Строитель. 1965 г. (г. Липецк)

Строитель. 1965 г. (г. Липецк)

4 «СТРОИТЕЛЬ 7 ноября1965 г., Р у Г; 84 (1233) Т алантливый народ жи­ вет на Смоленщине. Много славных имен подарил этот край России. В Новоспас­ ском родился Михаил Иванович Глинка, под Гжатском — Юрий Гагарин. А смоленская деревня Караковичи (ныне Конята) — ро­ дина Сергея Коненкова. Здесь он создал своего знаменитого «Молотобойца». Это первое зна­ чительное произведение скульп­ тора выдвинуло его в ряды та­ лантливейших художников своего времени. Меня потянуло на Смоленщи­ ну побродить по тропинкам, ис­ хоженным когда-то Коненковым. В Куркино, свою родную^ дерев­ ню, за которой сразу же начина­ ются смоленские леса, я доби­ рался на попутной подводе. В до­ роге юноша-возчик напевал по­ тихоньку стихи Есенина. Слушая, я вспомнил образ по­ эта, созданный Коненковым, и старался понять, как, какими дви­ жениями рук, каким волшебст­ вом достигнуто такое великоле­ пие. Коненковский -Есенин заво­ раживает и волнует так же силь­ но, как сама поэзия певца ря­ занской земли. В деревне я остановился в из­ бе местного пастуха. Как приня­ то в этих местах, у него был ро­ жок. Звучал он по-особенному. А все потому, что пищик у рож­ ка был не такой, как у всех. Па­ стух говорил, что пищик ему по­ дарил Коненков. — Коненков?—спросил я удив­ ленно. — Да, Коненков. Ваня Конен­ ков. Тоже пастух, как и я. Насчет пищиков он мастер большой. А когда сам играет, соловьи из ро­ щи слетаются, слушают и повто­ ряют. На Смоленщине много Ко­ ненковых. И все башковитые. Деревня Конята, где провел свое детство Коненков, мало чем отличается от окрестных селений. На крыше каждой избы — за­ дорный конек, а наличники и карнизы обрамлены ажурным резным кружевом. Искусство смоленских плотни­ ков, столяров, резчиков по дере­ ву славится испокон веков. На­ любовавшись в детстве деревян­ ным кружевом наличников окон и ставен, резьбой, обрамляющей карнизы и отбрасывающей узор­ ную тень на бревенчатые стены, Коненков в юности тоже, как и его земляки, смоленские мужй- ки, взялся за резец. Но уже не остановился на традиционной песне из кружева. Он создал гимн человеку, гимн в дереве и мраморе, величественный и не­ повторимый. С околицы я смотрю на дерев­ ню и думаю, как тесно перепле­ тена судьба гениального скульп­ тора с этим краев. Вот поле, где н мальчишкой рвал васильки, а вот овраги, где он с ребятишка­ ми играл в прятки. Вспомнились строки из дневника скульптора: «Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека. Это та чаша, из кото­ рой мы пьем самый благодатный СЛАВНЫЙ СЫН РОССИИ и живительный напиток. «Впечат­ ления детства... так же, как и годы учения,— фундамент соз­ нательной жизни, и память об этих чистых и светлых днях — как кладовая, в которой хранится самое незабываемое». Коненков любил деревню. Всем сердцем привязанный к родному краю, он часто думал о деревне. -Ему мечталось побала­ гурить на завалинках с деревен­ скими стариками, порвать чере­ мухи под окном, а утренней ранью выйти на покос наравне со всеми. Уже став зрелым и зна­ менитым мастером, Коненков пи­ сал, что «с годами, живя в горо­ дах, мы забываем о земле, о травах и семенах. Многие до­ вольствуются только тем, что ви­ дят кусок неба в оконной раме и слушают бесстрастные «сводки погоды». А как дивно, когда сам ты можешь и по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду. Горе тому, кто слеп и глух к природе, к лесу, к утренним зо­ рям. Надо быть зорким. Видеть не только то, что «на поверхно­ сти»... Надо всю жизнь читать мудрейшую книгу природы». ...Вечером, когда я вернулся в избу пастуха, на столе лежал но­ мер областной газеты. Я сел у окна, развернул ее. И вдруг... материал о Коненкове. И даже снимок его работы. С газетной страницы смотрела сказочная цтица-дева в русском кокошнике. Не знаю, можно ли назвать вещь просто скульптурой. 9 А Р Х И Т Е К Т О Р эту Снова берет бессонница, Тянешься к чертежу; Дашь ты простор и солнце Каждому этажу. Чтоб новоселам тесен Не был уют квартир, Чтобы веселою песней В окна ворвался мир. Пусть еще замыслы ранние. Выверен твой расчет, Кажется: вот они краны Делают разворот... Контуры новых зданий Стройкой уходят ввысь Твой трудовой экзамен Строгая примет жизнь. Михаил ИЗОТОВ, плотник жилищно-коммуналь­ ной конторы треста. Ижевск. Вид на площадь перед кинотеатром «Колос». Мне не раз приходилось любо- I ваться ею на кладбище у могилы 8 замечательного русского писате­ ля Михаила Михайловича Приш­ вина. Это, пожалуй, не скульпту­ ра, а удивительное озарение, чудо-сказка. До чего же сильно волновался я, когда глядел на это изображение. Да и любое другое коненков- ское произведение — явление единственное и неповторимое в русской скульптуре. Каждый штрих, каждый след резца его образов наполняет сердце гор­ достью от того, что ты русский, и все это дышит поэзией, добро­ той, мужеством. От произведе­ ний необычайно талантливого и мудрого скульптора веет рус­ скими просторами; смотришь и будто слышится шелест ржи, лу­ говых трав, пенье малиновки, ви­ дится цветенье васильков, Ива- на-да-Марьи. И потому становит­ ся навсегда памятным оботный серьезный день, подаривший встречу с коненковской птицей- девой в русском кокошнике, и начинаешь крепче любить жизнь, природу и все прекрасное на земле. Виктор ВИНОГРАДОВ. Новые пьмы З алп „Авроры“ Москва. 50-летию Великой Октябрьской социалистической рево­ люции студия «Ленфильм» посвящает свой фильм «Залп Авроры». В картине воссоздаются образы В. И. Ленина, его соратников—Я. М. Свердлова, Н. И. Подвойского, П. Е. Дыбенко и других. Авторы сце­ нария — Б. Лавренев, Ю. Вышинский, постановка Ю. Вышинского, главный оператор — А. Назаров. На снимке: кадр из фильма. Лиза — артистка Зинаида Кириенко, Захар — артист Георгий Епифанцев. Н о р о т к и е р а с с к а з ы Кл е н о вый лис т Л ЕНА шла медлен­ но. Ее лицо было задумчиво и гру­ стно. Припомнилось не­ давнее прошлое — на деревьях, на телеграф­ ных проводах висли бе­ лые паутинки и струи­ лись, переливались на солнце,' словно серебря­ ные. Небо отливало си­ невой, а воздух был звонким и упругим, буд­ то опаловый камушек в мамином перстне. Она так и сказала тог­ да Борису. Он удивился и даже обиделся: — Вечно у тебя ка­ кие-то странные сравне­ ния. А она погладила его по надутым губам и, смеясь, пояснила: — Это у тебя оттого, что ты никогда-ииногда не видел маминого пер­ стня. Лена улыб н у л а с ь. Прошлые воспоминания были приятными и в то же время навевали грусть. «Эх, Боря, Бо­ ря... — тихо прошептала она,—Что с тобой теперь, где ты?» — г тут же вспомнила о Мишутке, которого она шутя на­ зывала медвежонком. Да он и впрямь похожь на медвежонка: ему идет всего лишь второй годик и он такой же толстень­ кий и неуклюженький. Лена оглянулась. В скверике никого не было. «Где же он?» — у Лены забилось сердце и даже пересохло во рту. Но __________________ Д волнения были напрас­ ными. «Медвеж о и о к» стоял за высоким разла­ пистым кленом и смот­ рел на его вершину. А оттуда, словно огненные языки, медленно опуска­ лись к его нотам крас­ ные листья. Лена залюбова л а с ь Мишуткой и словно за­ стыла в каком-то понят­ ном ей одной порыве. Каким прекрасным в этот миг было ее лицо! Наверное, именно в та­ кие минуты в женщине рождается мать. А с клена все падали и падали листья. Вот с самой верхней его веточ­ ке сорвался большой- большой, как гусиная лапушка. Кружась, он медленно падал прямо на Мишутку, и тот, ра­ стопырив ручонки, при­ готовился ловить его. Лена тоже следила за ним, и ей так хотелось, чтобы Мишутка обяза­ тельно поймал его, этот пламенеющий холодным пожаром осени лист. Но вдруг налетел сов­ сем легонький ветерок, дунул на листик, и тот без всяких усилий порх­ нул в сторону. Лена чуть не вскрик­ нула от неожиданности. А Мишутка так и остал­ ся стоять с растопырен­ ными ручонками, и на ресничках его вдруг по­ казались крупные, как горошинки, слезы. «Вот так и в жизни», — подумала Лена, и ли­ цо ее вновь стало за­ думчивым и грустным. -3 В С Т Р Е Ч А О НИ встретил и с ь совсем неожидан­ но — два бывших одноклассника, которых судьба разбросала по разным городам и вот наконец вновь соедини­ ла. — Сколько лет, сколь­ ко зим! — воскликнул Лешка, пытаясь, как бывало прежде, обнять Маринку своими длин­ нющими, словно плети, руками. — Лешенька, — и с к ­ ренне обрадывалась Ма­ ринка, и лицо ее расплы­ лось в улыбке, до самой малости знакомой Леш­ ке. — А ты все такой же медведь. И даже боль­ ше. — Расту,—согласился Лешка, и они оба рас­ смеялись, неожиданно вспомнив, что этот его ответ — оттуда, из дет­ ства. — Только уж ты не обнимай меня, пожалуй­ ста, — все еще омеясь предупредила Маринка, —■а то, чего доброго, возьмешь да и по неча­ янности раздавишь мо­ его Димку. Но Лешке и без того уже было видно, что объятия тут исключают­ ся. Он осторожно при­ поднял уголок одеяльца и увидел под ним розо- венькую мордочку, само­ довольно посасывающую пустышку. — На ,мать похожь,— лочем!у-то шопотом ска­ зал он: и с чувством ис­ полненного долга взгля­ нул на Маринку. — Ой, что ты, — за­ смеялась та. — И ни ка­ пельки. Я даже и не знаю, на кого. Ну, а ты? —Она участливо по- сморела Лешке в глаза. —Женат? «А она все такая же, — подумал Лешка. — И не подурнела. Удиви­ тельно, как это я рань­ ше не замечал в ней женщины?». — Знаешь, что-то не везет мне в этом деле,— улыбнулся он.—Я влюб­ ляюсь, а в .меня не влюб­ ляются. Выходит, как в той, помнишь, притче: — Солдат, ты девок любишь? — Люблю. — А они тебя? — И я их. Они вновь рассмея­ лись. — Ну, не поверю, — запротестовала Марин­ ка. — И не говори. По тебе еще тогда, в школе все девчонки с ума схо­ дили. — Так уж и сходили, — перебил ее Лешка. — Лучше расскажи, как у тебя-то? Все нормально? Ну, муж там и прочее. Маринка не ответила. Она опустила глаза, вздохнула. Лешка взгля­ нул на нее и вдруг уви­ дел совсем другую Ма­ ринку. Да она вовсе и не была той самой. Вот и лучики морщинок в уголках ее глаз, и этот совсем незнакомый ему изгиб губ — словно у ребенка, когда его кто- либо незаслуженно и на­ долго обидит. Как же он сразу не заметил все­ го этого? Лешке стало неловко, словно ему не­ чаянно пришлось уви­ деть недозволенное, то, что скрывали от него и не могли скрыть. И он поспешил вновь _ загово­ рить — о чем угодно, лишь бы ни это мучи­ тельное молчание, эти опущенные Маринкины глаза. — А знаешь, — засме­ ялся он и почувствовал, что смех его получился каким-то неестественным и злым. — Г е н к а -т о , помнишь, идеалистом мы звали его, женился. Го­ ворят, на десять лет старше себя взял. Маринка тоже улыб­ нулась, но это была уже не та улыбка. Она за­ спешила. Стала пригла­ шать Лешку в гости, ка­ залось, говорила так же весело и даже пыталась смеяться. Но во всем этом проглядывала на­ тянутость, понятая ими обоими и все же скры­ ваемая. Лешка пообещал как- либо заглянуть к ней, посидеть за чашкой ко­ фе, но, говоря это, он ■уже знал, что не придет, знала об этом и Марин­ ка. Прощаясь, она отвер­ нулась, ^и Лешка заме­ тил на ее ресницах сле­ зы. А может, это ему только показалось.;. В. РАСТВОРОВ. Редантор Н. П. ШЕНЬ. К СВЕДЕНИЮ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ Следующий номер газеты «Строитель» выйдет в субботу, 13 ноября 1965 года. НАШ А Д Р Е С : Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. Телефон (через коммутатор 28-01) — 2-58. АЭ 81874 Липецк, типогоафия областного управления по печати Зак. № 11016

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz