Строитель. 1966 г. (г. Липецк)
20 июля 1966 г„ №54 (1299) « С Т Р О И Т Е Л Ь » 3 Ш К О Д А П Е Р Е Д О В О Г О ОПЫТ А Опалубочные работы АПОСЛЕДНИЕ 10 лет вни мание всех научно-исследо вательских, проектных и строи тельных организаций было на правлено, главным образом, на разработку вопросов, связанных с развитием производства и приме нениемсборного железобетона. В тоже время вмонолитные конст рукции укладывается бетона на много больше, чемв сборные. Так, в 1965 году в монолитные конструкции уложено по стране 110—112 миллионов кубомет ров, а в сборные конструкции —всего 56. Потрестуза прошлый год уло женомонолитногобетона 221.700 кубометров, сборныхже конструк цийсмонтировано 38.900кубомет ров, то естьв 5,8 раза меньше, чем монолитного. Если рассмот реть последние 4 года, то можно установить, что объем монолит ных конструкций составляет 83 процента от всего объема бетон ных и железобетонных конструк ций, которыевыполнялисьнаобъ ектах треста ежегодно. В целом по стране, а также по нашему тресту, объем монолитных конст рукцийисоответственноопалубоч ныхработогромный. Еслиопалуб ка сборных железобетонных кон струкций была и есть объектом крупных проектных и конструк торских отделов, решается иизго товляетсявметалле нахорошоос нащенных заводах металлоконст рукций, то опалубка для таких большихобъемовмонолитныхкон струкций, ввиду недостаточ ному к ней вниманию,.решаетсяи изготовляетсявосновномиз дере ва ипоэтому она малооборачивае- маяи трудоемкая. Технология опалубочных работ для огромных масс монолитного бетона, уложен ного на стройках страны, не про грессировала иза небольшимиск лючениемосталась на уровне 1-й пятилетки. До сих пор действуют нормы IVчастиСНИПредакции 1954 го да по расходу материалов и, к большому стыду, во многих слу чаях заложенная в них пятикрат ная оборачиваемость опалубки— до сих пор трудно достигаемый рубеж. Технико-экономический совет Министерства строительства РСФСРна своем заседании, со стоявшемся в конце прошлого го да, обсудилвопрос о повышении технического уровня производства опалубочныхработнапромышлен ных стройках. Он отметил, что в связи с большимобъемом моно литного бетона ижелезобетона, на стройках выполняется большая работапо установке опалубки. Опалубка малооборачиваемая, ее применение ведет к огромнымпо терям лесоматериала и проволоки на скрутки. Стоимость опалубкии работпо ее установке и разборке составляет 20 процентов от стои мостимонолитного бетона ижеле зобетонных конструкций, а трудо вые затраты—более 50 процен тов. Внастоящее время накаж дые 100 квадратных метров опа лубки затрачивается свыше 100 человеко-часов. рабочего времени и более 2 кубометров древесины. Этомного. На строительстве объектов на шего треста имели место те же недостатки, которые были отмече нысекцией экономического совета Министерства строительства РСФСР. До второго полугодия 1965 годавтресте опалубка вы полнялась в основномиз отдель ных досок. Такая опалубка имела практически 1,5—2 оборота, при этом производительность трудапо ее установке и разборке теорети чески была на 25 процентов, а практически на 40 процентов ни же, чемприопалубливаниищита ми. Учитывая, чтоудельнывес мо нолитного бетона составляет 35— 40 процентовотобъемаработ, вы полненных собственными силами, можно представить, какое место занимают опалубочные работыв показателях хозяйственной дея тельноститреставцелом. Впрош ломгоду по тресту уложено на 1 миллион рублей 13000 кубомет ровмонолитного бетона ижелезо бетона. На опалубочных работах занято значительное количество рабочих. Плотников имеется по тресту около 30 процентовотвсе госостава работающих. В целях снижения себестоимо сти и повышения технического уровня выполнения опалубочных работ на строительных объектах треставконце 1965 годабылоор ганизовано производство инвен тарной щитовой опалубки на вновь организованном заводе «Стройдеталь» №4. На протяже нии этого года заводдолжен обес печить все объектытреста щито вой опалубкой хорошего качества. Строительные управленияобязаны применять щитовую опалубку в объеме 80 процентов от всех опа- лубливаемых поверхностей. Цех завода «Стройдеталь» №4 по из готовлениюопалубкиидругих из делий из древесинырасположен в районе завода «Стройдеталь»N° 1, оборудован деревообрабатывающи ми станками и может выдавать в день при нормальной работе 500 квадратных метров хорошей опа лубкитипа «слезингер». Вхороших руках, в бригадах, где борются за экономиюи куль туру производства, при правиль нойих эксплуатации эти щиты оборачиваются 10—12 раз. Таких бригадпотрестумного, кпримеру, бригадытт. Шабарина, Романова, Опольского идругие. Цех практи чески может выдать за год до 90000 квадратных метров щитов. Если добиться 10-кратной обора чиваемости во всех бригадах при среднем модуле поверхности 4, трест вполне сможет выполнить программу порядка 220000 кубо метровмонолитного бетонавгод. Завод «Стройдеталь»№4 имеет также цех по изготовлению зак ладныхдеталей, арматурыивна стоящее время удовлетворяет нуждыобъектов трестапо отдель ным заказам. Правда, цех еще не имеет определенного помещения и не оснащен полностьюоборудо ванием. Наряду с этими щитами Ьтре сте применяется крупнопанельная щитовая опалубкапрямолинейного икриволинейного очертания. Так, например, в четвертом строитель ном управлении (начальник т. Черномордик Д. А.) на строи тельстве насосной станции на чальникомучастка т. Олампиевым и прорабом т. Тимофеевым были предложены деревометаллические щиты, площадью36 квадратных метров с размерами 6x6 метров. Эти щитыбылипримененыпотом на сооружении водоводного тонне ля. Экономический эффект от их применения составил 14900 руб лей. Внастоящее время этищиты переданы шестому строительному управлению для их использова ния на сооружении воздухоза борного тоннеля доменной печи Л»4. Применение крупнопанельной опалубки позволяет значительно снизить трудоемкость по установ ке и разборке опалубки. Еслиис пользование щитов повысило производительность труда в сред немна 35 процентов, то с приме нением крупнопанельной опалуб ки производительность труда по высилась дополнительно еще на 20 процентов. Конечно, крупно панельные щитыхороши, но они имеют ограниченное применение, так как не всегда имеются такие конструкции, на которые их мож но установить. Ориентироваться надо на щиты рациональной конструкции с пло щадьюдо 1 квадратного метра, ибо ониприменимывосновномна всех конструкциях.Мелкие щиты принадобностимогут быть всегда укрупнены. На строительстве доменной пе чи№4 в девятом управлении принимались армокаркасы на мощные двухконсольные балки здания воздухонагревателей. Эти каркасыбыливключенывопалуб куна полу имонтажным краном поданынаместо установки. В тресте внедряется клиновой зажимдля крепления опалубки. Применение этого приспособления снижаеттрудоемкостьпоустановке стяжек и ускоряет разборку опа лубки, а также на 50 процентов снижает расход проволоки на стяжки. Клиновые зажимы—мно гооборачиваемая конструкция. Они простывобращениииустойчивы. Рабочие их охотно применяют. Для натяжения проволоки при установке клинового зажима ин женер М. Т. Хайченко сконструи ровалспециальныйключ, который успешно прошел производствен нойиспытание. На стройке снизился удельный расход леса на один кубометр бе тона. Надо ожидать, что с приме нением еще более рациональной опалубки, показатель по расходу материалов и по культурепроиз водства будет улучшаться. Низкая культура производства опалубоч ных работивособенностипри ее разборе является тем моментом производства, от которого зави сит долговечность элементов опа лубки. Разборку опалубки надо рассматривать как этап подготов ки ее дляновой установки. Вот это и не учитывается у нас. Вы полнятьэтуработудолжныквали фицированные опалубщики, зна комые с конструкцией опалубки, понимающие назначение отдель ных ее частейиосвоившие спосо быпроизводства работ. Но часто разборку опалубкипоручают лю дям, совсемне причастны кэтой работе. Воценке новой системы опа лубки, помимо прочих показате лей, по которым определяется ее годность, следует обращать вни мание, каким инструментом она разбирается. Надо внедрять ту опалубку, которая допускает раз борку без особого усилия, что яв ляется золотом сохранности ее элементов. Легко разбираемаяопа лубка—это залог многооборачи- ваемости, снижения себестоимости бетонныхработ. Надо смелее внедрять предло жения по рационализации инвен тарной опалубки. Пусть даже она будет дорогостоящая, но при вы сокой ее оборачиваемости, она себявполне окупит. Культура производства и мно- гооборачиваемость опалубки идут рука об руку, это факторыповы шенияпроизводительноститрудаи снижения себестоимости строи тельства, это дело большого госу дарственного значения. А. РЕШКОВАН, инженер отдела главного технолога. ☆ Встав на тру довую вахту в честь Дня строи теля, верхолазы Николай Кабанов и Иван Седойкин перевыполн я ю т сменные нормы на 30 и более про центов. Сей ч а с они готовят к монтажу бунке ры. Трудятся от лично. На снимке: Ни колай Кабанов и Иван Седойкин. ☆ Новые сборники расценок Конкурс „Строительной газеты * Т е х н и ч е о н и й п р о г р е с с и е г о т в о р ц ы В третьем квартале 1966 года выйдут в свет переработанные сборники Единых норм и расце нок на сварочные и свайные ра боты (ЕНиР № 22 и ЕНиР № 12). На ручную электродуго- вую сварку конструкций и тру бопроводов нормы разработаны на основании новых исходных условий, обеспечивающих необ ходимое качество сварных со единений. Изменены прежние нормы на сварку трубопроводов. В сборник на свайные работы (ЕНиР № 12) включены нормы и расценки на новые виды работ: погружение железобетонных оди-. ночных свай под основания граж данских и промышленных зда ний, полный комплекс работ по погружению сборных железо бетонных оболочек. С выходом в свет новых сбор ников, прежние нормы и расцен ки утрачивают силу. Заявки на приобретение новых сборников принимают магазины книготорга. Стремясь ярче и шире органи зовать пропаганду научно-техни ческих достижений и тем самым содействовать ускорению про гресса в строительстве, редак ция «Строительной газеты» совместно с научно-техническим обществом стройиндустрии, ЦК профсоюза рабочих строительст ва и промстроймате р и а л о в , ВДНХ СССР объявили конкурс (Технический прогресс и его творцы». На конкурс принимаются очер ки, статьи и корреспонденции о людях, активно внедряющих новое, передовое на стройках и предприятиях, в научно-исследо вательских и проектных органи зациях, об опыте их работы. Желательно, чтобы в материа лах были отражены результаты борьбы за технический прогресс, его эффективность. Известно, что на ВДНХ де монстрируются многие новин ки. На выставку ежегодно при езжают десятки тысяч строите лей. Хотелось бы знать, что они взяли на вооружение из научно- технических достижений, как внедряют их. В конкурсе могут принять участие все желающие. Лучшие очерки, статьи и корреспонден ции будут премированы. Учреж дено шесть основных премий: первая — 200 рублей, две вторые — по 150 рублей, три третьих — по 100 рублей. Установлено так же десять поощрительных пре мий по 30 рублей, пятнадцать авторов — участников конкурса, представивших интересные мате риалы, получат путевки на ВДНХ СССР. Последний срок представления очерков, статей и корреспонден ций с пометкой (На конкурс» — 1 декабря 1966 года. Адрес редакции: Москва, К-12, ул. 25-го Октября, 8/1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz