Строитель. 1963 г. (г. Липецк)
ПОДВИГ ХУДОЖНИКА В степи среди бескрай них русских просторов остановились три всадни ка, три могучих русских' богатыря. Зорко и тре вожно всматриваются они в даль, «нет ли где зорога, не обижают ли "де кого». Колышет ве тер пожелтевшую траву, разметает гривы и хво сты богатырским коням, гонит по осеннему небу грозные тучи. Твердо, непоколебимо стоят витязи, охраняя 'родную землю. Ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит незамеченной. Кто же они, эти за щитники земли русской? Перелистаем страницы древних летописей, вчи таемся в образные стро ки народных былин и сказаний... Перед нами предстанут созданные творческой фантазией, поэтическим воображе нием певцов и сказителей любимые народные ге рои — Илья Муромец, Добрыяя Никитич, Але ша Попович. На протяжении многих веков в памяти народа живут славные деяния, героические подвиги рус- г-~ _ оких богатырей. Бес сортная поэтическая душа наро да в песнях и былинах, в сказа ниях и преданиях воспела вели кую самоотверженность, стой кость и отвагу народных витязей в борьбе с врагом. Лучшими чертами наделяет на род в былинах своих героев-за- щитников. Посмотрите внимательно на картину. Вот они перед нами. В центре на исполинском вороном ко не сидит Илья Муромец. Он напряженно и сосредоточен но вглядывается вдаль. Уверен ность, сила и мощь чувствуются в его ладной богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», и рука его, поднятая для защиты от солнца, не сгибается под этой тяжестью. Широкий уп рямый лоб, плотно сжатые губы, прямой и открытый взгляд черных глаз свидетельствуют о несгибае мой силё воли, о прямоте и чест ности его души. Илья уже не молод, серебром сверкает борода, выбилась из-под шлема седая прядь. Тяжело, но увереино сидят И'лья на коне. И конь-то под стать богатырю, та кой же мощный и сильный. Он стоит почти спокойно, слетка по тряхивая бубенчиками, но во всей* его упругой фигуре чувствуется напряжение. Ушли копыта в зем лю под тяжестью всадника. Двинь ся он сейчас, и, кажется, загудит земля, вихрем помчится он по сте пи, оставляя за собой облако клу бящейся пыли... Только зная народные былины и сказания, чувствуя и понимая их пленительную поэтическую си лу, можно было создать такой жи вой и выразительный образ Ильи Муромца. Бесстрашие, мужество и спра ведливость Ильи Муромца заслу женно сделали его главой бога тырской заставы. Другой герой картины, Добрыяя Никитич, знатен. Он сын князя бо гатого из города Рязани. Своей геройской борьбой со Змеем Го- рыяычем да с Батыгой (хан Ба тый) прославился и этот бога тырь. Богатством украшения и ору жия, нарядностью одежды он вы деляется среди других богатырей. Блестит серебром колчуга, щит го рит и переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. И конь Добрыми Никитича «Бе- леюшко» под стать хозяину, в на рядной сбруе с золотыми бляшка ми и полумесяцами. Насторожен но вглядывается он вдаль, словно чуя приближение врага. Ветер разметал его гриву, распушил хвост... Красив, строг и благороден об раз Добрьгни Никитича. И хотя зет в нем мощи и силы Ильи Му ромца, но это его достойный со брат. Совсем иначе решен образ Але ши Поповича. Не оилой богатыр ской сражается он с врагами, а главным образом находчивостью, смекалистостью, ухваткой. «Оле- шекька»,—говорит про него Илья Муромец, — хоть силой-то не си лен, дак напуском смел». Алеша Попович по сравнению с Ильей и в самом деле кажется тонким и стройным. И вооружен он легко: «тугой лук раэрывча- тый» да «стрелочка каленая»—вот и все оружие. Щита совсем нет, а в правой руке «гусельки яровча- ты». Весельчак и балагур, Алеша —мастер попеть и поиграть, при- зорожить сердца молодушек. Что-то замышляет и сейчас, хитро скосив глаза вправо. Конь его зо лотистой масти спокойно щиплет траву, он не так силен, как кони других богатырей, но не уступит ш в изворотливости, легкости и стремительности бега. Глядя на картину, не сомне ваешься .в том, что именно такими могли быть богатыри древней Ру си. В это глубоко верил и сам ху дожник, который неустанно искал документальное подтверждение су ществованию богатырей в истори ческих материалах. Им были изу чены все сохранившиеся летописи и архивные источники. Удалось найти упоминания о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. О по следнем говорилось, что за подви ги его в боях с печенегом Влади мир возложил на него гриву золо тую. Не нашел Васнецов сведе ний только об Илье Муромце. И художник понял, что не случайно был обойден молчанием главный русский богатырь. Летописи сооб щали лишь о князьях да и знати, а Илья Муромец был крестьян-' ский сын. Но народные оказания и былины сохранили для потомства этот бессмертный образ. Работая над созданием образа Ильи Муромца, Васнецов упорно искал в жизни нужную ему нату ру. Много было встреч на пути художника, но необходимый про образ долго не появлялся. Неожи данно в Абрамцево, в имении Ма монтова, он встретил извозчика— крестьянина Ивана Петрова. Фи зическая сила, душевное благо родство привлекли к нему внима ние художника. Сам Иван Петров охотно позировал, надевая доспе хи, принесенные из историческо го музея, и с легкостью вскаки вал в седло. Несколько раз писал его Васнецов то сидящим на ска мье, то верхом на вороном коне. Образ Добрыни у Васнецова со бирательный. Это характерный ю распространенный тип русича с светлыми волосами, правильными и благородными чертами лица: уд линенным красивым носом, хоро шо сформированным лбом, полны ми губами. Такое лицо было и у самого художника, и не случайно он использовал свой автопорт рет, портреты отца, дяди для создания образа Добрыни Ники тича. 25 лет создавались «Богатыри». Это поистине титанический труд. Первый набросок относится еще к 1871 году,'когда Васнецов только наметил общую композицию. По том на несколько лет он отходит от этой картины, увлеченный дру гими замыслами. И только в 80-е годы он вновь с прежним увлече нием и страстностью отдался ра боте над «Богатырями». Когда смотришь на картину, не веришь, что она так долго вына шивалась, много лет писалась. Кажется, что в едином порыве зылилась она из-под кисти худож ника Удивительная целостность, свежесть и непосредственность от личают это произведение. Упорным и настойчивым трудом, ценой неимоверных усилий худож ник добился той жизненности и яркости образов, которая поража ет нас с первого взгляда. Васне цов мечтал, что картина будет по мещена в специальном зале Исторического музея, посвящен ном Киевской Руси. Он стремился к монументальности и декоратив ности в ее решении. Все художест венные средства подчиняет ху дожник выражению этих задач. Не представляется даже возможным что-либо изменить или добавить к картине. Художник сознательно несколь ко повышает линию горизонта, зритель как бы снизу смотрит на всадников, выделяющихся на фо не темного и беспокойного неба. Этот прием позволяет художнику с еще большей оилой подчерк нуть монументальность и величие образов. Художник отказывается от многих подробностей и деталей в картине, которые только дроби ли бы впечатление. А как красиво, тонко и декора тивно решена картина в цвете! Мы встречаем у Васнецова по истине творческое использование лучших традиций древнерусской красочности и нарядности Иконо писных произведений. Без излиш ней эффективности и резкости ху дожник благородно и тонко соче тает в картине сочные и яркие краски — зеленую, коричневую, квасную и белую, черную, синюю. Продуманы каждое цветовое пят но, каждый мазок кисти. А пейзаж! Он типично русский, степной. Пологие холмы, леса, лу га, поросшие дикой травой, ма ленькие трогательные елочки на эпическое яркое полотно, соз дает целостный я близкий сердцу каждого руоского человека образ родины. Мы зримо ощущаем начи нающуюся осень: пожелтел ко выль, небо покрыто серыми свин цовыми тучами, ветер колышет траву. В этой картине с особой оче видностью проявилось исключи тельное качество Васнецова - ху дожника, мастера былинной, ска зочной темы — умение создать эпическое яркое полотно, соз вучное народным поэтическим пзедставлениям. В картине мы встречаем редкое соответствие об разов, созданных народной фанта зией, живописным образам. В этом сила поэтического таланта Васне цова, его проникновения в мир не родного эпоса. В 1898'году карт«на впервые была показана на выставке. Она была восторженно принята пуб ликой, особенно молодежью. Э. КУЗНЕЦОВА. Москва. В 1963 году исполняется столетие со дня рождения выдающегося артиста цирка, известного во всем мире дрессиров щика Владимира Леонидовича Дурова. Владимир Дуров и его брат Анатолий сыграли исключительную роль в развитии русского цир кового искусства, в создании жанра злободневной публицистиче ской клоунады с дрессированными животными. В. Л. Дуров заложил основы русской школы дрессировки жи вотных, построенной на учении И. Л . Павлова об условных реф лексах. В 1912 году Владимир Дуров основал в Москве свой знаме нитый «Уголок Дурова». Со дня смерти В. Л. Дурова уголком руководит дочь великого дрессировщика — Анна Владимировна Дурова, которая с юных лет была его помощником. На снимке: В. Л. Дуров (слева) и его брат Анатолий Леонидович. Ч И Т А ТЕЛЬСНАЯ Огромную роль в воспитании человека играют книги. Они ста ли для многих строителе^ хоро шими помощниками в труде и в учебе. После окончания работы в библиотеке Дома культуры строителей можно встретить много людей, которые приходят туда, чтобы взять книги, На днях библиотека провела читательскую конференцию на тему: «Книга — мой лучший друг». В интересном разговоре вместе со строителями приняли участие учащиеся старших клас сов школ 35 и 36. На конференции выступили бетон щица шестого стройуправления Татьяна Нириллова, учащиеся Валентина Косоруких, Лариса Хорошева, Ольга Самошина и другие. Они говорили о том, ка кие произведения волнуют их, как они работают над книгой. Участники конференции с боль- , шим интересом прослушали вы ступление члена общества «Зна ние» М. П. Ситника, который рассказал о значении художест венной литературы в воспита нии советских людей. В ПЕТРОВ В ш и р е и н т е р е с н о г о САМОЛЕТ АТАКУЮТ... ОРЛЫ Это случилось п Южной Кирги- :ин над горным селением Ой-Тал. Самолет «АН-2» с грузом для жи вотноводов шел своим обычным курсом. Высота 3.200 метров. Лет чик Роберт Хамитов запросил аэ родром о посадке. Вдруг экипаж заметил с правого бо.рта двух огромных орлов. Птицы устреми лись на машину. Хамитов резко развернул самолет и предупредил неожиданное нападение. Но орлы не отступали. Самый крупный из них вдруг спикировал и врезался в крыло машины. Тело погибшей птицы камнем упало в горную ре ку Тар. Чабаны разыскали труп орла. Размах его крыльев достигал двух метров. Птица, совершившая нэпа дение в воздухе, принадлежит к наиболее хищному виду орлов кондоров, залетающих в эти края из Индии. ПОЛВЕКА В РАЗЛУКЕ Когда Амина Радкевич расста лась со своими сестрами, ей было восемнадцать лет. Амина уехала из Литвы в Петроград. Там она встретила революцию, оттуда уш ла на фронт сражаться с бело гвардейцами Юденича. Потом она вышла замуж и уехала с супругом в Баку. Амина долго разыскивала своих родных, писала в разные города, просила сообщить адреса сестер. И вот недавно они встретились о Баку полвека спустя — 68-летняч Амина Алиева, 80-летняя Мерима Полтаржипкая и 75-летняя Ша- рифа Радкевич Встретились через полвека. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛОТЕРЕЯ В целях популяризации и широ кого распространения среди тру дящихся произведений советского изобразительного и декоративно прикладного искусства Союз ху дожников СССР и Министерство культуры СССР проводят Всесо юзную художественную лотерею. Всесоюзная художественная ло терея, впервые проводимая в на шей стране, позволит многочис ленным любителям искусства приобрести оригинальные высоко художественные произведения со ветских живописцев, графиков, скульпторов и мастеров декора тивно-прикладного искусства, ко торые смогут служить подлинным украшением быта советского че ловека. В лотерее будет разыграно 20.000 произведений живописи, графики, 'настольной скульптуры, изделий из керамики, фарфора, художественного стекла, декора тивные ткани, кояры и ювелирные изделия, созданные художниками братских республик Советского Союза. Среди выигрышей работы известных художников — С. Ге расимова, С. Коненкова, В. Серо ва, М. Абдуллаева, Т. Гапоненко II М Н О Г И Х Д Р У Г И Х . Часть выигрышей будет показа на населению на выставках, ко торые организуются в Централь ном выставочном зале (б. Манеж.) н в Выставочном зале Союза ху дожников в Москве, а также в Ленинграде, Киеве, Риге, Тбилиси и других городах. Стоимость произведений, разы грываемых в лотерее, от 50 до 1.000 рублей. Цена лотерейного билета — 50*коп. Продажа билетов Всесоюзной художественной лотереи нача лась с 1 ноября 1963 г. Билеты бу дут продаваться в салонах Худо жественного фонда, в магазинах и киосках,'в театральных кассах. Следующий номер «Строителя* выйдет 7 ноября с. г. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДРЕС И ТЕЛЕФОН РВДАКПИ Гор. Липепк, улица 9 Мая, И , 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01)—2—58. Липецк, типография облуттраяления культуры АЭ 6396! За* № 8763.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz