Строитель. 1964 г. (г. Липецк)
— ТОВАРИЩИ, — негромко сказал Ленин и, вытерев со лба мот широкой в ладони рукой, во брал воздух всей грудью. Он то ропился сюда к ним, на этот их митинг, и теперь, ему надо переве сти дыхание.—'Я только что уз нал, что у вас здесь существует недоумение: как это я и мои То варищи приехали сюда через Гер манию? Распространяются даже слухи, будто нас послал Виль гельм. На что рассчитаны эти слу хи? На вашу простоту и доверчи вость. Но давайте разберемся са ми, где тут правда и где ложь... Он подвинулся к самому краю трибуны и стал объяснять, с каки ми необыкновенными трудностями столкнулась группа высланных царским правительством больше виков, имевших задачу во что бы то ни стало вернуться в Россию и принять участие в революции. — Поставьте себя на наше ме сто, — сказал он, — и подумайте, что еще можно было сделать в на ших условиях? Потом он сказал: — Проехали мы благополучно, но вы — солдаты и знаете, что все могло обернуться совсем иначе. Думаю, что многие из нас были готовы и готовы теперь отдать, если надо, жизнь, но быть вместе с народом, чтобы дове- (Окончание. Начало на 2-ой стр.) ЛДШ К1ПЩН И Н сти революцию до конца. Прав да, буржуазия и помещики склонны считать, будто револю ция уже закончилась. Вре менное правительство старается свертывать революцию, тогда как надо ее развивать. Народ не полу чил еще того, что было целью его борьбы. Мало свергнуть царя. На до, чтобы земля была немедленно передана народу без всякого вы купа. Земли помещиков должны перейти в руки крестьян по реше нию местных крестьянских ко митетов. Это — одна из самых главных и неотложных задач ре волюции] Солдаты одобрительно загудели, стараясь ближе подвинуться к трибуне. Этот человек говорил о том, что думали они сами. И он брал самую суть дела. — Разбирается!—сказал кто-то в толпе. Ленин поднял руку, и в этом жесте было нетерпение. — Ошибочно думать, — сказал он,—что помещики и буржуи сами отдадут вам землю, да еще без всякого выкупа. Они нацепили к пиджакам красные значки и го ворят: «Мы все, что надо, сдела ем. Не беспокойтесь, идите в око- Н ик . Ж данов пы, воевать». Мы должны ска зать нм: «Нет, мы сами это сде лаем. Мы сами возьмем землю. Вам это не под силу!». — Правильно! — раздалось где- то у трибуны. И все вдруг увидели, что это крикнул тот самый цинготный сол дат. Он стоял на виду, но его как- то уже не замечали. И вот теперь этот крик вырвался у него, по-ви- димрму, совершенно непроизволь но, в полном противоречии со всем тем, что он говорил недавно. И все почувствовали это, и многие невольно рассмеялись. Напряже ние, сковавшее зал в первые ми нуты этой встречи, давно исчезло. Ленин выждал, когда наступит тишина, и продолжал: — Народ сломил самодержавие для того также, чтобы покончить с войной. Но, чтобы действительно потушить войну, необходимо опять-таки взять власть в свои ру ки, заставить буржуазию всего ми ра считаться с интересами рабо чих, солдат, крестьян. Именно в этом состоит самое существо пози ции, которую отстаиваем • мы, большевики. В своем потертом пальто, коре настый, крепкий, с широкими пле чами, поглаживая ладонью боль шой лоб, Ленин ходил по малень кому пространству самодельной трибуны и бросал в толпу слова, полные гневной правды. И оттого, что этот человек был тут, рядом, все становилось яснее и проще, де лалось зримым, доступным. Она слушала жадно, радостно; как бы насыщая свой ум, утомленный по исками ответов на все вопросы, ко торые ставила перед ней жизнь. Этот человек не говорил как будто ничего особенного. Но каждому из них то и дело хотелось восклик нуть: «А ведь и верно, я и сам ду мал то же!». Теперь, вместе с этим человеком, прежние мысли прини мали какую-то отчетливую, безо шибочную ясность. РасСуЖдая вслух, он как бы заставлял их ду мать вместе с ним, возбуждал их мысль, ставил вопросы и сам да вал на них единственно возмож ные ответы, выколупливая самую суть. В каждом его слове чувст вовались знание дела, опыт, ум. Он явно был хорошо, не по-ихне- му, образован, и в то же время в о л ю д я х Х О Р О Ш И Х ВЫШЕЛ НА СТР Кем быть, где применить свои молодые силы, чтобы с большей Ьользой прожить жизнь? Такой вопрос встает перед каждым че ловеком в начале его жизненною пути. Встал он в свое время и перед Виктором Ждановым. Ехать из Трубетчинского района в го род — нет специальности, а без нее боязно. И решил он подать ся в совхоз «Агроном», в школу садоводов. Слава об этом сов хозе идет по всей стране, ябло ки так же необходимы людям, как и хлеб, мясо, жилище, одеж да. «Везде можно принести поль зу, если трудиться честно, добро совестно», — подумал он. Два года учебы в школе садо водов пролетели незаметно. Жда нов охотно осваивал садоводче ские премудрости, познал много нового и интересного. Но мораль ного удовлетворения в его душе не было. Нет, не за то он, вид но, взялся. Разве ему, здоровому, сильному парню, ходить между рядами нежных яблонь, вишен и груш? Мало ли для этого мож но найти женщин и девушек? Но в то время, когда он раз думывал над этим, его вызвали в райвоенкомат и сказали, что надо послужить в армии. А де мобилизовавшись, Жданов обна ружил, что у него теперь боль ше тяготения к металлу, нежели к садам. И пошел он учиться на токаря при Лебедянском машино строительном заводе. Когда же на строительстве аг лофабрики началась большая страда, Виктор Жданов вместе с сотнями других советских патрио тов оказался на передовой линии — он приехал в Липецк и стал арматурщиком. Не сразу, ко нечно. Шесть месяцев ходил в учениках, потом ему присвоили второй разряд. — Смотри, — предупредил его бригадир Иван Дмитриевич Ти тов, принимая в бригаду. — Мы носим звание коллектива комму нистического труда. Не подве дешь? — Не подведу, Иван Дмитрие вич. И не подводит. Еще будучи учеником, Жданов работал нарав не со всеми, выполнял любое по рученное ему задание. Получив недавно второй разряд, он стал трудиться еще лучше, добросо вестнее, еще глубже вникать в де ло. По окончании строительства аг лофабрики бригаду Титова пере бросили на сооружение азотно тукового завода, а вскоре — кон верторного цеха. Здесь арматур щикам поручили сооружать глав ный корпус цеха. Работа ответ ственная и немалая: в скраповые ямы надо уложить 104 тонны ар матурной стали. Но бригадир уверен в своих людях. До сих ПАРЕНЬ Е М Н И Н У пор где бы ни приходилось рабо тать ударникам коммунистическо го труда, задания выполнялись всегда досрочно и высококачест венно. Вскоре Иван Дмитриевич полу чил указание перебросить часть бригады на строительство чугу- новозной эстакады конверторного цеха. Кого направить туда? Лю ди будут работать там в отдале нии от бригады, каждый час, каждую минуту не сможешь за ними присматривать. Значит, на до послать туда наиболее прове ренных арматурщиков. Выбор пал на старейшего члена бригады, испытанного арматур щика четвертого разряда Вален тина Михайловича Банных, Се мена Александровича Карпушкина и других, а в их числе — и Виктора Жданова. Молодой, но сноровистый, способный, ищущий. Лишь на днях получил второй разряд, но не отказывается, умеет выполнять работу и высших раз рядов. Это доказано делами на строительстве аглофабрики, где' до этого трудилась вся бригада. Там порою случалось так, что срочная работа заставляла не счи таться со временем, и Жданов первый изъявлял согласие остать ся после смены, устранить то, что могло приостановить работу бе тонщиков, задержать сооружение всего объекта. Не корыстные цели руководили Ждановым в такие дни, нет! Стремление побольше сделать, ускорить ввод в строй аглофабрики — вот что по буждало его работать столько, сколько требовалось. Так и на чугуновозной эстака де. Арматурщики ежедневно вы полняют задания до 115 процен тов. В числе лучших среди них, |гак и всегда, идет Виктор Жда нов. Он и ставит арматуру, и гнет ее на станке, и-яюдносит, де лает расстановку. И все это с желанием, с радостью, с любовью. Однако быть только арматур щиком — мало, очень узко. Что бы не зависеть от других смеж ных профессий, арматурщику, на до знать, например, и сварку металла. Об этом не раз заду мывался Жданов. И когда объя вили набор на курсы сварщиков, организованных при тресте, Вик тор Жданов поступил на них в числе первых. Да, поиски Жданова были дол гими и трудными. Но без труда не дается ничто. Жданов прео долел годы трудных поисков. Он нашел свое счастье. И. СМИРНОВ. Строительство кислородно- конверторного цеха. Дом-музей В. И. Ленина в Горках. Кабинет В. И. Ленина. (Фотохроника ТАСС). нем не было ничего даже отдален но барского, такого, что ставило бы грань, проводило невидимую черту между ними. Он был свой. И все они чувствовали это с каж дой минутой отчетливее. Прошло немногим больше часа с тех пор. как он тут, среди них, но теперь было дико и странно представить, что еще час назад они, измучен ные бесплодными поисками прав ды, озлобленные безвыходностью своего положения, горькой своей судьбой, готовы были растерзать этого человека. Сейчас они пошли бы за ним на смерть, туда, куда он звал их по ясной и прочной дороге борьбы. Ленин вдруг оборвал свою речь, улыбнулся широко, радостно и азартно: — Итак, товарищи, революция не окончена. Она продолжается, и мы с вами доведем ее до победно го конца. Да здравствует рево люция! Весь огромный зал так и вски нулся в едином порыве. Громовые восторженные крики потрясли сы рые стены казармы. Солдаты бро сились к трибуне, подхватили Ле нина на руки и на руках понесли к выходу. Ликующая толпа окружи ла автомобиль. И все вдруг увидели над голо вой сияющее солнце апреля и ощутили манящее дыхание'весны... Памятная зона УЛЬЯНОВСКА Ленгипрогором разработан про ект детальной планировки памят ной зоны в Ульяновске, связан ной с жизнью Владимира Ильи ча Ленина. Все основные мероприятия по реконструкции центра города и организации мемориальной зоны намечается осуществить к сто летней годовщине со дня рожде ния В. И. Ленина, то есть к 1970 году. Цель реконструкции— превратить родину Ильича в об разцовый город, организовать и благоустроить район ленинских мест, создать единую памятную зону в виде «Музея под откры тым небом». Проектом предусматривается провести жилую застройку по принципу микрорайонов с много ступенчатой системой обслужива ния. В центральной части города предполагается разместить адми нистративные, культурно-просве тительные, учебные и коммуналь но-бытовые здания. Мемориаль ная зона организуется в преде лах центральной части города и предусматривает сохранение всех памятных мест, связанных с жизнью В. И. Ленина и семьи Ульяновых. ВЕЛИМ АНГЛИЙСКИЙПОИТ И ДРАМАТУРГ К 400-летию со дня рождения Вильяма Шекспира 23 апреля 1564 года у Джона Шекспира, гражданина провин циального английского городка Стрэтфорда-на-Эвоне, родился сын Вильям. С тех пор прошло четыреста лет — и вряд ли те перь найдется хоть один мало- мальски образованный человек, который бы не знал имени вели кого драматурга Вильяма Шек спира. Да, прошло четыреста лет со дня рождения Шекспира, а его искусство не стареет и не умира ет. Нас захватывает глубокий трагизм изображаемых Шекспи ром социальных конфликтов, волнует динамика страстей и мыс лей, бушующих в душах его ге роев. Каждый шекспировский спек такль — это событие для режис сера, актера, зрителей. Театры не перестают показывать нам пьесы Шекспира. Сидя в театре, мы де лаем открытие, что Шекспир со звучен нашей современности, что слова, мысли, чувства, стремле ния и поступки шекспировских героев чем-то сродни нашим раз думьям и чувствам. Образы людей в шекспиров ских пьесах созданы рукой гени ального мастера, драматурга. Вот Гамлет, принц датский, сын короля, убитого своим бра том, который захватил его пре стол и женился на его вдове, ма тери Гамлета. Казалось бы, что дальше от нас, чем этот сюжет? Но мы, покоренные гением Шек спира, как бы сами становимся соучастниками трагедии, пережи ваемой его героем, прекрасным, гуманным человеком, столкнув шимся с миром хищничества, ко варства, злодейских преступле ний. Мы следим за развитием событий в королевстве датском, наблюдаем, как преодолевает Гамлет все свои колебания, как крепнут в этой внутренней борь бе его духовные силы. Мы ви дим, наконец, как, поставив пе ред собой вопрос: «Что благо родней — покоряться пращам и стрелам яростной судьбы иль, ополчась на море омут, сразить их противоборством?» — он ре шает его, как подобает герою, и бросается в непримиримую борь бу со злом. ) Велико искусство Шекспира анализировать человеческие пе реживания. Показывая любовь юных Ромео и Джульетты, рев ность доверчивого Отелло, често любие отважного воина Макбета, Шекспир прослеживает каждую из этих страстей, раскрывает мотивы поведения своих героев, показывает развитие человече ской личности. Не всегда в ду шах шекспировских героев одер живает верх доброе начало, но так велика вера Шекспира в че ловека, что он всегда, даже в са мых печальных своих трагедиях, противопоставляет злодейству мо гучее силы добра. Какие бы «личные» чувства не г&реживали шекспировские герои, драматург показывает, как тесно переплете ны судьбы всех людей, какое глубокое влияние оказывают они на жизнь. Разве, например, лю бовь Ромео и Джульетты не вы зов старой, деспотической мора ли, губительной не только для этих влюбленных, но и для всего общества? И разве трагическая победа их любви не предвещает рождение новых, гуманных отно шений между людьми? Пафос человечности — вот что покоряет нас в Шекспире, вот что сделало его произведения вечными. Е. КОРНИЛОВА, кандидат филологических наук. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДРЕС И ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01)—2—58. Липецк, типография облуяравлеияя культуры АЭ 71300 Зяк. № 53,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz