Строитель. 1965 г. (г. Липецк)
4 «СТРОИТЕЛЬ 7 ноября1965 г., Р у Г; 84 (1233) Т алантливый народ жи вет на Смоленщине. Много славных имен подарил этот край России. В Новоспас ском родился Михаил Иванович Глинка, под Гжатском — Юрий Гагарин. А смоленская деревня Караковичи (ныне Конята) — ро дина Сергея Коненкова. Здесь он создал своего знаменитого «Молотобойца». Это первое зна чительное произведение скульп тора выдвинуло его в ряды та лантливейших художников своего времени. Меня потянуло на Смоленщи ну побродить по тропинкам, ис хоженным когда-то Коненковым. В Куркино, свою родную^ дерев ню, за которой сразу же начина ются смоленские леса, я доби рался на попутной подводе. В до роге юноша-возчик напевал по тихоньку стихи Есенина. Слушая, я вспомнил образ по эта, созданный Коненковым, и старался понять, как, какими дви жениями рук, каким волшебст вом достигнуто такое великоле пие. Коненковский -Есенин заво раживает и волнует так же силь но, как сама поэзия певца ря занской земли. В деревне я остановился в из бе местного пастуха. Как приня то в этих местах, у него был ро жок. Звучал он по-особенному. А все потому, что пищик у рож ка был не такой, как у всех. Па стух говорил, что пищик ему по дарил Коненков. — Коненков?—спросил я удив ленно. — Да, Коненков. Ваня Конен ков. Тоже пастух, как и я. Насчет пищиков он мастер большой. А когда сам играет, соловьи из ро щи слетаются, слушают и повто ряют. На Смоленщине много Ко ненковых. И все башковитые. Деревня Конята, где провел свое детство Коненков, мало чем отличается от окрестных селений. На крыше каждой избы — за дорный конек, а наличники и карнизы обрамлены ажурным резным кружевом. Искусство смоленских плотни ков, столяров, резчиков по дере ву славится испокон веков. На любовавшись в детстве деревян ным кружевом наличников окон и ставен, резьбой, обрамляющей карнизы и отбрасывающей узор ную тень на бревенчатые стены, Коненков в юности тоже, как и его земляки, смоленские мужй- ки, взялся за резец. Но уже не остановился на традиционной песне из кружева. Он создал гимн человеку, гимн в дереве и мраморе, величественный и не повторимый. С околицы я смотрю на дерев ню и думаю, как тесно перепле тена судьба гениального скульп тора с этим краев. Вот поле, где н мальчишкой рвал васильки, а вот овраги, где он с ребятишка ми играл в прятки. Вспомнились строки из дневника скульптора: «Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека. Это та чаша, из кото рой мы пьем самый благодатный СЛАВНЫЙ СЫН РОССИИ и живительный напиток. «Впечат ления детства... так же, как и годы учения,— фундамент соз нательной жизни, и память об этих чистых и светлых днях — как кладовая, в которой хранится самое незабываемое». Коненков любил деревню. Всем сердцем привязанный к родному краю, он часто думал о деревне. -Ему мечталось побала гурить на завалинках с деревен скими стариками, порвать чере мухи под окном, а утренней ранью выйти на покос наравне со всеми. Уже став зрелым и зна менитым мастером, Коненков пи сал, что «с годами, живя в горо дах, мы забываем о земле, о травах и семенах. Многие до вольствуются только тем, что ви дят кусок неба в оконной раме и слушают бесстрастные «сводки погоды». А как дивно, когда сам ты можешь и по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду. Горе тому, кто слеп и глух к природе, к лесу, к утренним зо рям. Надо быть зорким. Видеть не только то, что «на поверхно сти»... Надо всю жизнь читать мудрейшую книгу природы». ...Вечером, когда я вернулся в избу пастуха, на столе лежал но мер областной газеты. Я сел у окна, развернул ее. И вдруг... материал о Коненкове. И даже снимок его работы. С газетной страницы смотрела сказочная цтица-дева в русском кокошнике. Не знаю, можно ли назвать вещь просто скульптурой. 9 А Р Х И Т Е К Т О Р эту Снова берет бессонница, Тянешься к чертежу; Дашь ты простор и солнце Каждому этажу. Чтоб новоселам тесен Не был уют квартир, Чтобы веселою песней В окна ворвался мир. Пусть еще замыслы ранние. Выверен твой расчет, Кажется: вот они краны Делают разворот... Контуры новых зданий Стройкой уходят ввысь Твой трудовой экзамен Строгая примет жизнь. Михаил ИЗОТОВ, плотник жилищно-коммуналь ной конторы треста. Ижевск. Вид на площадь перед кинотеатром «Колос». Мне не раз приходилось любо- I ваться ею на кладбище у могилы 8 замечательного русского писате ля Михаила Михайловича Приш вина. Это, пожалуй, не скульпту ра, а удивительное озарение, чудо-сказка. До чего же сильно волновался я, когда глядел на это изображение. Да и любое другое коненков- ское произведение — явление единственное и неповторимое в русской скульптуре. Каждый штрих, каждый след резца его образов наполняет сердце гор достью от того, что ты русский, и все это дышит поэзией, добро той, мужеством. От произведе ний необычайно талантливого и мудрого скульптора веет рус скими просторами; смотришь и будто слышится шелест ржи, лу говых трав, пенье малиновки, ви дится цветенье васильков, Ива- на-да-Марьи. И потому становит ся навсегда памятным оботный серьезный день, подаривший встречу с коненковской птицей- девой в русском кокошнике, и начинаешь крепче любить жизнь, природу и все прекрасное на земле. Виктор ВИНОГРАДОВ. Новые пьмы З алп „Авроры“ Москва. 50-летию Великой Октябрьской социалистической рево люции студия «Ленфильм» посвящает свой фильм «Залп Авроры». В картине воссоздаются образы В. И. Ленина, его соратников—Я. М. Свердлова, Н. И. Подвойского, П. Е. Дыбенко и других. Авторы сце нария — Б. Лавренев, Ю. Вышинский, постановка Ю. Вышинского, главный оператор — А. Назаров. На снимке: кадр из фильма. Лиза — артистка Зинаида Кириенко, Захар — артист Георгий Епифанцев. Н о р о т к и е р а с с к а з ы Кл е н о вый лис т Л ЕНА шла медлен но. Ее лицо было задумчиво и гру стно. Припомнилось не давнее прошлое — на деревьях, на телеграф ных проводах висли бе лые паутинки и струи лись, переливались на солнце,' словно серебря ные. Небо отливало си невой, а воздух был звонким и упругим, буд то опаловый камушек в мамином перстне. Она так и сказала тог да Борису. Он удивился и даже обиделся: — Вечно у тебя ка кие-то странные сравне ния. А она погладила его по надутым губам и, смеясь, пояснила: — Это у тебя оттого, что ты никогда-ииногда не видел маминого пер стня. Лена улыб н у л а с ь. Прошлые воспоминания были приятными и в то же время навевали грусть. «Эх, Боря, Бо ря... — тихо прошептала она,—Что с тобой теперь, где ты?» — г тут же вспомнила о Мишутке, которого она шутя на зывала медвежонком. Да он и впрямь похожь на медвежонка: ему идет всего лишь второй годик и он такой же толстень кий и неуклюженький. Лена оглянулась. В скверике никого не было. «Где же он?» — у Лены забилось сердце и даже пересохло во рту. Но __________________ Д волнения были напрас ными. «Медвеж о и о к» стоял за высоким разла пистым кленом и смот рел на его вершину. А оттуда, словно огненные языки, медленно опуска лись к его нотам крас ные листья. Лена залюбова л а с ь Мишуткой и словно за стыла в каком-то понят ном ей одной порыве. Каким прекрасным в этот миг было ее лицо! Наверное, именно в та кие минуты в женщине рождается мать. А с клена все падали и падали листья. Вот с самой верхней его веточ ке сорвался большой- большой, как гусиная лапушка. Кружась, он медленно падал прямо на Мишутку, и тот, ра стопырив ручонки, при готовился ловить его. Лена тоже следила за ним, и ей так хотелось, чтобы Мишутка обяза тельно поймал его, этот пламенеющий холодным пожаром осени лист. Но вдруг налетел сов сем легонький ветерок, дунул на листик, и тот без всяких усилий порх нул в сторону. Лена чуть не вскрик нула от неожиданности. А Мишутка так и остал ся стоять с растопырен ными ручонками, и на ресничках его вдруг по казались крупные, как горошинки, слезы. «Вот так и в жизни», — подумала Лена, и ли цо ее вновь стало за думчивым и грустным. -3 В С Т Р Е Ч А О НИ встретил и с ь совсем неожидан но — два бывших одноклассника, которых судьба разбросала по разным городам и вот наконец вновь соедини ла. — Сколько лет, сколь ко зим! — воскликнул Лешка, пытаясь, как бывало прежде, обнять Маринку своими длин нющими, словно плети, руками. — Лешенька, — и с к ренне обрадывалась Ма ринка, и лицо ее расплы лось в улыбке, до самой малости знакомой Леш ке. — А ты все такой же медведь. И даже боль ше. — Расту,—согласился Лешка, и они оба рас смеялись, неожиданно вспомнив, что этот его ответ — оттуда, из дет ства. — Только уж ты не обнимай меня, пожалуй ста, — все еще омеясь предупредила Маринка, —■а то, чего доброго, возьмешь да и по неча янности раздавишь мо его Димку. Но Лешке и без того уже было видно, что объятия тут исключают ся. Он осторожно при поднял уголок одеяльца и увидел под ним розо- венькую мордочку, само довольно посасывающую пустышку. — На ,мать похожь,— лочем!у-то шопотом ска зал он: и с чувством ис полненного долга взгля нул на Маринку. — Ой, что ты, — за смеялась та. — И ни ка пельки. Я даже и не знаю, на кого. Ну, а ты? —Она участливо по- сморела Лешке в глаза. —Женат? «А она все такая же, — подумал Лешка. — И не подурнела. Удиви тельно, как это я рань ше не замечал в ней женщины?». — Знаешь, что-то не везет мне в этом деле,— улыбнулся он.—Я влюб ляюсь, а в .меня не влюб ляются. Выходит, как в той, помнишь, притче: — Солдат, ты девок любишь? — Люблю. — А они тебя? — И я их. Они вновь рассмея лись. — Ну, не поверю, — запротестовала Марин ка. — И не говори. По тебе еще тогда, в школе все девчонки с ума схо дили. — Так уж и сходили, — перебил ее Лешка. — Лучше расскажи, как у тебя-то? Все нормально? Ну, муж там и прочее. Маринка не ответила. Она опустила глаза, вздохнула. Лешка взгля нул на нее и вдруг уви дел совсем другую Ма ринку. Да она вовсе и не была той самой. Вот и лучики морщинок в уголках ее глаз, и этот совсем незнакомый ему изгиб губ — словно у ребенка, когда его кто- либо незаслуженно и на долго обидит. Как же он сразу не заметил все го этого? Лешке стало неловко, словно ему не чаянно пришлось уви деть недозволенное, то, что скрывали от него и не могли скрыть. И он поспешил вновь _ загово рить — о чем угодно, лишь бы ни это мучи тельное молчание, эти опущенные Маринкины глаза. — А знаешь, — засме ялся он и почувствовал, что смех его получился каким-то неестественным и злым. — Г е н к а -т о , помнишь, идеалистом мы звали его, женился. Го ворят, на десять лет старше себя взял. Маринка тоже улыб нулась, но это была уже не та улыбка. Она за спешила. Стала пригла шать Лешку в гости, ка залось, говорила так же весело и даже пыталась смеяться. Но во всем этом проглядывала на тянутость, понятая ими обоими и все же скры ваемая. Лешка пообещал как- либо заглянуть к ней, посидеть за чашкой ко фе, но, говоря это, он ■уже знал, что не придет, знала об этом и Марин ка. Прощаясь, она отвер нулась, ^и Лешка заме тил на ее ресницах сле зы. А может, это ему только показалось.;. В. РАСТВОРОВ. Редантор Н. П. ШЕНЬ. К СВЕДЕНИЮ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ Следующий номер газеты «Строитель» выйдет в субботу, 13 ноября 1965 года. НАШ А Д Р Е С : Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. Телефон (через коммутатор 28-01) — 2-58. АЭ 81874 Липецк, типогоафия областного управления по печати Зак. № 11016
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz