Строитель. 1967 г. (г. Липецк)
4 «ГТРПИТКЛЬ» 18 января 1967 г., № 5 (1346 ) КОНСУЛЬТАЦИЯ Предварительный электроразогрев бетона с химическими добавками Четыре года назад строители! Западно-Сибирского металлург I- чес.кого завода в Новокузнецке, Кемеровской области, впервые применили новый метод зимне го бетонирования — с электро- разогревом бетонной смеси перед укладкой. После научно-технических кон ференций, проведенных в конце 1964 года в Новокузнецке и в начале 1966 года в Кемерове, этот метод начали успешно осва ивать на многих стройках страны Сегодня его применяют и на Урале, и на Кольском полуостро ве, в Приволжье, Донбассе. На днях технико-экономиче ский совет Министерства строи тельства РСФСР рассмотрел ре зультаты применения нового ме тода на стройках Кузбасса и Урала и принял решение распро странить его на все стройки Фе дерации. В свое время «Строительная га зета» не раз информировала чи тателей о сущности и основных показателях метода кузнечан. С тех пор сущность его не измени лась, но многие показатели жизнь скорректировала и улучшила. Суть метода заключается в следующем: доставленная на стройплощадку бетонная смесь в специально переоборудованном бункере быстро разогревается в среднем до 70 градусов током от сети с напряжением 380 вольт. После этого ее укладывают в опалубку, вибрируют, укрывают и выдерживают при высокой тем пературе по методу термоса. Благодаря быстрому разогреву химические реакции в смеси про текают интенсивнее, выделяется дополнительное количество теп ла. Так как разогрев бетона про изводится до укладки, то струк тура его не нарушается; после укладки остывает он постепенно, полностью используя внутреннее тепло смеси. Выдерживание бе тона при пониженных положи тельных температурах содейству ет более глубокой гидратации це ментных зерен. Тепла при таком методе расхо дуется 30—50 киловатт-часов на кубометр бетона вместо 90—150 киловатт-часов, расходуемых на многих сибирских стройках при электродном прогреве. Экономия объясняется тем, что при предва рительном электроразогреве теп ло вносится в определенный пе риод твердения, сокращаются теплопотери, используется экзо- термия, а также отпадает необхо димость высокотемпературного подогрева заполнителей на за водах. Поскольку бетон разогревается не в конструкциях, вид их арми рования не играет никакой роли. Более того, при предварительном разогреве можно применять ох лажденные смеси с незначитель ным включением льда, появляю щегося при длительном транспор тировании бетона на сильном мо розе. В бункере при разогреве бетона лед растаивает. Так же, как и при пропарива нии, для каждого состава бетона, типа цемента, для каждой степе ни подвижности смеси, вида до бавок существует оптимальный режим термообработки. Напри мер, бетон с осадкой конуса 6—8 сантиметров, приготовленный на сибирских портландцементах, вы держивают 15—30 минут три тем пературе смеси 5— 10 градусов; разогревают при 70 градусах в течение 8— 12 минут и придают ему начальную скорость охлаж дения 2—4 градуса в час. Это достигается выдерживанием бе тона в плотной деревянной опа лубке толщиной 30—40 милли метров. Открытая часть кон струкции утепляется толем, а за тем опилками толщиной 10— 15 сантиметров. На стройке Западно-Сибирско го металлургического завода по лучалась такая зависимость проч ности бетона до замерзания от температуры воздуха и модуля поверхности * конструкции (бе- 4 (фундаменты) 4—8 (ригели, колонны) 8— 12 (балки, прогоны) При бетонировании конструкций с модулем поверхности больше 12 в целях сохранения положитель ных температур необходим допол нительный обогрев бетона — пе риферийный или с помощью тер моактивной опалубки. Как и вообще при зимнем бе тонировании, наиболее эффектив ны быстротвердеющие (высоко- алитные) портландцементы, об ладающие большей экзотермией и дающие увеличение прочности на 10—15 процентов по сравне нию с обычным портландцемен том. Шлакопортландцемент вслед ствие замедленного твердения да ет на 15—20 процентов меньшую прочность, и потому его рекомен дуется применять для конструк ций с модулем поверхности до 8. В противном случае следует до полнительно обогревать бетон. Особенно эффективно введение в бетон добавок хлористых солей в количестве не более двух про центов от веса цемента. Полу процентная добавка поваренной соли интенсифицирует твердение бетона и понижает точку замер зания воды, за счет этого повы шается прочность бетона на 10—20 процентов, а также Без добавок 0,5 процента хлористого натрия 2 процента хлористого кальция При разогреве смеси в бункере емкостью полтора кубометра мощ ность, а следовательно, и суточ ный поток бетона, увеличиваются вдвое. Следует отметить, что при электродном прогреве конструк ций требуется в два-три раза больше мощности. Место электроразогрева ох лаждается, и все правила техни ки безопасности выполняются, как при электродном прогреве, в соо тве тс твии со СНиПОМ А-11-62. Поэтому, хотя смесь ра зогревают от сети с напряжением 380 вольт, предотвратить пора жение электрическим током в данном случае значительно лег че, чем при электропрогреве, когда вся площадка пересекается проводами. Приготовление бетона для ра зогрева обычное. Если заполните ли холодные, но без смерзшихся комьев, в бетономешалку залива ют воду, нагретую до 85—90 гра дусов, и после 1— 1,5 минуты пе ремешивания загружают цемент. При температуре воздуха до минус 20 градусов рекомендуется выпускать смесь с температурой не ниже плюс 5 градусов и до бавкой 0,5 процента хлористого натрия (от веса цемента). При морозах больше 20 граду сов смесь выдают с температу рой не ниже плюс 10 градусов и добавкой 2 процентов хлористого кальция. Бетонную смесь, выгружаемую в бункер из самосвалов, равно- тон приготовляли из портланд цемента марки «400» с добавкой полупроцента хлористого нат рия): * Модуль поверхности — отно шение поверхности конструкции (в квадратных метрах к ее объ ему (в кубометрах). 95 90 80 80 70 65 60 55 50 вдвое увеличивается электропро водность смеси. Вообще совре менная технология бетона не мыслима без противоморозных химических добавок. Как организуют электроразо грев бетонной смеси на строи тельной площадке? В обычных бункерах емкостью 0,7— 1,5 к у бометра устанавливают три изо лированные от корпуса пластины (электроды) из стали толщиной 6—8 миллиметров. Их располага ют на таком расстоянии между собой, стенками и дном корпуса, чтобы обеспечить равномерный разогрев смеси. Для бесперебойной работы и снижения электрической мощно сти, потребляемой на кубометр бетона, количество бункеров должно быть не менее четырех. Потребные мощность и сила тока в основном зависят от объема одновременно прогреваемого бе тона и его состава (подвижности, вводимых добавок). Вот как вы глядели основные показатели электроразогрева каждых 0,7 кубометра бетона марки «200» подвижностью 6—8 сантиметров на той же стройке металлургиче ского завода: 150 100 16 50 300 200 8 100 480 380 5 150 мерно распределяют между пла стинами-электродами. С по мощью конусноштепсель н о г е устройства их подключают к се ти (а бункер заземляют). После этого проверяют соблюдение пра вил безопасности и подают ток. В -процессе разогрева замеря ют амперметром или токозамеря- I ющими клещами силу тока, а дистанционным термометром фик сируется температура. Все эти (процессы легко автоматизировать: • Следует отметить, что при ра зогреве длительностью до 10 ми нут подвижность смеси может уменьшиться на 4—6 сантиметров осадки конуса, но удобоуклады- ваемость остается без изменения —2—3 секунды. И лишь при ра зогреве более 10 минут подвиж ность и удобоукладываемость мо гут сильно изменяться. Для пред отвращения этого в зависимости от вида цемента в бетон вводит ся повышенное количество воды — до 5 процентов, что соответст вует осадке конуса в 6—8 санти метров. Во избежание потерь тепла бе тонную смесь нужно выгружать в бункер с возможно меньшей высоты, без каких-либо переки док. В продолжение всего периода бетонирования должен быть орга низован тщательный контроль за производством работ и качеством бетона. Особой проверке должны подвергаться правильность распо ложения электродов, надежность изоляции, чистота бункера, а так же подготовленность опалубки и арматуры. Столь же тщательно необходи мо следить за температурой ра зогрева смеси и уложенного бето на. Последняя очень сильно зави сит от быстроты и качества утеп ления, в особенности — углов и выступающих частей. Температу ра бетона в конструкциях заме ряется так же, как и при обыч ном методе термоса, то есть не менее двух раз в сутки. В случае быстрого падения температуры устраивается дополнительная теп лоизоляция. Следует твердо пом нить, что контроль и уход за бе тоном требуют значительно мень ше затрат, чем лечение и восста новление конструкций. Благодаря термосному выдер живанию свойства электроразо- гретого бетона такие же, как и у обычного. По сравнению с элект ропрогревом экономится до 3 руб лей на кубометр — за счет исклю чения электродов, проводов, трансформаторов, а также за счет сокращения затрат электроэнер гии и рабочей силы. Трехлетний опыт применения нового метода бетонирования убе дительно свидетельствует о его больших перспективах. А. АРБЕНЬЕВ, руководитель лаборатории Уралниистромпроекта, кандидат технических наук. Зверским бомбардировкам подвергают американские агрессоры столицу Демократической Республики Вьетнам — Ханой, мирные города и села республики. Самолеты Соединенных Штатов сбрасы вают свой смертоносный груз отнюдь не на военные объекты из стали и железобетона, а на школы, жилые дома, детские учрежде ния, больницы. На снимке: разрушенное американскими бомбами здание, рас положенное в густонаселенном районе Ханоя. Фото Е. Кобелева. (Фотохроника ТАСС). Модуль поверхности и вид конструкций Прочность бетона (в процентах от марочной) при температуре наружного воздуха _______(в градусах мороза) О 2П 30 Количество добавок (в процентах к весу цемента) Якутская АССР. Недавно алма зодобытчики Мирного рапортовали Родине о начале эксплуатации еще одной горнообогатительной фаб рики № 3. Она рассчитана на круглогодовую работу. Сегодня в Мирном — более двадцати тысяч жителей. В городе строятся современные дома со всеми удобствами.В условиях веч ной мер«злоты применяются но вейшие достижения градострои тельства. На снимке: возводятся новые жилые дома. Фото Э. Брюханснко. Фотохроника ТАСС. ЕЩЕ ОДНА ГРЭС У НАРВЫ Два года назад в этих местах паслись стада, по тропинке шага ли грибники с лукошками, на речке часами просиживали рыбо ловы. Сейчас здесь воздух, вода и земля взбудоражены басовитым рокотом МАЗов. Оба берега Му- стйыги (Черная речка) преврати лись в строительную площадку, рождается Эстонская ГРЭС. Как и ее старшая сестра Прибалтий ская ГРЭС, новая тепловая стан ция сооружается вблизи города Нарвы. Мощность ее будет 1.600 тысяч киловатт. Уже подведено под крышу зда ние объединенного вспомогатель ного корпуса, где разместятся служебно-бытовые помещения. Сданы в эксплуатацию артезиан ская скважина, насосная, очист ные сооружения. На днях в новое трехэтажное здание с Прибалтий ской .ГРЭС переехало строитель ное управление. Закончены земляные работы в главном котловане. Установлено! первые десятки колонн. Примене ние крупных сборных железобетон ных конструкций позволяет со кратить сроки строительства и уменьшить затраты труда. В главном здании электростан ции будет смонтировано восемь блоков мощностью по 200 тысяч киловатт каждый. Котлы для сжи гания сланца изготовляются Та ганрогским заводом «Красный ко тельщик». Они рассчитаны на производство 230 тонн пара в час каждый. В строительстве Эстонской ГРЭС принимает участие вся стра на. Вагоны на площадку прибыва ют по ветке с новой станции Нарч- ская, связавшей строительную площадку Эстонской ГРЭС с же лезнодорожной магистралью Ле нинград—Таллин. Строители и монтажники обе щают уже в 1968 году ввести з действие первый блок ГРЭС. (АПН). Редактор Н. П. ШЕНЬ. НАШ АДРЕС: г. Липецк, ул. Марины Расковой, 4, подъезд № 2, ком. 4. Телефон (через коммутатор — 2-28-01)— 2-58 и 3-14-57. АЭ 01952 Липецк, типографии областного управления по печати. Зак. № 644
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz