Строитель. 1966 г. (г. Липецк)
и октябри 1966 г., л; 80 Ц325) «СТРОИТЕЛЬ» О Л Ю Д Я Х Т Р У Д О В О Й С Л А В Ы На с н и м к е : опытный сварщик управления «Ме- таллуршрокатмоп- таж» № 1 Нико лай Пименов. Он успешно несет тру довую вахту в честь 49-й годов щины В е л и к о г о Октября, выполня ет в Смену по пол торы нормы. НАВСТРЕЧУ 50-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ СОЮЗ РЕВОЛЮЦИИ И К У Л Ь Т У РЫ Х ОЧУ рассказать о. хорошем человеке. Как-то уж так получается, что редко мы о них пишем. Разве только в праздни ки да в связи с каким-либо ис ключительным событием... Его зовут Михаил Иванович Меркулов. Я познакомился с ним год назад на строительстве кис лородно-конверторного цеха. Уже тогда я много слышал о нем хо рошего, хотел записать, да так и не собрался: не было исключи тельного повода. Бригада, кото рой он руководил, работала, как всегда, ровно, без срывов, но и звезд с неба не хватала. А что греха таить, иногда .нам хочется, чтобы «хватала». И вот теперь такой повод есть: в канун Дня строителя Ми хаил Иванович Меркулов * на гражден орденом Ленина. Меркулов — среднего роста, сложения не богатырского, но и не слабого; уже не молодой, но еще и не старый— ему 38 лет. Единственное, что в нем особо привлекает внимание — это ру ки. Большие мазолистые добрые рабочие руки... Пока мы с ним беседовали, они, тяжелые и спо койные, лежали на коленях, словно хотели воспользоваться неожиданно предоставившейся возможностью отдохнуть. Впервые эти руки познали це ну человеческого труда 20 лет назад, когда выпускник школы ФЗО Миша Меркулов прибыл на стройку. Шел первый послевоен ный год. Трудное, суровое вре мя. Много об этом написано. Я не буду повторяться — что тут скажешь нового. Когда хотят похвалить челове ка, о нем говорят: (работящий. Или: трудолюбивый. Качествен ной оценкой рабочего принято считать слово «работяга». О Ми хаиле Меркулове монтажники сказали: трудяга! И этим сказа но много, если не все. После та кой характеристики в человеке могут интересовать только част ности. Все основные качества заключены в этом немножко гру боватом и в то же время удиви тельно емком и точном определе нии. Настойчивость и трудолюбие Михаила Ивановича проявились рано. Характерен такой случай. В 1952 году бригада, в которой работал Михаил Меркулов, мон тировала край. Бот что вспоми нает об этом монтажник Николай Долгов. — Оборудование не наше бы ло, ну и загвоздка с чертежами получилась. И вот Меркулов под ходит к бригадиру и предлагает свой вариант. Притом не какой- нибудь, — все обоснованно, все по науке. Бригадир удивился: откуда это у него такие знания! Не догадывался он, что молодой монтажник не один час просидел над чертежами, изучил их до тон кости. И это несмотря на то, что грамотенки-то у него всего- навсего — 6 классов. После этого случая Михаил Меркулов стал Михаилом Ивано вичем. Б работе молодого бригадира РЯДОВОЙ АРМИИ строителей выработался принцип; до всего дойти самому и обучить этому других. Он в совершенстве постиг все -тонкости монтажного искус ства. Надо — он схропальщик, надо — сварщик, да так положит шов, что даже самый придирчи вый глаз не обнаружит дефекта. — Когда объект ведет Мерку лов, нам, руководству, там делать нечего. Любые, самые трудные задания он выполняет точно и в срок. — Почему? — Дело он свое знает. — А другие разве не знают? — Знают, да не так. Другому подай под «ос конструкцию, обес печь краном, гарантируй оплату и доплату. А этот торговаться не будет, найдет способ решения всех этих вопросов сам. Вот по чему мы всегда спокойны за Меркулова. И за дело, которое ему поручено. Одно из основных качеств бригадира — способность рас ставить людей с таким расчетом, чтобЬг один не дублировал рабо ту другого. Монтаж — это не только «поднимай и набрасывай». Одна операция тут никогда не повторяет другую. Бывает так: вся бригада занята на одной операции. Закрепили, допустим, балку — и толпой за краном следующую операцию' выполнять. В бригаде Меркулова такого не увидишь. Он умеет из многих выбрать единственно правиль ное решение. По-мню, на монтаже установок непрерывной разливки стали ста вили трехсоставные опоры. На установку одной опоры уходит две смены. Меркулову хватило одной. Тут, мне кажется, мы подошли к ответу на вопрос о «секретах» успеха бригады. Сам бригадир об этом особен но не распространяется. А по: том, что такое секрет? Сами монтажники этого слова не при знают и не употребляют. Когда нужно объяснить успех работы коллектива, они говорят: помог или сказался опыт. — Главное,— признается Ми хаил Иванович, — привить кол лективу любовь к монтажу. Для новичка конструкция — всего лишь железка. Иные высоты бо ятся. Так мы их «поднимаем» постепенно — от отметки к от метке. И потом сразу учим чи тать чертежи. Надо, чтобы чело век с первых шагов привыкал думать самостоятельно. Это очень важно — думать самостоятельно. Это, если хоти те, веяние времени. Если раньше говорили— «вкалывай», а думать за тебя будут другие, то теперь по-другому: «думай»! Бригада Меркулова на ред кость дружный коллектив. Шесть человек — одна семья. 15 работе понимают друг друга с полусло ва. Здесь нет старших и млад ших, начальников и подчиненных — все равны. Слово «руководи тель» здесь понятие чисто услов ное. Он — седьмой член брига ды. Просто его уважают немнож ко больше, чем других. И если кто из членов бригады или звена не успел до конца смены выпол нить задание, например, закре пить поднятую конструкцию, на поминаний не понадобится: оста нутся, доделают. Разговоры о прогульщиках и прочих наруше ниях трудовой дисциплины здесь давно сняты с повестки дня. Раньше иногда встречались. Боролись с ними самим жестоким образом. Виновника не ругали, не наказывали, не уговаривали. Его просто не замечали. Немногие выдерживали- эту молчаливую пытку: либо уходили из бригады, либо становились настоящими монтажниками. Бригада Меркулова стала шко лой зрелости молодых монтажни ков. Многие «выпускники» этой школы сейчас сами руководят коллективами. Среди них такие замечательные мастера своего де ла, как Иван Севастьянов, Алек сей Акиньшин, Александр Рат- иов. Все они высоко несут «мар ку» воспитавшего их коллектива, своего первого учителя. Они на учились у него всему лучшему в человеке: честности, трудолю бию, настойчивости. Я не ставил своей целью «докопаться» до сути причин ус пеха работы Меркулова. Моя за дача скромнее — рассказать о Меркулове. Я рассказал о чело веке, для которого труд стал осознанной необходимостью в жизни, о человеке, который сво им благородным трудом заслужил глубокое уважение и почет. Некоторым, возможно, пока жется, что автор к описываемым событиям и к личности героя от носится с известным пристрасти ем. Не 'идеальный же он человек, есть, должно быть, у него и не достатки! Недостатки, видимо, есть. У кого их нет. Но я рассказал о нем то, что знал и то, что слы шал от товарищей по работе. Не боюсь я и перехвалить Ми хаила Ивановича. Его бригада давно в центре внимания строи телен Липецкой Магнитки. Но главное — в любом случае он остается самим собой. Таков он, Михаил Иванович Меркулов —- рядовой армии стро ителей. • В. Б У Р К О В , член комсомольского штаба на строительстве четвертой домны. На следующий после рождения Советской власти день Владимир Ильич в Смольном беседовал с Луначарским, давним своим то варищем по (революционной борь бе, занявшим пост Народного ко миссара просвещения. Разговор йел о вещах, которые в то мно готрудное время многим могли показаться по меньшей мере не первоочередными. — Книга — огромная сила, — говорил Ленин Луначарскому. — Тяга к ней в результате револю ции очень увеличится... Поскорее надо книгу сделать доступной массе... 5 , Тогда же, в Самые первые со ветские дни, Владимир Ильич со своими помощниками обсуждал вопросы сохранения старых и соз дания новых музеев и архивов, давал указания всюду и везде собирать различные рукописи, автографы, не только по литера туре, но и науке, искусству. — Мы должны показать всему миру, — не уставал повторять Владимир Ильич, — что значит культурная работа в той стране, где власть перешла к рабочему классу... Пройдет еще немного времени, и Ленин, выступая на съезде Коммунистического союза моло дежи, определяя его главные за дачи, скажет; — Задача состоит в том, чтобы учиться! И подчеркнет особо; — Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало че ловечество... Так, всецело поглощенный ре шением самых жизненно важных проблем настоящего и будущего Советской державы, Ленин ста вил с ними в один ряд и необ ходимость осуществления в стра не подлинной культурной рево люции. Он заботился о том, что бы книги и библиотеки, театры и музеи, лаборатории ученых, клас сы школ и университетские ауди тории как можно лучше помогали людям труда, героям революции во всей полноте наследовать по бесспорному праву принадлежа щие им духовные богатства, соз данные предшествующими поко лениями в прошедшие эпохи и века. В чем же состояла ленинская стратегия культурной /революции в СССР? В том прежде всего, что велась она широким фронтом, одновре менно решая задачи приобщения к основам культуры миллионов и миллионов людей труда, лишен ных до этого всех духовных благ, и максимального поощрения тех, кто творит культуру. Не жалея ни сил, ни средств, Советское правительство и Коммунистиче ская партия всячески благопри ятствовали— морально и матери ально-творческой деятельности ра ботавших тогда в России при знанных корифеев отечественной и мировой культуры. Революционной партии комму нистов всегда было чуждо ниги листическое отношение к передо вой культуре прошлого, к людям — носителям этой культуры. Вме сте с тем коммунисты считали ■всегда, что их устремления, их планы социалистического созида ния своим существом и размахом не могут не импонировать, не вы звать отклика в душе, в сознании действительных рыцарей науки, литературы, искусства. «Да здравствует разум!» Эта пушкинская строка являлась как бы эпиграфом ко всей работе, ко торую вели российские коммуни сты, Советская власть, организуя союз революции и культуры. Во имя торжества разума они и рас сматривали культурную револю цию, освоение наследия прошлого века как одно из важных усло вий успешного возведения здания новой жизни. Однако находились люди, дей ствовавшие наперекор здравому смыслу. Они ополчались против ученых и писателей, художников и композиторов, чьими творения ми иопокон восхищались поколе ния людей. Эти, с позволения сказать, «революционеры» требо вали сжечь полотна Рафаэля, разрушить музеи, растоптать ис кусство. Они носились с теорией об «отмирании школы» при со циализме, а пока — «.как мини мум» — требовали отменить изу чение истории, классической ли тературы, сократить курс естест венных наук... — Это все сплошной вздор, — говорил Владимир Ильич.— Про летарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые че ловечество выработало под гне том капиталистического общест ва, помещичьего оби 1 ества, чинов ничьего общества... И если бы вы выдвинули такой вопрос; почему учение Маркса могло овладеть миллионами и десятками миллио нов сердец самого революционно го класса —-вы сможете получить один ответ: это произошло пото му, что Маркс опирался на проч ный фундамент человеческих зна ний, завоеванных при капитализ ме... Все то, что было создано че ловеческим обществом, он пере работал критически, ни одного пункта не оставив без внимания .. Ленинскими идеями, делами и сегодня руководствуются в СССР. Социалистическая революция в своем развитии всегда опирается на достижения передовой, про грессивной культуры и открывает перед нею широчайшие пути и возможности для расцвета. Союз революции и культуры — залог триумфа разума, счастья челове чества. Сергей СУТОЦКИЙ. (АПН). СЛАВА УДАРНИКАМ И КОЛЛЕКТИВАМ КОММУНИСТИЧЕ СКОГО ТРУДА! СЛАВА ПЕРЕДОВИКАМ И НОВАТОРАМ ПРОИЗ ВОДСТВА! , (Из Призывов Ц К КП СС к 49-й годовщине Великой Октябрьской социалисти ческой революции).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz