Строитель. 1964 г. (г. Липецк)
ТВОРЧЕСКАЯ СМЕКАЛКА Большую пользу приносят творческие поиски рационализа торов. В «Центроэлектромонтаже» большинство предложений рабо чих, инженеров в этом году было направлено на изменения в про ектах с целью получить от этого наибольший экономический эф фект. Это позволило намного бы стрее выполнить ряд работ на стройках Липецкой Магнитки. За минувшие восемь месяцев 1964 года в бриз «Центроэлек- тромонтажа» поступило 73 ра ционализаторских предложения. Большинство из них внедрено в производство. Отклонено лишь восемь. Внедренные предложения дали экономии более 24 тысяч рублей. Активными рационализа торами являются тт. Рожков, Астман, Аржанов, Голосов, Лизу нов и другие. Многие из них сей час направляют свои поиски на механизацию производственных процессов, создание новых ме ханизмов, инструментов и конст рукций. Электромонтажники поставили перед собой задачу: добиться, чтобы каждый третий рабочий был активным рационализатором. Вскрывая неиспользованные ре зервы, все делая для того, чтобы как можно лучше механизиро вать производственные процессы, они тем самым помогут коллекти ву электромонтажников трудить ся еще более высокопроизводи тельно. В. ПЕТРОВ. ия В ряде хозяйств Москов ской области проводились ис пытания нового способа вне сения органических удобрений П д о ч т и т е э т у к н и г у ! § „Молодежь должна знать об этом1* Взры в— помощник з ем л е д е л ь ц а из них закладывается взрыв чатый материал. Все заряды соединяются последовательно с помощью провода, после че го происходит взрыв. Хорошо измельченные удобрения рав номерным слоем разбрасыва ются на большом расстоянии. Новый способ внесения удобрения дает большую эко номическую выгоду хозяйст вам, позволяет выполнить ра боты в сжатые сроки, снизить трудовые затраты. На снимках: 1. Поле с ку чами удобрений, подготовлен ных для разбрасывания при помощи взрыва. 2. Бригада взрывников готовит взрыв. (Фотохроник 1 ТАСС). при помощи взрыва. Метод за ключается в следующем. Удоб-_ рения вывозятся на поля и сгружаются кучами. В каждую В серии «Народный универси тет культуры», выпускаемой из дательством «Знание», недавно вышла брошюра кандидата меди цинских наук В. Я. Деглина «Мо лодежь должна знать об этом». Сколько несчастных случаев, преступлений, психических забо леваний, страданий, слез бывает по вине алкоголя. Как измерить горе родных, которые видят, как гибнет от водки их близкий чело век. Пьянство разрушает семью, и особенно от него страдают де ти. «Катя была знакома с Миха илом до своего замужества около двух лет. Он был хороший, рабо тящий парень. Единственное, что ей не нравилось в нем, это то, что в дни получки он «выпивал» с ребятами. Правда, он обещал ей что когда они поженятся и пере едут из общежития в свою квар тиру, он бросит эту вредную при вычку. Первое время он сдержи вал свое слово, но потом все пошло по-прежнему. Михаил стал опять выпивать и не только в дни по лучки, но гораздо чаще. И, что было еще хуже, он сблизился с Василием С., рабочим с ее фабри ки, имевшим репутацию пьяницы. Приближался срок родов. Настро ение у Кати было подавленное, ей было обидно, что Михаил в такое время не оказывает ей должного внимания. Она решила серьезно поговорить с ним. Вот, наконец, пришел пьяный Михаил под руку с дружком, который тоже еле дер жался на ногах. Катя стала уко рять мужа. Михаил начал ее бра нить, и все больше озлобляясь, схватил попавшуюся под руку подставку от утюга, размахнулся, ударил жену и попал в живот. Ребенок родился с кровоизлияни ем в области глаза. Через несколь ко дней у мальчика началась трав матическая эпилепсия — время от времени возникали судорожные припадки. Ребенка пришлось по местить в больницу». И это, к сожалению, не единич ный случай. Интересные данные приводит автор, как алкоголизм родителей влияе^ на потомство. Хорошо показывает В. Я. Дег лин, что «пьяная радость, пьяное горе, пьяная храбрость— это не настоящие чувства, ложные, и после себя оставляют неприятные ощущения». А «кто из нас не видел маль чишек, собравшихся где-нибудь в укромном местечке, с гордым ви дом попыхивающих папиросами. Еще бы не быть гордыми... Они теперь чувствуют себя «настоя щими мужчинами». Правда, кое- кто из них сморщился — горько, невкусно и вообще никакого удо вольствия нет... Но старшие так делают, и ложный стыд не поз воляет бросить невкусную папи росу». Они не знают, какие пос ледствия таит никотин — повыша ет артериальное давление, раздра жает дыхательные пути, способст вует развитию туберкулеза и ра ка легких, отрицательно влияет на зрение, нарушает деятельность сердца, приводит к гангрене ниж них конечностей, понижает аппе тит. Но курильщики приносят вред не только себе, но и окру жающим их некурящим людям. Табачный дым действует не ме нее вредным образом, чем табак на самих курящих. Иногда кажется, что человек, куря, повышает свою работоспо собность. Но это глубокое за блуждение. Вот признание чемпио на мира по шахматам А. Алехи на а н т и р е л и г и о з н ы е т е м ы, Суеверные приметы сродни ре лигиозным предрассудкам. Как и религия, суеверия — это вера в то, чего на самом деле нет, что является продуктом человеческого воображения. Вера в приметы появилась в первобытном обществе и нераз рывно связана с религиозными верованиями. Жизнь людей тогда всецело зависела от случая: от успеха в собирании съедобных корней, от удачи на охоте, рыбной ловли и т. д. Первобытный чело век полагад, что все происходя щее зависит от многочисленных духов, которыми его воображение заселило природу. К ним он и об ращался за помощью. Обо всем окружающем перво бытные люди судили обычно по сходству. Они думали, что внеш нее сходство между различными явлениями свидетельствует о внут ренней связи между ними. Напри мер, чтобы добиться удачной охо ты, охотники отсталых племен Ав стралии, прежде чем отправиться на промысел, рисовали на песке животное и пронзали рисунок копьем. Земледельческие племена, чтобы вызвать дождь, лили воду с крыш своих хижин, Вскрывали вену и выпускали кровь, разбра сывали пух, который символизи ровал облака, и т. д. Этим они ду мали побудить природу к подоб ным же действиям. Многие из этих суеверных пред ставлений дошли до нашего вре мени. Например, еще несколько десятилетий назад крестьяне в не которых деревнях перед посевом надевали чистое белье, таким же чистым от сорняков, как они по лагали, должно было остаться и их поле. В капустные гряды иног да зарывались большие круглые камни: кочаны капусты должны были уродиться такими же туги ми, как и камни. Девушки перед посевом льна расчесывали косы, АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. Богата природа в горах, прилегающих к Те- лецкому озеру. Сюда на полевую практику по зоологии выехала группа студентов второго курса агробиологического факультета Горно-Алтайского пединститута. НА СНИМКЕ: студенты пединститута в лагере. (Фотохорника ТАСС). на: «Никотин ослабляюще дейст вует на память и ослабляет силу воли—способности, столь необхо димые для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность в выигрыше матча за мировое первенство лишь тогда, , когда отучился от страсти к та-* баку». | Брошюру В. Я. Деглина «Моло-* дежь должна знать об этом», яр ко, убедительно повествующую о вреде пережитков прошлого — ал коголя и курения, с пользой и ин тересом прочтет любой читатель. Н. ЛЕВЧЕНКО. О В Е Р Е В П Р И М Е Т Ы чтобы лен вырос таким же длин ным, как и их волосы, и т. д. Считалось, что встреча с челове ком, несущим пустые ведра, озна чает «пустоту», неудачу в жизни (отсюда и поговорка: «Чтоб тебе пусто было!»). Полные же ведра, наоборот, предвещают якобы ис полнение желаний, удачу, успех, «полноту жизни». Перебежавшая дорогу черная кошка служила «предвестником несчастья». Чер ный цвет в первобытные времена считался «несчастливым», ибо темнота ночи была полна опасно стей. Несколько позднее, когда люди начали учиться считать и возник ло представление о числах, появи лись суеверия, связанные со «сча стливыми» и «несчастливыми» чис лами. Следы подобных представ лений сохранились до сего време ни. У греков считается, что суще ствует семь чудес мира, семь мудрецов. Счастливый человек, как мы шутим до сих пор, чувст вует себя на седьмом небе. Об этом же говорят русские поговор ки: «У семи нянек дитя без гла зу», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут». Непонятные вещи называют «кни гой за семью печатями». Число «13» называют «чертовой дюжиной», считают «несчастли вым». На улицах -многих городов Западной Европы нет домов с но мером 13, в гостиницах и на паро ходах люди избегают жить в «не счастливом» номере. Как ни стран но, но и сейчас есть еще люди, опасающиеся разбитого зеркала, встречи с черной кошкой и чело веком с пустым ведром. Некото рые охотники все еще верят, что если заяц перебежал дорогу, то охотиться уже не имеет никакого смысла: все равно будут осечки и промахи. Всякому здравомыслящему че ловеку должно быть ясно, что в действительности никакой связи между пустыми ведрами, зайцем, черной кошкой, перебежавшей до рогу, и делами человека, конечно, не существует и не может сущест вовать. Ни счастья, ни несчастья людям эти явления принести не могут. Вера в приметы приносит людям вред, так как неправильно их ориентирует, толкает на невер ные поступки. Существуют, однако, приметы, которые не лишены разумных ос нований. Это — так называемые народные или житейские приметы. В них отражается опыт, накоплен ный людьми. Старые люди, напри мер, говорят: «снег глубок — хлеб хорош», «зима без снегу—не быть хлебу», «сильная ночная роса— к ясному дню», «чистый закат солн ца — к ведру», «красная заря — жди ненастья», «ласточки низко летают — быть дождю», «кости ло мят» (у ревматиков)— к непого де» и т. д. Большая часть таких примет правильно подмечает зависимость между явлениями. Например, ког да в поле много снега, то весной почва забирает большое количе ство влаги, что повышает урожай ность. Окраска вечерней и утрен ней зари зависит от количества водяных паров, содержащихся в атмосфере: чем больше паров, тем краснее будет цвет зари, что, воз можно, принесет ненастье. Чистый же закат, переходящий у горизон та в желтый цвет, свидетельству ет о малом содержании паров в атмосферном воздухе. Это пред вещает хорошую погоду, без дож дей. Перед дождем обычно повы шается влажность воздуха, уве личивается атмосферное давление. Поэтому поврежденные или нездо ровые суставы и кости начинают ныть. Некоторые народные приметы опираются также на наблюдения за поведением насекомых, птиц, животных. Они тоже могут быть научно объяснены. Например, у муравьев, пчел и других насеко мых выработалась тонкая чувст вительность к изменениям погоды. Ненастная погода, застигающая их на большом расстоянии от оби талища, означает для них гибель. Поэтому, когда пчелы не вылета ют из улья, а муравьи прекраща ют свою возню около муравейни ка, это действительно может слу жить признаком предстоящего ухудшения погоды. Однако народные приметы не могут служить основой предвиде ния. Да в этом сейчас нет и на добности. В наФем распоряжении имеются научные прогнозы, кото рые опираются на знание законов развития природы' и общества, на глубокий анализ явлений и носят поэтому достоверный характер. Научное предвидение отличает ся точностью, достоверностью. То му, кто владеет научными позна ниями, вера в приметы не нужна! Л. ДРУЯНОВ, кандидат философских наук. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДРЕС 0 ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИЙ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 13, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через ком мутатор 28—01) — 2—58. Липецк, типография областного управления по печати. АЭ 72614. Зак. № 8796.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz