Строитель. 1963 г. (г. Липецк)
♦ М » . ♦ « * « ♦ • » « » « М ♦ < М М » « М » ♦ ♦ « » < * • » « ♦ ♦ » 4 м » ♦ м » ♦ » * ♦ » к м ♦ < м » « * ♦ » * м м к » . $ Устремленный в будущее... Их всего десять — от литых в бронзе скульп тур, выставленных в од ном из залов Третьяков ской галереи... Они раз личны по темам, по ха рактеру лепки, но даже неискушенный зритель, вглядевшись, ни на ми нуту не усомнится: и стремительная — вся — порыв, вся— движение! — фигура «Девушки с факелом», и ироническое умное лицо художника Касаткина созданы од ним резцом — смелым, страстным и точным... — Шадр, — коротко говорят более сведущие | Они ничего ;не прибавля ют к фамилии, как всег да, когда речь идет о художнике, чье имя го ворит само за себя. Мы подходим к одной из скульптур — сидяще му человеку. Человек этот немолод, почти ста рик. На нем фартук мас- стерового, на ногах — грубые башмаки, какие носили рабочие люди в далекие дореволюцион ные годы. Это, несом ненно, рабочий из кре стьян, каменщик или плотник. Старый плот ник сел покурить... Жан ровая сцена?.. Но фигура человека так величава, мускулистые, обнажен ные до локтя руки ды шат такой красотой и силой, это руки творца... Столько глубокой мысли вложил художник в черты старика, в его живые глаза, уст ремленные вдаль! Перед нами «Сезонник» Шадра. Величавый старик, изваянный с микеланджеловской мощью, слов но воплощает в себе скрытые си лы народа... Да, перед нами художественное обобщение, тип. Но в основу ти па скульптор взял живое, кон кретное лицо — своего отца. Вот каков он был, увиденный глазами художника, потомственный шад- ринский плотник Дмитрий Евгра фович Иванов, поэт в душе, фан тазер, отличный мастер, талант ливый самоучка, чьим возможно стям так и не удалось развер нуться. В своих воспоминаниях Иван Дмитриевич Шадр говорит об от це с теплом и благодарностью. Отец любил все прекрасное — природу, стихи, создания умных рук человеческих... Бродя вместе с отцом по окрестностям родно го Шадринска (отсюда и взят псевдоним — «Шадр»), мальчик не раз видел, как старик, потря сенный красотой мира, падал на колени и благодарно целовал зем лю. В жалкую хибару, где юти лась нищая семья Ивановых, отеи вносил дыхание широких просто ров, прелесть мечты... Иной запомнилась мать — су ровая, трезвая. Но и она была незаурядна в своей все вынося щей силе: шуточное ли дело взра стить и даже обучить грамоте двенадцать ребят!.. О великой твердости и терпении говорит скульптурный «Портрет матери», стоящий неподалеку от «Сезон ника». Скупо, лаконично (ничего лишнего!) передан в нем харак тер честной неутомимой тружени цы-крестьянки. И так же, как в изображении «Сезонника», здесь нет и тени слезливой жалости — только безграничное уважение к нравственной силе человека, с ко торым было связано все детство художника. Детство Ивана Иванова — бу дущего Шадра — было таким же, как у миллионов других бедня ков. Семи лет он уже помогал родителям, зарабатывая по две копейки в день. Потом по, люди», на фабрику к кулц, ОШ ам ел «в Пан филовым. Но мальчика непрестан но тянуло к иной — творческой, осмысленной жизни. «Где она, я не знал, но тосковал по ней и ис кал ее...», — вспоминал позднее Шадр. Эта тяга и привела юношу к дверям Екатеринбургской худо жественно-промышленной школы. По счастливой случайности он по пал в эту школу. Он даже закон чил ее, но начальство, напуган ное его поведением в 1905 году, отказало в дипломе... И тогда все то же упорное стремление не сда ваться и мечта о лучшей жизни заставили молодого художника пройти пешком от Урала до Пе тербурга... Северная столица встретила мечтателя сурово: в академию не приняли, не было ни денег, ни жилья. Приходилось ночевать в пустой барже на Охте. Там он свел дружбу с шарманщиком. И вот с обезьянкой на плече буду щий скульптор ходит по дворам и поет под хриплные звуки шар манки... Счастье улыбнулось Шадру. За мечательные русские люди — ар тист Давыдов и художник Репин помогли юноше завершить худо жественное образование. Револю ция открыла перед беспокойным художником пути к новому, боль шому искусству. Всю наблюда тельность реалиста, весь огонь романтика вложил Шадр в обра зы вождей революции и ее неза метных героев. Когда в 1922 году Гознак пред ложил ему принять участие в ху дожественном оформлении новой марки, скульптор откликнулся на это предложение со всем пылом своей страстной натуры. Сама идея представлялась ему величе ственной: впервые в истории на деньгах и марках должны были появиться не портреты царей, а изображения тех, кто создает все лучшее на земле, — простых лю дей, тружеников! Надо сказать, что в те годы в молодой Советской стране созда валось немало картин и статуй, изображавших рабочих и кре стьян. Но по большей части это были вялые, едва отличимые друг от друга схемы: рабочий «вооб ще», крестьянин «вообще», без индивидуальности, без плоти и крови... Шадр мечтал об ином. В его творческом воображении ри совалась серия скульптурных пор третов — глубоко реалистических, типичных, но с яркими чертами живой, неповторимой личности... Так были созданы великолеп ные образы людей труда, те, что мы видим сейчас в Третьяковской галерее. «Крестьянин», мужественно вы несший на своих широких плечах непомерную тяжесть жизни, ж и вой, реальный «мужичок», в ко тором ощущается богатырская сила... Другой образ той же серии — «Рабочий», опирающийся на мо лот. Черты его немного напоми нают черты самого скульптора, и это не случайно. Разве художник, терпеливо месящий глину, не по хож на рабочего, а рабочий, соз дающий ценности, не близок ху дожнику?.. Невольно вспоминает ся великолепный портрет, кото рый можно увидеть тут же, в Третьяковской. Возле мраморной глыбы стоит высокий, чуть угло ватый человек... В облике его что- то от озорного парня-мастерово- го, но у него тонкие руки артиста и зоркий взгляд творца... Это мо лодой Шадр, каким написал его художник Нестеров. Но вернемся к серии Гознака. Мы перед «Сеятелем», изуми тельным «Сеятелем», о котором надо сказать особо. Распрямив спину, шагает он, молодой крестьянин, сильным и плавным движением руки броса ющий в борозду семена. Мы слы шим ритм его шагов, хотя фигу ра вылеплена только до пояса. Больше того: мы как бы видим просторы вокруг идущего, ощу щаем ветер, раздувающий пряди его влажных от пота волос. Скульптор говорит нам об этом языком форм, объемов, силуэта, выразительностью лица сеятеля — мужественного и простодушного, точно найденным поворотом тор са, расположением складок руба хи... В этой скульптуре нет внешнего фотографического «правдоподо бия», но глубокая внутренняя правда. Это право художника Шадр горячо отстаивал в своих работах и высказываниях. Цель искусства — воздействовать на чувства зрителя. Обилие бытовых мелочей только отвлекает внима ние, ослабляет силу впечатления. Детали должны быть подчеркну ты, заострены, но немногочислен ны. Шадр с одобрением повторял слова одного художника, писав шего портрет богача-мецената. На вопрос: «Почему на портрете нет пуговиц?», живописец отве тил: «Я художник, а не портной». Не поверхностным «правдопо добием», не «пуговицами» дости гал правдивости Шадр. Его рабо ты волнуют и убеждают нас по тому, что в них скупо, но выра зительно — и всегда эмоциональ но, всегда динамично! — выраже но самое главное, характерное, что есть в человеке. Таков образ молодого Горького в проекте памятника для города Горького. Парень в рабочей блу зе стоит на утесе. Волжский ве тер веет ему в лицо, полное победной удали. Это Алеша Пеш ков, волжский грузчик, бунтарь, смотрящий жизни прямо в глаза. шо чам русского Москва. На стадионе «Динамо» закончились соревнования на первенство СССР по скоростному бегу на коньках для женщин. Абсолютной чемпионкой СССР стала заслуженный мастер спор та И. Воронина («Динамо», Москва) с суммой 205,033 очка. На снимке: И. Воронина на дистанции 3.000 метров. Она заняла первое место с результатом 5 минут 18,6 секунды. (Фотохроника ТАСС], И в то же время это будущий пи сатель, глашатай того класса, о мускулистой руке которого гово рил рабочий Петр Алексеев... К образу Горького, так же как к образу Ленина, Шадр возвра щался не раз. Здесь же, в зале мы видим проект памятника Горь кому зрелых лет, Горькому-муд- рецу... По этому проекту брига дой скульптора В. И'. Мухиной создан хоро известный москви- памятник у Бело- вокзала. Ав тор проекта не дожил до его осу ществления. В Третьяковской галерее вы- ставАна только малая часть ху дожественного наследия Шадра. Нет здесь сейчас знаменитой скульптуры, лучшего памятника первой русской революции—«Бу лыжник — оружие пролетариата» (она в реставрации), нет работ, посвященных Ленину. Широтой и многогранностью да ровання поражают эти работы Пластический язык Шадра на ред кость выразителен и гибок, спо собы выражения — разнообразны В зависимости от характера об раза скульптор меняет характер лепки: энергичная, контрастная, полная динамики, она становится мягкой, певучей, когда Шадр стремится передать лиризм жен ских образов... Истинный художник, Шадр смотрел далеко вперед. И эпи графом ко всему его творческому облику хочется поставить слова, которые сам он когда-то написал о Пушкине: «Устремлен в буду- Щеб* ' Ю. НОВИКОВА. Людмила Хитяева — одна из самых популярных совет ских киноактрис. Она пришла в кино из театра. Ее учитель — прославленный режиссе] Сергей Герасимов. Первая роль Хитяевой в ки но заглавная в фильме «Ека терина Воронина» по роману А. Рыбакова. — Радостно было размыш лять над образом: он близок и понятен мне,— вспоминает Людмила. Но она может так сказать почти о каждой роли, сыгран ной в кино. Фильмы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» по зоманам М. Шолохова обо шли экраны многих стран ми- эа. В первом Хитяева играла Дарью, во втором — Лушку. «Чтобы быть по-настоящему правдивой, я стала настоящей казачкой»,— говорит Хитяева. Она научилась пахать землю, доить коров, носить ведра с водой на коромысле, плавать. В фильме «Кочубей» о гражданской войне Людмила Хитяева исполнила роль На тальи. Заглавная роль в фильме «Евдокия» по сцена- )ию Веры Пановой дала воз можность артистке показать новые грани ее незаурядного таланта. Людмила Хитяева была го стьей кинозрителей Польши и золгарии. Она готовится к новым ро лям, к созданию образов ге- юинь нашего времени. На студии. Подготовка к очередной кинопробе. (Фотохроника ТАСС). И та к бывает.,. НА ОПЕРАТИВКЕ — Ты слыхал, как ругали ваше стройуправление на последней оперативке? — Нет, я не был. — Ну, ничего. То же самое услышишь на следующей,.. В ПЕРЕДЕЛКАХ — Я, брат, в различных переделках бывал. А ты? — Самому не приходилось, а фундаментам моим частенько. ОБХОДИТЕЛЬНЫЙ ПРОРАБ — Наш прораб самый обходительный человек. — ??? -— Все беспорядки стороной обходит. ПОБОРНИК НОВОГО За рационализацию голосовал, рационализаторам аплодировал. Особенно тем, кто приглашал его в соавторы. ТОЧНЫЙ АДРЕС — Где можно найти вашего прораба? — Идите на крик... П р о и з в е д е н и е Скромные однозначные числа Пять и Семь познакомились, по нравились друг другу и решили помножиться. И вот в результате появилось на свет их произведе ние — Тридцать Пять. Носятся сомножители оо своим произведением, не могут им на радоваться. — Смотрите, — говорят сосе дям, — это — наше произведение. Ну, каково? Двузначное число, не то что мы, однозначные. А произведение и не смотрит на сомножителей. Воротит нос, бо ится, как бы знакомые сотни чего не заподозрили. Как-никак, со множители его—однозначные чис- стыдно ему, произведению, иметь такую родню. — Произведение ты наше един ственное, погляди на нас, хоть словечко молви! — просят его со множители. Куда там! До того ли сейчас их произведению! Произведение давно забыло, кто его произвел на свет. Ф. КРИВИН. За редактора А. АБРАМОВА. ПИШИТЕ ПОАДРЕСУ: г. Липецк, ул. 9 Мая, здание управления строительства совнархо за _________________ _ __________________ л Л иприк . типогплфия облуправления культуры АЭ 62064 Рак. № 779,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz