Строитель. 1963 г. (г. Липецк)
г : : $ : г : 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 ♦ ♦ 4 ♦ ♦ * ♦ * ♦ 4 4 * » 4 4 4 » 4 > 4 4 4 * 4 4 4 * 4 4 4 4 4 4 4 4 * < » » ♦ 4 4 * С 4 4 4 4 4 4 4 4 И йд Великитйальянский композитор ( К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д ВСРДИ) ; Пожалуй, нет на свете че- $ ловека, который бы не -знал г «Риголетто» и «Травиату» — * бессмертные оперы этого * итальянского компо!Зитора. А ^ ведь жизнь его началась с * горькой неудачи. Сдав при- * емные экзамены в консерва- | торию, он получил ответ: : «Оставьте мысль о конесрва- * тории»,.. Пришлось ограни - * читься частными уроками. И | уже через год его преподава- : тель писал Антонио Барецци, I помогавшему оплачивать эти * занятия: «Ваш стипендиат бу- * дет вскоре гордостью своего { отечества»* : Вот сочинена и «оставлена * первая опера — «Оберто». 1 Успех ее был настолько зна- | чительным, что антрепренер I Миланского оперного театра * Мерелли предложил контракт * молодому композитору. Но | следующая опера — ««Король I на час» провалилась. Верди * создавал ее в тяжелейших ус- | ловиях. Один за другим умер- : ли тогда его двое маленьких X детей и жена. : Верди расторгает контракт * с Мерелли. «Я потерял вся- * кое мужество и не думал | больше о музыке», х Через некоторое время Ме- х релли почти насильно застав- : ляет Верди писать новую | оперу. Как-то, встретив на X улице Верди, он предложил х ему просмотреть новое либрет- : то. Па следующий день Верди | отправился в театр, чтобы X вернуть рукопись Мерелли. Но X X дверь, не взяв назад либретто. «(Что делать? Вернулся до мой с «Набукко» («Навухо доносор») в кармане. День — строфа, день — другая; се годня — нота, в другой раз — фраза... И мало-яомалу опера была написана». >«Набукко», поставленная в 1842 г., имеет огромный успех. Это возвращает Вер ди к жизни. Следующие его оперы — историко-гер о и ч е- ские. И это не случайно. Итальянский народ боролся тогда за объединение страны, за освобождение его от авст- пишет русский композитор А. И. Серов, «голос современ ной Италии... Италии, про будившейся к сознанию, Ита лии, взволнованной поли тическими бурями, Италии смелой и пылкой до неистов ства». Опера «Луиза Миллер», по ставленная в 1849 т., откры вает новый этап в творчестве Верди. Он стремится передать чувства обыкновенных лю дей. Героями его становятся угнетенные, униженные лю ди. В этот период и написаны «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата» — онеры, в кото рых талал 1 т композитора рас крылся в полную силу. Триумфальный успех и... массу мучений принесла Вер ди опера «Аида», написаиная по заказу правителя Египта и поставленная в 1871 г. в Каи ре на торжествах по случаю открытия Суэцкого канала. То было время расцвета славы немецкого композитора Ри харда Вагнера, поклонники которого не видели никого и ничего, кроме своего кумира и его музыки. Критики писали, что новая опера Верди — под ражание Вагнеру. И Верди надолго замолкает. -«Для че го писать? Чтобы снова ус лышать, что я пошел по сто пам Вагнера? Какая честь после сорокалетней творче ской карьеры кончить подра жателем!». Только через Б 6 лет состоя лась премьера новой онеры Верди — психологической му зыкальной драмы «Отелло». Последней оперой Верди, написанной почти в 80-лет нем возрасте, была блестящая комическая опера «Фаль стаф». Е. САЗОНОВА. | 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 , 44 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 1 » ♦ 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 X X ! X I : ' : х X X X X X X X X X X X X : X X * X X X X : X X X X X X I X X X X X X X Хч X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X Я д о в и т а я к о л л е к ц и я — Смелей, смелей, Бантик! Сосуд слетгка подрагивает, ч вдруг из горла, как на пружине, взлетает гибкая, с гофрированным капюшоном голова. Кобра! Тихий свист манит змею. Она выползает из сосуда, скользит вслед за отступающим человеком. Человек останавливается, и змея, приподнявшись, ждет. Это великолепный экземпляр среднеазиатской кобры, длина ее почти два метра. Страшно по встречаться с такой в горах Тад жикистана. Укус ее — верная смерть. Но Бантик приручен. Он уже год живет на московской квартире у кандидата биологиче ских наук Александра Рюмина. Правда, никто, кроме хозяина, не должен подходить к змее. По сторонним лучше держаться по дальше. Так делаем и мы, зрители, си дящие за барьером своеобразно го «змеедрома». Здесь будет по ставлен интересный опыт... Много лет занимается отловом змей Александр Рюмин. Это его увлечение. Почти каждый отпуск бнолог использует для поездок в Среднюю Азию, где выловил свы ше тысячи кобр и гюрз. Бс^льшая часть пленниц ученого попадает в зоопарки, служит «донорами» для добычи целебного змеиного яда. Отдельные экземпляры Рю мин оставляет для своей живой коллекции. ...Опыт начался. Биолог поста вил на пол детскую игрушку — мышь и закрыл ее куском плек сигласа. Потягивание за нитку, и «Мышь» побежала- Кобра рину лась на добычу, но стекло оста новило бросок. Рюмин повторяет эксперимент, уже в другом углу «змеедрома». Но Бантик ведет себя по-иному.. Он обходит преграду, завладева ет «мышью» и сразу же выбра сывает ее из пасти: пластмасса пришлась не по вкусу ." Снова повторяется сцена охоты. Удивительно, теперь «добыча» не может обмануть кобру. Она равнодушно свертывается клуб ком. — Обиделась, — шутит Рю мин. — Теперь не проведешь... Биолог тростью заставляет Бан тика заползти в кувшин и доста ет другую кобру. С ней уже про изводились подобные экспери менты. Снова «мышь» и стекло. Но змея не реагирует на «добычу». Действительно, не проведешь. Неужели кобры имеют «разум»? Многолетние наблюдения Рю мина подтперджают, что дейст вия пресмыкающихся объясня ются не только условными реф лексами, то есть слепым, повто ряющимся ответом на различные влияния окружающей среды. Змеи, подобно более высокоорга низованным животным, накапли вают опыт н способны с ним «творчески» обращаться. Ю. ГУРЬЕВ - -♦---♦-4---4-4- -4 — 4 4 - -4 4 - - - - - 4 4 "4 » 44- 4 4 4 4 4 4 - 4 4 - 4 4 -4 4 4 4ф Самая маленькая В 1856 году в Петербурге, в типографии Экспедиции заготовле ния государственных бумаг была издана книга размером в почто вую марку—«Басни Крылова». В книжечке 86 страничек, на которых уместилось 25 басен. К изданию приложен литографированный портрет автора в медальоне, а вся книжечка заключена в печат ный красочный картонаж. Для книжечки был отлит специальный микроскопический шрифт «диамант». Рассматривая текст в увеличительное стекло, можно ви деть совершенную четкость и правильность набора этого чуда ти пографского искусства. До этого самой маленькой книгой в мире считалась изданная в Милане «Божественная комедия» Данте, но первенство перешло к «Басням Крылова». На одной страничке «Басен» было набрано 20 строк, тогда как на странице «Божест венной комедии» умещалось всего 17 строк. «Практического читательского значения «Басни Крылова» в этом издании, разумеется, не имеют никакого,—пишет известный книго люб Смирнов-Сокольский, — но, как документ, свидетельствующий о высоком искусстве русских типографских умельцев, могущих при случае и «блоху подковать», книжечка отмечается во всех библио графических работах». Мосива. 15 октября испол няется 90 лет оо дня рожде ния Е. Д. Стасовой— старей шего деятеля революционного движения, члена КПСС с 1898 года. Всю свою жизнь Елена Дмитриовна посвятила рево люционной борьбе. До 1905 года вела подпольную работу в Петербурге, Орле, Москве и других городах страны, при нимала самое активное уча стие в подготовке и проведе нии Великой Октябрьской со циалистической революции. С 1946 года Елена Дмитриевна занимается общественно - ли тературной деятельностью. Она избиралась делегатом XXII съезда КПСС. На снимне: Елена Дмитри евна Стасова рассказываег комсомольцам — членам Клу ба революционной трудовой славы при Центральном Доме культуры учащихся профес сионально-технических учеб ных заведений Москвы о встрече с Владимиром Ильи чам Лениным на I I конгрессе Коминтерна в 1920 году. (Фотохроника ТАСС). В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО ИСПЫТАТЕЛЬ - ОГОНЬ Пожар начался в 12 часов 40 минут и продолжался более 2 ча сов. Но никто не пытался его тушить. Напротив дома как буд то специально собрались люди полюбоваться редким зрелищем, а чуть подальше расположился специальный пункт наблюдения. Так проходило испытание ог нем крупнопанельного дома, вы пускаемого домостроительным комбинатом № 1 «Главмосстроя». Через 40 минут после начала ис пытания, когда пожар достиг на- ипысшей точки и стрелка прибора показала 1.000 градусов, в комна те, расположенной над самым очагом пожара, температура не превышала 35 градусов! В сосед них же квартирах вообще нельзя было заметить никаких изменений температуры. ПИНГВИН НЕ ПОШЕЛ В ТОННЕЛЬ В колонию пингвинов, живущих на острове Бруни, вблизи Австра лии, пришла беда. С далеких времен птицы привыкли ходить к воде по своей проторенной ве ками тропе — и вдруг людям по надобилось проложить шоссе. Оно перерезало тропу пингвинов. А коцда по шоссе помчались авто машины, птицы стали гибнуть при переходе. Люди создали пингви нам тоннель для безопасного пе рехода автомобильной трассы. Ко гда его закончили, группа пингви нов собралась у входа в тоннель, постояла, видимо, совещаясь, и... чюшла опять через шоссе. Приш лось властям уступить. Были по ставлены специальные преду предительные знаки, ограничена скорость движения, чтобы соз дать для упрямых пингвинов полную безопасность. ДРЕВНЕЙШАЯ ГАЗЕТА \ Самой древней газетой мира является китайская газета «Кон- гэсе», выходящая без перерыва с 1050 года. Сохранился весь комплект газеты. Любопытно, что само слово «газета» значительно моложе: впервые его произнесли двести лет назад в итальянском городе Венеция. Там начали изда вать (и продолжают издавать по сей день) «Газет дн Венеция», ко торая стоила два сольдн, или од ну газету (денежная единица). Венецианская денежная единица давно отмерла, но само слово «газета» получившее новое эначе- чение, прочно живет во многих европейских языках. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. Открыта п о д п и с к а я а г а з е т у „ С Т Р О И Т Е Л Ь " л я 1 9 6 4 г о д Подписка принимается уполномоченными по распростране нию печати в строительных управлениях п субподрядных организациях. Уполномоченные по распространению печати деньги сда ют в бухгалтерию треста, а еииски подписавшихся па газету — в редакцию. Подписная цена на год — 96 копеек. Оформляйте подписку заблаговременно и до конца года! АДРЕС И ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01)—2—58. Липецк, типография облуправления культуры АЭ 63915 Зак, № 7969,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz