Строитель. 1965 г. (г. Липецк)
РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОГО УЧЕНИЯ О Тема эта довольно широкая. В самом деле, ведь для того, чтобы представить себе творческое развитие в Программе КПСС учения о социалистическом государстве, необходимо хотя бы в общих чертах рассмотреть это учение в целом, <а затем показать то новое, что со держится в Программе партии по данному вопросу. При этом зада ча состоит в тем, чтобы понять марксистско-ленинское учение о со циалистическом государстве как стройное, цельное учение, основан ное на диалектико-материалистическом истолковании общественной жизни. На семинарах, теоретических конференциях рекомендуется рас смотреть следующие основные вопросы: 1. Необходимость диктатуры пролетариата. Пролетарская дикта тура — новый, социалистический тип государства. 2. Перерастание диктатуры пролетариата в общенародное госу дарство — закономерный процесс. 3. Коммунизм строится народом, для народа, самым демократи ческим путем. Эта тема изучается не толькр в семинарах, но и в кружках, где обычно занимаются менее подготовленные в теоретическом отноше нии товарищи. В кружках рекомендуется провести беседу в основ ном по двум проблемам: перерастание диктатуры пролетариата в об щенародное социалистическое государство; строительство коммуниз ма и развитие социалистической демократии. При этом пропагандист с учетом особенностей состава своего кружка может заранее рас членить эти проблемы на более конкретные вопросы, сформулировав их в максимально доступной для каждого кружковца форме. Жела тельно ответить в ходе беседы и на некоторые вопросы слушателей, представляющие общий интерес и способствующие более глубокому изучению темы. Изложенный ниже материал в той или иной форме может быть использован и руководителем кружка. Необходимость диктатуры пролетариата. Пролетарская диктатура—новый социалистический тип государства В п о м о щ ь Главное, что нужно прежде все го усвоить при изучении данного вопроса, — это следующее: в ка ких исторических условиях и в си лу каких обстоятельств возникает диктатура пролетариата; почему пролетарская диктатура состав ляет новый тип государства; како во основное назначение диктатуры пролетариата, в чем состоят ее главные задачи. Исчерпывающие, ответы на эги вопросы можно получить лишь на основе самостоятельного чтения, глубокого изучения марксистской литературы — трудов Маркса, Эн гельса и Ленина. Особенно важно тщательно проштудировать соот ветствующие разделы «Манифе ста Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, где впервые выражена идея диктатуры проле тариата, произведение «Государст во и революция», в котором Ленин дает систематическое изложение взглядов Маркса и Энгельса на государство, развивает учение о государстве и революции в новых исторических условиях, а также ленинскую лекцию «О государст ве». Помимо богатого теоретиче ского содержания, эта лекция слу жит замечательным образцом жи вого, популярного изложения до вольно сложных проблем револю ционной теории. Именно в этом своем выступлении Ленин назвал вопрос о государстве основным, коренным вопросом всей полити ки, подчеркнул большое значение умения каждого подходить к не му самостоятельно. «Только тог да, если вы научитесь самостоя тельно разбираться по этому во просу,— только тогда вы можете, — говорил он,— считать себя до статочно твердыми в своих убеж дениях и достаточно успешно от стаивать их перед кем угодно и когда угодно» (Соч., т. 29, стр. 434). Это положение особенно важно потому, что в нем раскры вается суть ленинского подхода к изучению теории вообще. В марксистских трудах о госу дарстве обращает внимание на необходимость ист о р и ч е с к о г о взгляда при анализе обществен ных явлений. Ленин учил, что по дойти к тому или иному вопросу с точки зрения научной означает не «забывать основной историче ской связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории воз никло, какие главные этапы в сво ем развитии это явление проходи ло, и с точки зрения этого его раз вития смотреть, чем данная вещь стала теперь» (там же, стр. 436). >Сам Ленин последовательно при держивался указанного методоло гического требования как при вы яснении вопроса о развитии досо циалистических государств, так и при анализе сущности диктатуры пролетариата, -ее основных задач, в чем каждый из нас может легко убедиться при чтении книги «Го сударство и революция», лекции «О государстве». После характеристики некото рых особенностей изучения темы о государстве рассмотрим теперь, в каких исторических условиях появилась диктатура пролетариа та. Изучение этого вопроса обыч но не вызывает больших трудно стей, ибо в нашей литературе он освещен подробно. Маркс в работе «Критика Гот ской программы» сделал чрезвы чайно важный для науки и рево люционной практики вывод о том, что между капиталистическим и коммунистическим обществом ле жит период революционного пре вращения первого во второе. Дан ному периоду соответствует и по литический переходный период. Государством этого периода мо жет быть только революционная диктатура пролетариата (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 19, стр. 27). Классики марксизма учили, что социалистический переворот, осу ществляемый рабочим классом и сплоченными вокруг него трудя щимися массами города и дерез ни под руководством коммунисти ческих и рабочих партий, приво дит к победе диктатуры пролета риата в той или иной форме. Ис торический опыт полностью под тверждает это. Первой такой побе дой международного рабочего класса была Парижская Коммуна, возникшая в результате героине- 1 ской борьбы французского проле- I тариата во второй половине XIX ! столетия. Энгельс вдохновенно « писал об этой победе: «Посмотри- ! те на Парижскую Коммуну. Это * была диктатура пролетариата» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 22, стр. 201). Хотя Комму на французских рабочих просуще ствовала недолгое время, тем не менее она оставила глубочайший след в революционном движении и в сознании пролетариата. Спустя несколько десятилетий, в октябре 1917 года, диктатура пролетариата победила в России. Социалистическая революция бы ла подготовлена всем ходом раз вития нашей страны, развития об щества в эпоху империализма, и совершилась она под руководст вом созданной Лениным Комму нистической партии, под знаменем марксизма-ленинизма. Это уже была прочная победа российского пролетариата, международного ра бочего класса; прочность этой победы, кстати говоря, во многом объясняется и тем, что был в мак симальной степени учтен опыт па рижских коммунаров. В новых условиях В. И. Ленин, величайший теоретик творческого марксизма и практик революцион ного действия, внес большой вклад в учение Маркса и Энгельса о го сударстве. Здесь прежде всего следует указать на то, что Ленин раскрыл сущность и обосновал значение Советов как государст венной формы диктатуры пролета риата, которые были созданы впервые в истории революционным творчеством рабочего класса Рос сии. Ленин, далее, сформулировал высший принцип пролетарской диктатуры, суть которого состав ляет союз рабочего класса с кре стьянством при руководящей ро ли рабочего класса. Этот союз, указывал он, необходим в целях полного свержения капитала, пол ного подавления сопротивления буржуазии и попыток реставра ции с ее стороны, в целях оконча тельного создания и упрочения социализма (см. Соч., т. 29, стр. 351, 387). Огромной заслугой Ле нина является учение о пролетар ской, социалистической демокра тии как невиданном в истории, высшем типе демократии, о твор ческой роли социалистической де мократии в борьбе за победу но вого строя. Историческое назначение дикта туры пролетариата, если об этом говорить коротко, состоит в том, чтобы закрепить и развить победу социалистической революции, обес печить торжество социализма — первой фазы коммунистической общественно-экономической фор мации. В переходный период, ко торый, как уже отмечалось, насту пает после осуществления социа листического переворота, происхо дит революционное превращение старого общества в новое, социа листическое на основе глубоких преобразований и изменений в об ласти экономики, политической жизни, культуры, быта, в созна нии трудящихся. Эти преобразова ния протекают обычно в процессе острой, порой ожесточенной клас совой борьбы (в зависимости от конкретной обстановки в каждой стране и внешних условий) против сил и традиций старого, эксплуа таторского мира. Осуществляются указанные преобразования при не посредственном участии народа новой властью—государством про летарской диктатуры. Опыт на шей страны, опыт некоторых дру гих социалистических стран гово рит, что свергнутые эксплуатато ры настойчиво пытаются вернуть «отнятый у них рай», восстановить старые порядки. В. И. Ленин указывал на раз рушительные и созидательные за дачи социалистической революции и при этом на первый план ставил творческие задачи пролетарского государства: строительство новой экономики и культуры, нового уклада жизни миллионов людегГ В письме к венгерским рабочим он подчеркивал, что главная сущ ность диктатуры пролетариата со стоит в «организованности и дис циплинированности передового от ряда трудящихся, его авангарда его единственного руководителя’ пролетариата. Его цель — создать социализм, уничтожить деление общества на классы, сделать всех членов общества трудящимися, от нять почву у всякой эксплуатации человека человеком» (там же, стр. обо). Изучая рекомендованные к ге ме работы, нетрудно заметить, что Ленин не раз возвращался к во просу о сущности диктатуры про летариата в связи с разработкой конкретных проблем теории и практики социалистической рево люции и строительства социализ ма, все глубже раскрывая эту сущность в борьбе с оппортуни стами всех мастей, с реформиста ми, ревизионистами и догматика ми. Красной нитью во всех про изведениях классиков марксизма- ленинизма проходит следующая мысль: без социалистической ре волюции, без диктатуры пролета риата немыслим переход от капи тализма к социализму, пролетар ская диктатура —это новый, со циалистический тип государства, новый, высший тип демократии. Почему новый, почему высший —эти вопросы следует обстоя тельно рассмотреть на занятии. При этом прежде всего надо иметь в виду усвоение и осмысливание тех идей, которые содержатся в произведениях В. И. Ленина «Го сударство и революция», глава V (Соч., т. 25), и «О демократии» и диктатуре» (Соч., т. 28). Маркс, Энгельс и Ленин показа ли, что известные до сих пор в ис тории государства (рабовладель ческое, феодальное, капиталисти ческое) были и являются не чем иным, как машиной для угнетения трудящихся. Обобщая опыт обще ственного развития и высказывания Организуя изучение слушателя ми этой проблемы, пропагандисту целесообразно поставить во главу угла следующие основные вопро сы: исторические рамки существо вания государства диктатуры про летариата, их обусловленность; в чем конкретно проявляется про цесс возникновения, укрепления и развития общенародного государ ства; каковы основные функции и задачи общенародного государст ва. Классики марксизма-ленинизма показали связь между развитием коммунистической общественно экономической формации от низ шего к высшему и развитием со циалистической государственности. Коренные, революционные измене ния в обществе, происходящие в переходный период от капитализ ма к социализму, такие, как ут верждение во всех сферах народ ного хозяйства общественной со циалистической собственности и превращение ее в безраздельно господствующую форму собствен ности, ликвидация эксплуататор ских классов, возникновение и ус пешное развитие морально-поли тического и идейного единства об щества и другие, находят отраже ние в надстройке общества, и прежде всего, конечно, в полити ческой надстройке, главным эле ментом которой и является госу дарство. Вместе с тем в надстрой ке социалистического общества Маркса и Энгельса о государстве, Ленин писал «Эксплуататорским классам нужно политическое гос подство в интересах поддержания эксплуатации, т. е. в корыстных интересах ничтожного меньшинст ва, против громаднейшего боль шинства народа» (Соч., т. 25, стр. 375). И далее: «Демократия для ничтожного меньшинства, демо кратия для богатых, вот каков де мократизм капиталистического об щества» (там же, стр. 432). Глубокая характеристика совре менного буржуазного государства, буржуазной демократии содер жится в Программе КПСС (часть первая, раздел IV «Кризис миро вого капитализма). Что касается диктатуры проле тариата, то это власть рабочего класса, трудящихся, орудие осво бождения их от гнета эксплуата торов, орудие построения социа лизма — подлинно демократиче ского общества на земле. Лишь пролетарская диктатура, указывал Ленин, в состоянии освободить че ловечество от гнета капитала, от лжи, фальши, лицемерия буржу азной демократии (см. Соч., т. 28, стр. 347). При этом социалистиче ское государство не только про возглашает великие свободы и права человека (на словах ведь это делает и буржуазное государ ство!), оно гарантирует их зако ном, создает материальные и ду ховные предпосылки для их ис пользования трудящимися, пре доставляет народу действительные права и свободы. Какие именно предпосылки—этот вопрос мог бы послужить темой для собеседова ния в семинаре, кружке (освобож дение трудящихся от ярма экс плуатации, создание возможности работы на себя, на общее благо, громадный рост культурно-техни ческого уровня масс и т. д.). Те мой такого собеседования, рефе ратов может быть и вопрос о мно гообразии политических форм дик татуры пролетариата (Парижская Коммуна, Советская власть, на родная демократия). Следует подчеркнуть, что глубо кое обобщение опыт социалисти ческой диктатуры пролетариата нашел в Декларации и Заявлении Московских совещаний представи телей Коммунистических и рабо чих партий 1957 и 1960 годов, в Программе КПСС, которая, в ча стности, определила условия и ис торические рамки существования диктатуры пролетариата. отражаются и внешние условия его существования. Государство диктатуры проле тариата, последовательно осуще ствляя свои внутренние и внешние функции, обеспечивает решение главных задач переходного перио да от капитализма к социализму, решение в пользу социализма ос новного исторического вопроса «кто кого». В нашей стране впер вые в общественной практике со циализм победил полностью и окончательно. Ныне социализм перешагнул рамки одного государ ства, превратился в мировое со дружество народов, в котором на базе общности экономических, по литических и идеологических ос нов, на базе единства целей доб ровольно объединились уже не сколько государств. Эти исторические победы социа лизма внутри'страны и на миро вой арене дали основание нашей партии с позиций творческого марксизма-ленинизма сказать но вое слово по вопросу о социали стическом государстве, сделать в своей Программе, принятой XXII съездом, вывод, имеющий огром ное теоретическое и практическое значение. «Обеспечив полную и оконча тельную победу социализма — первой фазы коммунизма — и пе реход общества к развернутому строительству коммунизма, дикта тура пролетариата выполнила Казанский государственный университет имени В. И. Улья нова-Ленина— одно из старей ших учебных заведений стра ны. Здесь на юридическом фа культете учился В. И. Ленин, здесь получил он свое револю ционное крещение. Из стен университета вышли многие выдающиеся деятели науки, ли тературы, искусства — Н. И. Лобачевский, С. Т. Аксаков, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Л. Н. Толстой, М. А. Балаки рев. НА СНИМКЕ: в универси тетской комнате-музее Влади мира Ильича Ленина, где бе режно хранятся предметы и до кументы, связанные с его име нем. Перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство- закономерный процесс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz