Строитель. 1964 г. (г. Липецк)

Строитель. 1964 г. (г. Липецк)

ТВОРЧЕСКАЯ СМЕКАЛКА Большую пользу приносят творческие поиски рационализа­ торов. В «Центроэлектромонтаже» большинство предложений рабо­ чих, инженеров в этом году было направлено на изменения в про­ ектах с целью получить от этого наибольший экономический эф­ фект. Это позволило намного бы­ стрее выполнить ряд работ на стройках Липецкой Магнитки. За минувшие восемь месяцев 1964 года в бриз «Центроэлек- тромонтажа» поступило 73 ра­ ционализаторских предложения. Большинство из них внедрено в производство. Отклонено лишь восемь. Внедренные предложения дали экономии более 24 тысяч рублей. Активными рационализа­ торами являются тт. Рожков, Астман, Аржанов, Голосов, Лизу­ нов и другие. Многие из них сей­ час направляют свои поиски на механизацию производственных процессов, создание новых ме­ ханизмов, инструментов и конст­ рукций. Электромонтажники поставили перед собой задачу: добиться, чтобы каждый третий рабочий был активным рационализатором. Вскрывая неиспользованные ре­ зервы, все делая для того, чтобы как можно лучше механизиро­ вать производственные процессы, они тем самым помогут коллекти­ ву электромонтажников трудить­ ся еще более высокопроизводи­ тельно. В. ПЕТРОВ. ия В ряде хозяйств Москов­ ской области проводились ис­ пытания нового способа вне­ сения органических удобрений П д о ч т и т е э т у к н и г у ! § „Молодежь должна знать об этом1* Взры в— помощник з ем л е д е л ь ц а из них закладывается взрыв­ чатый материал. Все заряды соединяются последовательно с помощью провода, после че­ го происходит взрыв. Хорошо измельченные удобрения рав­ номерным слоем разбрасыва­ ются на большом расстоянии. Новый способ внесения удобрения дает большую эко­ номическую выгоду хозяйст­ вам, позволяет выполнить ра­ боты в сжатые сроки, снизить трудовые затраты. На снимках: 1. Поле с ку­ чами удобрений, подготовлен­ ных для разбрасывания при помощи взрыва. 2. Бригада взрывников готовит взрыв. (Фотохроник 1 ТАСС). при помощи взрыва. Метод за­ ключается в следующем. Удоб-_ рения вывозятся на поля и сгружаются кучами. В каждую В серии «Народный универси­ тет культуры», выпускаемой из­ дательством «Знание», недавно вышла брошюра кандидата меди­ цинских наук В. Я. Деглина «Мо­ лодежь должна знать об этом». Сколько несчастных случаев, преступлений, психических забо­ леваний, страданий, слез бывает по вине алкоголя. Как измерить горе родных, которые видят, как гибнет от водки их близкий чело­ век. Пьянство разрушает семью, и особенно от него страдают де­ ти. «Катя была знакома с Миха­ илом до своего замужества около двух лет. Он был хороший, рабо тящий парень. Единственное, что ей не нравилось в нем, это то, что в дни получки он «выпивал» с ребятами. Правда, он обещал ей что когда они поженятся и пере­ едут из общежития в свою квар­ тиру, он бросит эту вредную при­ вычку. Первое время он сдержи­ вал свое слово, но потом все пошло по-прежнему. Михаил стал опять выпивать и не только в дни по­ лучки, но гораздо чаще. И, что было еще хуже, он сблизился с Василием С., рабочим с ее фабри­ ки, имевшим репутацию пьяницы. Приближался срок родов. Настро­ ение у Кати было подавленное, ей было обидно, что Михаил в такое время не оказывает ей должного внимания. Она решила серьезно поговорить с ним. Вот, наконец, пришел пьяный Михаил под руку с дружком, который тоже еле дер­ жался на ногах. Катя стала уко­ рять мужа. Михаил начал ее бра­ нить, и все больше озлобляясь, схватил попавшуюся под руку подставку от утюга, размахнулся, ударил жену и попал в живот. Ребенок родился с кровоизлияни­ ем в области глаза. Через несколь­ ко дней у мальчика началась трав­ матическая эпилепсия — время от времени возникали судорожные припадки. Ребенка пришлось по­ местить в больницу». И это, к сожалению, не единич­ ный случай. Интересные данные приводит автор, как алкоголизм родителей влияе^ на потомство. Хорошо показывает В. Я. Дег­ лин, что «пьяная радость, пьяное горе, пьяная храбрость— это не настоящие чувства, ложные, и после себя оставляют неприятные ощущения». А «кто из нас не видел маль­ чишек, собравшихся где-нибудь в укромном местечке, с гордым ви­ дом попыхивающих папиросами. Еще бы не быть гордыми... Они теперь чувствуют себя «настоя­ щими мужчинами». Правда, кое- кто из них сморщился — горько, невкусно и вообще никакого удо­ вольствия нет... Но старшие так делают, и ложный стыд не поз­ воляет бросить невкусную папи­ росу». Они не знают, какие пос­ ледствия таит никотин — повыша­ ет артериальное давление, раздра­ жает дыхательные пути, способст­ вует развитию туберкулеза и ра­ ка легких, отрицательно влияет на зрение, нарушает деятельность сердца, приводит к гангрене ниж­ них конечностей, понижает аппе­ тит. Но курильщики приносят вред не только себе, но и окру­ жающим их некурящим людям. Табачный дым действует не ме­ нее вредным образом, чем табак на самих курящих. Иногда кажется, что человек, куря, повышает свою работоспо­ собность. Но это глубокое за­ блуждение. Вот признание чемпио­ на мира по шахматам А. Алехи­ на а н т и р е л и г и о з н ы е т е м ы, Суеверные приметы сродни ре­ лигиозным предрассудкам. Как и религия, суеверия — это вера в то, чего на самом деле нет, что является продуктом человеческого воображения. Вера в приметы появилась в первобытном обществе и нераз­ рывно связана с религиозными верованиями. Жизнь людей тогда всецело зависела от случая: от успеха в собирании съедобных корней, от удачи на охоте, рыбной ловли и т. д. Первобытный чело­ век полагад, что все происходя­ щее зависит от многочисленных духов, которыми его воображение заселило природу. К ним он и об­ ращался за помощью. Обо всем окружающем перво­ бытные люди судили обычно по сходству. Они думали, что внеш­ нее сходство между различными явлениями свидетельствует о внут­ ренней связи между ними. Напри­ мер, чтобы добиться удачной охо­ ты, охотники отсталых племен Ав­ стралии, прежде чем отправиться на промысел, рисовали на песке животное и пронзали рисунок копьем. Земледельческие племена, чтобы вызвать дождь, лили воду с крыш своих хижин, Вскрывали вену и выпускали кровь, разбра­ сывали пух, который символизи­ ровал облака, и т. д. Этим они ду­ мали побудить природу к подоб­ ным же действиям. Многие из этих суеверных пред­ ставлений дошли до нашего вре­ мени. Например, еще несколько десятилетий назад крестьяне в не­ которых деревнях перед посевом надевали чистое белье, таким же чистым от сорняков, как они по­ лагали, должно было остаться и их поле. В капустные гряды иног­ да зарывались большие круглые камни: кочаны капусты должны были уродиться такими же туги­ ми, как и камни. Девушки перед посевом льна расчесывали косы, АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. Богата природа в горах, прилегающих к Те- лецкому озеру. Сюда на полевую практику по зоологии выехала группа студентов второго курса агробиологического факультета Горно-Алтайского пединститута. НА СНИМКЕ: студенты пединститута в лагере. (Фотохорника ТАСС). на: «Никотин ослабляюще дейст­ вует на память и ослабляет силу воли—способности, столь необхо­ димые для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность в выигрыше матча за мировое первенство лишь тогда, , когда отучился от страсти к та-* баку». | Брошюру В. Я. Деглина «Моло-* дежь должна знать об этом», яр­ ко, убедительно повествующую о вреде пережитков прошлого — ал­ коголя и курения, с пользой и ин­ тересом прочтет любой читатель. Н. ЛЕВЧЕНКО. О В Е Р Е В П Р И М Е Т Ы чтобы лен вырос таким же длин­ ным, как и их волосы, и т. д. Считалось, что встреча с челове­ ком, несущим пустые ведра, озна­ чает «пустоту», неудачу в жизни (отсюда и поговорка: «Чтоб тебе пусто было!»). Полные же ведра, наоборот, предвещают якобы ис­ полнение желаний, удачу, успех, «полноту жизни». Перебежавшая дорогу черная кошка служила «предвестником несчастья». Чер­ ный цвет в первобытные времена считался «несчастливым», ибо темнота ночи была полна опасно­ стей. Несколько позднее, когда люди начали учиться считать и возник­ ло представление о числах, появи­ лись суеверия, связанные со «сча­ стливыми» и «несчастливыми» чис­ лами. Следы подобных представ­ лений сохранились до сего време­ ни. У греков считается, что суще­ ствует семь чудес мира, семь мудрецов. Счастливый человек, как мы шутим до сих пор, чувст­ вует себя на седьмом небе. Об этом же говорят русские поговор­ ки: «У семи нянек дитя без гла­ зу», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут». Непонятные вещи называют «кни­ гой за семью печатями». Число «13» называют «чертовой дюжиной», считают «несчастли­ вым». На улицах -многих городов Западной Европы нет домов с но­ мером 13, в гостиницах и на паро­ ходах люди избегают жить в «не­ счастливом» номере. Как ни стран­ но, но и сейчас есть еще люди, опасающиеся разбитого зеркала, встречи с черной кошкой и чело­ веком с пустым ведром. Некото­ рые охотники все еще верят, что если заяц перебежал дорогу, то охотиться уже не имеет никакого смысла: все равно будут осечки и промахи. Всякому здравомыслящему че­ ловеку должно быть ясно, что в действительности никакой связи между пустыми ведрами, зайцем, черной кошкой, перебежавшей до­ рогу, и делами человека, конечно, не существует и не может сущест­ вовать. Ни счастья, ни несчастья людям эти явления принести не могут. Вера в приметы приносит людям вред, так как неправильно их ориентирует, толкает на невер­ ные поступки. Существуют, однако, приметы, которые не лишены разумных ос­ нований. Это — так называемые народные или житейские приметы. В них отражается опыт, накоплен­ ный людьми. Старые люди, напри­ мер, говорят: «снег глубок — хлеб хорош», «зима без снегу—не быть хлебу», «сильная ночная роса— к ясному дню», «чистый закат солн­ ца — к ведру», «красная заря — жди ненастья», «ласточки низко летают — быть дождю», «кости ло­ мят» (у ревматиков)— к непого­ де» и т. д. Большая часть таких примет правильно подмечает зависимость между явлениями. Например, ког­ да в поле много снега, то весной почва забирает большое количе­ ство влаги, что повышает урожай­ ность. Окраска вечерней и утрен­ ней зари зависит от количества водяных паров, содержащихся в атмосфере: чем больше паров, тем краснее будет цвет зари, что, воз­ можно, принесет ненастье. Чистый же закат, переходящий у горизон­ та в желтый цвет, свидетельству­ ет о малом содержании паров в атмосферном воздухе. Это пред­ вещает хорошую погоду, без дож­ дей. Перед дождем обычно повы­ шается влажность воздуха, уве­ личивается атмосферное давление. Поэтому поврежденные или нездо­ ровые суставы и кости начинают ныть. Некоторые народные приметы опираются также на наблюдения за поведением насекомых, птиц, животных. Они тоже могут быть научно объяснены. Например, у муравьев, пчел и других насеко­ мых выработалась тонкая чувст­ вительность к изменениям погоды. Ненастная погода, застигающая их на большом расстоянии от оби­ талища, означает для них гибель. Поэтому, когда пчелы не вылета­ ют из улья, а муравьи прекраща­ ют свою возню около муравейни­ ка, это действительно может слу­ жить признаком предстоящего ухудшения погоды. Однако народные приметы не могут служить основой предвиде­ ния. Да в этом сейчас нет и на­ добности. В наФем распоряжении имеются научные прогнозы, кото­ рые опираются на знание законов развития природы' и общества, на глубокий анализ явлений и носят поэтому достоверный характер. Научное предвидение отличает­ ся точностью, достоверностью. То­ му, кто владеет научными позна­ ниями, вера в приметы не нужна! Л. ДРУЯНОВ, кандидат философских наук. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДРЕС 0 ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИЙ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 13, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через ком­ мутатор 28—01) — 2—58. Липецк, типография областного управления по печати. АЭ 72614. Зак. № 8796.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz