Строитель. 1964 г. (г. Липецк)
Когда приходят строители... Этот снимок сделан на одной из площадок азотнотукового завода. Человек приветливо кому-то помахал рукой. Он — монтажник. Внизу и наверху трудятся его товарищи. Это их руками смонтированы на фаб рике плодородия тысячи тонн оборудования, металлоконст рукций, проложены десятки километров трубопроводов. Год назад здесь был пу стырь. Но вот пришли строите ли, и вздрогнула земля от де сятков экскаваторов, бульдо зеров. Быстро росла фабрика плодородия. Каждый день при носил заметные изменения. Та ких темпов еще не знала ни одна стройка Липецкой Маг нитки. — Азотнотуковый — досроч но! Этот клич бросили те, кто участвовал в возведении пер вых в Липецке коксовых бата рей, цеха холодного проката, агломерационной фабрики. Это — монтажники бригады Нико лая Вернигора. И они в ре кордно короткие сроки смонти ровали газгольдер азота, ре генератор, много оборудова ния. Инициаторы соревнования закончили свои дела. Многие коллективы уже по кинули площадку азотнотуко вого завода. Их сейчас можно встретить на другой ударной стройке — кислородно-конвер торном цехе. ДЕЛО ОБЩЕЕ, ВАЖНОЕ Четыре и сорок четыре. Эти две цифры назвал на недавно про шедшем партийном собрании пре подавателей и представителей строительных организаций города директор вечерней школы рабочей молодежи № 7 Александр Василь евич Костин. О чем говорят они? И почему ими так встревожен педагогический коллектив школы5 На эти вопросы можно легко от ветить, если в приведенных ело вах видеть не абстрактные цифды, а людей, точнее — строителей, пришедших в школу за тем, чтобы пополнить свой багаж знаний. Дело в том, что за первую четверть текущего учебного года контингент учащихся школы № 7 увеличился всего только на четы ре человека, тогда как ушло из нее... сорок четыре. Есть о чем беспокоиться. И вполне своевре менно дирекцией и партийной ор ганизацией школы был поставлен на повестку дня собрания один из актуальных и злободневных во просов, затрагивающих интересы не только школы, но и всех пред приятий и строек, рабочие кото рых без отрыва от производства повышают свой общеобразова тельный уровень, — о выполнении решения бюро горкома КПСС по оказанию действенной помощи промышленных предприятий и строек школам рабочей молоде жи. Что это за помощь? В чем она должна проявляться? Что сделали преподаватели и партийная ор ганизация школы, чтобы создать здесь здоровый, цельный, высоко успевающий коллектив учащихся? Какие пути дальнейшего роста ус певаемости и посещаемости? Эти и другие вопросы широко были ос вещены в докладе директора школы А. В. Костина. В настоящее время в школе 23 класса и две спецгруппы, объеди няющие в своих стенах более 550 учащихся. Только в этом учебном году их контингент увеличился на 171 человек: 111 — представители треста «Липецкстрой» и 60 — суб подрядных организаций. С помощью педагогического коллектива в текущем году были подготовлены новые учебные по мещения. Расширена материаль ная база. Теперь в распоряжении учащихся имеются хорошо обору дованные физический, биологиче ский и химический кабинеты. Мно го приборов, аппаратуры и обо рудования сделано самими уча щимися. Школа располагает и большим выбором учебных посо бий. Здесь имеются и киноаппара тура, и магнитофон, и различные грамзаписи, картины. Нужно от метить и высокую квалификацию преподавательского состава — все учителя здесь с высшим образо ванием, имеют определенный на вык работы. Педагогический коллектив про являет заботу о связи школы с производством. Составлены спи ски строителей, нуждающихся в обучении, ведется разъяснитель ная работа по предприятиям, стройкам, общежитиям с целью привлечения большего количества рабочих к учебе в школе. Непо средственно на рабочих местах — в цехах, на строительных участ ках — вывешивается наглядная агитация: объявления, памятки и ДР. В школе проводятся мероприя тия, которые объединяют коллек тив учащихся, дисциплинизируют их. Организовываются коллектив ные просмотры кинокартин, вече ра отдыха, встречи со старейшими коммунистами и знатными людь ми города. Проделан ряд мероприятий в целях борьбы с неуспеваемостью, с отсевами. Все учителя раскреп лены по классам, классные руко водители ознакомились с личным делом каждого учащегося, выяв лены слабые стороны в их харак терах, привычках, наклонностях. Каждому предприятию разосланы списки рабочих, обучающихся в школе. Создан школьный «экран», осуществляющий контроль за по сещаемостью и успеваемостью учащихся. Ежедневно выпускают ся «тревоги», «молнии», в которых отображается текущая жизнь шко лы. Преподаватели, классные ру ководители часто встречаются с руководителями строек, рассказы вают им о состоянии дел в шко ле. И все-таки этого оказалось не достаточно. Некоторые учащиеся бросают школу, плохо занимают ся, не совсем благополучно сло жилось положение и с посещаемо стью. Вот где нужна помощь предприятий и строек. Прежде всего при предприятиях и стройках нужно создать комис сии содействия школе, которые обязаны возглавить все работы, связанные с обучением молоде жи. Насколько это важно, можно судить по опыту управления «Коксохиммонтаж» — единствен ной организации, в которой созда на и успешно работает эта комис сия. Об опыте комиссии поделился заместитель начальника отдела кадров управления Андрей Ивано вич Смирнов. В этой организации учится 61 человек. В настоящее время нет ни одного монтажника, который не имел бы семилетнего образования. Успеваемость и по сещаемость учащихся хорошая. Управление систематически выде ляет им положенный один день в неделю для подготовки к заняти ям. Хорошо успевающим оказы вается всяческая поддержка, по по окончании учебного года наи более отличившиеся поощряются: для них устраиваются экскурсии и другие мероприятия. В других же организациях не только нет комиссий, но не которые руководители даже по рой скептически относятся к са мому факту обучения. Так, на чальник механического цеха заво да «Стройдеталь» № 1 В. В. Пле шков в ответ на просьбу своего подчиненного предоставить ему положенный отгул заявил: — А чего зря ходишь в эту школу, только обувь бьешь. Все равно профессором не станешь. Почти такое же отношение к своим учащимся и в тресте «Ли пецкстрой». 16 человек здесь еле- еле успевают. Не исключена воз можность, что они могут оставить учебу. Но когда директор школы встречается с работниками треста, они задают ему всегда один и тот же вопрос: скоро ли будет упла чена (кстати, неположенная сум ма) за аренду помещения? А лю ди? Их рабочие, обучающиеся в этом «помещении»? О них, как правило, работники треста пред почитают умалчивать. Цифры и факты ф На нужды просвеще- { ния, здравоохранения, куль- I туры и науки только за 1963 | год израсходовано 23 милли- ! арда рублей, или более 13 • процентов национального до- | хода. 0 Половина работающего { населения в нашей стране име- | ет высшее или среднее образо- | вание, в том числе среди ра- I бочих — около 44 процентов, | среди колхозников — 26 про- I центов и среди специалистов и | служащих — 92 процента. ф Численность населения, ! имеющего высшее и среднее I образование, составляла к на- | чалу 1964 года 72,4 миллио- I на человек — в 4,5 раза ! больше, чем в 1939 году. ф В Советском Союзе всеми I видами обучения охвачено I около 65 миллионов человек. ; Таким образом, каждый третий { человек в возрасте старше 7 [ лет учится. ! ф В результате перевода | рабочих и служащих на 6 - и I 7-часовой рабочий день про- | должительность рабочей неде ли для основной массы трудя- | щихся СССР была сокращена с } 48 часов до 41 часа. В нашей I стране сейчас рабочая неделя 5 практически 'самая короткая в * мире. I ® В нашей стране пенсии | выплачиваются более чем 26 | миллионам человек. С 1 янва- ! ря 1965 года вводится единая | система пенсионного обеспече- | ния колхозников. По данным ! ЦСУСССР, число колхозников, | которым будут выплачиваться | пенсии, составит около 6,5 ! миллиона человек, а расходы | на выплату пенсий и посо- \ бий, по ориентировочным рас- { четам, определяются в 1 ,?— { 1,4 миллиарда рублей в год. ® Свыше 12 миллионов че- I ловок ежегодно отдыхают и { лечатся в санаториях, домах | отдыха, пионерских лагерях. ! Более 10 миллионов детей на- ( ходятся в детских садах и яс- | лях. Окоол 6 миллионов мно- ! годегных и одиноких матерей } получают государственные по- • собия. | Новый к и н е с к о п модели «47ЛК2Б» начал выпускать Мо сковский электроламповый завод. Покупатели останутся довольны новой телевизионной трубкой. Ее размер по диагонали 47 сантимет ров. В отличие от существующих, новая трубка обладает повышен ной разрешающей способностью— до 1.000 линий (тогда как у ста рых—600), срок службы ее значи тельно дольше, повышенная яр кость изображения позволяет смотреть передачи даже при днев ном свете в комнате. Новый кине скоп безопасен в транспортировке, в монтаже, хранении и эксплуата ции. Первая партия новых кине скопов уже отправлена на москов ский радиозавод. На снимке: технолог цеха кине скопов А. Петровичева с новым кинескопом «47ЛК2Б». (Фотохроника ТАСС). Нужно дать широкую дорогу рекомендательным пиСьмам пред приятий и строек, с которыми должны приходить в школу буду щие ее воспитанники. Эти письма обязывают учащихся строже от носиться к своим обязанностям, лучше учиться. Но почему-то, кро ме Новолипецкого завода, реко мендательные письма своим рабо чим никто не выдает. На предприятиях и стройках слабо ведется разъяснительная работа среди молодежи по вопро су повышения общеобразователь ного уровня, мало читается лек ций на педагогические темы. Мно гие руководители считают выпол нение производственного плана первейшей задачей и упускают другую, не менее важную сторону в жизни предприятия — воспита тельную. Мало удбляют внимания школе и общественные организации строительных управлений. Зача стую им неизвестно, сколько их рабочих учатся, достаточно ли хо рошо успевают. Руководители комсомольских, партийных и проф союзных организаций бывают редкими гостями в школе. Все это в полной мере относится и к тресту «Липецкстрой». Назрела необходимость созда ния на предприятиях и стройках консультационных пунктов, где силами инженерно-технических ра ботников оказывалась бы на ме стах соответствующая помощь уча щимся. Тресту «Липецкстрой» это вполне под силу. Возглавлять ра боту по созданию консультацион ных пунктов должны комитет комсомола треста и общественные организации управлений. Пока же ни в одном из строительных уп равлений и предприятий, рабочие которых обучаются в школе № 7, подобных пунктов нет. Итак, четыре или сорок четыре? Если бы предприятия и стройки смогли на протяжении первого по лугодия оказать школе соответст вующую помощь, о которой гово рилось выше, то, несомненно, дела в ее педагогическом коллективе были бы значительно лучше. И цифра сорок четыре могла бы быть значительно ниже. Если сейчас здесь считается, что по вине шко лы потеряно только девять чело век (остальные оставили учебу по так называемым уважительным причинам), то этого могло бы и не быть вообще. Партийное собрание поставило перед школой, предприятиями и стройками большие задачи по улучшению обучения рабочей мо лодежи. Выполнить их — значит привлечь в школу и дать знания сотням юношей и девушек, рабо тающим на наших предприятиях и с'цюйках. В. РАСТВОРОВ. Следующий номер «Строителя» выйдет 12 декабря с. г. Редактор К. О ГРЫЗКОВ . АДРЕС И ТЛЕФОН РЕДАКЦИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 13, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через ком мутатор 28—01) — 2—58. Липецк, типография областного управления по печати. А Э 71846 Зак, № 11802
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz