Строитель. 1966 г. (г. Липецк)

Строитель. 1966 г. (г. Липецк)

и октябри 1966 г., л; 80 Ц325) «СТРОИТЕЛЬ» О Л Ю Д Я Х Т Р У Д О В О Й С Л А В Ы На с н и м к е : опытный сварщик управления «Ме- таллуршрокатмоп- таж» № 1 Нико­ лай Пименов. Он успешно несет тру­ довую вахту в честь 49-й годов­ щины В е л и к о г о Октября, выполня­ ет в Смену по пол­ торы нормы. НАВСТРЕЧУ 50-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ СОЮЗ РЕВОЛЮЦИИ И К У Л Ь Т У РЫ Х ОЧУ рассказать о. хорошем человеке. Как-то уж так получается, что редко мы о них пишем. Разве только в праздни­ ки да в связи с каким-либо ис­ ключительным событием... Его зовут Михаил Иванович Меркулов. Я познакомился с ним год назад на строительстве кис­ лородно-конверторного цеха. Уже тогда я много слышал о нем хо­ рошего, хотел записать, да так и не собрался: не было исключи­ тельного повода. Бригада, кото­ рой он руководил, работала, как всегда, ровно, без срывов, но и звезд с неба не хватала. А что греха таить, иногда .нам хочется, чтобы «хватала». И вот теперь такой повод есть: в канун Дня строителя Ми­ хаил Иванович Меркулов * на­ гражден орденом Ленина. Меркулов — среднего роста, сложения не богатырского, но и не слабого; уже не молодой, но еще и не старый— ему 38 лет. Единственное, что в нем особо привлекает внимание — это ру­ ки. Большие мазолистые добрые рабочие руки... Пока мы с ним беседовали, они, тяжелые и спо­ койные, лежали на коленях, словно хотели воспользоваться неожиданно предоставившейся возможностью отдохнуть. Впервые эти руки познали це­ ну человеческого труда 20 лет назад, когда выпускник школы ФЗО Миша Меркулов прибыл на стройку. Шел первый послевоен­ ный год. Трудное, суровое вре­ мя. Много об этом написано. Я не буду повторяться — что тут скажешь нового. Когда хотят похвалить челове­ ка, о нем говорят: (работящий. Или: трудолюбивый. Качествен­ ной оценкой рабочего принято считать слово «работяга». О Ми­ хаиле Меркулове монтажники сказали: трудяга! И этим сказа­ но много, если не все. После та­ кой характеристики в человеке могут интересовать только част­ ности. Все основные качества заключены в этом немножко гру­ боватом и в то же время удиви­ тельно емком и точном определе­ нии. Настойчивость и трудолюбие Михаила Ивановича проявились рано. Характерен такой случай. В 1952 году бригада, в которой работал Михаил Меркулов, мон­ тировала край. Бот что вспоми­ нает об этом монтажник Николай Долгов. — Оборудование не наше бы­ ло, ну и загвоздка с чертежами получилась. И вот Меркулов под­ ходит к бригадиру и предлагает свой вариант. Притом не какой- нибудь, — все обоснованно, все по науке. Бригадир удивился: откуда это у него такие знания! Не догадывался он, что молодой монтажник не один час просидел над чертежами, изучил их до тон­ кости. И это несмотря на то, что грамотенки-то у него всего- навсего — 6 классов. После этого случая Михаил Меркулов стал Михаилом Ивано­ вичем. Б работе молодого бригадира РЯДОВОЙ АРМИИ строителей выработался принцип; до всего дойти самому и обучить этому других. Он в совершенстве постиг все -тонкости монтажного искус­ ства. Надо — он схропальщик, надо — сварщик, да так положит шов, что даже самый придирчи­ вый глаз не обнаружит дефекта. — Когда объект ведет Мерку­ лов, нам, руководству, там делать нечего. Любые, самые трудные задания он выполняет точно и в срок. — Почему? — Дело он свое знает. — А другие разве не знают? — Знают, да не так. Другому подай под «ос конструкцию, обес­ печь краном, гарантируй оплату и доплату. А этот торговаться не будет, найдет способ решения всех этих вопросов сам. Вот по­ чему мы всегда спокойны за Меркулова. И за дело, которое ему поручено. Одно из основных качеств бригадира — способность рас­ ставить людей с таким расчетом, чтобЬг один не дублировал рабо­ ту другого. Монтаж — это не только «поднимай и набрасывай». Одна операция тут никогда не повторяет другую. Бывает так: вся бригада занята на одной операции. Закрепили, допустим, балку — и толпой за краном следующую операцию' выполнять. В бригаде Меркулова такого не увидишь. Он умеет из многих выбрать единственно правиль­ ное решение. По-мню, на монтаже установок непрерывной разливки стали ста­ вили трехсоставные опоры. На установку одной опоры уходит две смены. Меркулову хватило одной. Тут, мне кажется, мы подошли к ответу на вопрос о «секретах» успеха бригады. Сам бригадир об этом особен­ но не распространяется. А по: том, что такое секрет? Сами монтажники этого слова не при­ знают и не употребляют. Когда нужно объяснить успех работы коллектива, они говорят: помог или сказался опыт. — Главное,— признается Ми­ хаил Иванович, — привить кол­ лективу любовь к монтажу. Для новичка конструкция — всего лишь железка. Иные высоты бо­ ятся. Так мы их «поднимаем» постепенно — от отметки к от­ метке. И потом сразу учим чи­ тать чертежи. Надо, чтобы чело­ век с первых шагов привыкал думать самостоятельно. Это очень важно — думать самостоятельно. Это, если хоти­ те, веяние времени. Если раньше говорили— «вкалывай», а думать за тебя будут другие, то теперь по-другому: «думай»! Бригада Меркулова на ред­ кость дружный коллектив. Шесть человек — одна семья. 15 работе понимают друг друга с полусло­ ва. Здесь нет старших и млад­ ших, начальников и подчиненных — все равны. Слово «руководи­ тель» здесь понятие чисто услов­ ное. Он — седьмой член брига­ ды. Просто его уважают немнож­ ко больше, чем других. И если кто из членов бригады или звена не успел до конца смены выпол­ нить задание, например, закре­ пить поднятую конструкцию, на­ поминаний не понадобится: оста­ нутся, доделают. Разговоры о прогульщиках и прочих наруше­ ниях трудовой дисциплины здесь давно сняты с повестки дня. Раньше иногда встречались. Боролись с ними самим жестоким образом. Виновника не ругали, не наказывали, не уговаривали. Его просто не замечали. Немногие выдерживали- эту молчаливую пытку: либо уходили из бригады, либо становились настоящими монтажниками. Бригада Меркулова стала шко­ лой зрелости молодых монтажни­ ков. Многие «выпускники» этой школы сейчас сами руководят коллективами. Среди них такие замечательные мастера своего де­ ла, как Иван Севастьянов, Алек­ сей Акиньшин, Александр Рат- иов. Все они высоко несут «мар­ ку» воспитавшего их коллектива, своего первого учителя. Они на­ учились у него всему лучшему в человеке: честности, трудолю­ бию, настойчивости. Я не ставил своей целью «докопаться» до сути причин ус­ пеха работы Меркулова. Моя за­ дача скромнее — рассказать о Меркулове. Я рассказал о чело­ веке, для которого труд стал осознанной необходимостью в жизни, о человеке, который сво­ им благородным трудом заслужил глубокое уважение и почет. Некоторым, возможно, пока­ жется, что автор к описываемым событиям и к личности героя от­ носится с известным пристрасти­ ем. Не 'идеальный же он человек, есть, должно быть, у него и не­ достатки! Недостатки, видимо, есть. У кого их нет. Но я рассказал о нем то, что знал и то, что слы­ шал от товарищей по работе. Не боюсь я и перехвалить Ми­ хаила Ивановича. Его бригада давно в центре внимания строи­ телен Липецкой Магнитки. Но главное — в любом случае он остается самим собой. Таков он, Михаил Иванович Меркулов —- рядовой армии стро­ ителей. • В. Б У Р К О В , член комсомольского штаба на строительстве четвертой домны. На следующий после рождения Советской власти день Владимир Ильич в Смольном беседовал с Луначарским, давним своим то­ варищем по (революционной борь­ бе, занявшим пост Народного ко­ миссара просвещения. Разговор йел о вещах, которые в то мно­ готрудное время многим могли показаться по меньшей мере не первоочередными. — Книга — огромная сила, — говорил Ленин Луначарскому. — Тяга к ней в результате револю­ ции очень увеличится... Поскорее надо книгу сделать доступной массе... 5 , Тогда же, в Самые первые со­ ветские дни, Владимир Ильич со своими помощниками обсуждал вопросы сохранения старых и соз­ дания новых музеев и архивов, давал указания всюду и везде собирать различные рукописи, автографы, не только по литера­ туре, но и науке, искусству. — Мы должны показать всему миру, — не уставал повторять Владимир Ильич, — что значит культурная работа в той стране, где власть перешла к рабочему классу... Пройдет еще немного времени, и Ленин, выступая на съезде Коммунистического союза моло­ дежи, определяя его главные за­ дачи, скажет; — Задача состоит в том, чтобы учиться! И подчеркнет особо; — Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало че­ ловечество... Так, всецело поглощенный ре­ шением самых жизненно важных проблем настоящего и будущего Советской державы, Ленин ста­ вил с ними в один ряд и необ­ ходимость осуществления в стра­ не подлинной культурной рево­ люции. Он заботился о том, что­ бы книги и библиотеки, театры и музеи, лаборатории ученых, клас­ сы школ и университетские ауди­ тории как можно лучше помогали людям труда, героям революции во всей полноте наследовать по бесспорному праву принадлежа­ щие им духовные богатства, соз­ данные предшествующими поко­ лениями в прошедшие эпохи и века. В чем же состояла ленинская стратегия культурной /революции в СССР? В том прежде всего, что велась она широким фронтом, одновре­ менно решая задачи приобщения к основам культуры миллионов и миллионов людей труда, лишен­ ных до этого всех духовных благ, и максимального поощрения тех, кто творит культуру. Не жалея ни сил, ни средств, Советское правительство и Коммунистиче­ ская партия всячески благопри­ ятствовали— морально и матери­ ально-творческой деятельности ра­ ботавших тогда в России при­ знанных корифеев отечественной и мировой культуры. Революционной партии комму­ нистов всегда было чуждо ниги­ листическое отношение к передо­ вой культуре прошлого, к людям — носителям этой культуры. Вме­ сте с тем коммунисты считали ■всегда, что их устремления, их планы социалистического созида­ ния своим существом и размахом не могут не импонировать, не вы­ звать отклика в душе, в сознании действительных рыцарей науки, литературы, искусства. «Да здравствует разум!» Эта пушкинская строка являлась как бы эпиграфом ко всей работе, ко­ торую вели российские коммуни­ сты, Советская власть, организуя союз революции и культуры. Во имя торжества разума они и рас­ сматривали культурную револю­ цию, освоение наследия прошлого века как одно из важных усло­ вий успешного возведения здания новой жизни. Однако находились люди, дей­ ствовавшие наперекор здравому смыслу. Они ополчались против ученых и писателей, художников и композиторов, чьими творения­ ми иопокон восхищались поколе­ ния людей. Эти, с позволения сказать, «революционеры» требо­ вали сжечь полотна Рафаэля, разрушить музеи, растоптать ис­ кусство. Они носились с теорией об «отмирании школы» при со­ циализме, а пока — «.как мини­ мум» — требовали отменить изу­ чение истории, классической ли­ тературы, сократить курс естест­ венных наук... — Это все сплошной вздор, — говорил Владимир Ильич.— Про­ летарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые че­ ловечество выработало под гне­ том капиталистического общест­ ва, помещичьего оби 1 ества, чинов­ ничьего общества... И если бы вы выдвинули такой вопрос; почему учение Маркса могло овладеть миллионами и десятками миллио­ нов сердец самого революционно­ го класса —-вы сможете получить один ответ: это произошло пото­ му, что Маркс опирался на проч­ ный фундамент человеческих зна­ ний, завоеванных при капитализ­ ме... Все то, что было создано че­ ловеческим обществом, он пере­ работал критически, ни одного пункта не оставив без внимания .. Ленинскими идеями, делами и сегодня руководствуются в СССР. Социалистическая революция в своем развитии всегда опирается на достижения передовой, про­ грессивной культуры и открывает перед нею широчайшие пути и возможности для расцвета. Союз революции и культуры — залог триумфа разума, счастья челове­ чества. Сергей СУТОЦКИЙ. (АПН). СЛАВА УДАРНИКАМ И КОЛЛЕКТИВАМ КОММУНИСТИЧЕ ­ СКОГО ТРУДА! СЛАВА ПЕРЕДОВИКАМ И НОВАТОРАМ ПРОИЗ­ ВОДСТВА! , (Из Призывов Ц К КП СС к 49-й годовщине Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz