Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

г : : $ : г : 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 ♦ ♦ 4 ♦ ♦ * ♦ * ♦ 4 4 * » 4 4 4 » 4 > 4 4 4 * 4 4 4 * 4 4 4 4 4 4 4 4 * < » » ♦ 4 4 * С 4 4 4 4 4 4 4 4 И йд Великитйальянский композитор ( К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д ВСРДИ) ; Пожалуй, нет на свете че- $ ловека, который бы не -знал г «Риголетто» и «Травиату» — * бессмертные оперы этого * итальянского компо!Зитора. А ^ ведь жизнь его началась с * горькой неудачи. Сдав при- * емные экзамены в консерва- | торию, он получил ответ: : «Оставьте мысль о конесрва- * тории»,.. Пришлось ограни - * читься частными уроками. И | уже через год его преподава- : тель писал Антонио Барецци, I помогавшему оплачивать эти * занятия: «Ваш стипендиат бу- * дет вскоре гордостью своего { отечества»* : Вот сочинена и «оставлена * первая опера — «Оберто». 1 Успех ее был настолько зна- | чительным, что антрепренер I Миланского оперного театра * Мерелли предложил контракт * молодому композитору. Но | следующая опера — ««Король I на час» провалилась. Верди * создавал ее в тяжелейших ус- | ловиях. Один за другим умер- : ли тогда его двое маленьких X детей и жена. : Верди расторгает контракт * с Мерелли. «Я потерял вся- * кое мужество и не думал | больше о музыке», х Через некоторое время Ме- х релли почти насильно застав- : ляет Верди писать новую | оперу. Как-то, встретив на X улице Верди, он предложил х ему просмотреть новое либрет- : то. Па следующий день Верди | отправился в театр, чтобы X вернуть рукопись Мерелли. Но X X дверь, не взяв назад либретто. «(Что делать? Вернулся до­ мой с «Набукко» («Навухо­ доносор») в кармане. День — строфа, день — другая; се­ годня — нота, в другой раз — фраза... И мало-яомалу опера была написана». >«Набукко», поставленная в 1842 г., имеет огромный успех. Это возвращает Вер­ ди к жизни. Следующие его оперы — историко-гер о и ч е- ские. И это не случайно. Итальянский народ боролся тогда за объединение страны, за освобождение его от авст- пишет русский композитор А. И. Серов, «голос современ­ ной Италии... Италии, про­ будившейся к сознанию, Ита­ лии, взволнованной поли­ тическими бурями, Италии смелой и пылкой до неистов­ ства». Опера «Луиза Миллер», по­ ставленная в 1849 т., откры­ вает новый этап в творчестве Верди. Он стремится передать чувства обыкновенных лю­ дей. Героями его становятся угнетенные, униженные лю­ ди. В этот период и написаны «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата» — онеры, в кото­ рых талал 1 т композитора рас­ крылся в полную силу. Триумфальный успех и... массу мучений принесла Вер­ ди опера «Аида», написаиная по заказу правителя Египта и поставленная в 1871 г. в Каи­ ре на торжествах по случаю открытия Суэцкого канала. То было время расцвета славы немецкого композитора Ри­ харда Вагнера, поклонники которого не видели никого и ничего, кроме своего кумира и его музыки. Критики писали, что новая опера Верди — под­ ражание Вагнеру. И Верди надолго замолкает. -«Для че­ го писать? Чтобы снова ус­ лышать, что я пошел по сто­ пам Вагнера? Какая честь после сорокалетней творче­ ской карьеры кончить подра­ жателем!». Только через Б 6 лет состоя­ лась премьера новой онеры Верди — психологической му­ зыкальной драмы «Отелло». Последней оперой Верди, написанной почти в 80-лет­ нем возрасте, была блестящая комическая опера «Фаль­ стаф». Е. САЗОНОВА. | 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 , 44 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 1 » ♦ 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 X X ! X I : ' : х X X X X X X X X X X X X : X X * X X X X : X X X X X X I X X X X X X X Хч X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X Я д о в и т а я к о л л е к ц и я — Смелей, смелей, Бантик! Сосуд слетгка подрагивает, ч вдруг из горла, как на пружине, взлетает гибкая, с гофрированным капюшоном голова. Кобра! Тихий свист манит змею. Она выползает из сосуда, скользит вслед за отступающим человеком. Человек останавливается, и змея, приподнявшись, ждет. Это великолепный экземпляр среднеазиатской кобры, длина ее почти два метра. Страшно по­ встречаться с такой в горах Тад­ жикистана. Укус ее — верная смерть. Но Бантик приручен. Он уже год живет на московской квартире у кандидата биологиче­ ских наук Александра Рюмина. Правда, никто, кроме хозяина, не должен подходить к змее. По­ сторонним лучше держаться по­ дальше. Так делаем и мы, зрители, си­ дящие за барьером своеобразно­ го «змеедрома». Здесь будет по­ ставлен интересный опыт... Много лет занимается отловом змей Александр Рюмин. Это его увлечение. Почти каждый отпуск бнолог использует для поездок в Среднюю Азию, где выловил свы­ ше тысячи кобр и гюрз. Бс^льшая часть пленниц ученого попадает в зоопарки, служит «донорами» для добычи целебного змеиного яда. Отдельные экземпляры Рю­ мин оставляет для своей живой коллекции. ...Опыт начался. Биолог поста­ вил на пол детскую игрушку — мышь и закрыл ее куском плек­ сигласа. Потягивание за нитку, и «Мышь» побежала- Кобра рину­ лась на добычу, но стекло оста­ новило бросок. Рюмин повторяет эксперимент, уже в другом углу «змеедрома». Но Бантик ведет себя по-иному.. Он обходит преграду, завладева­ ет «мышью» и сразу же выбра­ сывает ее из пасти: пластмасса пришлась не по вкусу ." Снова повторяется сцена охоты. Удивительно, теперь «добыча» не может обмануть кобру. Она равнодушно свертывается клуб­ ком. — Обиделась, — шутит Рю­ мин. — Теперь не проведешь... Биолог тростью заставляет Бан­ тика заползти в кувшин и доста­ ет другую кобру. С ней уже про­ изводились подобные экспери­ менты. Снова «мышь» и стекло. Но змея не реагирует на «добычу». Действительно, не проведешь. Неужели кобры имеют «разум»? Многолетние наблюдения Рю­ мина подтперджают, что дейст­ вия пресмыкающихся объясня­ ются не только условными реф­ лексами, то есть слепым, повто­ ряющимся ответом на различные влияния окружающей среды. Змеи, подобно более высокоорга­ низованным животным, накапли­ вают опыт н способны с ним «творчески» обращаться. Ю. ГУРЬЕВ - -♦---♦-4---4-4- -4 — 4 4 - -4 4 - - - - - 4 4 "4 » 44- 4 4 4 4 4 4 - 4 4 - 4 4 -4 4 4 4ф Самая маленькая В 1856 году в Петербурге, в типографии Экспедиции заготовле­ ния государственных бумаг была издана книга размером в почто­ вую марку—«Басни Крылова». В книжечке 86 страничек, на которых уместилось 25 басен. К изданию приложен литографированный портрет автора в медальоне, а вся книжечка заключена в печат­ ный красочный картонаж. Для книжечки был отлит специальный микроскопический шрифт «диамант». Рассматривая текст в увеличительное стекло, можно ви­ деть совершенную четкость и правильность набора этого чуда ти­ пографского искусства. До этого самой маленькой книгой в мире считалась изданная в Милане «Божественная комедия» Данте, но первенство перешло к «Басням Крылова». На одной страничке «Басен» было набрано 20 строк, тогда как на странице «Божест­ венной комедии» умещалось всего 17 строк. «Практического читательского значения «Басни Крылова» в этом издании, разумеется, не имеют никакого,—пишет известный книго­ люб Смирнов-Сокольский, — но, как документ, свидетельствующий о высоком искусстве русских типографских умельцев, могущих при случае и «блоху подковать», книжечка отмечается во всех библио­ графических работах». Мосива. 15 октября испол­ няется 90 лет оо дня рожде­ ния Е. Д. Стасовой— старей­ шего деятеля революционного движения, члена КПСС с 1898 года. Всю свою жизнь Елена Дмитриовна посвятила рево­ люционной борьбе. До 1905 года вела подпольную работу в Петербурге, Орле, Москве и других городах страны, при­ нимала самое активное уча­ стие в подготовке и проведе­ нии Великой Октябрьской со­ циалистической революции. С 1946 года Елена Дмитриевна занимается общественно - ли­ тературной деятельностью. Она избиралась делегатом XXII съезда КПСС. На снимне: Елена Дмитри­ евна Стасова рассказываег комсомольцам — членам Клу­ ба революционной трудовой славы при Центральном Доме культуры учащихся профес­ сионально-технических учеб­ ных заведений Москвы о встрече с Владимиром Ильи­ чам Лениным на I I конгрессе Коминтерна в 1920 году. (Фотохроника ТАСС). В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО ИСПЫТАТЕЛЬ - ОГОНЬ Пожар начался в 12 часов 40 минут и продолжался более 2 ча­ сов. Но никто не пытался его тушить. Напротив дома как буд­ то специально собрались люди полюбоваться редким зрелищем, а чуть подальше расположился специальный пункт наблюдения. Так проходило испытание ог­ нем крупнопанельного дома, вы­ пускаемого домостроительным комбинатом № 1 «Главмосстроя». Через 40 минут после начала ис­ пытания, когда пожар достиг на- ипысшей точки и стрелка прибора показала 1.000 градусов, в комна­ те, расположенной над самым очагом пожара, температура не превышала 35 градусов! В сосед­ них же квартирах вообще нельзя было заметить никаких изменений температуры. ПИНГВИН НЕ ПОШЕЛ В ТОННЕЛЬ В колонию пингвинов, живущих на острове Бруни, вблизи Австра­ лии, пришла беда. С далеких времен птицы привыкли ходить к воде по своей проторенной ве­ ками тропе — и вдруг людям по­ надобилось проложить шоссе. Оно перерезало тропу пингвинов. А коцда по шоссе помчались авто­ машины, птицы стали гибнуть при переходе. Люди создали пингви­ нам тоннель для безопасного пе­ рехода автомобильной трассы. Ко ­ гда его закончили, группа пингви­ нов собралась у входа в тоннель, постояла, видимо, совещаясь, и... чюшла опять через шоссе. Приш­ лось властям уступить. Были по­ ставлены специальные преду­ предительные знаки, ограничена скорость движения, чтобы соз­ дать для упрямых пингвинов полную безопасность. ДРЕВНЕЙШАЯ ГАЗЕТА \ Самой древней газетой мира является китайская газета «Кон- гэсе», выходящая без перерыва с 1050 года. Сохранился весь комплект газеты. Любопытно, что само слово «газета» значительно моложе: впервые его произнесли двести лет назад в итальянском городе Венеция. Там начали изда­ вать (и продолжают издавать по сей день) «Газет дн Венеция», ко ­ торая стоила два сольдн, или од­ ну газету (денежная единица). Венецианская денежная единица давно отмерла, но само слово «газета» получившее новое эначе- чение, прочно живет во многих европейских языках. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. Открыта п о д п и с к а я а г а з е т у „ С Т Р О И Т Е Л Ь " л я 1 9 6 4 г о д Подписка принимается уполномоченными по распростране­ нию печати в строительных управлениях п субподрядных организациях. Уполномоченные по распространению печати деньги сда­ ют в бухгалтерию треста, а еииски подписавшихся па газету — в редакцию. Подписная цена на год — 96 копеек. Оформляйте подписку заблаговременно и до конца года! АДРЕС И ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01)—2—58. Липецк, типография облуправления культуры АЭ 63915 Зак, № 7969,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz