Строитель. 1965 г. (г. Липецк)
ПЕРВОЕВЫСОТНОЕЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕЗДАНИЕ ВСССР В 1929 году в Харькове было воздвигнуто первое в нашей стране высотное здание из монолитного железобетона: 14-этажный Дом госпромыш- ленности (Госпром), объем ко торого равен 378 тысячам кубометров. Мысль о постройке в Харь кове такого огромного здания возникла в 1925 году. Бывший рядовой губернский город по воле исторических судеб пре вратился в политический, хо зяйственный и административ ный центр Украинской респуб лики. Город оказался в тисках жесточайшего жилищного кри-. зиса, и понадобились героиче ские меры для его смягчения. И вот наряду с усиленным жилищным строительством ре шено было соорудить здание, способное вместить в своих стенах все 22 украинских тре ста с тем, чтобы освободить для жилья занимаемую ими площадь. Одновременно реша лась и задача территориально го объединения организаций, руководящих промышленно стью Украины, создания нор мальных условий для их рабо ты. ВСНХ Украины объявил все союзный открытый конкурс на проект такого здания. Участво вать в этом конкурсе персо нально пригласили 12 наибо лее прославленных архитекто ров страны. Победа досталась проекту молодых архитекторов — С. С. Серафимова, С. М. Кравеца и М. Д. Фельгера, сумевших пре одолеть господствовав ш у ю инерцию традиционного клас сицизма и удачно воплотить в проекте веяния новой эры. Домгоспромышленн.ости воз двигнут на площади Дзержин ского — одной из крупнейших в мире (11,5 га). Прямоуголь ная часть площади органично переходит в круглую, где на трех прилегающих к площади кварталах и воздвигнуто зда ние. Девять его радиальных корпусов (в плане здание име ет веерообразный вид) сгруп пированы в три массива с двумя проездами между ними. Над каждым проездом устрое но по три мостовых перехода— на уровне 3, 5 и 7-го этажей. Эти переходы обеспечивают не прерывность коммуникаций по всему зданию. Острое чувство современно сти подсказало авторам строго функциональное решение зда ния, пронизанного светом и воздухом. Применение желе: зобетонного каркаса открыв простор максимальному остек лению наружных стен. У зда ния нет внутренних дворов, темных помещений. Вместо пыльных чердаков под скатны ми крышами запроектированы Э т о ^ ин т е р е с но ! : : 4 были плоские кровли-терра сы для отдыха сотрудников. Огромный масштаб здания (протяженность по фасаду — 300 м), смелая каркасная кон струкция, необычная архитек тура, построенная на про странственном взаимодейст вии простых геометрических объемов (вместо традиционной декоративности классического наряда), ажурный сквозной силуэт, обогащенный шестью мостами, аквамариновый ко лорит стекла, блещущего оби лием отраженного света, - все это производит большое впечатление. Здание, несмотря на огромный объем, поражает своей пластичностью, легко стью и вместе с тем монумен тальностью. Недаром оно рас ценивается как один из про возвестников нового направле ния в советской архитектуре. Строительством Госпрома руководил выдающийся инже нер П. П. Ротерт. В условиях почти полного отсутствия ма шин и приспособлений .для механизации строительного процесса он сумел создать про грессивную организацию ра бот. • Посетивший стройку Ф. Э. Дзержинский выдвинул инже нера Ротерта на строительство Днепрогэса. В дальнейшем Ротерт возглавил строительст во первых трех очередей Мо сковского метрополитена. Сооружение'Госпрома про ходило в условиях резкой не хватки рабочих-железобетон- щиков. Строительная площад ка здания явилась подлинной школой мастерства,, взрастив шей около двух тысяч квали фицированных строителей. Вы сокий энтузиазм рабочих, ин женеров обеспечил небывалые в то время темпы бетонирова ния. Примечательна и чисто тех ническая сторона сооружения Госпрома. Расчет его железо бетонных конструкций, про веденный силами созданного непосредственно на строитель стве инженерного бюро под руководством инженера М. А. Рудника, был новым словом- в теории. Виднейший в то вре мя теоретик железобетона не мецкий профессор Клейнло- гель, заинтересовавшийся этим сооружением, посетил строй ку и дал восторженный отзыв. Интересно, что у побывав ших в разное время на строй ке- А. :М-. Горького и Анри Бар- бюса возникли почти одинако вые ассоциации: Горький на звал здание «организованной горой», а Барбюс посвятил строительству статью в редак тировавшемся им журнале «Монд» под названием «Дом- гора». К счастью, здание Госпрома пережило хозяйничанье фаши стских оккупантов. И по сей день оно возвышается в цент ре Харькова, являясь его эм блемой. П. МЕЖИБОРСКИЙ. 1УШопиоопИл заешн МоЛиЛИТрЭЖНЫХ ЭВТОМОбИЛеИ — одно из 20 промышленных предприятий Москвы, коллективы которых первыми поставили перед собой задачу достигнуть в ближайшие годы по всем важнейшим изделиям уровня лучших ми ровых стандартов. В этом году завод перейдет к массовому вы пуску нового автомооиля «Москвич-4цв», а в будущем году намечено увеличить моторесурс двигателя и пробег этого автомобиля до первого капитального ремонта на 25 процентов. НА СНИМКЕ: сквич-408». автомобили новой модели «Мо- Краны- ве ликаны Бригады «Стальконструкции», возглавляемые Иваном Сергееви чем Уколовым и Николаем Алек сандровичем Леликовым, получи ли ответственное задание: смон тировать башенный кран марки «БК-1425» на площадке кисло родно-конверторного цеха. Этот механизм может поднимать 75- тонные грузы на высоту свыше ста метров. Кран будет самым большим на стройке. Его намече но использовать 'на . сооружении здания установок непрерывной разливки стали. Кран работал на строительстве Братской ГЭС. И вот теперь с помощью его будут строить круп ный объект Липецкой Магнитки. . .............Ш 1Ш 1Ш 1 ......... ..... ..................................................................................................... .1111■■■■1111111■■■ I ........... ............................. .. |^) ^ ^ Н о в о с т р о й к и с т а е гигант с е м и л е т к и на Каме Всего несколько лет назад ти шину здесь нарушал лишь шум вековых сосен, сбегающих по ко согору к широко разлившейся кра савице Каме. А сегодня ее живо писные берега стали местом неви данных по своим масштабам стро ек. И всему «виной» нефть. Это она привела сюда неугомонных проходчиков — разведчиков недр, проложила к реке широкие ленты асфальтированных трасс, протяну ла ветку железной дороги. Ради нее гигантскими шагами металли ческих опор пришла сюда энергия Куйбышевской ГЭС. Нефть при несла вторую молодость старин ным камским городам — Елабуге, Набережным Челнам, а на левом берегу реки быстро растет новый прекрасный город Нижнекамск. Собственно, там, где строится Нижнекамск, нет нефтяных сква жин. И город предназначен не для нефтяников. В нем будут жить продолжатели их дела, бойцы ударного фронта коммунистиче ского строительства — нефтехими ки. Новый город начинает жить полнокровной трудовой жизнью, хотя он еще скромно именуется рабочим поселком. Сейчас здесь насчитывается около 15 тысяч жи телей, но скоро их будет в шесть- семь раз больше. Как грибы пос ле дождя, растут в Нижнекамске многоэтажные жилые дома, от крываются магазины, клубы, шко лы. Полновластными хозяевами нового города пока являются са ми строители. Их сейчас много и с каждым днем становится все больше. А в трех километрах от Ниж некамска на огромной площадке строится и сам комбинат, который кладет начало новой отрасли тя желой индустрии республики — нефтехимии. Для ее развития в Татарии есть огромные источники сырья — попутный газ, добывае мый вместе с нефтью, и продукты ее стабилизации. Здешний газ со держит значительно больше цен ных для органического синтеза уг леводородов, чем в других нефте добывающих районах страны. Рациональное использование по путных газов как химического сырья — одна из важнейших на роднохозяйственных задач, выдви нутых XXI и XXII съездами пар тии. Из попутных газов можно выработать тысячи видов продук ции, на производство которых ны не тратится много сельскохозяй ственных продуктов. Так, на тон ну синтетического каучука расхо дуется около 9 тонн зерна или 22 тонны картофеля. А сжиженных природных или попутных нефтя ных газов потребуется для этого всего 4 тонны. Ввод в строй Ниж некамского комбината даст воз можность по-хозяйски использо вать попутные газы Татарии, две трети которых сейчас сжигается в факелах. О будущем комбинате расска зывает его директор Н. В. Лема- ев. Первая очередь должна всту пить в строй к концу семилетки. Это будет комплекс крупных це хов по производству разнообраз ной химической продукции, и прежде всего изопренового и бу тилового каучука. Уникальное обо рудование даст возможность вести здесь технологический процесс как при высоких, так и при низких температурах, под большим дав лением и при глубоком вакууме. Близость дешевого сырья, оби лие воды, наличие железнодорож ных и водных путей, дешевой электроэнергии сделают Нижне камский химический комбинат од ним из самых рентабельных пред приятий. Огромные затраты на его сооружение окупятся за два года. Себестоимость тонны этилена, к примеру, будет здесь в полтора- два раза ниже, чем на других хи мических заводах страны. В нескольких десятках километ ров к юго-востоку от Нижнекам ска возводится одна из самых мощных в стране гидроэлектро станций — Заинская. Три турби ны этой станции мощностью 600 тысяч киловатт уже дают про мышленный ток. Накануне пуска четвертый агрегат. А чуть к северу от города хими ков зарождается новый энергети ческий гигант — Нижнекамская ГЭС мощностью в миллион кило ватт. Новая станция станет по следней ступенью Камского энер гетического каскада. Здесь преду сматривается использовать все но вое и прогрессивное, что появи лось за последние годы в отечест венном гидроэнергостроении. Ши роко будут применены сборные железобетонные конструкции. В главном здании разместятся 24 турбины. Реку преградит земляная плотина. Две «нитки» однокамер ных шлюзов дадут возможность проходить через них речным су дам. Воды нового огромного моря позволят только на территории Татарии оросить 28 тысяч гекта ров земель. Берега Камы в зимнем наряде. Но шум стройки здесь не утихает ни на минуту. На глазах растет новый крупный центр большой химии. Р. САБИРОВ. (ТАСС). На монтаж такого мощного меха низма в зимних условиях дается четыре месяца. Но бригады И. С. Уколова и Н. А. Леликова реши ли выполнить работу за девять не дель. Они взяли обязательство смонтировать кран к 8 марта. Оба коллектива ежедневно добиваются отличных успехов в труде. В ян варе монтажники выполнили са мую трудоемкую работу.'Они со брали портал крана и три секции над ним. "■ На строительстве кислородно конверторного цеха сейчас рабо тает много мощных подъемных механизмов. Привлекает внима ние самоходный гусеничный кран грузоподъемностью сто тонн. Этот кран первый в стране. На круп ных площадках установлены ба шенные краны, которые поднима ют пятидесятитонные грузы. С помощью новой техники сейчас возводятся здания и будет монти роваться оборудование в корпусах цеха-гиганта. В. ПОТЕМИН. Д е л о за наладчиками Азот и коксовый газ, которые сейчас подаются на азотнотуковый завод, — основные виды сырья для производства минеральных Теперь дело за налад- готовящими технологи ческое оборудование к сдаче в эксплуатацию. Первая технологи ческая линия должна скоро начать производство аммиака. В. РЫКОВ. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. удобрений чиками, АДРЕС И ТЛЕФОН РЕДАКЦИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 13, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через ком мутатор 28—01) — 2—58. Липецк, типография областного управления по печати. АЭ 81111 Зак. № 1157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz