Строитель. 1963 г. (г. Липецк)
АКТИВНЫЕ РАСПРОСТРАНИТЕ! КНИГ Строители нашего треста про являют большой интерес к худо жественной и политической ли тературе. Они много ее приобре ли во время месячника книги. Комсомольские организации стройуправлений распространи ли книги более чем на 180 руб лей. Особенно отличилась в этом деле Рита Бабурова из управле ния «Центроэлектромонтаж». Рита проявила большую актив ность в распространении литера туры. — Купите, интересная книга, — советовала строителям Рита, коротко рассказывая ее содержа ние. Рита Бабурова распространила литературы на 26 рублей. Боль шую работу по распространению книги провел заместитель секре таря комсомольской организации первого стройуправления Борис Милонов. Деятельное участие в прове денном месячнике книги приняли комсомольцы «Теплостроя» и десятого управлений. В. ВЛАДИМИРОВ. Завтра исполняется 42-я го довщина со дня образования первого народного правитель ства Монголии. На нашем снимке вы видите жилые до ма в Улан-Баторе — столице Монгольской Народной Рес публики. (Фотохроника ТАСС). ☆ По земле, воде или воздуху? ОСВОЕНИЕ космоса только на чалось. Самый большой груз, ко торый до сих пор выводился на ор биту вокруг Земли, составлял не сколько тонн. В недалеком буду щем ожидается создание спутни ков весом до 10 тонн и даже в несколько десятков тонн. Для вывода на орбиту таких спутни ков потребуются ракеты-носители весом в тысячу и более тонн. Это будут настоящие чудовища диа метром 10—45 метров и высотой до 100 метров. Не говоря уже о сложности изготовления таких ракет, даже их доставка с заво- да-изготовителя на стартовую площадку считается гигантской и принципиально новой проблемой для конструкторов и эксплуата ционников. Может возникнуть такой во прос: а не явится ли простейшим решением этой проблемы строи тельство заводов-изготовителей у стартовой площадки или сборка на ней ракеты из сравнительно малогабаритных элементов. Стро ить заводы у самой стартовой площадки небезопасно, а строить на некотором отдалении представ ляется нецелесообразным. Стар товые площадки размещаются в малонаселенных районах, далеко от промышленных центров. Если создать в таком районе большой завод, то его придется обеспечи вать всем необходимым. Значит, решив проблему перевозки раке ты, встанет необходимость возить на большое расстояние оборудо вание, материалы, детали, нако нец, продукты питания и товары для рабочих. Теперь о сборке на стартовой площадке. Насколько возможно, этим будут пользоваться. Уже сейчас за рубежом ступени ракет- носителей доставляются на стар товую площадку и там собира ются. Но ступень надо доставить. А собранная ступень мощной ра кеты-носителя будет иметь диа метр 10— 15 метров в длину до 50 метров (имеется в виду пер вая, самая большая, ступень), так что сборка ракеты-носителя из отдельных ступеней на стар товой площадке проблемы не ре шает. В одном только случае сборку ступени на стартовой пло щадке считают возможным уже в настоящее время: если ступень оснащена твердотопливным дви гателем. Она может собираться нз отдельных цилиндрических сек ций, которые ставятся друг на друга, как детские кубики, и 32'—34 килограмма огурцов с квадратного метра получено на искусственной питательной среде, состоящей из воды с определен ным количеством аммиачной се литры, суперфосфата и хлористо го калия в лаборатории Инсти тута физиологии растений Ака демии наук СССР. «.Водные» огурцы не уступают своим «земным» собратьям ни по скрепляются между собой. Ска жем, чтобы собрать ступень диа метром 10 метров и длиной 50 метров (без сопла) нужно при везти на стартовую площадку де сять цилиндрических секций диа метром 10 метров и длиной по 5 метров и отдельно привезти соп ло. Такие секции везти проще, чем собранную ступень. Но сту пени с твердотопливными двига телями, по мнению американских специалистов, вряд ли найдут применение в ближайшем буду щем, разве что в качестве стар товых ускорителей. Основную По материалам иностранной печати роль будут играть ступени с жид костными ракетными двигателями. Такие ступени собирать из от дельных элементов на стартовой площадке считается невозмож ным. Их будут изготовлять на заводах, находящихся на рас стоянии многих сот или даже ты сяч километров от стартовой пло щадки. Как же их везти с заво да на площадку? Груз диаметром 10 метров и длиной 50 метров нельзя везти по железной дороге, не пройдет он и по обычному шоссе, его не поместить в транспортный само лет. Что же остается? Вода. Бар жи для перевозки ступеней по рекам и каналам и транспортные суда для перевозки по морю. Первые опыты такого рода уже производились. В США первые ступени ракет «Сатурн» (диа метр 6,5 метра, длина 25 метров) везли с завода-сборки (город Хантсвилл, штат Алабама) на стартовую площадку (мыс 'Кана- вкусу, ни по питательным каче ствам. Но созревают они на 10— 14 дней быстрее. Кроме того, вы ращивание огурцов на водном растворе дешевле, так как отпа дает надобность в подвозе, заме не и стерилизации почвы. Московское парниковое хозяй ство «Марфино» в этом году приступает к. выращиванию «вод ных» огурцов. верал, штат Флорида) на барже и на транспортном судне по ре кам Теннесси, Огайо, Миссисипи и по Мексиканскому заливу. Вто рую ступень этой ракеты везли с завода-изготовителя (город Сан та-Моника, штат Калифорния) на испытательную станцию сначала на транспортном судне через Па намский канал в г. Нью-Орлеан, а потом на барже по рекам. Но редко порт бывает у ворот заво да. От завода до порта ступень транспортируется по специально подготовленному шоссе, где сне сены низкие мосты, убраны про вода, нависающие над шоссе, укреплено дорожное полотно, шоссе расширено или слишком крутые повороты — выпрямлены. Иногда, наверное, понадобится проложить новое шоссе. Ну а ес ли по воде не доплывешь, нель зя же рыть тысячекилометровые каналы или прокладывать специ альные шоссе только для того, чтобы возить по ним ступени ра кет. Остается транспортировка по воздуху. Самолеты для этого не пригодны. Но кроме самолетов- аппаратов тяжелее воздуха, су ществуют аппараты легче возду ха. Да, почти уже позабытые ги гантские дирижабли могут снова получить путевку в жизнь. Д и рижабль может перевезти груз из любой точки земли в любую дру гую точку. «Погрузка» ступени и ее «выгрузка» при использовании дирижаблей значительно упро щается по сравнению с баржами и транспортными судами. Но вот ступень доставлена бар^- жей или дирижаблем к стартовой площадке. Как будут из отдель ных ступеней собирать ракету-но ситель? Непосредственно на стар товом столе, как это делается сейчас, или в специальном зда нии на безопасном расстоянии от стартовой площадки. Чем больше габариты и веса ступеней, тем более громоздкое и сложное оборудование требуется для их сборки. Громоздить все это обо рудование на стартовой площад ке неудобно, ведь его придется на время запуска увозить, потом привозить обратно. Поэтому, ког да габариты и вес ступеней пре вышают определенные пределы, сборку ракеты-носителя считается целесообразным проводить в спе циальном здании. Где лежит этот предел? Американские специали сты собираются ракеты весом по рядка 500 тонн собирать на стар товом столе, ракеты весом по рядка 800 тонн и на стартовом столе и в специальном здании, л . . . . . . . п С квадратного метра— два пуда огурцов Москва. Международные лег коатлетические традиционные соревнования на приз имени братьев Знаменских. На снимке: победительница соревнований в метании копья Эльвира Озолина ,'СССР). Она установила новый миро вой рекорд — 59 метров 78 сантиметров. (Фотохроника ТАСС). Ъ ракеты весом более 1000 тонн — в специальном здании. Сборка ракет-носителей в спе циальном здании, по мысли аме риканских конструкторов, будет производиться на платформе. Сна чала на эту платформу устанав ливается первая ступень (ступень перегружается на платформу с доставившей ее баржи). На пер вую ступень устанавливается вто рая, также привезенная на бар же, на вторую ступень — третья (ракеты-носители с большим чис лом ступеней американцы пока запускать не планируют), на третью—космический корабль. За тем платформа с помощью гид равлических домкратов припод нимается, и под нее заводится самоходное шасси на гусеничном ходу. На этом шасси платформа с ракетой по специально подго товленному тракту доставляется на стартовую площадку. На плат форме установлена башня обслу живания, высота которой равна или несколько превышает высоту собранной ракеты с космическим кораблем. На башне смонтирова ны трубопроводы для заправки ступеней ракеты топливом, линии подвода электроэнергии, сжатого воздуха и гидравлической жидко сти к бортовым системам ракеты и космического корабля, а также лифт для космонавтов. На стартовой площадке плат форма снова приподнимается, и шасси из-под нее выводится. Пос ле этого ступени ракеты заправ ляются топливом, космонавты за нимают свои места; и ракета за пускается с платформы, которая в данном случае играет роль стартового стола. При запуске платформа и башня обслужива ния очень сильно пострадают. Ес ли их можно будет отремонтиро вать — хорошо, если нет — ущерб будет не особенно велик. Пока все эти- проекты еще не начали воплощаться в металл, но грандиозность проблем, стоящих перед конструкторами, средств транспортировки ракет, ясна уже сейчас. Юрий МАРИНИН, научный комментатор АПН. КРАН НА ВОЗДУШНОЙ ОПОРЕ Обилие новостроек — таков об лик сегодняшней Москвы. Не случайно многие иностранцы, по бывавшие в советской столице, в шутку предлагают вписать в герб города строительный башен ный кран. Передвигаются такие краны по рельсам. Когда дом построен, приходится кран разбирать, пере возить и опять собирать. Это от нимает много времени и средств, тем более что при нынешних тем пах строительства кран недолго остается на одном месте. Научно-исследовательский ин ститут организации механизации и технической помощи строитель ству Академии строительства и архитектуры СССР совместно с ленинградскими и минскими кон структорами создал * башенный кран на пневмоколесном ходу «ПБК-5». Он предназначен для монтажных и погрузочно-разгру зочных работ на строительстве сборных жилых домов до пяти этажей. При работе на вынос ных (дополнительных) опорах кран может поднимать груз ве сом в пять тонн. А с грузом вполовину меньшим он способен самостоятельно передвигаться по ровной площадке. Вылет стрелы крана — 12,5 мет ра. Это позволяет ему обслужи вать строящееся здание с двух сторон. При работе только на одной стороне дома используется стрела с вылетом двадцать мет ров. Правда, грузоподъемность при этом снижается до трех тонн на выносных опорах. Чтобы перевозить кран с объ екта на объект, его прицепляют к автомобилю. Монтаж произво дится одним крановщиком за не сколько минут. Н. ПОСЫСАЕВ. За редактора А. АБРАМОВА. «||«4|фи*||«<1*11+1|ф1|«11«11«11«11«11+11«11«11«1,«11«11*1 |«11*11*||*1 |ф ||ф ||*||*||*||*||ф ||ф ||ф<|ф ||ф ||*||*||* ||ф ||ф« |*4<*и*11*||ф< * « : 4 1 ЛИПЕЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ УЧАЩИХСЯ на 1963—1964 учебный год Техникум имеет дневное и вечернее отделения и готовит ( ? техников по специальностям: промышленное и гражданское • { строительство; санитарно-технические устройства зданий. На 1 курс дневного отделения принимаются лица, имею- | | щие 8-летнее образование. На 1 курс вечернего отделения принимаются лица, имею- 1 { щие 7-летнее образование. На I I I курс вечернего отделения по специальности «Са- 1 \ янтарно-технические устройства зданий» принимаются лица, { ч • имеющие образование в объеме средней школы. Преимущест- ; | венным правом при поступлении на вечернее отделение поль- ? | зуются лица, работающие по специальности. Документы принимаются до 31 июля. Вступительные эк- ; | замены проводятся с 1 по 20 августа. ; Поступающие подвергаются вступительным экзаменам по ; ? русскому языку, литературе и математике. Заявления о приеме с приложением документа об обра- | • зов акии, автобиографии, медицинской справки (форма ; ! № 286), трех фотокарточек размером 3 x 4 направлять на имя | { директора техникума. Общежитием учащиеся не обеспечиваются. I Адрес техникума: г. Липецк, ул. М. Расковой, 18. »« н «11«11«|1*11«11«11«11Ф11*11«11Ф11Ф11«11«11«11*11«11«11«11*11«11«11«11«11«11«11«11«11«11«|1 ф ч ф )1«11* н ф 11*11« м # м ф 11«|** мфм *+<4 ' АДРЕС И ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИЙ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01)—2—58. Липецк, типография облуправления культуры АЭ 61622 Зак. № 5722,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz