Строитель. 1963 г. (г. Липецк)
Москва сегодня. Кутузовский проспект. (Фотохроника ТАСС). М о с к в у з а о п ы т о м Позавчера вечером из Липец ка в сторону Москвы отправил ся автобус. В нем — 18 человек, участников поездки в столицу, организованной комитетом >♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦» ♦* ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦*♦♦♦♦♦««+« « ♦♦♦♦♦«♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ ^ На п о л о т н е п р а в д а Л и з н и Ведущее место в рус ской живописи второй | половины X IX века при надлежало бытовому жанру. И это не слу- ( панно. Работая над бытовой картиной,. художник свободно черпал своп сюжеты из жизни раз личных слоев русского общества, проникал в самые темные уголки русской действительно сти. Картины художников- передвижников были близки, понятны народу. В них дышала, по ! словам Стасова, «сила ( негодования и обвине ния, протест и страстное желание гибели тому, что тяготит и дав 1 гг свет». В творчестве худож ников - жанристов вто рой половины X IX века мы встречаемся с кар тинами обличительной направленности, и вме сте с тем в этих же произведениях звучат в полную силу темы ве личия и мощи народа. Народ в картинах И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», К. А. Савиц кого «Ремонтные рабо- ты на железной дороге» выступает уже как сила, про буждающаяся, готовая вступить в активную борьбу за свое осво бождение. Ниже мы расскажем о послед ней из этих картин. Лето 1873 года К- А. Савицкий решил провести со своими друзь ями И. Н. Крамским и И. И. Шишкиным близ Тулы, на стан ции Козловка-Засека. Это было живописнейшее место среди гу стых лесов, чудесных дубовых рощ и бескрайних просторов по лей. Шишкин работал с упоением, делал множество этюдов с нату ры. Здесь им была создана кар тина «На покосе в дубовой ро ще». Крамской заканчивал по лотно «Осмотр старого дома», писал портреты Л. Н. Толстого. Савицкий б_родил по окрестным деревням, знакомился с крестья нами, собирал материал для бу дущих картин. Живой, общи тельный, «затейник по части про гулок и всяких исканий новизны впечатлений», Савицкий скоро приобрел знакомых среди местно го населения. Однажды в жаркий летний день, когда нестерпимо палило солнце и на небе не было ни об лачка, Савицкий очутился у же лезнодорожной насыпи. Перед его взором предстала страшная кар тина: под палящими лучами солнца по обе стороны железно дорожного полотна двигались рабочие. Изнемогая от жары, везли они груженные землей тач ки. Дети, старики, молодые сильные мужчины — кого здесь только не было! Загорелые, по черневшие от пыли и солнца ли ца и руки, вылинявшие, запла танные рубахи—все говорило о том, что трудятся они давно, изо дня в день, от зари до зари... Мы надрывались под, зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цынгой... писал Некрасов о строителях же лезной дороги. Увиденное глубоко потрясло художника. Он решил создать картину. Ежедневно Савицкий приходил на железнодорожную насыпь. Долго смотрел, вглядывался в лица, изучал людей. Скоро рабо чие привыкли к нему и переста ли обращать внимания на ху дожника, который тут же делал наброски с натуры, писал пор треты. В 1874 году была закончена картина «Ремонтные работы на железной дороге». Это было одно из первых произведений в рус ском искусстве, посвященных изображению труда рабочих. Савицкий подымал в ней важ нейшие вопросы времени. Это было время начала капиталисти ческого пути развития страны, когда на смену крепостному гне ту пришел капиталистический. В эти годы наблюдалось широ кое строительство железных до рог. Глухие углы связывались с городскими промышленными цент рами. Голод, нищета гнали лю дей на заработки, заставляя за ничтожную плату продавать свою рабочую силу. Идя от конкретных наблюде ний, от непосредственных впе чатлений действительности, ху дожник создал картину, в кото рой зазвучал протест против бес человечной эксплуатации и вме сте с тем были раскрыты огром ные духовные силы пробуждаю щегося на борьбу народа. ...Знойный летний день. Вдаль уходят высокие телеграфные столбы, исчезающие в туманной дымке. Небольшая' березовая ро ща видна на пригорке. Поблекла, от зноя и пыли трава. На ясном голубом небе—легкие белые об лака. ...Идет напряженная работа. Справа землекопы поднимают ло патами пласты нетронутой земли и нагружают их в тачки,в центре, напрягаясь изо всех сил, стара ясь сохранить равновесие, везут рабочие эти тачки по деревян ному настилу. Глубокие ямы, рытвины, подъемы затрудняют и без того нелегкий путь. А тут еще гнетущая жара! Болят сог нутые спины, напряжены муску лы рук. Пот тяжелыми каплями падает с почерневших лиц. Рас прямиться, отдохнуть нельзя— вдали на пригорке стоит рыже бородый десятник в красной ру бахе, с палкой в руках. Его фи гура ярким цветовым пятном выделяется на скупом приглу шенном фоне. Образы крестьян глубоко ин дивидуальны. Прямо на нас идет старик в белой рубахе и темной жилетке... Лицо его, наполовину закрытое падающими волосами, угрюмо. Взор сосредоточен. Ря дом с ним мальчик с бледным исхудалым лицом, усталый взглядом. А впереди всех—зем лекоп с белой повязкой, защи щающей голову от солнца. Это могучий , богатырь с русыми во лосами, темной бородой, обла дающий огромной физической си лой. Растегнут ворот рубахи. Напряглись жилы на его сильных руках. Молчаливый, сосредото ченный, углубленный в свои мыс ли, он является центральным об разом в картине. Зритель верит в его духовную силу, которая сродни силе репинского Канина в «Бурлаках», верит, что именно такие люди способны подняться на борьбу, сбросить с себя око вы рабства. Такого не сломит ка торжный труд. Он все вынесет, все выдержит. Своей жизненной правдивостью, (силой образов, актуальностью те мы картина волновала современ ников. 2 января 1877 года Савицкий был принят в члены Товарище ства, и в том же году картина была выставлена на I I I Перед вижной выставке. ГГ М. Третья ков, внимательно следивший за всем, что появлялось на выстав ках, приобрел ее для своей гале реи. Э. КУЗНЕЦОВА . В Ч Е С Т Ь Всей жизнью и творчеством В. В. Маяковский был слит с Родиной, с народом. Трудящиеся нашей страны готовятся отме тить 70-летие со дня его рож дения. В честь предстоящего юбилея ВЛКСМ треста. В составе груп пы — секретари комсомольских организаций строительных и мон тажных управлений, передовики производства. Среди них — бри гадир монтажников «Металлург- прокатмонтажа» Владимир Пес ков, бульдозерист «Гидромехани зации» Алексей Ермолов, шту катур первого управления Алек сандра Литвинова, монтажник «Энергочермета» Михаил Плот ников, газосварщица «Метал- лургпронатмонтажа» Нина За- боткина и другие. Участники поездки побывают на московских предприятиях и стройках, где познакомятся с работой лучших номсомольских организаций, а также на Выстав- не достижений народного хозяй ства. По пути из Москвы они по- I сетят Всесоюзную ударную ком- I сомольскую стройку — Ефремов ский химичесний завод, Ясную Поляну и Волынский заповедник -дендрарий. Поездка молодых строителей продлится несколько дней. В. ВОЛОДИН . ►♦♦ «♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦<>♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦< I МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО КЛАДО ВАЯ СОЛИ С доисторических времен чело веку известна соль. С течением времени ей стали придавать даже символическое значение. Римский писатель Плиний утверждал, что ни одно жертвоприношение в древнем Риме не обходилось без соли. В Египте и других странах африканского континента соль служила амулетом, якобы предо хранявшем человека от бедствий. В Сенегалии верили, что беда ми нует человека, если произнести фразу: «Мы едим соль». В России «хлеб с солью» стал символом го степриимства. Подсчитано, что для населения земного шара нужно ежегодно бо лее 22 миллиона тонн поварен ной соли. Каждый человек в сред нем потребляет ее за год около 8 килограммов. Запасы каменной соли в недрах земли велики, но в конце концов они иссякнут. Одна треть добы ваемой соли выпаривается из морской воды. Из тысячи кубиче ских метров морской воды удает ся получить около 1,3 тонны, соли. Мировой океан —это ее неисчер- ю в и л ж, л. в красных уголках общежитии нашего треста проводятся бесе ды о жизни и деятельности В. В. Маяковского. В библиотеке парткома треста подобраны и выставлены на вид ном месте книги поэта. паемая «кладовая». При совре* менном уровне потребления запа сов соли в этой кладовой чело вечеству хватит на 1,7 миллиар да лет. ' ' И КАМНИ РАСТУТ Народная поговорка гласит: «И камни растут». Что это озна чает? Всем известно, что камни могут вырасти. Однако во многих районах каждой весной на пашне неиз вестно откуда появляются камни, доставляющие немало хлопот земледельцам. Хотя в прошлом году все камни были тщательно удалены, они словно как бы вы растают из-под земли. Практи чески так оно и есть. Исследова ния показали, что появление кам ней непосредственно связано с холодом. В морозные зимы, когда почва сильно промерзает, в земле под камнями образуются своеоб разные ледяные линзы, которые постепенно (понемногу в каждый год) подталкивают камень квер ху. Таким образом весной появ ляются на поверхности новые камни. СТРОГИЙ ОБЫЧАЙ У индейцев племени квакутн заем денег или какого-либо това ра считается большим позором. Берущий ссуду оставляет ь залог свое имя и до тех пор, пока не возвратит долг,остается безымян ным. Соплеменники, встречая должника, приветствуют его в лучшем случае небрежным взма хом руки и в худшем — издева тельским окриком. , Жители Курской ооласти ши роко отмечают 20-летие победо носной битвы на Курской дуге. Работники областного краеведче ского музея оформляют пере движные выставки, рассказываю щие о великом сражении, участ ники битвы выступают перед трудящимися с воспоминаниями, проводят экскурсии по местам боев. На снимке: работники Курско го областного краеведческого му зея готовят передвижные выстав ки о великом сражении. На пе реднем плане—Р. Н. Петрова. НОВЫЙ Ж У РН АЛ « С Л У Ж Б А Б Ы Т А » Вышел первый номер цент рального ежемесячного производ ственно - массового журнала «Служба быта», издаваемого в Москве Главным управлением бытового обслуживания населе ния при Совете Министров РСФСР и ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и ком мунального хозяйства. На страницах журнала, рас считанного на широкий круг чи тателей, пропагандируется пере довой опыт бытовых предприя тий и организаций всех союзных республик, печатаются мате риалы, признанные воспитывать работников службы быта в духе коммунистической сознательно сти, дается информация о разных видах услуг, освещается практи ка бытового обслуживания в странах народной демократии. Журнал знакомит с последни ми моделями одежды, обуви, го ловных уборов, а также совре менными советскими и зарубеж ными прическами, публикует консультации в помощь специа листам различных отраслей бы тового обслуживания. Читатель найдет в этом ил люстрированном журнале рас сказы, очерки, фельетоны. Подписаться на журнал «Служба быта» можно с любого месяца и без ограничения. Цена номера 25 копеек. Редактор К. ОГРЫЗКОВ . АДЕРСИ ТЕЛЕФОН РЕДКАЦИЙ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01 )—2—58. Липецк, типография облуправления культуры АЭ 61631 Зак. № 5722.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz