Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

е с н о ' 1 / > ж V * ' Ч ; \ • • • . « •< , . . ; * ' '. ■ И • • ' ‘ — * У ч ,рЧЛ* ' 'л% ' *•V*'■• V> ^ ч/ фйМ&>- .• ' \<,' <1 & <**' ' «- ,-*< - * л '■ ^ Т / Л - А '■ М V .л ШшММ . «ТРОЙКА». Фотоэтюд В. Ларина. □ Идея постройки Па­ намского канала возникла более 400 лет назад, когда Испания имела огромные богатства и миллионы ин­ дейцев в качестве бесплат­ ной рабочей силы. Канал, несомненно, был бы постро­ ен, если бы не архиепископ Мадридский, который зая­ вил королю Филиппу II : «Людям не дано разъеди­ нять то, что соединил бог». □ Самое первое значе­ ние слова «неделя» было «не делать», «не работать». При возникновении это слово означало то же, что и воскресенье. Это значе­ ние слова «неделя» и по сей день сохранилось в польском, украинском, бол­ гарском и других славян­ ских языках. □ Плоды арахиса (зем­ ляного ореха), созревая, наклоняются к земле и за­ рываются в нее, где и до­ зревают. Его семена, цве­ том и величиною с горо­ шинку, содержат в среднем около 50 процентов масла и до 40 процентов белко­ вых веществ. Арахисное масло мало уступает по ка­ честву прованскому. В СССР арахис возделывают главным образом на Укра­ ине, в Закавказье, Сред­ ней Азии, Казахстане, на Северном Кавказе. □ На острове Суматра растет самый большой в мире цветок — Раффлезия Арнольди. Он растет пря­ мо на земле, без всякого стебля. Такой цветок иног­ да около метра в попереч­ нике и весит свыше 4—6 ки­ лограммов. Характерно, что этот гигант цветочного цар­ ства вырастает из крошеч­ ного семечка. □ В 1929 году на ринге в Бруклине встретились два боксера. Один из них —Дэнни Лондон был глу хонемым от рождения. Вг время боя Дэнни получил «Сильный прямой удар в го лову, после которого вдру почувствовал, что начал слышать и может говорить. УСПЕХ ТРЕСТОВСКИХ В последних числах де­ кабря прошлого года про­ ходили городские соревно­ вания лыжников «а пер­ венство ДСО «Труд». Ус­ пешно выступила, в них команда нашего треста. Она заняла второе место, оставив позади себя трак­ торозаводцев и сокольцев. Хорошие результаты в соревновании показали сто­ ляр жилищно-коммуналь­ ной конторы Петр Гаври­ лин, электрик десятого стройуправления Борис Моисеев, слесарь-сантехник Анатолий Зуев, слесарь- электрик Владимир Гуд­ ков, стекоЛыцица Галина ЖеребчиковВ, маляр Ва­ лентина Антюфеева и дру­ гие. Л. ГРИГОРЬЕВ Б е с е д ы |на антирелигиозные т е м ы Вредная легенда Церковники убеждают ве­ рующих, что якобы «рож­ дество Христово» установ­ лено в честь рождения «сына божьего», Иисуса Христа. Как же возникла леген­ да о Христе, столь- широ­ ко пропагандируемая за­ щитниками христианства? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вкрат­ це остановиться на исто­ рии возникновения самой христианской религии. Религия, основателем- ко­ торой считается мифичес­ кий Христос, возникла око­ ло двух тысяч лет назад в Римской империи. Тру­ дящиеся массы Рима — рабы и городская бедно­ та — подвергались чудо­ вищной эксплуатации, го­ лодали и нищенствовали, были лишены элементар­ ных человеческих прав. Они не раз восставали против своих угнетателей, пытались сбросить страш­ ное ярмо, но эти восста­ ния неизменно терпели не­ удачу, жестоко и беспо­ щадно подавлялись рабо­ владельцами. Римская им­ перия была тогда еще сильным >и могуществен­ ным государством.' Не видя реальных пу­ тей для избавления от чудовищного гнета, , рабы и бедняки древнего Рима стали все чаще и чаще обращаться с мольбами к небу, к богам, прося их облегчить невыносимые страдания. В то время в народе стали складывать­ ся легенды о Христе, «спа­ сителе», «помазаннике божьем». Из многочислен­ ных -рассказов, переда­ вавшихся из уст в уста, возник миф о «человеке- боге», который будто бы творил чудеса' и пропове­ довал новое учение; пре­ данный м у ч е н и ч е с к о й смерти, этот «спаситель людей», пострадавший за их грехи, воскрес и был «вознесен» на небо. От эпохи, в которую якобы жил Христос, до нашего времени дошло множество различных до­ кументов, многочисленные сочинения и научные про­ изведения писателей, ис­ ториков, ученых и др. Од­ нако ни в одном из них нет упоминания о Христе. Если бы «спаситель» дей­ ствительно жил и творил тудеса, это не могло бы остаться тайной для его ло ка к движение угнетен- современников и нашло бы широкое отражение в литературе. Однако и рим­ ские, и греческие, и ев­ рейские авторы хранят упорное молчание о Хри­ сте: они его не знали. В доказательство исто­ ричности Христа защит­ ники религии ссылаются на церковные книги: че­ тыре евангелия, «Деяния» и «Послания» апостолов. Однако эти книги, как не­ трудно убедиться, .не представляют собой по­ вествований о подлинных событиях. Это —лите­ ратурные записи различ­ ных преданий о «спасите­ ле», зародившихся в ря ­ де провинций Римской империи, население кото­ рых имело весьма неопре­ деленные представления о Палестине. Естественно, что в чих отразились мно­ гочисленные противоре­ чия и расхождения меж­ ду различными варианта­ ми легенды о Христе. В самом деле, автооы новозаветных книг на каждом шагу противоре­ чат друг другу. Они об­ наруживают поразительное незнакомство с • обычая­ ми Палестины, с ее ра­ стительным и животным миром, приписывают Хри­ сту противоречивые суж ­ дения и т. д. Например, говоря о маленьком и ти­ хом Генисаретском озе­ ре, они называют его «Га­ лилейским морем», рас­ сказывают огрозной бу­ ре на нем. Евангелисты утверждают, что Иисус вселил бесов в стадо сви­ ней, тогда как в Палести­ не не разводили свиней, ибо религиозные правила запрещали евреям упот­ реблять в пищу овиное мясо. В своих повествова­ ниях они называют горо­ да Назарет, Капернаум, Хоразин, Вифсаида, ко ­ торые возникли значитель­ но позже. Все это свидетельству­ ет, что Иисус Христос — личность мифическая, ни­ когда в действительности не существовавшая. Итак, христианство с его легендой о «спасите­ ле» было порождено бес­ правием и отчаянием тру­ дящихся Римской импе­ рии. При своем зарожде­ нии христианство, указы­ вал Ф. Энгельс, «возник- ных: оно выступало сна­ чала как религия рабов и вольноотпущенных, бедня­ ков и бесправных, поко­ ренных или рассеянных Римом народов». Однако социальное переустройст­ во христианство мечтало осуществить не на земле, а на небе, не собственны­ ми сила,ми, а с помощью божества. Вместо того, чтобы бороться с угнета­ телями, оно призывало людей к смирению и тер­ пению, утешая их надеж­ дой на наступление «цар­ ства божьего». Как и вся­ кая религия, христианст­ во отвлекло трудящихся от борьбы против угнета­ телей, закрывая путь к созданию подлинно чело­ веческих условий жизни на земле. Оно уже тогда, следовательно, носило ре­ акционный характер, да­ вая призрачное, обманчи­ вое утешение обездолен­ ным людям. В силу этого христианс­ кое вероучение было вско­ ре использовано господст­ вующими классами Рим­ ской империи. Вступая в христианские общины, рим­ ские рабовладельцы по­ степенно оттесняли рабов и бедноту. Из религии уг­ нетенных христианство стало превращаться в ре­ лигию угнетателей. Еван­ гелия и другие произведе­ ния христианской литера­ туры стали поучать верую­ щих, что существующие общественные порядки незыблемы, ибо установ­ лены богом, рабы долж­ ны любить господ своих и беспрекословно им по­ виноваться и т. д. Увидев, что христианская религия представляет собой хоро­ шее средство, чтобы дер­ жать в повиновении тру­ дящиеся массы, римски^ императоры в IV веке объ­ явили ее официальной го­ сударственной религией. С этого времени начи­ нает складываться и культ христианской церкви. Стре­ мясь вытеснить языческие культы и привлечь к себе побольше верующих, цер­ ковники создают храмы, вводят праздники в честь «святых» и т. д. В этот же период устанавливается и празднование так называ­ емого «рождества Хри­ стова». Ка к и другие религиоз­ ные праздники, «рождест­ во» было заимствовано христианами у языческих религий. Легенды, подоб­ ные вымыслу о Христе, знали многие народы. Большое сходство имеет легенда о Христе с мифом о Митре, боге Солнца у персов. Как и Христос, Митра был рожден непо­ рочной девой, избавил лю­ дей от зла, но затем вос­ крес и вознесся на небо. Из митраизма христиане переняли и обряд прича­ щения — вкушения «кро­ ви и тела» бога, пост, ми­ ропомазание, ежедневную обедню и многие другие обряды. У языческих религий за­ имствована и дата празд­ нования «рождества». Зем­ ледельцы древнего Егип­ та, когда на полях после спада вод Нила появилась первая зелень, 6 января отмечали рождение сол­ нечного или весеннего бо­ га и ’ устраивали в его честь праздник. Переняв этот обычай, христиане связали его с евангельски­ ми легендами о рождении мифического Христа. Так возник праздник «богояв­ ления — к р е щ е н и я — рождения Христа». Впо­ следствии этот тройной праздник был разделен на «рождество Христово» и «богоявление — крещение». В церковный календарь рождественский праздник официально был введен в 354 году. Для того чтобы вытеснить языческий праз­ дник весны, церковь стала отмечать «рождество» не 6 января, а 25 декабря. В древности единой си­ стемы летосчисления не было, разные народы вели счет времени по-своему. Греки, например, считали годы по олимпиадам — особым общенародным иг­ рам, происходившим раз в четыре года. Римляне вели счет по своим импе­ раторам. Началом своей эры они считали год осно­ вания Рима. Позднее в Римской империи была установлена «эра Диокле­ тиана» (имя римского им­ ператора). В V I веке римский монах Дионисий Малый, состав­ ляя новые таблицы для вычисления пасхи («пасха­ лии»), пришел к заключе­ нию, что христианам-де не­ гоже вести счет времени от правления Диоклетиана, императора-языч- ника, и предло­ жил летосчисле­ ние от «рождест­ ва Христо па». Дату рождения «спасителя» при . этом он устано­ вил произвольно—с 754 го­ да от основания Рима. Впос­ ледствии по соображениям удобства летосчисление «от рождества Христова» было принято в большинстве стран. Следовательно, на­ звание нашей эры никакого отношения к рождению мифического Христа не имеет. Церковники, рассчи­ тывая на то, что верую­ щим неизвестна история летосчисления «от рож­ дества Христова», иаполь- зуют это название для у к ­ репления веры в бога, вы­ давая легенду за истори­ чески действительный факт. .Итак, никакого Христа никогда в действительно­ сти не было. Праздники, связанные с легендой о вы. мышлением «спасителе» не имеют никаких разумных оснований. Советские люди в боль­ шинстве своем давно уже порвали с религией и не справляют религи о/з н ы х праздников. Однако есть среди наших людей и та­ кие, которые все еще про­ должают верить в бога, Христа, в существование сверхестественных сил, в чудеса и пророчества. Эти суеверия приносят социа­ листическому обществу не­ малый ®реЛ, ибо создают неправильное представле­ ние о мире, о жизни, по­ рождают неверие в творче­ ские возможности челове­ ческого разума, в общест­ венный прогресс. Не рас­ считывая на собственные силы, на помощь коллек­ тива, верующие обращают­ ся в трудных случаях сво­ ей жизни к богу, к «спаси­ телю» и другим представи­ телям несуществующего «царства небесного». По­ нятно, что эти мольбы и молитвы не приносят н не могут принести никакой пользы. Они отвлекают ве­ рующих от преодоления трудностей, возникших на их жизненном пути, меша­ ют решению практических дел. Религия — это мировоз­ зрение слабых, пережиток далекого прошлого, когда человек был беспомощен в борьбе с силами природы и общества. Советские люди, строящие коммунизм, штур­ мующие космос и покоряю­ щие природу, не нуждают­ ся в религиозном утеше­ нии, в сказках о Христе. Л. ДРУЯНОВ, кандидат философских наук. Р А С С К А З Ы В А Ю Т... Получив известие о при­ суждении новелле «Старик и море» Нобелевской пре­ мии, Хемингуэй рассмеялся и оказал друзьям: «Много лет я работал над рома­ ном «За рекой в тени де­ ревьев», но он был едино­ душно отвергнут критикой. Тогда я принял решение не писать ни строки до конца жизни. К сожалению, не­ сколькими годами позже, когда у меня не было ни цента, я решил быстро на­ писать рассказ, чтобы рас­ считаться с кредиторами. Так появился «Старик и море». С тех пор я спра­ шиваю себя: не является ли безденежье для писате­ ля лучшим источником вдохновения?!». * * Чиро Верроти, извест­ ный итальянский спортив­ ный журналист, бывший в свое время чемпионом Ита­ лии по фехтованию поссо­ рился с одним нервным господином. В конце ссоры этот господин прорычал: — Я вас вызываю на дуэль. Мы деремся завтра утром. — Согласен, — невозму­ тимо ответил журналист.— Однако предупреждаю, что я чемпион страны по фех­ тованию и поэтому предо­ ставляю вам право выбора оружия. Нервный дуэлян оторо­ пел и пробормотал: — Я должен выбирать оружие? — и тут же доба­ вил: — Я артиллерийский офицер и выбираю пушку. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова. 24. Липецк, типография областного унравления культуры. АЭ 51006 Зак, № 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz