Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

АКТИВНЫЕ РАСПРОСТРАНИТЕ! КНИГ Строители нашего треста про­ являют большой интерес к худо­ жественной и политической ли­ тературе. Они много ее приобре­ ли во время месячника книги. Комсомольские организации стройуправлений распространи­ ли книги более чем на 180 руб­ лей. Особенно отличилась в этом деле Рита Бабурова из управле­ ния «Центроэлектромонтаж». Рита проявила большую актив­ ность в распространении литера­ туры. — Купите, интересная книга, — советовала строителям Рита, коротко рассказывая ее содержа­ ние. Рита Бабурова распространила литературы на 26 рублей. Боль­ шую работу по распространению книги провел заместитель секре­ таря комсомольской организации первого стройуправления Борис Милонов. Деятельное участие в прове­ денном месячнике книги приняли комсомольцы «Теплостроя» и десятого управлений. В. ВЛАДИМИРОВ. Завтра исполняется 42-я го­ довщина со дня образования первого народного правитель­ ства Монголии. На нашем снимке вы видите жилые до­ ма в Улан-Баторе — столице Монгольской Народной Рес­ публики. (Фотохроника ТАСС). ☆ По земле, воде или воздуху? ОСВОЕНИЕ космоса только на­ чалось. Самый большой груз, ко­ торый до сих пор выводился на ор­ биту вокруг Земли, составлял не­ сколько тонн. В недалеком буду­ щем ожидается создание спутни­ ков весом до 10 тонн и даже в несколько десятков тонн. Для вывода на орбиту таких спутни­ ков потребуются ракеты-носители весом в тысячу и более тонн. Это будут настоящие чудовища диа­ метром 10—45 метров и высотой до 100 метров. Не говоря уже о сложности изготовления таких ракет, даже их доставка с заво- да-изготовителя на стартовую площадку считается гигантской и принципиально новой проблемой для конструкторов и эксплуата­ ционников. Может возникнуть такой во­ прос: а не явится ли простейшим решением этой проблемы строи­ тельство заводов-изготовителей у стартовой площадки или сборка на ней ракеты из сравнительно малогабаритных элементов. Стро­ ить заводы у самой стартовой площадки небезопасно, а строить на некотором отдалении представ­ ляется нецелесообразным. Стар­ товые площадки размещаются в малонаселенных районах, далеко от промышленных центров. Если создать в таком районе большой завод, то его придется обеспечи­ вать всем необходимым. Значит, решив проблему перевозки раке­ ты, встанет необходимость возить на большое расстояние оборудо­ вание, материалы, детали, нако­ нец, продукты питания и товары для рабочих. Теперь о сборке на стартовой площадке. Насколько возможно, этим будут пользоваться. Уже сейчас за рубежом ступени ракет- носителей доставляются на стар­ товую площадку и там собира­ ются. Но ступень надо доставить. А собранная ступень мощной ра­ кеты-носителя будет иметь диа­ метр 10— 15 метров в длину до 50 метров (имеется в виду пер­ вая, самая большая, ступень), так что сборка ракеты-носителя из отдельных ступеней на стар­ товой площадке проблемы не ре­ шает. В одном только случае сборку ступени на стартовой пло­ щадке считают возможным уже в настоящее время: если ступень оснащена твердотопливным дви­ гателем. Она может собираться нз отдельных цилиндрических сек­ ций, которые ставятся друг на друга, как детские кубики, и 32'—34 килограмма огурцов с квадратного метра получено на искусственной питательной среде, состоящей из воды с определен­ ным количеством аммиачной се­ литры, суперфосфата и хлористо­ го калия в лаборатории Инсти­ тута физиологии растений Ака­ демии наук СССР. «.Водные» огурцы не уступают своим «земным» собратьям ни по скрепляются между собой. Ска­ жем, чтобы собрать ступень диа­ метром 10 метров и длиной 50 метров (без сопла) нужно при­ везти на стартовую площадку де­ сять цилиндрических секций диа­ метром 10 метров и длиной по 5 метров и отдельно привезти соп­ ло. Такие секции везти проще, чем собранную ступень. Но сту­ пени с твердотопливными двига­ телями, по мнению американских специалистов, вряд ли найдут применение в ближайшем буду­ щем, разве что в качестве стар­ товых ускорителей. Основную По материалам иностранной печати роль будут играть ступени с жид­ костными ракетными двигателями. Такие ступени собирать из от­ дельных элементов на стартовой площадке считается невозмож­ ным. Их будут изготовлять на заводах, находящихся на рас­ стоянии многих сот или даже ты­ сяч километров от стартовой пло­ щадки. Как же их везти с заво да на площадку? Груз диаметром 10 метров и длиной 50 метров нельзя везти по железной дороге, не пройдет он и по обычному шоссе, его не поместить в транспортный само­ лет. Что же остается? Вода. Бар­ жи для перевозки ступеней по рекам и каналам и транспортные суда для перевозки по морю. Первые опыты такого рода уже производились. В США первые ступени ракет «Сатурн» (диа­ метр 6,5 метра, длина 25 метров) везли с завода-сборки (город Хантсвилл, штат Алабама) на стартовую площадку (мыс 'Кана- вкусу, ни по питательным каче­ ствам. Но созревают они на 10— 14 дней быстрее. Кроме того, вы­ ращивание огурцов на водном растворе дешевле, так как отпа­ дает надобность в подвозе, заме­ не и стерилизации почвы. Московское парниковое хозяй­ ство «Марфино» в этом году приступает к. выращиванию «вод­ ных» огурцов. верал, штат Флорида) на барже и на транспортном судне по ре­ кам Теннесси, Огайо, Миссисипи и по Мексиканскому заливу. Вто­ рую ступень этой ракеты везли с завода-изготовителя (город Сан­ та-Моника, штат Калифорния) на испытательную станцию сначала на транспортном судне через Па­ намский канал в г. Нью-Орлеан, а потом на барже по рекам. Но редко порт бывает у ворот заво­ да. От завода до порта ступень транспортируется по специально подготовленному шоссе, где сне­ сены низкие мосты, убраны про­ вода, нависающие над шоссе, укреплено дорожное полотно, шоссе расширено или слишком крутые повороты — выпрямлены. Иногда, наверное, понадобится проложить новое шоссе. Ну а ес­ ли по воде не доплывешь, нель­ зя же рыть тысячекилометровые каналы или прокладывать специ­ альные шоссе только для того, чтобы возить по ним ступени ра­ кет. Остается транспортировка по воздуху. Самолеты для этого не­ пригодны. Но кроме самолетов- аппаратов тяжелее воздуха, су­ ществуют аппараты легче возду­ ха. Да, почти уже позабытые ги­ гантские дирижабли могут снова получить путевку в жизнь. Д и ­ рижабль может перевезти груз из любой точки земли в любую дру­ гую точку. «Погрузка» ступени и ее «выгрузка» при использовании дирижаблей значительно упро­ щается по сравнению с баржами и транспортными судами. Но вот ступень доставлена бар^- жей или дирижаблем к стартовой площадке. Как будут из отдель­ ных ступеней собирать ракету-но­ ситель? Непосредственно на стар­ товом столе, как это делается сейчас, или в специальном зда­ нии на безопасном расстоянии от стартовой площадки. Чем больше габариты и веса ступеней, тем более громоздкое и сложное оборудование требуется для их сборки. Громоздить все это обо­ рудование на стартовой площад­ ке неудобно, ведь его придется на время запуска увозить, потом привозить обратно. Поэтому, ког­ да габариты и вес ступеней пре­ вышают определенные пределы, сборку ракеты-носителя считается целесообразным проводить в спе­ циальном здании. Где лежит этот предел? Американские специали­ сты собираются ракеты весом по­ рядка 500 тонн собирать на стар­ товом столе, ракеты весом по­ рядка 800 тонн и на стартовом столе и в специальном здании, л . . . . . . . п С квадратного метра— два пуда огурцов Москва. Международные лег­ коатлетические традиционные соревнования на приз имени братьев Знаменских. На снимке: победительница соревнований в метании копья Эльвира Озолина ,'СССР). Она установила новый миро­ вой рекорд — 59 метров 78 сантиметров. (Фотохроника ТАСС). Ъ ракеты весом более 1000 тонн — в специальном здании. Сборка ракет-носителей в спе­ циальном здании, по мысли аме­ риканских конструкторов, будет производиться на платформе. Сна­ чала на эту платформу устанав­ ливается первая ступень (ступень перегружается на платформу с доставившей ее баржи). На пер­ вую ступень устанавливается вто рая, также привезенная на бар­ же, на вторую ступень — третья (ракеты-носители с большим чис­ лом ступеней американцы пока запускать не планируют), на третью—космический корабль. За­ тем платформа с помощью гид­ равлических домкратов припод­ нимается, и под нее заводится самоходное шасси на гусеничном ходу. На этом шасси платформа с ракетой по специально подго­ товленному тракту доставляется на стартовую площадку. На плат­ форме установлена башня обслу­ живания, высота которой равна или несколько превышает высоту собранной ракеты с космическим кораблем. На башне смонтирова­ ны трубопроводы для заправки ступеней ракеты топливом, линии подвода электроэнергии, сжатого воздуха и гидравлической жидко­ сти к бортовым системам ракеты и космического корабля, а также лифт для космонавтов. На стартовой площадке плат­ форма снова приподнимается, и шасси из-под нее выводится. Пос­ ле этого ступени ракеты заправ­ ляются топливом, космонавты за­ нимают свои места; и ракета за­ пускается с платформы, которая в данном случае играет роль стартового стола. При запуске платформа и башня обслужива­ ния очень сильно пострадают. Ес­ ли их можно будет отремонтиро­ вать — хорошо, если нет — ущерб будет не особенно велик. Пока все эти- проекты еще не начали воплощаться в металл, но грандиозность проблем, стоящих перед конструкторами, средств транспортировки ракет, ясна уже сейчас. Юрий МАРИНИН, научный комментатор АПН. КРАН НА ВОЗДУШНОЙ ОПОРЕ Обилие новостроек — таков об лик сегодняшней Москвы. Не случайно многие иностранцы, по­ бывавшие в советской столице, в шутку предлагают вписать в герб города строительный башен­ ный кран. Передвигаются такие краны по рельсам. Когда дом построен, приходится кран разбирать, пере­ возить и опять собирать. Это от­ нимает много времени и средств, тем более что при нынешних тем­ пах строительства кран недолго остается на одном месте. Научно-исследовательский ин­ ститут организации механизации и технической помощи строитель­ ству Академии строительства и архитектуры СССР совместно с ленинградскими и минскими кон­ структорами создал * башенный кран на пневмоколесном ходу «ПБК-5». Он предназначен для монтажных и погрузочно-разгру­ зочных работ на строительстве сборных жилых домов до пяти этажей. При работе на вынос­ ных (дополнительных) опорах кран может поднимать груз ве­ сом в пять тонн. А с грузом вполовину меньшим он способен самостоятельно передвигаться по ровной площадке. Вылет стрелы крана — 12,5 мет­ ра. Это позволяет ему обслужи­ вать строящееся здание с двух сторон. При работе только на одной стороне дома используется стрела с вылетом двадцать мет­ ров. Правда, грузоподъемность при этом снижается до трех тонн на выносных опорах. Чтобы перевозить кран с объ­ екта на объект, его прицепляют к автомобилю. Монтаж произво­ дится одним крановщиком за не­ сколько минут. Н. ПОСЫСАЕВ. За редактора А. АБРАМОВА. «||«4|фи*||«<1*11+1|ф1|«11«11«11«11«11+11«11«11«1,«11«11*1 |«11*11*||*1 |ф ||ф ||*||*||*||*||ф ||ф ||ф<|ф ||ф ||*||*||* ||ф ||ф« |*4<*и*11*||ф< * « : 4 1 ЛИПЕЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ УЧАЩИХСЯ на 1963—1964 учебный год Техникум имеет дневное и вечернее отделения и готовит ( ? техников по специальностям: промышленное и гражданское • { строительство; санитарно-технические устройства зданий. На 1 курс дневного отделения принимаются лица, имею- | | щие 8-летнее образование. На 1 курс вечернего отделения принимаются лица, имею- 1 { щие 7-летнее образование. На I I I курс вечернего отделения по специальности «Са- 1 \ янтарно-технические устройства зданий» принимаются лица, { ч • имеющие образование в объеме средней школы. Преимущест- ; | венным правом при поступлении на вечернее отделение поль- ? | зуются лица, работающие по специальности. Документы принимаются до 31 июля. Вступительные эк- ; | замены проводятся с 1 по 20 августа. ; Поступающие подвергаются вступительным экзаменам по ; ? русскому языку, литературе и математике. Заявления о приеме с приложением документа об обра- | • зов акии, автобиографии, медицинской справки (форма ; ! № 286), трех фотокарточек размером 3 x 4 направлять на имя | { директора техникума. Общежитием учащиеся не обеспечиваются. I Адрес техникума: г. Липецк, ул. М. Расковой, 18. »« н «11«11«|1*11«11«11«11Ф11*11«11Ф11Ф11«11«11«11*11«11«11«11*11«11«11«11«11«11«11«11«11«11«|1 ф ч ф )1«11* н ф 11*11« м # м ф 11«|** мфм *+<4 ' АДРЕС И ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИЙ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01)—2—58. Липецк, типография облуправления культуры АЭ 61622 Зак. № 5722,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz