Строитель. 1963 г. (г. Липецк)
К р ы л а т ы е с тр о и т ели Осенью прошлого года в Липецке был создан азронлуб областного комитета ДОСААФ. В него пришли те, кто желает стать воздушным «, спортсменом. Одни намерены быть пилотами, другие — планери-( стами, третьи — парашютистами. Будущие пилоты сейчас продол- жают изучать материальную часть, теорию и практику полетов. Для практических занятий, которые начнутся в мае, аэроклуб по лучил учебные самолеты «ЯК-18». Наступила ответственная пора в отряде планеристов. Они еда -• ют зачеты по теории и уже в марте приступят к полетам. С этого : же времени начнется практика и в отряде парашютистов. Зачеты ; они уже сдали. • Учеба в аэроклубе ведется без отрыва от производства. Среди курсантов немало строителей. Оператор счетных машин машинно-счетной станции нашего треста Мария Шеманович два года училась на Липецкой планерной/ станции. Она налетала немало часов. Теперь станция внлючена в состав аэроклуба. И девушка занимается в отряде пилотов. Вместе ! с ней в отряде учатся слесарь жилищно-коммунальной конторы тре- ; ста Анатолий Кулаков, плотник управления № 12 Валерий Яриков, / плотник седьмого управления Николай Востриков и другие. В. ГАВРИКОВ. Великий лирик Петр Ильич Чайков ский... В истории рус ского .искусства труд но найти имя более до рогое сердцу человека, любящего музыку. В звуки волшебных мело дий Чайковского вслу шивается и юноша, всту пающий в жизнь, и убе ленный сединами ста рик... «Я желал бы всеми силами души, чтобы му зыка моя распространя лась, чтобы увеличилось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», — так писал в расцвете своих творческих сил Петр Ильич Чайков ский. И это самое страст ное желание композито ра осуществилось. Му зыка Чайковского взвол нованно звучит не только на оперных сце нах, в . концертных за лах. Кажется, бессмерт ные мелодии композито ра заключены и в вет ке цветущей яблони, и в первых шагах- ребен ка, и в разноцветном \брансгве осеннего леса, и в страданиях неразде ленной любви, и в жи вой радости бытия, и в скорби людей, провожа ющих в последний путь своих близких... В чем же сила и нестареющая красота .музыки гениального рус ского композитора? «Величие Чайковского, — пи шет Д. Д. Шостакович, — в том, что его талантом руководила и двигала бесконечная любовь к человеку, к его многогранной жиз ни, к его радостям и страдани ям». Именно благодаря этому глубоко национальное и демо кратическое творчество Чайков ского — одна из вершин мирово го реалистического музыкального искусства. ...По зеркальной глади , озера плывут белые лебеди, — томи тельно-сладко звучит адажио из балета «Лебединое озеро». ...Нарастает и постепенно зати хает вдали колокольчик, карти на зимы («На тройке» из цикла «Времена года») сменяется «Бар ка ролл'ой» и «Песней жаворонка». ...Вновь ожили в музыке пуш кинские герои, — мучительно страдает Герман, раздираемый чувством любви к Лизе и ж аж дой обогащения, плачет Татьяна Ларина, слушая холодные на ставления Онегина; пылает юно шеской страстью старик Мазепа... Целый мир больших человече ских мыслей, ггорывов, раздумий, слышен в симфонической и ка мерной музыке Чайковского. Пер вый концерт для фортепиано с оркестром, Сентнмента л ь н ы й вальс, Патетическая симфония, Итальянское каприччо, «Фран ческа да Римини» не только пора жают задушевностью и правди востью выражения, но и отлича ются простотой и доступностью музыкального языка. Мелодиче ски выразительные, эмоционально яркие романсы «Страшная мину та», «Растворил я окно», «День ли царит», «Средь шумного ба ла»... В них вложил композитор всю овою любовь к жизни и к людям, украшающим ее, всю свою жажду любви и счастья. Великий лирик, как называли Чайксвакого, вею жизнь самоот верженно трудился, и бессмерт ные произведения композитора— не только .детища гения, но и большого скромного труженика. «Вдохновения нельзя выжидать, да и одного его недостаточно: ну жен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже чело век, одаренный печатью гения, ничего не даст не только вели кого, но и среднего, если не бу дет адски трудиться, — писал Петр Ильич в конце жизни, пере давая грядущим поколениям свое творчеокое кредо. Образ юного поэта Ленского в опере «Евгений Онегин» является не только любимым образом ком позитора, ню одним из самых бо гатых в музыкальном отношении оперяьгм героем. Непревзойден ным исполнителем Ленского на оперной сцене был великий рус ский певец Леонид Витальевич Собинов. «Как ж,аль, — сказал Модест Ильич, — что брат не дожил до такого Ленского. Эго как раз то, о чем он в разговорах со мной не раз мечтал, но в .возможность чего не верил». Теплая, мягкая, непосредственно от души идущая лирика согревает музыкальный образ Ланского—Собинова, сооб щает ему необычайную жизнен ную трогательность. Это бес смертный образ, идеал вечной юности, красоты и целомудрия... Поэзия жизни и большого че ловеческого чувства правдиво пе редана композитором в образе девушки-лебедя Одетты из бале та «Лебединое озеро». С подлин ным мастерством воплотила на ■сцене образ Одетты народная ар тистка СССР Галина Сергеевна Уланова. Немало .времени прошло со дня кончины композитора, но он и сейчас живет среди нас. ж и вет в своей чарующей музыке. «Имя Чайковского, — пишет Б, В. Асафьев, — стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в нее, одним до проявлений неисто щимой художественной одаренно сти .великого .народа и его чело вечнейшей культуры». В, ПРИХОДЬКО. Ш ИДОШШПЙГЕРОЙШИВШИ (К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЮЛИУСА ФУЧИКА) Окровавленный, измученный .пытками человек лежал на полу камеры. Только что закончился один допрос. Его принесли и бро сили. Скоро начнется второй доп рос. Еще несколько дней — и его расстреляют. А он, едва придя в себя, на листках бумаги спешит послать последний репортаж ком мунистов, репортаж с плахи. Он опешит рассказать о пожилом товарище по камере, который му жественно и весело сопротивляет ся фашйЬтам; о скромной .супру жеской паре, которую пытки не могли .заставить выдать друзей; о девушке, которую никакие из девательства не в силах были сделать предателем; о садисте- ! следователе, которому вместе со .всеми своими подручными утон ченнейшими пытками не удалось сломить волю коммунистов. А о себе он говорит между прочим. Конечно, не жалуясь на свою судьбу, конечно,_пошучивая. И в фашистском застенке он все тот же неунывающий солдат коммунистического слова, который всегда опешил с самого жаркого участка боя за коммунизм рас сказать людям о тех, кто должен победить. Изо рта течет кровь. Ноги, ру ки едва слушаются. Он еще соб рал остаток сил (откуда только они взялись?!), чтоб подать в ок но знак бодрости друзьям, кото рых ждет такая же судьба. А те перь за ра|боту. Надо еще мно гое рассказать людям, предупре дить их... Таким узнал мир Юлиуса Фу чика, замечательного человека, коммуниста, автора удивительно го «Репортажа с петлей на--шее», автора литературно-критических статей, очерков, памфлетов, не оконченного романа... Много лет он был корреспондентом, редак тором центрального органа Ком мунистической партии Чехослова кии «Руде право», журнала «Творба», газеты «Гало новины». Когда на севере Чехии бастовали горняки, Фучик был среди них. хотели .познакомиться с жизнью советских людей, они послали его к нам. Он приехал в Советский Союз в 1930 году Потом он жил у нас с 1934 но 1936 год. Фу чик побывал в Ленинграде, в Поволжье, в республиках Сред ней Азии. Его книга «В стране, где наше завтра стало уже вче рашним днем», очерки, рассказы в газетах и журналах Чехослова кии говорили правду о советских людях. Фучик не умел быть равнодуш ным. Стремление изменить тяже лую жизнь рабочих людей сдела ло его в 20-е годы коммунистом. Ом знал жизнь трудового чело века потому, что был сыном то каря, потому, что детство его сов пало с первой мирозой войной. Он ненавидел войну, ненавидел .собственников, которым она бы ла на руку. Он .писал. Хотел на писать романы, литературные ис следования. У него было много литературных планов, когда его, члена Центрального Комитета Коммунистической партии Чехо словакии, в 1943 году по приго вору фашистского суда в Берли не расстреляли. Бесстрашным воином остался он в '•памяти прогрессивных лю дей мира. Мне он еще запомнился таким. Это было в Москве летом 1934 года. За окном гремела гроза. Она длилась уже добрый час, и ждать чешского писателя Фучика уже почти не стоило. Мы долж ны были встретиться по редакци онному заданию. Но прозе не видно было конца. Я поднялась. И как раз в эту минуту дверь распахнулась, и незнакомец, ши рокоплечий, атлетического сложе ния, с удивительно оживленным лицом, приостановился на поро ге, с любопытством оглядел сидя щих в зале и вошел. Его четко очерченные губы тщетно пыта лись сдерокать веселое возбуж дение спешки. А из-под круто поднявшихся вверх темных бро вей смотрели глаза, такие неожи данно светлые на смуглом лице. Смотрели открыто и весело. В этом взгляде были доброжела тельность, доверчивая откровен ность и вместе с тем легкое сму щение — точно немая просьба за ранее простить его за рвущуюся наружу веселую общительность. Одернув набрякший под лив нем костюм, пригладив мокрые волосы и вытирая на,, ходу стру ившиеся .по щекам рутейки воды, он подошел к столу. — Фучик, — протянул он ла донь и крепко тряхнул руку. — А вы, товарищ, уже уйти хоте ли? Думали, испугает дождик?— Наконец он нашел повод засме яться. — Нет, нет, это троллей бус остановился, а нас... нет, когда есть дело, гроза нас не ос тановит... Вот таким мы полюбили его в Москве. Ида РАДВОЛИНА. И ШШ1Р1 I Ш Ш I «ИФI® ТАИНСТВЕННЫЕ ОГНИ' ГРОТОВ В ущельях, что находятся в верховьях горных речек При морья, часто можно наблюдать интересное явление. Там, где сре ди камней низвергаются водопа ды, иногда образуются впадины— гроты. Ночью в глубинах грота путешественники не раз наблюда ли странное свечение. Ученые разгадали тайну огней в гротах. Оказалось, что светятся пророст ки влаголюбивого мха. Этот мох выбирает для своего обитания за темненные места вблизи горных ручьев и водопадов. Шистостега — так называется светящийся мох. На определенной стадии своего развития он имеет специ альные линзовидные клеточки, способные отражать рассеянные лучи. НЕОБЫЧНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ Среди веществ, образующих оболочку земного шара, есть один самый распространенный мине рал, встречающийся в твердом, жидком и газобразном состоянии. Этот минерал — вода. Из многих Клей держит плотину Сорок пять миллионов кубомет ров сборного железобетона полу чит страна в 1965 году. Если бы строители захотели осуществить самый оригинальный космический проект, то они могли бы из этих железобетонных деталей соору дить пешеходный туннель... Земля — Луна. Но вот стык... Он требует уси лий целой армии сварщиков, изо лировщиков, конопатчиков. Он нуждается в тысячах сварочных трансформаторов, сотнях и тыся чах километров электрокабелей и проводов, в железнодорожных со ставах электродов. —• Долой сварку, будем соеди нять железобетон и бетон клеем, — таков смысл изобретения док тора технических наук Н. В. Ми хайлов». Цементный клей-паста наносит» ся на место будущего шва кистью или распылителем. Простейшая технология! После схватывания место склейки прочнее монолита. При испытаниях разрушались де тали, рвалась стальная арматура, а клееный шов стоял непоколе бимо. Проектные организации страны приступили к конструированию плотин и множества различных сооружений «на клею». свойств, которыми обладает она, есть одно самое необычное. По думайте сами. Человек ежегодно извлекает из земли около семи миллиардов тонн полезных иско паемых. И запасы их постепенно убывают. А воды население зем ного шара потребляет семь мил лиардов тонн в одни сутки. Столько же, сколько полезных ископаемых за год! Однако от этого общее количество воды на нашей планете не уменьшается. 1 ПТИЦА -НАЕЗДНИК В южных степях нашей страны живет маленькая птичка, чекан- плясун. Гнездится он в старых, необитаемых норках сусликов. Молодые зверьки нередко пыта ются снова поселиться в норах, занятых птицами. В таких случа ях завязывается борьба между сусликом и чеканом. Птица храб ро бросается на врага, забирает ся на его спину, щиплет его за уши и скачет на нем по степи. После нескольких таких поез док суслик перестает подходить к норам, занятым чеканом-плясу- ном. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДРЕС И ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ (через коммутатор 28—01): редактора — 0—23, общий — 2—58. Липецк, типография облуправлення культуры АЭ §1291 Эак. № 1585
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz