Строитель. 1965 г. (г. Липецк)
4 «СТРОИТЕЛЬ» 27 ноября 1965 г., № 88 (1237) I К 50-летию со дня рождения К. Симонова Н А ПРОСТОРНОМ рабочем столе Константина Михайло- пича тесно книгам, тесно диктофону и календарю. Даже его любимые курительные трубки скромно ютятся на уголке стола. Серые, зеленые, голубые папки громоздятся друг на друга. На ко решках надписи: «июнь 41-го», «июль 41-го», «август 41-го»... II беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться — Константин Симонов остается верен главной теме сво его многолетнего творчества. Он отметил двадцатилетие Победы над фашистской Германией уже известными читателям произведе ниями и сейчас готовится к двад цатипятилетию начала войны с ней, работая над документальны ми материалами тех уже далеких, ко незабываемых лет. Вот уже много месяцев К. Си монов занят кропотливой обработ кой своих военных дневников. Он хочет подготовить к печати запи си первых трех месяцев войны— более трехсот страниц на машинке. В десяти главах книги перед чита телем встанет панорама много трудного и памятного начала Оте чественной войны. Всем сердцем бывшего фронтовика и корреспон дента военной газеты писатель тя нется к этой работе. Идет скрупу лезная проверка фактов по доку ментам, напряженный поиск дета лей в архивах, переписка с людь ми, знаменитыми и безвестными, изучение личных дел погибших, пленок гитлеровской кинохроники. Каждую главу автор сопровожда ет своим примечанием. Замысел писателя снова строг и прост: кни га скажет читателю — вот как раз ворачивалась эта суровая война, вот как понимал я ее тогда и как я понимаю ее сейчас. Недаром ав тор этих документальных глав счи тает для себя как бы камертоном слова из поэмы Александра Твар- нов.—Хочу восстановить в памяти различные литературные позиции и предвоенные представления о бу дущей войне. На открытом листке календаря я, с разрешения хозяина, прочел распорядок работы на день. Сегод ня еще Нужно было выкроить вре мя для правки записей о встречах с Иваном Алексеевичем Буниным (они сделаны Симоновым давно и теперь готовятся к публикации), для наброска предисловия к фель етонам и рассказам Михаила Бул гакова (писатель является предсе дателем комиссии по епо литера турному наследию), для встречи с ученым из ГДР доктором филоло гии Ньотой Тун. ми не рождаются», естественно как Вы сами ее понимаете. — Попробую ответить,—Симонов встал, не спеша набил трубку, по дошел к полке у стены, где пестре ли обложки самых разных изданий двух романов.—Между ними про легли двадцать лет, — продолжал он, оглядывая книжки. — Срок большой, хотя рервый посвящен началу Сталинградской битвы, а второй—концу ее. Мне, конечно, нелегко вспоминать самого себя, но сейчас эти два романа должны вы ходить вместе в собрании сочине ний. Так сказать, под одной кры шей. Возможно это или нет? По- моему, возможно. Я смотрел тог да и смстрю сейчас в своих рома- В остях у писателя ни прибавить, ни это было на зем- довского; «тут убавить — так ле». Есть у Константина Симонова и другие большие задумки. Вырисо вываются контуры нового большо го романа о победоносном сорок пятом годе. «Пока на столе лишь полторы тысячи страниц записей бесед с людьми. И ни одной строч ки текста», — улыбается Симонов. Захватило писателя и предложе ние Григория Чухрая сделать пуб лицистическую кинокартину о бо ях за Москву осенью 1941 года. С коллегами из студии он уже начал обсуждать возможные варианты построения фильма. Собирает вос поминания тех месяцев, смотрит кадры хроники. Чтобы глубже войти в темы сво их новых творческих работ, Кон стантин Михайлович отобрал для читки множество разных книг со роковых годов. На столе его я за метил роман Н. Шпанова «Первый удар». —Перечитываю,—сказал Симо- Вскоре Ньота Тун пришла. —Вот, Константин Михайлович, пожалуйста примите скромные, но искренние подарки из Берлина, — сказала она по-русски, выклады вая на стол сигнальный номер ро мана «Солдатами'не рождаются», только что вышедший в ГДР, кар тину немецкого художника Метста- са, свежий номер журнала Акаде мии художеств ГДР, где был на печатан симоновский рассказ «Же на приехала...» Ньота Тун подробно рассказала писателю о последних изданиях его книг в ГДР. Они много и теп ло вспоминали о встречах в кругу друзей на немецкой земле во вре мя зарубежных поездок Симонова. Потом она сказала: — Знаете, я сейчас работаю над изучением прозы о войне. И мне не хотелось бы уходить раньше, чем я получу ответ на очень инте ресующий меня вопрос: какова разница в авторской позиции, в ро нах на войну как на тяжелый труд, когда героизм может прояв ляться не на словах а только на деле, когда героизм — это делать то, что требуется. Человек не ду мает ни о геройстве, ни о бессмер тии. Он остается человеком. И вой на—это, в сущности, кусок его жизни. В качестве отрицательных героев я беру идеологических него дяев, а не людей, которых война превратила в животных, хотя она делала и такое. Но они никогда не интересовали меня. — Естественно, что за минувшие годы я смог оглядеться, узнать войну шире и осмыслить глубже,— продолжал Константин Михайло вич, помолчав секунду. — Много лет подряд я беседую с людьми— о сражениях, об их переживаниях, судьбах, взглядах. Моя точка зре ния на войну находится на скре щении точек зрения этих людей, побывавших в разных шкурах... Разве это странно, что она нес колько иная, чем была у военного корреспондента? Но ощущение вой ны осталось то же. И если для читателя того или другого романа, когда он закрыва ет последнюю страницу, повество вание закончено, то у меня совсем иное чувство: удалось ли мне на писать всю войну — ответ на этот вопрос для меня еще впереди. Я особенно волнуюсь, как получатся у меня новые работы, документаль ности и точности которых я стрем люсь добиться. Нужно быть точ ным и объективным. И говорить обо всем, даже о самом трудном. Не для того, чтобы «рвать на гру ди рубаху», а чтобы глубже почув ствовать меру подвига народа. ...Мы уходили с Ньотой Тун из гостеприимного дома Симонова, ос- тавив там частицу своего сердца и пожелания новых творческих ус пехов в большом и благородно.м деле. Да, оно остается в строю, боевое перо Константина Симоно- нова. Перо, которое он давно уже посвятил и продолжает посвящать живым и мертвым товарищам по оружию,—тем, кто не родился сол датами, но кому суждено было ими стать. Станислав ПЕТУХОВ. (АПН). Три роли Алексея Баталова На студии «Ленфильм» идут съемки сказки Юрия Олеши «Три Толстяка». Это произведение о победе добра, правды, справед ливости экранизируют Алексей Баталов и Иосиф Шапиро. Первой режиссерской работой Баталова была «Шинель» Гоголя, манах «Дни и ночи» и «Солдата-Теперь Баталов снимает сказку, любимую им с детства. Он не толь ко режиссер «Трех Толстяков», но и сценарист. Его соавтор Михаил Ольшевский. Наконец, в этой работе Баталов выступает как исполнитель цент ральной роли. Он играет канато ходца Тибула. Галина СИЛИНА. Н а вст р еч у см от ру х удож ественной самодеятелен ости ...А дело стоит ☆ Сборная СССР по футболу успеш. но начала свое за граничное турне. В Рио-де-Жанейро на стадионе «Ма- ракана» она сыг рала вничью с двухкратным чем пионом мира — Щ сборной командой Бразилии — 2:2. За игрой наблюдали более 200 тысяч зрителей. На снимке: вра тарь сборной Бра зилии Манга бе рет мяч. Телефото ЮПИ-ТАСС. Эт о и н т е р е с н о з н а т ь Совет Министров РСФСР при нял Постановление о проведении в 1967 году Всероссийского смотра художественной самодеятельно сти. Смотр приурочен к пятиде сятилетию Великой Октябрьской социалистической революции. Заключительные зональные по казы будут проводиться в мар те—апреле 1967 года в Москве, Ленинграде, Горьком, Ростове-на- Дону, Воронеже, Куйбышеве, Свердловске, Новосибирске, Ир кутске и Хабаровске. Две тысячи любителей искусств примут уча стие в заключительном концерте, который состоится в столице на шей Родины. Зональным показам будут пред шествовать областные смотры ху дожественной самодеятельности- В нашей области такой смотр со стоится в январе будущего год-а Разработаны условия смотра- Принимать участие в нем должны все учреждения культуры—крас ные уголки общежитий, библиоте ки, клубы, дома и дворцы куль туры. Областной совет профсоюзов выделил для поощрения победи телей смотра премии — четыре первых и восемь вторых. Красным уголкам, занявшим первые ме ста, будет выдан культинвентарь, лучшие участники и коллективы награждаются грамотами. Цель предстоящего смотра — дальнейшее развитие художест венной самодеятельности, повы шение ее идейно-художественного уровня, вовлечение в самодея тельные коллективы широких слоев рабочих, служащих интел лигенции, молодежи. Как же обстоит дело с подго товкой к смотру у нас в тресте? Основным местом культурно - массовой работы здесь, как и в любом другом большом коллекти ве, является Дворец культуры строителей. Он же и доллсен был бы возглавлять всю работу по ор ганизации художественной само деятельности, своим опытом и профессиональным умением ока зать помощь другим коллективам. Но, к сожалению, ничего подобно го, здесь не произошло. Художественной самодеятель ности, той, которая должна бы быть у многотысячного коллекти ва строителей, пока нет. Нет ее не только в маленьких коллекти вах — общежитиях, но и в самом Дворце культуры. До начала смотра осталось со всем немного — менее полутора месяцев. Казалось бы, в это остав шееся время всем организациям— и правлению Дворца культуры, и комитету комсомола треста, и по- стройкому нужно направить мак симум усилий на то, чтобы испра вить положение, сделать все воз можное (а возможности, безу словно, есть), чтобы к январю у строителей была полноценная ху дожественная самодеятельность. Но получилось так, что лица, от ветственные за ход подготовки к смотру и организацию самодея тельности, пытаются свалить эту ответственность друг на друга, а в результате—дело стоит на од ном Йесте. Странную позицию заняли в сложившейся ситуации организа тор художественной самодеятель ности Дворца культуры П. К. Ло- щинин и руководители кружков. Они довольствуются тем, что дали объявление об открытии во Двор це культуры кружков художест венной самодеятельности и ждут, когда к ним придут люди, с кото рыми они будут заниматься. Но люди, как правило, не идут. Так же, как и не идут к ним сами ру ководители и организаторы худо жественной самодеятельности. О состоянии дел по подготовке к смотру в общежитиях никто не знает — ни комитет ком сомола, ни правление Дворца культуры. Правда, комитет комсо мола думает создать комиссию по проверке подготовки художествен ной самодеятельности. Но, надо думать, что этой комиссии не при дется разворачивать свою дея тельность, так как к моменту ее создания должен уже начаться смотр- Руководители Дворца культуры питают себя надеждой, что у мо лодых строителей есть все воз можности занять в смотре веду щее место среди соревнующихся культурных учреждений Липецка. Хочется верить, что это так и будет. Но если и дальше с органи зацией художественной самодея тельности дело будет обстоять так. же, как и сейчас, то эти доб рые намерения останутся всего лишь немерениями, не больше. В. РАСТВОРОВ. Шелк из камня Не так уж далека от реально сти поэтическая выдумка ураль ских сказителей — .малахитовая одежда хозяйки Медной горы. Во Всесоюзном научно - исследова тельском институте стеклопласти ков и стекловолокна создали ткань из уральского камня. Прав да, основой послужил не малахит, а торный хрусталь. Этой ткани не сдраш-ны самые сильные кислоты, она не горит в огне. На вид хрустальная ткань шел ковиста. Из нее вырабатываются холст, войлок, нетканые материалы. Схизандрин—эликсир бодрости Лимонник, растущий на Даль нем Востоке страны, обладает стимулирующим свойством. Он снимает усталость, и вслед за приливом сил не наступает со стояние депрессии. К его дейст вию организм не привыкает. Ме дики установили, что лиммоини- КО'М можно лечить некоторые нервные и психические заболева ния. Д альневосто-чн ы й к р а е в е д Дмитрий Баландин выделил из сока лимонника -пятнадцать, грам мов -белого нерастворимого в во де порошка. Однако определить состав нового вещества не смог. Сделали это сотрудники Институ та химии природных соединений Академии наук СССР Анатолий Хо-рлин, Николай Кочетков, -Олег Чижов. Пятнадцать баландинских граммов позволили им -не только -установить химическую формулу экстракта лимонника, но .и де тально- разработать способ его получения. Назвали вещество схизандрин — по латинскому на званию -самого лимонника. (АПН): Редактор Н. П. ШЕНЬ. НАШ АДРЕС: Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й »таж. Телефон (через коммутатор 2-28-01)— 2-58. ■г АЗ 81937 Липецк, типография областного управления по печати, Зак. № 11062
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz