Строитель. 1966 г. (г. Липецк)
30 марта 1966 г„ № 24 (1269) «СТРОИТЕЛЬ» 3 Механизация- путь к рентабельности Объемы строительно-монтажных работ, вы. полняемые нашим трестом, растут из года в год. При этом, объемы работ, выполняемые вручную, систематически сокращаются. За последние три года, например, объем работ, выполненный своими силами, возрос более чем в два раза, а число рабочих увеличилось только на 20,8 процента. Это — результат тех нической оснащенности треста. За период с 1963 по 1965 год мощность парка строительных машин и механизмов возросла почти вдвое. Если в 1963 году об щая грузоподъемность кранов, работающих в тресте, составила 344 тонны, то уже к середи не 1965 года мощность грузоподъемных ма шин достигла 735 тонн. Механовооруженность одного рабочего повысилась на 24,5 процента. Происходил не только количественный рост строительных машин, совершенствовалось их качество. На смену маломощным механизмам пришли тяжелые монтажные краны грузо подъемностью от 25 до 60 тонн. Это позволи ло тресту на строительстве азотно-тукового производства и кислородно-конверторного це ха Новолипецкого металлургического завода основную часть сборного железобетона смон тировать своими силами. За три последних года объем работ по монтажу сборного желе зобетона своими силами увеличился почти в два раза и составил в прошлом году 32,8 ты сячи кубических метров. Наряду с ростом парка машин улучшилось и их использование. Выработка кранов на од ну тонну грузоподъемности возросла на 15 процентов. Повышение производительности кранов, улучшение их использования, внедре ние новых механизмов позволило значитель но сократить затраты по механизации работ. Если в 1963 году затраты по механизации па один миллион рублей строительно-монтаж ных работ, выполняемых своими силами, со ставили 8200 рублей, то в 1964 году — 5200 рублей, а 1965 году — 5100 рублей. За последние годы механизаторами треста освоен и внедрен в производство ряд новых механизмов: установка для укладки песча ных бетонов методом «пневмобетон», пере движные парообразователи, бетононасосы, самоходные стреловые краны на тракторе Т-100М, самоподъемные люльки для отделоч ных работ и другие. Применение этих механизмов на строитель стве Липецкой Магнитки позволило значитель' но сократить непроизводительные затраты. Достаточно сказать, что применение одного парообразователя при подготовке поверхно сти под укладку бетона в зимнее время путем очистки арматуры и опалубки от снега и на леди паром вместо ручной очистки, применяв шейся ранее, снижает трудовые затраты на каждые 100 кубических метров уложенного бетона почти на 5 человеко-дней. А выполне ние бетонных работ в труднодоступных ме стах гусеничным краном, ембнтированном на тракторе, дает возможность при минимальных затратах механизировать весь комплекс работ по устройству опалубки, установке арматур ных каркасов и укладке бетона. Стоимость машино-смены такого крана— 10 рублей, а за меняет он 6 рабочих-бетонщиков. Успешно проведено в минувшем году освое ние бетононасосов. Впервые бетононасосы на шими строителями были применены еще в 1956 году на сооружении тоннеля водоводов цеха горячего проката. Однако массового применения в то время эти механизмы не по лучили из-за малых объемов работ. В прошлом году на строительстве ОНРС кислородно-конверторного цеха рабочие де сятого управления бетононасосами уложили 6,2 тысячи кубических метров бетона. Стои мость затрат на один кубический метр бето на, уложенного бетононасосами, составила 1 рубль 8 коп., что на 39 коп. дешевле, чем при выполнении этой работычкранами. Сред няя выработка на одного рабочего-бетонщика на укладке бетона превысила 10 кубических метров за смену. Применение бетононасосов позволило десятому строительному управле нию только на затратах по механизации съэкономить 1735 рублей. Опыт десятого строительного управления убедительно показал, что бетононасосы мож но с успехом применять в наших условиях. Это дает высокий экономический эффект, по вышает производительность труда, улучшает культуру производства. В целях дальнейшего развития механиза ции бетонных работ по заказу треста Воро нежский ремонтно-механический завод № 4 ГлавЧЦОстроя заканчивает изготовление ус тановки для пневматической транспортировки бетона производительностью до 20 кубиче ских метров в час, которая начнет работать на строительных объектах в текущем году. Бетононасосы получают более широкое применение на строительстве Липецкой Маг нитки. Если в 1965 году на строительстве кис лородно-конверторного цеха работало только два бетононасоса, то уже в апреле этого года будет подготовлено 6 бетононасосов, часть из них будет смонтирована на специальных пе редвижных установках. Общий объем уложен ного бетона этими механизмами в 1966 году будет доведен до 25 процентов от всего объ ема бетонных работ. Применение бетононасосов и установок для пневмотранспорта бетона не только повысит уровень механизации бетонных работ, но и даст возможность высвободить от этих работ тяжелые дорогостоящие гусеничные краны и сократить затраты по механизации. По пред варительным подсчетам применение бетоно насосов уже в текущем году даст экономию з сумме двадцать тысяч рублей. Проведенные мероприятия уже приносят хорошие результаты. Так, в 1965 году 90 про центов бетонных работ выполнено механиз мами. Объем ручных работ по сравнению с 1964 годом сократился более чем в 1"ри раза. Резко возрос уровень механизации земля ных работ. Объем земляных работ, выполнен ных вручную, по сравнению с 1964 годом со кратился в 2,5 раза и составил в 1965 году 49,72 тысячи рублей или 1,5 процента от всех земляных работ, выполненых на объектах треста. Однако земляные работы механизированы не полностью. В настоящее время вручную выполняют доработку и зачистку котлованов и траншей до проектных отметок, разработку котлованов под мелкие фундаменты, обрат ные засыпные и другие малообъемные рабо ты на территории действующих цехов при прокладке подземных коммуникаций и элект- рокабельных линий. Для полной механизации перечисленных работ требуются специальные машины. Но и на этих работах можно значительно сократить затраты ручного труда, применив мелкие экскаваторы «Беларусь» с ковшом ем костью 0,15 кубометра и бульдозеры мощно стью 50— 70 лошадиных сил. Только за счет этого ежедневное число рабочих, занятых на ручной разработке земли, по тресту сократи лось в прошлом году на Г60 человек по срав нению с 1964 годом. Наряду с этим еще много работ выполняем вручную. К ним относятся погрузка и раз грузка отдельных видов строительных мате риалов и особенно штучных. Не решены во просы комплексной механизации отдельных видов работ. Практически весь сборный же лезобетон в прошлом году был смонтирован механизмами, а окончательная отделка и до водка смонтированных конструкций, входя щих в комплекс работ, выполнялась вручную.. Трудозатраты по расшивке швов и отделке смонтированных панелей с навесных подмо стей и подвесных люлек с ручным приводом составили от 30 до 40 процентов, а в отдель ных случаях они равнялись затратам по мон тажу. Чтобы облегчить выполнение этих ра бот и поднять производительность труда, не обходимо применять специальные механизмы для подъема рабочих и мастеров на высоту и перемещения их вдоль фронта работ. Слабо внедряется в производство прогрес сивный инвентарь и оснастка. Разработанные около двух лет назад проектной группой тре ста бункера для укладки бетона с винтовым затвором не применяются. Плохо используются средства малой меха низации и механизированный инструмент при производстве опалубочных и отделочных ра бот. В строительных управлениях не органи зована централизованная заточка и ремонт ручного инструмента плотников. Все это при водит к большим потерям рабочего времени, снижает производительность труда. В Директивах XXIII съезда КПСС по пя тилетнему плану развития народного хозяй ства СССР на 1966— 1970 годы записано: «В целях повышения эффективности капиталь ных вложений обеспечить направление их в первую очередь на техническое перевооруже ние действующих предприятий, механизацию и автоматизацию производства, усиление его специализации, улучшение технологии, устра нение узких мест и на другие организацион но-технические мероприятия». Руководству ясь программой партии, необходимо уже в этом году на сооружении Липецкой Магнитки добиться полной механизации всех трудоем; ких работ, за счет чего резко сократить затра ты на строительство. М. РЯБУХИН, старший инженер отдела главного механика треста. На снимке: укладка бетона бетононасосом. Фото К. Порошиной. Кислородно-конверторный цех дал уж е несколько плавок. Н а снимке; молодые конверторщики Н. Золо тарев, Н. Подкопаев, А. Водопьянов, Э. Садовов, В. Николаев и О. Пономарев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz