Строитель. 1965 г. (г. Липецк)
Ленинское учение о партии. Возрастание роли КПСС в коммунистическом строительстве (Окончание. (Начало на 2-й и 3-й стр.) Очень важно, чтобы слушатели уяснили себе, что возрастание ро ли партии на новом этапе етрои- тельства коммунизма — объек тивная закономерность развития, отражающая реальные процессы жизни Советской страны. Она обусловлена небывалым ростом масштабов и . сложностью задач коммунистического строительства, огромным подъемом творческой активности масс и вовлечением новых миллионов трудящихся в управление государством, неук лонным развитием социалистиче ской демократии, возрастающей ролью марксистско-ленинской на уки в жизни общества и задача ми коммунистического воспита ния народа. В докладе о деятельности Сове та Народных Комиссаров на VIII В( ^российском съезде Советов В. И. Ленин говорил: «Чем боль ше размах, чем больше широта исторических действий, тем боль ше число людей, которое в этих действиях участвует, и, наоборот, чем глубже преобразование, кото рое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости но вые и новые миллионы и десятки миллионов» (Соч., т. 31, стр. 467). Из этого ленинского положения непосредственно вытекает вывод о возрастании роли партии по мере развития советского общест ва от социализма к коммунизму. Действительно, период развер нутого строительства коммунизма характеризуется огромным подъ емом политической и трудовой активности трудящихся, когда фактически весь советский народ принимает непосредственное уча стие в созидании нового мира. Естественно, что организация ши роких масс, целеустремленное объ единение их усилий требуют по вышения руководящей роли пар тии, совершенствования форм и методов ее организаторской рабо ты. С другой стороны, глубина со циально-экономических преобра зований, выдвинутых в Програм ме КПСС, ставит задачу убедить многомиллионные массы в необ ходимости этих - преобразований, воспитать сознательное отношение к ним, обеспечить активное уча стие в их осуществлении. Отсюда важность идеологической, воспи тательной работы партии. Главной своей задачей партия считает развитие производитель ных сил общества, повыщ&ние на этой основе благосостояния со ветских людей. Решить эту зада чу нельзя без неуклонного роста производительности труда, непре рывного совершенствования тех ники, технологии и организации производства, что требует, в свою очередь, глубокого знания совре менных достижений науки и тех ники, вопросов экономики, боль ших организационных усилий пар тии, призванной осуществлять ру ководство созданием материаль но-технической базы коммунизма. Не менее сложные задачи сто ят перед партией в области фор мирования новых общественных отношений. Период развернутого строительства коммунизма харак терен дальнейшим развитием со циалистической демократии, по вышением роли общественных ор ганизаций, расширением прав со юзных республик и местных со ветских, хозяйственных органов. Коммунистическая партия, как высшая форма общественно-поли тической организации, выражаю щая общенародные интересы, при звана объединять усилия всех об щественных и государственных ор ганизаций, руководить ими, на правлять их деятельность к еди ной цели. В. И. Ленин видел одну из за дач партии в период строительст ва социализма, коммунизма в том, чтобы вовлечь большинство населения, а затем и все населе ние в управление народным хо зяйством. Он писал: «Коммунизм говорит: авангард пролетариата, коммунистическая партия, руково дит беспартийной массой рабочих просвещая, подготовляя, обучая воспитывая эту массу («школа» коммунизма), сначала рабочих, а затем и крестьян, для того, что бы она могла придти и пришла бы к сосредоточению в своих руках управления всем народным хозяй ством» (Соч., т. 32, стр. 29). Выпол^я это ленинское указа ние, партия проделала огромную работу по просвещению, воспита нию и обучению рабоче-крестьян ских масс-. В результате неизме римо возросла трудовая и поли тическая активность народа, мил лионы трудящихся вовлечены в управление государственными де лами и производством. Партия организует активность масс, на правляет ее к единой цели. И чем выше активность масс, тем выше должен быть и уровень руковод ства массами. Программа партии выдвигает задачу воспитания нового челове ка, умеющего жить и работать по- коммунистически. Решение этой задачи предполагает дальнейший подъем идеологической работы партии, повышение ответственно сти партийных организаций за идейную закалку каждого комму ниста, широких масс трудящихся, осуществление принципов мораль ного кодекса строителя комму низма. Коренные потребности развития советского общества диктуют не обходимость повышения научного уровня руководства на всех уча- С1ках хозяйственного и культур ного строительства. Этот уровень зависит от глубины проникнове ния в объективные закономерно сти общественного развития, от умения вырабатывать наиболее ра циональные формы учета этих закономерностей в практике ком мунистического строител ь с т в а. Прожектерство, нежелание счи таться с реальными возможностя ми, принятие необоснованных, на думанных решений противоречат самой природе нашей партии, яв ляющейся партией научного ком мунизма. В своей политике, в сво их решениях и действиях она ис ходит из конкретного анализа жи вой действительности, всесторон- (его учета современной обстанов ки. Говоря о возрастании рукозодя- Х У Д О Ж Н И К - Г Р А Ж Д А Н И Н К 100-летию со дня рождения В. А. Серова В декабре 1888 года на художе ственной выставке в Москве поя вилось несколько произведений никому до тех пор не известного живописца. Их автором был двад цатитрехлетний Валентин Серов сын композитора Александра Ни колаевича Серова, в детстве учив шийся у И. Е. Репина, а в Ака демии художеств — у П. П. Чи стякова. Среди работ Валентина Серова были два небольших по размерам холста: «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Теперь эти полотна радуют посе тителей Третьяковской галереи, где собрано большинство лучших произведений художника. Зрители узнают, что «Девочка с персика ми» написана с дочери С. И. Ма монтова, известного знатока ис кусства, в его знаменитом Абрам цеве, где юный Серов жил как в родной семье. Что «Девушку, ос вещенную солнцем» художник пи сал со своей двоюродной сестры Маши Симонович в Домотканове, в котором он создал немало чу десных картин. Вместе с тем зри тели понимают, что перед ними не просто портреты, а, по сущест ву, картины. Действительно, как ни были милы Серову обе девуш ки, они не были столь значитель ны, чтобы увековечить их в порт ретах. Их «ценность» заключалась в юности, в светлом и ясном вос приятии мира. Это и определило задачу Серова — передать в об разах девушек то, что всегда бы ло, есть и будет, — красоту и ра дость жизни. В дальнейшем Серов-портретист запечатлел кистью и карандашом многих выдающихся своих совре менников: своих друзей-художни- ков Левитана и Коровина, компо зиторов Римского-Корсакова и Глазунова, певцов Мазини и Та- маньо, артистов Станиславского, Москвина и многих, многих дру гих. Естественно, что Серов писал не только близких или родственных ему по духу людей. Ему приходи лось писать немало заказных портретов «всяких» людей — и просто богатых, и знатных, и ти тулованных, и даже «высочайших особ». Но замечательно, что ни в одном из этих портретов мы не найдем ни слова лести, ни одного угодливого жеста в сторону заказ чика, кто бы он ни был. Серов всегда был честен, правдив до конца, до полной откровенности. Иногда поражаешься: как мог он преподносить заказчику столь смелое и бесцеремонное раскрытие его сущности? Не было ли это своеобразной формой протеста против «сильных мира сего», про тив «хозяев жизни». Ведь было время, когда Серов открыто вы сказал этот протест —и словом и делом: в 1905 году он послал в Императорскую академию худо жеств гневное заявление, проте стуя против кровавого террора царского правительства, а затем демонстративно порвал с акаде мией. Тогда же он выступил и как художник, создавая смелые, бес пощадно обличающие самодержа вие сатирические рисунки. Но, чем решительнее срывал Се ров маски и личины с представи телей современного ему буржуаз но-помещичьего общества, тем сильнее росла в нем жажда ви деть настоящего человека, достой ного этого звания, и воспеть его в искусстве. Поэтому не случайно в 1905 году — в год разразив шейся революционной бури — он пишет портрет А. М. Горького, изображая его как смелого, убеж денного протестанта, зовущего к борьбе, к преображению жизни. Он создает на холсте блестящий рисунок в рост — портрет певца Шаляпина Ф. И., восхищаясь им как великим русским талантом, вышедшим из народа, как «чело- веком-артистом», дающим людям «радость безмерную». В том же 1905 году создает Серов и порт рет М. Н. Ермоловой. Возвышен ный по образу и по строгой красо те исполнения, этот портрет — не только памятник великой актрисе русского театра, но и памятник силе, мужеству и благородству человеческого духа. Серов не допел песни о достой ном и прекрасном человеке. Смерть оборвала ее, когда ему было всего сорок шесть лет. Но оставленное им наследие — громадно. Все созданное Серо вым: целая портретная галерея его современников, его чудесные пейзажи, ряд исторических картин и бесчисленное множество изуми тельных рисунков — стало нашрй национальной гордостью и чистым источником художественной радо сти. С. ДРУЖИНИН. щей роли партии в строительстве коммунизма, важно подчеркнуть, что речь идет не только о роли партии в целом, но и всех ее ор ганизаций, в том числе первичных. Именно в первичных организаци ях решается успех дела, именно они выступают непосредственны ми организаторами масс, через них партия практически осущест вляет руководство массами, про водит в жизнь свою политику и решения. В руководстве ленинской пар тии, в ее организующей и направ ляющей деятельности советские люди видят непоколебимую силу нашего строя, залог успешного претворения в жизнь планов ком мунистического строительства. В Программе КПСС сделан важный вывод о том, что партия, как передовой отряд народа, стро ящего коммунистическое общест во, идет впереди и в организации своей внутрипартийной жизни, по казывая пример и образец выра ботки наиболее совершенных форм коммунистического общественного самоуправления. Этот вывод яв ляется дальнейшим развитием ле нинских принципов партийного строительства. XX съезд КПСС положил нача ло восстановлению подлинно ле нинских норм в жизни нашей пар тии. Решительно осудив культ личности, партия развернула боль шую работу по дальнейшему раз витию внутрипартийной демокра тии. В Программе и Уставе КПСС, принятых XXII съездом партии, предусмотрен ряд мер, направ ленных против чрезмерного сосре доточения власти в руках отдель ных работников и выхода их из- под контроля коллектива. К этим мерам относятся: систематическое обновление состава всех выбоо- ных органов партии; расширение применения принципа выборности и отчетности в партийных органи зациях; повышение роли партий ных собраний, конференций, съез дов, пленумов партийных комите тов и других коллективных орга нов; широкое развитие обществен ных начал в партийной работе; всемерное развитие критики и са мокритики. Последовательное осу ществление этих мер — залог про ведения в жизнь ленинского прин ципа коллективности руководства, широкого притока в руководящие партийные органы свежих сил, правильного сочетания старых и молодых кадров. Важной вехой на пути совер шенствования внутренней жизни партии, усиления ее руководящей роли являются решения октябрь ского и ноябрьского (1964 год) Пленумов ЦК КПСС. В целях усиления руководящей роли пар тии и ее местных органов в ком мунистическом строительстве, бо лее успешного решения задач хо зяйственного и культурного раз вития каждой области, края и республики ноябрьский Пленум ЦК счел необходимым вернуться к принципу построения партийных организаций и их руководящих органов по территориально-произ водственному признаку, который вошел важнейшей составной ча стью в Устав КПСС, принятый XXII съездом партии. В дальнейшем развитии внут рипартийной демократии партия видит одно из решающих усло вий роста активности коммуни стов и повышения их ответствен ности за осуществление благород ных коммунистических идеалов Партия стремится создать такую обстановку, в которой максималь но развивалось бы чувство ответ ственности каждого коммуниста за положение дел в стране и пар тии. История показала, что опыт на шей партии, вся деятельность ко торой строится на основе марк систско-ленинского учения, имеет принципиальное значение для все го международного коммунистиче ского движения. В Заявлении Со вещания представителей коммуни стических и рабочих партий в но ябре 1960 года говорится: «Не преложным законом своей дея тельности марксистско-ленинские партии считают неукоснительное соблюдение ленинских норм пар тийной жизни на основе принципа демократического централизма, считают необходимым беречь как зеницу ока единство партии, стро го соблюдать принцип партийной демократии и коллективности ру ководства.., не допускать культа личности, сковывающего развитие творческой мысли и инициативы коммунистов, всемерно развивать активность коммунистов, разви вать критику и самокритику в сво их рядах» («Программные доку менты борьбы за мир, демократию и социализм», стр. 80). Конкретный материал настоя щей темы в той или иной степени знаком слушателям. Изучались в свое время решения XX, XXI, XXII съездов партии, новая Про грамма КПСС. Все это дает воз можность в максимальной степени использовать на занятии знания слушателей, провести собеседова ние живо, интересно, на высоком идейно-теоретическом уровне. На семинарах пропагандист мо жет ограничиться вступительным словом и заключением, поручив нескольким товарищам подгото вить сообщения по отдельным во просам темы занятия. Здесь мо гут быть обсуждены примерно та кие вопросы: социально-экономи ческие сдвиги в жизни советского общества как главная предпосыл ка превращения КПСС в партию всего народа; рост рядов КПСС и укрепление связей партии с мас сами; партия существует для на рода, в служении ему видит смысл своей деятельности; объективные условия возрастания роли партии в коммунистическом строительст ве; развитие внутрипартийой де мократии на основе ленинского курса XX съезда КПСС и другие. Желательно, чтобы, рассматривая эти вопросы, слушатели широко использовали и местный матери ал. К примеру, выступая с сооб щением о росте рядов КПСС и укреплении связей партии с мас сами, можно проанализировать состав своей парторганизации, рассмотреть конкретные формы ее связей с трудящимися, показать, какую работу выполняют комму нисты в коллективе и т. д. При подготовке к занятиям ре комендуется использовать следую щую литературу: Программа Ком мунистической партии Советского Союза, часть вторая, раздел VII; Устав Коммунистической партии Советского Союза; Резолюция XX съезда Коммунистической партии Советского Союза по Отчетному докладу Центрального Комитет КПСС, раздел III; Контрольные цифры развития народного хозяй ства СССР на 1959—1965 годы, раздел VII; Резолюция XXII съез да Коммунистической партии Со ветского Союза по Отчету Цент- аального Комитета КПСС, раздел III; О преодолении культа лично сти и его последствий. Постанов ление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года; Об объединении промыш ленных и сельских областных, краевых партийных организаций. Постановление ноябоьекого (1964 год) Пленума ЦК КПСС; 47-я го довщина Великой Октябрьской социалистической революции. До клад товарища Л. И. Брежнева на торжественном заседании 6 нояб ря 1964- г., раздел: Коммунистиче ская партия — боевой авангард советского народа. На занятиях, можно также вос пользоваться рядом схем и таб лиц из наглядного пособия «Бо евой авангард советского народа» (Госполитиздат, 1962). Большой цифровой и фактический материал о составе КПСС пропагандисты найдут в подборках, опубликован ных в журнз тах «Партийная жизнь» № I, 1962; «Коммунист» № 2, 1962; «Политическое само образование» № 7, 1963. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДРЕС 0 ТЛЕФОН РЕДАКЦИ Гор. Липецк, улица 9 Мая. 13, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через ком мутзтпр 28—01) - 2—58. Липецк, типография областного управления по печати. АЭ 83026 Звк. М 518
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz