Строитель. 1966 г. (г. Липецк)

Строитель. 1966 г. (г. Липецк)

17 сентября1&66г.,№69 (1314) «СТРОИТЕЛЬ» 3 Литературная ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш яш ш ш ш ш ш ш яш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш яш ш ш ш ш ш ш ш страница З АСЕДАЮТ СТРОИТЕЛИ Заседают строители В недостроенном доме Жесткой паклею вытерли В мозолях ладони. Говорят об обыденном Об известке и жести... Но другое увидел я В каждом взгляде и жесте! Здесь без скользких вопросов. Без туманных полемик, Разрешаются просто Мировые проблемы Мировые Поскольку С первых дней мирозданья Мир наш—вечная стройка Счастья, песен и зданий. Пусть снаряды взрывали Зданий солнечных стены. Как ростки Из развалин Мир вставал неизменно, Поднимался стремительный К миру правде и свету: Кровь погибших строителей В нем служила цементом. Заседают строители В недостроенном доме. Загрубелые вытерли Жесткой паклей ладони. Говорят об обыденном Об известке и жести... Но другое увидел я В каждом взгляде и жесте! Знаю, Поздно ли, рано ли, Разогнав всех воителей, Управлять станут странами Всей планеты строители. Владимир ПО РЯДИН . Р А С С КА 3 Н ВЕЗ их в трехлитровой стеклянной банке. Ц елы е сутки пробол тал ся на за б р ош е н ­ ном полустанке — на п о е зд о п о з ­ дал все из-за них же. М енял че ­ ре з каж ды е два часа вод у и тай­ к о м подсыпал туда сахарный пе ­ сок, чтобы цветы не завяли. О н спешил — и так Римм а в се ­ гда обвиняла его в н еаккур а тно ­ сти. Н о зато пусть п оп роб уе т она найти такие цветы в гор оде . От цветов шел плотный, не у сп ев ­ ший выветриться запах луговой поймы и болотной воды. С ем е н толкнул калитку — за ­ гр ем ел а цепь, и свирепый пес Ц и ц ерон возвестил о е го при хо ­ де. Узнав С ем ен а , пес лизнул е го руку , виновато вильнул хво ­ с том и спрятался в конуру . — С ем о ч ка , где ж е вы так д о л ­ го пропадали? А у нас по тря саю ­ щие новости, — встретила его Розалия Михайловна . Она томно заж м урил а глаза и для у б ед и ­ тельности покачала головой. — М ы приняли ново го квартиранта, ем у едва за тридцать, а уж е д о ­ цент. О н такой вежливый, такой тактичный, такой... понимаете, что вы и представить не мож ете . Ц е ­ лует мне руки. Забавный. А сей ­ час на ю г уехал с Риммой . Вы к ней? С е м е н почти год др уж и т с ее д о ч ер ью . И вот — такое и зве ­ стие. О н принял его , как гор ькую пилюлю', и стараясь быть как м о ж ­ но спо койнее , ответил,1 — Я принес ей обещ анны е ц ве ­ ты. — Какие чуде сны е лилии! — Розалия М ихайловна спрятала в них лицо и блаж енно з аж м у р и ­ лась. — Жаль только , что эти красивые цветы ослепляю т в о с е м ­ надцатилетних девочек . — Это вы к чему? — голос С ем е н а звучал не скол ько р е з к о ­ вато и тревожно . — Видите ли, С емочка , — Р о ­ залия М ихайловна см ущ е н н о те ­ ребила цветастый передник . — Н уж но прояснить ваши отноше ния. Римм о ч к а не пара вам... Она понимаете ли, такая ещ е наивная девочка и... — Но мы лю бим д р у г друга ! — перебил ее С ем е н — У меня есть руки, Розалия Михайловна . О н а прен ебр еж и тельно с кр и ви ­ ла выпуклые краш ены е губы. — В наше вр ем я руки служат бе сплатным при л ож ен и ем к гол о ­ ве. Н адо учиться жить. Вы не глупый мальчик, но о Р им м е за ­ будьте . Они поженятся с Вячесла­ вом Михайловичем . — С ем о ч к а , игра в лю бов ь — это детская забава, а в ваш ем во з ­ расте — самовнуш ение . Ну чего у вас о бщ е го с Риммой? Не с о ­ бира еш ь ся ли ты создать счастье с п о м ощ ью этих лилий? С е м е н бро сил на стол цветы и пош ел к выходу . Пес грустно по ­ см о тр ел на него, вяло пом ахи ­ вая хвостом . Г Л Н Д О Л ГО Е вр ем я не мо г забыть о ней. Наступило какое -то полусонное оцепенение, ра внод уш и е ко в сем у о к р уж а ю ­ щ ем у . М и р реально го перестал для него сущ ествовать , он жил прош лым . В памяти всплывали такие мелочи , о которы х в д р у ­ гое в р ем я нико гда бы не в с п ом ­ нил, и в р ем е н ам и он даж е ловил себя на том , что слышит ее кра ­ сивый переливчатый смех . Никак не верилось , что она мо гла и зм е ­ нить ем у . Но в ушах ещ е не о с ­ тыл голос ее м атери : «П ро гулки под луной и букеты болотных цветов не служат м е р и л о м ч е л о ­ вече ской привязанности д р у г к другу» . «Тогда что ж е является м е р и ­ лом?» (— спраш ивал С ем е н себя и не находил ответа. Они ш тукатурили кооператив ­ ный дом . Б удущ ие жители целыми днями осаждали д ом . О ни ходили тол ­ пами по в с ем пом ещ ени ям , по то ­ м у что ещ е не знали, где чья квартира, придирались ко всем мелочам , требуя переделки . О дн аж ды он вздро гнул , потому что услышал ее голос. Это было в день р а сп р ед ел е ­ ния квартир. — Товарищ , — обратилась она к С ем е н у , — вы с ко р о начнете красить стены? — Нет, — оберн ул ся к ней Сем ен . В я р к ом о гн енном р ум ян ц е вспыхнули щ еки и в радо с тном изумлении сверкнули глаза. Но только на секунду . Она научилась владеть собой. Римм а за год поч ­ ти не изменилась : такая ж е кр а ­ сивая и стройная. Вместо пуши ­ стой косы — высокая прическа. Это делало ее похож ей на д р е в ­ н е греч е скую богиню . Только в глазах не стало девичьей , непо ­ средственности . Взгляд потускнел и потух. — Ты все лепишь? — спросила она. — Нет, ш тукатурю , — р е зко ответил он. — Не надо придираться к с л о ­ вам, — прим ири тельно сказала она. — Кстати, спасибо за лилии. М ам а говорит, что они были очень хорош и . Только жаль: к м о е м у при е зду завяли. Помниш ь , ты обещ ал мне достать вечно ж и ­ вые цветы? И з со седн ей квартиры по слы ­ шался голос мужа : — Риммочка , иди сюда . П о см о ­ три, какое зде сь ч уде сное р а сп о ­ лож ение комнат. — Сейчас , — отозвалась она. И С ем е н с неож иданным уд о во л ь ­ ствием уловил в ее голосе нотки ра здраж ени я и с тайной ра­ дос тью подумал , что м уж а она не любит. — Ну, прощай , рыцарь печаль­ ного обра за , — она зачем -то вздохнула и ушла. — Д о свидания Римм а , — ве ­ селое о зор с тв о неож идано в с кр у ­ жило голову С ем е н у , он махнул ей рукой . — Ж ивые цветы за мной! А в д о м уже вошли маляры . Они заполнили квартиры звон ко ­ гол о сы м девичьим ш ум ом . Не бы ­ ла готова одна квартира — С е м е ­ на. Его ругал прораб , бри гадир . А С ем е н ч ем у -то улыбался и на ругань соверш енно не р е а ги р о ­ вал. Он и работал один. Однаж ды , в конце месяца , к о г ­ да м а стера и прор абы д опо здн а задерж ались , чтобы закры ть на­ ряды , в кон тору вош ел не зна ко ­ мый мужчина . — М н е нужно видеть старш его прораба . Николай Петрович представил ­ ся. — Что это за б е зобра зи е? — бе з всяких предисловий начал вош едший . — Вы строите нам квартиры , за которы е мы платим личные деньги, но вм е сто д о б ­ ро тно го жилья... — В чем дело? — перебил его прораб . — П ойд ем те со мной и вы са ­ ми сейчас все увидите. Не заж и ­ гая свет, они прошли в спальню . На стене зеленова тым о гн ем све ­ тился яркий букет. О т рисунка исходил какой -то м едленный за­ стывший свет. И цветы казались посланцами далеких не зем ны х миров , вечно живые и красивые незнакомой , какой -то чужой кра ­ сотой. П р о р а б удивленно почесал за ­ тылок: таких случаев он ещ е ни встречал за двадцатилетнюю прак ­ тику. А. К О С Е Н К О В , инженер. С А Р А Н К И рождения великого грузинского поэта и мыслите­ ля Шота Руставели. Его всемирно известная поэ­ ма «Витязь в тигровой шкуре» проникнута идеями патриотизма, дружбы, возвышенной любви, отли­ чается исключительными художественными досто­ инствами, богатством языка, изяществом стиля. • Ф е л и к с К Р И В И Н Маленькие новеллы О Т Р Е Ч ЕН И Е ГАЛ ИЛ ЕЯ — Между нами говоря, дорогой Галилей, я и сам думаю, что она вертится.— Отец-инквизитор покрутил пальцем, показывая, как вертится Земля. — Но одно дело— думаю, а другое— го­ ворю. Вы взрослый человек, неужели вы до сих пор не поняли разницы? — Нет, я понял,— сказал Галилей. — Именно поэто­ му я говорю, а не только думаю. — В таком случае говори­ те так, чтобы вас никто не слышал. А то ведь— я не хо­ чу вас пугать— у вас могут произойти неприятности... Вспомните Джордано Бру­ но. Галилей вспомнил. «Я уже стар, — подумал он, — и у меня впереди большая работа. Это очень важная работа, и не хочет­ ся умереть, не закончив ее...» Святая церковь пышно праздновала отречение Га- лилея. Рекой лилось вино, приготовленное из крови спасителя. А когда был провозглашен тост за друж­ бу науки и религии, отец- инквизитор подмигнул Га­ лилею и шепнул: — А все-таки она вертит, ся! ‘ ! П РО И С Х ОЖ Д ЕН И Е — Питекантропы! В на­ ших жилах течет древняя кровь; это ложь, что мы происходим от обезьяны! Услыхав, что они проис­ ходят не от обезьяны, пи­ текантропы почувствовали себя сиротами. Они стали на четвереньки и ткнулись носами в траву. — Выше головы, пите, кантропы! Питекантропы доверчиво подняли головы. — Кто происходит от обезьяны, тот не питекант- роп! Ах, вот оно что! Тогда действительно... Если б пи­ текантропам сказали об этом раньше... — Пусть встанут те, кто происходит от обезьяны! Питекантропы смотрели друг на друга. Интересно все-таки: кто? Неужели есть и такие? Никто не вставал. Все стояли на четвереньках. Каждый твердо верил в свое происхождение. ВЫБОР П РОФ ЕССИИ Было тихо. Было темно. В темноте— сквозь окно— светились желтые зрачки звезд. В тишине за окном прита­ ились какие-то шорохи. Мышка сказала: — Когда я вырасту боль­ шой, я обязательно стану кошкой... Н о ч Ь новостройки Пустынна в полночь новостройка: Мороз, потемки, тишина. Над котлованом к свежей стойке Примерзла льдинкою луна. Но где-то пышет калорифер, Гоня из комнаты мороз. Да будки, трубы вскинув лихо, Стоят, продымлены насквозь. А вон и краны встали кругом, Склонясь над первым этажом, Как будто делятся друг с другом, Догадками над чертежом. Стараясь разобрать пунктиры, От ветра ежатся слегка... Точь-в-точь как наши бригадиры С прорабом возле огонька!.. ч З в е з д а Цвели-искрились ветреницы- звезды, Раззолотив над стройкой небеса... Поужинав, короткий кончив отдых, Бригады поднимались на леса. Им крановщица что-то прокричала, Кран загудел задвигалась стрела И вдруг... звезду на кончик нанизала И по-над зданьем смело повела! Искристый луч плененного светила Со стен легко прогнал ночную тень... Всю ночь звезда строителям светила, Всю ночь на стройке продолжался день!... Е. КО Н С ТАН ТИНО В . СшеколЬщик Вошел во двор стекольщик старый, Остановился у дверей. И сразу вдруг светлее стало, И радостней, и веселей. Он на плече держал умело Свое волшебное стекло, В котором облако белело. Как будто голубя крь!ло. Дома покачивались немо, Пылало солнце, что пожар... Всю нашу улицу и небо, Стекольщик на плече держал. Евгений К А РА С ЕВ . Э к с к а в а т о р Он сделан из уральской стали. Испытан в битве трудовой; Прочел название «Уралец» Я на его груди стальной. В пласты вгрызаясь вековые, Стальным ковшом он, брал со дна Большие глыбы земляные И мне казалось вся страна Смотрела гордыми глазами, Как мощный трудовой Урал Своими крепкими руками Нам строить домну помогал Василий СМ И РНО В . Р у к и к а м е н щ и к а Мозолистые, огромные, Красные, как кирпичи, Дома возводили и домны, Но хозяин их не речист. Разбрасываться словесами Некогда и нельзя ему... Руки такие сами Говорят за хозяина. Борис КУЛИ КО В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz