Строитель. 1963 г. (г. Липецк)
В помощь агитатору Индустриальный район центра России X I Каждый новый трудовой день нашей страны — это день новых успехов и дости жений. Вступают в строй мощные цехи и заводы, про кладываются тысячекиломет ровые магистрали, возникают поселки и города, учреждения культуры, совершаются вели кие открытия. Основу развития всех от раслей социалистической эко номики составляет могучая советская индустрия, дающая жизнь тысячам предприятий и строек, умножающая мате риальные и духовные богатст ва общества, помогающая двигать вперед науку и тех нику. В период, когда наш народ, воодушевленный великой ле нинской партией, приступил к созданию материально-тех нической базы коммунизма, превращение промышленности в самую совершенную в тех ническом отношении и самую мощную промышленность ми ра является важнейшей зада чей всей партии и всех труже ников страны. Но, развивая производи тельные силы СССР, партия проявляет постоянную заботу об улучшении руководства на родным хозяйством. Все мы помним мероприятия партии, направленные на достижение наиболее высоких результатов в промышленности и сельском хозяйстве. В 1957 году были созданы Советы народного хозяйства в экономических административ ных районах, сыгравшие боль шую роль в подъеме промыш ленного производства. На мартовском Пленуме ЦК КПСС в 1962 году была при нята новая структура управле ния сельскохозяйственным производством. Но жизнь не стоит на месте — экономика страны быстро растет, коммунистическое строительство приобретает все больший размах, услож няются и задачи руководст ва. Поэтому ноябрьский Пле нум Ц К КПСС поставил в по рядок дня вопрос о пере стройке партийного руководст ва народным хозяйством. Этот Пленум является важ ной вехой в жизни нашей партии и всего советского на рода, принятые им постанов ления имеют огромное значе ние для создания материаль но-технической базы комму низма. В соответствии с решения ми ноябрьского Пленума ЦК в основу руководящих орга нов партии положен произврд- ственный принцип, позволяю щий обеспечить более кон кретное руководство промыш ленным и сельскохозяйствен ным производством. В инте ресах дальнейшего развития всех отраслей социалистиче ской экономики осуществлено и создание укрупненных эко номических районов. 25 декабря прошлого года Указом Президиума Верхов ного Совета РСФСР в числе других был образован и Цен трально-Черноземный эконо мический район, в состав которого включены Белгород ский, Воронежский, Курский, Липецкий и Тамбовский эко номические районы. У многих воронежцев, лип чан, белгородцев, курян, там- бовчан название Центрально черноземного экономическо го района пробуждает воспо минания о Центрально-Черно земной области, и они начи нают делать некоторые срав нения. Эти сравнения пред ставляют известный интерес, так как помогают нам осмыс лить огромные преобразова ния, осуществленные в на родном хозяйстве страны, ко лоссальную работу Коммуни стической партии Советского Союза по реконструкции на шей социалистической эконо мики. Что представляла из себя Центрально-Черноземная об ласть? Какова была ее эконо мика? Образована была ЦЧО в се редине 1928 года и функцио нировала до 1934 года. Это был период первой пятилетки, когда под руководством пар тии и правительства советский народ приступил к индустриа лизации страны. ЦЧО была аграрной областью со слабо развитой и по существу еще не восстановленной после гражданской войны промыш ленностью. Что тогда представляла из себя промышленность ЦЧО по своей структуре? В общем валовом выпуске промышленной продукции на долю металлургии и машино строения приходилось только 20 процентов, зато на долю пищевой — 61 процент, а остальное — на долю шерстя ной, кожевенно-обувной, про мышленности строительных ма териалов и т. д. Следователь но, к началу первой пятилет ки промышленность ЦЧО была главным образом пере рабатывающей. Производст во средств производства К. Б е л я к , председатель совнархоза Центрально-Черноземного экономического района. (группа А) только начинало развиваться. Трудящиеся об ласти тогда только приступи ли к созданию тяжелой ин дустрии. Чтобы ярче представить се бе картину развития области, надо вспомнить, какими были в то время наиболее крупные предприятия ЦЧО. Завод имени Коминтерна в Воронеже производил обору дование для хлебозаводов, маслобойной, кондитерской и мясной промышленности, а завод имени Калинина — для силикатного производства и карьерного хозяйства. Там бовский завод «Ревтруд» вы пускал электромоторы малых мощностей и турбогенераторы для освещения поездов. На Липецком металлургическом заводе «Свободный сокол» вы плавлялся чугун и делались канализационные трубы. Во ронежский завод синтетическо го каучука имени Кирова только вступал в строй. Руда КМА еще не разрабатывалась, и липецкая металлургия ба зировалась в основном на ме стной и привозной криворож ской руде. В Курске и Белго роде значительных ' предприя тий, выпускающих средства производства, не было. За годы первых пятилеток и в последующее время в целом по стране, в том числе и в районах бывшей ЦЧО—Белго родском, Воронежском, Кур ском, Липецком и Тамбов ском, входящими ныне в со став Центрально-Черноземно го экономического района, проведена огромная работа по техническому перевооруже нию промышленных предпри ятий, строительству новых, по расширению сырьевых источ ников и созданию мощной энергетической базы. Прошли три десятилетия, и промышленность этих райо нов сделала огромный количе ственный и качественный скачок. Достаточно сказать, что в минувшем 1962 году в общем выпуске промышлен ной продукции Воронежского совнархоза удельный вес производства средств произ водства составлял примерно две трети. Сильно возрос удельный вес средств про изводства и в промышленно сти других областей, входя щих ныне в укрупненный эко номический район. Большую роль в подъеме промышленного потенциала Белгородской, Воронежской, Липецкой, Курской и Тамбов ской областей сыграли осуще ствленная в 1957 году по ре шению партии и правительст ва перестройка управления промышленностью и строи тельством и создание Советов народного хозяйства. Дейст вующие ныне в пяти областях предприятия промышленно сти, транспорта и стройки представляют из себя целый комплекс производств, взаим но дополняющих друг друга. Однако пятилетннй опыт ра боты совнархозов показал, что крупные экономические рай оны лучше и полнее использу ют технику и внутренние ре зервы для увеличения произ водства. Преимущества круп ных совнархозов перед мел кими очень хорошо показаны в докладе товарища Н. С. Хрущева на ноябрьском Пле нуме Ц К КПСС. Такие сов нархозы более квалифициро ванно управляют отраслями промышленности, обладают большими возможностями для маневрирования материально- техническими ресурсами, рас полагают лучшими условия ми для концентрации, специа лизации и кооперирования производства. * _ п^- * Давайте внимательно по смотрим на карту нашего ук- рупненного Центрально-Чер ноземного экономического района. Мы увидим, что он богат железной рудой. Ее месторож дения расположены на тер ритории Белгородской и Кур ской областей. Это уже не та Курская магнитная аномалия, которую мы раньше представ ляли как потенциально бога тые залежи для изыскания. Нынче это крупнейший в ми ре железнорудный бассейн, запасы которого оцениваются в сотни миллиардов тонн. В одной статье нет возмож ности дать исчерпывающей характеристики важнейших предприятий укрупненного экономического района, од нако об отдельных из них на до, хотя бы вкратце, расска зать. Наибольший интерес пред ставляют в Белгородской об ласти железные рудники Ле бединский, Южно-Коробков- ский и имени Губкина. Это непрерывно растущие пред приятия и одновременно удар ные стройки семилетки. Их мощность будет доведена до нескольких миллионов тонн товарной руды в год. На руд никах идет большое промыш ленное, жилищное и культур но-бытовое строительство. За минувший год горняки одного Лебединского рудника добыли сверх задания около 250 ты сяч тонн руды, а все пред приятия вместе перевыполни ли годовой план в значи тельных размерах. Промышленность Белгород ской области в целом план 1962 года выполнила на 105 процентов, обеспечив по срав нению с 1961 годом прирост валовой продукции на 17 процентов. В Курской области возник молодой город Железно горск с мощным Михайлов ским железорудным комбина том. О его масштабах можно судить хотя бы по тому, что с октября 1957 года по январь 1962 года здесь было вывезе но более десяти миллионов тонн вскрышных пород. На вскрыше и добыче работает могучая советская техника— электрические уральские экс каваторы и шагающие с выле том стрелы в 40 метров, а на транспортировке породы — 25-тонные «МАЗы». Курская промышленность за годы семилетки увеличила выпуск валовой продукции на 69 процентов при плане 50 пооцентов и на год опережает задания семилетки. За послед ние четыре года в области, кроме Михайловского желе зорудного комбината, вступи ли в строй Курский завод синтетического волокна, один из крупных в СССР чугуноли тейный комплекс на Курском заводе запасных тракторных частей и другие предприятия. Огромные б о г а т с т в а ных руд Курской магнитной аномалии и их близость к важнейшим центрам Евро пейской части страны дикту ют создание в Центрально черноземном экономическом районе крупной металлурги ческой промышленности. Как известно, в Липецке уже имеется довольно значитель ная по мощности металлур гия. Действует реконструиро ванный на новой технической основе металлургический за вод «Свободный сокол» с до менными печами и цехами труболитейным, радиаторным и ковкого чугуна. (Окончание следует). В СССР делается все для человека, все ради человека, В Москве недавно созданы Всесоюзный научно-исследователь ский институт технической эстетики специальное художественно конструкторское бюро. В дружном сотрудничестве здесь работают художники, архитекторы, инженеры-конструкторы. Совместно с машиностроителями они задумывают и разрабатывают проекты новых станков — надежных и удобных в работе. В одной мастер ской идет работа над чертежами новых красивых цехов, в кото рых будут учтены новейшие требования производственной целе сообразности, охраны труда, техники безопасности и промышлен ной эстетики. В другой — создается проект нового аэровокзала, в котором предусматриваются наилучшее обслуживание пассажи ров и условия для отдыха экипажей самолетов. В одной из ком нат представлены эскизы автомобилей- завтрашнего дня — обыч ных, микроавтомобилей, автобусов. Невозможно перечислить всех работ, которыми заняты сотруд ники института и бюро. Искусство и техника соединяют свои уси лия, чтобы создавать для советских людей удобные дома, лучшие б мире станки и машины, самые красивые и изящные предметы •ыта. На «нимк«: эскизный прввкт автвмввиля завтрашней» дня. В абедеиный перерыв в кон торке ледового стройуправления, что наладится на площадке вто рой очереди цеха холодного про ката, собрались рабочие. Разго- вор зашел о хозрасчете. В нем принял участие бригадир Нико лай Сергеев. Еще задолго до этой беседы бригадир думал: «А что если и нашему коллективу ■перейти на хозяйственный рас чет?» Взвесив силы и возможно сти бригады, он принта к вы воду: «Вполне можно». Бригадир исходил из того, что в коллективе — опытные, ста рательные рабочие. Им что ни поручи, обязательно сделают хо рошо, в арок и даже досрочно и притом сэкономят материал. Так было почти всегда. — А когда строители возьмут обязательство экономить матери ал — дело пойдет в бригаде еще лучше, — говорил Николай Сергеев. — Хозрасчет нам по плечу. Давайте, ребята, попы таемся ввести его. Присутствующие в конторке члены коллектива Н. Сергеева не возразили против этого. Так •ригада перешла на хозяйствен ный расчет. В это в р е м ей бы ло 'поручено возвести фундамент* ты на одном из строящихся объектов шслородно-жонвефтор - ноло цеха. Объем работы там был большой, а лесоматериала отпускалось мало. Как быть? «Скреплять опалубку вин та.ми, чтобы потом нам было легче ее разбирать — подал кто-то мысль. Ее дополнили и развили строители. Они обсуди ли, как и где применить винто вую опалубку. Сооружать ее поручили высоко 1 квалифщиро - ватным рабочим. Изготовив опа лубку, они быстро устанавлива ли ее. Разбирали осторожно. На это затрачивалось меньше вре мени чем при обычной опалуб ке. При этом строители достига ли и другое очень важное—дос ки почти не портились, увели чивалась их оборачиваемость. Пять, а то и шесть раз пуска лась в дело винтовая опалубка. А когда окончился месяц, строители подсчитали: вышло, чт« бригада овконамила бол*» 10 -кубометров лесоматериала. Хозрасчетный метод ведения ра бот дал положительные резуль таты. — А ну-ка, вы, девчата, под считайте, сколько ,сэкономили бетона, — говорил бригадир бе тонщицам. Оказалось, что и девчата не подкачали. Они тоже работали, как рачительные хозяева. Бетон щицы берегли материал, строго следили за доставкой его заво дом «Стройдеталь». И добились своего. На их счету — много сэкономленного бетона. — Молодцы, — похвалил их бригадир. Он 01 братнл внимание деву шек на то, чтобы очи больше уделяли внимания качеству бе тонирования. — Добьемся еще лучшего ка чества работ, — заверяли бе тонщицы. Бригада достигла попа первых и небольших успехов. Она прило жит усилия, чтобы сделать боль ше. К. КНЯЗЕВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz