Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

К р ы л а т ы е с тр о и т ели Осенью прошлого года в Липецке был создан азронлуб областного комитета ДОСААФ. В него пришли те, кто желает стать воздушным «, спортсменом. Одни намерены быть пилотами, другие — планери-( стами, третьи — парашютистами. Будущие пилоты сейчас продол- жают изучать материальную часть, теорию и практику полетов. Для практических занятий, которые начнутся в мае, аэроклуб по­ лучил учебные самолеты «ЯК-18». Наступила ответственная пора в отряде планеристов. Они еда -• ют зачеты по теории и уже в марте приступят к полетам. С этого : же времени начнется практика и в отряде парашютистов. Зачеты ; они уже сдали. • Учеба в аэроклубе ведется без отрыва от производства. Среди курсантов немало строителей. Оператор счетных машин машинно-счетной станции нашего треста Мария Шеманович два года училась на Липецкой планерной/ станции. Она налетала немало часов. Теперь станция внлючена в состав аэроклуба. И девушка занимается в отряде пилотов. Вместе ! с ней в отряде учатся слесарь жилищно-коммунальной конторы тре- ; ста Анатолий Кулаков, плотник управления № 12 Валерий Яриков, / плотник седьмого управления Николай Востриков и другие. В. ГАВРИКОВ. Великий лирик Петр Ильич Чайков­ ский... В истории рус­ ского .искусства труд­ но найти имя более до­ рогое сердцу человека, любящего музыку. В звуки волшебных мело­ дий Чайковского вслу­ шивается и юноша, всту­ пающий в жизнь, и убе­ ленный сединами ста­ рик... «Я желал бы всеми силами души, чтобы му­ зыка моя распространя­ лась, чтобы увеличилось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», — так писал в расцвете своих творческих сил Петр Ильич Чайков­ ский. И это самое страст­ ное желание композито­ ра осуществилось. Му­ зыка Чайковского взвол­ нованно звучит не только на оперных сце­ нах, в . концертных за­ лах. Кажется, бессмерт­ ные мелодии композито­ ра заключены и в вет­ ке цветущей яблони, и в первых шагах- ребен­ ка, и в разноцветном \брансгве осеннего леса, и в страданиях неразде­ ленной любви, и в жи ­ вой радости бытия, и в скорби людей, провожа­ ющих в последний путь своих близких... В чем же сила и нестареющая красота .музыки гениального рус­ ского композитора? «Величие Чайковского, — пи­ шет Д. Д. Шостакович, — в том, что его талантом руководила и двигала бесконечная любовь к человеку, к его многогранной жиз­ ни, к его радостям и страдани­ ям». Именно благодаря этому глубоко национальное и демо­ кратическое творчество Чайков­ ского — одна из вершин мирово­ го реалистического музыкального искусства. ...По зеркальной глади , озера плывут белые лебеди, — томи­ тельно-сладко звучит адажио из балета «Лебединое озеро». ...Нарастает и постепенно зати­ хает вдали колокольчик, карти­ на зимы («На тройке» из цикла «Времена года») сменяется «Бар­ ка ролл'ой» и «Песней жаворонка». ...Вновь ожили в музыке пуш­ кинские герои, — мучительно страдает Герман, раздираемый чувством любви к Лизе и ж аж ­ дой обогащения, плачет Татьяна Ларина, слушая холодные на­ ставления Онегина; пылает юно­ шеской страстью старик Мазепа... Целый мир больших человече­ ских мыслей, ггорывов, раздумий, слышен в симфонической и ка­ мерной музыке Чайковского. Пер­ вый концерт для фортепиано с оркестром, Сентнмента л ь н ы й вальс, Патетическая симфония, Итальянское каприччо, «Фран­ ческа да Римини» не только пора­ жают задушевностью и правди­ востью выражения, но и отлича­ ются простотой и доступностью музыкального языка. Мелодиче­ ски выразительные, эмоционально яркие романсы «Страшная мину­ та», «Растворил я окно», «День ли царит», «Средь шумного ба­ ла»... В них вложил композитор всю овою любовь к жизни и к людям, украшающим ее, всю свою жажду любви и счастья. Великий лирик, как называли Чайксвакого, вею жизнь самоот­ верженно трудился, и бессмерт­ ные произведения композитора— не только .детища гения, но и большого скромного труженика. «Вдохновения нельзя выжидать, да и одного его недостаточно: ну­ жен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже чело­ век, одаренный печатью гения, ничего не даст не только вели­ кого, но и среднего, если не бу­ дет адски трудиться, — писал Петр Ильич в конце жизни, пере­ давая грядущим поколениям свое творчеокое кредо. Образ юного поэта Ленского в опере «Евгений Онегин» является не только любимым образом ком­ позитора, ню одним из самых бо­ гатых в музыкальном отношении оперяьгм героем. Непревзойден­ ным исполнителем Ленского на оперной сцене был великий рус­ ский певец Леонид Витальевич Собинов. «Как ж,аль, — сказал Модест Ильич, — что брат не дожил до такого Ленского. Эго как раз то, о чем он в разговорах со мной не раз мечтал, но в .возможность чего не верил». Теплая, мягкая, непосредственно от души идущая лирика согревает музыкальный образ Ланского—Собинова, сооб­ щает ему необычайную жизнен­ ную трогательность. Это бес­ смертный образ, идеал вечной юности, красоты и целомудрия... Поэзия жизни и большого че­ ловеческого чувства правдиво пе­ редана композитором в образе девушки-лебедя Одетты из бале­ та «Лебединое озеро». С подлин­ ным мастерством воплотила на ■сцене образ Одетты народная ар­ тистка СССР Галина Сергеевна Уланова. Немало .времени прошло со дня кончины композитора, но он и сейчас живет среди нас. ж и ­ вет в своей чарующей музыке. «Имя Чайковского, — пишет Б, В. Асафьев, — стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в нее, одним до проявлений неисто­ щимой художественной одаренно­ сти .великого .народа и его чело­ вечнейшей культуры». В, ПРИХОДЬКО. Ш ИДОШШПЙГЕРОЙШИВШИ (К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЮЛИУСА ФУЧИКА) Окровавленный, измученный .пытками человек лежал на полу камеры. Только что закончился один допрос. Его принесли и бро­ сили. Скоро начнется второй доп­ рос. Еще несколько дней — и его расстреляют. А он, едва придя в себя, на листках бумаги спешит послать последний репортаж ком­ мунистов, репортаж с плахи. Он опешит рассказать о пожилом товарище по камере, который му­ жественно и весело сопротивляет­ ся фашйЬтам; о скромной .супру­ жеской паре, которую пытки не могли .заставить выдать друзей; о девушке, которую никакие из­ девательства не в силах были сделать предателем; о садисте- ! следователе, которому вместе со .всеми своими подручными утон­ ченнейшими пытками не удалось сломить волю коммунистов. А о себе он говорит между прочим. Конечно, не жалуясь на свою судьбу, конечно,_пошучивая. И в фашистском застенке он все тот же неунывающий солдат коммунистического слова, который всегда опешил с самого жаркого участка боя за коммунизм рас­ сказать людям о тех, кто должен победить. Изо рта течет кровь. Ноги, ру­ ки едва слушаются. Он еще соб­ рал остаток сил (откуда только они взялись?!), чтоб подать в ок­ но знак бодрости друзьям, кото­ рых ждет такая же судьба. А те­ перь за ра|боту. Надо еще мно­ гое рассказать людям, предупре­ дить их... Таким узнал мир Юлиуса Фу­ чика, замечательного человека, коммуниста, автора удивительно­ го «Репортажа с петлей на--шее», автора литературно-критических статей, очерков, памфлетов, не­ оконченного романа... Много лет он был корреспондентом, редак­ тором центрального органа Ком­ мунистической партии Чехослова­ кии «Руде право», журнала «Творба», газеты «Гало новины». Когда на севере Чехии бастовали горняки, Фучик был среди них. хотели .познакомиться с жизнью советских людей, они послали его к нам. Он приехал в Советский Союз в 1930 году Потом он жил у нас с 1934 но 1936 год. Фу­ чик побывал в Ленинграде, в Поволжье, в республиках Сред­ ней Азии. Его книга «В стране, где наше завтра стало уже вче­ рашним днем», очерки, рассказы в газетах и журналах Чехослова­ кии говорили правду о советских людях. Фучик не умел быть равнодуш­ ным. Стремление изменить тяже­ лую жизнь рабочих людей сдела­ ло его в 20-е годы коммунистом. Ом знал жизнь трудового чело­ века потому, что был сыном то­ каря, потому, что детство его сов­ пало с первой мирозой войной. Он ненавидел войну, ненавидел .собственников, которым она бы­ ла на руку. Он .писал. Хотел на­ писать романы, литературные ис­ следования. У него было много литературных планов, когда его, члена Центрального Комитета Коммунистической партии Чехо­ словакии, в 1943 году по приго­ вору фашистского суда в Берли­ не расстреляли. Бесстрашным воином остался он в '•памяти прогрессивных лю­ дей мира. Мне он еще запомнился таким. Это было в Москве летом 1934 года. За окном гремела гроза. Она длилась уже добрый час, и ждать чешского писателя Фучика уже почти не стоило. Мы долж­ ны были встретиться по редакци­ онному заданию. Но прозе не видно было конца. Я поднялась. И как раз в эту минуту дверь распахнулась, и незнакомец, ши­ рокоплечий, атлетического сложе­ ния, с удивительно оживленным лицом, приостановился на поро­ ге, с любопытством оглядел сидя­ щих в зале и вошел. Его четко очерченные губы тщетно пыта­ лись сдерокать веселое возбуж­ дение спешки. А из-под круто поднявшихся вверх темных бро­ вей смотрели глаза, такие неожи­ данно светлые на смуглом лице. Смотрели открыто и весело. В этом взгляде были доброжела­ тельность, доверчивая откровен­ ность и вместе с тем легкое сму­ щение — точно немая просьба за­ ранее простить его за рвущуюся наружу веселую общительность. Одернув набрякший под лив­ нем костюм, пригладив мокрые волосы и вытирая на,, ходу стру­ ившиеся .по щекам рутейки воды, он подошел к столу. — Фучик, — протянул он ла­ донь и крепко тряхнул руку. — А вы, товарищ, уже уйти хоте­ ли? Думали, испугает дождик?— Наконец он нашел повод засме­ яться. — Нет, нет, это троллей­ бус остановился, а нас... нет, когда есть дело, гроза нас не ос­ тановит... Вот таким мы полюбили его в Москве. Ида РАДВОЛИНА. И ШШ1Р1 I Ш Ш I «ИФI® ТАИНСТВЕННЫЕ ОГНИ' ГРОТОВ В ущельях, что находятся в верховьях горных речек При­ морья, часто можно наблюдать интересное явление. Там, где сре­ ди камней низвергаются водопа­ ды, иногда образуются впадины— гроты. Ночью в глубинах грота путешественники не раз наблюда­ ли странное свечение. Ученые разгадали тайну огней в гротах. Оказалось, что светятся пророст­ ки влаголюбивого мха. Этот мох выбирает для своего обитания за­ темненные места вблизи горных ручьев и водопадов. Шистостега — так называется светящийся мох. На определенной стадии своего развития он имеет специ­ альные линзовидные клеточки, способные отражать рассеянные лучи. НЕОБЫЧНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ Среди веществ, образующих оболочку земного шара, есть один самый распространенный мине­ рал, встречающийся в твердом, жидком и газобразном состоянии. Этот минерал — вода. Из многих Клей держит плотину Сорок пять миллионов кубомет­ ров сборного железобетона полу­ чит страна в 1965 году. Если бы строители захотели осуществить самый оригинальный космический проект, то они могли бы из этих железобетонных деталей соору­ дить пешеходный туннель... Земля — Луна. Но вот стык... Он требует уси­ лий целой армии сварщиков, изо­ лировщиков, конопатчиков. Он нуждается в тысячах сварочных трансформаторов, сотнях и тыся­ чах километров электрокабелей и проводов, в железнодорожных со­ ставах электродов. —• Долой сварку, будем соеди­ нять железобетон и бетон клеем, — таков смысл изобретения док­ тора технических наук Н. В. Ми­ хайлов». Цементный клей-паста наносит» ся на место будущего шва кистью или распылителем. Простейшая технология! После схватывания место склейки прочнее монолита. При испытаниях разрушались де­ тали, рвалась стальная арматура, а клееный шов стоял непоколе­ бимо. Проектные организации страны приступили к конструированию плотин и множества различных сооружений «на клею». свойств, которыми обладает она, есть одно самое необычное. По­ думайте сами. Человек ежегодно извлекает из земли около семи миллиардов тонн полезных иско­ паемых. И запасы их постепенно убывают. А воды население зем­ ного шара потребляет семь мил­ лиардов тонн в одни сутки. Столько же, сколько полезных ископаемых за год! Однако от этого общее количество воды на нашей планете не уменьшается. 1 ПТИЦА -НАЕЗДНИК В южных степях нашей страны живет маленькая птичка, чекан- плясун. Гнездится он в старых, необитаемых норках сусликов. Молодые зверьки нередко пыта­ ются снова поселиться в норах, занятых птицами. В таких случа­ ях завязывается борьба между сусликом и чеканом. Птица храб­ ро бросается на врага, забирает­ ся на его спину, щиплет его за уши и скачет на нем по степи. После нескольких таких поез­ док суслик перестает подходить к норам, занятым чеканом-плясу- ном. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДРЕС И ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ (через коммутатор 28—01): редактора — 0—23, общий — 2—58. Липецк, типография облуправлення культуры АЭ §1291 Эак. № 1585

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz