Строитель. 1965 г. (г. Липецк)

Строитель. 1965 г. (г. Липецк)

4 «СТРОИТЕЛЬ луц У111ШША* 13 ноября 1966 г., №85 (1234) н А Ш у ! н и в Е Р С И Т Е Т К У Л Ь Т У Р ы п ПЕРИОД перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового че- ” ловека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»,—так говорится о развитии современной человеческой личности в Программе КПСС, принятой на XXII съезде нашей партии. ир о ^ т |) трт СТ| г \/, п т.т\у*о 1 ВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ-.у»К, а п3аоНд ИкеМот’ орМо1^й °бтукдРеымва пемериовдигчаезсектие пн уо бвлу июкорвуабтрьикиунт- ере« сНнАыШе Уи НсИо­ держательные материалы по искусству, литературе, жнвописи и архитектуре. Эти матери­ лалекыту на ел сьонмыне енз на опр ро ас сыш. ирят круг ( озор наших читателей, в какой-то мере удовлетворят их интел­ Со своей стороны мы обращаемся к читателям нашей газеты с просьбой: сообщите нам, что вас интересует, какие материалы следовало бы опубликовать в ближайших номе­ рах газеты в разеделе «Наш университет культуры»? ----- -------------------------------- ------^ ^ ДВЕРЬ В МИР КРАСОТЫ Когда афиши извещают о предстоящем выступлении дет­ ского хора под руководством народного артиста РСФСР про­ фессора В. Г. Соколова, радо­ стное волнение переживает не только юные любители пения, но и взрослые. Еще бы! Побы вать на концерте этого хора— значит получить огромное эсте­ тическое наслаждение. Он как бы впитал лучшие традиции русской народной культуры многоголосого пения и разви­ вает их, исполняя разнообраз­ ные по жанрам произведения народного песенного искусст­ ва, советских и зарубежных композиторов. Этот детский художествен ный коллектив — своеобразная научно - исследовательская ла­ боратория. Здесь не только разучиваются песни, развива ются детские голоса, повы­ шается художественная культ/ ра детей, но и проводится ис­ следовательская работа по проблемам музыкального вос­ питания. Этот хор—часть боль­ шого организма научно-иссле довательского института худо­ жественного воспитания Ака­ демии педагогических наук РСФСР. Сегодня эстетическому вос­ питанию подрастающих поко­ лений уделяется особенно В МОСКВЕ в Выставоч­ ном зале Союза художни­ ков РСФСР состоялась новая встреча с творчеством художников — миниатюристов Палеха. Выставка грандиозна. Экспозиция, подготовленная художественным ф о н д о м РСФСР, включает в себя про­ изведения из всех наиболее значительных собраний стра­ ны. Часть произведений явля­ ется собственностью Русского музея, Государственной Третъ- Азербайджанская ССР. По вече­ рам в детской музыкальной шко­ ле Кировабада слышны звуки роя­ ля, скрипки, кеманчи, тара и дру­ гих музыкальных инструментов. Вечером, после трудового дня, сюда собираются взрослые. Ис­ кусству игры на музыкальных инструментах их обучают педаго­ ги музыкальной школы на обще­ ственных началах. На снимке: педагог Гасан Гаса­ нов на занятии со слесарем алю­ миниевого завода Муслимом Джафаровым. (Фотохроника ТАСС). В и н с т и т у т е х у д о ж е с т в е н н о г о воспитания детей большое внимание. Новый че­ ловек должен быть духовно бо­ гатым, иметь высокую эстети­ ческую культуру. Разработка теоретических основ системы эстетического воспитания де­ тей, подростков и молодежи— насущная жизненная задача. Ее и решает научно-исследова­ тельский институт художествен­ ного воспитания детей. Изучая опыт работы с детьми в школе, во внешкольных уч­ реждениях, библиотеках, двор­ цах и домах пионеров, пионер­ ских лагерях, детских секторах рабочих и сельских клубов, ин­ ститут разрабатывает систему целенаправленного эстетиче­ ского воспитания детей всех возрастов. Центром экспериментальных исследований является дея­ тельность специальной лабора­ тории института в школе № 112 г. Москвы. Там научные сот­ рудники совместно с учителя­ ми проверяют примерную про грамму эстетического воспита­ ния, проводят систематические наблюдения за эстетическим развитием учащихся, исследу­ ют, каким образом труд, при­ рода, общественный быт, ис­ кусство могут быть использова­ ны в формировании у школь­ ников эстетических взглядов, В работе института художест­ венного воспитания большое место занимают исследования, направленные на раскрытие специфических возможностей и роли различных видов искусст­ ва в формировании молодого человека. Даже структура ин­ ститута определяется принци­ пом организации секторов по искусствам: музыка и пение, литература для детей и юноше­ ства, изобразительное искусст­ во и рисование, театр для де­ тей, кино и телевидение в шко­ ле. При институте имеются экс­ периментальные детские кол­ лективы: кроме уже названно­ го хора, есть еще и танцеваль­ ный коллектив. 8 деятельности института принимают участие научные работники, а также учителя и воспитатели, которые работают в тесном содружест­ ве с творческими союзами пи­ сателей, композиторов, худож­ ников. Тамара ПОЛОЗОВА, заведующая сектором детской литературы Института художественного воспитания (АПН). В С Т Р Е Ч А С ПАЛЕХОМ яковской галереи и музея Па­ лехского искусства. Многие художники прислали на вы­ ставку свои последние, еще нигде не экспонировавшиеся работы из собственных собра­ ний. Перед посетителями развер­ тывается поразительно бога­ тый мир Прекрасного. Здесь как бы совершаешь путешест­ вие из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее, из сказок, легенд и былин в жизнь, из реального в фанта­ зию. За стеклом стенда светятся волшебными красками миниа­ тюры Ивана Голикова, наз­ ванного в свое время Горьким гениальным русским худож­ ником. Вспоминаются слова Голикова, сказанные им од­ нажды молодым миниатюри­ стам: «Какая радость сущест­ вовать и наслаждаться крас­ ками. Я счастлив, что принад­ лежу к древнему Палеху. Чем дорога русскому человеку его Родина? Только ли тем, что природа ее неброская, но див­ но красивая пленяет наши сердца, и мы по-особому, по- русски, любим ее. Как хочется мне выразить в своих работах самое главное о своей стране, о родимом крае и приблизить этим людей к более глубокому познанию России». Голиков осуществил свою заветную мечту. Каждая его вещь—это пленительная песнь И Ю НПИР Москва. Киностудия «Ленфильм» выпускает новый художе­ ственный кинофильм «Первая Бастилия», посвященный ка­ занскому периоду жизни В. И. Ленина. Автор сценария — Ю. Яковлев, режиссер — М. Ершов, операторы — Д. Долинин и А. Чечулин. На снимке: кадр из фильма. Мария Александровна — ар­ тистка Е. Солодова, Володя Ульянов — артист В. Головненков. (Фотохроника ТАСС). Шекспир и Россия Руси — древней и молодой. Вот миниатюры периода воз­ рождения Палеха. Живопись нанесена на прессованный кар­ тон, стилистически она обус­ ловлена образцами старого палехского письма XVIII века, в стиле знаменитых акафистов палехской церкви. Темы самые разнообразные: фольклор и эпос «Слово о Полку Игоре ве», крестьянский быт и на­ родные герои. На миниатюрах золотом выведены имена жи­ вописцев: Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Ба­ канов, Иван Зубков, Иван Маркичев. Все это мастера старой иконописной закваски. Из опыта иконописи они пере­ несли в современное творчест­ во высокую культуру колори­ та, построенного, как правило, на контрастном сочетании «размноженного семицветья». По-иконописному сильно вы­ ражен в нх работах орнамен­ тально-ритмический принцип построения, виртоузен отто­ ченный рисунок, совершенна техника живописи. Словом, классика. В тридцатых годах молодые палешане смотрели на достижения «патриархов» робко и думали, что подобного умения никогда не приобретут. Но вот пришел в коллектив артели паренек Павел Баже­ нов — первый ученик старых мастеров — и, удивив древнее палехское искусство новизной своего творчества, дал понять, что возможности Палеха без­ граничны. На выставке представлено десять работ этого выдающе­ гося Художника, прожившего короткую, но до предела пло­ дотворную жизнь (в 1941 году Павел Баженов пал смертью Несколько лет коллектив со­ ветских исследователей готовил материалы для монографии, где впервые воедино собраны све­ дения, посвященные теме «Шек­ спир и русская культура». II вот большой труд увенчался созданием одноименной книги (она вышла в Ленинграде под редакцией выдающегося учено­ го - литературоведа академика Михаила Алексеева). В Англин советский ученый удостоен вы­ сокого звания почетного докто­ ра Оксфордского университета. —Материалом для анализа и обобщений послужили не только печатные материалы, порой рас- храбрых в боях с фашистски­ ми захватчиками). Традиции древнерусского ис­ кусства обусловили узорча­ тость и высокую декоратив­ ность художественной формы. Одной из ее особенностей яв­ ляется наличие золотой и сере­ бряной разделки. В старину на Руси водилось 'миого специали­ стов по производству листово­ го и сусального золота. Были и в Палехе свои «сусальщики» и «позолотчики». Они в совер­ шенстве владели техническими приемами изготовления творе­ ного волота, искусно применя­ ли «благородный металл» в живописи. Ныне палехские ма­ стера также широко использу­ ют твореное золото, пишут им орнамент, детали одежды, ар­ хитектурные и пейзажные ча­ сти миниатюр. Работы художников Н. Зи­ новьева, И. Вакурова, Р. Бело­ усова, Д. Буторина покоряют романтической .приподнято­ стью и глубокой эмоциональ­ ностью образов; пластичность, ритмическая ясность, простота образов и строгая закономер­ ность композиций отличают произведения И. Маркичева, эпичность и декоративность цвета ярких миниатюр — рабо­ ты А. Дыдыкина. Палешане живут среди гу­ стых ивановских лесов и раз­ дольных полей. Дивная красо­ та этого края предстала на выставке в миниатюрах та­ лантливых пейзажистов И. Зуб­ кова и И. Баканова. Выставка убеждает, что в Палехе прочно живет и разви­ вается (многовековая добрая традиция: передача секретов мастерства от поколения к по­ колению. И если в далекие го­ ды широко известные сейчас художники Палеха, как и Ба­ женов, ходили в учениках у патриархов живописи, то ньгне они сами обучают смышленых русоволосых подростков уме­ нию создавать волнующие про­ изведения. Виктор ВИНОГРАДОВ. (АПН). сеянные в полузабытых перио­ дических изданиях, но и ряд новых документов и рукописей, обнаруженных в архивах и библиотеках Советского Союза, —сообщил академик Алексеев. Среди находок — рукописи поэта - декабриста Вильгельма Кюхельбекера. Они содержат сделанные Кюхельбекером (еще не публиковавшиеся) перево­ ды трагедий Шекспира: «Мак­ бет», «Ричард И», «Ричард ПЬ и «Генрих IV». Ценность пред- ставляет первая редакция пере­ вода «Укрощение строптивой», выполненного в прозе русским драматургом Александром Ост­ ровским. Интересен ряд впервые обна- родуемых фактов из переписки русских послов, литераторов, мастеров сцены — они касают­ ся культурных связей с Англи­ ей и другими странами, в том числе в области драматическо­ го искусства. Засвидетельство­ ван, в частности, большой ин­ терес к творчеству Шекспира знаменитого английского акте­ ра Дэвида Гаррпка и выдаю­ щегося американского арти­ ста — негра Айры Олдриджа. Книга «Шекспир и русская культура» рассказывает о вос­ приятии творчества Шекспира в России до Великого Октября. «Советский период, — отме­ чается в монографии, — когда восприятие творчества Шекспи­ ра достигло немыслимых для царской России масштабов, стало поистине всенародным и приняло неизвестные ранее фор­ мы, требует отдельного иссле­ дования». Такой труд намечено создать совместными усилиями московских и ленинградских литературоведов. Особое место занимает по­ мещенная в приложении к книге статья академика Михаила Алексеева «Шекспир и русское государство XVI-XVII веков». В ней проанализирован материал, тесно связанный с проблемой «Шекспир и русская культура», но относящийся непосредствен­ но к эпохе гениального англий­ ского писателя, к тому, какое отражение в его творчестве на­ шла русская тема, и в частно­ сти Москва. Андрей КОРНЕВ. (АПН). Редактор Н. П. ШЕНЬ. Партийная, профсоюзная ор­ ганизации и администрация жи­ лищно-коммунальной конторы треста «Липецкстрой» с глубо­ ким прискорбием сообщают о смерти старейшего работника треста, члена КПСС с 1943 го­ да Дмитрия Даниловича ЛАПИНА и выражают соболезнование семье покойного. НАШ А Д Р Е С : Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. Телефон (через коммутатор 28-01) _ 2-38. АЭ 83862 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 11029

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz