Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

ПОДВИГ ХУДОЖНИКА В степи среди бескрай­ них русских просторов остановились три всадни­ ка, три могучих русских' богатыря. Зорко и тре­ вожно всматриваются они в даль, «нет ли где зорога, не обижают ли "де кого». Колышет ве­ тер пожелтевшую траву, разметает гривы и хво­ сты богатырским коням, гонит по осеннему небу грозные тучи. Твердо, непоколебимо стоят витязи, охраняя 'родную землю. Ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит незамеченной. Кто же они, эти за­ щитники земли русской? Перелистаем страницы древних летописей, вчи­ таемся в образные стро­ ки народных былин и сказаний... Перед нами предстанут созданные творческой фантазией, поэтическим воображе­ нием певцов и сказителей любимые народные ге­ рои — Илья Муромец, Добрыяя Никитич, Але­ ша Попович. На протяжении многих веков в памяти народа живут славные деяния, героические подвиги рус- г-~ _ оких богатырей. Бес­ сортная поэтическая душа наро­ да в песнях и былинах, в сказа­ ниях и преданиях воспела вели­ кую самоотверженность, стой­ кость и отвагу народных витязей в борьбе с врагом. Лучшими чертами наделяет на­ род в былинах своих героев-за- щитников. Посмотрите внимательно на картину. Вот они перед нами. В центре на исполинском вороном ко­ не сидит Илья Муромец. Он напряженно и сосредоточен­ но вглядывается вдаль. Уверен­ ность, сила и мощь чувствуются в его ладной богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», и рука его, поднятая для защиты от солнца, не сгибается под этой тяжестью. Широкий уп­ рямый лоб, плотно сжатые губы, прямой и открытый взгляд черных глаз свидетельствуют о несгибае­ мой силё воли, о прямоте и чест­ ности его души. Илья уже не молод, серебром сверкает борода, выбилась из-под шлема седая прядь. Тяжело, но увереино сидят И'лья на коне. И конь-то под стать богатырю, та­ кой же мощный и сильный. Он стоит почти спокойно, слетка по­ тряхивая бубенчиками, но во всей* его упругой фигуре чувствуется напряжение. Ушли копыта в зем­ лю под тяжестью всадника. Двинь­ ся он сейчас, и, кажется, загудит земля, вихрем помчится он по сте­ пи, оставляя за собой облако клу­ бящейся пыли... Только зная народные былины и сказания, чувствуя и понимая их пленительную поэтическую си­ лу, можно было создать такой жи­ вой и выразительный образ Ильи Муромца. Бесстрашие, мужество и спра­ ведливость Ильи Муромца заслу­ женно сделали его главой бога­ тырской заставы. Другой герой картины, Добрыяя Никитич, знатен. Он сын князя бо­ гатого из города Рязани. Своей геройской борьбой со Змеем Го- рыяычем да с Батыгой (хан Ба­ тый) прославился и этот бога­ тырь. Богатством украшения и ору­ жия, нарядностью одежды он вы ­ деляется среди других богатырей. Блестит серебром колчуга, щит го­ рит и переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. И конь Добрыми Никитича «Бе- леюшко» под стать хозяину, в на­ рядной сбруе с золотыми бляшка­ ми и полумесяцами. Насторожен­ но вглядывается он вдаль, словно чуя приближение врага. Ветер разметал его гриву, распушил хвост... Красив, строг и благороден об­ раз Добрьгни Никитича. И хотя зет в нем мощи и силы Ильи Му­ ромца, но это его достойный со­ брат. Совсем иначе решен образ Але­ ши Поповича. Не оилой богатыр­ ской сражается он с врагами, а главным образом находчивостью, смекалистостью, ухваткой. «Оле- шекька»,—говорит про него Илья Муромец, — хоть силой-то не си­ лен, дак напуском смел». Алеша Попович по сравнению с Ильей и в самом деле кажется тонким и стройным. И вооружен он легко: «тугой лук раэрывча- тый» да «стрелочка каленая»—вот и все оружие. Щита совсем нет, а в правой руке «гусельки яровча- ты». Весельчак и балагур, Алеша —мастер попеть и поиграть, при- зорожить сердца молодушек. Что-то замышляет и сейчас, хитро скосив глаза вправо. Конь его зо­ лотистой масти спокойно щиплет траву, он не так силен, как кони других богатырей, но не уступит ш в изворотливости, легкости и стремительности бега. Глядя на картину, не сомне­ ваешься .в том, что именно такими могли быть богатыри древней Ру­ си. В это глубоко верил и сам ху­ дожник, который неустанно искал документальное подтверждение су­ ществованию богатырей в истори­ ческих материалах. Им были изу­ чены все сохранившиеся летописи и архивные источники. Удалось найти упоминания о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. О по­ следнем говорилось, что за подви­ ги его в боях с печенегом Влади­ мир возложил на него гриву золо­ тую. Не нашел Васнецов сведе­ ний только об Илье Муромце. И художник понял, что не случайно был обойден молчанием главный русский богатырь. Летописи сооб­ щали лишь о князьях да и знати, а Илья Муромец был крестьян-' ский сын. Но народные оказания и былины сохранили для потомства этот бессмертный образ. Работая над созданием образа Ильи Муромца, Васнецов упорно искал в жизни нужную ему нату­ ру. Много было встреч на пути художника, но необходимый про­ образ долго не появлялся. Неожи­ данно в Абрамцево, в имении Ма­ монтова, он встретил извозчика— крестьянина Ивана Петрова. Фи­ зическая сила, душевное благо­ родство привлекли к нему внима­ ние художника. Сам Иван Петров охотно позировал, надевая доспе­ хи, принесенные из историческо­ го музея, и с легкостью вскаки­ вал в седло. Несколько раз писал его Васнецов то сидящим на ска­ мье, то верхом на вороном коне. Образ Добрыни у Васнецова со­ бирательный. Это характерный ю распространенный тип русича с светлыми волосами, правильными и благородными чертами лица: уд­ линенным красивым носом, хоро­ шо сформированным лбом, полны­ ми губами. Такое лицо было и у самого художника, и не случайно он использовал свой автопорт­ рет, портреты отца, дяди для создания образа Добрыни Ники­ тича. 25 лет создавались «Богатыри». Это поистине титанический труд. Первый набросок относится еще к 1871 году,'когда Васнецов только наметил общую композицию. По­ том на несколько лет он отходит от этой картины, увлеченный дру­ гими замыслами. И только в 80-е годы он вновь с прежним увлече­ нием и страстностью отдался ра­ боте над «Богатырями». Когда смотришь на картину, не веришь, что она так долго вына­ шивалась, много лет писалась. Кажется, что в едином порыве зылилась она из-под кисти худож­ ника Удивительная целостность, свежесть и непосредственность от­ личают это произведение. Упорным и настойчивым трудом, ценой неимоверных усилий худож­ ник добился той жизненности и яркости образов, которая поража­ ет нас с первого взгляда. Васне­ цов мечтал, что картина будет по­ мещена в специальном зале Исторического музея, посвящен­ ном Киевской Руси. Он стремился к монументальности и декоратив­ ности в ее решении. Все художест­ венные средства подчиняет ху­ дожник выражению этих задач. Не представляется даже возможным что-либо изменить или добавить к картине. Художник сознательно несколь­ ко повышает линию горизонта, зритель как бы снизу смотрит на всадников, выделяющихся на фо­ не темного и беспокойного неба. Этот прием позволяет художнику с еще большей оилой подчерк­ нуть монументальность и величие образов. Художник отказывается от многих подробностей и деталей в картине, которые только дроби­ ли бы впечатление. А как красиво, тонко и декора­ тивно решена картина в цвете! Мы встречаем у Васнецова по­ истине творческое использование лучших традиций древнерусской красочности и нарядности Иконо­ писных произведений. Без излиш­ ней эффективности и резкости ху­ дожник благородно и тонко соче­ тает в картине сочные и яркие краски — зеленую, коричневую, квасную и белую, черную, синюю. Продуманы каждое цветовое пят­ но, каждый мазок кисти. А пейзаж! Он типично русский, степной. Пологие холмы, леса, лу­ га, поросшие дикой травой, ма­ ленькие трогательные елочки на эпическое яркое полотно, соз­ дает целостный я близкий сердцу каждого руоского человека образ родины. Мы зримо ощущаем начи­ нающуюся осень: пожелтел ко ­ выль, небо покрыто серыми свин­ цовыми тучами, ветер колышет траву. В этой картине с особой оче­ видностью проявилось исключи­ тельное качество Васнецова - ху­ дожника, мастера былинной, ска­ зочной темы — умение создать эпическое яркое полотно, соз­ вучное народным поэтическим пзедставлениям. В картине мы встречаем редкое соответствие об­ разов, созданных народной фанта­ зией, живописным образам. В этом сила поэтического таланта Васне­ цова, его проникновения в мир не­ родного эпоса. В 1898'году карт«на впервые была показана на выставке. Она была восторженно принята пуб­ ликой, особенно молодежью. Э. КУЗНЕЦОВА. Москва. В 1963 году исполняется столетие со дня рождения выдающегося артиста цирка, известного во всем мире дрессиров­ щика Владимира Леонидовича Дурова. Владимир Дуров и его брат Анатолий сыграли исключительную роль в развитии русского цир­ кового искусства, в создании жанра злободневной публицистиче­ ской клоунады с дрессированными животными. В. Л. Дуров заложил основы русской школы дрессировки жи­ вотных, построенной на учении И. Л . Павлова об условных реф­ лексах. В 1912 году Владимир Дуров основал в Москве свой знаме­ нитый «Уголок Дурова». Со дня смерти В. Л. Дурова уголком руководит дочь великого дрессировщика — Анна Владимировна Дурова, которая с юных лет была его помощником. На снимке: В. Л. Дуров (слева) и его брат Анатолий Леонидович. Ч И Т А ТЕЛЬСНАЯ Огромную роль в воспитании человека играют книги. Они ста­ ли для многих строителе^ хоро­ шими помощниками в труде и в учебе. После окончания работы в библиотеке Дома культуры строителей можно встретить много людей, которые приходят туда, чтобы взять книги, На днях библиотека провела читательскую конференцию на тему: «Книга — мой лучший друг». В интересном разговоре вместе со строителями приняли участие учащиеся старших клас­ сов школ 35 и 36. На конференции выступили бетон­ щица шестого стройуправления Татьяна Нириллова, учащиеся Валентина Косоруких, Лариса Хорошева, Ольга Самошина и другие. Они говорили о том, ка­ кие произведения волнуют их, как они работают над книгой. Участники конференции с боль- , шим интересом прослушали вы­ ступление члена общества «Зна­ ние» М. П. Ситника, который рассказал о значении художест­ венной литературы в воспита­ нии советских людей. В ПЕТРОВ В ш и р е и н т е р е с н о г о САМОЛЕТ АТАКУЮТ... ОРЛЫ Это случилось п Южной Кирги- :ин над горным селением Ой-Тал. Самолет «АН-2» с грузом для жи ­ вотноводов шел своим обычным курсом. Высота 3.200 метров. Лет­ чик Роберт Хамитов запросил аэ­ родром о посадке. Вдруг экипаж заметил с правого бо.рта двух огромных орлов. Птицы устреми­ лись на машину. Хамитов резко развернул самолет и предупредил неожиданное нападение. Но орлы не отступали. Самый крупный из них вдруг спикировал и врезался в крыло машины. Тело погибшей птицы камнем упало в горную ре­ ку Тар. Чабаны разыскали труп орла. Размах его крыльев достигал двух метров. Птица, совершившая нэпа дение в воздухе, принадлежит к наиболее хищному виду орлов кондоров, залетающих в эти края из Индии. ПОЛВЕКА В РАЗЛУКЕ Когда Амина Радкевич расста лась со своими сестрами, ей было восемнадцать лет. Амина уехала из Литвы в Петроград. Там она встретила революцию, оттуда уш ­ ла на фронт сражаться с бело гвардейцами Юденича. Потом она вышла замуж и уехала с супругом в Баку. Амина долго разыскивала своих родных, писала в разные города, просила сообщить адреса сестер. И вот недавно они встретились о Баку полвека спустя — 68-летняч Амина Алиева, 80-летняя Мерима Полтаржипкая и 75-летняя Ша- рифа Радкевич Встретились через полвека. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛОТЕРЕЯ В целях популяризации и широ­ кого распространения среди тру­ дящихся произведений советского изобразительного и декоративно­ прикладного искусства Союз ху­ дожников СССР и Министерство культуры СССР проводят Всесо­ юзную художественную лотерею. Всесоюзная художественная ло­ терея, впервые проводимая в на­ шей стране, позволит многочис­ ленным любителям искусства приобрести оригинальные высоко­ художественные произведения со­ ветских живописцев, графиков, скульпторов и мастеров декора­ тивно-прикладного искусства, ко­ торые смогут служить подлинным украшением быта советского че­ ловека. В лотерее будет разыграно 20.000 произведений живописи, графики, 'настольной скульптуры, изделий из керамики, фарфора, художественного стекла, декора­ тивные ткани, кояры и ювелирные изделия, созданные художниками братских республик Советского Союза. Среди выигрышей работы известных художников — С. Ге­ расимова, С. Коненкова, В. Серо­ ва, М. Абдуллаева, Т. Гапоненко II М Н О Г И Х Д Р У Г И Х . Часть выигрышей будет показа­ на населению на выставках, ко­ торые организуются в Централь­ ном выставочном зале (б. Манеж.) н в Выставочном зале Союза ху­ дожников в Москве, а также в Ленинграде, Киеве, Риге, Тбилиси и других городах. Стоимость произведений, разы грываемых в лотерее, от 50 до 1.000 рублей. Цена лотерейного билета — 50*коп. Продажа билетов Всесоюзной художественной лотереи нача­ лась с 1 ноября 1963 г. Билеты бу­ дут продаваться в салонах Худо­ жественного фонда, в магазинах и киосках,'в театральных кассах. Следующий номер «Строителя* выйдет 7 ноября с. г. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. АДРЕС И ТЕЛЕФОН РВДАКПИ Гор. Липепк, улица 9 Мая, И , 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01)—2—58. Липецк, типография облуттраяления культуры АЭ 6396! За* № 8763.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz