Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

»♦♦♦♦♦♦♦< >*»»»•« ♦♦♦♦♦ < ♦♦♦♦♦♦♦♦*♦♦♦♦♦♦♦♦ ♦♦м 24 сентября исполняется 125 лет со дня основания Новороссийска. На снимке: городская набереж­ ная в Новороссийске. (Фотохроника ТАСС). ХудоЖник'-граЖданин «Совестью передвиж­ ников, худо ж н и к о м- гражданином» называли современники Николая А л е к сандровича Яро­ шенко. Выросший, по выраже­ нию Крамского, в среде передвиж н и ко в , Яро­ шенко всю свою жизнь был неразрывно связан с этим могучим движе­ нием, объеди н и в ш и м лучшие художественные силы России. До конца своих -дней Ярошенко сохранил вер­ ность традициям пере­ движничества, а после смерти Крамского воз­ главил «товарищество», став его подлинным ор­ ганизатором и идеоло­ гом. Ярошенко вошел в ис­ торию русского искусст­ ва как художник совре­ менной темы, как выра­ зитель идеалов револю­ ционной молрдежи, как летописец жизни боль­ шого города эпохи раз­ вивающегося капитализ­ ма. Появление каждой ■картины Ярошенко на выставкахобыло общест­ венным и художествен­ ным событием. Злобст­ вовала и неистовствова­ ла реакционная .печать, ■извергая потоми ругани' и клеве­ ты на художника. Восторженно принимала его картины передо­ вая русская интеллигенция. Каж- 'дое произведение Ярошенко было глубоко современным, волновало зрителей своей художественной убедительностью, смелостью трак­ товки, зоркостью наблюдений. Художник одним из первых в русской живописи создал яркий образ индустриального рабочего, написал ряд картин, посвящен­ ных революционному движению в России в 70-х и 80-х годах, запе­ чатлел облик новой, передовой русской молодежи, оставил порт­ ретную галерею видных деятеле)! литературы, искусства и науки. Н. А. Ярошенко не получил за­ конченного художественного об­ разования, хотя и занижался ис­ кусством всю жизнь. По воле ро­ дителей он должен был стать во­ енным. Окончив Павловское учи­ лище' в Петербурге, затем Михай­ ловскую артиллерийскую акаде­ мию, он получил профессию воен­ ного инженера. Работая на Пе­ тербургском патронном заводе, Ярошенко посещал рисовальную школу Общества поощрения ху­ дожников, вечерние классы в Ака­ демии художеств. Любя искусст­ во и видя в нем истинное свое призвание, он долгие годы стре­ мился освободиться от военной службы, отнимавшей у него вре­ мя и силы, однако лишь за не­ сколько лет до смерти ему уда­ лось уйти в отставку. В 1878 году на V I Передвиж­ ной выставке появились два за­ мечательных произведения Яро­ шенко: «Кочегар» и «Заключен­ ный», сразу выдвинувшие худож­ ника в первые .ряды тогдаТпних живописцев. В багровом зареве фабричной топки стоит у решетки кочегар. Отсветы пламени освещают его могучую, коренастую, ссутулив­ шуюся от тяжкого труда фигу­ ру, натруженные руки с натяну­ тыми и вздувшимися венами, скользят по усталому лицу, изре­ занному глубокими морщинами. Голова его словно вросла в пле­ чи, а плечи согнулись, сгорбились от каждодневных напряженных усилий. Большие мускулистые ру­ ки опущены. Расстегнут ворот ру­ бахи, потемневшей от угольной пыли и пота. Пристальным угрюмым взгля­ дом он смотрит на зрителя. Слов­ но затаенная и невысказанная обида запечатлена в этом взоре —1 перед нами могучий, сильный, но задавленный тяжелым трудом, человек. Фигура рабочего выделена ху­ дожником на фоне мрачной по­ лутемной котельной. Контрасты оветотени, игра бликов багрово­ красного света на руках и лице, тонкая разработка золотисто-зе­ леноватых тонов одежды усили­ вают драматизм впечатления. В картине звучат страстный протест и гнев художника против обще­ ственного строя, обрекающего че­ ловека на подобное существова­ ние. Ярошенко, первому в истории русского искусства, удалось соз­ дать такой глубокий, обобщенный и вместе с тем убедительный сво­ ей правдивостью образ .русского рабочего 70-х годов X IX века. «Я давно не видал художест­ венного произведения, — писал один из современников, — кото- «Кочегар» и «дьякон» — балан­ сируют: не знаешь, который луч­ ше», — писал он. Весьма знаменательно, что в этот период Ярошенко работал над картиной «Заключенный». Нельзя не усмотреть внутренней связи между этими картинами и закономерности обращения ху­ дожника к изображению предста­ вителей новой социальной силы в обществе. Образы рабочего и раз- ночинца-революционера (в карти­ не «Заключенный») осмыслива­ лись художникам как образы но­ вых положительных героев. Мрачная камера-одиночка, с толстыми стенами, погружена во мрак. В камере — койка со смя­ той постелью, на столике жес­ тяная кружка. Сквозь небольшое решетчатое окно едва пробива­ ются солнечные лучи, освещаю­ щие невысокую плотную фигуру заключенного, его задумчивое ли­ цо, устремленное к солнцу, к воль­ ному воздуху... Этот контраст яр­ кого солнечного цвета за решет­ кой и мрака, сыррсти тюремной камеры усиливает драматическую выразительность картины «Заклю­ ченный». Она предельно лаконична. Ни­ чего лишнего, ни одна деталь об­ становки не отвлекает внимания от фигуры узника, от его стрем­ ления к свету, свободе. Находясь в потоке света, льющегося из ок­ на, фигура заключенного стано* вится центром композиции. .Картина «Заключенный» — од­ на из первых картин в русском искусстве, посвященных образу революционера, — была дальней­ шим шагом вперед в развитии демократического реализма 70-х годов XIX века. В. В. Стасов назвал Ярошенко «п'о преимуществу портретистом современного молодого поколе­ ния, которого натуру, жизнь и ха­ рактер он глубоко принимает, схватывает и передает». Непосредственным отк.тнком на революционные события того вре­ мени была картина «У Литовско­ го замка» (1881 г.), созданная под впечатлением подвига Веры Засу- ,лич, которая стреляла в петер­ бургского градоначальника Т.ре- рое бы взволновало меня -так гл у - / лова. На картине изображена де- боко. ...Я вглядываюсь в картину, нельзя ли подо что-либо подко­ паться, не солгал ли где-нибудь художник? Нет, все, до мелочи, смотрит на вас суровой правдой действительной жиз.ни». Крамской ставил «Кочегара» в уровень с Репинским «Протодья­ коном». КНИ ГА О ЛЕВИТОВЕ Областным книгоиздательством выпущена книга А. Силаева «Лиры звон кандальный». Это подробная монография о жизни и творчестве нашего знатного земляка, писателя-демократа Александра Ивановича Левитова (1835-1877 гг.), О А. И. Левитове очень высо­ ко отзывался А. М. Горький. Алексею Максимовичу принадле­ жит много ценных методологиче­ ских замечаний о художествен­ ном методе » и идейной направ­ ленности . произведений Левитова. Он рекомендовал очерки Леви­ това в качестве материала для изучения истории русской де­ ревни. Творчеством Левитова интере­ совался В. И. Ленин, ; правдивых, реалистических произведениях Левитов ярко воссоздает захолустную деревен­ скую жизнь трудящихся царской России, убедительно рисует про­ никновение капитализма в рус­ скую пореформенную деревню, изобличает социальные язвы то­ го исторического периода. Очер­ ки и рассказы писателя не поте­ ряли своего познавательного зна­ чения и в наши дни. Читая Левитова, невольно де­ лаешь сопоставление дня нынеш­ него и дня минувшего, еще силь­ нее чувствуешь всю грандиоз­ ность и величие происшедших за годы Советской власти перемен. Книга А. Силаева содержит 164 страницы. Жизнеописание писателя, разбор его творчества даются в ней на фоне общест­ венно-политического движения в России пятидесятых^-семидеся- тых годов минувшего столетия. .вушка-курсистка с красивым му­ жественным лицом, взглядом, полным гнева .и ненависти. Она стоит перед тюрьмой, готовая к борьбе. Этой картиной Ярошенко ввел в русское искусство герои­ ческий образ девушки-революцио­ нерки. Картина навлекла на художни­ ка массу неприятностей; револю- [ ционное содержание ее испугало многих. С выставки она была не­ медленно снята, а са.м художник подвергнут домашнему аресту. Но никакие гонения и преследования цензуры и реакционной печати не могли заставить Ярошенко свер­ нуть с выбранного пути. Вот портрет де­ вушки — «Курси­ стка». Здесь все проникнуто глу­ бокой поэзией и очарованием юно­ го девичьего облика. С искрен­ ней симпатией и большой теп­ лотой изображает художник сов­ сем еще молоденькую девушку- курсистку, спешащую на курсы по грязным петербургским улицам. Скромен и прост ее наряд: корич­ невая верхняя блуза, подпоясан­ ная широким ремнем, почти сли­ вается с черным платьем, на пле­ чах — неизменный плед, на голо­ ве маленькая мужская шапочка. Хорошо передано движение ее фигуры, легкая энергичная поход­ ка. Особенно выразительно ее ли­ цо, оно привлекает своей одухо­ творенностью, почти детской не­ посредственностью. Пытливо и внимательно смотрят глаза, тон­ кими дугами взметнулись брови, красиво выделяется ее пухлый, правильно очерченный рот. Есть в этом образе прелесть юности и в то же время уже неюношеская серьезность, самостоятельность. В одной из своих статей писа­ тель Глеб Успенский проникновен­ но н ярко описал эту картину: «Таких девушек... всякий из нас видал и видит ежедневно и уже много лет подряд и притом в ог­ ромном количестве... Выбирая из всей толпы бегущих с книжка­ ми одну самую ординарную, обык­ новенную фигуру, обставленную самыми обыкновенными аксессуа­ рами простого платья, пледа, мужской шапочки, подстриженных волос, художник тонко подмечает и передает нам, «зрителю», «пуб­ лике», самое главное, самое важ­ ное... это главное — чисто жен­ ские, девичьи черты лица, про­ никнутые на картине, если мож­ но так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли». Имя * Ярошенко вошло в исто­ рию русского искусства не только как имя замечательного художни­ ка, но и как прогрессивного об­ щественного деятеля, руководите­ ля Товарищества передвижных художественных выставок. Это был человек исключитель­ ной, кристальной честности и бла­ городства, принципиальности и порядочности. Таким он был в личной и общественной жизни, та­ ким предстает он перед нами и в творчестве. «Безукоризненно строго прин­ ципиальный, он был как бы «со­ вестью» художников...», — писал о Ярошенко М. В. Нестеров. Э. КУЗНЕЦОВА. Л • ' • 1 Щ Ш ■ : < \ Щ \ Недавно в Москве создан науч­ но-исследовательский институт I клинической и экспериментальной" хирургии. Институт оснащен новейшим оборудованием. Несколько необычными каж ут ­ ся на первый взгляд операцион­ ные, облицованные плитками цве­ та морской волны. Такого же цве­ та халаты и шапочки у опери­ рующих. Установлено, что эти тона не так утомляют зрение. В институте работают крупные ученые: Б. В. Петровский, В. Н. Виноградов, А. А. Мясников, И. И, Струков, Н, Н. Еланский и большой отряд молодых талант­ ливых специалистов. На снимке: лаборантка Юлия Шанина наблюдает за больным. Проверяется работа сердца после операции. В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО ЛУНА И ДОЖДЬ Утверждают, что при новолу­ нии и полнолунии дожди идут чаще и обильнее. Заинтересовав­ шись этим, двое ученых — в Америке и Австралии — незави­ симо друг от друга решили про­ вести исследования окончатель­ ных данных метеостанций, запи­ сывающих свои наблюдения. С помощью вычислительных ма­ шин были обработаны записи 1.544 американских метеостанций за 50 лет и суточные журналы 50 австралийских метеостанций за 25 лет. Результаты этих исследований оказались поразительными. Так, несмотря на различные климати­ ческие условия указанных стран, количество выпавших осадков на третий — пятый день после новолуния или полнолуния ока­ зывалось почти всегда большим, чем в остальные дни лунного месяца. ДУБЫ-ВЕЛИКАНЫ Кто был в колхозе имени Ка­ линина Балвского производст­ венного управления, что нахо­ дится в Латвии, тот не мог не обратить внимания на дуб, рас­ простерший к небу свои могучие ветви. Ему около 700 лет. Чтобы охватить ствол дуба, надо пяти мужчинам взяться за руки. Такими могучими деревьями богата Советская Латвия. На берегу реки Суреньки того же производственного управления красуется 900-летний дуб. Его окружность 6,5 метра. Внутри ствола дерева есть дупло, в ко­ тором свободно умещаются шесть человек. На территории деревень Зиемельвид-Земе и Ве- цате у дороги Мазсаласа — Ко- шкеле раскинул свои ветви тыся­ челетний тутерский дуб. Окруж­ ность его ствола 8 метров. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. В Доме культуры строителей 21 сентября кинофильм НЕПРИКАСАЕМАЯ (1-я серия) Начало сеансов в 17, 19 и 21 час. 22 сентября Для детей кинофильм ССОРА В ЛУКАШАХ Начало сеансов в 12 и 15 час. кинофильм ИМ ПОКОРЯЕТСЯ НЕБО Начало сеансов в 17, 19 и 21 час. 24 сентября кинофильм СЕМЕЙНЫЙ ТАЛИСМАН Начало сеансов в 17, 19 и 21 час. е и и м и и и м н м и и н н I ! 1 : * : I I I I I 1 : I 1 : : : : » : I 1 * 1 * ♦ « 1 * 1 АДЕРС0 ТЕЛЕФОН РЕДАЦКИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14 коммутатор 28—01)—2—58. , 3-й атаж. ТЕЛЕФОН (через Липецк, типография облуправления культуры (Фотохроника ТАСС). 1 А$ 63881 . Зак. ^ 7710

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz