Строитель. 1964 г. (г. Липецк)
;♦♦♦♦♦♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦»♦♦♦♦♦ ♦*♦♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦*♦ »«»»»*»<> *♦©♦***♦ *♦ * В ГОСТЯХ У СТРОИТЕЛЕЙ— ПОЭТЫ 28 января в общежитие строителей треста по улице Дзержинского, 5 вместе с ра ботниками центральной город ской библиотеки пришли мест ные поэты Иван Дысцов и Сергей Панюшкин. Около сот ни строителей азотнотукового завода, конверторного цеха и других объектов собрались на встречу, чтобы послушать сти хи, познакомиться с творче скими замыслами поэтов. Иван Лысцов и Сергей Па нюшкин уже знакомы многим строителям. Они встречались с ними в летнем театре Нижне го парка, в Доме культуры Но волипецкого завода, в обл- драмтеатре. И все же интерес к творчеству поэтов не ослабе вает. С большим вниманием слу шают собравшиеся стихи Ива на Лысцова из цикла «Золо- тена», новые произведения, по ка еще нигде не опубликован ные. I — А вы в деревне жили? — спрашивает кто-то из строите лей. Лысцов рассказывает, что детство и раннюю пору юно сти он провел в деревне под Липецком, потом учился в гео логоразведочном техникуме, служил в армии, работал с разведочной партией в Запад ной Сибири, на далеком Се вере. Это еще больше повышает интерес слушателей к творче ству поэта, так как в его био графии прозвучало что-то род ственное, близкое к их судь бам. Многие юноши и девуш ки приехали строить Липецкую Магнитку с разных концов страны, они тоже выходцы из сел и деревень, тоже учились, а когда страна позвала на ве ликие стройки —пошли выпол нять свой долг, как в свое вре мя отправился по зову Роди ны на поиски ископаемых недр и Иван Лысцов. Сергей Панюшкин рассказал строителям о работе над по вестью в стихах «Артур Зеге- лис». Прежде чем написать ее, ему много пришлось покопать ся в архивах, ознакомиться с документами времен граждан ской войны, съездить в При балтику и встретиться с людь ми, знавшими отважного че киста Зегелиса (Зегеля), име нем которого названа одна из центральных улиц Липецка. Поэтому в поэме нет ничего надуманного, она вся от пер вой до последней строчки по строена на достоверных исто рических фактах. Панюшкин прочитал главу из поэмы, тепло принятую строителями, познакомил их со своими новыми стихами. Встреча строителей Липец кой Магнитки с поэтами затя нулась до позднего вечера. Прощаясь, строители высказа ли пожелание, чтобы в их об щежитиях чаще бывали поэты и писатели. Им хотелось бы встретиться с поэтами-липча- нами Майей Румянцевой, Ста ниславом Сериковым, Алек сандром Васильевым, Борисом Шальневым. В с т р е ч а , организованная центральной городской библио текой, прошла в самой теплой, дружеской обстановке, она, не сомненно, принесла пользу и строителям и поэтам. А. ИВАНОВ. ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ < >♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ ♦♦♦♦ Выдающийся советский летчик К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. П. ЧКАЛОВА Валерий Павлович Чкалов (1904—1938), выдающийся совет ский летчик, Герой Советского Союза, всю свою недолгую яркую жизнь отдал советской авиации. Его летные подвиги — пример беззцветного, самоотвержодного служения .Родине. В. П. Чкалов родился и вырос -в трудовой рабочей семье и про шел путь от слесаря бригады сборщиков самолетов до искусно го пилота, обладавшего велико лепным лет.ным мастерством, боль шим личным мужеством и целе устремленностью. Летчик-новатор, он внес неоценимый вклад в раз витие советской военно-авиацион ной мысли. В. П. Чкалов значи тельно расширил возможности истребительной авиации, творче ски разработав различные виды сочетания огня и маневра. Впер вые в мире он исследовал и осу ществил на практике такие фигу ры высшего пилотажа, как восхо дящий штопор и замедленные «бочки». Ему принадлежит так же приоритет в разработке точ ных приемов воздушного боя на бреющем полете. Чкаловский стиль воздушного боя бы-з развит и усовершенство ван нашими авиаторами во время Великой Отечественной войны и нашел свое отражение в подвигах летчиков — «Героев Советского В. П. Чкалов был не только талантливым летчиком, но госу дарственным и общественным де ятелем: депутатам Верховного Совета СССР от Горьковской об ласти и Чувашской АОСР, членом Горьковского обкома и горкома партии. Он был простым, очень общительным, жизнерадостным и исключительно обаятельным чело веком. Советский народ помнит и любит своего героя-летчика. Тра диции, рожденные им и его това рищами, развиваются и умножа ются нашими славными героими- космонавтами. 6 Покоряющее искусство «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия!..»— так писал в одном из писем вдомновенный .по эт русской природы Иса ак Ильич Левитан. «Левитан показал нам то скромное и сокровен ное, что таится в каж дом русском пейзаже,— его душу, его очарова ние», — вспоминает о 1своем друге другой пе вец русского пейзажа, IМ. В. Нестеров. И. И. Левитан при надлежит к московской школе живописи, дав шей искусству выдаю щихся художников. Он занимает, бесспорно, первое место среди рус ских пейзажистов. Изоб ражая природу, Леви тан понимал ее так, как понимает, чувствует и любит ее народ; он от крывал в ней самое со кровенное — глубокую связь с человеком. В его произведениях высокий строй переживаний, вдохновляющих и очи- - щающих человека, обла гораживающих и обогащающих его внутренний мир. Художник, покоривший своим искусством современников и по томков, прожил короткую жизнь. Он родился в 1860 году непода леку от станции Вержболово, Ко- венской губернии, в бедной еврей ской семье. Загоревшееся в маль чике с ранних лет желание стать художником встретило тяжкие жизненные препятствия. Но это не помешало ему в двенадцать лет самостоятельно падать прошение в училище живописи, ваяния и зодчества и быть принятым. В училище продолжалась голодная и бездомная жизнь. Мальчик за частую ночевал в пустых классах да питался на пятачок в день. Но талант Левитана признали сразу и педагоги и товарищи. Уже на ученических выставках отмечают его картины. О шестнадцатилет нем художнике говорят, что он умеет чувствовать природу и вер но передавать свои впечатления. Занятия Левитана проходили в годы подлинного расцвета учили ща, тесно связанного с движением передвижников. Здесь преподава ли Перов, Саврасов, Прянишни ков, Сорокин, Маковский. Учите лем Левитана в пейзажном клас се был Саврасов, сумевший пробу дить в своих учениках пылкую любовь к природе. В его мастер ской работали с энтузиазмом, осо бенно когда выезжали весной пи сать за пород. В ранних этюдах Левитана несомненно влияние Саврасова, автора замечательной картины «Грачи прилетели», и другого его педагога — Поленова. Но очень скоро молодой худож ник находит свой путь. Картины Левитана никогда не спутаешь с работами других художников. Некоторые его картины напи саны прямо с натуры, другие по этюдам и многие по памяти (а художественная память была у него необычайная), но и они явились обобщением этюдов с натуры. Так возникла прослав ленная картина художника «Ве черний звон», патетически при поднятая в своей светлой гармо нии голубизны вод и неба, уми ротворенная и ясная, слаженная и цельная, как русская задушев ная песня. Картина «Над веч ным покоем» проникнута чувст вом элегической грусти и сосре доточенных раздумий, но небо здесь тревожное, бурное, с серы ми несущимися обрывками туч. Совсем другим творческим пу- Союза. Творческая работа заме чательного пилота по испытанию новых самолетов помогла улуч шить качество отечественных ист ребителей, повысить их боевые возможности. Беспос а д о ч н ы е дальние перелеты, совершенные под его командованием на остров Удд и в Америку через Северный полюс, обратили внимание всего мира на авиационную мощь Со ветского Союза, на искусство и храбрость советских летчиков. тем возникла «Владимирка». Жи вя летом во Владимирской гу бернии, Левитан, возвращаясь с охоты, вышел на Владимирский тракт и, долго всматриваясь в эту пустынную дорогу, вспомнил, что по нМ по царскому велению шли в Сибирь ссыльные, зако ванные в кандалы. В сером, пе чальном небе, в дороге, беско нечно тянувшейся вдаль, настро ение тоски и горя, рожденное воспоминаниями. Левитан писал этот пейзаж прямо с натуры на большой холст, создав большую тематическую картину. Раньше было принято рассмат ривать творчество Левитана как выражение грусти, неудовлетво ренности, затаенной печали. Многие его картины действи тельно проникнуты таким наст роением. Но в картинах Левита на, как в народном творчестве того времени: в песнях, приклад ном искусстве, — утверждалась вера в будущее! Сколько бодро сти, радости в его «Свежем вет ре» с расписными баржами, ин тенсивной синей водой; будто чувствуешь свежий и упругий волжский ветер! А праздник его «Золотой осени», торжественная симфония облаков, отражающих ся в воде в «Озере», а счастли вая, пробуждающаяся жизнь природы в картинах «Весна. Большая вода», «Март»! Всемо гущее солнце рождает синие те ни на подтаивающем мартов ском анепу, заставляет яестерццмо гореть желтую деревянную стен ку дома и трепетать вершины тонких березок. Насторожен ность и таинственность русской сказки «У омута» так же свой ственны таланту Левитана, как пронизанная светом «Березовая роща». Левитан был дружен с Чехо вым. Их роднили душевная тре вога, неудовлетворенные лакания н стремления, проницательное постижение всего окружающего и светлая уверенность в победе нового, прекрасного в человеке и ьа земле. В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО Н о з д у х с т р о и т з д а н и е Видимо, те, кто о воздушных замках говорит только ирониче ски, не знакомы с конструкциями, разработанными профессором ар хитектуры Михаилом Сергеевичем Туполевым и его сотрудниками. Вместо балок и перекрытий туг применены прочные прорезинен ные пневматические арки-шланги. Только что они лежали, сверну тые в рулон, как пожарный рукав. Застучал движок компрессора — арки налились воздухом, подня лись. На такие стропила можно наки нуть прозрачную полиэтиленовую пленку—получится неплохая теп лица. Если же стены и крышу сделать из брезента, получится склад, очень удобный для хране ния удобрений: при желании его можно легко переносить с места на место. Из надувных конструк ций сооружается гараж, полевой стан, передвижная ремонтная ма стерская. Новый метод сборки пригоден также для постройки туристиче ских палаток, небольших киноте атров. Воздух превращается в универсальный строительный ма териал. С«‘м н п д н а т и «л т и в«й у ч е н ы й •» Не часто случается, чтобы уче ный совет рассматривал зрелый труд человека, которому исполни лось лишь семнадцать лет. Так было в Риге, когда ученый совет астрофизической лаборатории Ака демии наук Латвийской ССР одобрил новое исследование о за гадочном явлении природы — се ребристых облаках, возникающих на высоте около 80 километров. Новые сведения об их взаимосвя зях с одним из нижних слоев ионосферы получены 17-летним юношей из города Огре Робертом Витолниеком. Путем радионаблю дений и расчетов ему удалось с большой точностью прогнозиро вать появление таких облаков. Первая статья Роберта Витолни- ека, относящаяся к этой же обла сти, была напечатана в прошлом году. Роберт Витолниек, учащийся одиннадцатого класса средней школы, является членом Латвий ского отделения Всесоюзного астрономо-геодезического общест ва. Он оборудовал домашнюю об серваторию, собрал обширную библиотеку научных работ. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДРЕС И ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН коммутатор 28—01) — 2—58. (через Липецк, типография областного управления культуры. В ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ. АЭ 71081 Зак. № 9161.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz