Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
П А . Ш У Н И В Е Р С И Т Е Т Ж У Л Ь Т У Р Ы Искусство Ференца Листа Среди сокровищ музыки замечательное искусство Ференца Листа. Сейчас нам уже не так просто предста вить себе человека, носив шего это имя. К тому же жизнь, полная романтиче ских событий, напряженно го труда, тревог и странст вий, постоянно меняла его облик. Мы знаем Листа — прославленного виртуоза, вдохновенного артиста, вла ствовавшего над миллиона ми слушателей, и одиноко го затворника, мастера и труженика, скрывшегося от своей славы в тихом го роде Веймаре; беспокойно го мечтательного юношу и склоненного над клавиату рой старика, чьи белые во лосы выделяются на фоне темного аббатского одея ния. Портреты Листа писали лучшие художники его вре мени. Лицо молодого Листа оживает в рисунках и жи вописи Делакруа, Энгра, Вильгельма Каульбаха. Каждый из них видел это лицо по-своему, но каждый, казалось, был заворожен п о глазами, стремясь пере- ■дать удивительную непо вторимость прямого, слегка тревожного и внимательно го взгляда. Этим взглядом на всех своих портретах Лист словно следит за по летом птицы, невидимой для других. Живопись, сохранившая для нас внешний образ ве ликого музыканта, выдели ла неизменное в этом ме нявшемся образе — его вдохновенность. Такой же неизменной оставалась всег да и сущность листовского искусства, отмеченного ред ким благородством устрем лений. Благородство и чи стота — вот, пожалуй, то главное, что отмечает и воз вышает облик Листа — ху дожника и человека. Другой неизменной осно вой его музыки была по стоянная пытливость мысли. Излюбленным литературным персонажем композитора был доктор Фауст — во площение духовных иска ний народа, его жажды зна ния, его неустанных поис ков смысла человеческой жизни. Тень Фауста изред ка мелькает на страницах ранних сочинений Листа; в зрелые годы он пишет сим фонию «Фауст» — своего рода творческую исповедь, одно из тех произведений искусства, которые насчи тываются единицами, где автор до конца выражает себя и свое время. «Невелико число тех, кто проходит сквозь жизнь до самой могилы, сохранив всю юрдость своих юношеских мыслей», — писал компози тор. Сам он был одним из таких людей. И именно этим так близок нам Лист се годня, спустя сто пятьдесят лет после своего рождения. Жизнь этого замечатель ного человека вместила та кое множество событий и свершений, была так насы щена творчеством, путеше ствиями, трудом композито ра, писателя, виртуоза и учителя, что казалось — он прожил не 75 лег (Лист ро дился 22 октября 1811 года, умер 31 июля 1886), а вдвое больше. Казалось также, что он жил одновременно в нескольких странах: в Вен- |рии и Франции, Италии и России, Швейцарии, Гер мании, Австрии. Каждой из них он отдал какую-то часть своего жизненного срока. Но сердцем всегда был в родной Венгрии. Здесь Лист родился, в маленькой дере вушке Доборьян, в сем.,е скромных людей, простых тружеников. Здесь он полу чил первые музыкальные впечатления. Часто через деревушку проходили, на правляясь в город, цыгане. Их песни запоминались. Они ожили много лет спустя во многих его сочинениях, а главным образом на стра ницах венгерских рапсодий, каждая из которых — ма ленькая поэма о родине. Об раз горячо любимой страны никогда не покидал Листа— ни в искусстве, ни в жизни. Трагически воспринял он крушение революции 1849 года в Венгрии, откликнув шись на события сочинени ем фортепьянной пьесы «Погребальное шествие». Это не только похоронный марш, но и надгробное сло во павшим, погребальный плач. Искусство Листа щедро обогатило культуру многих стран. Оно оказало и про должало оказывать самое благотворное влияние на судьбу музыки его и после дующего времени. И, слу шая его сочинения, нам нет нужды листать странички, чтобы установить эпоху жизни автора: она целиком вместилась в каждой стро ке его сонат и симфоний, песен и романсов. Но музыка Листа само по себе—целая эпоха, при несшая с собой в искусство много нового; уже с юных лет на своем фортепьяно ему хотелось вместе со всем пережитым и переду манным изобразить живые краски жизни, перевести на язык звуков изменчивую красоту пейзажа, мимолет ности природы, и это ему удалось. Мы часто говорим о живописности музыки Ли ста, о красочности его гар монии. Да, подобно своим современникам - ж ивопи с цам, он открыл в своем ис кусстве стихию новых кра сок. Но не только это. Музыка Листа установи ла тесную и последователь ную связь с литературой; литературные образы, лите ратурный сюжет составили основу листовского симфо низма, который именно по этому называется про граммным. Композитор явился создателем нового симфонического жанра —' программной симфониче ской поэмы. Его симфони ческие поэмы (среди них знаменитые «Прелюды», «Тассо», «Орфей») отрази ли огромное разнообразие тем, сюжетов, образов — целый мир. В фортепьянной музыке Листа новым явилось также своеобразное претворение жанров романтической но веллы, дневника, писем — всего, что расцветало в творчестве писателей-совре- менников. Путешествуя в молодости по свету, он вел своеобраз ный дневник — дневник му зыканта. Его впечатления от поездок по Италии и Швей царии составили два тома фортепьянных пьес «Годы странствий». Здесь мы най дем звуковые пейзажи, раз мышления и воспоминания о произведениях искусства, красочные эпизоды и сцены. Все это свободно и непри нужденно переплетается с лирическими «высказыва ниями» автора. Вероятно, если перевести такой музыкальный дневник на язык литературы, то по лучится произведение вроде «Путевых картин» Генриха Гейне. И музыкальный дневник Листа, и «Путевые картины» Гейне сегодняш ние читатели раскрывают с таким же интересом и вол нением, как и современни ки. Пианизм Листа, его ис полнительское искусство было историческим событи ем, окружившим его имя с молодых лет шумной сла вой, всемирным признанием; размах его артистической деятельности был небыва лым, она имела такое же общественное значение, как публицистика Гейне, рома ны Жорж Занд... Сочинял ли он музыку или исполнял ее, писал ли книгу или учил молодых — все, что он делал и сделал, было значительно, возвы шенно, прекрасно; каждое из его свершений могло бы стать содержанием целой человеческой жизни. Любая частица творческого подви га Ференца Листа заслужи вает благодарной памяти многих поколений. Но, оки дывая сегодня взглядом долгий путь великого сына венгерского народа, мы прежде всего задерживаем ся мыслью на красоте его могучего и доброго искус ства, которое учит нас пони мать красоту человека и его бессмертных дел. Е. МНАЦАКАНОВА. МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА. Фото В. Ларина. ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» Всем понятно, что здоро ваться — значит приветство вать, желать здоровья. Но не многие знают, что такой же смысл в старину на Ру си имело слово «целовать». На первый взгляд, между ними нет никакой связи, но только на первый взгляд. «Целовать» происходит от слова «целый», то есть здо ровый. Недаром исцелять— врачевать, делать здоро вым. Тогда можно было сказать «целование моею рукой». Тогда приветство вали и поцелуем в тепереш нем значении. Этот обычай сохранился. Подобные же аналогии можно найти и в других языках. Более двух тысяч лет назад в латинском язы ке от слова «салюс»—здо ровье — вышло в обиход «салютаре» — здороваться, приветствовать. Могут спросить: ну, а сходно зву чащее «салют» тоже имеет отношение к теме разгово ра! Да, имеет. Салют, то есть выстрел из многих орудий в честь какого-то события, также явлйется знаком приветствия. Салю тами мы отмечаем годов щины выдающихся побед Советской Армии, револю ционные праздники. Однако как же совместить привет ствие, пожелание здоровья с залпом из многих ору дий? В суровое, средневековье бывшие в р ^и при мирных встречах протягивали друг другу руки в доказательст во того что у них действи тельно нет оружия. Так родился знак приветствия — рукопожатие. Отсюда же обычай — при рукопожа тиях снимать перчатки, от чего женщина была осзо- бождена: она не участвова ла в сражениях, не носила оружия, потому ее можно было не опасаться. Таково же происхождение нашего обычая приветствовать друг друга обнажением голозы. В те времена в знак полно го доверия при дружеских встречах снимали металли ческий шлем, защищавший голову от ударов холодным оружием. Подобным же образом возник обычай приветство еать орудийными залпами приезд высоких гостей. Чтобы показать, что гостям ничего не грозит, при их приближении защищенные города разряжали выстре лом орудия. В наши дни орудийный залп стал зна ком торжественного привет ствия. Р а с с к а з ы в а ю т . . . Великий русский зодчий ( К 225-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. БАЖЕНОВА) Знаменитый русский хи рург Николай Иванович Пирогов, будучи в Париже, зашел в Медицинскую ака демию, где его никто не знал, и скромно сел среди слушателей. Профессор Не- латон в своей лекции объ яснял новую сложную опе рацию, которая впервые бы ла сделана Пироговым. Закончив объяснение, профессор предложил кому- нибудь из присутствующих проделать эту операцию на трупе. Тогда Пирогов подо шел к столу и блестяще провел операцию. Все бы ли восхищены, поднялся восторженный шум, хирур га окружили со всех сто рон, благодарно жали ему руку, а профессор Нелатон воскликнул: - Превосходно! Порази тельно! Я предлагаю, дру зья, отправить телеграмму в Петербург нашему знамени тому коллеге мосье Пирого ву и сообщить, что в Пари же нашелся достойный его ученик, выполнивший опе рацию не хуже, чем он. И, обратившись к опери ровавшему, спросил: — Позвольте, коллега, как сообщит;, о вас Пирого ву? Как ваша фамилия? — Пирогов. * * Один из крупнейших ми ровых лириков иранский поэт Хафиз был приглашен однажды к обеду к завое вавшему в то время Иран Тамерлану. За столом Тамерлан спросил поэта: — За какую цену можно было бы купить такого че ловека, как я. — За тридцать пиастров — отвечал поэт. — Помилуй, — восклик нул Тамерлан, — да этих денег стоит салфетка, кото рой я повязан! — Да я с ней-то и оце нил, — сказал Хафиз. По-видимому, Тамерлан не был лишен чувства юмо ра, так как долго смеялся над этим ответом. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. Выдающийся зодчий Василий Иванович Баже нов (1737—1799) был одним из наиболее ярких представителей передовой русской культуры X V I I I века. Обобщая и развивая традиции строи телей древнерусских городов, Баженов создал за мечательные произведения, вошедшие в мировую сокровищницу архитектуры. Крупнейшие построй ки и проекты Баженова сыграли огромную роль в развитии русской классической архитектуры. Лучшие творения зодчего — дом Пашкова (ны не старое здание Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), дома Юшкова и Прозоровских в Москве. В условиях крепостниче ской России многие величественные замыслы ар хитектора остались неосуществленными (проект грандиозной перестройки Московского Кремля, проекты дворцового ансамбля в Царицине, Ека- герингофского дворца, Смольного института и другие)). Большое значение для русского зодчества име ли теоретические взгляды Баженова, изложенные им в труде «Краткое рассуждение о Кремлевском стрсении», записке о реорганизации Академии художеств и других работах. Большое влияние на творчество великого архитектора оказали про грессивные идеи передовых русских общественных деятелей Радищева и Новикова. Жизненный путь Баженова был освещен высо кими идеалами служения своей Родине, своему народу. Страстный патриот, Баженов много вни мания уделял воспитанию и подготовке отечест венных художников, просвещению народных масс. Изучение жизни и творчества великого архитек тора началось только в советское время. Ценней шее наследие В. И. Баженова помогает советским зодчим в их творческой работе над созданием I архитектурных ансамблей. ♦ Доводится до сведения избирателей, что в I Доме техники совнархоза (проспект Мира, 33) * ежедневно с 17 до 19 часов дежурят и прини мают посетителей депутаты городского Совета по избирательным округам Новолипецкого жилого района. • ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ * ♦ * ПИШИТЕ по а др е с у : г. Липецк, ул., Суворова ,24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 52110. Зак, № 1827 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz