Строитель. 1965 г. (г. Липецк)

Строитель. 1965 г. (г. Липецк)

ПЕРВОЕВЫСОТНОЕЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕЗДАНИЕ ВСССР В 1929 году в Харькове было воздвигнуто первое в нашей стране высотное здание из монолитного железобетона: 14-этажный Дом госпромыш- ленности (Госпром), объем ко­ торого равен 378 тысячам кубометров. Мысль о постройке в Харь­ кове такого огромного здания возникла в 1925 году. Бывший рядовой губернский город по воле исторических судеб пре­ вратился в политический, хо­ зяйственный и административ­ ный центр Украинской респуб­ лики. Город оказался в тисках жесточайшего жилищного кри-. зиса, и понадобились героиче­ ские меры для его смягчения. И вот наряду с усиленным жилищным строительством ре­ шено было соорудить здание, способное вместить в своих стенах все 22 украинских тре­ ста с тем, чтобы освободить для жилья занимаемую ими площадь. Одновременно реша­ лась и задача территориально­ го объединения организаций, руководящих промышленно­ стью Украины, создания нор­ мальных условий для их рабо­ ты. ВСНХ Украины объявил все­ союзный открытый конкурс на проект такого здания. Участво­ вать в этом конкурсе персо­ нально пригласили 12 наибо­ лее прославленных архитекто­ ров страны. Победа досталась проекту молодых архитекторов — С. С. Серафимова, С. М. Кравеца и М. Д. Фельгера, сумевших пре­ одолеть господствовав ш у ю инерцию традиционного клас­ сицизма и удачно воплотить в проекте веяния новой эры. Домгоспромышленн.ости воз­ двигнут на площади Дзержин­ ского — одной из крупнейших в мире (11,5 га). Прямоуголь­ ная часть площади органично переходит в круглую, где на трех прилегающих к площади кварталах и воздвигнуто зда­ ние. Девять его радиальных корпусов (в плане здание име­ ет веерообразный вид) сгруп­ пированы в три массива с двумя проездами между ними. Над каждым проездом устрое­ но по три мостовых перехода— на уровне 3, 5 и 7-го этажей. Эти переходы обеспечивают не­ прерывность коммуникаций по всему зданию. Острое чувство современно­ сти подсказало авторам строго функциональное решение зда­ ния, пронизанного светом и воздухом. Применение желе: зобетонного каркаса открыв простор максимальному остек­ лению наружных стен. У зда­ ния нет внутренних дворов, темных помещений. Вместо пыльных чердаков под скатны­ ми крышами запроектированы Э т о ^ ин т е р е с но ! : : 4 были плоские кровли-терра­ сы для отдыха сотрудников. Огромный масштаб здания (протяженность по фасаду — 300 м), смелая каркасная кон­ струкция, необычная архитек­ тура, построенная на про­ странственном взаимодейст­ вии простых геометрических объемов (вместо традиционной декоративности классического наряда), ажурный сквозной силуэт, обогащенный шестью мостами, аквамариновый ко­ лорит стекла, блещущего оби­ лием отраженного света, - все это производит большое впечатление. Здание, несмотря на огромный объем, поражает своей пластичностью, легко­ стью и вместе с тем монумен­ тальностью. Недаром оно рас­ ценивается как один из про­ возвестников нового направле­ ния в советской архитектуре. Строительством Госпрома руководил выдающийся инже­ нер П. П. Ротерт. В условиях почти полного отсутствия ма­ шин и приспособлений .для механизации строительного процесса он сумел создать про­ грессивную организацию ра­ бот. • Посетивший стройку Ф. Э. Дзержинский выдвинул инже­ нера Ротерта на строительство Днепрогэса. В дальнейшем Ротерт возглавил строительст­ во первых трех очередей Мо­ сковского метрополитена. Сооружение'Госпрома про­ ходило в условиях резкой не­ хватки рабочих-железобетон- щиков. Строительная площад­ ка здания явилась подлинной школой мастерства,, взрастив­ шей около двух тысяч квали­ фицированных строителей. Вы­ сокий энтузиазм рабочих, ин­ женеров обеспечил небывалые в то время темпы бетонирова­ ния. Примечательна и чисто тех­ ническая сторона сооружения Госпрома. Расчет его железо­ бетонных конструкций, про­ веденный силами созданного непосредственно на строитель­ стве инженерного бюро под руководством инженера М. А. Рудника, был новым словом- в теории. Виднейший в то вре­ мя теоретик железобетона не­ мецкий профессор Клейнло- гель, заинтересовавшийся этим сооружением, посетил строй­ ку и дал восторженный отзыв. Интересно, что у побывав­ ших в разное время на строй­ ке- А. :М-. Горького и Анри Бар- бюса возникли почти одинако­ вые ассоциации: Горький на­ звал здание «организованной горой», а Барбюс посвятил строительству статью в редак­ тировавшемся им журнале «Монд» под названием «Дом- гора». К счастью, здание Госпрома пережило хозяйничанье фаши­ стских оккупантов. И по сей день оно возвышается в цент­ ре Харькова, являясь его эм­ блемой. П. МЕЖИБОРСКИЙ. 1УШопиоопИл заешн МоЛиЛИТрЭЖНЫХ ЭВТОМОбИЛеИ — одно из 20 промышленных предприятий Москвы, коллективы которых первыми поставили перед собой задачу достигнуть в ближайшие годы по всем важнейшим изделиям уровня лучших ми­ ровых стандартов. В этом году завод перейдет к массовому вы­ пуску нового автомооиля «Москвич-4цв», а в будущем году намечено увеличить моторесурс двигателя и пробег этого автомобиля до первого капитального ремонта на 25 процентов. НА СНИМКЕ: сквич-408». автомобили новой модели «Мо- Краны- ве ликаны Бригады «Стальконструкции», возглавляемые Иваном Сергееви­ чем Уколовым и Николаем Алек­ сандровичем Леликовым, получи­ ли ответственное задание: смон­ тировать башенный кран марки «БК-1425» на площадке кисло­ родно-конверторного цеха. Этот механизм может поднимать 75- тонные грузы на высоту свыше ста метров. Кран будет самым большим на стройке. Его намече­ но использовать 'на . сооружении здания установок непрерывной разливки стали. Кран работал на строительстве Братской ГЭС. И вот теперь с помощью его будут строить круп­ ный объект Липецкой Магнитки. . .............Ш 1Ш 1Ш 1 ......... ..... ..................................................................................................... .1111■■■■1111111■■■ I ........... ............................. .. |^) ^ ^ Н о в о с т р о й к и с т а е гигант с е м и л е т к и на Каме Всего несколько лет назад ти­ шину здесь нарушал лишь шум вековых сосен, сбегающих по ко­ согору к широко разлившейся кра­ савице Каме. А сегодня ее живо­ писные берега стали местом неви­ данных по своим масштабам стро­ ек. И всему «виной» нефть. Это она привела сюда неугомонных проходчиков — разведчиков недр, проложила к реке широкие ленты асфальтированных трасс, протяну­ ла ветку железной дороги. Ради нее гигантскими шагами металли­ ческих опор пришла сюда энергия Куйбышевской ГЭС. Нефть при­ несла вторую молодость старин­ ным камским городам — Елабуге, Набережным Челнам, а на левом берегу реки быстро растет новый прекрасный город Нижнекамск. Собственно, там, где строится Нижнекамск, нет нефтяных сква­ жин. И город предназначен не для нефтяников. В нем будут жить продолжатели их дела, бойцы ударного фронта коммунистиче­ ского строительства — нефтехими­ ки. Новый город начинает жить полнокровной трудовой жизнью, хотя он еще скромно именуется рабочим поселком. Сейчас здесь насчитывается около 15 тысяч жи­ телей, но скоро их будет в шесть- семь раз больше. Как грибы пос­ ле дождя, растут в Нижнекамске многоэтажные жилые дома, от­ крываются магазины, клубы, шко­ лы. Полновластными хозяевами нового города пока являются са­ ми строители. Их сейчас много и с каждым днем становится все больше. А в трех километрах от Ниж­ некамска на огромной площадке строится и сам комбинат, который кладет начало новой отрасли тя­ желой индустрии республики — нефтехимии. Для ее развития в Татарии есть огромные источники сырья — попутный газ, добывае­ мый вместе с нефтью, и продукты ее стабилизации. Здешний газ со­ держит значительно больше цен­ ных для органического синтеза уг­ леводородов, чем в других нефте­ добывающих районах страны. Рациональное использование по­ путных газов как химического сырья — одна из важнейших на­ роднохозяйственных задач, выдви­ нутых XXI и XXII съездами пар­ тии. Из попутных газов можно выработать тысячи видов продук­ ции, на производство которых ны­ не тратится много сельскохозяй­ ственных продуктов. Так, на тон­ ну синтетического каучука расхо­ дуется около 9 тонн зерна или 22 тонны картофеля. А сжиженных природных или попутных нефтя­ ных газов потребуется для этого всего 4 тонны. Ввод в строй Ниж­ некамского комбината даст воз­ можность по-хозяйски использо­ вать попутные газы Татарии, две трети которых сейчас сжигается в факелах. О будущем комбинате расска­ зывает его директор Н. В. Лема- ев. Первая очередь должна всту­ пить в строй к концу семилетки. Это будет комплекс крупных це­ хов по производству разнообраз­ ной химической продукции, и прежде всего изопренового и бу­ тилового каучука. Уникальное обо­ рудование даст возможность вести здесь технологический процесс как при высоких, так и при низких температурах, под большим дав­ лением и при глубоком вакууме. Близость дешевого сырья, оби­ лие воды, наличие железнодорож­ ных и водных путей, дешевой электроэнергии сделают Нижне­ камский химический комбинат од­ ним из самых рентабельных пред­ приятий. Огромные затраты на его сооружение окупятся за два года. Себестоимость тонны этилена, к примеру, будет здесь в полтора- два раза ниже, чем на других хи­ мических заводах страны. В нескольких десятках километ­ ров к юго-востоку от Нижнекам­ ска возводится одна из самых мощных в стране гидроэлектро­ станций — Заинская. Три турби­ ны этой станции мощностью 600 тысяч киловатт уже дают про­ мышленный ток. Накануне пуска четвертый агрегат. А чуть к северу от города хими­ ков зарождается новый энергети­ ческий гигант — Нижнекамская ГЭС мощностью в миллион кило­ ватт. Новая станция станет по­ следней ступенью Камского энер­ гетического каскада. Здесь преду­ сматривается использовать все но­ вое и прогрессивное, что появи­ лось за последние годы в отечест­ венном гидроэнергостроении. Ши­ роко будут применены сборные железобетонные конструкции. В главном здании разместятся 24 турбины. Реку преградит земляная плотина. Две «нитки» однокамер­ ных шлюзов дадут возможность проходить через них речным су­ дам. Воды нового огромного моря позволят только на территории Татарии оросить 28 тысяч гекта­ ров земель. Берега Камы в зимнем наряде. Но шум стройки здесь не утихает ни на минуту. На глазах растет новый крупный центр большой химии. Р. САБИРОВ. (ТАСС). На монтаж такого мощного меха­ низма в зимних условиях дается четыре месяца. Но бригады И. С. Уколова и Н. А. Леликова реши­ ли выполнить работу за девять не­ дель. Они взяли обязательство смонтировать кран к 8 марта. Оба коллектива ежедневно добиваются отличных успехов в труде. В ян­ варе монтажники выполнили са­ мую трудоемкую работу.'Они со­ брали портал крана и три секции над ним. "■ На строительстве кислородно­ конверторного цеха сейчас рабо­ тает много мощных подъемных механизмов. Привлекает внима­ ние самоходный гусеничный кран грузоподъемностью сто тонн. Этот кран первый в стране. На круп­ ных площадках установлены ба­ шенные краны, которые поднима­ ют пятидесятитонные грузы. С помощью новой техники сейчас возводятся здания и будет монти­ роваться оборудование в корпусах цеха-гиганта. В. ПОТЕМИН. Д е л о за наладчиками Азот и коксовый газ, которые сейчас подаются на азотнотуковый завод, — основные виды сырья для производства минеральных Теперь дело за налад- готовящими технологи­ ческое оборудование к сдаче в эксплуатацию. Первая технологи­ ческая линия должна скоро начать производство аммиака. В. РЫКОВ. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. удобрений чиками, АДРЕС И ТЛЕФОН РЕДАКЦИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 13, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через ком­ мутатор 28—01) — 2—58. Липецк, типография областного управления по печати. АЭ 81111 Зак. № 1157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz