Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Годы и люди Покоряющий талант (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С. В. РАХМАНИНОВА) О Рахманинове не .ока­ жешь даже, что он вы- | |соко одарен: быть вели­ ким в большом и ма- •лам — удел немногих и скорее гениев. Уже с юношеоких лет в Рахманинове поража­ ло все. Сразу и 'навсе­ гда. Он мог сыграть са­ мое сложное сочинение, лишь однажды его про­ едушав, написать цатую оперу 'в партитуре за семнадцать дней, заво­ рожить любую аудито­ рию, едва только его 1 чудотворные пальцы 1 прикасались к [Клавиа­ туре фортепьяно. Со временем это по­ разительное слилось в сильную, [Могучую лич­ ность музыканта, впи­ савшего в историю оте­ чественной культуры по­ истине прекратую гла­ ву. Он был огромным музыкальным творцом: гордость наша — фор­ тепьянные концерты и Симфонические танцы Рахманинова, его пре­ людии, этюды-карти­ ны и романсы. Он был феноменальным пиани­ стом — ,непревзойденным толкователем чужих ,и, в особенности, своих-сочи­ нений. Он был, наконец, волшебником:дирижером, под взмахом палочки которого впер­ вые прозвучали во -всей преле­ сти, значительности и красоте многие -произведения русских и зарубежных авторов. Трехликий талант, покоряющий, по едино­ душным отзывам [Современников, всех, кто его знал и слышал! Детство Рахманинова было ма­ ло чем примечательно, если не считать, что уже в четырехлет­ ием возрасте он играл вместе с дедом -в четыре руки. Девятнад­ цати лет Рахманинов окончил Московскую консерваторию. Его выпускной работой но сочинению стала опера «Алеко». Экзамена­ ционная к-омиаоия во гл>аве с та­ кими известными музыкантами, как Аренский (руководитель Рах­ манинова по классу композиции), Танеев и Альтани, поставила ав­ тору пять с плюсом, а совет кон­ серватории присудил ему Боль­ шую золотую (медаль. Вскоре же началась полоса на редкость бли­ стательной и длительной артисти­ ческой жизни Рахманинова. 1917 год, провозгласивший Со­ ветскую власть и новую жизнь на одной шестой части земного ша­ ра, не был понят Рахманиновым, ку, он покинул Россию. Нахо­ дясь вдали от родины, Рахмани­ нов долго молчал как компози­ тор. Глубина причины и трагиче­ ская правда — в его собственном признании: «.Уехав из Росши, я потерял желание сочинять. Ли ­ шившись родины, .я потерял са­ мого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной -почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетрево- жимых . воспоминаний». Остро пережил Рахманинов , грозные события Великой Отече­ ственной (войны, а в ноябре 1942 года, глубоко волнуясь за судьбу родины, он дал концерт, сбор с которого был .передан им на нуж ­ ды Советской Армии. Рахманино­ ву .не пришлась узнать о победе над врагом. В марте 1943 года он окончалея. В Рахманинове - (художнике ! все достойно не только удивле­ ния, но и настоящей большой ■любви. О самом себе он не гово­ рил никогда: мешали природная застенчивость и окромность. Зато о нем и его искусстве, о стихий­ ной силе таланта говорит весь мир. Его слава — наша слава. И она тем дороже, что в век же­ сточайшей борьбы ,за правду на земле, в век грандиозных дости­ жений и великих жертв Сергей Рахманинов с честью нес зна.мя русского пакуоатва, глубоко со­ держательного, истинно правди­ вого, доставляющего людям вы­ сочайшее наслаждение. Т. ГОЛЛАНД. Второе рождение обелиска Свободы В центре Москвы, перед здани­ ем Московского Совета, вскоре будет (воздвигнут -обелиск Свобо­ ды. Тот самый, что -стоял здесь до апреля 1941 года. Памятник Юрию Долгорукому, который сей­ час стоит на этой площади, будет перенесен в район Ново-Девичь­ его монастыря. Обелиск Свободы, сооруженный по проекту скульптора Николая Андреева и архитектора Дмитрия Осипова, справедливо считался своеобразным символом револю­ ции. Изображение его—на от­ крытках и марках, в книгах и альбомах — было распространено по всему миру в миллионах эк­ земпляров. Когда возник вопрос о рестав­ рации памятника, прежде всего надо было выяснить: не сохрани­ лись ли какие-нибудь детали обе­ лиска? Стараниями сотрудников Главного архитектурно-планиро­ вочного управления Москвы и Музея русской архитектуры име­ ни Щусева удалось разыскать вышедшие из-под карандаша ны- н, совершив непоправимую ошиб- ‘ не покойных Андреева и Осипова листы с отдельными рисунками, планами, чертежами, схемами. В Третьяковской галерее находится выполненная из цемента с мра­ морной крошкой голова скульп­ турной фигуры, символизировав­ шей Свободу. На основе проектной докумен- ции, фотографий и фрагментов статуи -обелиск будет возрожден. За это дело взялись скульптор Михаил Бабурин и архитектор Юрий Шевердяев. Прежний монумент был кир ­ пичный, оштукатуренный. Теперь прибегнут к долговечным, совре­ менным -материалам — железобе­ тону и граниту. Возможно, при­ дется видоизменить кое-какие эле­ менты оформления пьедестала. Вместе с (проектируемым на Поклонной горе памятником Победы в Великой Отечественной войне ,и (воздвигаемым на проспек­ те Мира монументом .в честь завоевания космоса советским .на­ родом обелиск Свободы явится достойным украшением советской столицы. У Люды Выдренко серые, ве­ селые глаза, строгая прическа с двумя косичками, ловко облега­ ющими голову. Все у нее просто. II этот свитер, что обвил ее строй­ ную талию, не с яркими поло­ мками, а скромный, синенький. II юбка, не зауженная книзу, а обыкновенная, какие носят все девушки, дорожа русским по­ кроем. И любит Люда танцевать рус­ ские тайцы. А впрочем, и танце- вать-то ей некогда. Она не нахо­ дит на это времени даже в суб­ ботний вечер. А он наступил этот вечер. На улице чистый воздух, пахнет весной. Подруги по об­ щежитию идут в кино, на танцы, а Люда сидит в комнате.1Она чи­ тает книгу Медынского «Честь». Любит она книги. Из них Люда черпает знания, как жить, рабо­ тать. Вот Люда на минуту закрыла страницу рукой, задумывается: правильной ли она идет дорогой? Перед ней предстают те дни, ког­ да она окончила десятый класс вечерней школы. На дневном от­ делении Люда учиться не мог­ ла: в семье, кроме нее, еще пя­ теро детей. И она — самая старшая. Надо было помогать ма­ тери в их воспитании. И Люд& помогала. Вечером она училась, а Днем, поделав все дома, шйа на сушильный завод. Там она го­ товила продукты к сушке. Работа не тяжелая, но Люда оставила ее. II теперь она обдумы­ вает: правильно ли сделала, что покинула родной Задонск и прие­ хала в Липецк? «Правильно» — приходит к выводу девушка и снова склоняется над книгой. Из красного уголка общежития несутся звуки музыки, но Люда не слышит их. Она читает. По­ том, вспомнив, что завтра ей предстоит бетонировать Фунда­ менты, откладывает книгу в сто­ рону. Она берет в руки брошю­ ры. Это — не романы и не по­ вести о любви, а техническая литература, где дано описание, как вести бетонные работы. Но и эта литература увлекла девушку. Она внимательно читает, стараясь познать, как правильно бетони­ ровать. Девушка готовится стать ква ­ лифицированной бетонщицей. А пока она — подсобница, готовит рабочие места для строителей, подносит им материалы. Ничего интересного в этой работе нет. Но Люда крепко верит, что рабо­ та будет ее удовлетворять,добьет­ ся .этого. Она станет квалифициро­ ванным строителем. II еще де­ вушка мечтает быть летчицей. Читая эти строки, некоторые улыбнутся и окажут: фантазерка ты, Люда! Нет. Она все делает для того, чтобы осуществить свои мечты. С октября прошлого года Лю­ да посещает аэроклуб. Она изу ­ чает самолетовождение и другие предметы. Сейчас идут зачетные экзамены. Люда успешно сдает их. ...Окончился рабочий день на стройке. Люда (спешит в общежи­ тие, что выходит своими больши­ ми окнами на улицу 9 Мая. Много она уложила бетона. Но впереди у девушки большие де­ ла. Сегодня она пойдет в аэро­ клуб изучать самолет, а в воскре­ сенье вместе с инструктором сде­ лает первый вылет. Ее охватывает радость. Ведь настанет то время, когда она будет штурмовать да­ лекое небо, чтобы оно было всег­ да чистым. А. АБРАМОВА. 4 В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО Ленинград. Судостроители Адмиралтейского завода одержали большую трудовую победу: с одного стапеля на 15 дней раньше срока стуше­ ны па .воду рыбоконсервный плавучий завод «Ва­ силий (Блюхер» водоизмещением 16 тысяч ггон,н и портовый «Ледокол-4». Применяя передовую технику и технологию, судостроители на одном стапеле одновременно строят два корабля, (Широ- <о иолоты , о| азгом тичеокую н полуавтоматичес­ кую овариу, что позволяет значительно сокра­ щать сроки постройки (судов. Новая плавучая база «(Василий (Блюхер» бу­ дет выпускать .на несколько сот тысяч (банок кон­ сервов больше, чем другие (суда гой же серии. Этого удалось достигнуть благодаря совершен­ ствованию технологического оборудования. Адм.и- ралтейцы приняли обязательство — сдать судно на месяц раньше срока. На снимке: момент спуска на вод.у плавучего консервного завода «Василий Блюхер». (Фотохроника ТАСС), ПОЧЕМУ СОХРАНИЛИСЬ МУМИИ? Необычное растение, как бы заросшее плотной щетиной, ра­ стет в Бухарской области. Инте­ ресно, что («щетина» этого расте­ ния в отличие ют щетины кабана совершенно не гниет. Группа .химиков и ботаников Академии наук Узбекской ССР использовала замечательное ка­ чество ириса джунгарского (так называется растение) и разрабо­ тала новый способ эффективной защиты хлопчатобумажных опле­ ток (И обмоток электропроводов от гниения. Омоченная в растворе экстракта этого растения, ткань становится совершенно невоспри­ имчивой к влаге. Узбекские ученые предполага­ ют, что ирис джунгарский яв­ ляется тем растением, из которо­ го древние египтяне приготовляли раствор дли пропитывания ткани при создании мумий. СТО ТЫСЯЧ ИВАНОВЫХ В Москве (масса людей носит одинаковую фамилию. Одних только Ивановых в городе (около ста тысяч, ,в том чиоле около ты­ сячи Иванов Ивановичей. Смир­ новых — иеаколько «меньше: 80 тысяч, Петровых — 50 тысяч, по­ чти столько же Васильевых (45 тысяч) и лишь на десять тысяч меньше Барановых, Федоровых, Михайловых, Павловых. Зато у Николая Федоровича Игонькина нет однофамильцев. У нашепо современника Евгения Онегина в отличие от пушкинско­ го тезки занятие вполне опре­ деленное — он прокурор. На не­ го, единственного .в Москве Оне­ гина, приходится 250 Татьян Ла­ риных. А вот другие тезки лите­ ратурных героев: Анна Аркадьев­ на Каренина — (руководительни­ ца коллектива художественной самодеятельности, Павел Корча­ гин — конструктор. Живут в Москве и два Богда­ на Хмельникцих, .мирными делами занимаются двадцать Александ­ ров Невских и 150 Александров Суворовых. ТАНЕЦ ЕЖА Ежи, встретив спящую змею, начинают как бы танцевать во­ круг нее: прыгать, топать ногами, фыркать. Этот таие-ц продолжает­ ся до тех пор, пока жертва не попытается уйти. Как только оиа тронется с места, еж смело на­ падает на «ее. | н а будущей неделе дежурят: | следующие члены группы со - 1 • действия комитету партийно-: ! государственного контроля при | | парткоме треста: 1 апреля— | | инспектор питания отдела ра- : Xбочего снабжения С. Г. Дела- ♦ | ковская, 3-го — замерщик $ I «Промвентиляции» Б. И. Лукь-1 * янов, 4-го—заместитель глав- 5 | ного бухгалтера «Термоизодя-1 | цйи» Т. А. Хорева, 5-го—про - | |раб девятого стройуправления: : А. И. Фрапцкевич. | 1и тщ <ммм и * |»«мм *мм »м |ц т ^ . Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДЕРСИ ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИЙ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ (чере коммутатор 28—01): редактора — 0—23, общий— 2—58. Липецк, типография облуправлен ия культуры АЭ 61400 Зак. М 2762

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz