Строитель. 1963 г. (г. Липецк)
Город Фрунзе. Советская площадь. (Фотохроника ТАСС). -ф- - С О Л Н Е Ч Н А Я Л О З А Когда и в какой стране мира виноградная лоза была впервые взята из дикого леса и посажена в культурном саду — история еще не раскрыла. Предполагают, что первый культурный виноград расцвел на земле около пяти ты сячелетий назад где-то в Перед ней Азии, может быть, в райо нах Кавказа или Средиземно морья. Две с половиной тысячи лет назад первая культурная ви ноградная лоза появилась на Южном берегу Крыма. Есть целая наука о виногра де — ампелография. Откуда за имствовано название этой нау ки? Есть на этот счет интерес ная легенда. Юноша по имени Ампел, сын Сатира и Нимфы, любимец бога Диониса, забрался на могучий вяз, вершину которо го обвивали виноградные лозы. Потянувшись рукой к роскошной грозди, Ампел свалился с дере ва и разбился." Бог Диоиис по местил его душу на небе в виде новой звезды в созвездии Девы. Виноградная лоза в честь погиб шего Ампела стала называться «ампелос», отсюда и возникло название науки — ампелография. Сейчас наша страна стоит на четвертом месте в мире по пло щади виноградников, но в 1965 году сна станет первой. За се милетку виноградники расширят ся более чем на миллион гекта ров! Они расцветут в Молдавии, Грузии, Армении, в республиках Средней Азии, в Крыму, на До ну, на Кубани. Что касается Молдавии, то вся эта республика становится цветущим садом. Ви ноградники здесь за последние годы буквально «пошли в гору». Их поднимают на склоны гор, холмов. На правом берегу Дона вино градарство началось со времен Петра Первого. Как гласит пре дание, русский царь привез на Дон первую «благородную» лозу и приказал казакам растить ви ноград, так как эти места напом нили ему известные в Западной Европе рейнские виноградники. Казаки на Дону сделались от личными мастерами «солнечной культуры». Возвращаясь из даль них военных походов, они не за бывали захватить с собой под седло чубук какого-либо замеча тельного, еще не знакомого им сорта винограда. В нашей стране выращивается более двух тысяч сортов виногра да, из них 1.200 созданы совет скими селекционерами. Их крат кое описание составляет много томный труд. Недавно получен новый сорт, ягода которого по величине с добрую сливу. Нет цены вкладу, внесенному в советскую ампелографию великим преобразователем природы И. В. Мичуриным. Он создал целую серию новых сортов винограда, способных противостоять холодам средней полосы. С целью «осеве- рения» «благородной лозы» Мичу рин сумел влить в нее «кровь» амурского винограда, дикаря, ко торому не страшен сорокаградус ный мороз. Стоит ли говорить о пользе зинограда для здоровья челове ка? В нем много сахара, в ос новном в виде глюкозы. Такая форма сахара легко уов.аиваетоя организмом. А недавно из вино градных ягод удалось получить нитроз/ — вещество, лечащее че ловека от переутомления, от ис тощения нервной системы. Г о д ы и л юди В Ы Д А Ю Щ И Й С Я с о в е т с к и й с к у л ь п т о р (К 90.Л СТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. А. АНДРЕЕВА) Сегодня исполняется девяно сто лет со дня рождения выда ющегося советского скульпто ра, заслуженного деятеля ис кусств РСФСР Николая Андре евича Андреева (1873 — 1932). Андреев — сын бывшего крепостного, учился в Москве в Строгановском училище и Училище живописи, ваяния и зодчества. В ранний период испытал влияние импрессио низма и модернизма, сохранив, однако, реалистические основы своего творчества. В 1906— 1909 годах Н. А. Андреев создал памятник Гого лю (Москва), в котором про никнутый горькой иронией об раз писателя несет черты ду-’ шевной подавленности. В пер вые же годы Советской власти Андреев принял деятельное участие в мероприятиях «Мо нументальной пропаганды». Выполненные им в 1918— 1922 годах памятники Герце ну, Огареву, статуя «Свобо ды», а также открытый в 1929 году памятник А, Н. Остров скому характеризуют Андреева как крупного монументалиста. Самым значительным вкла дом Андреева в историю совет ской скульптуры была его «Лениниана» (1920 — 1932), включающая около 100 снульптурных изображений В. И. Ленина и созданная на основе зарисовок и скульптур ных этюдов с натуры. Тонкая наблюдательность скульптора- реалиста, лаконичность языка ясных пластичных форм по могли Андрееву раскрыть мно гогранный, овеянный подлин ной человечностью и просто той образ В. И. Ленина — мыс лителя и вождя. Андреев был также мастер ским рисовальщиком (портре ты Ленина, Станиславского, Горького и др.). Э т о интересно Модель Кулибина В Ленинградском Эрмитаже произошло событие, взволновав шее ученых. Историки, исследо ватели редких вещей прошлого, историографы научных и техни ческих открытий, художники, скульпторы часами рассматрива ли большую золотую медаль ека терининских времен. Еще бы! Около двух столетии эта медаль была и близкой, и далекой загадкой для многих. Близкой потому, что каждый, кто хоть раз видел портрет знамени того русского механика Ивана Петровича Кулибина, не мог не заметить на груди изобретателя этой медали на широкой андре евской ленте. Но сама реликвия была недоступной. На протяже нии многих десятилетий кулибин- скую медаль не видел в натуре ни один исследователь. След ее, казалось, окончательно был уте рян. И вот в ленинградский Эрми таж пришла А. И. Кобылки на — вдова правнука Ивана Петровича Кулибина. Приехала она из Бар наула и... привезла с собой ме даль, которой был некогда на гражден Иван Петрович. Кулибин был разносторонне одаренным человеком. Его знаме нитые часы «яичной фигуры» не только чудо техники, но и ше девр искусства. Размером с гуси ное яйцо, они содержат миниа тюрный «театр-автомат», напоми нающий сказочную музыкальную табакерку: маленькие механиче ские гномы «разыгрывали мисте рию» под звуки старинной изящ ной музыки. Около пяти лет тру дился над ними изобретатель. Блеск екатерининского двора требовал много выдумки от ис полнителей царских прихотей — архитекторов, скульпторов, масте ров салютов и фейерверков. На И. П. Кулибина обратили внима ние — п он был вызван из Ниж него Новгорода в Петербург. Вскоре Кулибин превзошел само бытным мастерством всех своих дворцовых предшественников. I Вспомним хотя бы кулибинский прожектор. Он был бенащен си стемой зеркал и увеличивал силу света свечей в 500 раз. Прожек тору Кулибина посвятил свои стихи Державин. Много и других, более интере совавших его занятий было у нижегородского изобретателя. Он оснащает своими приборами экс педиции русских мореплавателей, достигших Аляски и Гренландии. Проектирует знаменитый одно арочный мост через Неву, созда ет его модель. Но осуществить на практике этот дерзкий проект уже не удается. Позднее известный русский кбнетруктор инженер Д. И. Ж у равский говорил об этой конст рукции: «На .ней печать гения... раскосная система, которая лишь по неизвестности, что делается в России, называется американ скою...». В годы своей разносторонней деятельности И. П. Кулибин и заслужил высокую награду «для лица недворянского происхожде ния»: большую дворцовую ме даль, которой награждались в те времена лишь дворяне. Рассмотрим ее. На обрезе ста ринным шрифтом отчеканено: «Механику Ивану Кулибину». На лицевой стороне изображен про филь Екатерины Второй, а на оборотной — барельеф старца с лавровым венком в руках. Над пись: «Достойному». Червонное золото большой ме дали олицетворяет собой неоспо-, римые заслуги И. П. Кулибина перед Россией. Вниманию строителей Продолжается подписка на «Строительную газету'» и иллю стрированную вкладку «Архитек тура» на 1964 год. В «Строительной газете» шуро- ко освещается практика работы строительных и монтажных орга низаций, предприятий промстрой- матерналов. Газета систематиче ски популяризирует передовой опыт новаторов, информирует чи тателей о техническом прогрессе во всех областях строительного дела. Каждую пятницу газета Пе чатает специальную страницу «Для бригады и бригадира». В газете постоянно ведутся разде лы: «.Архитектура и проектирова ние», «Особо важные стройки — наш передний край», «Страница передового опыта», «Народный контроль действует», «Пропароч ная камера», «Техническая ин формация», «В институтах и ла бораториях». Под рубрикой «В Госстрое СССР» публикуются ин формации по вопросам новой техники, проектирования, органи зации и механизации строитель ства. В связи с изменением управле ния строительством, выделением его в самостоятельную отрасль народного хозяйства и сосредото чением всех вопросов, связанных со строительным производством, в Госстрое СССР, роль «Строи тельной газету» значительно воз росла. На ее страницах впредь будут широко публиковаться все установочные решения Поспроя СССР по вопросам промышлен ного и жилищного строительства в стране. Таким образом, газета становится совершенно необходи мой для каждого руководящего и инженерно-технического работни ка. I Гплюстрировапная вкла д к а «Архитектура» знакомит читате лей с современной отечественной н зарубежной практикой, показы вает как проектные решения, так и осуществляемые по ним зада ния и сооружения промышленно го, гражданского и сельскохозяй ственного назначения. Подписка принимается повсе местно без ограничений. Годовая подписная плата: на «Строитель ную газету» — 4 руб. 68 коп., на вкладку «Архитектура» — 1 руб'. 56 коп. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. : О т к р ы т а п о д п и с и а н а г а з е т у „ С Т Р О И Т Е Л Ь " д а 1 96й г о д ; Подписка принимается уполномоченными по распрострапе- : | нию печати в строительных управлениях и субподрядных : • организациях. Уполномоченные по распространению печати деньги еда- ■ : ют в бухгалтерию треста, а списки подписавшихся на газету ; | — в редакцию. 5 Подписная цена на год — 96 копеек. Оформляйте подписку заблаговременно и до конца года! АДРЕС й ТЛЕФОН РЕДАКЦИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01)—2—58. Липецк, типография облуправления культуры АЭ 6,1814 Зак. № 8763-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz