Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
е с н о ' 1 / > ж V * ' Ч ; \ • • • . « •< , . . ; * ' '. ■ И • • ' ‘ — * У ч ,рЧЛ* ' 'л% ' *•V*'■• V> ^ ч/ фйМ&>- .• ' \<,' <1 & <**' ' «- ,-*< - * л '■ ^ Т / Л - А '■ М V .л ШшММ . «ТРОЙКА». Фотоэтюд В. Ларина. □ Идея постройки Па намского канала возникла более 400 лет назад, когда Испания имела огромные богатства и миллионы ин дейцев в качестве бесплат ной рабочей силы. Канал, несомненно, был бы постро ен, если бы не архиепископ Мадридский, который зая вил королю Филиппу II : «Людям не дано разъеди нять то, что соединил бог». □ Самое первое значе ние слова «неделя» было «не делать», «не работать». При возникновении это слово означало то же, что и воскресенье. Это значе ние слова «неделя» и по сей день сохранилось в польском, украинском, бол гарском и других славян ских языках. □ Плоды арахиса (зем ляного ореха), созревая, наклоняются к земле и за рываются в нее, где и до зревают. Его семена, цве том и величиною с горо шинку, содержат в среднем около 50 процентов масла и до 40 процентов белко вых веществ. Арахисное масло мало уступает по ка честву прованскому. В СССР арахис возделывают главным образом на Укра ине, в Закавказье, Сред ней Азии, Казахстане, на Северном Кавказе. □ На острове Суматра растет самый большой в мире цветок — Раффлезия Арнольди. Он растет пря мо на земле, без всякого стебля. Такой цветок иног да около метра в попереч нике и весит свыше 4—6 ки лограммов. Характерно, что этот гигант цветочного цар ства вырастает из крошеч ного семечка. □ В 1929 году на ринге в Бруклине встретились два боксера. Один из них —Дэнни Лондон был глу хонемым от рождения. Вг время боя Дэнни получил «Сильный прямой удар в го лову, после которого вдру почувствовал, что начал слышать и может говорить. УСПЕХ ТРЕСТОВСКИХ В последних числах де кабря прошлого года про ходили городские соревно вания лыжников «а пер венство ДСО «Труд». Ус пешно выступила, в них команда нашего треста. Она заняла второе место, оставив позади себя трак торозаводцев и сокольцев. Хорошие результаты в соревновании показали сто ляр жилищно-коммуналь ной конторы Петр Гаври лин, электрик десятого стройуправления Борис Моисеев, слесарь-сантехник Анатолий Зуев, слесарь- электрик Владимир Гуд ков, стекоЛыцица Галина ЖеребчиковВ, маляр Ва лентина Антюфеева и дру гие. Л. ГРИГОРЬЕВ Б е с е д ы |на антирелигиозные т е м ы Вредная легенда Церковники убеждают ве рующих, что якобы «рож дество Христово» установ лено в честь рождения «сына божьего», Иисуса Христа. Как же возникла леген да о Христе, столь- широ ко пропагандируемая за щитниками христианства? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вкрат це остановиться на исто рии возникновения самой христианской религии. Религия, основателем- ко торой считается мифичес кий Христос, возникла око ло двух тысяч лет назад в Римской империи. Тру дящиеся массы Рима — рабы и городская бедно та — подвергались чудо вищной эксплуатации, го лодали и нищенствовали, были лишены элементар ных человеческих прав. Они не раз восставали против своих угнетателей, пытались сбросить страш ное ярмо, но эти восста ния неизменно терпели не удачу, жестоко и беспо щадно подавлялись рабо владельцами. Римская им перия была тогда еще сильным >и могуществен ным государством.' Не видя реальных пу тей для избавления от чудовищного гнета, , рабы и бедняки древнего Рима стали все чаще и чаще обращаться с мольбами к небу, к богам, прося их облегчить невыносимые страдания. В то время в народе стали складывать ся легенды о Христе, «спа сителе», «помазаннике божьем». Из многочислен ных -рассказов, переда вавшихся из уст в уста, возник миф о «человеке- боге», который будто бы творил чудеса' и пропове довал новое учение; пре данный м у ч е н и ч е с к о й смерти, этот «спаситель людей», пострадавший за их грехи, воскрес и был «вознесен» на небо. От эпохи, в которую якобы жил Христос, до нашего времени дошло множество различных до кументов, многочисленные сочинения и научные про изведения писателей, ис ториков, ученых и др. Од нако ни в одном из них нет упоминания о Христе. Если бы «спаситель» дей ствительно жил и творил тудеса, это не могло бы остаться тайной для его ло ка к движение угнетен- современников и нашло бы широкое отражение в литературе. Однако и рим ские, и греческие, и ев рейские авторы хранят упорное молчание о Хри сте: они его не знали. В доказательство исто ричности Христа защит ники религии ссылаются на церковные книги: че тыре евангелия, «Деяния» и «Послания» апостолов. Однако эти книги, как не трудно убедиться, .не представляют собой по вествований о подлинных событиях. Это —лите ратурные записи различ ных преданий о «спасите ле», зародившихся в ря де провинций Римской империи, население кото рых имело весьма неопре деленные представления о Палестине. Естественно, что в чих отразились мно гочисленные противоре чия и расхождения меж ду различными варианта ми легенды о Христе. В самом деле, автооы новозаветных книг на каждом шагу противоре чат друг другу. Они об наруживают поразительное незнакомство с • обычая ми Палестины, с ее ра стительным и животным миром, приписывают Хри сту противоречивые суж дения и т. д. Например, говоря о маленьком и ти хом Генисаретском озе ре, они называют его «Га лилейским морем», рас сказывают огрозной бу ре на нем. Евангелисты утверждают, что Иисус вселил бесов в стадо сви ней, тогда как в Палести не не разводили свиней, ибо религиозные правила запрещали евреям упот реблять в пищу овиное мясо. В своих повествова ниях они называют горо да Назарет, Капернаум, Хоразин, Вифсаида, ко торые возникли значитель но позже. Все это свидетельству ет, что Иисус Христос — личность мифическая, ни когда в действительности не существовавшая. Итак, христианство с его легендой о «спасите ле» было порождено бес правием и отчаянием тру дящихся Римской импе рии. При своем зарожде нии христианство, указы вал Ф. Энгельс, «возник- ных: оно выступало сна чала как религия рабов и вольноотпущенных, бедня ков и бесправных, поко ренных или рассеянных Римом народов». Однако социальное переустройст во христианство мечтало осуществить не на земле, а на небе, не собственны ми сила,ми, а с помощью божества. Вместо того, чтобы бороться с угнета телями, оно призывало людей к смирению и тер пению, утешая их надеж дой на наступление «цар ства божьего». Как и вся кая религия, христианст во отвлекло трудящихся от борьбы против угнета телей, закрывая путь к созданию подлинно чело веческих условий жизни на земле. Оно уже тогда, следовательно, носило ре акционный характер, да вая призрачное, обманчи вое утешение обездолен ным людям. В силу этого христианс кое вероучение было вско ре использовано господст вующими классами Рим ской империи. Вступая в христианские общины, рим ские рабовладельцы по степенно оттесняли рабов и бедноту. Из религии уг нетенных христианство стало превращаться в ре лигию угнетателей. Еван гелия и другие произведе ния христианской литера туры стали поучать верую щих, что существующие общественные порядки незыблемы, ибо установ лены богом, рабы долж ны любить господ своих и беспрекословно им по виноваться и т. д. Увидев, что христианская религия представляет собой хоро шее средство, чтобы дер жать в повиновении тру дящиеся массы, римски^ императоры в IV веке объ явили ее официальной го сударственной религией. С этого времени начи нает складываться и культ христианской церкви. Стре мясь вытеснить языческие культы и привлечь к себе побольше верующих, цер ковники создают храмы, вводят праздники в честь «святых» и т. д. В этот же период устанавливается и празднование так называ емого «рождества Хри стова». Ка к и другие религиоз ные праздники, «рождест во» было заимствовано христианами у языческих религий. Легенды, подоб ные вымыслу о Христе, знали многие народы. Большое сходство имеет легенда о Христе с мифом о Митре, боге Солнца у персов. Как и Христос, Митра был рожден непо рочной девой, избавил лю дей от зла, но затем вос крес и вознесся на небо. Из митраизма христиане переняли и обряд прича щения — вкушения «кро ви и тела» бога, пост, ми ропомазание, ежедневную обедню и многие другие обряды. У языческих религий за имствована и дата празд нования «рождества». Зем ледельцы древнего Егип та, когда на полях после спада вод Нила появилась первая зелень, 6 января отмечали рождение сол нечного или весеннего бо га и ’ устраивали в его честь праздник. Переняв этот обычай, христиане связали его с евангельски ми легендами о рождении мифического Христа. Так возник праздник «богояв ления — к р е щ е н и я — рождения Христа». Впо следствии этот тройной праздник был разделен на «рождество Христово» и «богоявление — крещение». В церковный календарь рождественский праздник официально был введен в 354 году. Для того чтобы вытеснить языческий праз дник весны, церковь стала отмечать «рождество» не 6 января, а 25 декабря. В древности единой си стемы летосчисления не было, разные народы вели счет времени по-своему. Греки, например, считали годы по олимпиадам — особым общенародным иг рам, происходившим раз в четыре года. Римляне вели счет по своим импе раторам. Началом своей эры они считали год осно вания Рима. Позднее в Римской империи была установлена «эра Диокле тиана» (имя римского им ператора). В V I веке римский монах Дионисий Малый, состав ляя новые таблицы для вычисления пасхи («пасха лии»), пришел к заключе нию, что христианам-де не гоже вести счет времени от правления Диоклетиана, императора-языч- ника, и предло жил летосчисле ние от «рождест ва Христо па». Дату рождения «спасителя» при . этом он устано вил произвольно—с 754 го да от основания Рима. Впос ледствии по соображениям удобства летосчисление «от рождества Христова» было принято в большинстве стран. Следовательно, на звание нашей эры никакого отношения к рождению мифического Христа не имеет. Церковники, рассчи тывая на то, что верую щим неизвестна история летосчисления «от рож дества Христова», иаполь- зуют это название для у к репления веры в бога, вы давая легенду за истори чески действительный факт. .Итак, никакого Христа никогда в действительно сти не было. Праздники, связанные с легендой о вы. мышлением «спасителе» не имеют никаких разумных оснований. Советские люди в боль шинстве своем давно уже порвали с религией и не справляют религи о/з н ы х праздников. Однако есть среди наших людей и та кие, которые все еще про должают верить в бога, Христа, в существование сверхестественных сил, в чудеса и пророчества. Эти суеверия приносят социа листическому обществу не малый ®реЛ, ибо создают неправильное представле ние о мире, о жизни, по рождают неверие в творче ские возможности челове ческого разума, в общест венный прогресс. Не рас считывая на собственные силы, на помощь коллек тива, верующие обращают ся в трудных случаях сво ей жизни к богу, к «спаси телю» и другим представи телям несуществующего «царства небесного». По нятно, что эти мольбы и молитвы не приносят н не могут принести никакой пользы. Они отвлекают ве рующих от преодоления трудностей, возникших на их жизненном пути, меша ют решению практических дел. Религия — это мировоз зрение слабых, пережиток далекого прошлого, когда человек был беспомощен в борьбе с силами природы и общества. Советские люди, строящие коммунизм, штур мующие космос и покоряю щие природу, не нуждают ся в религиозном утеше нии, в сказках о Христе. Л. ДРУЯНОВ, кандидат философских наук. Р А С С К А З Ы В А Ю Т... Получив известие о при суждении новелле «Старик и море» Нобелевской пре мии, Хемингуэй рассмеялся и оказал друзьям: «Много лет я работал над рома ном «За рекой в тени де ревьев», но он был едино душно отвергнут критикой. Тогда я принял решение не писать ни строки до конца жизни. К сожалению, не сколькими годами позже, когда у меня не было ни цента, я решил быстро на писать рассказ, чтобы рас считаться с кредиторами. Так появился «Старик и море». С тех пор я спра шиваю себя: не является ли безденежье для писате ля лучшим источником вдохновения?!». * * Чиро Верроти, извест ный итальянский спортив ный журналист, бывший в свое время чемпионом Ита лии по фехтованию поссо рился с одним нервным господином. В конце ссоры этот господин прорычал: — Я вас вызываю на дуэль. Мы деремся завтра утром. — Согласен, — невозму тимо ответил журналист.— Однако предупреждаю, что я чемпион страны по фех тованию и поэтому предо ставляю вам право выбора оружия. Нервный дуэлян оторо пел и пробормотал: — Я должен выбирать оружие? — и тут же доба вил: — Я артиллерийский офицер и выбираю пушку. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова. 24. Липецк, типография областного унравления культуры. АЭ 51006 Зак, № 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz