Строитель. 1965 г. (г. Липецк)
Опыт передовиков— на все стройки Большая группа специалистов Главленинградстроя находилась в десятидневной поездке по горо дам прибалтийских союзных рес публик. В Таллине, Риге и Виль нюсе ленинградцы знакомились с передовым опытом строителей. Возвратившись в Ленинград, руководитель этой группы инженер А. Л. Воронцов встретился с жур налистами. Его рассказ представ ляет интерес для строителей лю бого города, в том числе и нас, липчан. Ниже приводим содержа ние состоявшейся беседы. — Как вы расцениваете резуль таты поездки? — Наше пребывание в Прибал тике было интересным и полезным. Мы побывали на стройках, домо строительных комбинатах и заво дах железобетонных конструкций, беседовали с работниками науч но-исследовательских лаборато рий. — Что, по вашему мнению, строители могут перенять у при балтийцев? — Мы увидели много нового. ^Строители Прибалтики смело внедряют химические материалы, уделяют большое внимание эсте тике, внешнему виду зданий. На Вильнюсском химическом за воде сейчас выпускают красивую полистирольную облицовочную плитку, полиэтиленовые и капро новые санитарно-технические изде лия — сифоны, трубы. Все элек троосветительные приборы дела ются из пластических масс Рижские домостроители нашли оригинальный способ отделки сто лярных изделий. Поверхности две рей, деревянной встроенной мебели и наличников вместо окраски по крывают полихлорвиниловой плен кой. Для массового выпуска изделий, отделанных полихлорвинилов о й пленкой, на Рижском деревообра батывающем заводе создана по точная технологическая линия. Широко применяется в строи тельстве резиновый паркет — ре лин. Он разных цветов и оттенков Отделанные им полы красивы, прочны и гигиеничны. Удачно решена проблема зае полнения раствором щелей между панелями и герметизации стыков крупных блоков. В первом случае используется передвижной вибро- бункер. Для герметизации стыков специальным шприцем в них вво дится мастика УМС-50 из полиизо бутилена, вазелинового масла и известняка. Один рабочий обраба тывает з.а смену 42 метра швов. При бетонировании канализаци онных колодцев таллинцы .пользу ются водонепроницаемым бетоном с добавкой раствора хлорного же леза. — Какие новые конструктивные элементы удалось вам увидеть? — Несколько лет подряд у нас, з Ленинграде ведется разговор об освоении выпуска объемных сани- гарно . технических кабин. Одна ко дело с места не сдвинулось. В Вильнюсе такие кабины |уже оово. ены, организован их серийный вы пуск. И еще одну новинку увидели мы в Риге — гипсовые прокатные па нели для основания полов. Они служат хорошей тепловой и зву ковой изоляцией. — Каково ваше мнение о внеш нем виде жилых домов, их отдел ке? — В прибалтийских городах проявляют большую заботу об эстетике строительства. Стено вые панели изготовляются из цвет ных бетонов — красного, серого, черного, желтого. Для отделки па нелей применяется также мрамор ная и гранитная крошка! Поэтому жилые корпуса выг; ядят нарядно. Как правило, стены внутри квар. тир не оклеиваются обоями, а по крываются клеевыми красками. На лестничных клетках применяется рельефная штукатурка. Качество всех отделочных работ хорошее. — Как распространяется пере довой опыт? — В строительных организаци ях созданы бюро технической ин формации — БТИ. Там изучают и обобщают ценный опыт. Потом со ставляют технологические карты, в которых дают рекомендации про изводственникам. Созданы передвижные техниче. ские кабинеты с выставками, на глядными пособиями. Не удиви тельно, что каждое техническое новшество быстро внедряется. На пример, на литовских стройках ши роко используется недавно скон. ггруированная установка для на несения на поверхность изделий битумных мастик. Производитель ность ее — 120 кв. метров в час. Эбслуживает установку один че- товек. Экономическая выгода от использования такой установки )чеаидна. Она должна найти ши рокое применение на стройках Ле нинграда и других городов. Н а в с т р е ч у Дню к о с м о н а в т и к и 12 апреля исполняется четыре года с того дня, когда впервые в мире советский космический корабль «Восток» с человеком на борту, совершив полет вокруг земного шара, благополучно вер нулся на землю нашей Родины. За четыре года наша страна добилась грандиозных успехов в освоении космоса. Примером то- му недавний полет спутника-корабля «Вое ход-2», во время которого впервые в мире был осуществлен выход человека в космическое пространство. Плакат художника В. Иванова (издательство «Советский художник»). С а м ы й к р у УНРС — это сокращенное название самого крупного объекта кислородно-конверторного цеха Липецкой Магнитки — установок непрерывной разливки стали. Находится он в самом центре строительной площадки и заметно выделяется своей необычной величиной среди других соору жений. Для того, чтобы построить этот объект, потребуется выполнить огромный объем работ. В объяснительной записке, приложенной к проекту сталеплавильного гиганта, значится, что бульдо зеристам и экскаваторщикам «Мехземстроя» нуж но переработать 352 тысячи 'кубометров грунта, строителям треста «Липецкстрой» возвести из мо нолитного бетона и железобетона 113 тысяч кубо метров фундаментов, тоннелей, перекрытий, вер^ холазам «Стальконструкции» — смонтировать 4,5 тысячи кубометров сборных железобетонных и около двадцати тысяч тонн стальных конструк ций, рабочим «Отделстроя» — возвести более че тырех гектаров кровли. Для того, чтобы наглядно представить эти циф ры, достаточно сказать, что на строительстве азотнотукового завода было уложено 75,8 тысячи кубометров бетона, смонтировано 23,3 тысячи ку- п н ы й о б ъ е к т бометров сборных железобетонных и 12,2 тысячи металлических конструкций. Как видите, УНРС по объемам даже превосходит фабрику плодо родия. Наши установки непрерывной разливки стали будут заменять цехи слябов, которые имеются на многих металлургических заводах страны. Оки находятся в специальных больших железобетон ных опускных колодцах. Работать установки бу дут так. Выплавленная в конверторах жидкая сталь будет поступать сюда в строго определен ное время. Огромный ковш с расплавленным ме таллом подойдет к приемному устройству и выльет его. Сталь пойдет в водоохлаждающий кристаллизатор, где она приобретает форму за готовок-слябов. В дальнейшем, проходя через си стему оборудования вторичного охлаждения, за готовки окончательно затвердеют. Там их обож мут валками с силой давления в 200 тонн и на правят на огневую резку. Здесь металл разре жется на куски нужной для прокатки длины. Пос ле этого слябы поступят на агрегаты отделки, а оттуда — в прокат. Вот так примерно выглядит упрощенная схема работы наших установок. — Электрод! Подаю Петру новый стержень. Снова вокруг нас слепящая синева света. — Электрод! Они словно тают у него в руках. — Электрод! Наконец, Петр поднимает щиток-за. брало. В глазах — веселые хитринки. И, пока я сбиваю со шва горячий шлак, он уже в который раз лукаво спрашивает: — Так как же будет называться ваш очерк? «Люди мужественного подвига» или «Смелым покорится вы сота»? Еще не придумали? Но обо мне-то там будет написано примерно так: «Он, Петр Воржев, — король огненных швов! Этот замечательный мастер голубого пламени, там, на го ловокружительной высоте...». — ...который сейчас сидит со мной в яме, — в тон добавляю я. Смеется. Опускает забрало. Снова, слепящая синева. Снова: — Электрод! Вороненый шов ползет и ползет по основанию колонны. Уже две недели, как я на строи тельстве Липецкого кислородно-кон верторного, в бригаде монтажников Александра Ратнова. Их — двадцать два, что рядом со мной день за днем штурмуют все новые монтажные тон ны. Тонны — это колонны, башмаки, подкрановые балки, ригели, косынки, тормозные решетки, — словом, все детали каркаса. Больше всего нам по душе самые тяжелые колонны. Уста навливать их быстро, без мороки. Потому-то колонны—это легкие тон ны. Другое дело—подстропилки. Они —легкие, а. на монтаже с ними одна канитель. Это — тяжелые тонны. С тоннами у нас связано все. Бри гадное задание — четыреста тонн в .месяц. Социалистическое обязатель ство — те же четыреста тонн, но за Верхолаз-профессияземная О бригаде верхолазов Александра Ратнова из управления «Сталькон-} струкция», которая ведет монтаж металлоконструкций главного корпуса 1 кислородно-конверторного цеха, много было написано и в нашей, и в об- [ ластной газетах. И, как правило, о них рассказывали только как о людях к мужественных, смелых, бесстрашных, об их подвигах на высоте. Но у них есть много «земных» забот, с которых начинаются все их ра- ’ дести и огорчения там, на отметках «30», «50» или еще выше. Так какие же ) они без «ореола» романтники в своем повседневном труде, что их волнует, > о чем они мечтают? Об этом и рассказывает специальный корреспондент «Строительной га-1 зеты», две недели проработавший монтажником в бригаде Александра > Ратнова. Предлагаем вниманию наших читателей его очерк, несколько I дней тому назад опубликованный в «Строительной газете». | двадцать дней. (И заработок по смон тированным тоннам: прошлый раз средний по пять рублей восемьдесят копеек на каждого в день. Наши тонны волнуют очень многих. И мастера Валерия Асютина, кото рый вовремя должен подать нам в скраповый пролет длинный состав с очередной порцией металлоконструк ций. И .нашего прораба Владимира Павловича Белокопытова, когда он утрам подсчитывает, сколько тонн мы смонтировали за минувшие сутки. Они волнуют и тех, кто в Москве в Главетальконструкции: а много ли этих тонн приходится на одного мон тажника за месяц? И даже австрий ских специалистов фирмы «ВЕСТ», у которой наша страна купила этот конверторный цех. Вот и сейчас один из инженеров- австрийцев .стоит около нас. Смот рит то .на шов, то на коробку с элек тродами, что пустеет прямо на главах. Улыбается и кричит: — Ха-ра-ше! Конечно, хорошо! В конце авгу ста только начали собирать каркас, а в мае уже закончим. Австрийцы говорят, что подобного они не виды вали. Два года — нормальный срок. Минимум — полтора. Но чтобы за де. сять месяцев... Впрочем, это вое по тому, как они .считают, что у «ас есть очень мощные краны, а. бригадами руководят такие, как господин Ка1поу! Из-за груды земли вокруг колонны нам с Петром «е видно, где он оей- час наш «господин» — Саша., Саня, всеми уважаемый Александр Василь евич Ратной. Но то, что он где-то ря дом, — это точно. Вот четче заэвуча.. ли команды крановщику: «.Дай ви ра!», «Чуть вира!», «Дай чуть-чуть!». И уверенно можно сказать: Ратнов сейчас там, на такелаже этой здоро венной подкрановой балки. Или вот в морозном воздухе все сильнее звучат мерные удары металла о металл: бум.., бум.., бум.., То наши ребята рихтуют каркас. И, конечно, теперь Ратнов уже в зо.не «Д». А может, и сам «шурует» пудовой кувалдой. Та. ков уж он: всегда там, где труднее всего, где он больше всего нужен. Иногда ребята за глаза называют Ратнова стратегом. Чье это меткое слово — не знаю. Может, Саши Жу равлева. А может, Лени Болдырнхи- на. Или еще кого-нибудь. Все остры на язык. Но подмечено верно: Рат нов — вершитель нашего наступле ния. По трем огромным п.ролета 1 М, от оси к оси, от одной отметки к дру гой, — туда, где конверторный цех сомкнется с миксерной эстакадой. И здесь надо много думать, чтобы не зарваться на «легких» тоннах, преду смотреть, где будет завтра стоять ба шенный край, куда он сможет подать груз, что делать первой смене, второй, третьей. Больше всего, конечно, у него за бот с первой: с нами двенадцатью. На нас и разгрузка вагонов, и обслу живание сварщиков, и все «тяжелые» тонны на высоте. Первая смена — за. певала. Она заботится о второй и третьей. И больше всех об этом хло почет бригадир. Дня три назад я упросил Ратнова поработать с ним в паре. Быстро прошла пересменка! Каждый полу чил задание, зазвенели цепи на мон тажных поясах, и мы отправились на «поднебесье» — к отметке «19,7». С одного яруса — на другой, по бал ке, что на двадцатиметровой высоте, по хребту мостового крана, снова по балке, где закреплен большой плакат: «Здесь работает бригада монтажни. ков А. В. Ратнова^ борющаяся за зва ние бригады коммунистического тру да». Наконец, и узкая балка. Минута, и Ратнов уже на другом конце. Блес нула в его руках лента рулетки. За меры, замеры, замеры. И уже не на первом ригеле, на! втором. Про. верил, объяснил. Теперь тем же (Окончание на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz