Строитель. 1965 г. (г. Липецк)

Строитель. 1965 г. (г. Липецк)

о партии иегоразвитие вПрограмме КПСС жизни» (Соч., т. 4, стр. 191). Де­ ятельность самого Ленина была образцом творческого подхода к марксизму, постоянной заботы о том, чтобы партия всегда имела в своем идейном арсенале новей­ шие достижения марксистской мысли. Верность марксизму-ленинизму, его творческое развитие, нетерпи­ мость к ревизионистским и догма­ тическим извращениям революци­ онной теории составляют одно из важнейших условий осуществле­ ния партией своей авангардной роли. Идеологические основы партии определяют ее политику, учитыва­ ющую потребюсти общественного развития, организационную дея­ тельность, руководящую роль в борьбе за претворение в жизнь теории научного коммунизма, во­ площение ее в конкретно-истори­ ческих действиях народных масс. Единство идеологии и политики, теории, и практики один из осно­ вополагающих принципов деятель­ ности партии нового типа. Осуществляя руководящую роль в политической борьбе рабочего класса и его союзников, партия на основе научного, марксистского анализа данного этапа борьбы вы­ рабатывает свою политическую ли­ нию, то есть свою стратегию и тактику. (Говоря о стратегии, обычно имеют в виду политиче­ скую линию для целого историче­ ского этапа, говоря о тактике — линию для сравнительно непро­ должительного периода, определя­ емого теми или иными конкретны­ ми условиями). Вырабатывая по­ литический курс или генеральную линию, партия выдвигает научно обоснованную цель своей деятель­ ности на данном историческом эта­ пе, учитывая расстановку классо­ вых сил, определяет свою такти­ ку. «Лишь объективный учет всей . совокупности взаимоотношений всех без исключения классов дан­ ного общества, а, след., и учет объективной ступени развития это­ го общества и учет взаимоотноше­ ний между ним и другими обще­ ствами, писал В. И. Ленин в ра­ боте «Карл Маркс», — может слу­ жить опорой правильной тактики передового класса» (Соч., т. 21, стр. 58). В. И. Ленин подчеркивал, что политика партии представляет со­ бой науку и искусство. Это зна­ чит, что политическое руководство требует не только правильного на­ учного анализа обстановки и выра­ ботки на этой основе определен^ ной тактической линии, но и боль­ шого умения, мастерства, подлин­ ного искусства в ее проведении. Прежде всего это — умение ра­ ботать в массах, опираться на них, укреплять связи с массами, использовать их богатейший прак­ тический опыт. Искусство полити­ ческого руководства заключается также в правильном выборе форм борьбы, соответствующих данной обстановке, способности быть го­ товым к быстрой смене этих форм. Большое значение имеет умение выделять основные задачи, на ре- ше!ии которых следует сосредото­ чить особенные усилия в данный момент. Неустанное совершенст­ вование искусства политического руководства на основе практиче­ ского опыта, подчеркивал В. И. Ленин, составляет одну из важ­ нейших задач партии рабочего класса. Осуществление политического руководства в классовой борьбе требует единства действий, орга­ низованности авангарда рабочего класса. Партия может успешно вы­ полнить свою роль политического вождя революционного движения, указывал В. И. Ленин, только при том условии, если она выступает как организованный отряд рабоче­ го класса. В основе организационного стро­ ения партии лежат разработанные В. И. Лениным принципы демокра­ тического централизма. Внутри­ партийная демократия органиче­ ски сочетается в деятельности пар­ тии со строгой дисциплиной, един­ ством партийных рядов. Предо­ ставляя широкие права своим чле­ нам, партия требует от тих пре­ данности программе, ее целям и задачам, активной борьбы за их осуществление. Проповедь анти­ партийных взглядов несовместима с пребыванием в партии. Важнейшим организационным принципом партии, выдвинутым Леншым, является принцип кол­ лективности руководства. Неук­ лонное соблюдение этого принци­ па — первое и непременное усло­ вие партийной демократии. Вся деятельность В. И Ленина служит примером того, как следует осу­ ществлять коллективное руковод­ ство, проводить в жизнь внутри­ партийную демократию. Уместно привести на занятиях кружка или семинара выдержку из воспомина­ ний А. А. Андреева, в которой по­ казан ленинский стиль руковод­ ства партией и государством в первые годы Советской власти. «Несмотря на строгость и поря­ док, которые поддерживались на заседаниях, — вспоминает А. А. Андреев, — должен сказать, что на этих заседаьиях не чувствова­ лось никакой натянутости, была вполне свободная товарищеская обстановка. Ленин был требова­ телен, но никогда в его отношении к людям не было ничего раздражи- Тельгого и оскорбительного. Вся­ кий говорил то, что думал, не бо­ ясь быть грубо одернутым. С Ле­ ниным можно было совершенно свободно спорить по любому во­ просу, и такие споры имели место. Он никогда не считал свое мнение неоспоримым и всегда вниматель­ но выслушивал доводы других. Легин не внушал присутствую­ щим никакого чувства стеснения,я бы даже сказал, что он, ставя на­ водящие вопросы, скорее распола- При Пермском городском комитете КПСС создан совет по пропаганде и внедрению передового опыта. В его сос­ тав входят рабочие, инженепы и техники ведущих предприя­ тий, члены научно-технического общества, общества «Знание», представители совнархоза. Чле­ ны совета многое делают 'для повышения качества изделий, внедряют на предприятиях ме­ тод бездефектной сдачи про­ дукции с первого предъявле­ ния, борются за призводствен- ную культуру. Для обобщения и передачи опыта новаторов в Перми соз­ дан городской кабинет передо­ вого опыта. Здесь нередко встречаются рационализато­ ры, изобретатели. НА СНИМКЕ: в городском кабинете передового опыта. Инженер-конструктор Перм­ ского телефонного завода Ю. Г. Александров (слева) рассказывает о внедренных им на заводе новых оригинальных конвейерных машинах. (Фотохроника ТАСС), гал к инициативе и свободному высказыванию своих мыслей и всегда внимательно прислушивал­ ся, если человек говорил что-либо интересное. В то же время он ни­ когда не пропускал ничего прин­ ципиально неправильного. Когда дело касалось принципиальных во­ просов, Ленин был беспощаден ко всем тем, кто пытался сдать наши позиции, нарушить большевист­ ские принципы» («Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине», ч. 2, Госполитиздат, 1957, стр. 34—35). В итоге рассмотрения первого раздела темы необходимо подчерк­ нуть интернациональное значение ленинского учения о партии. Чтобы основные положения ле­ нинского учения о партии были лучше усвоены слушателями, про­ пагандисту целесообразно пока­ зать, как ленинское учение вопло­ щалось в строительстве нашей партии, в ее практической дея­ тельности. В частности, значение революционной теории в деятель­ ности партии, в классов эй борьбе пролетариата можно показать на примере развития В. И. Лениным марксистского учения о социали­ стической революции (ом. учеб­ ник «История КПСС», гл. VI, § 3), ленинский подход к опре­ делению политики партии — на примере тактики большевиков в первой русской революции (см. там же, гл. III, § 2). Ленинское требование нерушимого единства и сплоченности партийных рядов нашло свое четкое выражение в написанной Владимиром Ильичей резолюции X съезда РКП (б) «О единстве партии» (см. «КПСС п резолюциях...», ч. 1 стр. 529). Ес­ тественно, что пропагандист и слушатели имеют возможность привести и рассмотреть и другие примеры. В ходе занятия важно подчерк-, нуть единство, тесную взаимо­ связь основных положений ле­ нинского учения о партии, его творческий характер, развития и обогащения учения о партии в трудах В. И. Ленина, в коллек­ тивно выработанных решениях и других партийных документах. В этих целях можно предложить несколько дополнительных вопро­ сов слушателям примерно такого характера: в чем состоит единст­ во идеологических, политических и организационных основ партии нового типа; какие новые момен­ ты характеризуют ленинское по­ ложение о руководящей роли партии после победы социалисти­ ческой революции; какие нобые формы и методы связи партии с массами получают развитие в го­ ды социалистического строитель­ ства и т. п. Подобные вопросы побудят слушателей вспомнить конкретный материал, облегчат им усвоение следующего вопроса занятия — о дальнейшем творче­ ском развитии ленинского учения о партии в решениях XX, XXI и XXII съездов КПСС, в новой пар­ тийной Программе. Несколько слов о литературе к первому вопросу. Руководителям кружков и семинаров, а также слушателям следует прежде все­ го обратиться к ленинским произ­ ведениям.' Мы укажем лишь на­ иболее важные с точки зрения изучения данной темы ленинские работы и отдельные места из них, где сформулированы и рас­ сматриваются основополагающие принципы создания партии. «На­ сущные задачи нашего движения» (Соч, т. 4), «С чего начать?» (Соч., т. 5), «Письмо к съезду» (Соч., т. 36) — это небольшие по объему произведения, с 1ними можно познакомиться полностью. В книге «Что делать?» (Соч., т. 5) нужно обратить внимание на сле­ дующие разделы; Предисловие, Энгельс о значении теоретиче­ ской борьбы, Рабочий класс как передовой борец за демократию, Организация рабочих и организа­ ция революционеров, Может ли газета быть коллективным органи­ затором? Заключение; в работе «Шаг вперед, два шага назад» (Соч., т. 7): Предисловие, Подго- готовка съезда, Значение группи­ ровок на съезде, Параграф пер­ вый устава, Общая картина борь­ бы на съезде. Революционное и оппортунистическое крыло пар­ тии; в работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (Соч., т. 31): Одно из основных условий успеха большевиков, Главные этапы в истории большевизма. Можно воспользоваться также сборником: В. И. Ленин «Партия — руководящая сила социалисти­ ческого государства и коммуни­ стического строительства» (Гос­ политиздат, 1959). Слушателям кружков и семи­ наров для подготовки к занятиям полезно будет прочитать вторую главу учебника «История Ком­ мунистической партии Советского Союза» и главу «Марксистско- ленинская партия и ее роль в классовой борьбе рабочих» из учебного пособия «Основы марк­ сизма-ленинизма1». На занятии желательно использовать нагляд­ ное пособие «История КПСС», вы­ пуск первый (Госполитиздат, 1962), в частности разделы: Ле­ нинский план построения марк­ систской партии, Второй съезд РСДРП и другие; наглядное по­ собие к 60-летию II Съезда РСДРП «.Партия — наш рулевой» (Госполитиздат, 1963). Интересные материалы, расска­ зывающие об огромной работе В. И. Ленина и его соратников по созданию революционной пар­ тии рабочего класса в России, о победе ее ленинских принципов, содержатся в мемуарной литера­ туре. Назовем, к примеру, книгу Н. К. Крупской «Ленин и партия» (Госполитиздат, 1963), сборник «Воспоминания о II съезде РСДРП» (Госполитиздат, 1959). Историческая обстановка1, в ко­ торой складывалась большевист­ ская партия, отображена в рома­ не М. Соколова «Искры», в ху- дужественном кинофильме «В на­ чале века». Творческое развитие ленинского учения партии в новой Программе КПСС В условиях развернутого стро­ ительства коммунизма необходимо было определить роль партии на новом историческом этапе в жиз­ ни страны, разработать научные основы политики КПСС, ее орга­ низаторской и идеологической ра­ боты, совершенствовать формы внутрипартийной жизни. Эту за­ дачу успешно решили XX, XXI, XXII съезды, новая Программа КПСС. В этих решениях, в Про­ грамме КПСС, выразивших кол­ лективную мысль партии, ленин­ ское учение о партии получило свое дальнейшее творческое раз­ витие, сделаны важные выводы, имеющие огромное теоретическое ч практическое значение. Развернутое строительство ком мунизма означает качественно но­ вый этап в развитии советского общества, когда во всей полноте раскрываются преимущества со­ циализма, когда непосредственно решаются при активном участии масс задачи созидания коммуни­ стических форм жизни. Вместе с тем этот период является, как подчеркивается в Программе КПСС, также новым этапом в раз­ витии самой партии, ибо жизнь партии, ее деятельность органиче­ ски связана с жизнью и развитием общества, обусловлена объектив­ ными законами общественного про­ гресса. На предыдущих занятиях слуша- тели кружков и семинаров уже знакомились с основными законо­ мерностями строительства социа­ лизма и коммунизма, При изучении второго раздела данной темы целесообразно рас­ смотреть следующие вопросы: КПСС — партия всего советского парода; возрастание роли и значе­ ния КПСС в коммунистическом строительстве; совершенствование форм внутрипартийной жизни КПСС. Особое внимание следует обра­ тить ня положение Программы КПСС о превращении нашей пар­ тии в партию всего народа. |В ходе социалистического строи­ тельства классовая структура со­ ветского общества претерпела ог­ ромные изменения. В стране были ликвидированы все эксплуататор­ ские классы. В результате коллек­ тивизации сельского" хозяйства крестьянство стало социально од­ нородным классом, связанным, так же, как и рабочие, с общест­ венной собственностью на средст­ ва производства, социалистически­ ми формами хозяйства. Таким об­ разом, колхозное крестьянство встало в ряды непосредственных строителей социализма, коммуниз­ ма. Коренным образом изменился и облик кашей интеллигенции. В пер­ вые годы Советской власти пар­ тия имела дело в основном с ин­ теллигенцией, вышедшей из бур­ жуазных и мелкобуржуазных сло­ ев, мировоззрение которой было во многом чуждо пролетариату. В период социалистического стро­ ительства в СССР сформирова­ лась подлинно народная интелли­ генция, кровно связанная с рабо­ чим классом и крестьянством, глу­ боко преданная интересам партии и народа. На основе дальнейшего разви­ тия социалистических производст­ венных отношений', сближения го­ сударственной и колхозно-коопе­ ративной собственности, роста ма­ териального благосостояния и культуры всего советского народа ускорились темпы стирания клас­ совых .различий. С победой и упрочением социа­ лизма в СССР впервые в исто­ рии сложились условия, когда ми­ ровоззрение рабочего класса пре­ вратилось в безраздельно господ­ ствующее мировоззрение всего на­ рода. Марксизм-ленинизм, возник­ ший как научное выражение на­ сущных интересов пролетариата, стал учением всего советского на­ рода, его знаменем в борьбе за со­ циализм, коммунизм. Советский народ, спаянный идейным и поли­ тическим единством, представляет новую, невиданную ранее в исто­ рии общность людей, свободных о г социальных и национальных анта­ гонизмов. На основе анализа экономиче­ ских, социальных и политических сдвигов, которые произошли в на­ шей стране в ходе социалистиче­ ского строительства, XXII съезд КПСС в новой Программе пар­ тии сделал вывод о том, что в ре­ зультате победы социализма в СССР, укрепления социально-по­ литического и идейного единства советского общества Коммунисти­ ческая партия Советского Союза стала партией всего народа. При этом надо подчеркнуть, что КПСС не перестала быть партией рабо­ чего класса, ибо она была и ос­ тается выразителем его коммуни­ стических идеалов, а рабочий класс как самая передовая, орга­ низованная сила общества осу­ ществляет свою руководящую роль и в период развернутого строительства коммунизма. Тако­ ва диалектика развития советско­ го общества, диалектика развития самой партии. Вывод о превращении КПСС в партию всего народа составляет важный вклад в марксистско-ле­ нинское учение о партии, является его творческим развитием приме­ нительно к условиям нового исто­ рического этапа в жизни партии и страны. Развивая ленинское положение об авангардной роли партии в ре­ волюционном преобразовании об­ щества, творчески обобщая опыт социалистического строительства в нашей стране, партия сделала в своей новой Программе вывод о том, что в период развернутого ; строительства коммунизма, когда гигантски расширяются масштабы преобразований во всех сферах социалистического производства и общественной жизни, еще более возрастает роль Коммунистиче­ ской партии, как руководящей и направляющей силы советского общества. (Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz