Строитель. 1965 г. (г. Липецк)

Строитель. 1965 г. (г. Липецк)

4 «СТРОИТЕЛЬ» 27 ноября 1965 г., № 88 (1237) I К 50-летию со дня рождения К. Симонова Н А ПРОСТОРНОМ рабочем столе Константина Михайло- пича тесно книгам, тесно диктофону и календарю. Даже его любимые курительные трубки скромно ютятся на уголке стола. Серые, зеленые, голубые папки громоздятся друг на друга. На ко­ решках надписи: «июнь 41-го», «июль 41-го», «август 41-го»... II беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться — Константин Симонов остается верен главной теме сво­ его многолетнего творчества. Он отметил двадцатилетие Победы над фашистской Германией уже известными читателям произведе­ ниями и сейчас готовится к двад­ цатипятилетию начала войны с ней, работая над документальны­ ми материалами тех уже далеких, ко незабываемых лет. Вот уже много месяцев К. Си­ монов занят кропотливой обработ­ кой своих военных дневников. Он хочет подготовить к печати запи­ си первых трех месяцев войны— более трехсот страниц на машинке. В десяти главах книги перед чита­ телем встанет панорама много­ трудного и памятного начала Оте­ чественной войны. Всем сердцем бывшего фронтовика и корреспон­ дента военной газеты писатель тя­ нется к этой работе. Идет скрупу­ лезная проверка фактов по доку­ ментам, напряженный поиск дета­ лей в архивах, переписка с людь­ ми, знаменитыми и безвестными, изучение личных дел погибших, пленок гитлеровской кинохроники. Каждую главу автор сопровожда­ ет своим примечанием. Замысел писателя снова строг и прост: кни­ га скажет читателю — вот как раз­ ворачивалась эта суровая война, вот как понимал я ее тогда и как я понимаю ее сейчас. Недаром ав­ тор этих документальных глав счи­ тает для себя как бы камертоном слова из поэмы Александра Твар- нов.—Хочу восстановить в памяти различные литературные позиции и предвоенные представления о бу­ дущей войне. На открытом листке календаря я, с разрешения хозяина, прочел распорядок работы на день. Сегод­ ня еще Нужно было выкроить вре­ мя для правки записей о встречах с Иваном Алексеевичем Буниным (они сделаны Симоновым давно и теперь готовятся к публикации), для наброска предисловия к фель­ етонам и рассказам Михаила Бул­ гакова (писатель является предсе­ дателем комиссии по епо литера­ турному наследию), для встречи с ученым из ГДР доктором филоло­ гии Ньотой Тун. ми не рождаются», естественно как Вы сами ее понимаете. — Попробую ответить,—Симонов встал, не спеша набил трубку, по­ дошел к полке у стены, где пестре­ ли обложки самых разных изданий двух романов.—Между ними про­ легли двадцать лет, — продолжал он, оглядывая книжки. — Срок большой, хотя рервый посвящен началу Сталинградской битвы, а второй—концу ее. Мне, конечно, нелегко вспоминать самого себя, но сейчас эти два романа должны вы­ ходить вместе в собрании сочине­ ний. Так сказать, под одной кры­ шей. Возможно это или нет? По- моему, возможно. Я смотрел тог­ да и смстрю сейчас в своих рома- В остях у писателя ни прибавить, ни это было на зем- довского; «тут убавить — так ле». Есть у Константина Симонова и другие большие задумки. Вырисо­ вываются контуры нового большо­ го романа о победоносном сорок пятом годе. «Пока на столе лишь полторы тысячи страниц записей бесед с людьми. И ни одной строч­ ки текста», — улыбается Симонов. Захватило писателя и предложе­ ние Григория Чухрая сделать пуб­ лицистическую кинокартину о бо­ ях за Москву осенью 1941 года. С коллегами из студии он уже начал обсуждать возможные варианты построения фильма. Собирает вос­ поминания тех месяцев, смотрит кадры хроники. Чтобы глубже войти в темы сво­ их новых творческих работ, Кон­ стантин Михайлович отобрал для читки множество разных книг со­ роковых годов. На столе его я за­ метил роман Н. Шпанова «Первый удар». —Перечитываю,—сказал Симо- Вскоре Ньота Тун пришла. —Вот, Константин Михайлович, пожалуйста примите скромные, но искренние подарки из Берлина, — сказала она по-русски, выклады­ вая на стол сигнальный номер ро­ мана «Солдатами'не рождаются», только что вышедший в ГДР, кар­ тину немецкого художника Метста- са, свежий номер журнала Акаде­ мии художеств ГДР, где был на­ печатан симоновский рассказ «Же­ на приехала...» Ньота Тун подробно рассказала писателю о последних изданиях его книг в ГДР. Они много и теп­ ло вспоминали о встречах в кругу друзей на немецкой земле во вре­ мя зарубежных поездок Симонова. Потом она сказала: — Знаете, я сейчас работаю над изучением прозы о войне. И мне не хотелось бы уходить раньше, чем я получу ответ на очень инте­ ресующий меня вопрос: какова разница в авторской позиции, в ро нах на войну как на тяжелый труд, когда героизм может прояв­ ляться не на словах а только на деле, когда героизм — это делать то, что требуется. Человек не ду­ мает ни о геройстве, ни о бессмер­ тии. Он остается человеком. И вой­ на—это, в сущности, кусок его жизни. В качестве отрицательных героев я беру идеологических него­ дяев, а не людей, которых война превратила в животных, хотя она делала и такое. Но они никогда не интересовали меня. — Естественно, что за минувшие годы я смог оглядеться, узнать войну шире и осмыслить глубже,— продолжал Константин Михайло­ вич, помолчав секунду. — Много лет подряд я беседую с людьми— о сражениях, об их переживаниях, судьбах, взглядах. Моя точка зре­ ния на войну находится на скре­ щении точек зрения этих людей, побывавших в разных шкурах... Разве это странно, что она нес­ колько иная, чем была у военного корреспондента? Но ощущение вой­ ны осталось то же. И если для читателя того или другого романа, когда он закрыва­ ет последнюю страницу, повество­ вание закончено, то у меня совсем иное чувство: удалось ли мне на­ писать всю войну — ответ на этот вопрос для меня еще впереди. Я особенно волнуюсь, как получатся у меня новые работы, документаль­ ности и точности которых я стрем­ люсь добиться. Нужно быть точ­ ным и объективным. И говорить обо всем, даже о самом трудном. Не для того, чтобы «рвать на гру­ ди рубаху», а чтобы глубже почув­ ствовать меру подвига народа. ...Мы уходили с Ньотой Тун из гостеприимного дома Симонова, ос- тавив там частицу своего сердца и пожелания новых творческих ус­ пехов в большом и благородно.м деле. Да, оно остается в строю, боевое перо Константина Симоно- нова. Перо, которое он давно уже посвятил и продолжает посвящать живым и мертвым товарищам по оружию,—тем, кто не родился сол­ датами, но кому суждено было ими стать. Станислав ПЕТУХОВ. (АПН). Три роли Алексея Баталова На студии «Ленфильм» идут съемки сказки Юрия Олеши «Три Толстяка». Это произведение о победе добра, правды, справед­ ливости экранизируют Алексей Баталов и Иосиф Шапиро. Первой режиссерской работой Баталова была «Шинель» Гоголя, манах «Дни и ночи» и «Солдата-Теперь Баталов снимает сказку, любимую им с детства. Он не толь­ ко режиссер «Трех Толстяков», но и сценарист. Его соавтор Михаил Ольшевский. Наконец, в этой работе Баталов выступает как исполнитель цент­ ральной роли. Он играет канато­ ходца Тибула. Галина СИЛИНА. Н а вст р еч у см от ру х удож ественной самодеятелен ости ...А дело стоит ☆ Сборная СССР по футболу успеш. но начала свое за­ граничное турне. В Рио-де-Жанейро на стадионе «Ма- ракана» она сыг­ рала вничью с двухкратным чем­ пионом мира — Щ сборной командой Бразилии — 2:2. За игрой наблюдали более 200 тысяч зрителей. На снимке: вра­ тарь сборной Бра­ зилии Манга бе­ рет мяч. Телефото ЮПИ-ТАСС. Эт о и н т е р е с н о з н а т ь Совет Министров РСФСР при­ нял Постановление о проведении в 1967 году Всероссийского смотра художественной самодеятельно­ сти. Смотр приурочен к пятиде­ сятилетию Великой Октябрьской социалистической революции. Заключительные зональные по­ казы будут проводиться в мар­ те—апреле 1967 года в Москве, Ленинграде, Горьком, Ростове-на- Дону, Воронеже, Куйбышеве, Свердловске, Новосибирске, Ир­ кутске и Хабаровске. Две тысячи любителей искусств примут уча­ стие в заключительном концерте, который состоится в столице на­ шей Родины. Зональным показам будут пред­ шествовать областные смотры ху­ дожественной самодеятельности- В нашей области такой смотр со­ стоится в январе будущего год-а Разработаны условия смотра- Принимать участие в нем должны все учреждения культуры—крас­ ные уголки общежитий, библиоте­ ки, клубы, дома и дворцы куль­ туры. Областной совет профсоюзов выделил для поощрения победи­ телей смотра премии — четыре первых и восемь вторых. Красным уголкам, занявшим первые ме­ ста, будет выдан культинвентарь, лучшие участники и коллективы награждаются грамотами. Цель предстоящего смотра — дальнейшее развитие художест­ венной самодеятельности, повы­ шение ее идейно-художественного уровня, вовлечение в самодея­ тельные коллективы широких слоев рабочих, служащих интел­ лигенции, молодежи. Как же обстоит дело с подго­ товкой к смотру у нас в тресте? Основным местом культурно - массовой работы здесь, как и в любом другом большом коллекти­ ве, является Дворец культуры строителей. Он же и доллсен был бы возглавлять всю работу по ор­ ганизации художественной само­ деятельности, своим опытом и профессиональным умением ока­ зать помощь другим коллективам. Но, к сожалению, ничего подобно­ го, здесь не произошло. Художественной самодеятель­ ности, той, которая должна бы быть у многотысячного коллекти­ ва строителей, пока нет. Нет ее не только в маленьких коллекти­ вах — общежитиях, но и в самом Дворце культуры. До начала смотра осталось со­ всем немного — менее полутора месяцев. Казалось бы, в это остав­ шееся время всем организациям— и правлению Дворца культуры, и комитету комсомола треста, и по- стройкому нужно направить мак­ симум усилий на то, чтобы испра­ вить положение, сделать все воз­ можное (а возможности, безу­ словно, есть), чтобы к январю у строителей была полноценная ху­ дожественная самодеятельность. Но получилось так, что лица, от­ ветственные за ход подготовки к смотру и организацию самодея­ тельности, пытаются свалить эту ответственность друг на друга, а в результате—дело стоит на од­ ном Йесте. Странную позицию заняли в сложившейся ситуации организа­ тор художественной самодеятель­ ности Дворца культуры П. К. Ло- щинин и руководители кружков. Они довольствуются тем, что дали объявление об открытии во Двор­ це культуры кружков художест­ венной самодеятельности и ждут, когда к ним придут люди, с кото­ рыми они будут заниматься. Но люди, как правило, не идут. Так же, как и не идут к ним сами ру­ ководители и организаторы худо­ жественной самодеятельности. О состоянии дел по подготовке к смотру в общежитиях никто не знает — ни комитет ком­ сомола, ни правление Дворца культуры. Правда, комитет комсо­ мола думает создать комиссию по проверке подготовки художествен­ ной самодеятельности. Но, надо думать, что этой комиссии не при­ дется разворачивать свою дея­ тельность, так как к моменту ее создания должен уже начаться смотр- Руководители Дворца культуры питают себя надеждой, что у мо­ лодых строителей есть все воз­ можности занять в смотре веду­ щее место среди соревнующихся культурных учреждений Липецка. Хочется верить, что это так и будет. Но если и дальше с органи­ зацией художественной самодея­ тельности дело будет обстоять так. же, как и сейчас, то эти доб­ рые намерения останутся всего лишь немерениями, не больше. В. РАСТВОРОВ. Шелк из камня Не так уж далека от реально­ сти поэтическая выдумка ураль­ ских сказителей — .малахитовая одежда хозяйки Медной горы. Во Всесоюзном научно - исследова­ тельском институте стеклопласти­ ков и стекловолокна создали ткань из уральского камня. Прав­ да, основой послужил не малахит, а торный хрусталь. Этой ткани не сдраш-ны самые сильные кислоты, она не горит в огне. На вид хрустальная ткань шел­ ковиста. Из нее вырабатываются холст, войлок, нетканые материалы. Схизандрин—эликсир бодрости Лимонник, растущий на Даль­ нем Востоке страны, обладает стимулирующим свойством. Он снимает усталость, и вслед за приливом сил не наступает со­ стояние депрессии. К его дейст­ вию организм не привыкает. Ме­ дики установили, что лиммоини- КО'М можно лечить некоторые нервные и психические заболева­ ния. Д альневосто-чн ы й к р а е в е д Дмитрий Баландин выделил из сока лимонника -пятнадцать, грам­ мов -белого нерастворимого в во­ де порошка. Однако определить состав нового вещества не смог. Сделали это сотрудники Институ­ та химии природных соединений Академии наук СССР Анатолий Хо-рлин, Николай Кочетков, -Олег Чижов. Пятнадцать баландинских граммов позволили им -не только -установить химическую формулу экстракта лимонника, но .и де­ тально- разработать способ его получения. Назвали вещество схизандрин — по латинскому на­ званию -самого лимонника. (АПН): Редактор Н. П. ШЕНЬ. НАШ АДРЕС: Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й »таж. Телефон (через коммутатор 2-28-01)— 2-58. ■г АЗ 81937 Липецк, типография областного управления по печати, Зак. № 11062

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz