Строитель. 1963 г. (г. Липецк)
ДЕН Ь Ш А Х Т Е Р А В последнее воскресенье ав густа советский народ отмечает празднин шахтеров — людей, от труда которых во многом зависит создание материально- технической базы коммунизма. Несмотря на уменьшение в топливном балансе страны удельного веса угля, его добы ча непрерывно возрастает. Де шевый уголь нужен для разви тия многих отраслей промыш ленности. / Претворяя в жизнь решения XXII съезда партии, советские горняки провели большую ра боту по оснащению шахт пере довой техникой. Значительно* возрос парк угольных и про ходческих комбайнов, широкое применение нашло металличе ское крепление в лавах. Созда ны и начали применяться ме ханизированные комплексы и агрегаты для добычи угля. С каждым годом увеличивается удельный вес открытой до бычи угля, получает раз витие гидравлический метод. Вооружая шахтеров мощной техникой, Родина заботится о максимальном улучшении ус ловий их труда и быта. Многие передовые горняки, шахты и бригады коммунистического труда совершили замечатель ные трудовые подвиги, устано вили ряд мировых рекордов производительности труда. Да- стижения горняков получили высокую оценку ЦК КПСС и Совета Министров СССР, выра женную в сердечных письмах товарища Н. С. Хрущева. Они воодушевили горняков на но вые свершения во имя победы коммунизма. — — — — — — — — ' ПортретЫ Крамского ЦКра В богатейшем худо жественном наследии амского самое видное место принадлежит пор третам. Здесь можно увидеть образы передовых пред ставителей русской куль туры, писателей, худож ников, ученых, видных общественных и полити ческих деятелей и, нако нец, простых крестьян. Любовь Крамского к человеку, проникнове ние во внутренний мир изображаемых им людей помогли художнику соз дать яркие характеристи ки своего времени. С особым вдохнове нием и творческим подъ емом работал Крамской над созданием портре тов члюдей, духовно близких ему, вызывав ших его глубокое ува жение и симпатии. Это увлечение портретируе мым всегда сказывалось в его работах, помогало более ярко и многогран но раскрывать личность изображаемого. Одним из первых пор третов, созданных Крам ским, был портрет ху дожника Васильева, мо лодого и талантливого пейзажиста. Их связыва ла прочная и долгая дружба. Живой, веселый, на блюдательный, смелый в суждениях, беспредельно откро венный, Васильев покорял всех своей энергией и жизнерадост ностью, молодым задором. Сохра нилась переписка Васильева и Крамского, которая дает воз можность понять, с какой душев ной теплотой, нежностью и отече ской заботой относился Крамской к своему юному другу, как трога тельно помогал ему в трудное время болезни. Крамской следил за успехами Васильева в живописи. Он ценил в нем поэтический талант, его лирическое вдохновенное искусст во. Крамской долго вглядывался в лицо Васильева, постигал харак тер, вживался в образ. И только после такого тщательного изуче ния приступил к портрету. Васильев стоит, опираясь на спинку кресла. Поза- свободная, непринужденная, во всем чувст вуется изящество, благородство манер, умение держаться с до стоинством. Лицо Васильева выделено све том, оттенено белым воротнич ком. Это лицо юноши, не утра тившее еще своей мягкой округ лости. Но глаза смотрят не по-юноше ски серьезно, внимательно, но пытливо. Чувствуется, что это человек тонкого и острого ума, видящий и понимающий больше, чем многие его сверстники. Сочетание юношеской непосред ственности, мягкости и доброты с исключительной требователь ностью в отношении к себе, к своему искусству — это то, что всегда поражало Крамского в Васильеве, и то, что ему прекрас но удавалось передать в портре те. Летом 1873 года Крамской жил вблизи имения Л. Н. Толстого Ясная Поляна и решил, пользу ясь соседством, написать портрет великого писателя. Долго длились переговоры, по ка Толстой согласился позиро вать. В поразительно короткие сроки (меньше месяца) были на писаны два портрета. Первый бо лее законченный, предназначался для Третьяковской галереи, вто рой ост'авался в Ясной Поляне. Толстой сидит на стуле, спо койно положив руки на коленях. Лицо, умное, волевое, с широким лбом, ясным принципиальным взглядом, сразу приковывает на ше внимание. Во всем раскры вается удивительная цельность и ясность души, внутренняя чистота, сила характера. Он внешне как будто спокоен, плечи опущены, руки всей тяже стью легли на колени, но вместе с тем ощущается во всей фигуре писателя скрытое напряжение, большая жизненная сила. Прони цательно испытующе смотрят его глаза. Портрет Толстого был первым живописным изображением вели кого писателя и остается одним из лучших по глубине раскрытия его сложного, сильного характера. Стремление к большей типиза ции в портрете приводит Крам ского к тому, что он пишет изо браженных им людей среди при сущей им обстановки. И это при дает жизненную убедительность и контрастность его портретам, пре вращая их в портреты-картины. Так, например, когда Крамской писал портрет И1. И. Шишкина в 1873 году, он изобразил его сре ди пейзажа с этюдником на пле че, в походной одежде, т. е. та ким, каким он привык видеть Шишкина — этого неутомимого путешественника, влюбленного в русский . лес, в родную природу, В 1877 году Крамской получил Измученный тяжелыми присту пами болезни, исхудалый и блед ный, Некрасов лежит, бессильно опустившись на подушки. Но до статочно посмотреть на его лицо, на сосредоточенный взгляд, на характерный жест руки, держа щей карандаш, чтобы понять, что поэт не побежден болезнью. Он продолжает работать, продол жает творить. Он создает свои «Последние песни», которые Крамской считал «величайшие произведением русской поэзии». Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ... Картина Крамского раскрывает характер поэта-гражданина, стой кого борца, человека большого сердца и железной воли, одного из лучших людей 70-х годов. Среди портретов, созданных Крамским, чрезвычайно важны его крестьянские портреты. Они говорят о глубоком интересе и уважении художника к простым людям. Обращение Крамского к кресть янской теме не случайно. «...“ А народ-то, что может дать! Боже мой, какой громадный родник! Имей только уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть...» — писал он. Самый сильный и выразитель ный среди крестьянских образов, созданных художником, — «По лесовщик». Или другой портрет — «Созер цатель». В оборванном армяке, с пустой сумой, в больших стоп танных лаптях, надвинув на са мые брови шапку, сжавшись от холода, он медленно идет сквозь заснеженный кустарник. В раз меренном шаге, в не видящем ни чего перед собой взгляде, в глу боком раздумье — равнодушие ко всему окружающему. Человек полностью ушел в себя, в какие то ему одному доступные и .по нятные тяжелые думы. «Полесовщик», «Созерцатель» — это образы людей из народа, непримиримых, недовольных жизнью. Портретное наследие, оставлен ное Крамским, чрезвычайно вели ко. Глубина и меткость характе ристик делают портреты Крамско го одним из лучших образцов русской реалистической живописи второй половины X IX века. 9. КУЗНЕЦОВА. ВШЕ ИЗДАНО В ЛИПЕЦКЕ «Д а н к о в» ЛИПА -ВЕЛИКАН Есть на севере Горьковской об ласти деревня Большая Куверба. В поле, возле самой деревни, сто ит многовековая липа. Никто не может определить ее точный воз раст. Из достоверных источников из вестно, что Большой Кувербе 380 лет. Старожилы из уст в уста пе редают, что уже тогда эта липа поражала новоселов своим вели чием и могучей красотой. Местные жители утверждают, что липе сейчас не менее 800 лет, а то и полная тысяча. Ее окруж ность на высоте груди человека достигает 7 метров 10 сантимет ров. Внутри имеется дупло. В нем легко могут разместиться круглый стол и стулья. Вершина липы изрядно «общи пана» молнией и утратила былую красоту. И все-таки дерево про должает свою жизнь и приносит пользу людям. Цвела великанша и нынешним летом. Трудолюби вое пчелиное семейство получило от нее богатый взяток нектара. ГОВОРЯЩИЙ СКВОРЕЦ В мире пернатых известны пти цы - пересмешники. Сойка, на пример, вплетает в свою занят ную песню голоса гусей и кур. Известны скворцы, подражающие разливистому ржанию жеребенка. А вот любительница птиц ленин градка М. Быстрицкая вырастила, можно сказать, уникального скворца. Он приглушенно, но до вольно четко выговаривает слова: «Саша, иди скорей»...», «Здрав ствуй, милый скворушка», «Ми лый Саша». Скворец произносит 40 слов. ЗМЕИ-СТОРОЖА Редкостные сторожа «служат» в магазинах, на складах, а также в богатых домах Индии. Эту роль выполняют дрессированные змеи. Забравшийся в магазин вор не успевает еще освоиться в помеще нии, а кто-то уже обвился вокруг его ног и чья-то узкая голова приближается к его горлу... Пре ступник дрожит, начинает звать «на помощь», в противном случае змея-сторож задушит его на смерть. Оплата сторожа причи тается дрессировщику. Заслуженной популярностью среди читателей пользуются бро шюры серии «Города нашей обла сти», выпускаемой областным книгоиздательством. Раньше вышли в свет «Инду стриальный Липецк», «Елец», «Ле бедянь» и «Усмань». Очередная книжка из этой серии, поступив шая в продажу,—«Данков». При надлежит она перу И. А. Праса лова и В. П. Соседова. Данков — один из старейших городов Черноземья. Вот уже че тыреста лет стоит он на новом своем месте. В далеком прошлом заказ от П. М. Третьякова на -* Это пограничный город-крепость, писать портрет Некрасова. • . . . . и . , , . . , . . . . . . . . . - . . . - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ............... Великий поэт был тяжело бо- ] лен. Врачи считали, что его дни | сочтены. Работать над портретом \ было трудно. Не более 10— 15 { минут продолжались сеансы, пре-* рываемые приступами мучитель-1 ной болезни. { Первоначально Крамской соз-г дал погрудный портрет, и хотя ? он нравился Некрасову и окру-1 жающим, самого художника не| удовлетворил. И он задумал дру-1 гой портрет. | Художнику хотелось рассказать | о последних днях Некрасова, ис -{ полненных страданий и борьбы. | раскрыть величие духа, не слом ? ленного болезнью, показать, чтс | высокая обязанность поэта силь- | нее страданий и смерти. входивший в состав Рязанского княжества, а ныне — это инду стриальный город с большим бу дущим. Продукция местного хи мического завода известна не только в нашей стране, но и да леко за ее пределами—более чем в сорока государствах. В брошюре рассказывается о многовековой истории города, втором его рождении в наши го ды, о замечательных людях, кото рых он дал Родине, о том, как ра стет и развивается этот город химиков. В брошюре 45 стр., цена 7 коп. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. „ В Даме культуры строителей 24 АВГУСТА кинофильм РУССКОЕ ЧУДО (1-я серия) Начало сеансов в 17, 19 и 21 час. 25 АВГУСТА кинофильм РУССКОЕ ЧУДО (1-я серия) Начало сеансов в 15, 17, 19 и 21 час. 27 АВГУСТА кинофильм РЕПОРТАЖ С ПЕТЛЕЙ НА ШЕЕ Начало сеансов в 17, 19, и 21 час. В Смоленске сохранилось много памятников архитекту ры. Выдающимся произведением русского оборонительного зодчества конца XVI века являются крепостные стены с башнями (1596—1600. Зодчий Ф. С. Конь). На снимне: Никольские ворота крепостной стены. (Фотохроника ТАСС). АДРЕСИ ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01) — 2—58. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 61695 Зак. 5370
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz