Строитель. 1964 г. (г. Липецк)
/ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР К 125-летию со дня рождения М. П. Мусоргского Образ мыслей его был. прост и смел, поставлен ные перед собой зада чи — ©пределе н н ы и благородны: «Какая не истощимая руда для хватки всего настоящего жизнь русского народа!». «Искусство есть средст во для беседы с людьми, а не цель». «С поднятою головой... пойду против всяких, к светлой, силь ной, праведной цели, к настоящему искусству, любящему человека, жи вущему его отрадой, его горем и страдой»... Словом, он принадле жал к тем замечатель ным и редким людям, которые вместе с при родным умом обладают отзывчивым сердцем п мудростью филос о ф а. Может быть, потому так велик и Мусорг ский—композитор. Сочинений им создано сравнительно немного, но в каждом из них — океан чувств, сама дей ствительность, с ее кон трастами и вечной борь бой за высокие идеалы. Глубокий трагизм и бе зобидный юмор, неиз бывная скорбь и солнеч ная радость, сложней шие переживания взрос лых и наивный, трога тельный мир ребенка одинаково волнуют тех, кто слу шает музыку Мусоргского. Чудесные дары творца-реалиста человечеству —оперы «Борис Го дунов», «Хованщина», «Сорочин ская ярмарка», фортепьянная сюи та «Картинки с выставки», сим фоническая поэма «Ночь на Лы сой горе», многочисленные во кальные произведения. Что ни возьми — это либо озвученная страница русской истории, либо сценка из народной жизни. Никто еще до Мусоргского не раскрывал с такой правдивостью картин на родного движения, никто не от крывал его особенно значительно го смысла: мыслей и чувств^ на рода, угнетенного и стонущего от ужаса, но просыпающегося для борьбы за свое будущее. Народ у Мусоргского не только ‘ ТРИ ПОВЕСТИ РАБОЧЕГО I : ...Печатный цех Ярославско го полиграфического комбина та. У одной из машин — худо щавый с живым взглядом ра бочий лет 35. Это Николай Се ров. Возле него на низкой под ставке стопками сложены от печатанные листы новой пове сти «Дороги». Ее автор сам Николай Серов. Не каждому писателю дово дится самому печатать свои книги. Николаю Серову уда лось это трижды. Свою первую повесть «Ме щанка» он написал, когда ему было уже за тридцать. Чита телей взволновала книга, она была раскуплена за неделю. Другая повесть Николая Серо ва «Хозяйка», впервые опубли кованная в столичном журнале «Знамя», — это взволнован ный рассказ о душевной красо те деревенской женщины, о людях, умножающих общест венное богатство. Повесть так же нашла своего читателя. Как и предыдущие книги ра бочего, новая повесть «Доро ги» — о наших современниках. ...Негромкий гул печатной машины. Опытный глаз при глядывается к оттискам. Пе чать четкая, стопка листов рас тет. Едва заметная улыбка по является на лице рабочего. О чем он думает? Может быть, об эпизоде из будущей книги, в которой хочется рассказать о судьбе людей своего цеха? Заявка на издание новой по вести уже передана издатель ству. ♦ ♦♦♦♦и *• »« . . Н •« о Н X X гг I X X X г г X X X X X X X X X X X X X X ♦ : «великая личность, одушевленная единою идеею», но и богатство типов, неповторимых характе ров. Летописец Пимен, бродяга Варлаам, шинкарка и юродивый в опере «Борис Годунов», Марфа в «Хованщине», Хивря и Попович в «Сорочинской ярмарке» — все это образы, каких не знала до то го русская музыка. Нов и музы кальный язык Мусоргского — «смелая, искренняя речь к лю дям», подслушанная в самом на роде. И чем больше познаешь творче ство Модеста Петровича, тем ка жется все более невероятным, что путь его вначале лежал вовсе не в музыку. Драгоценный талант Мусоргского как пианиста и ком позитора проявился уже в раннем детстве, но по семейной традиции и воле родителей он окончил школу гвардейских подпрапорщи ков и стал офицером. Кто знаег, как пошло бы дальше, если о не другая школа— знаменитая «Мо гучая кучка» во главе с Балаки ревым. Именно там — в кругу та ких друзей-композиторов, как Бородин, Римский-Корсаков, как их идеолог Стасов, —Мусоргский бесповоротно убедился, что он рожден не для военной службы, а для музыки. И, повинуясь при званию, он пошел к «новым бере гам пока безбрежного искусст ва»... Как человек и художник Му соргский мужал и креп в бурные 60-е годы, и, бесспорно, дух вре мени пробудил в нем ту могучую, богатырскую силу, которая про явилась в его творчестве. Созда тель образов царя-преступникэ Бориса Годунова, юродивого, выступающего против царя-ирода, «Песни о блохе», «Классика», «Райка», он более, чем кто-либо другой из «кучкистов», бунтарь, он глубже, чем они, испйтал на себе влияние революционных идей Чернышеяского. Он далее жил одно время в молодежной «коммуне», организованной под воздействием романа Чернышев ского «Что делать?». Из-за материальной нужды и тяжелой болезни рано оборвалась жизнь Мусоргского, однако не сломились его намерения: «...и те перь, и вчера, и недели тому на зад, и завтра все дума — одна ду ма выйти победителем и сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусст ва» Т. ГОЛЛАНД. М А Р Т . Ф е л ь е т о н НИЛ ПРИПИСКИН Припискин Нил чрезмерно мил Приятелям и близким: Ораву целую кормил Лет десять Нил Припискин. Он на дом никою не звал, Не угощал обедом. Свою зарплату не давал Ни бабушке, ни деду. Ни тестю с тещей, ни отцу, Ни матери, ни детям, Ни, словом, другу-молодцу И никому на свете. А вот, поди ж ты, всех кормил Досыта, до отвала: Стоял на стройках у кормил По выполненью вала. Орава выстроится в ряд, Кричит: «Ума—-палата!», А Нил макнет пером в наряд — И ей течет зарплата. Так десять лет Припискин Нил, Коль подытожить вкратце, За счет народных средств кормил Ораву тунеядцев. И вот однажды как-то раз На стройку (не за плату) Пришел контроль народных масс И вскрыл его «палату». И заодно похоронил Порядок, что описан... С тех пор к тюрьме Припискин Нил На десять лет приписан. Иван ВОРОНЦОВ ВКЛЮЧАЙТЕСЬ в ваш конкурс СТРОИТЕЛИ И МОНТАЖНИКИ! Редакция газеты «Строитель» объявляет конкурс: на лучшие рассказ, юмореску и стихотворение; на лучший фельетон, от ражающий имеющиеся недостатки на наших стройках и в уп равлениях; на лучшие очерк, зарисовку и корреспонденцию о трудовых успехах, жизни и быте строителей предприятий большой химии и других важных объектов. Для участников конкурса установлены следующие премии: 1. За рассказ, очерк, корреспонденцию: одна первая пре мия — 15 рублей, две вторых премии — по 10 рублей, три третьих премии — по 5 рублей. 2. За фельетон, юмореску: одна первая премия — 10 руб лей, две вторых премии — по 6 рублей. 3. За стихотворение: одна первая премия — 15 рублей, две вторых премии — по 7 рублей. Для участия в конкурсе приглашаются работники трестов «Липецкстрой» и «Спецстрой», а также субподрядных органи заций. Лучшие из произведений, представленных на конкурс, бу дут опубликованы в газете «Строитель». Свои произведения присылайте по адресу: г. Липецк, ул. 9 Мая, 14, редакция газеты «Строитель». Конкурс продлится до 1 мая 1964 года. ЖЮРИ КОНКУРСА. КАК ВЫ СОЧЕТАЕТЕ Т Р УД С УЧЕБОЙ? А н к е т а „Строительной газеты“ ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ! Нелегко работать и одновре менно учиться. Для этого надо иметь большую силу воли, на стойчивость и, конечно, ясную цель в жизни. Именно в большом упорном труде развиваются че ловеческие способности, раскры ваются все его дарования. Наш современник, строитель коммунизма, не может жить с полным духовным удовлетворени ем без необходимого образования, без постоянного пополнения зна ний. Но знания сами не приходят. Их 'нужно добывать. И многие делают это — благо в наше вре мя созданы хорошие условия для совмещения работы с учебой. Но есть производственники-строите ли, которые не повышают свои знания. Бывает и так: начнет человек учиться, а .затем бросит. Почему? — Ответ простой, — говорит плотник треста «Липецкстрой» Петр Ртищев. — Приходишь с работы усталым. Отдохнуть хо чется. Вот и бросил десятый класс. А что скажете вы по этому поводу? Хотелось бы знать: 1. Накие встречаются трудно сти и как вы их преодолеваете? 2. Как распределяете время для учебы, семьи, отдыха? 3. Помогает ли вам учвба в труде? 4. Кто из ваших товарищей не учится или бросил учиться, почему? Пытались ли вы воздей ствовать на них, помочь им? 5. Есть ли у вас претензии к администрации предприятия, строительной организации? 6. Ваша мечта — цель жизни. 7. Ваш возраст, семейное по ложение. 8. Ваша профессия, место ра боты. (Анкета и начало разговора об учебе без отрыва от производст ва опубликованы в «Строитель ной газете» 7 февраля 1964 г., в № 17). Просим вас подробнее отве тить на поставленные вопросы, высказать свои пожелания о том, как помочь отставшим-в пу ти наверстать упущенное. ЖДЕМ ВАШИХ ОТВЕТОВ Адрес редакции: Москва, К-12, ул. 25-го Октября, д. 8/1. В м и р е и н т е р е с н о г о Якутский климат молодит!.. Одна из проток дельты Лены названа Шишкинской. Наречена она в честь проживающего здесь Николая Гавриловича Шишкина — старейшего труженика Аркти ки. Ему 103 года, но он полон сил и бодрости — летом успешно ловит сетями рыбу, в зимнее вре мя промышляет песцов. Полярник Н. Г. Шишкин не единственный в студеном крае, сохранивший трудоспособность до преклонного возраста. Как показала последняя Всесо юзная перепйсь населения, в Якут ской АССР здравствуют около 160 человек, «перешагнувших» 100- летний рубеж. «Секрет» раскры вают ученые-гигиенисты. По их мнению, «продлению молодости» полярников способствуют здоро вый климат и природные условия Севера. В Якутии общее количе ство солнечных дней в году боль ше, чем на многих прославленных курортах Швейцарии и Кавказа. Автор ненаписанных книг Французский печатник и писа тель Ретиф де ла Бретонн, жив-- ший в XVIII веке, был автором 203 книг, из которых 152 никогда не были написаны: Бретонн про сто набирал книгу «из головы» прямо в типографии. О нем гово рили, что он может думать сразу «г. наборном шрифте». Большинст во его книг обладало несомнен ными литературными достоинства ми, они выдержали много пере изданий и пользовались широкой известностью в XVIII и XIX ве ках. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДРЕС И ТЛЕФОН РНШ1ШИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01) — 2—58. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 71199 ' "Зак. № 2677
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz