Строитель. 1964 г. (г. Липецк)

Строитель. 1964 г. (г. Липецк)

Когда приходят строители... Этот снимок сделан на одной из площадок азотнотукового завода. Человек приветливо кому-то помахал рукой. Он — монтажник. Внизу и наверху трудятся его товарищи. Это их руками смонтированы на фаб­ рике плодородия тысячи тонн оборудования, металлоконст­ рукций, проложены десятки километров трубопроводов. Год назад здесь был пу­ стырь. Но вот пришли строите­ ли, и вздрогнула земля от де­ сятков экскаваторов, бульдо­ зеров. Быстро росла фабрика плодородия. Каждый день при­ носил заметные изменения. Та­ ких темпов еще не знала ни одна стройка Липецкой Маг­ нитки. — Азотнотуковый — досроч­ но! Этот клич бросили те, кто участвовал в возведении пер­ вых в Липецке коксовых бата­ рей, цеха холодного проката, агломерационной фабрики. Это — монтажники бригады Нико­ лая Вернигора. И они в ре­ кордно короткие сроки смонти­ ровали газгольдер азота, ре­ генератор, много оборудова­ ния. Инициаторы соревнования закончили свои дела. Многие коллективы уже по­ кинули площадку азотнотуко­ вого завода. Их сейчас можно встретить на другой ударной стройке — кислородно-конвер­ торном цехе. ДЕЛО ОБЩЕЕ, ВАЖНОЕ Четыре и сорок четыре. Эти две цифры назвал на недавно про­ шедшем партийном собрании пре­ подавателей и представителей строительных организаций города директор вечерней школы рабочей молодежи № 7 Александр Василь­ евич Костин. О чем говорят они? И почему ими так встревожен педагогический коллектив школы5 На эти вопросы можно легко от­ ветить, если в приведенных ело вах видеть не абстрактные цифды, а людей, точнее — строителей, пришедших в школу за тем, чтобы пополнить свой багаж знаний. Дело в том, что за первую четверть текущего учебного года контингент учащихся школы № 7 увеличился всего только на четы­ ре человека, тогда как ушло из нее... сорок четыре. Есть о чем беспокоиться. И вполне своевре­ менно дирекцией и партийной ор­ ганизацией школы был поставлен на повестку дня собрания один из актуальных и злободневных во­ просов, затрагивающих интересы не только школы, но и всех пред­ приятий и строек, рабочие кото­ рых без отрыва от производства повышают свой общеобразова­ тельный уровень, — о выполнении решения бюро горкома КПСС по оказанию действенной помощи промышленных предприятий и строек школам рабочей молоде­ жи. Что это за помощь? В чем она должна проявляться? Что сделали преподаватели и партийная ор­ ганизация школы, чтобы создать здесь здоровый, цельный, высоко­ успевающий коллектив учащихся? Какие пути дальнейшего роста ус­ певаемости и посещаемости? Эти и другие вопросы широко были ос­ вещены в докладе директора школы А. В. Костина. В настоящее время в школе 23 класса и две спецгруппы, объеди­ няющие в своих стенах более 550 учащихся. Только в этом учебном году их контингент увеличился на 171 человек: 111 — представители треста «Липецкстрой» и 60 — суб­ подрядных организаций. С помощью педагогического коллектива в текущем году были подготовлены новые учебные по­ мещения. Расширена материаль­ ная база. Теперь в распоряжении учащихся имеются хорошо обору­ дованные физический, биологиче­ ский и химический кабинеты. Мно­ го приборов, аппаратуры и обо­ рудования сделано самими уча­ щимися. Школа располагает и большим выбором учебных посо­ бий. Здесь имеются и киноаппара­ тура, и магнитофон, и различные грамзаписи, картины. Нужно от­ метить и высокую квалификацию преподавательского состава — все учителя здесь с высшим образо­ ванием, имеют определенный на­ вык работы. Педагогический коллектив про­ являет заботу о связи школы с производством. Составлены спи­ ски строителей, нуждающихся в обучении, ведется разъяснитель­ ная работа по предприятиям, стройкам, общежитиям с целью привлечения большего количества рабочих к учебе в школе. Непо­ средственно на рабочих местах — в цехах, на строительных участ­ ках — вывешивается наглядная агитация: объявления, памятки и ДР. В школе проводятся мероприя­ тия, которые объединяют коллек­ тив учащихся, дисциплинизируют их. Организовываются коллектив­ ные просмотры кинокартин, вече­ ра отдыха, встречи со старейшими коммунистами и знатными людь­ ми города. Проделан ряд мероприятий в целях борьбы с неуспеваемостью, с отсевами. Все учителя раскреп­ лены по классам, классные руко­ водители ознакомились с личным делом каждого учащегося, выяв­ лены слабые стороны в их харак­ терах, привычках, наклонностях. Каждому предприятию разосланы списки рабочих, обучающихся в школе. Создан школьный «экран», осуществляющий контроль за по­ сещаемостью и успеваемостью учащихся. Ежедневно выпускают­ ся «тревоги», «молнии», в которых отображается текущая жизнь шко­ лы. Преподаватели, классные ру­ ководители часто встречаются с руководителями строек, рассказы­ вают им о состоянии дел в шко­ ле. И все-таки этого оказалось не­ достаточно. Некоторые учащиеся бросают школу, плохо занимают­ ся, не совсем благополучно сло­ жилось положение и с посещаемо­ стью. Вот где нужна помощь предприятий и строек. Прежде всего при предприятиях и стройках нужно создать комис­ сии содействия школе, которые обязаны возглавить все работы, связанные с обучением молоде­ жи. Насколько это важно, можно судить по опыту управления «Коксохиммонтаж» — единствен­ ной организации, в которой созда­ на и успешно работает эта комис­ сия. Об опыте комиссии поделился заместитель начальника отдела кадров управления Андрей Ивано­ вич Смирнов. В этой организации учится 61 человек. В настоящее время нет ни одного монтажника, который не имел бы семилетнего образования. Успеваемость и по­ сещаемость учащихся хорошая. Управление систематически выде­ ляет им положенный один день в неделю для подготовки к заняти­ ям. Хорошо успевающим оказы­ вается всяческая поддержка, по по окончании учебного года наи­ более отличившиеся поощряются: для них устраиваются экскурсии и другие мероприятия. В других же организациях не только нет комиссий, но не­ которые руководители даже по­ рой скептически относятся к са­ мому факту обучения. Так, на­ чальник механического цеха заво­ да «Стройдеталь» № 1 В. В. Пле­ шков в ответ на просьбу своего подчиненного предоставить ему положенный отгул заявил: — А чего зря ходишь в эту школу, только обувь бьешь. Все равно профессором не станешь. Почти такое же отношение к своим учащимся и в тресте «Ли­ пецкстрой». 16 человек здесь еле- еле успевают. Не исключена воз­ можность, что они могут оставить учебу. Но когда директор школы встречается с работниками треста, они задают ему всегда один и тот же вопрос: скоро ли будет упла­ чена (кстати, неположенная сум­ ма) за аренду помещения? А лю­ ди? Их рабочие, обучающиеся в этом «помещении»? О них, как правило, работники треста пред­ почитают умалчивать. Цифры и факты ф На нужды просвеще- { ния, здравоохранения, куль- I туры и науки только за 1963 | год израсходовано 23 милли- ! арда рублей, или более 13 • процентов национального до- | хода. 0 Половина работающего { населения в нашей стране име- | ет высшее или среднее образо- | вание, в том числе среди ра- I бочих — около 44 процентов, | среди колхозников — 26 про- I центов и среди специалистов и | служащих — 92 процента. ф Численность населения, ! имеющего высшее и среднее I образование, составляла к на- | чалу 1964 года 72,4 миллио- I на человек — в 4,5 раза ! больше, чем в 1939 году. ф В Советском Союзе всеми I видами обучения охвачено I около 65 миллионов человек. ; Таким образом, каждый третий { человек в возрасте старше 7 [ лет учится. ! ф В результате перевода | рабочих и служащих на 6 - и I 7-часовой рабочий день про- | должительность рабочей неде­ ли для основной массы трудя- | щихся СССР была сокращена с } 48 часов до 41 часа. В нашей I стране сейчас рабочая неделя 5 практически 'самая короткая в * мире. I ® В нашей стране пенсии | выплачиваются более чем 26 | миллионам человек. С 1 янва- ! ря 1965 года вводится единая | система пенсионного обеспече- | ния колхозников. По данным ! ЦСУСССР, число колхозников, | которым будут выплачиваться | пенсии, составит около 6,5 ! миллиона человек, а расходы | на выплату пенсий и посо- \ бий, по ориентировочным рас- { четам, определяются в 1 ,?— { 1,4 миллиарда рублей в год. ® Свыше 12 миллионов че- I ловок ежегодно отдыхают и { лечатся в санаториях, домах | отдыха, пионерских лагерях. ! Более 10 миллионов детей на- ( ходятся в детских садах и яс- | лях. Окоол 6 миллионов мно- ! годегных и одиноких матерей } получают государственные по- • собия. | Новый к и н е с к о п модели «47ЛК2Б» начал выпускать Мо­ сковский электроламповый завод. Покупатели останутся довольны новой телевизионной трубкой. Ее размер по диагонали 47 сантимет­ ров. В отличие от существующих, новая трубка обладает повышен­ ной разрешающей способностью— до 1.000 линий (тогда как у ста­ рых—600), срок службы ее значи­ тельно дольше, повышенная яр­ кость изображения позволяет смотреть передачи даже при днев­ ном свете в комнате. Новый кине­ скоп безопасен в транспортировке, в монтаже, хранении и эксплуата­ ции. Первая партия новых кине­ скопов уже отправлена на москов­ ский радиозавод. На снимке: технолог цеха кине­ скопов А. Петровичева с новым кинескопом «47ЛК2Б». (Фотохроника ТАСС). Нужно дать широкую дорогу рекомендательным пиСьмам пред­ приятий и строек, с которыми должны приходить в школу буду­ щие ее воспитанники. Эти письма обязывают учащихся строже от­ носиться к своим обязанностям, лучше учиться. Но почему-то, кро­ ме Новолипецкого завода, реко­ мендательные письма своим рабо­ чим никто не выдает. На предприятиях и стройках слабо ведется разъяснительная работа среди молодежи по вопро­ су повышения общеобразователь­ ного уровня, мало читается лек­ ций на педагогические темы. Мно­ гие руководители считают выпол­ нение производственного плана первейшей задачей и упускают другую, не менее важную сторону в жизни предприятия — воспита­ тельную. Мало удбляют внимания школе и общественные организации строительных управлений. Зача­ стую им неизвестно, сколько их рабочих учатся, достаточно ли хо­ рошо успевают. Руководители комсомольских, партийных и проф­ союзных организаций бывают редкими гостями в школе. Все это в полной мере относится и к тресту «Липецкстрой». Назрела необходимость созда­ ния на предприятиях и стройках консультационных пунктов, где силами инженерно-технических ра­ ботников оказывалась бы на ме­ стах соответствующая помощь уча­ щимся. Тресту «Липецкстрой» это вполне под силу. Возглавлять ра­ боту по созданию консультацион­ ных пунктов должны комитет комсомола треста и общественные организации управлений. Пока же ни в одном из строительных уп­ равлений и предприятий, рабочие которых обучаются в школе № 7, подобных пунктов нет. Итак, четыре или сорок четыре? Если бы предприятия и стройки смогли на протяжении первого по­ лугодия оказать школе соответст­ вующую помощь, о которой гово­ рилось выше, то, несомненно, дела в ее педагогическом коллективе были бы значительно лучше. И цифра сорок четыре могла бы быть значительно ниже. Если сейчас здесь считается, что по вине шко­ лы потеряно только девять чело­ век (остальные оставили учебу по так называемым уважительным причинам), то этого могло бы и не быть вообще. Партийное собрание поставило перед школой, предприятиями и стройками большие задачи по улучшению обучения рабочей мо­ лодежи. Выполнить их — значит привлечь в школу и дать знания сотням юношей и девушек, рабо­ тающим на наших предприятиях и с'цюйках. В. РАСТВОРОВ. Следующий номер «Строителя» выйдет 12 декабря с. г. Редактор К. О ГРЫЗКОВ . АДРЕС И ТЛЕФОН РЕДАКЦИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 13, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через ком­ мутатор 28—01) — 2—58. Липецк, типография областного управления по печати. А Э 71846 Зак, № 11802

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz