Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

П Р А З Д Н И К МОНГОЛЬСКОГО Н А Р О Д А В 1921 году моногольский народ, вдохновленный победой Великой Октябрьской социа­ листической революции, совер­ шил антиимпериалистическую народную революцию и завое­ вал свободу и независимость. В ноябре 1924 года на Все- монгольском съезде народных представителей Монголия бы­ ла провозглашена народной республикой. За исторически короткий срок страна сделала колос­ сальный скачок от феодализма к социализму. За годы народ­ ной власти трудящиеся рес­ публики под руководством Монгольской народно-револю­ ционной партии добились вы­ дающихся успехов во всех областях политического, хо ­ зяйственного и культурного строительства. Созданная с помощью СССР национальная промышленность ныне дает почти половину всей продук­ ции народного хозяйства. Страна получила современные транспорт и связь. На карте республики появляются новые города, промышленные и сель­ скохозяйственные центры. Успешно развивается много­ отраслевое социалистическое сельское хозяйство. Вместо со­ тен тысяч мелких единоличных аратских хозяйств организова­ ны сельскохозяйственные объе­ динения и госхозы. Решена в Содержательная лекция Многолюдно было в обеденный перерыв 20 ноября в кон­ торке первого участка второго управления. Строители собра­ лись здесь, чтобы послушать лекцию консультанта областного суда М. П. Казакову «0 браке и семье в социалистическом об­ ществе». Лекция была прослушана с большим вниманием. Присутст­ вующие задали много вопросов,, на которые получили обстоя­ тельные ответы. Строители выразили пожелание, чтобы та­ кие лекции читались чаще. А. ВАСИЛЬЕВ. основном задача обеспечения страны хлебом собственного производства. Резко повышает­ ся материально-культурный уровень трудящихся. В рес­ публике ликвидирована негра­ мотность, осуществлен переход к всеобщему семилетнему обу­ чению, созданы техникумы и высшие учебные заведения. Народная Монголия в своей внешней политике неуклонно руководствуется ленинским принципом мирного сосущест­ вования, последовательно вы­ ступает за укрепление мира и прогресса. Трудовой народ МНР активно борется за практическое осуществление задачи, выдвинутой X IV съез­ дом Монгольской народно-ре­ волюционной партии, — завер­ шение строительства социализ­ ма, уверенно идет по пути но­ вой жизни. На снимке: площадь Сухэ- Батора в УланчБаторе — сто­ лице Монгольской Народной Республики. (Фотохроника ТАСС). Поэт русской природы Ф. А. Васильев умер двадцати трех лет от роду, когда в душе его теснились все новые и новые художественные замыслы, умер и, как го­ ворил Крамской, «неко­ торые хорошие песни унес с собой». То, что успел за пять- шесть лет сознательного творчества юный Василь­ ев, явилось новым в пей­ зажной живописи. Современники Василь­ ева — Иван Николаевич Крамской и Илья Ефи­ мович Репин — в один голос отмечали прирож­ денный артистизм нату- I ры Васильева. Он с та- 1кой легкостью усваивал живописную премуд­ рость, так быстро оозре- вал его талант, что, по выражению Крамского, «казалась, будто он ж и ­ вет в Другой раз и что ему остается что-то дав­ но забытое только при­ помнить». Васильев был необык­ новенно одаренной, если можно так оказать, гар­ монически одаренной личностью. Репин срав­ нивал его с Пушкиным. Мальчиком Федор Ва­ сильев был почтальонам. Затем он окончил рисо­ вальную школу Общест­ ва поощрения художни- ' К 01 В, учился у Шишкина, сблизился с Крамским, который стал его другом и, как он гово­ рил, «почитателем» юного худож­ ника. В «Далеком близком», в главах, посвященных Васильеву, Репин рисует его образ. Он рас­ сказывает, что Васильев был жиз­ нерадостен и подвижен, успевал бывать на всех выставках, на кат­ ках, вечерах, у всех своих това­ рищей. Он любил и умел изящно одеться, любил крааивые вещи, и еоли у него появлялись деньпи, он тут же легко, не задумываясь, тратил их. И в творчестве он был таким же легким и щедрым. Крамской сравнивал его с басно­ словным богачом, который сказоч­ но щедр и бросает,свои сокрови­ ща полной горстью, не считая и не ценя их. Работал Васильев самозабвен­ но. Когда он брался за карандаш, для него исчезало все, кроме того мотива, который он переносил на бумагу. .Во время совместного путешест­ вия с Репиным по Волге Васильев написал картину «Вид на Волге. Баржи», Перед нами эта картина. Высо­ кая мачта рельефно выступает на фоне легких, клубящихся облаков, а острие ее почти сливается с влажной синевой воздуха. Непод­ вижен приспущенный пару-с. Длинными плотными мазками-по­ лосами, расходящимися книзу, художник лепит тяжелую ткань тош теплого, золотистого тона, который приобретают предметы только на солнце. Прозрачные тени в окладках паруса оттеняют его сияющий, насыщенный светом калррит. Великолепен, изящен си­ луэт паруса на фоне волжского простора. Весь этот переданный художни­ ком момент жизни волжской при­ роды напоен влажным, мерцаю­ щим в мареве воздухом, неярким сиянием проступающего между облаками солнца. Красноватый, раскаленный песок берега сам из лучает тепло, неподвижная блес тящая поверхность воды отража ет изменчивые тени бегущих об­ лаков, зыбкие очертания покачи­ вающейся баржи. Светлое чувство гармонии, воз­ никающее при встрече с этой кар ­ тиной, рождается не только ее пленительной колористической гаммой и изяществом композиции но, главное, тем радостным сия нием жаркой и влажной природы, которое передано в ней. Васильев жил темн же чувства­ ми и настроениями, что и все луч­ шие художники той поры. Он пи­ сал картины, изображающие не­ прихотливый деревенский пейзаж, убопие хижины, грязные дороги Но художник сознавал, что все эти уголки природы полны пре­ лести, понятной и близкой про­ стым людям. В 1873 году Васильевым была написана картина «Оттепель». Длинная размытая дорога. Од­ нообразный равнинный пейзаж, оживляемый кое-где деревьями. Небо затянуто сизыми тучами. Над ветхой, занесенной снегом из­ бушкой поднимается голубой ды­ мок. По дороге медленно бредет странник с ребенком. Сердце сжимается при виде унылого пейзажа и заброшенной убогой деревушки. Но что это? На душе и печально, и сладостно: кажется, будто и ты остановился «а дороге в раздущье рядом с этим,и путниками, смотришь на за­ литые бурой торфяной водой длинные колеи, на хлопотливых черных галок, чувствуешь мокрый снег под ногами, влажное дуно­ вение ветра и сознаешь, как мир­ ное течение жизни природу под­ чиняет тебя своему неторопливому ритму. Радостно вдруг увидеть, что пейзаж этот совсем не одно­ образен и не оумрачен. Веоенний ветер разроняет тучи, и сквозь их серую пелену проглянуло робкое солнце, оно окрасило воздух в слабые розоватые тона, а нетро­ нутый чистый снег у леса—в теп­ лые, золотистые. Оно обнаружи­ ло богатейшее разнообразие одно­ го и того же цвета: от легкого синеватого до густого сизого на небе и от мато­ вого, чуть желтеющего до золотистого на осве­ щенном солнцем снегу. Весь художественный строй картины рождает ощущение тихого, протяжного напева. Основ­ ной мотив картины — дорога. Круто разворачивается она у края холста, пересекает все его прост­ ранство и исчезает в глубине по­ темневших снежных полей. Васильев любит изображать пе­ реломные моменты в природе, ак­ тивную ее жизнь. Он передает движение ветра и облаков, смену света и теней. Таковы его карти­ ны «Возвращение стада», «После дождя», «Перед грозой», «Отте­ пель», «Мокрый луг». Васильев сделал основой пейзажной жи­ вописи воспроизведение не толь­ ко разнообразных состояний са­ мой природы, но и тех ответных чувств, которые всегда возникают у человека при соприкосновении с нею. Епо произведения лиричны. Крамской назвал Васильева «поэ­ том, музыкантом» пейзажа и так характеризовал епо значение: «Ему суждено было внести в рус­ ский пейзаж то, чего последнему недоставало и .недостает: поэзию при натуральности наполнения». Одно из последних произведе­ ний художника — «Болото». Кар­ тина недопнсана. Но поистине прав был Крамской, когда гово­ рил о работах Васильева послед­ них лет: «Какие рисунки, сепии, акварели, какие альбомы и что за мотивы! Решительно, мы лиши­ лись музыканта...». ...Перепутанные заросли мокрой осенней травы, зеленой, желтой, оранжевой, коричневой. Чистые звучные тона. Красочные мазки разнообразны, динамичны. Нане­ сенные нервной, темпераментной кистью, они словно таят в себе ■самый трепет жизни растительно­ сти. Прибитые дождем травины остро топорщатся в стороны, вверх, будто распрямляясь под напором ветра и собственных жизненных сил. Ветер гонит низ­ кие дождевые тучи, прибивает к стволу пышную, медного оттенка листву кленов. На фоне дымчато- свинцовых облаков праздничная нарядность деревьев особено за­ метна. Их крона далеко не одно­ образна; она несет на себе свет и тени, и поэтому цвет ее изменчив — то медный, то темно-коричне­ вый. Поэт пейзажа Васильев жил и творил, варя в просветляющую си­ лу искусства. Э. ГОЛУБЕВА, А. КРЕСТИНСКИИ. В м и р е и н т е р е с н о г о ПРЕСТУПЛЕНИЕ В Венгрии на железнодорожном переезде у закрытого шлагбаума стоял красный легковой «Фиат». Товарный поезд по неизвестной причине задержался здесь, закрыв путь автомобилю. Изнуренные ду ­ хотой пассажиры «Фиата» откры­ ли дверцы. Это, в сущности, и спасло их от гибели. Раздался свисток паровоза. Не­ ожиданно из одного вагона с нео­ бычной легкостью выскочил слон и устремился к автомашине. Пас­ сажиры в панике сломя голову кинулись в ближайшие кусты. От­ туда они увидели, как слон, без­ успешно пытаясь влезть на крышу «Фиата», мигом превратил его в бесформенную лепешку. Когда ма­ шинист паровоза снова дал свис­ ток, слон как ни в чем не бывало вернулся в свой вагон и... уехал Оказалось, что в товарном по­ езде ехал цирк. Приунывший от утомительной езды слон услышал свисток, увидел поблизости хорошо знакомую красную тумбу, очень похожую на ту, что стоит обычно на арене, и, подчиняясь сигналу, выполнил долг артиста. Рефлекс на этот раз подвел его. Цирк со­ гласился возместить потерпевшим убыток. Солнечная рыба Однажды на песчаный берег около мыса Воронов выбросило необычную рыбу длиной более метра и весом свыше двух пудов, Ее подобрали рыбаки из колхоза «Освобождение». Исключительно красивый вид рыбы поразил даже бывалых рыбаков. Хотя по форме она напоминала камбалу, изумля­ ла ее расцветка: стального цвета чешуя с серебристыми пятнами, а на широком алом хвосте, слбвно лучи, — серебристые полоски. Диковинную рыбу отправили в Архангельск. Специалисты-ихтио­ логи определили, что эта рыба от­ носится к семейству лампридовых. Называется она солнечной. Водит­ ся у Канарских островов, в тро­ пиках. Солнечная рыба имеет промыс­ ловое значение. Нежное и вкусное мясо ее похоже на семужье. Киевская фабрика красочной печати готовит к предстоящему 150-летию со дня рождения ве­ ликого Кобзаря альбомы: «Шев­ ченко в изобразительном искусст­ ве», «Шевченко-художник», «Ав­ топортреты Шевченко», «Акварели Шевченко», сочинения поэта с ил­ люстрациями. На снимке: инженер-технолог Н. И. Коваленко (слева) и цин­ кограф А. И. Даниленко проверя­ ют негативы цветных репродук­ ций для альбома «Шевченко-ху­ дожник». (Фотохроника ТАСС). Редактор К. ОГРЫЗКОВ . П р о д о л ж а е т с я п о д п и с к а н а г а з е т у „ С Т Р О И Т Е Л Ь 4 д а 1964: го д Подписка принимается уполномоченными по распростране­ нию печати в строительных управлениях и субподрядных организациях. Уполномоченные по распространению печати деньги сда­ ют в бухгалтерию треста, а вписки подписавшихся на газету — в редакцию. Подписная цена на год — 96 копеек. Оформляйте подписку заблаговременно и до конца года! АДРЕС И ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИ __ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01 )—2—58. Липецк, типография облуправления культуры АЭ 62926 Ззк, № 9394.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz