осталось всего каких-нибудь два года, и Юрий закончит среднюю школу. Сейчас он учится в девятом классе школы рабочей моло дежи. В. ПАПУШ ИН . начальник штаба «Комсомольского прожектора» на стройке стана « 2000 ». ударных объектах училище он был одним из пер СХХиХХ>ОООООС < > о < х х > о о < х х х > о о с ' < х > о < х > о о < х > о о о о < х > о < х > о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о Комсомолец Виктор Морозов, электросварщик из «Сталь, конструкции», работает на сооружении стана «2000». Он еже дневно перевыполняет сменные задания, считается одним из лучших в управлении. НА СНИМ КЕ : В. Мороз в. .‘/////■УУ/'УУУ/УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ/УУУУУУУУУ/,УУУУУУУУУУУУУУ/УУУУУУУУУУ'УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ — Слушай, ты чего это так развязно ведешь себя, — от читывала Клавдия Ивановна Занина невысокого щуплень кого паренька, — тебе же в армию идти. — Как? Нормально, там нужны смелые люди. — Смелые, да не разболтан ные. Парень встал из-за стола и, приняв высокомерный вид, направился к выходу. Уже из- за двери до воспитателя доне слось: —Тоже мне про армию, по нимала бы толк в службе... Клавдия Ивановна хотела было остановить, вернуть за носчивого мальчишку и отчи тать как следует, но это жела ние только промелькнуло, не вызвав никакой реакции. Она так и осталась сидеть, а в го лове звенели эти слова «по нимала бы толк в службе...» Что он знает, этот маль чишка? ...С тринадцати лет Клавдия Ивановна начала носить воен ную форму, совсем девчонкой принимала присягу на вер ность Родине, принимала уже как кадровый солдат медицин ской службы. Было это в со рок первом. ...Германские захватчики под ходили к Орлу. Город эвакуи- И МЕДСЕСТРА, И ВОСПИТАТЕЛЬ ровался. В одном из эшелонов, вместе с сотнями других дет домовцев, уезжала и Клава. Им говорили, что везут в теп лый край, в Алма-Ату. Дев чата старались представить се бе этот город с таким звуч ным и непонятным названием, но в воображении возникали улицы и скверы Орла. Да и не понятно было, почему их уво эят, когда в Орле так пре красно. Правда, идет война, но для девочек она казалась какою -то уенастоящей, и гру шечной. Им вовсе не хотелось уезжать: куда лучше бы ос таться, посмотреть на войну, вон как мальчишки в нее здо рово играют. Не успели девчонки >1 маль чишки пожалеть об этом, как уже не игрушечная, а ^ с т о я щая война ворвалась к ним в вагон. Лишь в госпитале опомни лась и пришла в себя Клава, но уже не могла подняться, раненая нога была забинтова на. И первое, что услышала она — стоны раненых. Трудно было в таком возра сте лежать в постели. Дни эти были, пожалуй, самыми тягост ными в ее жизни. Но и они кончились. С помощью косты лей, а потом и так, сначала медленно, затем все быстрее и вернее стала она ходить по госпиталю. Ей нравилось помо гать раненым, с присущим де тям любопытством смотрела она, как проворно перевязыва ют сестры, проникала даже в операционную. С волнением смотрела, как умело и хладно кровно работала Валентина Ивановна Леонова, хирург госпиталя. Валентине Ивановне понра вилась проворная и любозна тельная девочка, и все свобод ное время она проводила с ней. Полюбили Клаву все работ ники госпиталя и раненые. Она помогала им, и вскоре стала незаменимой. И когда совсем выздоровела, то п о просилась остаться в госпитале санитаркой. Ведь все равно ехать было некуда, а здесь оказалось столько заботливых людей. Клаву оставили, зачислили в штат санитаркой. При госпита ле были организованы курсы, где училась не только Клава, но и ее ровесницы, две Маши — Литвиненко и Бедрук. Учи лись прилежно, а в практике недостатка не было. Иногда на каждую медсестру приходи лось до тысячи раненых, и всем была нужна первая п о мощь. Вскоре девочки уже стали медсестрами. Работать прихо дилось чуть ли не круглые сутки. Особенно на Курской дуге. Ведь их госпиталь был самым близким к фронту. — Вот там, на Курской дуге, — рассказывает Клавдия Ива новна, — на каждую медсест ру приходилось по тридцать блиндажей, а в них по полсот ни раненых. Тут уж чтобы обойти всех, сколько времени требовалось, а надо делать уколы, перевязки. И все это под бомбежкой. Как-то, на Карпатах, над городком, где разместился их госпиталь, утром появились вражеские самолеты. Началась бомб е ж к а. В небо взвились наши истребите ли. Немало сбили в воздуш ном бою фашистских стер вятников. В этом бою постра дал и наш самолет. В госпи таль доставили почти безна дежно раненого летчика. Н уж но было срочное прямое пе реливание крови. И тогда свою кровь пред ложила Клава. И хоть не пола галось брать кровь у пятнад цатилетних, но другого выхода не было. Жизнь летчика нахо дилась в опасности. Да разве только одного его жизнь? За годы войны, буду чи сама еще почти ребенком, Клава отдала раненым немало литров крови. Она возмещала кровь, пролитую нашими бой цами за родину, за то, чтобы у этого мальчишки было свет лое будущее, свобода, счаст ливая жизнь. Три медали ярче всего говорят о службе Кла вдии Ивановны. Все это промелькнуло в го лове воспитателя как-то ра зом, одними ощущениями. Дочь санбата по-прежнему на передней линии фронта, только теперь приходится вое вать за формирование челове ка. Н. РАДУГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz