Строитель. 1967 г. (г. Липецк)
«СТРОИТЕЛЬ» Из истории треста „Липецнстрой" В будущем году нашему тресту исполняется двадцать пять лет. Славный путь борьбы и побед прошел многотысячный коллектив строителей орденоносного треста за четверть века. Рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим есть что вспомнить, есть что рассказать. Редакция газеты «Строитель» охотно предоставляет свои страницы ветеранам треста. С сегодняшнего номера газета под рубрикой «Из исто рии треста «Линецкстрой» начинает печатать воспоминания ве теранов. Ждем ваших писем, дорогие товарищи. Слово предоставляется заведующему строительной лаборато рией треста Николаю Ивановичу Латынину. ----------------- ■ --------------- Как эт о начиналось П ОДЪЕЗЖАЕМ к Липецку! .—гобъявила кондуктор. Мы* вышли из вагона. Кругом вечерний •подумрак. «Где он, этот город?.»-^воз,никла мысль? Вме сте с другими пассажирами стали расспрашивать, сколько километ ров до города и как в него пройти. Одни говорили, что до города 3 километра, оптимисты называли цифру 2. Добраться до города можно бы ло лишь известным транспортом — «одиннадцатым» номером. Вместе с пассажирами я дви нулся в темноту. Вспомнились слова Александра Васильевича Курганова, начальника «Глав- центростроя»: Поезжай в Липецк, там есть строительно - монтажная часть N 2 11, и вам там все объяснят. Пропуск вам разрешен. Дорога от вокзала до города была-вся в выбоинах, идти прихо дилось осторожно, отчего путь ка зался куда длиннее обычного. Мы с трудом разыскали дом колхоз ника. ' С неменьшим трудом утром я разыскивал это ОСМУ-11, только организовавшееся тогда. И вот первое знакомство' со стройкой, где пришлось работать уже почти четверть века. Первым начальником у нас был - Артамонов, главным инже нером В. А. Корогодин. Основное ядро инженерно-технического пер сонала прошло большую закалку на‘ строительстве оборонительных рубежей нашей Родины. Мне толсе приходилось их строить. В 1930 году окончил школу и поступил на Воронеж ский паровозоремонтный завод простым рабочим. А после окончания курсов ма стеров соцтруда я стал работать на стройках. Работал в Воронеже, на строительстве главных про мышленных объектов, затем в Краснодаре в бюро инженерных исследований. Здесь меня и за стала война. От мирного труда перешли к строительству оборо нительных рубежей. И во когда уже исход войны стал ясен, когда наша армия да леко' отбросила врага, я снова возвращаюсь к мирному труду— восстанавливать Липецкий трак торный завод. Теперь тракторы были валены так же, ка к и танки. Строить было нелегко. Боль шинство рабочих— крестьяне, не имеющие строительных специаль ностей. Почти все делалось вруч ную, не хватало самого элемен тарного инструмента. И все же мы строили, понимая, как нужны стране стальные кони. Первыми объектами стали куз нечный и инструментальнуй це хи. Было трудно, не хватало ма териалов, и мы старались изыски вать любые резервы. Так, в ших товых бункерах чугунолитейного цеха были обнаружены запасы подмоченного цемента. Мы сразу пустили его в дело. Притом, не забуду, с какой бережливостью относились рабочие к этому дефи цитному материалу. И использо вали мы его на самые важные и ответственные участки. Затвер девшую корку по предложению нашей лаборатории размололи и применили в качестве вяжущего для кладочных растворов. Для подготовки под полы использова ли пробужденный бетон из гра нулированного шлака. Пробужде ние (активация) шлака произво дилась также в самодельных аг регатах. Состав пробужденного бетона подбирался лабораторией тоже на самодельных бегунах с ручным приводом. Лаборатория тогда размещалась в землянке, не было настоящего оборудования. Но, несмотря на все трудности, мы старались оказы вать как можно больше помощи строителям. Так, когда, встал вопрос, как в зимнее время забетонировать бал ки и колонны, мы вместе со строи телями нашли выход: для отапли вания был приспособлен котел от старого паровоза, а грубы замени ли каналами квадратного сечения, сделанными из деревянных реек. Доктор технических наук, про фессор, лауреат Государственной премии В. Н. Сизов в своей книге «Строительные работы в зимнее время» писал: «Представляет большой практический интерес предложенный и осуществленный зимой 1944— 1945 гг. в ОСМА-11 иарогрев балок с помощью закла дываемых в них труб квадратно го сечения, изготовленных из тон ких деревянных планок». Это еще раз подтверждает, с каким энтузиазмом, творческой энергией работали строители, в основном подростки и женщины. Преодолевая все трудности воен ных лет, замечательно работали тогда Серафима Митина, Сергей Косенков, Клавдия Растрыгина и другие, которые и поныне трудят ся на Липецкой Магнитке. Как, например, Мария Хозова. Работа ла она плотником. Теперь— инже нер по труду треста «Жилстрой». Выросшая Магнитка вырастила и людей. Желание как можно скорее вос становить завод рождало у людей творческую мысль, вызывало не бывалый энтузиазм масс. Вчераш ние неквалифицированные рабо чие быстро приобретали спе циальности и становились в ряды передовых. В течение года было сделано, казалось бы, невозмож ное. В июне 1944 года на заводской площадке собрались строители и эксплуатационники. Они с волне нием смотрели, как по обочине до роги, лязгая гусеницами, шел трактор! Символ мирного труда! Людям хотелось плакать от радо сти, от чувства близкой победы. Пуск тракторного завода явил ся первой победой и первым экза меном для липецких строителей. Труд строителей высоко оцени ло наше правительство. В июле 1946 года 617 строителей треста № 11 получили медали «За доб лестный труд в Великой Отечест венной войне 1941 — 45 гг.». Одной из первых председатель исполкома Тракторозаводского районного Совета депутатов тру дящихся тов. Алхимов вручил ме даль бригадиру комсомольско-мо лодежной бригады Марии Овчаро- вой. _ Сфера деятельности треста №111 быстро расширялась. Он рос, по полнялся новыми кадрами, строи тельными машинами и необходи мым оборудованием. Одновременно со строительством тракторного за вода начались восстановительные работы на ТЭЦ НЛМЗ, заводе «Свободный сокол» и других объ ектах города Липецка. Усиленно велось и строительст во жилья. После восстановитель ных работ трест перешел к строи тельству более крупных промыш ленных объектов, предусмотрен ных послевоенными планами раз вития народного хозяйства. Год за годом, наращивая темпы работ, трест пришел к своему 25-летию орденоносным. Вырос Новолипецкий завод. Он потянул за собою весь город. II когда я теперь бываю на вокзале, смотрю на новые современные кварталы, мне всегда вспоминает ся тот вечер 1943 года, когда я впервые ступил на липецкую зем лю, ставшую для меня второй ро диной. II невольно восхищаюсь: Сколько нами сделано! Н. ЛАТЫНИН. зав. строительной лабораторией треста «Липецкстрой». 30 сентября 1967 г., Ла 13 (.1414) К сооружению фундаментов вальцешлифовальной мастерской стана «2000» бригада Вячеслава Шабарина из девятого управления приступила в середине прошлого месяца. За это время уложила более двух тысяч кубометров бетона. Крллектив досрочно предоста вил фронт работ монтажникам «Стальконструкции», которые на днях приступили к монтажу металлоконструкций каркаса мастерской. На снимке: лучшие плотники бригады С. Г. Заварзин, В. А. Кочер- гин и И. М. Толстых. Фото В. Растворова. ВЕСТИ с ударных объектов ф Смонтирован последний короб металлической гидроизоляции на площадке печного отделения стана «2000». Сделала это бригада Станислава Кожухова из управления «Стальконструкция». Теперь здесь осталось смонтировать короб борова печи № 2. Трудится на этой площадке бригада Михаила Меркулова. Монтажни ки ежедневно намного перевыполняют сменные нормы. ф Около сорока колонн смонтировали бригады «Стальконструк ции», возглавляемые Александром Ратновым и Василием Анохиным, на сооружении главного корпуса стана «2000». На днях строители девятого управления сдали монтажникам еще несколько фундамен тов. Темпы монтажа каркаса растут. ф Бригада Николая Неверовского из управления * «Коксохим- чонтаж» завершает монтаж металлического каркаса концевой пло щадки пятой коксовой батареи. На верху каркаса потом будут проло жены пути загрузочного вагона. ф Монтажники бригады Ивана Ганьшина начали укрупнять секции мостов, которые соединят коксосортировку № 4 и бункера кокса, что сооружены на стройке новой коксовой батареи. ф На территории коксохимического производства несколько дней назад монтажники бригады Владимира Карпова приступили к сооружению газового холодильника и нафталиноочистки. Монтажные работы здесь будут выполняться с помощью большого башенного крана, который сейчас устанавливает бригада Георгия Перфилова. ■вфшфишиввшшьяшнинввдйягдоеавжмэаннпвафнпвамфмшшшм В П О М О Щ Ь А Г И Т А Т О Р У К самой вершине Победу социалистической рево люции в нашей стране Владимир Ильич Ленин образно сравнил с восхождением человека на очень высокую, крутую и неисследован ную еще гору. Допустим, говорится в ленин ских «Заметках публициста» (см. Поли. собр. соч., т. 44, стр. 415— 423), что ему удалось, преодоле вая неслыханные трудности и опасности, подняться гораздо вы ше, чем его предшественники, но что вершины все же он не до стиг. Он оказался в положении, когда двигаться вперед по изб ранному направлению и пути уже не только трудно и опасно, но прямо невозможно. Ему пришлось повернуть назад, спускаться вниз, искать других путей, хотя бы бо лее длинных, но все же обещаю щих возможность добраться до вершины. У человека, оказавшегося в та ком положении, являются,—не смотря на то, что он поднялся не слыханно высоко, — минуты уны ния. Но жизнь, логика борьбы на стоятельно требуют продвижения вперед... «А тут ни экипажа, ни дороги, вообще ничего, ровно ни чего испытанного ранее!» Российский пролетариат поднял ся в своей революции на гигант скую высоту, которой не достигли французские буржуазные рево люции конца XVIII века, и даже Парижская коммуна. Надо как можно трезвее, призывал Влади мир Ильич, яснее, нагляднее дать себе отчет в том, что именно мы «доделали» и чего не доделали. «МБ 1 создали советский тип го сударства, начали этим всемирно- историческую эпоху, эпоху полити ческого господства пролетариата, пришедшую на смену эпохе гос подства буржуазии». И двумя строками ниже: «Но мы не доделали даже фун дамента социалистической эконо мики... Надо отчетливо сознать и открыто признать это, ибо нет ни чего опаснее иллюзий (и голово кружения, особенно на больших высотах). (Окончание на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz