Строитель. 1966 г. (г. Липецк)

Строитель. 1966 г. (г. Липецк)

30 марта 1966 г„ № 24 (1269) «СТРОИТЕЛЬ» 3 Механизация- путь к рентабельности Объемы строительно-монтажных работ, вы. полняемые нашим трестом, растут из года в год. При этом, объемы работ, выполняемые вручную, систематически сокращаются. За последние три года, например, объем работ, выполненный своими силами, возрос более чем в два раза, а число рабочих увеличилось только на 20,8 процента. Это — результат тех­ нической оснащенности треста. За период с 1963 по 1965 год мощность парка строительных машин и механизмов возросла почти вдвое. Если в 1963 году об­ щая грузоподъемность кранов, работающих в тресте, составила 344 тонны, то уже к середи­ не 1965 года мощность грузоподъемных ма­ шин достигла 735 тонн. Механовооруженность одного рабочего повысилась на 24,5 процента. Происходил не только количественный рост строительных машин, совершенствовалось их качество. На смену маломощным механизмам пришли тяжелые монтажные краны грузо­ подъемностью от 25 до 60 тонн. Это позволи­ ло тресту на строительстве азотно-тукового производства и кислородно-конверторного це­ ха Новолипецкого металлургического завода основную часть сборного железобетона смон­ тировать своими силами. За три последних года объем работ по монтажу сборного желе­ зобетона своими силами увеличился почти в два раза и составил в прошлом году 32,8 ты­ сячи кубических метров. Наряду с ростом парка машин улучшилось и их использование. Выработка кранов на од­ ну тонну грузоподъемности возросла на 15 процентов. Повышение производительности кранов, улучшение их использования, внедре­ ние новых механизмов позволило значитель­ но сократить затраты по механизации работ. Если в 1963 году затраты по механизации па один миллион рублей строительно-монтаж­ ных работ, выполняемых своими силами, со­ ставили 8200 рублей, то в 1964 году — 5200 рублей, а 1965 году — 5100 рублей. За последние годы механизаторами треста освоен и внедрен в производство ряд новых механизмов: установка для укладки песча­ ных бетонов методом «пневмобетон», пере­ движные парообразователи, бетононасосы, самоходные стреловые краны на тракторе Т-100М, самоподъемные люльки для отделоч­ ных работ и другие. Применение этих механизмов на строитель­ стве Липецкой Магнитки позволило значитель' но сократить непроизводительные затраты. Достаточно сказать, что применение одного парообразователя при подготовке поверхно­ сти под укладку бетона в зимнее время путем очистки арматуры и опалубки от снега и на­ леди паром вместо ручной очистки, применяв­ шейся ранее, снижает трудовые затраты на каждые 100 кубических метров уложенного бетона почти на 5 человеко-дней. А выполне­ ние бетонных работ в труднодоступных ме­ стах гусеничным краном, ембнтированном на тракторе, дает возможность при минимальных затратах механизировать весь комплекс работ по устройству опалубки, установке арматур­ ных каркасов и укладке бетона. Стоимость машино-смены такого крана— 10 рублей, а за­ меняет он 6 рабочих-бетонщиков. Успешно проведено в минувшем году освое­ ние бетононасосов. Впервые бетононасосы на­ шими строителями были применены еще в 1956 году на сооружении тоннеля водоводов цеха горячего проката. Однако массового применения в то время эти механизмы не по­ лучили из-за малых объемов работ. В прошлом году на строительстве ОНРС кислородно-конверторного цеха рабочие де­ сятого управления бетононасосами уложили 6,2 тысячи кубических метров бетона. Стои­ мость затрат на один кубический метр бето­ на, уложенного бетононасосами, составила 1 рубль 8 коп., что на 39 коп. дешевле, чем при выполнении этой работычкранами. Сред­ няя выработка на одного рабочего-бетонщика на укладке бетона превысила 10 кубических метров за смену. Применение бетононасосов позволило десятому строительному управле­ нию только на затратах по механизации съэкономить 1735 рублей. Опыт десятого строительного управления убедительно показал, что бетононасосы мож­ но с успехом применять в наших условиях. Это дает высокий экономический эффект, по­ вышает производительность труда, улучшает культуру производства. В целях дальнейшего развития механиза­ ции бетонных работ по заказу треста Воро­ нежский ремонтно-механический завод № 4 ГлавЧЦОстроя заканчивает изготовление ус­ тановки для пневматической транспортировки бетона производительностью до 20 кубиче­ ских метров в час, которая начнет работать на строительных объектах в текущем году. Бетононасосы получают более широкое применение на строительстве Липецкой Маг­ нитки. Если в 1965 году на строительстве кис­ лородно-конверторного цеха работало только два бетононасоса, то уже в апреле этого года будет подготовлено 6 бетононасосов, часть из них будет смонтирована на специальных пе­ редвижных установках. Общий объем уложен­ ного бетона этими механизмами в 1966 году будет доведен до 25 процентов от всего объ­ ема бетонных работ. Применение бетононасосов и установок для пневмотранспорта бетона не только повысит уровень механизации бетонных работ, но и даст возможность высвободить от этих работ тяжелые дорогостоящие гусеничные краны и сократить затраты по механизации. По пред­ варительным подсчетам применение бетоно­ насосов уже в текущем году даст экономию з сумме двадцать тысяч рублей. Проведенные мероприятия уже приносят хорошие результаты. Так, в 1965 году 90 про­ центов бетонных работ выполнено механиз­ мами. Объем ручных работ по сравнению с 1964 годом сократился более чем в 1"ри раза. Резко возрос уровень механизации земля­ ных работ. Объем земляных работ, выполнен­ ных вручную, по сравнению с 1964 годом со­ кратился в 2,5 раза и составил в 1965 году 49,72 тысячи рублей или 1,5 процента от всех земляных работ, выполненых на объектах треста. Однако земляные работы механизированы не полностью. В настоящее время вручную выполняют доработку и зачистку котлованов и траншей до проектных отметок, разработку котлованов под мелкие фундаменты, обрат­ ные засыпные и другие малообъемные рабо­ ты на территории действующих цехов при прокладке подземных коммуникаций и элект- рокабельных линий. Для полной механизации перечисленных работ требуются специальные машины. Но и на этих работах можно значительно сократить затраты ручного труда, применив мелкие экскаваторы «Беларусь» с ковшом ем­ костью 0,15 кубометра и бульдозеры мощно­ стью 50— 70 лошадиных сил. Только за счет этого ежедневное число рабочих, занятых на ручной разработке земли, по тресту сократи­ лось в прошлом году на Г60 человек по срав­ нению с 1964 годом. Наряду с этим еще много работ выполняем вручную. К ним относятся погрузка и раз­ грузка отдельных видов строительных мате­ риалов и особенно штучных. Не решены во­ просы комплексной механизации отдельных видов работ. Практически весь сборный же­ лезобетон в прошлом году был смонтирован механизмами, а окончательная отделка и до­ водка смонтированных конструкций, входя­ щих в комплекс работ, выполнялась вручную.. Трудозатраты по расшивке швов и отделке смонтированных панелей с навесных подмо­ стей и подвесных люлек с ручным приводом составили от 30 до 40 процентов, а в отдель­ ных случаях они равнялись затратам по мон­ тажу. Чтобы облегчить выполнение этих ра­ бот и поднять производительность труда, не­ обходимо применять специальные механизмы для подъема рабочих и мастеров на высоту и перемещения их вдоль фронта работ. Слабо внедряется в производство прогрес­ сивный инвентарь и оснастка. Разработанные около двух лет назад проектной группой тре­ ста бункера для укладки бетона с винтовым затвором не применяются. Плохо используются средства малой меха­ низации и механизированный инструмент при производстве опалубочных и отделочных ра­ бот. В строительных управлениях не органи­ зована централизованная заточка и ремонт ручного инструмента плотников. Все это при­ водит к большим потерям рабочего времени, снижает производительность труда. В Директивах XXIII съезда КПСС по пя­ тилетнему плану развития народного хозяй­ ства СССР на 1966— 1970 годы записано: «В целях повышения эффективности капиталь­ ных вложений обеспечить направление их в первую очередь на техническое перевооруже­ ние действующих предприятий, механизацию и автоматизацию производства, усиление его специализации, улучшение технологии, устра­ нение узких мест и на другие организацион­ но-технические мероприятия». Руководству­ ясь программой партии, необходимо уже в этом году на сооружении Липецкой Магнитки добиться полной механизации всех трудоем; ких работ, за счет чего резко сократить затра­ ты на строительство. М. РЯБУХИН, старший инженер отдела главного механика треста. На снимке: укладка бетона бетононасосом. Фото К. Порошиной. Кислородно-конверторный цех дал уж е несколько плавок. Н а снимке; молодые конверторщики Н. Золо­ тарев, Н. Подкопаев, А. Водопьянов, Э. Садовов, В. Николаев и О. Пономарев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz