Строитель. 1965 г. (г. Липецк)

Строитель. 1965 г. (г. Липецк)

РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОГО УЧЕНИЯ О Тема эта довольно широкая. В самом деле, ведь для того, чтобы представить себе творческое развитие в Программе КПСС учения о социалистическом государстве, необходимо хотя бы в общих чертах рассмотреть это учение в целом, <а затем показать то новое, что со­ держится в Программе партии по данному вопросу. При этом зада­ ча состоит в тем, чтобы понять марксистско-ленинское учение о со­ циалистическом государстве как стройное, цельное учение, основан­ ное на диалектико-материалистическом истолковании общественной жизни. На семинарах, теоретических конференциях рекомендуется рас­ смотреть следующие основные вопросы: 1. Необходимость диктатуры пролетариата. Пролетарская дикта­ тура — новый, социалистический тип государства. 2. Перерастание диктатуры пролетариата в общенародное госу­ дарство — закономерный процесс. 3. Коммунизм строится народом, для народа, самым демократи­ ческим путем. Эта тема изучается не толькр в семинарах, но и в кружках, где обычно занимаются менее подготовленные в теоретическом отноше­ нии товарищи. В кружках рекомендуется провести беседу в основ­ ном по двум проблемам: перерастание диктатуры пролетариата в об­ щенародное социалистическое государство; строительство коммуниз­ ма и развитие социалистической демократии. При этом пропагандист с учетом особенностей состава своего кружка может заранее рас­ членить эти проблемы на более конкретные вопросы, сформулировав их в максимально доступной для каждого кружковца форме. Жела­ тельно ответить в ходе беседы и на некоторые вопросы слушателей, представляющие общий интерес и способствующие более глубокому изучению темы. Изложенный ниже материал в той или иной форме может быть использован и руководителем кружка. Необходимость диктатуры пролетариата. Пролетарская диктатура—новый социалистический тип государства В п о м о щ ь Главное, что нужно прежде все­ го усвоить при изучении данного вопроса, — это следующее: в ка­ ких исторических условиях и в си­ лу каких обстоятельств возникает диктатура пролетариата; почему пролетарская диктатура состав­ ляет новый тип государства; како­ во основное назначение диктатуры пролетариата, в чем состоят ее главные задачи. Исчерпывающие, ответы на эги вопросы можно получить лишь на основе самостоятельного чтения, глубокого изучения марксистской литературы — трудов Маркса, Эн­ гельса и Ленина. Особенно важно тщательно проштудировать соот­ ветствующие разделы «Манифе­ ста Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, где впервые выражена идея диктатуры проле­ тариата, произведение «Государст­ во и революция», в котором Ленин дает систематическое изложение взглядов Маркса и Энгельса на государство, развивает учение о государстве и революции в новых исторических условиях, а также ленинскую лекцию «О государст­ ве». Помимо богатого теоретиче­ ского содержания, эта лекция слу­ жит замечательным образцом жи­ вого, популярного изложения до­ вольно сложных проблем револю­ ционной теории. Именно в этом своем выступлении Ленин назвал вопрос о государстве основным, коренным вопросом всей полити­ ки, подчеркнул большое значение умения каждого подходить к не­ му самостоятельно. «Только тог­ да, если вы научитесь самостоя­ тельно разбираться по этому во­ просу,— только тогда вы можете, — говорил он,— считать себя до­ статочно твердыми в своих убеж­ дениях и достаточно успешно от­ стаивать их перед кем угодно и когда угодно» (Соч., т. 29, стр. 434). Это положение особенно важно потому, что в нем раскры­ вается суть ленинского подхода к изучению теории вообще. В марксистских трудах о госу­ дарстве обращает внимание на необходимость ист о р и ч е с к о г о взгляда при анализе обществен­ ных явлений. Ленин учил, что по­ дойти к тому или иному вопросу с точки зрения научной означает не «забывать основной историче­ ской связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории воз­ никло, какие главные этапы в сво­ ем развитии это явление проходи­ ло, и с точки зрения этого его раз­ вития смотреть, чем данная вещь стала теперь» (там же, стр. 436). >Сам Ленин последовательно при­ держивался указанного методоло­ гического требования как при вы­ яснении вопроса о развитии досо­ циалистических государств, так и при анализе сущности диктатуры пролетариата, -ее основных задач, в чем каждый из нас может легко убедиться при чтении книги «Го­ сударство и революция», лекции «О государстве». После характеристики некото­ рых особенностей изучения темы о государстве рассмотрим теперь, в каких исторических условиях появилась диктатура пролетариа­ та. Изучение этого вопроса обыч­ но не вызывает больших трудно­ стей, ибо в нашей литературе он освещен подробно. Маркс в работе «Критика Гот­ ской программы» сделал чрезвы­ чайно важный для науки и рево­ люционной практики вывод о том, что между капиталистическим и коммунистическим обществом ле­ жит период революционного пре­ вращения первого во второе. Дан­ ному периоду соответствует и по­ литический переходный период. Государством этого периода мо­ жет быть только революционная диктатура пролетариата (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 19, стр. 27). Классики марксизма учили, что социалистический переворот, осу­ ществляемый рабочим классом и сплоченными вокруг него трудя­ щимися массами города и дерез­ ни под руководством коммунисти­ ческих и рабочих партий, приво­ дит к победе диктатуры пролета­ риата в той или иной форме. Ис­ торический опыт полностью под­ тверждает это. Первой такой побе­ дой международного рабочего класса была Парижская Коммуна, возникшая в результате героине- 1 ской борьбы французского проле- I тариата во второй половине XIX ! столетия. Энгельс вдохновенно « писал об этой победе: «Посмотри- ! те на Парижскую Коммуну. Это * была диктатура пролетариата» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 22, стр. 201). Хотя Комму­ на французских рабочих просуще­ ствовала недолгое время, тем не менее она оставила глубочайший след в революционном движении и в сознании пролетариата. Спустя несколько десятилетий, в октябре 1917 года, диктатура пролетариата победила в России. Социалистическая революция бы­ ла подготовлена всем ходом раз­ вития нашей страны, развития об­ щества в эпоху империализма, и совершилась она под руководст­ вом созданной Лениным Комму­ нистической партии, под знаменем марксизма-ленинизма. Это уже была прочная победа российского пролетариата, международного ра­ бочего класса; прочность этой победы, кстати говоря, во многом объясняется и тем, что был в мак­ симальной степени учтен опыт па­ рижских коммунаров. В новых условиях В. И. Ленин, величайший теоретик творческого марксизма и практик революцион­ ного действия, внес большой вклад в учение Маркса и Энгельса о го­ сударстве. Здесь прежде всего следует указать на то, что Ленин раскрыл сущность и обосновал значение Советов как государст­ венной формы диктатуры пролета­ риата, которые были созданы впервые в истории революционным творчеством рабочего класса Рос­ сии. Ленин, далее, сформулировал высший принцип пролетарской диктатуры, суть которого состав­ ляет союз рабочего класса с кре­ стьянством при руководящей ро­ ли рабочего класса. Этот союз, указывал он, необходим в целях полного свержения капитала, пол­ ного подавления сопротивления буржуазии и попыток реставра­ ции с ее стороны, в целях оконча­ тельного создания и упрочения социализма (см. Соч., т. 29, стр. 351, 387). Огромной заслугой Ле­ нина является учение о пролетар­ ской, социалистической демокра­ тии как невиданном в истории, высшем типе демократии, о твор­ ческой роли социалистической де­ мократии в борьбе за победу но­ вого строя. Историческое назначение дикта­ туры пролетариата, если об этом говорить коротко, состоит в том, чтобы закрепить и развить победу социалистической революции, обес­ печить торжество социализма — первой фазы коммунистической общественно-экономической фор­ мации. В переходный период, ко­ торый, как уже отмечалось, насту­ пает после осуществления социа­ листического переворота, происхо­ дит революционное превращение старого общества в новое, социа­ листическое на основе глубоких преобразований и изменений в об­ ласти экономики, политической жизни, культуры, быта, в созна­ нии трудящихся. Эти преобразова­ ния протекают обычно в процессе острой, порой ожесточенной клас­ совой борьбы (в зависимости от конкретной обстановки в каждой стране и внешних условий) против сил и традиций старого, эксплуа­ таторского мира. Осуществляются указанные преобразования при не­ посредственном участии народа новой властью—государством про­ летарской диктатуры. Опыт на­ шей страны, опыт некоторых дру­ гих социалистических стран гово­ рит, что свергнутые эксплуатато­ ры настойчиво пытаются вернуть «отнятый у них рай», восстановить старые порядки. В. И. Ленин указывал на раз­ рушительные и созидательные за­ дачи социалистической революции и при этом на первый план ставил творческие задачи пролетарского государства: строительство новой экономики и культуры, нового уклада жизни миллионов людегГ В письме к венгерским рабочим он подчеркивал, что главная сущ­ ность диктатуры пролетариата со­ стоит в «организованности и дис­ циплинированности передового от­ ряда трудящихся, его авангарда его единственного руководителя’ пролетариата. Его цель — создать социализм, уничтожить деление общества на классы, сделать всех членов общества трудящимися, от­ нять почву у всякой эксплуатации человека человеком» (там же, стр. обо). Изучая рекомендованные к ге­ ме работы, нетрудно заметить, что Ленин не раз возвращался к во­ просу о сущности диктатуры про­ летариата в связи с разработкой конкретных проблем теории и практики социалистической рево­ люции и строительства социализ­ ма, все глубже раскрывая эту сущность в борьбе с оппортуни­ стами всех мастей, с реформиста­ ми, ревизионистами и догматика­ ми. Красной нитью во всех про­ изведениях классиков марксизма- ленинизма проходит следующая мысль: без социалистической ре­ волюции, без диктатуры пролета­ риата немыслим переход от капи­ тализма к социализму, пролетар­ ская диктатура —это новый, со­ циалистический тип государства, новый, высший тип демократии. Почему новый, почему высший —эти вопросы следует обстоя­ тельно рассмотреть на занятии. При этом прежде всего надо иметь в виду усвоение и осмысливание тех идей, которые содержатся в произведениях В. И. Ленина «Го­ сударство и революция», глава V (Соч., т. 25), и «О демократии» и диктатуре» (Соч., т. 28). Маркс, Энгельс и Ленин показа­ ли, что известные до сих пор в ис­ тории государства (рабовладель­ ческое, феодальное, капиталисти­ ческое) были и являются не чем иным, как машиной для угнетения трудящихся. Обобщая опыт обще­ ственного развития и высказывания Организуя изучение слушателя­ ми этой проблемы, пропагандисту целесообразно поставить во главу угла следующие основные вопро­ сы: исторические рамки существо­ вания государства диктатуры про­ летариата, их обусловленность; в чем конкретно проявляется про­ цесс возникновения, укрепления и развития общенародного государ­ ства; каковы основные функции и задачи общенародного государст­ ва. Классики марксизма-ленинизма показали связь между развитием коммунистической общественно­ экономической формации от низ­ шего к высшему и развитием со­ циалистической государственности. Коренные, революционные измене­ ния в обществе, происходящие в переходный период от капитализ­ ма к социализму, такие, как ут­ верждение во всех сферах народ­ ного хозяйства общественной со­ циалистической собственности и превращение ее в безраздельно господствующую форму собствен­ ности, ликвидация эксплуататор­ ских классов, возникновение и ус­ пешное развитие морально-поли­ тического и идейного единства об­ щества и другие, находят отраже­ ние в надстройке общества, и прежде всего, конечно, в полити­ ческой надстройке, главным эле­ ментом которой и является госу­ дарство. Вместе с тем в надстрой­ ке социалистического общества Маркса и Энгельса о государстве, Ленин писал «Эксплуататорским классам нужно политическое гос­ подство в интересах поддержания эксплуатации, т. е. в корыстных интересах ничтожного меньшинст­ ва, против громаднейшего боль­ шинства народа» (Соч., т. 25, стр. 375). И далее: «Демократия для ничтожного меньшинства, демо­ кратия для богатых, вот каков де­ мократизм капиталистического об­ щества» (там же, стр. 432). Глубокая характеристика совре­ менного буржуазного государства, буржуазной демократии содер­ жится в Программе КПСС (часть первая, раздел IV «Кризис миро­ вого капитализма). Что касается диктатуры проле­ тариата, то это власть рабочего класса, трудящихся, орудие осво­ бождения их от гнета эксплуата­ торов, орудие построения социа­ лизма — подлинно демократиче­ ского общества на земле. Лишь пролетарская диктатура, указывал Ленин, в состоянии освободить че­ ловечество от гнета капитала, от лжи, фальши, лицемерия буржу­ азной демократии (см. Соч., т. 28, стр. 347). При этом социалистиче­ ское государство не только про­ возглашает великие свободы и права человека (на словах ведь это делает и буржуазное государ­ ство!), оно гарантирует их зако­ ном, создает материальные и ду­ ховные предпосылки для их ис­ пользования трудящимися, пре­ доставляет народу действительные права и свободы. Какие именно предпосылки—этот вопрос мог бы послужить темой для собеседова­ ния в семинаре, кружке (освобож­ дение трудящихся от ярма экс­ плуатации, создание возможности работы на себя, на общее благо, громадный рост культурно-техни­ ческого уровня масс и т. д.). Те­ мой такого собеседования, рефе­ ратов может быть и вопрос о мно­ гообразии политических форм дик­ татуры пролетариата (Парижская Коммуна, Советская власть, на­ родная демократия). Следует подчеркнуть, что глубо­ кое обобщение опыт социалисти­ ческой диктатуры пролетариата нашел в Декларации и Заявлении Московских совещаний представи­ телей Коммунистических и рабо­ чих партий 1957 и 1960 годов, в Программе КПСС, которая, в ча­ стности, определила условия и ис­ торические рамки существования диктатуры пролетариата. отражаются и внешние условия его существования. Государство диктатуры проле­ тариата, последовательно осуще­ ствляя свои внутренние и внешние функции, обеспечивает решение главных задач переходного перио­ да от капитализма к социализму, решение в пользу социализма ос­ новного исторического вопроса «кто кого». В нашей стране впер­ вые в общественной практике со­ циализм победил полностью и окончательно. Ныне социализм перешагнул рамки одного государ­ ства, превратился в мировое со­ дружество народов, в котором на базе общности экономических, по­ литических и идеологических ос­ нов, на базе единства целей доб­ ровольно объединились уже не­ сколько государств. Эти исторические победы социа­ лизма внутри'страны и на миро­ вой арене дали основание нашей партии с позиций творческого марксизма-ленинизма сказать но­ вое слово по вопросу о социали­ стическом государстве, сделать в своей Программе, принятой XXII съездом, вывод, имеющий огром­ ное теоретическое и практическое значение. «Обеспечив полную и оконча­ тельную победу социализма — первой фазы коммунизма — и пе­ реход общества к развернутому строительству коммунизма, дикта­ тура пролетариата выполнила Казанский государственный университет имени В. И. Улья­ нова-Ленина— одно из старей­ ших учебных заведений стра­ ны. Здесь на юридическом фа­ культете учился В. И. Ленин, здесь получил он свое револю­ ционное крещение. Из стен университета вышли многие выдающиеся деятели науки, ли­ тературы, искусства — Н. И. Лобачевский, С. Т. Аксаков, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Л. Н. Толстой, М. А. Балаки­ рев. НА СНИМКЕ: в универси­ тетской комнате-музее Влади­ мира Ильича Ленина, где бе­ режно хранятся предметы и до­ кументы, связанные с его име­ нем. Перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство- закономерный процесс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz