Строитель. 1965 г. (г. Липецк)
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В ПРОГРАММЕ КПСС : п р о п а г а н д и с т у «» *♦*«**»* ** *«»« »»♦«»«*« ** ****** * свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необхо димой в СССР Государство, ко торое возникло как государство диктатуры пролетариата, превра тилось на новом, современном эта пе в общенародное государство, в орган выражения интересов и во ли всего народа» (Программа КПСС. Политиздат. М., стр. 100— 101 ) . Стало быть, Программа партии в полном соответствии с учением Маркса и Ленина о социалистиче ском государстве раскрывает и конкретизирует основное содержа ние деятельности государства дик татуры пролетариата (обеспечение полной и окончательной победы социализма и перехода общества к развернутому строительству коммунизма), определяет вытека ющие из этого основного содержа ния исторические рамки его дея тельности, условия перерастания в общенародное государство. Жизнь показывает, что исто рические границы существования диктатуры пролетариата и социа листической государственности по времени не совпадают: диктатура пролетариата, выполнив свои за дачи, прекращает свое существо-, ванне, перестает быть необходи мой, а социалистическая госу царственность остается, в новых условиях она получает всесто ронее развитие. Некоторые пропагандисты счи тают, что диктатура пролетариа та полностью исчерпала себя внутри страны, а в отношениях с внешним миром, и прежде всего с капиталистическим миром, она якобы еще существует. Это, ко нечно, ошибочно. Нельзя разры вать внутренние и внешние фун кции государства, органически взаимосвязанные, взаимообуслов ленные. Общенародное государ ство в интересах всех советских людей, в интересах дела социа лизма во всем мире успешно выполняет как свои внутренние так и внешние функции. Рассматривая вопрос об обще народном государстве на семи нарском занятии или обдумывая его при самостоятельном чтении литературы, весьма важно уяс нить, что диктатура пролетариата и общенародное социалистическое государство не обособлены, не изолированы, это неразрывные звенья, крупные этапы в истории социалистического государства. «Общенародное государство нс противостоит и не противопостав ляется государству диктатуры пролетариата, действовавшему на ^ • о л е е ранних этапах социалисти- ’в Р с к о г о строительства в стране, а является его естественно-истори ческим продолжением, полным развитием того главного, что было заложено в диктатуре про летариата с самого начала, — широкой демократии для трудя щихся» («Великое знамя строи телей коммунизма», «Правда» от 1 ноября 1964 г.). Оно -выполня ет волю, защищает интересы все го советского народа. Если глав ной задачей государства дикта туры пролетариата является по строение социализма, то основная задача общенародного государст ва состоит в мобилизации всех сил народа во главе с рабочим классом на осуществление выра ботанной КПСС великой програм мы созидания коммунистического общества. А социализм и комму низм, как известно, — это фазы, ступени единой, коммунистиче ской формации. • . Превращение государства дик- йтуры пролетариата в государ ство общенародное не какое-то произвольное «установление», а естественный в условиях социа лизма процесс -развертывания, обогащения черт всеобщей со циалистической демократии, кото рые, как уже было сказано, зало жены в самой природе диктату- пролетариата. Такое превра щение становится реальным фак том, когда в обществе созда ны соответствующие материаль ные и духовные предпосылки, имеются определенные внутрен ние и внешние условия: в области * « М » « И И И » « М « 4 И * » * « • производственной (высокий уро вень развития производитель ных сил социализма, рост эконо мической мощи мирового со циализма); в области социально- экономической (ликвидация эк сплуататорских классов, безраз дельное господство социалистиче ской собственности, социалисти ческих производственных отноше ний): в области политической и духовной (укрепление морально- политического единства общества, дружбы народов, превращение марксизма-ленинизма в идеоло гию всего общества, высокий культурный уровень членов об щества). Марксистско-ленинская теория государства, подобно вся кой теории, намечает основное, общее, приближается к охваты- ванию всего многосложного про цесса, который сейчас разверты вается во всех странах социа лизма. Тем самым она вооружает партию и народ знанием законо мерностей становления коммуни стической формации, закономер ностей развития социалистическо го государства и позволяет строить политику партии, практи ческую деятельность общества с максимальным учетом этих зако номерностей. О каких чертах и признаках всеобщей социалистической демо кратии, присущих нашему госу дарству с самых первых лет его жизни, идет здесь речь? На за нятии кружка, семинара надле жит их рассмотреть, имея в ви ду следующие обстоятельства. В. И. Ленин учил, что основ ным источником силы и непобе димости социалистического госу дарства является союз рабочих и крестьян под руководством ра бочего класса. Он так и говорил: Советская власть опирается на самую чудесную в мире силу — на силу рабочих и крестьян. Этот союз, укреплению и развитию ко торого Коммунистическая партия всегда придавала и ныне прида ет решающее значение, объеди няет всех трудящихся, большин ство народа, интересы которых с самого начала своего существо вания выражало государство дик татуры пролетариата. Далее. Знамя социализма, ко торое под руководством своего революционного авангарда рабо чий класс поднял высоко и по нес вперед, — это знамя, под ко торым сплотились широкие мас сы трудящихся. Строительство социализма, его полная и окон чательная победа в нашей стра не, достигнутая при руководящей роли «организованного в господ ствующий класс» рабочего клас са, — все это отвечает коренным жизненным интересам рабочих и крестьян, всех трудящихся, об щенародным интересам, плодами этой победы пользуется весь на род. Наконец, говоря о характерных признаках всеобщей социалисти ческой демократии, присущих диктатуре пролетариата, важно подчеркнуть, что социалистиче ское государство с первых шагов своей деятельности развивалось по пути все большей демократи зации общественной жизни, ак тивного вовлечения рабочих, крестьян, народной интеллиген ции в управление страной. Изве стно, что плодотворному разви тию этого процесса на протяже нии ряда лет серьезно мешал культ личности Сталина, но и культ личности не смог приоста новить его. Исторические реше ния XX, XXI и XXII съездов КПСС открыли новый этап в жизни страны, в развертывании социалистической демократии, ее общенародных черт. Этими обстоятельствами преж де всего и объясняется преемст венность, неразрывная общая ли ния в развитии государства дик татуры пролетариата и общена родного социалистического госу дарства. Вслед за этим целесообразно рассмотреть, в чем же конкретно находит выражение процесс ук репления и развития общенарод ного государства, его деятель ность в современных условиях. Главное здесь состоит в том, что все функции общенародного со циалистического государства по лучают наиболее полное разви тие. Наше государство организу ет создание материально-техниче ской базы коммунизма, преобра зование социалистических отно шений в коммунистические, осу ществляет контроль за мерой груда и мерой потребления, подъ ем благосостояния народа, охра няет права и свободы советских граждан, социалистический пра вопорядок и социалистическую собственность, воспитывает , на род в духе сознательной дисцип лины и коммунистического отно шения к труду, надежно обеспе чивает оборону и безопасность страны, развивает братское со трудничество -с социалистически ми странами, отстаивает дело всеобщего мира и поддерживает нормальные отношения со всеми странами (см. Программу КПСС. Политиздат, 1964, стр. 101). Свои функции общенародное государство осуществляет наибо лее демократическим способом, при непременном деятельном уча стии народа. Дело здесь не толь ко в том, что по сравнению с довоенными годами количествен но выросло число советских граждан, принимающих активное и непосредственное участие в уп равлении страной, общественным производством, в руководстве культурным строительством, — само по себе это тоже хорошо. Важно отметить, что советские люди за эти годы неизмеримо выросли духовно, значительно повысилась политическая созна тельность, профессиональное уме ние рабочих и крестьян, идейная зрелость и творческая сила ин теллигенции, укрепилось единст во нашего общества. А это ведет к тому, что трудящиеся, участвуя в работе государственных и об щественных органов, судят уже о делах государственных более квалифицированно, конкретно, со знанием существа вопроса, его деталей, чем, конечно, значитель но облегчается выработка пра вильных решений и их осуществ ление. Пропагандист мог бы дан ное положение проиллюстриро вать конкретными примерами, в частности, практикой всенародно го обсуждения законопроектов. Как известно, предложения и за мечания трудящихся внимательно учитываются, в обобщенном виде получают отражение в законах и других актах общенародного со циалистического государства. Полезно было бы с этой точки зрения проанализировать и такое явление в нашей жизни, как но вый порядок составления народ нохозяйственных планов. Мы, конечно, не можем еще утверждать, что в этом деле уже преодолены все недостатки, они имеют место, и партия об этих недостатках открыто говорит на роду, принимает эффективные меры к Их устранению. Вместе с тем смело можно сказать, что за последние годы в выработке на роднохозяйственных планов уча ствуют самые широкие массы трудящихся, рабочие и служа щие, колхозники и работники совхозов, люди интеллигентного труда. Составление планов обыч но начинается теперь с низового' эвена производства — с пред приятия. Это дает возможность максимально учитывать общест венное мнение, опыт масс, лучше, полнее вскрывать и приводить в движение резервы общественного производства. Пропагандист должен так по строить обсуждение этого вопро са на занятии семинара, кружка, чтобы в итоге, учитывая местные условия, можно было бы сфор мулировать некоторые конкрет ные предложения, направленные на дальнейшую активизацию уча стия рабочих, колхозников и слу жащих данного предприятия, совхоза, колхоза, учреждения в составлении планов. А это ведь в современных условиях очень ва жно, ибо в период развернутого строительства коммунизма неиз меримо повышается роль и зна чение сознательного управления экономическими процессами, всей многоликой жизнью общества. Необходимо полностью устранить элементы субъективизма в плани ровании, в руководстве хозяйст венным строительством, научить ся с большей пользой для наро да использовать экономические рычаги и методы хозяйствования: хозрасчет, цены, кредит и т. д. Наше общество идет к тому, чтобы превратить функции госу дарственной службы в такие про стые операции контроля и учета, которые, по словам Ленина, до ступны, подсильны громадному большинству населения, а затем и всему населению поголовно (см. Соч., т. 25, стр. 424). По следнее возможно лишь на пу тях дальнейшего развития всех демократических институтов, со вершенствования социалистиче ской демократии. Коммунизм строится народом, для народа, самым демократическим путем Изучая предыдущие темы, слу шатели ознакомились с полити кой КПСС в период развернуто го строительства коммунизма, уяснили глубокий смысл деятель ности ленинской партии, заклю чающейся щ служении народу. Каждый из нас на собственной практике убеждается в том, что коммунизм создается для наро да, строится он золотыми руками и пытливым умом рабочих, кре стьян, интеллигенции. Образно говоря, главный архитектор, ор ганизатор и вдохновитель этой грандиозной стройки — наша ле нинская партия, владеющая са мым точным ком'пасом — револю ционным учением, теорией науч ного коммунизма. На семинарском занятии, в бесе де со слушателями кружка необ ходимо конкретно показать, что коммунистическая цивилизация создается при непосредственном участии всего народа самым де мократическим путем, а успехи в коммунистическом - строительст ве, в свою очередь, открывают простор для дальнейшего разви тия и совершенствования самой демократии. Наша партия, обще народное социалистическое госу- дарстдо стремятся в полной мере использовать эти возможности, принимают меры к тому, чтобы участие народа в управлении произволе гвом, в руководстве страной расширялось и станови лось все более многообразным. Программа КПСС дает научное обоснование творческой роли де мократии, демократических путей в борьбе за торжество комму низма. Строительство социализма на чинается, как известно, еще тог да, когда в стране, помимо со циалистического уклада, сущест вуют другие уклады хозяйства, за которыми стоят определенные классы, в том числе и классы-экс плуататоры. Советское государ ство вынуждено было применять в интересах подавляющего боль шинства народа революционное насилие по отношению к свергну тым эксплуататорским классам, оказывавшим отчаянное сопро тивление и противодействие но вой власти, осуществлению пла нов строительства социализма. В иной обстановке происходит строительство высшей фазы ком мунистической формации. Эксп луататорские классы давно уже ликвидированы, сложилось и креп нет идейно-политическое и мо ральное единство, дружба совет ских народов, наше общество в социальном отношении стано вится все более однородным. Со циализм развивается на собст венной основе. Существует и ус - пешно развивается могучая ми ровая система социализма, а си лы капитализма подтачиваются глубокими антагонизмами и про тиворечиями. Исключительно важное значе ние в данных условиях приобре тают метод убеждения, сила по ложительного примера, разносто ронняя, полная глубокого смысла организаторская и идеологическая работа КПСС, демократические формы и средства в деятельности общественных организаций, уси ление руководства партийных ор ганизаций всеми участками жиз ни общества. Этим и определяется сформу лированное в Программе партии главное направление развития со циалистической государственно сти в период строительства ком мунизма: всестороннее разверты вание и совершенствование со циалистической демократии, ак тивное участие всех граждан в управлении государством, в руко водстве хозяйственным и куль турным строительством, улучше ние работы государственного ап парата и усиление народного контроля над его деятельностью (см. Программу КПСС. Политиз дат. М., 1964, стр. 101). Если вдуматься в смысл, в со держание главного направления развития государственности в пе риод строительства коммунизма, то нетрудно заметить, что суть его состоит как раз в последова тельном развитии и совершенство вании ' демократизма нашего строя, в обеспечении на деле все властия народа. Пропагандист использует возможность органи зовать развернутую беседу на эту тему в своем семинаре, круж ке. Это поможет товарищам ос мыслить и правильно оценить многие явления из окружающей нас жизни, по достоинству оце нить все, что сделали и делают партия и государство для блага народа, вскрыть недостатки в на шей работе, сообща подумать о том, как их преодолеть. Такие вопросы, как всестороннее раз вертывание и совершенствование демократии, участие всех членов общества в управлении государ ством, в руководстве хозяйством и культурой, значение народного контроля и т. д., могут быть и темами самостоятельных выступ лений или рефератов. Рассмотрим коротко вопрос о всестороннем развитии демокра тии и все более широком вовле чении трудящихся в управление страной. Это один из коренных вопросов коммунистического стро ительства. (Окончание на 4-й стр.). В южном Таджикистане сре ди гор грохочет река Вахш. Здесь в ущелье Нурек соору жается гидроэлектростанция с девятью агрегатами по 300 ты сяч киловатт каждый. Строите ли воздвигнут плотину высотой 300 метров, пробьют 13 кило метров туннелей. Специалисты подсчитали, что Нурекская ГЭС, которая будет вырабаты вать в год 12 миллиардов ки ловатт-часов электроэнергии — одна из самых экономичных в Советском Союзе. НА СНИМКЕ: передовая бригада бетонщиков на строи тельстве Нурекской ГЭС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz