Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
Н а ш у н и в е р с и т е т к у л ь т у р ы КИСТЬЮ СОВРЕМЕННИКА Когда спрашиваешь Сер гея Васильевича Герасимо ва о том, как он создавал картину «Мать партизана», художник на мгновение за думывается: — Что о ней много гово рить! Смотрите сами — 1с- ное решение! «Смотрите сами» — легко сказать! А вот как понять не только то, о чем расска зывает картина, т. е. ее сю жет, — он нам ясен с пер вого взгляда, — а и то, как в ней выразил художник свои мысли и чувства, ее красочный, трепетный, жи вой язык? — Ведь главное в карти не — ее воздействие! — го ворит художник. И когда мы стоим перед «Матерью партизана» и пристально вглядываемся в это монументальное полот но, мы невольно начинаем улавливать особенный строй мыслей и чувств создавшего его художника. И мы будто сами стано вимся свидетелями этого события, молча л и в о г о, страшного поединка между двумя людьми, представите лями двух миров — светло го мира правды и справед ливости и черного мира раз рушения и смерти. ...В ярком свете солнеч ного дня на широкой улице села, вытоптанной сапогами чужих солдат, происходит все это. Вот она перед нами вся, как есть, — простая русская крестьянка с тяже лыми натруженными рука ми и гордой головой, кото рую никогда не склонит пе ред тем, кто пришел отнять землю и свободу. И мы чув ствуем, что главный смыс ловой акцент картины ху дожник делает на этом об разе, на этой величаво-спо койной фигуре, залитой зо лотистым солнечным светом. Сдержанными, чуть при глушенными красками напи сана простая одежда мате ри, какую издавна носят крестьянки, х о л щ о в а я кофта, ситцевая юбка да платок на голове. И в этом, казалось бы, таком обыден ном и невзрачном, — бе лом, коричневатом, блекло желтом глаз живописца на ходит множество оттенков, заставляющих нас вдруг по- новому увидеть примелькав шееся, обыкновенное и най ти в нем подлинную красо ту. И вся эта светлая, благо родная гамма красок осо бенно подчеркивает ту про стоту, то «отсутствие по зы», которые художник счи тает исконными чертами в в складе характера русско го человека. Лицо матери, над которым, может быть, в последний раз сияет полу денное солнце, будто озаре но светом той единственной правды, за которую она пойдет на муки и на смерть. Оно прекрасно, это совсем обыкновенное, усталое и как будто много раз виден ное нами в жизни лицо простой русской матери. Ведь за ее плечами сам на род! — Я хотел показать в се образе всех матерей, кото рые отправляли на войну своих детей, — говорит ху дожник. Потому-то гак жизненно-правдив и впечат ляющ этот образ, что в нем живописец глубоко прочув ствовал и обобщил знако мые и дорогие нам черты русской женщины - патри отки. И никогда не поставить ее на колени этому лоще ному фашистскому молодчи ку с тупым затылком и тон ким хлыстом в руках. Ху дожник даже не показыва ет нам его лицо — лица преступника и убийцы. Ка кое судорожное беспокойст во чувствуется во всей его ядовито-зеленой фигуре, бросающей на землю тяже лую тень! Трупы убитых и дым пожарищ — вот что оставил он за собой. И мы явно’ чувствуем элемент рез кого неприятия, острой гро тескности, который внес в рисунок этого образа ху дожник. В этом контрастном про тивопоставлении двух обра зов и заключается большая изобразительная сила кар тины. Художник задумал и на чал писать ее в дни, когда гитлеровские войска рва лись к Москве, когда греме ли бои у Волги, а на зем ле, по которой прошел враг, все жарче разгоралось пла мя партизанской борьбы. «Идет война народная, свя щенная война...» — пели в теплушках. Образ непоко ренной матери-Родины взы вал с плакатов. Художник С. В. Герасимов ответил на призыв времени картиной, написать которую он почи тал своим гражданским долгом. Но не только живые на блюдения и переживания суровых и героических дней помогли Герасимову создать эту картину. Ее появление было подготовлено всем жизненным и творческим опытом художника. Жизнь русского народа, русского человека — вот главная те ма, которой он верен на протяжении более чем по лувековой творческой дея тельности. Эта жизнь была доподлинно знакома худож нику с детства, проведенно го на окраине старинного русского городка Можай ска, раскинувшегося на бе регу Москвы-реки. Навсегда запомнился большак, по которому проезжали груже ные крестьянские подводы, пролетали цветастые свадь бы. По реке в весенний па водок крестьяне из окрест ных сел гнали плоты, а У самого дома слышался по стоянный и немолчный шум мельничного колеса... «Вооб ще слово «хлеб» произно силось с уважением». Так говорит художник, сердцу которого с первых же ша гов в искусство всего доро же и ближе было изобра жение жизни русского кре стьянства. По картинам С. Гераси мова можно воочию просле дить, как народ становился хозяином своей судьбы, как в огне великих событий вы ковывался его новый, со-' ветский характер... Граж-; данская война. Под пур-. пуром склоненного в трауре; знамени, такого яркого на. белизне снега, сибирские партизаны дают торжест-' венную клятву над телом погибшего товарища... Кар тина «Клятва партизан», полная суровой экспрессии, рассказывает о могучей и грозной силе, вырвавшейся из самых народных глубин и переделывающей жизнь. А вот и он — новый, рож денный социалистической действительностью человек, крестьянин, взявший в руки винтовку, чтобы защитить колхозное добро — «Кол хозный сторож»... В этом образе сказалось стремле- ление художника создать крупный, цельный характер человека, строящего новую жизнь. Эта жизнь, сияющая всеми звонкими красками; лета, предстает на полотне^ — «Колхозный праздник». Родина... Для С. Гераен-' мова сокровенной сущно-' стью этого понятия стало многое. Родина — это и ее славная история, и ее пол ная трудовых побед совре менность, и ее удивительная природа, с детства родная, милая. Никогда не устает художник находить в ней все новые и новые мотивы и краски, чтобы еще полнее и задушевнее передать в каждом новом пейзаже всю ее неповторимую поэтиче скую прелесть, все свое, по истине неисчерпаемое «по ловодье чувств»... Но вот черная тень вра жеских самолетов нарушила безоблачную синь мирного неба. Война! И тогда в га лерее крестьянских образов, написанных С. Герасимо вым, появился еще один, « создание которого худож ник вложил все свое зрелое мастерство. «Мать парти зана»... Во весь рост встал на родной земле со ветский человек, непобеди мый в любви к своей социа листической Родине. Думы о Родине, о ее судьбе неот ступно владели художни ком, когда он писал кар тину. Ведь в эти дни фа шистские танки топтали родные можайские поля, враги варварски разрушали города и села, превращали в руины с юных лет люби мые художником творения древнего зодчества в Нов городе и Пскове — свиде тельство величия духа на рода, его истории, его куль туры... Потому-то в картине особенного, глубоко обоб щающего смысла полон пей заж, написанный широко и взволнованно. Дымятся до горающие избы села, а да леко за рекой, насколько хватает глаз, над огромным, охватившим все небо дым ным заревом, открываются просторы поруганной и из раненной родной земли. Острой, щемящей болью проникнут этот пейзаж. Давно отгремели залпы войны. Но не только исто рия воскресает перед нами в картине «Мать партиза на». И сегодня ее видят нс только советские зрители в зале Третьяковской галереи. Беспокойная жизнь карти ны! Часто вместе с другими произведениями отправляет ся она в далекие зарубеж ные путешествия, где па выставках советского изо бразительного искусе г.за предстает перед тысячами людей. Она учит их пони мать, любить и ненавидеть.^ Она напоминает людям о том, что принесла с собой война, учит их бороться за! дело мира. Она рассказы-' вает всему миру о жизнс-! утверждающей силе совет ского искусства, о том гу манизме нового мира, о ко тором мы сегодня читаем в Программе нашей партии и который светится во всех лучших произведениях со ветского искусства. И. КИСЛЯКОВА. ДЕТИ УЧАТСЯ МУЗЫКЕ В просторную 'комнату почта один за другим вошли более десяти .мальчиков. Через минуту все уже были в сборе. .Василий Иванович Черкашин, руководитель духового оркестра, окинул теплым взглядом своих юных учеников и с улыбкой ска зал: — Итак, начнем урок. Он интересно рассказывал мальчикам о музы ке, познакомил их с азами .музыкальной .грамо ты... Так началось Iпервое занятие в детской музы кальной школе, созданной на заводе «Стройде- таль» по инициативе комитета комсомола. В ней пака один класс. Дети рабочих завода учатся играть на духовых инструментах. Занятия про водятся четыре раза в неделю. В. ПЕТРОВ. Писатель-патриот (К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. А. ФЕДИНА) Константин Александро вич Федин (1892) принадле жит к поколению советских писателей, создавшему лите ратуру социалистического реализма. Его творческий путь начался в годы, когда молодая Советская респуб лика с оружием в руках отстаивала завоевания Ок тября. Уже в первых рас сказах и очерках писатель стремился показать, как в огне революции рождался человек с новыми убежде ниями, с новой моралью. Произведением новатор ским и по содержанию и по форме явился роман Федн- * -V - : ПОЧЕМУ МЫ Т А К ГОВОРИМ В А Ф Л Я Еще Г. Р. Державин в оде «Фелица» упоминает о ваф лях. В одном словаре 1780 года уже есть слово «ваф ля». Во всяком случае, мы знаем вафли двести лет. Чем отличаются вафли от других легких сухих пече ний? Узором в клеточку на поверхности. И полотенце с подобным узором называет ся вафельным. Издали ваф ли похожи на соты. Этим и объясняется название «ваф ли». Слово это — заимствова ние из немецкого. А в не мецком оно образовано от слова «вабе», на языке пче ловодов означающего «ячей ка в пчелиных сотах». БИТЫЙ ЧАС Смысл слова «час» в ста рнну был несколько иной. По-украински и теперь час— значит время. Часом обычно называли неопределенное количество времени. Часы же были величай шей редкостью. И когда в 6912 (на наш счет в 1404) году великий князь Василий Дмитриевич соорудил в Москве часы на своем дво ре, это было настолько зна чительным событием, что его отметили летописи. Эго были одни из первых часов в Европе. «Сий же часник наречет ся часомерье; на всякий же час ударяет молотом в ко локол, размеряя и рассчи тан часы нощные и дневные, но бо человек ударяще, но человековидно самозвонно и самодвижно, страннолепно ненако сотворено есть чело веческою хитростью, преиз- мечтано .и преухищрено», — сообщал летописец. Время теперь можно было определить не на глазок, по солнцу, а по бою часомерья. Новое явление нашло по том отражение и в языке. Появились выражения «би тый час», «битые полчаса», где слово «битый», свиде тельствовало, что действи тельно прошло много време ни — целый час или полча са. Выражение это сохрани лось и в наши дни для неоп ределенно долгого времени: «Битый час я объясняю это...». на «Города и годы» (1924), одно из первых произведе ний советской литературы о революции и гражданской войне. Темы положительно го героя коммуниста-рево- люционера, раздумья о пу тях революционного искус ства, о соотношении капи талистического. Запада и Советской России, нашед шие отражение в романе, развиваются писателем в других п р о и з в е д е н и я х . Нельзя жить художнику и творить вне Родины и рево люции — такова основная идея романа «Братья» (1927—1928). Заграничные поездки в конце 20-х — на чале 30-х годов дали писа телю материал для создания романов «Похищение Евро пы» (1933— 1935) и «Сана торий Арктур» (1940), ри сующих кризис капитали стической системы. В дни Великой Отечест венной войны писатель не однократно выступает с во енными очерками и гнев ными статьями, разоблачает кровавые злодеяния гитле ровцев. Особую любовь со ветских читателей завоева ли последние романы К. А. Федина — «Первые радо сти», «Необыкновенное ле то» и «Костер». Главный герой трилогии Кирилл Из веков — один из лучших об разов коммунистов в совет ской литературе. К. Федин не только вы дающийся писатель, но и крупный теоретик литерату ры, неутомимый борец за ее идейную глубину и со вершенство формы. Следуя заветам А. М. Горького, Фе дин неустанно помогает ро сту молодого поколения ху дожников слова. X X I I съезд КПСС воору жил советских писателей ясной программой действий. Весь талант, все помысли и чувства писатели Страны Советов отдают своему ге роическому народу, строя щему коммунизм. И в их строю — крупнейший писа тель-патриот, видный дея тель международного дви жения сторонников мира К. А. Федин. ------------ » Р а с с к а з ы в а ю т . . . Однажды один из поклон ников Эдисона сказал в при сутствии великого изобрета теля, что тот обязан своими многочисленными изобрете ниями только гениальным способностям. Томас Эдисон тут же ответил: — Хорошее изобретение только на один процент со стоит из вдохновения и та ланта. Остальные девяносто девять процентов — работа в поте лица. Справедливость этих слов подтверждается весьма на глядно. Только регистрируя результаты опытов со своей лампочкой, Эдисон исписал в 200 записных книжках 40 тысяч страниц. А за каждой краткой записью кроются кропотливая подготовка к опыту и сам опыт. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул., Суворова ,24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 53)22 Зак. № 1537
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz