Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

♦ М » . ♦ « * « ♦ • » « » « М ♦ < М М » « М » ♦ ♦ « » < * • » « ♦ ♦ » 4 м » ♦ м » ♦ » * ♦ » к м ♦ < м » « * ♦ » * м м к » . $ Устремленный в будущее... Их всего десять — от­ литых в бронзе скульп­ тур, выставленных в од­ ном из залов Третьяков­ ской галереи... Они раз­ личны по темам, по ха­ рактеру лепки, но даже неискушенный зритель, вглядевшись, ни на ми­ нуту не усомнится: и стремительная — вся — порыв, вся— движение! — фигура «Девушки с факелом», и ироническое умное лицо художника Касаткина созданы од­ ним резцом — смелым, страстным и точным... — Шадр, — коротко говорят более сведущие | Они ничего ;не прибавля­ ют к фамилии, как всег­ да, когда речь идет о художнике, чье имя го­ ворит само за себя. Мы подходим к одной из скульптур — сидяще­ му человеку. Человек этот немолод, почти ста­ рик. На нем фартук мас- стерового, на ногах — грубые башмаки, какие носили рабочие люди в далекие дореволюцион­ ные годы. Это, несом­ ненно, рабочий из кре­ стьян, каменщик или плотник. Старый плот­ ник сел покурить... Жан­ ровая сцена?.. Но фигура человека так величава, мускулистые, обнажен­ ные до локтя руки ды­ шат такой красотой и силой, это руки творца... Столько глубокой мысли вложил художник в черты старика, в его живые глаза, уст­ ремленные вдаль! Перед нами «Сезонник» Шадра. Величавый старик, изваянный с микеланджеловской мощью, слов­ но воплощает в себе скрытые си­ лы народа... Да, перед нами художественное обобщение, тип. Но в основу ти­ па скульптор взял живое, кон­ кретное лицо — своего отца. Вот каков он был, увиденный глазами художника, потомственный шад- ринский плотник Дмитрий Евгра­ фович Иванов, поэт в душе, фан­ тазер, отличный мастер, талант­ ливый самоучка, чьим возможно­ стям так и не удалось развер­ нуться. В своих воспоминаниях Иван Дмитриевич Шадр говорит об от­ це с теплом и благодарностью. Отец любил все прекрасное — природу, стихи, создания умных рук человеческих... Бродя вместе с отцом по окрестностям родно­ го Шадринска (отсюда и взят псевдоним — «Шадр»), мальчик не раз видел, как старик, потря­ сенный красотой мира, падал на колени и благодарно целовал зем­ лю. В жалкую хибару, где юти­ лась нищая семья Ивановых, отеи вносил дыхание широких просто­ ров, прелесть мечты... Иной запомнилась мать — су­ ровая, трезвая. Но и она была незаурядна в своей все вынося­ щей силе: шуточное ли дело взра­ стить и даже обучить грамоте двенадцать ребят!.. О великой твердости и терпении говорит скульптурный «Портрет матери», стоящий неподалеку от «Сезон­ ника». Скупо, лаконично (ничего лишнего!) передан в нем харак­ тер честной неутомимой тружени­ цы-крестьянки. И так же, как в изображении «Сезонника», здесь нет и тени слезливой жалости — только безграничное уважение к нравственной силе человека, с ко­ торым было связано все детство художника. Детство Ивана Иванова — бу­ дущего Шадра — было таким же, как у миллионов других бедня­ ков. Семи лет он уже помогал родителям, зарабатывая по две копейки в день. Потом по, люди», на фабрику к кулц, ОШ ам ел «в Пан­ филовым. Но мальчика непрестан­ но тянуло к иной — творческой, осмысленной жизни. «Где она, я не знал, но тосковал по ней и ис­ кал ее...», — вспоминал позднее Шадр. Эта тяга и привела юношу к дверям Екатеринбургской худо­ жественно-промышленной школы. По счастливой случайности он по­ пал в эту школу. Он даже закон­ чил ее, но начальство, напуган ное его поведением в 1905 году, отказало в дипломе... И тогда все то же упорное стремление не сда­ ваться и мечта о лучшей жизни заставили молодого художника пройти пешком от Урала до Пе­ тербурга... Северная столица встретила мечтателя сурово: в академию не приняли, не было ни денег, ни жилья. Приходилось ночевать в пустой барже на Охте. Там он свел дружбу с шарманщиком. И вот с обезьянкой на плече буду­ щий скульптор ходит по дворам и поет под хриплные звуки шар­ манки... Счастье улыбнулось Шадру. За­ мечательные русские люди — ар­ тист Давыдов и художник Репин помогли юноше завершить худо­ жественное образование. Револю­ ция открыла перед беспокойным художником пути к новому, боль­ шому искусству. Всю наблюда­ тельность реалиста, весь огонь романтика вложил Шадр в обра­ зы вождей революции и ее неза­ метных героев. Когда в 1922 году Гознак пред­ ложил ему принять участие в ху­ дожественном оформлении новой марки, скульптор откликнулся на это предложение со всем пылом своей страстной натуры. Сама идея представлялась ему величе­ ственной: впервые в истории на деньгах и марках должны были появиться не портреты царей, а изображения тех, кто создает все лучшее на земле, — простых лю­ дей, тружеников! Надо сказать, что в те годы в молодой Советской стране созда­ валось немало картин и статуй, изображавших рабочих и кре­ стьян. Но по большей части это были вялые, едва отличимые друг от друга схемы: рабочий «вооб­ ще», крестьянин «вообще», без индивидуальности, без плоти и крови... Шадр мечтал об ином. В его творческом воображении ри­ совалась серия скульптурных пор­ третов — глубоко реалистических, типичных, но с яркими чертами живой, неповторимой личности... Так были созданы великолеп­ ные образы людей труда, те, что мы видим сейчас в Третьяковской галерее. «Крестьянин», мужественно вы­ несший на своих широких плечах непомерную тяжесть жизни, ж и ­ вой, реальный «мужичок», в ко­ тором ощущается богатырская сила... Другой образ той же серии — «Рабочий», опирающийся на мо­ лот. Черты его немного напоми­ нают черты самого скульптора, и это не случайно. Разве художник, терпеливо месящий глину, не по­ хож на рабочего, а рабочий, соз­ дающий ценности, не близок ху­ дожнику?.. Невольно вспоминает­ ся великолепный портрет, кото­ рый можно увидеть тут же, в Третьяковской. Возле мраморной глыбы стоит высокий, чуть угло­ ватый человек... В облике его что- то от озорного парня-мастерово- го, но у него тонкие руки артиста и зоркий взгляд творца... Это мо­ лодой Шадр, каким написал его художник Нестеров. Но вернемся к серии Гознака. Мы перед «Сеятелем», изуми­ тельным «Сеятелем», о котором надо сказать особо. Распрямив спину, шагает он, молодой крестьянин, сильным и плавным движением руки броса­ ющий в борозду семена. Мы слы­ шим ритм его шагов, хотя фигу­ ра вылеплена только до пояса. Больше того: мы как бы видим просторы вокруг идущего, ощу­ щаем ветер, раздувающий пряди его влажных от пота волос. Скульптор говорит нам об этом языком форм, объемов, силуэта, выразительностью лица сеятеля — мужественного и простодушного, точно найденным поворотом тор­ са, расположением складок руба­ хи... В этой скульптуре нет внешнего фотографического «правдоподо­ бия», но глубокая внутренняя правда. Это право художника Шадр горячо отстаивал в своих работах и высказываниях. Цель искусства — воздействовать на чувства зрителя. Обилие бытовых мелочей только отвлекает внима­ ние, ослабляет силу впечатления. Детали должны быть подчеркну­ ты, заострены, но немногочислен­ ны. Шадр с одобрением повторял слова одного художника, писав­ шего портрет богача-мецената. На вопрос: «Почему на портрете нет пуговиц?», живописец отве­ тил: «Я художник, а не портной». Не поверхностным «правдопо­ добием», не «пуговицами» дости­ гал правдивости Шадр. Его рабо­ ты волнуют и убеждают нас по­ тому, что в них скупо, но выра­ зительно — и всегда эмоциональ­ но, всегда динамично! — выраже­ но самое главное, характерное, что есть в человеке. Таков образ молодого Горького в проекте памятника для города Горького. Парень в рабочей блу­ зе стоит на утесе. Волжский ве­ тер веет ему в лицо, полное победной удали. Это Алеша Пеш­ ков, волжский грузчик, бунтарь, смотрящий жизни прямо в глаза. шо чам русского Москва. На стадионе «Динамо» закончились соревнования на первенство СССР по скоростному бегу на коньках для женщин. Абсолютной чемпионкой СССР стала заслуженный мастер спор­ та И. Воронина («Динамо», Москва) с суммой 205,033 очка. На снимке: И. Воронина на дистанции 3.000 метров. Она заняла первое место с результатом 5 минут 18,6 секунды. (Фотохроника ТАСС], И в то же время это будущий пи­ сатель, глашатай того класса, о мускулистой руке которого гово­ рил рабочий Петр Алексеев... К образу Горького, так же как к образу Ленина, Шадр возвра­ щался не раз. Здесь же, в зале мы видим проект памятника Горь­ кому зрелых лет, Горькому-муд- рецу... По этому проекту брига­ дой скульптора В. И'. Мухиной создан хоро­ известный москви- памятник у Бело- вокзала. Ав­ тор проекта не дожил до его осу­ ществления. В Третьяковской галерее вы- ставАна только малая часть ху­ дожественного наследия Шадра. Нет здесь сейчас знаменитой скульптуры, лучшего памятника первой русской революции—«Бу­ лыжник — оружие пролетариата» (она в реставрации), нет работ, посвященных Ленину. Широтой и многогранностью да ровання поражают эти работы Пластический язык Шадра на ред кость выразителен и гибок, спо собы выражения — разнообразны В зависимости от характера об раза скульптор меняет характер лепки: энергичная, контрастная, полная динамики, она становится мягкой, певучей, когда Шадр стремится передать лиризм жен­ ских образов... Истинный художник, Шадр смотрел далеко вперед. И эпи­ графом ко всему его творческому облику хочется поставить слова, которые сам он когда-то написал о Пушкине: «Устремлен в буду- Щеб* ' Ю. НОВИКОВА. Людмила Хитяева — одна из самых популярных совет ских киноактрис. Она пришла в кино из театра. Ее учитель — прославленный режиссе] Сергей Герасимов. Первая роль Хитяевой в ки но заглавная в фильме «Ека терина Воронина» по роману А. Рыбакова. — Радостно было размыш лять над образом: он близок и понятен мне,— вспоминает Людмила. Но она может так сказать почти о каждой роли, сыгран­ ной в кино. Фильмы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» по зоманам М. Шолохова обо­ шли экраны многих стран ми- эа. В первом Хитяева играла Дарью, во втором — Лушку. «Чтобы быть по-настоящему правдивой, я стала настоящей казачкой»,— говорит Хитяева. Она научилась пахать землю, доить коров, носить ведра с водой на коромысле, плавать. В фильме «Кочубей» о гражданской войне Людмила Хитяева исполнила роль На­ тальи. Заглавная роль в фильме «Евдокия» по сцена- )ию Веры Пановой дала воз­ можность артистке показать новые грани ее незаурядного таланта. Людмила Хитяева была го­ стьей кинозрителей Польши и золгарии. Она готовится к новым ро­ лям, к созданию образов ге- юинь нашего времени. На студии. Подготовка к очередной кинопробе. (Фотохроника ТАСС). И та к бывает.,. НА ОПЕРАТИВКЕ — Ты слыхал, как ругали ваше стройуправление на последней оперативке? — Нет, я не был. — Ну, ничего. То же самое услышишь на следующей,.. В ПЕРЕДЕЛКАХ — Я, брат, в различных переделках бывал. А ты? — Самому не приходилось, а фундаментам моим частенько. ОБХОДИТЕЛЬНЫЙ ПРОРАБ — Наш прораб самый обходительный человек. — ??? -— Все беспорядки стороной обходит. ПОБОРНИК НОВОГО За рационализацию голосовал, рационализаторам аплодировал. Особенно тем, кто приглашал его в соавторы. ТОЧНЫЙ АДРЕС — Где можно найти вашего прораба? — Идите на крик... П р о и з в е д е н и е Скромные однозначные числа Пять и Семь познакомились, по­ нравились друг другу и решили помножиться. И вот в результате появилось на свет их произведе­ ние — Тридцать Пять. Носятся сомножители оо своим произведением, не могут им на­ радоваться. — Смотрите, — говорят сосе­ дям, — это — наше произведение. Ну, каково? Двузначное число, не то что мы, однозначные. А произведение и не смотрит на сомножителей. Воротит нос, бо­ ится, как бы знакомые сотни чего не заподозрили. Как-никак, со­ множители его—однозначные чис- стыдно ему, произведению, иметь такую родню. — Произведение ты наше един­ ственное, погляди на нас, хоть словечко молви! — просят его со­ множители. Куда там! До того ли сейчас их произведению! Произведение давно забыло, кто его произвел на свет. Ф. КРИВИН. За редактора А. АБРАМОВА. ПИШИТЕ ПОАДРЕСУ: г. Липецк, ул. 9 Мая, здание управления строительства совнархо­ за _________________ _ __________________ л Л иприк . типогплфия облуправления культуры АЭ 62064 Рак. № 779,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz