Строитель. 1964 г. (г. Липецк)

Строитель. 1964 г. (г. Липецк)

/ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР К 125-летию со дня рождения М. П. Мусоргского Образ мыслей его был. прост и смел, поставлен­ ные перед собой зада­ чи — ©пределе н н ы и благородны: «Какая не­ истощимая руда для хватки всего настоящего жизнь русского народа!». «Искусство есть средст­ во для беседы с людьми, а не цель». «С поднятою головой... пойду против всяких, к светлой, силь­ ной, праведной цели, к настоящему искусству, любящему человека, жи­ вущему его отрадой, его горем и страдой»... Словом, он принадле­ жал к тем замечатель­ ным и редким людям, которые вместе с при­ родным умом обладают отзывчивым сердцем п мудростью филос о ф а. Может быть, потому так велик и Мусорг­ ский—композитор. Сочинений им создано сравнительно немного, но в каждом из них — океан чувств, сама дей­ ствительность, с ее кон­ трастами и вечной борь­ бой за высокие идеалы. Глубокий трагизм и бе­ зобидный юмор, неиз­ бывная скорбь и солнеч­ ная радость, сложней­ шие переживания взрос­ лых и наивный, трога­ тельный мир ребенка одинаково волнуют тех, кто слу­ шает музыку Мусоргского. Чудесные дары творца-реалиста человечеству —оперы «Борис Го­ дунов», «Хованщина», «Сорочин­ ская ярмарка», фортепьянная сюи­ та «Картинки с выставки», сим­ фоническая поэма «Ночь на Лы­ сой горе», многочисленные во­ кальные произведения. Что ни возьми — это либо озвученная страница русской истории, либо сценка из народной жизни. Никто еще до Мусоргского не раскрывал с такой правдивостью картин на­ родного движения, никто не от­ крывал его особенно значительно­ го смысла: мыслей и чувств^ на­ рода, угнетенного и стонущего от ужаса, но просыпающегося для борьбы за свое будущее. Народ у Мусоргского не только ‘ ТРИ ПОВЕСТИ РАБОЧЕГО I : ...Печатный цех Ярославско­ го полиграфического комбина­ та. У одной из машин — худо­ щавый с живым взглядом ра­ бочий лет 35. Это Николай Се­ ров. Возле него на низкой под­ ставке стопками сложены от­ печатанные листы новой пове­ сти «Дороги». Ее автор сам Николай Серов. Не каждому писателю дово­ дится самому печатать свои книги. Николаю Серову уда­ лось это трижды. Свою первую повесть «Ме­ щанка» он написал, когда ему было уже за тридцать. Чита­ телей взволновала книга, она была раскуплена за неделю. Другая повесть Николая Серо­ ва «Хозяйка», впервые опубли­ кованная в столичном журнале «Знамя», — это взволнован­ ный рассказ о душевной красо­ те деревенской женщины, о людях, умножающих общест­ венное богатство. Повесть так­ же нашла своего читателя. Как и предыдущие книги ра­ бочего, новая повесть «Доро­ ги» — о наших современниках. ...Негромкий гул печатной машины. Опытный глаз при­ глядывается к оттискам. Пе­ чать четкая, стопка листов рас­ тет. Едва заметная улыбка по­ является на лице рабочего. О чем он думает? Может быть, об эпизоде из будущей книги, в которой хочется рассказать о судьбе людей своего цеха? Заявка на издание новой по­ вести уже передана издатель­ ству. ♦ ♦♦♦♦и *• »« . . Н •« о Н X X гг I X X X г г X X X X X X X X X X X X X X ♦ : «великая личность, одушевленная единою идеею», но и богатство типов, неповторимых характе­ ров. Летописец Пимен, бродяга Варлаам, шинкарка и юродивый в опере «Борис Годунов», Марфа в «Хованщине», Хивря и Попович в «Сорочинской ярмарке» — все это образы, каких не знала до то го русская музыка. Нов и музы­ кальный язык Мусоргского — «смелая, искренняя речь к лю­ дям», подслушанная в самом на­ роде. И чем больше познаешь творче­ ство Модеста Петровича, тем ка­ жется все более невероятным, что путь его вначале лежал вовсе не в музыку. Драгоценный талант Мусоргского как пианиста и ком­ позитора проявился уже в раннем детстве, но по семейной традиции и воле родителей он окончил школу гвардейских подпрапорщи­ ков и стал офицером. Кто знаег, как пошло бы дальше, если о не другая школа— знаменитая «Мо­ гучая кучка» во главе с Балаки­ ревым. Именно там — в кругу та­ ких друзей-композиторов, как Бородин, Римский-Корсаков, как их идеолог Стасов, —Мусоргский бесповоротно убедился, что он рожден не для военной службы, а для музыки. И, повинуясь при­ званию, он пошел к «новым бере­ гам пока безбрежного искусст­ ва»... Как человек и художник Му­ соргский мужал и креп в бурные 60-е годы, и, бесспорно, дух вре­ мени пробудил в нем ту могучую, богатырскую силу, которая про­ явилась в его творчестве. Созда­ тель образов царя-преступникэ Бориса Годунова, юродивого, выступающего против царя-ирода, «Песни о блохе», «Классика», «Райка», он более, чем кто-либо другой из «кучкистов», бунтарь, он глубже, чем они, испйтал на себе влияние революционных идей Чернышеяского. Он далее жил одно время в молодежной «коммуне», организованной под воздействием романа Чернышев­ ского «Что делать?». Из-за материальной нужды и тяжелой болезни рано оборвалась жизнь Мусоргского, однако не сломились его намерения: «...и те­ перь, и вчера, и недели тому на­ зад, и завтра все дума — одна ду­ ма выйти победителем и сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусст­ ва» Т. ГОЛЛАНД. М А Р Т . Ф е л ь е т о н НИЛ ПРИПИСКИН Припискин Нил чрезмерно мил Приятелям и близким: Ораву целую кормил Лет десять Нил Припискин. Он на дом никою не звал, Не угощал обедом. Свою зарплату не давал Ни бабушке, ни деду. Ни тестю с тещей, ни отцу, Ни матери, ни детям, Ни, словом, другу-молодцу И никому на свете. А вот, поди ж ты, всех кормил Досыта, до отвала: Стоял на стройках у кормил По выполненью вала. Орава выстроится в ряд, Кричит: «Ума—-палата!», А Нил макнет пером в наряд — И ей течет зарплата. Так десять лет Припискин Нил, Коль подытожить вкратце, За счет народных средств кормил Ораву тунеядцев. И вот однажды как-то раз На стройку (не за плату) Пришел контроль народных масс И вскрыл его «палату». И заодно похоронил Порядок, что описан... С тех пор к тюрьме Припискин Нил На десять лет приписан. Иван ВОРОНЦОВ ВКЛЮЧАЙТЕСЬ в ваш конкурс СТРОИТЕЛИ И МОНТАЖНИКИ! Редакция газеты «Строитель» объявляет конкурс: на лучшие рассказ, юмореску и стихотворение; на лучший фельетон, от­ ражающий имеющиеся недостатки на наших стройках и в уп­ равлениях; на лучшие очерк, зарисовку и корреспонденцию о трудовых успехах, жизни и быте строителей предприятий большой химии и других важных объектов. Для участников конкурса установлены следующие премии: 1. За рассказ, очерк, корреспонденцию: одна первая пре­ мия — 15 рублей, две вторых премии — по 10 рублей, три третьих премии — по 5 рублей. 2. За фельетон, юмореску: одна первая премия — 10 руб­ лей, две вторых премии — по 6 рублей. 3. За стихотворение: одна первая премия — 15 рублей, две вторых премии — по 7 рублей. Для участия в конкурсе приглашаются работники трестов «Липецкстрой» и «Спецстрой», а также субподрядных органи­ заций. Лучшие из произведений, представленных на конкурс, бу­ дут опубликованы в газете «Строитель». Свои произведения присылайте по адресу: г. Липецк, ул. 9 Мая, 14, редакция газеты «Строитель». Конкурс продлится до 1 мая 1964 года. ЖЮРИ КОНКУРСА. КАК ВЫ СОЧЕТАЕТЕ Т Р УД С УЧЕБОЙ? А н к е т а „Строительной газеты“ ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ! Нелегко работать и одновре­ менно учиться. Для этого надо иметь большую силу воли, на­ стойчивость и, конечно, ясную цель в жизни. Именно в большом упорном труде развиваются че­ ловеческие способности, раскры­ ваются все его дарования. Наш современник, строитель коммунизма, не может жить с полным духовным удовлетворени­ ем без необходимого образования, без постоянного пополнения зна­ ний. Но знания сами не приходят. Их 'нужно добывать. И многие делают это — благо в наше вре­ мя созданы хорошие условия для совмещения работы с учебой. Но есть производственники-строите­ ли, которые не повышают свои знания. Бывает и так: начнет человек учиться, а .затем бросит. Почему? — Ответ простой, — говорит плотник треста «Липецкстрой» Петр Ртищев. — Приходишь с работы усталым. Отдохнуть хо­ чется. Вот и бросил десятый класс. А что скажете вы по этому поводу? Хотелось бы знать: 1. Накие встречаются трудно­ сти и как вы их преодолеваете? 2. Как распределяете время для учебы, семьи, отдыха? 3. Помогает ли вам учвба в труде? 4. Кто из ваших товарищей не учится или бросил учиться, почему? Пытались ли вы воздей­ ствовать на них, помочь им? 5. Есть ли у вас претензии к администрации предприятия, строительной организации? 6. Ваша мечта — цель жизни. 7. Ваш возраст, семейное по­ ложение. 8. Ваша профессия, место ра­ боты. (Анкета и начало разговора об учебе без отрыва от производст­ ва опубликованы в «Строитель­ ной газете» 7 февраля 1964 г., в № 17). Просим вас подробнее отве­ тить на поставленные вопросы, высказать свои пожелания о том, как помочь отставшим-в пу­ ти наверстать упущенное. ЖДЕМ ВАШИХ ОТВЕТОВ Адрес редакции: Москва, К-12, ул. 25-го Октября, д. 8/1. В м и р е и н т е р е с н о г о Якутский климат молодит!.. Одна из проток дельты Лены названа Шишкинской. Наречена она в честь проживающего здесь Николая Гавриловича Шишкина — старейшего труженика Аркти­ ки. Ему 103 года, но он полон сил и бодрости — летом успешно ловит сетями рыбу, в зимнее вре­ мя промышляет песцов. Полярник Н. Г. Шишкин не единственный в студеном крае, сохранивший трудоспособность до преклонного возраста. Как показала последняя Всесо­ юзная перепйсь населения, в Якут­ ской АССР здравствуют около 160 человек, «перешагнувших» 100- летний рубеж. «Секрет» раскры­ вают ученые-гигиенисты. По их мнению, «продлению молодости» полярников способствуют здоро­ вый климат и природные условия Севера. В Якутии общее количе­ ство солнечных дней в году боль­ ше, чем на многих прославленных курортах Швейцарии и Кавказа. Автор ненаписанных книг Французский печатник и писа­ тель Ретиф де ла Бретонн, жив-- ший в XVIII веке, был автором 203 книг, из которых 152 никогда не были написаны: Бретонн про­ сто набирал книгу «из головы» прямо в типографии. О нем гово­ рили, что он может думать сразу «г. наборном шрифте». Большинст­ во его книг обладало несомнен­ ными литературными достоинства­ ми, они выдержали много пере­ изданий и пользовались широкой известностью в XVIII и XIX ве­ ках. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДРЕС И ТЛЕФОН РНШ1ШИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01) — 2—58. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 71199 ' "Зак. № 2677

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz