Строитель. 1965 г. (г. Липецк)
4 «СТРОИТЕЛЬ луц У111ШША* 13 ноября 1966 г., №85 (1234) н А Ш у ! н и в Е Р С И Т Е Т К У Л Ь Т У Р ы п ПЕРИОД перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового че- ” ловека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»,—так говорится о развитии современной человеческой личности в Программе КПСС, принятой на XXII съезде нашей партии. ир о ^ т |) трт СТ| г \/, п т.т\у*о 1 ВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ-.у»К, а п3аоНд ИкеМот’ орМо1^й °бтукдРеымва пемериовдигчаезсектие пн уо бвлу июкорвуабтрьикиунт- ере« сНнАыШе Уи НсИо держательные материалы по искусству, литературе, жнвописи и архитектуре. Эти матери лалекыту на ел сьонмыне енз на опр ро ас сыш. ирят круг ( озор наших читателей, в какой-то мере удовлетворят их интел Со своей стороны мы обращаемся к читателям нашей газеты с просьбой: сообщите нам, что вас интересует, какие материалы следовало бы опубликовать в ближайших номе рах газеты в разеделе «Наш университет культуры»? ----- -------------------------------- ------^ ^ ДВЕРЬ В МИР КРАСОТЫ Когда афиши извещают о предстоящем выступлении дет ского хора под руководством народного артиста РСФСР про фессора В. Г. Соколова, радо стное волнение переживает не только юные любители пения, но и взрослые. Еще бы! Побы вать на концерте этого хора— значит получить огромное эсте тическое наслаждение. Он как бы впитал лучшие традиции русской народной культуры многоголосого пения и разви вает их, исполняя разнообраз ные по жанрам произведения народного песенного искусст ва, советских и зарубежных композиторов. Этот детский художествен ный коллектив — своеобразная научно - исследовательская ла боратория. Здесь не только разучиваются песни, развива ются детские голоса, повы шается художественная культ/ ра детей, но и проводится ис следовательская работа по проблемам музыкального вос питания. Этот хор—часть боль шого организма научно-иссле довательского института худо жественного воспитания Ака демии педагогических наук РСФСР. Сегодня эстетическому вос питанию подрастающих поко лений уделяется особенно В МОСКВЕ в Выставоч ном зале Союза художни ков РСФСР состоялась новая встреча с творчеством художников — миниатюристов Палеха. Выставка грандиозна. Экспозиция, подготовленная художественным ф о н д о м РСФСР, включает в себя про изведения из всех наиболее значительных собраний стра ны. Часть произведений явля ется собственностью Русского музея, Государственной Третъ- Азербайджанская ССР. По вече рам в детской музыкальной шко ле Кировабада слышны звуки роя ля, скрипки, кеманчи, тара и дру гих музыкальных инструментов. Вечером, после трудового дня, сюда собираются взрослые. Ис кусству игры на музыкальных инструментах их обучают педаго ги музыкальной школы на обще ственных началах. На снимке: педагог Гасан Гаса нов на занятии со слесарем алю миниевого завода Муслимом Джафаровым. (Фотохроника ТАСС). В и н с т и т у т е х у д о ж е с т в е н н о г о воспитания детей большое внимание. Новый че ловек должен быть духовно бо гатым, иметь высокую эстети ческую культуру. Разработка теоретических основ системы эстетического воспитания де тей, подростков и молодежи— насущная жизненная задача. Ее и решает научно-исследова тельский институт художествен ного воспитания детей. Изучая опыт работы с детьми в школе, во внешкольных уч реждениях, библиотеках, двор цах и домах пионеров, пионер ских лагерях, детских секторах рабочих и сельских клубов, ин ститут разрабатывает систему целенаправленного эстетиче ского воспитания детей всех возрастов. Центром экспериментальных исследований является дея тельность специальной лабора тории института в школе № 112 г. Москвы. Там научные сот рудники совместно с учителя ми проверяют примерную про грамму эстетического воспита ния, проводят систематические наблюдения за эстетическим развитием учащихся, исследу ют, каким образом труд, при рода, общественный быт, ис кусство могут быть использова ны в формировании у школь ников эстетических взглядов, В работе института художест венного воспитания большое место занимают исследования, направленные на раскрытие специфических возможностей и роли различных видов искусст ва в формировании молодого человека. Даже структура ин ститута определяется принци пом организации секторов по искусствам: музыка и пение, литература для детей и юноше ства, изобразительное искусст во и рисование, театр для де тей, кино и телевидение в шко ле. При институте имеются экс периментальные детские кол лективы: кроме уже названно го хора, есть еще и танцеваль ный коллектив. 8 деятельности института принимают участие научные работники, а также учителя и воспитатели, которые работают в тесном содружест ве с творческими союзами пи сателей, композиторов, худож ников. Тамара ПОЛОЗОВА, заведующая сектором детской литературы Института художественного воспитания (АПН). В С Т Р Е Ч А С ПАЛЕХОМ яковской галереи и музея Па лехского искусства. Многие художники прислали на вы ставку свои последние, еще нигде не экспонировавшиеся работы из собственных собра ний. Перед посетителями развер тывается поразительно бога тый мир Прекрасного. Здесь как бы совершаешь путешест вие из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее, из сказок, легенд и былин в жизнь, из реального в фанта зию. За стеклом стенда светятся волшебными красками миниа тюры Ивана Голикова, наз ванного в свое время Горьким гениальным русским худож ником. Вспоминаются слова Голикова, сказанные им од нажды молодым миниатюри стам: «Какая радость сущест вовать и наслаждаться крас ками. Я счастлив, что принад лежу к древнему Палеху. Чем дорога русскому человеку его Родина? Только ли тем, что природа ее неброская, но див но красивая пленяет наши сердца, и мы по-особому, по- русски, любим ее. Как хочется мне выразить в своих работах самое главное о своей стране, о родимом крае и приблизить этим людей к более глубокому познанию России». Голиков осуществил свою заветную мечту. Каждая его вещь—это пленительная песнь И Ю НПИР Москва. Киностудия «Ленфильм» выпускает новый художе ственный кинофильм «Первая Бастилия», посвященный ка занскому периоду жизни В. И. Ленина. Автор сценария — Ю. Яковлев, режиссер — М. Ершов, операторы — Д. Долинин и А. Чечулин. На снимке: кадр из фильма. Мария Александровна — ар тистка Е. Солодова, Володя Ульянов — артист В. Головненков. (Фотохроника ТАСС). Шекспир и Россия Руси — древней и молодой. Вот миниатюры периода воз рождения Палеха. Живопись нанесена на прессованный кар тон, стилистически она обус ловлена образцами старого палехского письма XVIII века, в стиле знаменитых акафистов палехской церкви. Темы самые разнообразные: фольклор и эпос «Слово о Полку Игоре ве», крестьянский быт и на родные герои. На миниатюрах золотом выведены имена жи вописцев: Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Ба канов, Иван Зубков, Иван Маркичев. Все это мастера старой иконописной закваски. Из опыта иконописи они пере несли в современное творчест во высокую культуру колори та, построенного, как правило, на контрастном сочетании «размноженного семицветья». По-иконописному сильно вы ражен в нх работах орнамен тально-ритмический принцип построения, виртоузен отто ченный рисунок, совершенна техника живописи. Словом, классика. В тридцатых годах молодые палешане смотрели на достижения «патриархов» робко и думали, что подобного умения никогда не приобретут. Но вот пришел в коллектив артели паренек Павел Баже нов — первый ученик старых мастеров — и, удивив древнее палехское искусство новизной своего творчества, дал понять, что возможности Палеха без граничны. На выставке представлено десять работ этого выдающе гося Художника, прожившего короткую, но до предела пло дотворную жизнь (в 1941 году Павел Баженов пал смертью Несколько лет коллектив со ветских исследователей готовил материалы для монографии, где впервые воедино собраны све дения, посвященные теме «Шек спир и русская культура». II вот большой труд увенчался созданием одноименной книги (она вышла в Ленинграде под редакцией выдающегося учено го - литературоведа академика Михаила Алексеева). В Англин советский ученый удостоен вы сокого звания почетного докто ра Оксфордского университета. —Материалом для анализа и обобщений послужили не только печатные материалы, порой рас- храбрых в боях с фашистски ми захватчиками). Традиции древнерусского ис кусства обусловили узорча тость и высокую декоратив ность художественной формы. Одной из ее особенностей яв ляется наличие золотой и сере бряной разделки. В старину на Руси водилось 'миого специали стов по производству листово го и сусального золота. Были и в Палехе свои «сусальщики» и «позолотчики». Они в совер шенстве владели техническими приемами изготовления творе ного волота, искусно применя ли «благородный металл» в живописи. Ныне палехские ма стера также широко использу ют твореное золото, пишут им орнамент, детали одежды, ар хитектурные и пейзажные ча сти миниатюр. Работы художников Н. Зи новьева, И. Вакурова, Р. Бело усова, Д. Буторина покоряют романтической .приподнято стью и глубокой эмоциональ ностью образов; пластичность, ритмическая ясность, простота образов и строгая закономер ность композиций отличают произведения И. Маркичева, эпичность и декоративность цвета ярких миниатюр — рабо ты А. Дыдыкина. Палешане живут среди гу стых ивановских лесов и раз дольных полей. Дивная красо та этого края предстала на выставке в миниатюрах та лантливых пейзажистов И. Зуб кова и И. Баканова. Выставка убеждает, что в Палехе прочно живет и разви вается (многовековая добрая традиция: передача секретов мастерства от поколения к по колению. И если в далекие го ды широко известные сейчас художники Палеха, как и Ба женов, ходили в учениках у патриархов живописи, то ньгне они сами обучают смышленых русоволосых подростков уме нию создавать волнующие про изведения. Виктор ВИНОГРАДОВ. (АПН). сеянные в полузабытых перио дических изданиях, но и ряд новых документов и рукописей, обнаруженных в архивах и библиотеках Советского Союза, —сообщил академик Алексеев. Среди находок — рукописи поэта - декабриста Вильгельма Кюхельбекера. Они содержат сделанные Кюхельбекером (еще не публиковавшиеся) перево ды трагедий Шекспира: «Мак бет», «Ричард И», «Ричард ПЬ и «Генрих IV». Ценность пред- ставляет первая редакция пере вода «Укрощение строптивой», выполненного в прозе русским драматургом Александром Ост ровским. Интересен ряд впервые обна- родуемых фактов из переписки русских послов, литераторов, мастеров сцены — они касают ся культурных связей с Англи ей и другими странами, в том числе в области драматическо го искусства. Засвидетельство ван, в частности, большой ин терес к творчеству Шекспира знаменитого английского акте ра Дэвида Гаррпка и выдаю щегося американского арти ста — негра Айры Олдриджа. Книга «Шекспир и русская культура» рассказывает о вос приятии творчества Шекспира в России до Великого Октября. «Советский период, — отме чается в монографии, — когда восприятие творчества Шекспи ра достигло немыслимых для царской России масштабов, стало поистине всенародным и приняло неизвестные ранее фор мы, требует отдельного иссле дования». Такой труд намечено создать совместными усилиями московских и ленинградских литературоведов. Особое место занимает по мещенная в приложении к книге статья академика Михаила Алексеева «Шекспир и русское государство XVI-XVII веков». В ней проанализирован материал, тесно связанный с проблемой «Шекспир и русская культура», но относящийся непосредствен но к эпохе гениального англий ского писателя, к тому, какое отражение в его творчестве на шла русская тема, и в частно сти Москва. Андрей КОРНЕВ. (АПН). Редактор Н. П. ШЕНЬ. Партийная, профсоюзная ор ганизации и администрация жи лищно-коммунальной конторы треста «Липецкстрой» с глубо ким прискорбием сообщают о смерти старейшего работника треста, члена КПСС с 1943 го да Дмитрия Даниловича ЛАПИНА и выражают соболезнование семье покойного. НАШ А Д Р Е С : Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. Телефон (через коммутатор 28-01) _ 2-38. АЭ 83862 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 11029
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz