Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

Строитель. 1963 г. (г. Липецк)

* • ПОВЕСТЬОМУЖЕСТВЕ НАРОДА Суриков... .Когда мы произносим имя этого шмечательного худож­ ника, вспоминаем соз­ данные им картины, пе- эад нами оживают бес­ смертные 1 стр а и и ц ы ютории нашего народа, далекие события герои- шского п р о ш л о г о . Зпервые в русской исторической живопи­ си Суриков обращается с темам народных дви­ жений, делает народ ос­ новным героем своих произведений. Творчество Сурикова гак же, как и творче­ ство Репина, представ­ ляет собой вершину передвижнического ис­ кусства, вершину рус­ ской реалистической живописи второй поло­ вины X IX столетия. Одним из выдающих­ ся произведений ху­ дожника является кар­ тина «Переход Суворо­ ва через Альпы». Шла русско-француз­ ская война. Суворов был назначен главно­ командующим русско- австрийских войск, на­ правленных в Италию на борьбу с француза­ ми. За пять месяцев Суворов разбил фран­ цузские войска и изгнал их из Се­ верной Италии. Посланный затем в Швейцарию, Суворов, невзирая на исключительные трудности, покинутый союзниками австрий­ цами, совершил героический пе­ реход через Ш.вейцарские Альпы. Ценой невероятных усилий и напряжений русская армия прео­ долела вершины Сеи-Готарда, ущелье Чортова моста и неожи­ данно для противника вышла в долину Верхнего Рейна, разпро- миз и обратив в бегство фран­ цузские войака. Альпийский по­ ход суворовцев стал легендар­ ным. «Этот переход,—писал Эн­ гельс,—был самым выдающимся из всех современных альпийских переходов», Один из моментов этого ге­ роического швейцарского похода и запечатлел В. И. Суриков в своей картине. Суровы и величественны аль­ пийские горы, занесенные снегом и -покрытые вечным льдом. С от­ весного горного склона, с огром­ ной высоты стремительно и не­ удержимо акольэят вниз суво­ ровские солдаты. Один, закрыв лицо плащом, не выпуская ру­ жья, боится взглянуть в страш­ ную пропасть. Другой, преодоле­ вая страх перед неведомой сти­ хией, стремительно летит в безд­ ну. Чуть повыше—старый сол­ дат, поседевший в боях. Голова его непокрыта, на груди Георги­ евский крест, полученный за храбрость и мужество! Глядя вниз, старик крестится. Крепко .сжимая оружие, он приготовился к спуску. Оправа солдаты опо- койно и неторопливо опускают з пропасть пушку. Выше—моло­ дые воины, на их лицах улыбки, боевой задор. Здесь же, рядом с солдатами, на самом краю ледя­ ной пропасти, Суворов. ' “ В самый напряженный момент перехода Суворов—со своими солдатами; он подбадривает их шутками, острым словом, вну­ шая им уверенность в победе. Звоими теплыми словами старый полководец укрепляет силы сол­ дат в оуровой борьбе. «Главное в картине—движе­ те , храбрость беззаветная, по- <орные слову полководца идут», —пишет Суриков.—Солдаты идут, гслову полководца (покорны...» гак как слово Суворова доходи те только до сознания, но и дс :ердца каждого воина. Тесная связь Суворова с на­ родом, с солдатами раскрывает­ ся художником в картине. «Главное в картине—движе­ ние», — писал .художник, я, действительно, ему удалось пе­ редать в картине этот момент стремительного движения сол­ дат. Композиция картины чрез­ вычайно своеобразна. Суриков зпервые очень смело и удачно применил построение картины по вертикали. Причем наверху ху­ дожник сознательно краем по­ лотна срезает горы, что создает впечатление уходящей ввысь ка­ менной кручи. Внизу пропасть гоже срезана, и этот срез гор снизу и сверху создает ощуще­ ние огромной высоты и вместе с гем бездны, открывающейся пе­ ред взором солдат. Стремитель­ ное движение солдат вниз под­ черкивается направлением их ру­ жей и пушек, вертикалями ост­ рых торчащих льдин, уходящей эвысь горой и, наконец, приемом наложения краски длинными вер­ тикальными мазками. Мрачное грозовое небо, тем­ ный склон горы, прозрачная го­ лубизна снега — все это создает зпечатление суровости, дикости альпийской природы. Картина решена на сочетании темно-лиловых зеленоватых, си­ них цветов пейзажа и солдат­ ских шинелей, среди которых тускло поблескивают кивера барабаны, пушки. Суриков, создавая батальную картину, не показал сцены сра­ жения, борьбы с врагом, но вой- ^а была им раскрыта .глубоко и правдиво, ибо эта война не только в боевых действиях, ре­ шительных схватках с врагом, но и в мужественной борьбе со сти­ хией, в стойком преодолении трудностей. В этой картине ггак же, как и в «Покорении Сибири Брмаком», «две стихии встречаются»—нроз- ная суровая стихия дикой при­ роды и непобедимая могучая на­ родная стихия. Как в «Покорении Сибири» Ермак неразрывно связан с на* родом, так и Суворов слит с Улан-Удэ. Республиканское нижное издательство ежегодно ■ыпускает около миллиона ра з - ' ичных книг на русском и бурят- ком языках. На снимке: в типографии Ми- чстерства культуры республики. 1ереплетчица ударник коммуни- -ического труда Дулмажап Да- шава (в центре) с .молодыми аботницами переплетного цеха ’ алиной Юсуповой и Валентиной чакориной. Солдатской массой в картине. Лад образам Суворова Суриков и работал больше всего. Он изу­ чил все сохранившиеся портреты и гравюры с изображением Суво­ рова. Но этого мало художнику, и он стремитая найти Суворова в жизни, то есть найти человека, внутренне и внешне соответству­ ющего представлению художни­ ка о Суворове. Около .пяти лет работал Сури­ ков над картиной. Первый каран­ дашный эскиз был (сделан еще в 1895 году, в нем еще нет переда­ чи стремительного движения сол­ дат, иначе решен пейзаж. Нача­ лась напряженная каждодневная работа художника. Чтобы понять и прочувствовать переживания солдат, чтобы проникнуться ду­ хом суворовских походов, Сури­ ков едет в 1897 году в Швейца­ рию знакомиться с своеобразной горной природой. Многочислен­ ные этюды, рисунки, наброски, сделанные в Швейцарии, свиде­ тельствуют об упорной, кропотли­ вой работе художника по изуче­ нию пейзажа в Швейцарии. Нои этого было мало художнику. Он решает сам пройти по всему Су­ воровскому маршруту. Он хотел пережить то, что предстояло изоб­ разить в картине. Он сам с рис­ ком для жизни спускался в про­ пасть, взбирался на горы и лед­ ники. «Верхние тихо едут, средние по­ скорее, а нижние совсем летят вниз,— писал художник. — Эту гамму выискать надо было. Око­ ло Интерлакена сам ,по снегу ска­ тывался с гор, проверял. Сперва тихо едешь, под ногами снег ку ­ чами сгреоается. Потом— прямо летишь, дух перехватывает». Этот момент стремительного движения, найденный им в самой жизни, и определил композицию «перехода Суворова через Аль­ пы». Конечно, не сразу .пришло нужное решение. В альбомах Су­ рикова встречаются эскизы, в ко­ торых художник упорно ищет нужную ему композицию карти­ ны. На одном из них движение по слегка изогнутой диагонали, на другом рисунке уже намечены отдельные фигуры на отвесной плоскости горного склона. Ка к и «Покорение Сибири», «Переход Суворова через Аль­ пы»— это .повесть о мужестве наг рода, способного .преодолеть лю­ бые трудности, готового идти йа жертву ради интересов Родины. Это гимн величию и силе русско­ го человека. Э. КУЗНЕЦОВА. Липецк сеюдня. Новые дома на улице Париковой. Здесь живут металлурги и строители Липецкой Магнитки. Фото Ю. Ардашева. В пионерский лагерь! Живописные места на правом берегу реки Матыры вновь ог­ ласились звонкими детскими голосами. Здесь в сосновом бору 7 июня начал действовать пионерсний лагерь нашего треста. Администрация и профсоюзная организация создали все необ­ ходимые условия для веселого и радостного отдыха ребят. Лагерь хорошо оборудован. Сейчас в лагере отдыхают 300 детей рабочих и служащих треста. Всего за лето здесь побывают 900 мальчиков и девочек. А. ФЕДОРОВ. V Два д о п о л н и т е л ь ных т и р а ж а Большой популярностью поль­ зуется денежно-вещевая лотерея РСФСР. В связи с этим до конца года будет проведено еще два тиража по дополнительным вы­ пускам— седьмому и восьмому. В каждом дополнительном вы­ пуске лотерейных билетов будет на сумму 10,5 миллиона рублей. Тираж по седьмому выпуску со­ стоится 12 ноября в Рязани, а по восьмому — 22 декабря в Кур­ ске. Среди главных выигрышей каж ­ дого дополнительного выпуска — 35 автомобилей «Москвич», 245 мотоциклов «Планета», 280 пиа­ нино, 2.590 холодильников «Сара­ тов-11», «Ока», «Мир», 1.505 сти­ ральных машин, а также ковры, швейные машины, малогабарит­ ные радиоприемники «Атмосфе­ ра-2» и другие. В связи с двумя дополнитель­ ными тиражами изменяются сро­ ки проведения предшествующих тиражей. Четвертый— вместо 8 сентября будет 5 августа, пятый вместо 3 ноября— 8 сентября, шестой — вместо 22 декабря — 7 октября. Таким образом, во вто­ рой половине года тиражи будут проводиться ежемесячно. Ж» В МИРЙ ИНТЕРЕСНОГО ИСКУССТВЕННЫЙ ГРАНИТ Такой материал получили не­ давно специалисты ФРГ. Для его производства было использовано самое простое сырье—песок, вода и глина. Эту смесь подвергли об­ работке в специальной камере при температуре 700 градусов выше нуля и давлении в 2.000 атмосфер. Синтетический гранит годится О З Н А К Д Е Л Е Н И Я Жили-были Единица и Ноль. Это была очень дружная пароч­ ка. И когда юни сошлись, все говорили: — Какая получилась мЪлая де­ сятка! Нет, Ноль не вскружил голову Единице — она- была для него просто одна-единетвенная!.. Все было хорошо, но едва они начали осваивать умножение, как Знак Деления принялся нашептывать то Нолю, то Единице: — С кем ты живешь, дорогой! Ведь она и не смотрит на тебя! — Кому ты доверяешь, милая! ^акой, как Ноль, может только числиться мужем... Если |б ты знала, что он 'вытворяет за твоей опиной!.. А тебя он и не замечает — ноль внимания! Так у него появилась претен­ зия, чтобы она смотрела только на него, а у нее возникла потреб­ ность не спускать с него глаз... Пришлось перестроиться... И бывшая дружная десятка превра­ тилась4 в нелепое «01»... Но Знак Деления не утихоми­ ривался: — С кем ты живешь, милый! Ведь она так прямолинейна!.. — Кого ты любишь, дорогая! Ведь он — круглый дурак! П у ­ стая величина! Что ты видишь в его кругу!.. Так в отношения;; супругов по­ явилась запятая — и от бывшей целой десятки осталась всего лишь жалкая дробь «0,1...». А Знак Деления продолжал на­ шептывать... В. ЖЕМЧУЖНИКОВ . для облицовки зданий, для по­ стройки одноэтажных домов, для скульптурных групп. Некоторым странам выгоднее производить искусственный гранит, чем возить его из-за рубежа. ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ Шведский садовод - любитель Карл Лиинен 'изобрел оригиналь­ ные цветочные часы. — Который час? •— спрашива­ ют Лишена. Посмотрёв на растущие у окна цветы, он дает точный ответ. Линнен подобрал ассортимент цветов, которые в определенное время дня меняют окраску, распу­ скаются или закрываются. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ПРОИЗВОДИТСЯ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ Стр о ите л ь <с НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ 1963 ГОДА Подписка принимается уполномоченными по распростра­ нению печати в строительных и субподрядных организациях. Уполномоченные по распространению печати деньги сдают в бухгалтерию треста, а списки подписавшихся на газету—в редакцию. Подписная цена на 6 месяцев — 48 копеек. — ♦—«♦— АДСРЕИ ТЕЛЕОФН РЕДАКЦИИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01) — 2—58. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 62553 Зак. № 4889

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz