Строитель. 1966 г. (г. Липецк)

Строитель. 1966 г. (г. Липецк)

^6 февраля 1Я66 г., ДМ; 16 (1261) «СТРОИТЕЛЬ» 3 | Литературная страница ^»3«»«VNNN^»а«!«VВВВВВВN®«№а&гев«»аЯК«»«N»«»»N»«N»ЛXN»0^СVТО^NNXЧ«^X«XN^V*ЧNNXXV*NN^да^г'«V\^XXNN»С«^СС^^ В добрый путь Виктор Синчанский еще очень молод. Он недавно демоби­ лизовался из армии. Сейчас работает газоэлектросварщиком на Липецкой Магнитке. Любознательный, ищущий, не успо­ каивающийся на достигнутом, он многое уже повидал в жиз­ ни: работал на стройках Донбасса, по комсомольской путевке поднимал целину, будучи в армии изъездил многие дороги России... И здесь, на Липецкой Магнитке он оказался лишь потому, что и на этот раз его увлекло неизбывное стремление быть там, где нужны сильные молодые руки. Короче, о нем са­ мом о его стремлениях и мыслях лучше всего, пожалуй, рас­ скажут его стихи. Естественно, поэзия Виктора не лишена недостатков. Искус­ ство, мастерство — дело наживное. Но главное — его стихи волнуют, заставляют по-новому осмыслить, казалось бы, обы­ денное, примелькавшееся. А это — уже поэзия. Хочется пожелать молодому автору хороших творческих удач. Доброго тебе пути, Виктор! Родился я в январскую метель, Когда над миром пламя полыхало И малышей в свинцовую купель Толкало время лезвием кинжала. Пожалуй, что и сон мне был не в сон, Когда лежал завернут в плащ- палатку. Вокруг—салют военных похорон, Разрывы мин в пылу горячей схватки. И потому сегодня я иду В солдатской форме по крутым отрогам. Чтобы малыш не падал на ходу На взрытую осколками дорогу Мне собеседница в фойе Сказала ласково, невинно: — Зачем ты пишешь о войне, Ракетодромах, взрывах, минах... Ты написал бы красоту Родных полей... о небосводе, О том, как солнце высоту Берет при утреннем восходе, О том, как пары при луне Глядят влюбленно друг на друга. А ты—о взрывах, о войне, О том, как людям трудно будет... ...И как-то было не с руки Ей объяснить в тот миг про это, Что каждый шаг моей строки — Душевный зуд за все на свете. Что в мире прелестей не счесть. Их много было, много будет, Пока над миром солнце есть, Пока живут под солнцем люди. И что веселая луна— Объект не только для влюбленных,— Плацдармом может быть она Для мракобесов прокаженных.. ...О чем—нужней, о чем— важней Писать сегодняшним поэтам? ...Я не сказал об этом ей. Такие не поймут ведь это. Даль подошла вплотную. Звезды спустились ниже. Песни—одну, другую Кто-то на струны нижет. Пламя споткнулось в ветках И затрещало лихо. Эхом протяжным, редким Даль отозвалась мигом. Я у костра колдую. Руки огонь мне лижет. Песни — одну, другую Кто-то на струны нижет. Л е н е Ты стоишь зарею осиян на, Внемля звонкой трели соловья, Тихая царевна-несмеянна, Милая Аленушка моя. Мне свои дороги счесть едва ли. Я по ним как ветер пролетел. Но искал повсюду не тебя ли? Не тебя ли встретить я хотел? Для меня ты не явилась с неба. Веря, и надеясь, и любя, Я искал тебя, как ищут хлеба, Я душою выстрадал тебя. Дышут свежестью заливы утром рано. Слышен клекот журавлиный над курганом. Солнце вымокшее в росах тает. - Дружно косы на покосе запевают. Я ловлю губами воздух синий И никак не надышусь Россией... С т и х и д л я д е т е й Э Н С К А В А Т О Р По кварталу вдоль траншеи, Взгляд бросая с высока, Экскаватор с длинной шеей Шел походкой гусака, Шаг печатая на глине И мотая головой, Будто слал поклон машине, ПОДДРОК Я проснулся утром рано. У окна, смотрю, стоят Два огромных автокрана, Октябрят большой отряд Я спросил: — Чего же ради Собрались чуть белый свет? — Ты пойди спроси у дяди. Что в рабочее одет. — Дядя Ваня, почему Ехавшей по мостовой. Скоро в новые квартиры Проведут по трубам газ И для Пети, и для Иры Приготовят первый раз Весь обед без палки дров. Толы^ кушай, будь здоров. ОКТЯБРЯТ Собрались ребята? — Потому что в наше СМУ Дарят октябрята Этих двух богатырей Сделанных из лома. Чтоб построили скорей Детский сад у дома. В. РОМАНОВ, каменщик шестого строительного управления. ' 1 Страница подготовлена членами литературной группы при редакции газеты «Строитель». ^ ___ _ _ _ . - ’ О Т О не с о в с ем обычная чер- ^ нильница. Видите — б р о н ­ зовый ю нош а с ш ирокими к ры ­ льями. Он обнимает девуш ку , а она, трепещ ущ ая , радостная, поднялась на цыпочки и д о в е р ­ чиво тянется к н ем у руками . Ка­ жется, вот-вот они оба оторвутся и улетят. П о д ногами у них, в золотой траве, извивается чернильный р у ­ чеек. П о смотри те , как тонка ра­ бота! Каж дое перыш ко , к аж д ую травинку хочется по гладить— так они естественны. П о ч ем у я ра ссказываю о ней? Трудно выразить это н е скольки ­ ми словами... * '» * ...У него были мечтательные голубы е глаза. У н ее— точно ве ­ сеннее небо, — синие ласковые. Наступила весна. Они вместе ходили в театры, и в пол ум ра ке галерки трепетно сияло голубое и синее — глаза самы х счастли­ вых в м и р е людей : м о л о д о го скульптора и гимназистки . Тогда девуш ке семнадцатый ра з улы ­ балась весна. К этом у торж е ст ­ венному дню ю нош а подарил своей п одр у ге необычный п од а ­ ро к — чернильницу . Он отлил ее сам . И с расточительностью м о ­ лодости сделал всего лишь одну отливку, уничтожив мод ел ь . К о г ­ да он принес подарок , глаза у девуш ки затуманились , и м елкие с вер кающ ие росинки покатились из них. С л о вно устыдившись это ­ го, она прижалась головой к гр у ­ ди юноши. О н был счастлив. М ать девуш ки была против их брака. «Ты молода , неопытна, а он — скульптор , ем у надо ещ е столько учиться! Ты сделаеш ь его несчастным , свяжеш ь ем у р у ­ ки,..» И девуш ка смирилась . Она не хотела стать об у зой для лю ­ бим о го . А ждать... О б этом она просто не думала . М ож е т , по то ­ му , что была м о л о д а и что пе ­ ред ней была вся жизнь. ...Пришла револю ция . За ней— гражданская война. Ю н ош а ушел с больш евиками ... О д н аж ды он попал в свой го ­ р о д и решил отыскать ту, с к о ­ торой было связано все сам о е лучш ее в его жизни. В зн а к ом ом д о м е было пусто и холодно... Злобный снежный ветер уныло б род ил по тем ны м покинутым комнатам . В одной из них, в у г ­ лу, на столе, он увидел б р о н з о ­ вого юношу , улетающ е го со сво ­ ей возлю бленной . В се так ж е д о ­ верчиво она тянулась к нему , и только чернильный ручеек у их ног давно иссяк, а брон зо вы е крылья ю нош и потускнели. С уро вы й голубо гла зый человек др ож ащ и м и р укам и м едленно снял шапку, и по е го о гр уб е вш е ­ м у от военных ветров лицу по ­ катились слезы . Ветер, ворвав ­ шийся в пустой дом , ворошил его волосы , ш выряя в него хло ­ пья снега.,. Человек м едленно подош ел к чернильнице, п о л о ­ жил ее в свой вещ евой м еш о к и ушел. З де сь -она и в с а м о м деле была не нужна, если даж е лю ­ бовь его казалась не нужной ! П о сл е этого он дол го ещ е во ­ евал на разных фронтах , и когда становилось о соб енно тяжело , доставал чернильницу . О н см о т ­ рел на нее, но складки на лбу его становились от этого еще глубже, а желваки проступали ещ е резче. О дн аж ды он пошел в ра зведку и не вернулся... П рош л о м н о го лет. В комнате , где скул ьп тор нашел брош енный за ненадобно стью подарок , по ­ селился м о л о д о й человек. Ему не бы ло и девятнадцати лет, ко г ­ да загрохотала , заревела ты ся ­ чами м о то р о в новая, ещ е более страшная война, и он уш ел во ­ евать, ласково сказав прильнув ­ шей к нем у девуш ке: «Жди м е ­ ня. Пока ты будеш ь ждать, со мной ничего не случится. Я вер ­ нусь, жди...» О дн аж ды , в глубокой ра зв е д ­ ке он забрел в такие места , к у ­ да, наверное, и волк не забегал и ворон костей не заносил . В о з ­ вращаясь, солдат спо ткнулся о что-то. Он поднял с земли тяж е ­ Рассказ ЧЕРНИЛБН1ЩА лый, облепленный грязью п р е д ­ мет, очистил его, и п еред ним возник крылатый юноша , обни ­ м ающ ий девуш ку . А р я д о м ва­ лялись., поржавевший до ды р к о ­ телок, фляж ка и с о в с ем истлев­ ший каблук со ржавой подковой . «Я подарю эту чуде сную вещь ей», — п одум ал он и сунул на­ ходку в вещ евой м еш ок . Но д е ­ вушка уехала куда -то на Урал , и он не знал её адреса. В тяж елые минуты солдат брал почерневш ую б р о н зо в ую скульп- ТУРУ| подол гу см о тр ел на нее, и от этого м орщ ин ки над его п ере ­ н о сь ем разглаживались, а в гр у ­ ди, оледеневш ей от уж асов вой ­ ны, становилось теплее. — Чувствительная штучка! — с ласковым уваж ени ем говорили солдаты и за ск ор у злы м и пальца­ ми б е р еж н о поглаживали брон - зЪвые крылья. Ко гда кончилась война, солдат отыскал свою лю б им ую девуш ку в м а л ен ь к ом ур а л ь с к ом городке . В торжественный вечер их встре ­ чи он поставил на стол черниль­ ницу, и снова, как м но го лет назад, у ног кры лато го юноши, в золотистой траве заструился р у ­ чеек... Д ем обили зов анны й солдат хотел сказать своей невесте о том , что любовь его ещ е больш е окрепла в сур о вы е годы войны и он с волнением ждал минуты встречи, ко гда услыш ал вдруг старческий, др ож ащ ий голос хо ­ зяйки дома . — О ткуда у вас это, м ол од ой человек? 1 Он оглянулся. П ер ед ним сто ­ яла с горбленная седая женщина с помутневш им , давно у гасш им вз глядом некогда синих глаз. Ли­ цо у нее было бледным , руки тряслись . Она пристально, с то с ­ кой см о тр ел а на статуэтку. Солдат ответил, что нашел ч е р ­ нильницу в лесу, среди других ра зруш енны х вр ем е н ем и о гн ем вещей како го -то по гибш е го во ­ ина. И то гда старуха рассказала все, что знала о человеке , к о то ­ ры й создал эту бронзу . — Отдайте ее мне ! — закон ­ чила она свой рассказ. Ю нош а заколебался . П ер вы м движ ением е го души было вернуть этой ра ­ но постаревш ей ж енщ ине то, что напоминало ей о молодо сти , о любви. Это было так естествен ­ но! Но тут ж е он вспомнил ее рассказ . Нет, она не любила скульптора , не оценила е го отли ­ то го в б р о н з у порыва. Она п р о ­ шла м и м о больш ой любви, по ­ следовав за р а с с у д к ом — этим кладбищ ем всякого чувства. Так за ч ем ж е нужно ей теперь напо ­ минание о п рош л ом , от ко торо го она сама отказалась? Все это хотел сказать д е м о б и ­ лизованный солдат, прош едш ий сквозь огонь войны и пронесший сквозь него сам оо тверж енн ую , безграничную любовь. Но сказал он только одно: — Нет, не отдам . С этой б р о н ­ зой я прош ел всю войну, и я уже обещ ал подарить ее моей неве ­ сте. * * * Чернильница и сейчас стоит в д о м е того гол убо гла зо го юноши. Его отец, макая в нее перо , вы­ водит свои слож ны е ф орм улы , младший Брат пишет стихи своей девуш ке . А ко гда с а м о м у ем у случается уехать из дом а , он, по ­ лучая письма от жены , видит ее сидящ ей п еред б р о н з о вы м ю но ­ шей с крыльями... М. ИЗОТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz