Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Город Фрунзе. Советская площадь. (Фотохроника ТАСС). -ф- - С О Л Н Е Ч Н А Я Л О З А Когда и в какой стране мира виноградная лоза была впервые взята из дикого леса и посажена в культурном саду — история еще не раскрыла. Предполагают, что первый культурный виноград расцвел на земле около пяти ты­ сячелетий назад где-то в Перед­ ней Азии, может быть, в райо­ нах Кавказа или Средиземно­ морья. Две с половиной тысячи лет назад первая культурная ви­ ноградная лоза появилась на Южном берегу Крыма. Есть целая наука о виногра­ де — ампелография. Откуда за­ имствовано название этой нау­ ки? Есть на этот счет интерес­ ная легенда. Юноша по имени Ампел, сын Сатира и Нимфы, любимец бога Диониса, забрался на могучий вяз, вершину которо­ го обвивали виноградные лозы. Потянувшись рукой к роскошной грозди, Ампел свалился с дере­ ва и разбился." Бог Диоиис по­ местил его душу на небе в виде новой звезды в созвездии Девы. Виноградная лоза в честь погиб­ шего Ампела стала называться «ампелос», отсюда и возникло название науки — ампелография. Сейчас наша страна стоит на четвертом месте в мире по пло­ щади виноградников, но в 1965 году сна станет первой. За се­ милетку виноградники расширят­ ся более чем на миллион гекта­ ров! Они расцветут в Молдавии, Грузии, Армении, в республиках Средней Азии, в Крыму, на До ­ ну, на Кубани. Что касается Молдавии, то вся эта республика становится цветущим садом. Ви­ ноградники здесь за последние годы буквально «пошли в гору». Их поднимают на склоны гор, холмов. На правом берегу Дона вино­ градарство началось со времен Петра Первого. Как гласит пре­ дание, русский царь привез на Дон первую «благородную» лозу и приказал казакам растить ви­ ноград, так как эти места напом­ нили ему известные в Западной Европе рейнские виноградники. Казаки на Дону сделались от­ личными мастерами «солнечной культуры». Возвращаясь из даль­ них военных походов, они не за­ бывали захватить с собой под седло чубук какого-либо замеча­ тельного, еще не знакомого им сорта винограда. В нашей стране выращивается более двух тысяч сортов виногра­ да, из них 1.200 созданы совет­ скими селекционерами. Их крат­ кое описание составляет много­ томный труд. Недавно получен новый сорт, ягода которого по величине с добрую сливу. Нет цены вкладу, внесенному в советскую ампелографию великим преобразователем природы И. В. Мичуриным. Он создал целую серию новых сортов винограда, способных противостоять холодам средней полосы. С целью «осеве- рения» «благородной лозы» Мичу­ рин сумел влить в нее «кровь» амурского винограда, дикаря, ко­ торому не страшен сорокаградус­ ный мороз. Стоит ли говорить о пользе зинограда для здоровья челове­ ка? В нем много сахара, в ос­ новном в виде глюкозы. Такая форма сахара легко уов.аиваетоя организмом. А недавно из вино­ градных ягод удалось получить нитроз/ — вещество, лечащее че­ ловека от переутомления, от ис­ тощения нервной системы. Г о д ы и л юди В Ы Д А Ю Щ И Й С Я с о в е т с к и й с к у л ь п т о р (К 90.Л СТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. А. АНДРЕЕВА) Сегодня исполняется девяно­ сто лет со дня рождения выда­ ющегося советского скульпто­ ра, заслуженного деятеля ис­ кусств РСФСР Николая Андре­ евича Андреева (1873 — 1932). Андреев — сын бывшего крепостного, учился в Москве в Строгановском училище и Училище живописи, ваяния и зодчества. В ранний период испытал влияние импрессио­ низма и модернизма, сохранив, однако, реалистические основы своего творчества. В 1906— 1909 годах Н. А. Андреев создал памятник Гого­ лю (Москва), в котором про­ никнутый горькой иронией об­ раз писателя несет черты ду-’ шевной подавленности. В пер­ вые же годы Советской власти Андреев принял деятельное участие в мероприятиях «Мо­ нументальной пропаганды». Выполненные им в 1918— 1922 годах памятники Герце­ ну, Огареву, статуя «Свобо­ ды», а также открытый в 1929 году памятник А, Н. Остров­ скому характеризуют Андреева как крупного монументалиста. Самым значительным вкла­ дом Андреева в историю совет­ ской скульптуры была его «Лениниана» (1920 — 1932), включающая около 100 снульптурных изображений В. И. Ленина и созданная на основе зарисовок и скульптур­ ных этюдов с натуры. Тонкая наблюдательность скульптора- реалиста, лаконичность языка ясных пластичных форм по­ могли Андрееву раскрыть мно­ гогранный, овеянный подлин­ ной человечностью и просто­ той образ В. И. Ленина — мыс­ лителя и вождя. Андреев был также мастер­ ским рисовальщиком (портре­ ты Ленина, Станиславского, Горького и др.). Э т о интересно Модель Кулибина В Ленинградском Эрмитаже произошло событие, взволновав­ шее ученых. Историки, исследо­ ватели редких вещей прошлого, историографы научных и техни­ ческих открытий, художники, скульпторы часами рассматрива­ ли большую золотую медаль ека­ терининских времен. Еще бы! Около двух столетии эта медаль была и близкой, и далекой загадкой для многих. Близкой потому, что каждый, кто хоть раз видел портрет знамени­ того русского механика Ивана Петровича Кулибина, не мог не заметить на груди изобретателя этой медали на широкой андре­ евской ленте. Но сама реликвия была недоступной. На протяже­ нии многих десятилетий кулибин- скую медаль не видел в натуре ни один исследователь. След ее, казалось, окончательно был уте­ рян. И вот в ленинградский Эрми­ таж пришла А. И. Кобылки на — вдова правнука Ивана Петровича Кулибина. Приехала она из Бар­ наула и... привезла с собой ме­ даль, которой был некогда на­ гражден Иван Петрович. Кулибин был разносторонне одаренным человеком. Его знаме­ нитые часы «яичной фигуры» не только чудо техники, но и ше­ девр искусства. Размером с гуси­ ное яйцо, они содержат миниа­ тюрный «театр-автомат», напоми­ нающий сказочную музыкальную табакерку: маленькие механиче­ ские гномы «разыгрывали мисте­ рию» под звуки старинной изящ­ ной музыки. Около пяти лет тру­ дился над ними изобретатель. Блеск екатерининского двора требовал много выдумки от ис­ полнителей царских прихотей — архитекторов, скульпторов, масте­ ров салютов и фейерверков. На И. П. Кулибина обратили внима­ ние — п он был вызван из Ниж ­ него Новгорода в Петербург. Вскоре Кулибин превзошел само­ бытным мастерством всех своих дворцовых предшественников. I Вспомним хотя бы кулибинский прожектор. Он был бенащен си­ стемой зеркал и увеличивал силу света свечей в 500 раз. Прожек­ тору Кулибина посвятил свои стихи Державин. Много и других, более интере­ совавших его занятий было у нижегородского изобретателя. Он оснащает своими приборами экс­ педиции русских мореплавателей, достигших Аляски и Гренландии. Проектирует знаменитый одно­ арочный мост через Неву, созда­ ет его модель. Но осуществить на практике этот дерзкий проект уже не удается. Позднее известный русский кбнетруктор инженер Д. И. Ж у ­ равский говорил об этой конст­ рукции: «На .ней печать гения... раскосная система, которая лишь по неизвестности, что делается в России, называется американ­ скою...». В годы своей разносторонней деятельности И. П. Кулибин и заслужил высокую награду «для лица недворянского происхожде­ ния»: большую дворцовую ме­ даль, которой награждались в те времена лишь дворяне. Рассмотрим ее. На обрезе ста­ ринным шрифтом отчеканено: «Механику Ивану Кулибину». На лицевой стороне изображен про­ филь Екатерины Второй, а на оборотной — барельеф старца с лавровым венком в руках. Над­ пись: «Достойному». Червонное золото большой ме­ дали олицетворяет собой неоспо-, римые заслуги И. П. Кулибина перед Россией. Вниманию строителей Продолжается подписка на «Строительную газету'» и иллю­ стрированную вкладку «Архитек­ тура» на 1964 год. В «Строительной газете» шуро- ко освещается практика работы строительных и монтажных орга­ низаций, предприятий промстрой- матерналов. Газета систематиче­ ски популяризирует передовой опыт новаторов, информирует чи­ тателей о техническом прогрессе во всех областях строительного дела. Каждую пятницу газета Пе­ чатает специальную страницу «Для бригады и бригадира». В газете постоянно ведутся разде­ лы: «.Архитектура и проектирова­ ние», «Особо важные стройки — наш передний край», «Страница передового опыта», «Народный контроль действует», «Пропароч­ ная камера», «Техническая ин­ формация», «В институтах и ла­ бораториях». Под рубрикой «В Госстрое СССР» публикуются ин­ формации по вопросам новой техники, проектирования, органи­ зации и механизации строитель­ ства. В связи с изменением управле­ ния строительством, выделением его в самостоятельную отрасль народного хозяйства и сосредото­ чением всех вопросов, связанных со строительным производством, в Госстрое СССР, роль «Строи­ тельной газету» значительно воз­ росла. На ее страницах впредь будут широко публиковаться все установочные решения Поспроя СССР по вопросам промышлен­ ного и жилищного строительства в стране. Таким образом, газета становится совершенно необходи­ мой для каждого руководящего и инженерно-технического работни­ ка. I Гплюстрировапная вкла д к а «Архитектура» знакомит читате­ лей с современной отечественной н зарубежной практикой, показы­ вает как проектные решения, так и осуществляемые по ним зада­ ния и сооружения промышленно го, гражданского и сельскохозяй­ ственного назначения. Подписка принимается повсе­ местно без ограничений. Годовая подписная плата: на «Строитель­ ную газету» — 4 руб. 68 коп., на вкладку «Архитектура» — 1 руб'. 56 коп. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. : О т к р ы т а п о д п и с и а н а г а з е т у „ С Т Р О И Т Е Л Ь " д а 1 96й г о д ; Подписка принимается уполномоченными по распрострапе- : | нию печати в строительных управлениях и субподрядных : • организациях. Уполномоченные по распространению печати деньги еда- ■ : ют в бухгалтерию треста, а списки подписавшихся на газету ; | — в редакцию. 5 Подписная цена на год — 96 копеек. Оформляйте подписку заблаговременно и до конца года! АДРЕС й ТЛЕФОН РЕДАКЦИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01)—2—58. Липецк, типография облуправления культуры АЭ 6,1814 Зак. № 8763-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz