Строитель. 1966 г. (г. Липецк)

Строитель. 1966 г. (г. Липецк)

20 июля 1966 г„ №54 (1299) « С Т Р О И Т Е Л Ь » 3 Ш К О Д А П Е Р Е Д О В О Г О ОПЫТ А Опалубочные работы АПОСЛЕДНИЕ 10 лет вни­ мание всех научно-исследо­ вательских, проектных и строи­ тельных организаций было на­ правлено, главным образом, на разработку вопросов, связанных с развитием производства и приме­ нениемсборного железобетона. В тоже время вмонолитные конст­ рукции укладывается бетона на­ много больше, чемв сборные. Так, в 1965 году в монолитные конструкции уложено по стране 110—112 миллионов кубомет­ ров, а в сборные конструкции —всего 56. Потрестуза прошлый год уло­ женомонолитногобетона 221.700 кубометров, сборныхже конструк­ цийсмонтировано 38.900кубомет­ ров, то естьв 5,8 раза меньше, чем монолитного. Если рассмот­ реть последние 4 года, то можно установить, что объем монолит­ ных конструкций составляет 83 процента от всего объема бетон­ ных и железобетонных конструк­ ций, которыевыполнялисьнаобъ­ ектах треста ежегодно. В целом по стране, а также по нашему тресту, объем монолитных конст­ рукцийисоответственноопалубоч­ ныхработогромный. Еслиопалуб­ ка сборных железобетонных кон­ струкций была и есть объектом крупных проектных и конструк­ торских отделов, решается иизго­ товляетсявметалле нахорошоос­ нащенных заводах металлоконст­ рукций, то опалубка для таких большихобъемовмонолитныхкон­ струкций, ввиду недостаточ­ ному к ней вниманию,.решаетсяи изготовляетсявосновномиз дере­ ва ипоэтому она малооборачивае- маяи трудоемкая. Технология опалубочных работ для огромных масс монолитного бетона, уложен­ ного на стройках страны, не про­ грессировала иза небольшимиск­ лючениемосталась на уровне 1-й пятилетки. До сих пор действуют нормы IVчастиСНИПредакции 1954 го­ да по расходу материалов и, к большому стыду, во многих слу­ чаях заложенная в них пятикрат­ ная оборачиваемость опалубки— до сих пор трудно достигаемый рубеж. Технико-экономический совет Министерства строительства РСФСРна своем заседании, со­ стоявшемся в конце прошлого го­ да, обсудилвопрос о повышении технического уровня производства опалубочныхработнапромышлен­ ных стройках. Он отметил, что в связи с большимобъемом моно­ литного бетона ижелезобетона, на стройках выполняется большая работапо установке опалубки. Опалубка малооборачиваемая, ее применение ведет к огромнымпо­ терям лесоматериала и проволоки на скрутки. Стоимость опалубкии работпо ее установке и разборке составляет 20 процентов от стои­ мостимонолитного бетона ижеле­ зобетонных конструкций, а трудо­ вые затраты—более 50 процен­ тов. Внастоящее время накаж­ дые 100 квадратных метров опа­ лубки затрачивается свыше 100 человеко-часов. рабочего времени и более 2 кубометров древесины. Этомного. На строительстве объектов на­ шего треста имели место те же недостатки, которые были отмече­ нысекцией экономического совета Министерства строительства РСФСР. До второго полугодия 1965 годавтресте опалубка вы­ полнялась в основномиз отдель­ ных досок. Такая опалубка имела практически 1,5—2 оборота, при этом производительность трудапо ее установке и разборке теорети­ чески была на 25 процентов, а практически на 40 процентов ни­ же, чемприопалубливаниищита­ ми. Учитывая, чтоудельнывес мо­ нолитного бетона составляет 35— 40 процентовотобъемаработ, вы­ полненных собственными силами, можно представить, какое место занимают опалубочные работыв показателях хозяйственной дея­ тельноститреставцелом. Впрош­ ломгоду по тресту уложено на 1 миллион рублей 13000 кубомет­ ровмонолитного бетона ижелезо­ бетона. На опалубочных работах занято значительное количество рабочих. Плотников имеется по тресту около 30 процентовотвсе­ госостава работающих. В целях снижения себестоимо­ сти и повышения технического уровня выполнения опалубочных работ на строительных объектах треставконце 1965 годабылоор­ ганизовано производство инвен­ тарной щитовой опалубки на вновь организованном заводе «Стройдеталь» №4. На протяже­ нии этого года заводдолжен обес­ печить все объектытреста щито­ вой опалубкой хорошего качества. Строительные управленияобязаны применять щитовую опалубку в объеме 80 процентов от всех опа- лубливаемых поверхностей. Цех завода «Стройдеталь» №4 по из­ готовлениюопалубкиидругих из­ делий из древесинырасположен в районе завода «Стройдеталь»N° 1, оборудован деревообрабатывающи­ ми станками и может выдавать в день при нормальной работе 500 квадратных метров хорошей опа­ лубкитипа «слезингер». Вхороших руках, в бригадах, где борются за экономиюи куль­ туру производства, при правиль­ нойих эксплуатации эти щиты оборачиваются 10—12 раз. Таких бригадпотрестумного, кпримеру, бригадытт. Шабарина, Романова, Опольского идругие. Цех практи­ чески может выдать за год до 90000 квадратных метров щитов. Если добиться 10-кратной обора­ чиваемости во всех бригадах при среднем модуле поверхности 4, трест вполне сможет выполнить программу порядка 220000 кубо­ метровмонолитного бетонавгод. Завод «Стройдеталь»№4 имеет также цех по изготовлению зак­ ладныхдеталей, арматурыивна­ стоящее время удовлетворяет нуждыобъектов трестапо отдель­ ным заказам. Правда, цех еще не имеет определенного помещения и не оснащен полностьюоборудо­ ванием. Наряду с этими щитами Ьтре­ сте применяется крупнопанельная щитовая опалубкапрямолинейного икриволинейного очертания. Так, например, в четвертом строитель­ ном управлении (начальник т. Черномордик Д. А.) на строи­ тельстве насосной станции на­ чальникомучастка т. Олампиевым и прорабом т. Тимофеевым были предложены деревометаллические щиты, площадью36 квадратных метров с размерами 6x6 метров. Эти щитыбылипримененыпотом на сооружении водоводного тонне­ ля. Экономический эффект от их применения составил 14900 руб­ лей. Внастоящее время этищиты переданы шестому строительному управлению для их использова­ ния на сооружении воздухоза­ борного тоннеля доменной печи Л»4. Применение крупнопанельной опалубки позволяет значительно снизить трудоемкость по установ­ ке и разборке опалубки. Еслиис­ пользование щитов повысило производительность труда в сред­ немна 35 процентов, то с приме­ нением крупнопанельной опалуб­ ки производительность труда по­ высилась дополнительно еще на 20 процентов. Конечно, крупно­ панельные щитыхороши, но они имеют ограниченное применение, так как не всегда имеются такие конструкции, на которые их мож­ но установить. Ориентироваться надо на щиты рациональной конструкции с пло­ щадьюдо 1 квадратного метра, ибо ониприменимывосновномна всех конструкциях.Мелкие щиты принадобностимогут быть всегда укрупнены. На строительстве доменной пе­ чи№4 в девятом управлении принимались армокаркасы на мощные двухконсольные балки здания воздухонагревателей. Эти каркасыбыливключенывопалуб­ куна полу имонтажным краном поданынаместо установки. В тресте внедряется клиновой зажимдля крепления опалубки. Применение этого приспособления снижаеттрудоемкостьпоустановке стяжек и ускоряет разборку опа­ лубки, а также на 50 процентов снижает расход проволоки на стяжки. Клиновые зажимы—мно­ гооборачиваемая конструкция. Они простывобращениииустойчивы. Рабочие их охотно применяют. Для натяжения проволоки при установке клинового зажима ин­ женер М. Т. Хайченко сконструи­ ровалспециальныйключ, который успешно прошел производствен­ нойиспытание. На стройке снизился удельный расход леса на один кубометр бе­ тона. Надо ожидать, что с приме­ нением еще более рациональной опалубки, показатель по расходу материалов и по культурепроиз­ водства будет улучшаться. Низкая культура производства опалубоч­ ных работивособенностипри ее разборе является тем моментом производства, от которого зави­ сит долговечность элементов опа­ лубки. Разборку опалубки надо рассматривать как этап подготов­ ки ее дляновой установки. Вот это и не учитывается у нас. Вы­ полнятьэтуработудолжныквали­ фицированные опалубщики, зна­ комые с конструкцией опалубки, понимающие назначение отдель­ ных ее частейиосвоившие спосо­ быпроизводства работ. Но часто разборку опалубкипоручают лю­ дям, совсемне причастны кэтой работе. Воценке новой системы опа­ лубки, помимо прочих показате­ лей, по которым определяется ее годность, следует обращать вни­ мание, каким инструментом она разбирается. Надо внедрять ту опалубку, которая допускает раз­ борку без особого усилия, что яв­ ляется золотом сохранности ее элементов. Легко разбираемаяопа­ лубка—это залог многооборачи- ваемости, снижения себестоимости бетонныхработ. Надо смелее внедрять предло­ жения по рационализации инвен­ тарной опалубки. Пусть даже она будет дорогостоящая, но при вы­ сокой ее оборачиваемости, она себявполне окупит. Культура производства и мно- гооборачиваемость опалубки идут рука об руку, это факторыповы­ шенияпроизводительноститрудаи снижения себестоимости строи­ тельства, это дело большого госу­ дарственного значения. А. РЕШКОВАН, инженер отдела главного технолога. ☆ Встав на тру­ довую вахту в честь Дня строи­ теля, верхолазы Николай Кабанов и Иван Седойкин перевыполн я ю т сменные нормы на 30 и более про­ центов. Сей ч а с они готовят к монтажу бунке­ ры. Трудятся от­ лично. На снимке: Ни­ колай Кабанов и Иван Седойкин. ☆ Новые сборники расценок Конкурс „Строительной газеты * Т е х н и ч е о н и й п р о г р е с с и е г о т в о р ц ы В третьем квартале 1966 года выйдут в свет переработанные сборники Единых норм и расце­ нок на сварочные и свайные ра­ боты (ЕНиР № 22 и ЕНиР № 12). На ручную электродуго- вую сварку конструкций и тру­ бопроводов нормы разработаны на основании новых исходных условий, обеспечивающих необ­ ходимое качество сварных со­ единений. Изменены прежние нормы на сварку трубопроводов. В сборник на свайные работы (ЕНиР № 12) включены нормы и расценки на новые виды работ: погружение железобетонных оди-. ночных свай под основания граж­ данских и промышленных зда­ ний, полный комплекс работ по погружению сборных железо­ бетонных оболочек. С выходом в свет новых сбор­ ников, прежние нормы и расцен­ ки утрачивают силу. Заявки на приобретение новых сборников принимают магазины книготорга. Стремясь ярче и шире органи­ зовать пропаганду научно-техни­ ческих достижений и тем самым содействовать ускорению про­ гресса в строительстве, редак­ ция «Строительной газеты» совместно с научно-техническим обществом стройиндустрии, ЦК профсоюза рабочих строительст­ ва и промстроймате р и а л о в , ВДНХ СССР объявили конкурс (Технический прогресс и его творцы». На конкурс принимаются очер­ ки, статьи и корреспонденции о людях, активно внедряющих новое, передовое на стройках и предприятиях, в научно-исследо­ вательских и проектных органи­ зациях, об опыте их работы. Желательно, чтобы в материа­ лах были отражены результаты борьбы за технический прогресс, его эффективность. Известно, что на ВДНХ де­ монстрируются многие новин­ ки. На выставку ежегодно при­ езжают десятки тысяч строите­ лей. Хотелось бы знать, что они взяли на вооружение из научно- технических достижений, как внедряют их. В конкурсе могут принять участие все желающие. Лучшие очерки, статьи и корреспонден­ ции будут премированы. Учреж­ дено шесть основных премий: первая — 200 рублей, две вторые — по 150 рублей, три третьих — по 100 рублей. Установлено так­ же десять поощрительных пре­ мий по 30 рублей, пятнадцать авторов — участников конкурса, представивших интересные мате­ риалы, получат путевки на ВДНХ СССР. Последний срок представления очерков, статей и корреспонден­ ций с пометкой (На конкурс» — 1 декабря 1966 года. Адрес редакции: Москва, К-12, ул. 25-го Октября, 8/1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz