Строитель. 1963 г. (г. Липецк)
* • ПОВЕСТЬОМУЖЕСТВЕ НАРОДА Суриков... .Когда мы произносим имя этого шмечательного худож ника, вспоминаем соз данные им картины, пе- эад нами оживают бес смертные 1 стр а и и ц ы ютории нашего народа, далекие события герои- шского п р о ш л о г о . Зпервые в русской исторической живопи си Суриков обращается с темам народных дви жений, делает народ ос новным героем своих произведений. Творчество Сурикова гак же, как и творче ство Репина, представ ляет собой вершину передвижнического ис кусства, вершину рус ской реалистической живописи второй поло вины X IX столетия. Одним из выдающих ся произведений ху дожника является кар тина «Переход Суворо ва через Альпы». Шла русско-француз ская война. Суворов был назначен главно командующим русско- австрийских войск, на правленных в Италию на борьбу с француза ми. За пять месяцев Суворов разбил фран цузские войска и изгнал их из Се верной Италии. Посланный затем в Швейцарию, Суворов, невзирая на исключительные трудности, покинутый союзниками австрий цами, совершил героический пе реход через Ш.вейцарские Альпы. Ценой невероятных усилий и напряжений русская армия прео долела вершины Сеи-Готарда, ущелье Чортова моста и неожи данно для противника вышла в долину Верхнего Рейна, разпро- миз и обратив в бегство фран цузские войака. Альпийский по ход суворовцев стал легендар ным. «Этот переход,—писал Эн гельс,—был самым выдающимся из всех современных альпийских переходов», Один из моментов этого ге роического швейцарского похода и запечатлел В. И. Суриков в своей картине. Суровы и величественны аль пийские горы, занесенные снегом и -покрытые вечным льдом. С от весного горного склона, с огром ной высоты стремительно и не удержимо акольэят вниз суво ровские солдаты. Один, закрыв лицо плащом, не выпуская ру жья, боится взглянуть в страш ную пропасть. Другой, преодоле вая страх перед неведомой сти хией, стремительно летит в безд ну. Чуть повыше—старый сол дат, поседевший в боях. Голова его непокрыта, на груди Георги евский крест, полученный за храбрость и мужество! Глядя вниз, старик крестится. Крепко .сжимая оружие, он приготовился к спуску. Оправа солдаты опо- койно и неторопливо опускают з пропасть пушку. Выше—моло дые воины, на их лицах улыбки, боевой задор. Здесь же, рядом с солдатами, на самом краю ледя ной пропасти, Суворов. ' “ В самый напряженный момент перехода Суворов—со своими солдатами; он подбадривает их шутками, острым словом, вну шая им уверенность в победе. Звоими теплыми словами старый полководец укрепляет силы сол дат в оуровой борьбе. «Главное в картине—движе те , храбрость беззаветная, по- <орные слову полководца идут», —пишет Суриков.—Солдаты идут, гслову полководца (покорны...» гак как слово Суворова доходи те только до сознания, но и дс :ердца каждого воина. Тесная связь Суворова с на родом, с солдатами раскрывает ся художником в картине. «Главное в картине—движе ние», — писал .художник, я, действительно, ему удалось пе редать в картине этот момент стремительного движения сол дат. Композиция картины чрез вычайно своеобразна. Суриков зпервые очень смело и удачно применил построение картины по вертикали. Причем наверху ху дожник сознательно краем по лотна срезает горы, что создает впечатление уходящей ввысь ка менной кручи. Внизу пропасть гоже срезана, и этот срез гор снизу и сверху создает ощуще ние огромной высоты и вместе с гем бездны, открывающейся пе ред взором солдат. Стремитель ное движение солдат вниз под черкивается направлением их ру жей и пушек, вертикалями ост рых торчащих льдин, уходящей эвысь горой и, наконец, приемом наложения краски длинными вер тикальными мазками. Мрачное грозовое небо, тем ный склон горы, прозрачная го лубизна снега — все это создает зпечатление суровости, дикости альпийской природы. Картина решена на сочетании темно-лиловых зеленоватых, си них цветов пейзажа и солдат ских шинелей, среди которых тускло поблескивают кивера барабаны, пушки. Суриков, создавая батальную картину, не показал сцены сра жения, борьбы с врагом, но вой- ^а была им раскрыта .глубоко и правдиво, ибо эта война не только в боевых действиях, ре шительных схватках с врагом, но и в мужественной борьбе со сти хией, в стойком преодолении трудностей. В этой картине ггак же, как и в «Покорении Сибири Брмаком», «две стихии встречаются»—нроз- ная суровая стихия дикой при роды и непобедимая могучая на родная стихия. Как в «Покорении Сибири» Ермак неразрывно связан с на* родом, так и Суворов слит с Улан-Удэ. Республиканское нижное издательство ежегодно ■ыпускает около миллиона ра з - ' ичных книг на русском и бурят- ком языках. На снимке: в типографии Ми- чстерства культуры республики. 1ереплетчица ударник коммуни- -ического труда Дулмажап Да- шава (в центре) с .молодыми аботницами переплетного цеха ’ алиной Юсуповой и Валентиной чакориной. Солдатской массой в картине. Лад образам Суворова Суриков и работал больше всего. Он изу чил все сохранившиеся портреты и гравюры с изображением Суво рова. Но этого мало художнику, и он стремитая найти Суворова в жизни, то есть найти человека, внутренне и внешне соответству ющего представлению художни ка о Суворове. Около .пяти лет работал Сури ков над картиной. Первый каран дашный эскиз был (сделан еще в 1895 году, в нем еще нет переда чи стремительного движения сол дат, иначе решен пейзаж. Нача лась напряженная каждодневная работа художника. Чтобы понять и прочувствовать переживания солдат, чтобы проникнуться ду хом суворовских походов, Сури ков едет в 1897 году в Швейца рию знакомиться с своеобразной горной природой. Многочислен ные этюды, рисунки, наброски, сделанные в Швейцарии, свиде тельствуют об упорной, кропотли вой работе художника по изуче нию пейзажа в Швейцарии. Нои этого было мало художнику. Он решает сам пройти по всему Су воровскому маршруту. Он хотел пережить то, что предстояло изоб разить в картине. Он сам с рис ком для жизни спускался в про пасть, взбирался на горы и лед ники. «Верхние тихо едут, средние по скорее, а нижние совсем летят вниз,— писал художник. — Эту гамму выискать надо было. Око ло Интерлакена сам ,по снегу ска тывался с гор, проверял. Сперва тихо едешь, под ногами снег ку чами сгреоается. Потом— прямо летишь, дух перехватывает». Этот момент стремительного движения, найденный им в самой жизни, и определил композицию «перехода Суворова через Аль пы». Конечно, не сразу .пришло нужное решение. В альбомах Су рикова встречаются эскизы, в ко торых художник упорно ищет нужную ему композицию карти ны. На одном из них движение по слегка изогнутой диагонали, на другом рисунке уже намечены отдельные фигуры на отвесной плоскости горного склона. Ка к и «Покорение Сибири», «Переход Суворова через Аль пы»— это .повесть о мужестве наг рода, способного .преодолеть лю бые трудности, готового идти йа жертву ради интересов Родины. Это гимн величию и силе русско го человека. Э. КУЗНЕЦОВА. Липецк сеюдня. Новые дома на улице Париковой. Здесь живут металлурги и строители Липецкой Магнитки. Фото Ю. Ардашева. В пионерский лагерь! Живописные места на правом берегу реки Матыры вновь ог ласились звонкими детскими голосами. Здесь в сосновом бору 7 июня начал действовать пионерсний лагерь нашего треста. Администрация и профсоюзная организация создали все необ ходимые условия для веселого и радостного отдыха ребят. Лагерь хорошо оборудован. Сейчас в лагере отдыхают 300 детей рабочих и служащих треста. Всего за лето здесь побывают 900 мальчиков и девочек. А. ФЕДОРОВ. V Два д о п о л н и т е л ь ных т и р а ж а Большой популярностью поль зуется денежно-вещевая лотерея РСФСР. В связи с этим до конца года будет проведено еще два тиража по дополнительным вы пускам— седьмому и восьмому. В каждом дополнительном вы пуске лотерейных билетов будет на сумму 10,5 миллиона рублей. Тираж по седьмому выпуску со стоится 12 ноября в Рязани, а по восьмому — 22 декабря в Кур ске. Среди главных выигрышей каж дого дополнительного выпуска — 35 автомобилей «Москвич», 245 мотоциклов «Планета», 280 пиа нино, 2.590 холодильников «Сара тов-11», «Ока», «Мир», 1.505 сти ральных машин, а также ковры, швейные машины, малогабарит ные радиоприемники «Атмосфе ра-2» и другие. В связи с двумя дополнитель ными тиражами изменяются сро ки проведения предшествующих тиражей. Четвертый— вместо 8 сентября будет 5 августа, пятый вместо 3 ноября— 8 сентября, шестой — вместо 22 декабря — 7 октября. Таким образом, во вто рой половине года тиражи будут проводиться ежемесячно. Ж» В МИРЙ ИНТЕРЕСНОГО ИСКУССТВЕННЫЙ ГРАНИТ Такой материал получили не давно специалисты ФРГ. Для его производства было использовано самое простое сырье—песок, вода и глина. Эту смесь подвергли об работке в специальной камере при температуре 700 градусов выше нуля и давлении в 2.000 атмосфер. Синтетический гранит годится О З Н А К Д Е Л Е Н И Я Жили-были Единица и Ноль. Это была очень дружная пароч ка. И когда юни сошлись, все говорили: — Какая получилась мЪлая де сятка! Нет, Ноль не вскружил голову Единице — она- была для него просто одна-единетвенная!.. Все было хорошо, но едва они начали осваивать умножение, как Знак Деления принялся нашептывать то Нолю, то Единице: — С кем ты живешь, дорогой! Ведь она и не смотрит на тебя! — Кому ты доверяешь, милая! ^акой, как Ноль, может только числиться мужем... Если |б ты знала, что он 'вытворяет за твоей опиной!.. А тебя он и не замечает — ноль внимания! Так у него появилась претен зия, чтобы она смотрела только на него, а у нее возникла потреб ность не спускать с него глаз... Пришлось перестроиться... И бывшая дружная десятка превра тилась4 в нелепое «01»... Но Знак Деления не утихоми ривался: — С кем ты живешь, милый! Ведь она так прямолинейна!.. — Кого ты любишь, дорогая! Ведь он — круглый дурак! П у стая величина! Что ты видишь в его кругу!.. Так в отношения;; супругов по явилась запятая — и от бывшей целой десятки осталась всего лишь жалкая дробь «0,1...». А Знак Деления продолжал на шептывать... В. ЖЕМЧУЖНИКОВ . для облицовки зданий, для по стройки одноэтажных домов, для скульптурных групп. Некоторым странам выгоднее производить искусственный гранит, чем возить его из-за рубежа. ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ Шведский садовод - любитель Карл Лиинен 'изобрел оригиналь ные цветочные часы. — Который час? •— спрашива ют Лишена. Посмотрёв на растущие у окна цветы, он дает точный ответ. Линнен подобрал ассортимент цветов, которые в определенное время дня меняют окраску, распу скаются или закрываются. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ПРОИЗВОДИТСЯ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ Стр о ите л ь <с НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ 1963 ГОДА Подписка принимается уполномоченными по распростра нению печати в строительных и субподрядных организациях. Уполномоченные по распространению печати деньги сдают в бухгалтерию треста, а списки подписавшихся на газету—в редакцию. Подписная цена на 6 месяцев — 48 копеек. — ♦—«♦— АДСРЕИ ТЕЛЕОФН РЕДАКЦИИ Гор. Липецк, улица 9 Мая, 14, 3-й этаж. ТЕЛЕФОН (через коммутатор 28—01) — 2—58. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 62553 Зак. № 4889
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz