Строитель. 1964 г. (г. Липецк)

Строитель. 1964 г. (г. Липецк)

Межд у н а р о д н ы й день з а щ и т ы д е т е й Дети — добрая треть населения нашей планеты — ее на­ дежда, ее радость и будущее. 15 лет назад, в ноябре 1949 года, Международная демократическая федерация женщин постановила объявить первый день лета Международным днем защиты детей. 1 июня — смотр итогов борьбы людей доброй воли за сохранение здоровья детей, за улучшение их воспи­ тания и образования, за их право на счастье. В Советском Союзе 1 июня — светлый и радостный празд­ ник. Коммунистическая партия и Советское правительство по-отечески заботятся о том, чтобы наши дети росли здоро­ выми и крепкими, пытливыми и знающими, стойкими и му­ жественными, умелыми и трудолюбивыми, достойной сменой строителей коммунизма. В странах социализма все самое лучшее предоставляется детям. На охрану их здоровья, обра­ зование и воспитание расходуются огромные средства. В «Декларации прав ребенка», принятой Генеральной Ас­ самблеей ООН, торжественно провозглашается право детей на счастливое детство. Но принципы «Декларации» грубо попи­ раются в капиталистических странах, где до сих пор мил­ лионы детей гибнут от голода и болезней, непосильного тру­ да, прозябают в темноте и невежестве. Еще хуже положение детей в колониях и экономически слаборазвитых странах. Империалисты пытаются отравить сознание юношества, вос­ питать его в духе вражды и ненависти н другим народам, сделать молодежь послушной своим агрессивным планам. Но народы мира не хотят, чтобы их дети стали жертвами новой войны. На всех континентах растет и ширится дви­ жение сторонников мира. Яркое подтверждение успехов ми­ ролюбивых сил — состоявшийся в июне 1963 года в Москве Всемирный конгресс женщин. Выступая за всеобщее и пол­ ное разоружение, за прекращение испытаний атомного ору­ жия, миллионы людей борются за счастье своих детей. И фф ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ фф фф фф фф фф фф фф фф фф фф » ф фф фф и * ф фф фф Ленинград. В этом году испол­ няется 209 лет со времени осно­ вания Государ!Ствен 1 Ното Эрмита­ жа — одного из крупнейших ху­ дожественных и культу|рно-'исто- ричеоких музеев в мире. В 1764 году Екатерина II при­ обрела в Пруосии первую круп­ ную коллекцию художественных ценностей. Для них был отведен «уединенный уголок» — таково буквальное значение французско­ го слова «эрмитаж». Коллекции быстро росли. Было построено здание. Уже к концу XVIII ;века Эрмитаж становится одной из лучших картинных гале­ рей в Европе. Пополнялся музей и другими экспонатами — памят­ никами первобытной-и античной культуры, скифскими древностя­ ми, ювелирными изделиями, па­ мятниками Древнего Востока, восточной и европейской культу­ ры средних веко,в. Долгое тремя богатейшие ху­ дожественные собрания считались собственностью царской фамилии, доступ к ним имел лишь узкий круг лиц. Только с середины XIX века в связи с ростом демо­ кратического движения в стра­ не правительство вынуждено бы­ ло открыть 'музей. ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ФФ ФФ ФФ ФФ ФФ ФФ ФФ ФФ ФФ ФФ ФФ ФФ ФФ ФФ ФФ фф фф | ш ш ш и ш ш ё ю а м м а ш К 1 6 0 - л е т и ю с о д н я р о ж д е н и я М. И. Г Л ИНК И Глинке принадлежит выдающаяся историче­ ская роль основополож­ ника русской классдо- ческой музыки. Обобщив достижения 'Своих пред- игествеинитов — компо­ зиторов конца XVI I и начала XIX столетий, Глинка заложил основы национального музы­ кального 'СТИЛЯ и, подоб­ но Пушкину в литера­ туре, открыл классиче­ ский период1 ® истории русской музыки. Твор­ чество Глинки отразило передовые устремления времени. Гуманизм, идеи патриотического .служе­ ния народу сближают его искусство с вольно­ любивой поэзией Пуш­ кина и декабристов. На­ ибольшее значение .в наследии композитора имеют его оперы, прав­ диво воссоздающие ге­ роику исторического прошлого, картины на­ родней жизни, образы национального эпоса. В тонкой лирике роман­ сов раскрывается мир чувств, исполненный душевной красоты. Жи­ вописность и красоч­ ность свойственны его ■ У симфоническим произ­ ведениям. Открыв в на­ родной песне источник неистощимой поэзии, Глинка создал подлинно демократическое искусство. Микаил Иванович Глинка ро­ дился 20 мая (1 июня) 1804 года в .селе Новоспасском Смо­ ленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепьяно и скрипке. Переехав в 1817 году в Петербург, будущий компози­ тор усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских кон­ цертах. К 1822 году относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных ро­ мансов и арий. Затем появля­ ются .собственные романсы, мно­ гочисленные инструментальные пьесы, делаются попытки созда­ ния инструментальных ансамблей и .оркестровых произведений. Постепенно композитор приобрел известность в музыкальных кру­ гах Петербурга; к 1829 году относится первая публикации его сочинений. В 1830—1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Гер­ мании, знакомясь с музыкальной *• Соревнования гандболистов С 23 .по 26 мая на .стадионе тракторного завода проходили со­ ревнования по гандболу (ручному мячу) на первенство областного совета ДОО «Труд». Гандболисты нашего треста в предварительных играх проиграли команде трак­ торного завода со счетом 16 : 19 и выиграли у спортсменов треста «.Промстрой» .с р е з у л ь т а т о м 25:10. В финальных соревнова­ ниях за 3—4 места они встрети­ лись с командой гор. Грязи и, обыграв ее, заняли третье место. Самыми результативными игро­ ками в нашей команде были' Э. Долгополов и В. Большаков. Гандболистки нашего треста заняли второе место. В. КАРАВАЕВ, председатель- спортивно- - массовой комиссии постройкома субподрядных организаций. культурой этих стран, совер­ шенствуя свои познания в обла­ сти теории музыки. Он много писал по- ‘заказу итальянских певцов, и сочинения «русского маэстро», как называли Глинку в Милане, пользовались попу­ лярностью. Б этот период им были созданы первые зрелые про­ изведения, а по возвращении на родину Глинка' осуществил за­ ветный замысел национальной героической оперы. Создание «Ивана Сусанина» (183'6) имело огромное, определяющее значе­ ние для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Чертами высокой творческой зрелости отмечена вторая опера композитора — «Руслан и Люд­ мила» (1842|). Образы народной поэтической фантазии, запечат­ ленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Блинки с подлинно эпическим размахом. В годы .работы над «Русланом» были написаны так­ же музыка к трагедии II. В. Ку­ кольника «|Князь Холмский» (1840) и многочисленные роман­ сы. В 1844 году Глинка предпри­ нял вторую поездку за границу. Два года он провел в Испании, собирая народные песни, изучая нравы и обычаи страны. Испан­ ские впечатления отразились в двух .симфонических увертюрах.— «Арагонская хота» (1845) и «.Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1848—18.51), кра­ сочных, темпераментных, напо­ енных ритмами и мелодиями1ис­ панской .народной музыки. Ккон­ цу 1840-х годов относится также симфоническое скерцо «Камарин­ ская» (1848), сыгравшее исклю­ чительную .роль из формировании русского симфонизма. В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет — опера «Двумужница» и симфония «Та­ рас Бульба» — остались неосу­ ществленными. Глинка умер 3 (15) Февраля 1857 года в Берлине. После Великой Октябрьской социалистической революции кол­ лекции Эрмитажа пополнились за счет национализации ряда ча­ стных собраний. Экспозиции были размещены и в Зимнем дворце. Нынешний Эрмитаж — бога­ тейшая в мире сокровищница вы­ дающихся произведений живопи­ си, скульптуры, а также гравюр, рисунков и других экспонатов. Если ;в 1916 году в музее было 600 тысяч предметов, то сейчас их более 2 миллионов. Коллек­ ции живописи содержат замеча­ тельные произведения итальян­ ских, испанских, французских, голландских и фламандских ху­ дожников. Среди них — полотна Рафаэля, Леонардо да Винчи, Д. Веласкеса, Н. ,Пуюсена, Рем­ брандта, П. Рубенса, А. Ван-Дей­ ка и других. Среди собраний ху­ дожественной промышленности — исключительная по полноте коллекция фарфора, английское и французское, серебро, одна из наиболее полных в мире коллек­ ций монет и медалей. Экспонаты музея размещены более чем в 340 залах. Эрмитаж ведет большую на­ учную работу. Популярность его и посещаемость растут год от года. Ежедневно через его залы проходит около 10 тысяч экскур­ сантов, а годовая посещаемость составляет около двух миллионов человек. Двухсотлетие, которое отмечает Эрмитаж в этом .году,— большое событие в культурной жизни на­ шей страны. На снимке: здание Эрмитажа. (Фотохроника ТАСС). В м и р е и н те р е с П О Ч Е М У НАЗЫВАЕТСЯ Й О Д ЙОДОМ Как открыли йод и почему он так называется? В старину получали порох, сме­ шивая селитру и уголь. И вот Куртуа — французский промыш­ ленник, который варил селитру из старых водорослей, однажды об­ наружил, что на стенках котлов образуется накипь, которая разъ­ едает металл. Он соскреб в про­ бирку накипь и показал ее двум знаменитым английским ученым— химику Гемфри Дэви и его асси­ стенту, впоследствии прославлен­ ному физику Майклу Фарадею. Они очень заинтересовались этими чешуйками серого цвета. Раство­ ряли их в воде и в спирте. Пары нового вещества были очень красивого лилового цвета. И Дэви назвал новое вещество по­ дом. По-гречески «йод» значит «лиловый». Вот и получилось, что вещество, найденное при производстве поро­ ха, стал служить людям как ле­ карство, залечивающее раны. С Т Р А У С Ы __ ПОМОЩНИКИ ЧАБАНОВ Страусы, как известно, быстро бегают, отличаются сравнительно большой силой и готовностью в любое время отразить атаку про­ тивника. Южноафриканские чаба­ ны считают их своими самыми на­ дежными и незаменимыми помощ­ никами. Пока птица находится на посту, ничто не грозит отарам овец. Не раз они выдерживали да­ же атаки хищников. Однажды мо­ лодой страусенок бросился на ав­ томашину, приняв ее за грозного противника. Редактор К. ОГРЫЗКОВ Средняя школа рабочей молодежи № 7 треста «Липецк- строй» производит прием учащихся в 6, 7, 8, 9 и 10 классы на 1964—1965 учебный год. При поступлении необходимо представить: заявление, справку (свидетельство) об образовании, справку с места ра­ боты, оправку с места жительства. Прием документов производится до 25 августа с. г. еже­ дневно в канцелярии школы. При школе открыты курсы по подготовке для поступления в школу. Учащимся во время учебного года еженедельно предостав­ ляется дополнительный выходной день с сохранением 50 про­ центов зарплаты. На время экзаменов предоставляется от­ пуск. Адрес школы: ул. Дзержинского, 27. АДРЕС И ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИЙ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (черва коммутатор 28—01)—2—58. Липецк, типография областного управления по печати. АЭ 71440 Зак. № 5452

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz