Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

ДЕН Ь Ш А Х Т Е Р А В последнее воскресенье ав­ густа советский народ отмечает празднин шахтеров — людей, от труда которых во многом зависит создание материально- технической базы коммунизма. Несмотря на уменьшение в топливном балансе страны удельного веса угля, его добы­ ча непрерывно возрастает. Де­ шевый уголь нужен для разви­ тия многих отраслей промыш­ ленности. / Претворяя в жизнь решения XXII съезда партии, советские горняки провели большую ра­ боту по оснащению шахт пере­ довой техникой. Значительно* возрос парк угольных и про­ ходческих комбайнов, широкое применение нашло металличе­ ское крепление в лавах. Созда­ ны и начали применяться ме­ ханизированные комплексы и агрегаты для добычи угля. С каждым годом увеличивается удельный вес открытой до­ бычи угля, получает раз­ витие гидравлический метод. Вооружая шахтеров мощной техникой, Родина заботится о максимальном улучшении ус­ ловий их труда и быта. Многие передовые горняки, шахты и бригады коммунистического труда совершили замечатель­ ные трудовые подвиги, устано­ вили ряд мировых рекордов производительности труда. Да- стижения горняков получили высокую оценку ЦК КПСС и Совета Министров СССР, выра­ женную в сердечных письмах товарища Н. С. Хрущева. Они воодушевили горняков на но­ вые свершения во имя победы коммунизма. — — — — — — — — ' ПортретЫ Крамского ЦКра В богатейшем худо­ жественном наследии амского самое видное место принадлежит пор­ третам. Здесь можно увидеть образы передовых пред­ ставителей русской куль­ туры, писателей, худож­ ников, ученых, видных общественных и полити­ ческих деятелей и, нако­ нец, простых крестьян. Любовь Крамского к человеку, проникнове­ ние во внутренний мир изображаемых им людей помогли художнику соз­ дать яркие характеристи­ ки своего времени. С особым вдохнове­ нием и творческим подъ­ емом работал Крамской над созданием портре­ тов члюдей, духовно близких ему, вызывав­ ших его глубокое ува­ жение и симпатии. Это увлечение портретируе­ мым всегда сказывалось в его работах, помогало более ярко и многогран­ но раскрывать личность изображаемого. Одним из первых пор­ третов, созданных Крам­ ским, был портрет ху­ дожника Васильева, мо­ лодого и талантливого пейзажиста. Их связыва­ ла прочная и долгая дружба. Живой, веселый, на­ блюдательный, смелый в суждениях, беспредельно откро­ венный, Васильев покорял всех своей энергией и жизнерадост­ ностью, молодым задором. Сохра­ нилась переписка Васильева и Крамского, которая дает воз­ можность понять, с какой душев­ ной теплотой, нежностью и отече­ ской заботой относился Крамской к своему юному другу, как трога­ тельно помогал ему в трудное время болезни. Крамской следил за успехами Васильева в живописи. Он ценил в нем поэтический талант, его лирическое вдохновенное искусст­ во. Крамской долго вглядывался в лицо Васильева, постигал харак­ тер, вживался в образ. И только после такого тщательного изуче­ ния приступил к портрету. Васильев стоит, опираясь на спинку кресла. Поза- свободная, непринужденная, во всем чувст­ вуется изящество, благородство манер, умение держаться с до­ стоинством. Лицо Васильева выделено све­ том, оттенено белым воротнич­ ком. Это лицо юноши, не утра­ тившее еще своей мягкой округ­ лости. Но глаза смотрят не по-юноше­ ски серьезно, внимательно, но пытливо. Чувствуется, что это человек тонкого и острого ума, видящий и понимающий больше, чем многие его сверстники. Сочетание юношеской непосред­ ственности, мягкости и доброты с исключительной требователь­ ностью в отношении к себе, к своему искусству — это то, что всегда поражало Крамского в Васильеве, и то, что ему прекрас­ но удавалось передать в портре­ те. Летом 1873 года Крамской жил вблизи имения Л. Н. Толстого Ясная Поляна и решил, пользу­ ясь соседством, написать портрет великого писателя. Долго длились переговоры, по­ ка Толстой согласился позиро­ вать. В поразительно короткие сроки (меньше месяца) были на­ писаны два портрета. Первый бо­ лее законченный, предназначался для Третьяковской галереи, вто­ рой ост'авался в Ясной Поляне. Толстой сидит на стуле, спо­ койно положив руки на коленях. Лицо, умное, волевое, с широким лбом, ясным принципиальным взглядом, сразу приковывает на­ ше внимание. Во всем раскры­ вается удивительная цельность и ясность души, внутренняя чистота, сила характера. Он внешне как будто спокоен, плечи опущены, руки всей тяже­ стью легли на колени, но вместе с тем ощущается во всей фигуре писателя скрытое напряжение, большая жизненная сила. Прони­ цательно испытующе смотрят его глаза. Портрет Толстого был первым живописным изображением вели­ кого писателя и остается одним из лучших по глубине раскрытия его сложного, сильного характера. Стремление к большей типиза­ ции в портрете приводит Крам­ ского к тому, что он пишет изо­ браженных им людей среди при­ сущей им обстановки. И это при­ дает жизненную убедительность и контрастность его портретам, пре­ вращая их в портреты-картины. Так, например, когда Крамской писал портрет И1. И. Шишкина в 1873 году, он изобразил его сре­ ди пейзажа с этюдником на пле­ че, в походной одежде, т. е. та­ ким, каким он привык видеть Шишкина — этого неутомимого путешественника, влюбленного в русский . лес, в родную природу, В 1877 году Крамской получил Измученный тяжелыми присту­ пами болезни, исхудалый и блед­ ный, Некрасов лежит, бессильно опустившись на подушки. Но до­ статочно посмотреть на его лицо, на сосредоточенный взгляд, на характерный жест руки, держа­ щей карандаш, чтобы понять, что поэт не побежден болезнью. Он продолжает работать, продол­ жает творить. Он создает свои «Последние песни», которые Крамской считал «величайшие произведением русской поэзии». Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ... Картина Крамского раскрывает характер поэта-гражданина, стой­ кого борца, человека большого сердца и железной воли, одного из лучших людей 70-х годов. Среди портретов, созданных Крамским, чрезвычайно важны его крестьянские портреты. Они говорят о глубоком интересе и уважении художника к простым людям. Обращение Крамского к кресть­ янской теме не случайно. «...“ А народ-то, что может дать! Боже мой, какой громадный родник! Имей только уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть...» — писал он. Самый сильный и выразитель ный среди крестьянских образов, созданных художником, — «По­ лесовщик». Или другой портрет — «Созер­ цатель». В оборванном армяке, с пустой сумой, в больших стоп­ танных лаптях, надвинув на са­ мые брови шапку, сжавшись от холода, он медленно идет сквозь заснеженный кустарник. В раз­ меренном шаге, в не видящем ни­ чего перед собой взгляде, в глу­ боком раздумье — равнодушие ко всему окружающему. Человек полностью ушел в себя, в какие то ему одному доступные и .по­ нятные тяжелые думы. «Полесовщик», «Созерцатель» — это образы людей из народа, непримиримых, недовольных жизнью. Портретное наследие, оставлен­ ное Крамским, чрезвычайно вели­ ко. Глубина и меткость характе­ ристик делают портреты Крамско­ го одним из лучших образцов русской реалистической живописи второй половины X IX века. 9. КУЗНЕЦОВА. ВШЕ ИЗДАНО В ЛИПЕЦКЕ «Д а н к о в» ЛИПА -ВЕЛИКАН Есть на севере Горьковской об­ ласти деревня Большая Куверба. В поле, возле самой деревни, сто­ ит многовековая липа. Никто не может определить ее точный воз­ раст. Из достоверных источников из­ вестно, что Большой Кувербе 380 лет. Старожилы из уст в уста пе­ редают, что уже тогда эта липа поражала новоселов своим вели­ чием и могучей красотой. Местные жители утверждают, что липе сейчас не менее 800 лет, а то и полная тысяча. Ее окруж­ ность на высоте груди человека достигает 7 метров 10 сантимет­ ров. Внутри имеется дупло. В нем легко могут разместиться круглый стол и стулья. Вершина липы изрядно «общи­ пана» молнией и утратила былую красоту. И все-таки дерево про­ должает свою жизнь и приносит пользу людям. Цвела великанша и нынешним летом. Трудолюби­ вое пчелиное семейство получило от нее богатый взяток нектара. ГОВОРЯЩИЙ СКВОРЕЦ В мире пернатых известны пти­ цы - пересмешники. Сойка, на­ пример, вплетает в свою занят­ ную песню голоса гусей и кур. Известны скворцы, подражающие разливистому ржанию жеребенка. А вот любительница птиц ленин­ градка М. Быстрицкая вырастила, можно сказать, уникального скворца. Он приглушенно, но до­ вольно четко выговаривает слова: «Саша, иди скорей»...», «Здрав­ ствуй, милый скворушка», «Ми­ лый Саша». Скворец произносит 40 слов. ЗМЕИ-СТОРОЖА Редкостные сторожа «служат» в магазинах, на складах, а также в богатых домах Индии. Эту роль выполняют дрессированные змеи. Забравшийся в магазин вор не успевает еще освоиться в помеще­ нии, а кто-то уже обвился вокруг его ног и чья-то узкая голова приближается к его горлу... Пре­ ступник дрожит, начинает звать «на помощь», в противном случае змея-сторож задушит его на­ смерть. Оплата сторожа причи­ тается дрессировщику. Заслуженной популярностью среди читателей пользуются бро­ шюры серии «Города нашей обла­ сти», выпускаемой областным книгоиздательством. Раньше вышли в свет «Инду­ стриальный Липецк», «Елец», «Ле­ бедянь» и «Усмань». Очередная книжка из этой серии, поступив­ шая в продажу,—«Данков». При­ надлежит она перу И. А. Праса лова и В. П. Соседова. Данков — один из старейших городов Черноземья. Вот уже че­ тыреста лет стоит он на новом своем месте. В далеком прошлом заказ от П. М. Третьякова на -* Это пограничный город-крепость, писать портрет Некрасова. • . . . . и . , , . . , . . . . . . . . . - . . . - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ............... Великий поэт был тяжело бо- ] лен. Врачи считали, что его дни | сочтены. Работать над портретом \ было трудно. Не более 10— 15 { минут продолжались сеансы, пре-* рываемые приступами мучитель-1 ной болезни. { Первоначально Крамской соз-г дал погрудный портрет, и хотя ? он нравился Некрасову и окру-1 жающим, самого художника не| удовлетворил. И он задумал дру-1 гой портрет. | Художнику хотелось рассказать | о последних днях Некрасова, ис -{ полненных страданий и борьбы. | раскрыть величие духа, не слом ? ленного болезнью, показать, чтс | высокая обязанность поэта силь- | нее страданий и смерти. входивший в состав Рязанского княжества, а ныне — это инду­ стриальный город с большим бу­ дущим. Продукция местного хи­ мического завода известна не только в нашей стране, но и да­ леко за ее пределами—более чем в сорока государствах. В брошюре рассказывается о многовековой истории города, втором его рождении в наши го­ ды, о замечательных людях, кото­ рых он дал Родине, о том, как ра­ стет и развивается этот город химиков. В брошюре 45 стр., цена 7 коп. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. „ В Даме культуры строителей 24 АВГУСТА кинофильм РУССКОЕ ЧУДО (1-я серия) Начало сеансов в 17, 19 и 21 час. 25 АВГУСТА кинофильм РУССКОЕ ЧУДО (1-я серия) Начало сеансов в 15, 17, 19 и 21 час. 27 АВГУСТА кинофильм РЕПОРТАЖ С ПЕТЛЕЙ НА ШЕЕ Начало сеансов в 17, 19, и 21 час. В Смоленске сохранилось много памятников архитекту­ ры. Выдающимся произведением русского оборонительного зодчества конца XVI века являются крепостные стены с башнями (1596—1600. Зодчий Ф. С. Конь). На снимне: Никольские ворота крепостной стены. (Фотохроника ТАСС). АДРЕСИ ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01) — 2—58. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 61695 Зак. 5370

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz