Строитель. 1964 г. (г. Липецк)

Строитель. 1964 г. (г. Липецк)

;♦♦♦♦♦♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦»♦♦♦♦♦ ♦*♦♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦*♦ »«»»»*»<> *♦©♦***♦ *♦ * В ГОСТЯХ У СТРОИТЕЛЕЙ— ПОЭТЫ 28 января в общежитие строителей треста по улице Дзержинского, 5 вместе с ра­ ботниками центральной город­ ской библиотеки пришли мест­ ные поэты Иван Дысцов и Сергей Панюшкин. Около сот­ ни строителей азотнотукового завода, конверторного цеха и других объектов собрались на встречу, чтобы послушать сти­ хи, познакомиться с творче­ скими замыслами поэтов. Иван Лысцов и Сергей Па­ нюшкин уже знакомы многим строителям. Они встречались с ними в летнем театре Нижне­ го парка, в Доме культуры Но­ волипецкого завода, в обл- драмтеатре. И все же интерес к творчеству поэтов не ослабе­ вает. С большим вниманием слу­ шают собравшиеся стихи Ива­ на Лысцова из цикла «Золо- тена», новые произведения, по­ ка еще нигде не опубликован­ ные. I — А вы в деревне жили? — спрашивает кто-то из строите­ лей. Лысцов рассказывает, что детство и раннюю пору юно­ сти он провел в деревне под Липецком, потом учился в гео­ логоразведочном техникуме, служил в армии, работал с разведочной партией в Запад­ ной Сибири, на далеком Се­ вере. Это еще больше повышает интерес слушателей к творче­ ству поэта, так как в его био­ графии прозвучало что-то род­ ственное, близкое к их судь­ бам. Многие юноши и девуш­ ки приехали строить Липецкую Магнитку с разных концов страны, они тоже выходцы из сел и деревень, тоже учились, а когда страна позвала на ве­ ликие стройки —пошли выпол­ нять свой долг, как в свое вре­ мя отправился по зову Роди­ ны на поиски ископаемых недр и Иван Лысцов. Сергей Панюшкин рассказал строителям о работе над по­ вестью в стихах «Артур Зеге- лис». Прежде чем написать ее, ему много пришлось покопать­ ся в архивах, ознакомиться с документами времен граждан­ ской войны, съездить в При­ балтику и встретиться с людь­ ми, знавшими отважного че­ киста Зегелиса (Зегеля), име­ нем которого названа одна из центральных улиц Липецка. Поэтому в поэме нет ничего надуманного, она вся от пер­ вой до последней строчки по­ строена на достоверных исто­ рических фактах. Панюшкин прочитал главу из поэмы, тепло принятую строителями, познакомил их со своими новыми стихами. Встреча строителей Липец­ кой Магнитки с поэтами затя­ нулась до позднего вечера. Прощаясь, строители высказа­ ли пожелание, чтобы в их об­ щежитиях чаще бывали поэты и писатели. Им хотелось бы встретиться с поэтами-липча- нами Майей Румянцевой, Ста­ ниславом Сериковым, Алек­ сандром Васильевым, Борисом Шальневым. В с т р е ч а , организованная центральной городской библио­ текой, прошла в самой теплой, дружеской обстановке, она, не­ сомненно, принесла пользу и строителям и поэтам. А. ИВАНОВ. ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ < >♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ ♦♦♦♦ Выдающийся советский летчик К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. П. ЧКАЛОВА Валерий Павлович Чкалов (1904—1938), выдающийся совет­ ский летчик, Герой Советского Союза, всю свою недолгую яркую жизнь отдал советской авиации. Его летные подвиги — пример беззцветного, самоотвержодного служения .Родине. В. П. Чкалов родился и вырос -в трудовой рабочей семье и про­ шел путь от слесаря бригады сборщиков самолетов до искусно­ го пилота, обладавшего велико­ лепным лет.ным мастерством, боль­ шим личным мужеством и целе­ устремленностью. Летчик-новатор, он внес неоценимый вклад в раз­ витие советской военно-авиацион­ ной мысли. В. П. Чкалов значи­ тельно расширил возможности истребительной авиации, творче­ ски разработав различные виды сочетания огня и маневра. Впер­ вые в мире он исследовал и осу­ ществил на практике такие фигу­ ры высшего пилотажа, как восхо­ дящий штопор и замедленные «бочки». Ему принадлежит так­ же приоритет в разработке точ­ ных приемов воздушного боя на бреющем полете. Чкаловский стиль воздушного боя бы-з развит и усовершенство­ ван нашими авиаторами во время Великой Отечественной войны и нашел свое отражение в подвигах летчиков — «Героев Советского В. П. Чкалов был не только талантливым летчиком, но госу­ дарственным и общественным де­ ятелем: депутатам Верховного Совета СССР от Горьковской об­ ласти и Чувашской АОСР, членом Горьковского обкома и горкома партии. Он был простым, очень общительным, жизнерадостным и исключительно обаятельным чело­ веком. Советский народ помнит и любит своего героя-летчика. Тра­ диции, рожденные им и его това­ рищами, развиваются и умножа­ ются нашими славными героими- космонавтами. 6 Покоряющее искусство «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия!..»— так писал в одном из писем вдомновенный .по­ эт русской природы Иса­ ак Ильич Левитан. «Левитан показал нам то скромное и сокровен­ ное, что таится в каж­ дом русском пейзаже,— его душу, его очарова­ ние», — вспоминает о 1своем друге другой пе­ вец русского пейзажа, IМ. В. Нестеров. И. И. Левитан при­ надлежит к московской школе живописи, дав­ шей искусству выдаю­ щихся художников. Он занимает, бесспорно, первое место среди рус­ ских пейзажистов. Изоб­ ражая природу, Леви­ тан понимал ее так, как понимает, чувствует и любит ее народ; он от­ крывал в ней самое со­ кровенное — глубокую связь с человеком. В его произведениях высокий строй переживаний, вдохновляющих и очи- - щающих человека, обла­ гораживающих и обогащающих его внутренний мир. Художник, покоривший своим искусством современников и по­ томков, прожил короткую жизнь. Он родился в 1860 году непода­ леку от станции Вержболово, Ко- венской губернии, в бедной еврей­ ской семье. Загоревшееся в маль­ чике с ранних лет желание стать художником встретило тяжкие жизненные препятствия. Но это не помешало ему в двенадцать лет самостоятельно падать прошение в училище живописи, ваяния и зодчества и быть принятым. В училище продолжалась голодная и бездомная жизнь. Мальчик за­ частую ночевал в пустых классах да питался на пятачок в день. Но талант Левитана признали сразу и педагоги и товарищи. Уже на ученических выставках отмечают его картины. О шестнадцатилет­ нем художнике говорят, что он умеет чувствовать природу и вер­ но передавать свои впечатления. Занятия Левитана проходили в годы подлинного расцвета учили­ ща, тесно связанного с движением передвижников. Здесь преподава­ ли Перов, Саврасов, Прянишни­ ков, Сорокин, Маковский. Учите­ лем Левитана в пейзажном клас­ се был Саврасов, сумевший пробу­ дить в своих учениках пылкую любовь к природе. В его мастер­ ской работали с энтузиазмом, осо­ бенно когда выезжали весной пи­ сать за пород. В ранних этюдах Левитана несомненно влияние Саврасова, автора замечательной картины «Грачи прилетели», и другого его педагога — Поленова. Но очень скоро молодой худож­ ник находит свой путь. Картины Левитана никогда не спутаешь с работами других художников. Некоторые его картины напи­ саны прямо с натуры, другие по этюдам и многие по памяти (а художественная память была у него необычайная), но и они явились обобщением этюдов с натуры. Так возникла прослав­ ленная картина художника «Ве­ черний звон», патетически при­ поднятая в своей светлой гармо­ нии голубизны вод и неба, уми­ ротворенная и ясная, слаженная и цельная, как русская задушев­ ная песня. Картина «Над веч­ ным покоем» проникнута чувст­ вом элегической грусти и сосре­ доточенных раздумий, но небо здесь тревожное, бурное, с серы­ ми несущимися обрывками туч. Совсем другим творческим пу- Союза. Творческая работа заме­ чательного пилота по испытанию новых самолетов помогла улуч­ шить качество отечественных ист­ ребителей, повысить их боевые возможности. Беспос а д о ч н ы е дальние перелеты, совершенные под его командованием на остров Удд и в Америку через Северный полюс, обратили внимание всего мира на авиационную мощь Со­ ветского Союза, на искусство и храбрость советских летчиков. тем возникла «Владимирка». Жи­ вя летом во Владимирской гу­ бернии, Левитан, возвращаясь с охоты, вышел на Владимирский тракт и, долго всматриваясь в эту пустынную дорогу, вспомнил, что по нМ по царскому велению шли в Сибирь ссыльные, зако­ ванные в кандалы. В сером, пе­ чальном небе, в дороге, беско­ нечно тянувшейся вдаль, настро­ ение тоски и горя, рожденное воспоминаниями. Левитан писал этот пейзаж прямо с натуры на большой холст, создав большую тематическую картину. Раньше было принято рассмат­ ривать творчество Левитана как выражение грусти, неудовлетво­ ренности, затаенной печали. Многие его картины действи­ тельно проникнуты таким наст­ роением. Но в картинах Левита­ на, как в народном творчестве того времени: в песнях, приклад­ ном искусстве, — утверждалась вера в будущее! Сколько бодро­ сти, радости в его «Свежем вет­ ре» с расписными баржами, ин­ тенсивной синей водой; будто чувствуешь свежий и упругий волжский ветер! А праздник его «Золотой осени», торжественная симфония облаков, отражающих­ ся в воде в «Озере», а счастли­ вая, пробуждающаяся жизнь природы в картинах «Весна. Большая вода», «Март»! Всемо­ гущее солнце рождает синие те­ ни на подтаивающем мартов­ ском анепу, заставляет яестерццмо гореть желтую деревянную стен­ ку дома и трепетать вершины тонких березок. Насторожен­ ность и таинственность русской сказки «У омута» так же свой­ ственны таланту Левитана, как пронизанная светом «Березовая роща». Левитан был дружен с Чехо­ вым. Их роднили душевная тре­ вога, неудовлетворенные лакания н стремления, проницательное постижение всего окружающего и светлая уверенность в победе нового, прекрасного в человеке и ьа земле. В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО Н о з д у х с т р о и т з д а н и е Видимо, те, кто о воздушных замках говорит только ирониче­ ски, не знакомы с конструкциями, разработанными профессором ар­ хитектуры Михаилом Сергеевичем Туполевым и его сотрудниками. Вместо балок и перекрытий туг применены прочные прорезинен­ ные пневматические арки-шланги. Только что они лежали, сверну­ тые в рулон, как пожарный рукав. Застучал движок компрессора — арки налились воздухом, подня­ лись. На такие стропила можно наки­ нуть прозрачную полиэтиленовую пленку—получится неплохая теп­ лица. Если же стены и крышу сделать из брезента, получится склад, очень удобный для хране­ ния удобрений: при желании его можно легко переносить с места на место. Из надувных конструк­ ций сооружается гараж, полевой стан, передвижная ремонтная ма­ стерская. Новый метод сборки пригоден также для постройки туристиче­ ских палаток, небольших киноте­ атров. Воздух превращается в универсальный строительный ма­ териал. С«‘м н п д н а т и «л т и в«й у ч е н ы й •» Не часто случается, чтобы уче­ ный совет рассматривал зрелый труд человека, которому исполни­ лось лишь семнадцать лет. Так было в Риге, когда ученый совет астрофизической лаборатории Ака­ демии наук Латвийской ССР одобрил новое исследование о за­ гадочном явлении природы — се­ ребристых облаках, возникающих на высоте около 80 километров. Новые сведения об их взаимосвя­ зях с одним из нижних слоев ионосферы получены 17-летним юношей из города Огре Робертом Витолниеком. Путем радионаблю­ дений и расчетов ему удалось с большой точностью прогнозиро­ вать появление таких облаков. Первая статья Роберта Витолни- ека, относящаяся к этой же обла­ сти, была напечатана в прошлом году. Роберт Витолниек, учащийся одиннадцатого класса средней школы, является членом Латвий­ ского отделения Всесоюзного астрономо-геодезического общест­ ва. Он оборудовал домашнюю об­ серваторию, собрал обширную библиотеку научных работ. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДРЕС И ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН коммутатор 28—01) — 2—58. (через Липецк, типография областного управления культуры. В ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ. АЭ 71081 Зак. № 9161.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz