Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Н а ш у н и в е р с и т е т к у л ь т у р ы КИСТЬЮ СОВРЕМЕННИКА Когда спрашиваешь Сер­ гея Васильевича Герасимо­ ва о том, как он создавал картину «Мать партизана», художник на мгновение за­ думывается: — Что о ней много гово­ рить! Смотрите сами — 1с- ное решение! «Смотрите сами» — легко сказать! А вот как понять не только то, о чем расска­ зывает картина, т. е. ее сю­ жет, — он нам ясен с пер­ вого взгляда, — а и то, как в ней выразил художник свои мысли и чувства, ее красочный, трепетный, жи­ вой язык? — Ведь главное в карти­ не — ее воздействие! — го­ ворит художник. И когда мы стоим перед «Матерью партизана» и пристально вглядываемся в это монументальное полот­ но, мы невольно начинаем улавливать особенный строй мыслей и чувств создавшего его художника. И мы будто сами стано­ вимся свидетелями этого события, молча л и в о г о, страшного поединка между двумя людьми, представите­ лями двух миров — светло­ го мира правды и справед­ ливости и черного мира раз­ рушения и смерти. ...В ярком свете солнеч­ ного дня на широкой улице села, вытоптанной сапогами чужих солдат, происходит все это. Вот она перед нами вся, как есть, — простая русская крестьянка с тяже­ лыми натруженными рука­ ми и гордой головой, кото­ рую никогда не склонит пе­ ред тем, кто пришел отнять землю и свободу. И мы чув­ ствуем, что главный смыс­ ловой акцент картины ху­ дожник делает на этом об­ разе, на этой величаво-спо­ койной фигуре, залитой зо­ лотистым солнечным светом. Сдержанными, чуть при­ глушенными красками напи­ сана простая одежда мате­ ри, какую издавна носят крестьянки, х о л щ о в а я кофта, ситцевая юбка да платок на голове. И в этом, казалось бы, таком обыден­ ном и невзрачном, — бе­ лом, коричневатом, блекло­ желтом глаз живописца на­ ходит множество оттенков, заставляющих нас вдруг по- новому увидеть примелькав­ шееся, обыкновенное и най­ ти в нем подлинную красо­ ту. И вся эта светлая, благо­ родная гамма красок осо­ бенно подчеркивает ту про­ стоту, то «отсутствие по­ зы», которые художник счи­ тает исконными чертами в в складе характера русско­ го человека. Лицо матери, над которым, может быть, в последний раз сияет полу­ денное солнце, будто озаре­ но светом той единственной правды, за которую она пойдет на муки и на смерть. Оно прекрасно, это совсем обыкновенное, усталое и как будто много раз виден­ ное нами в жизни лицо простой русской матери. Ведь за ее плечами сам на­ род! — Я хотел показать в се образе всех матерей, кото­ рые отправляли на войну своих детей, — говорит ху­ дожник. Потому-то гак жизненно-правдив и впечат­ ляющ этот образ, что в нем живописец глубоко прочув­ ствовал и обобщил знако­ мые и дорогие нам черты русской женщины - патри­ отки. И никогда не поставить ее на колени этому лоще­ ному фашистскому молодчи­ ку с тупым затылком и тон­ ким хлыстом в руках. Ху­ дожник даже не показыва­ ет нам его лицо — лица преступника и убийцы. Ка­ кое судорожное беспокойст­ во чувствуется во всей его ядовито-зеленой фигуре, бросающей на землю тяже­ лую тень! Трупы убитых и дым пожарищ — вот что оставил он за собой. И мы явно’ чувствуем элемент рез­ кого неприятия, острой гро­ тескности, который внес в рисунок этого образа ху­ дожник. В этом контрастном про­ тивопоставлении двух обра­ зов и заключается большая изобразительная сила кар­ тины. Художник задумал и на­ чал писать ее в дни, когда гитлеровские войска рва­ лись к Москве, когда греме­ ли бои у Волги, а на зем­ ле, по которой прошел враг, все жарче разгоралось пла­ мя партизанской борьбы. «Идет война народная, свя­ щенная война...» — пели в теплушках. Образ непоко­ ренной матери-Родины взы­ вал с плакатов. Художник С. В. Герасимов ответил на призыв времени картиной, написать которую он почи­ тал своим гражданским долгом. Но не только живые на­ блюдения и переживания суровых и героических дней помогли Герасимову создать эту картину. Ее появление было подготовлено всем жизненным и творческим опытом художника. Жизнь русского народа, русского человека — вот главная те­ ма, которой он верен на протяжении более чем по­ лувековой творческой дея­ тельности. Эта жизнь была доподлинно знакома худож­ нику с детства, проведенно­ го на окраине старинного русского городка Можай­ ска, раскинувшегося на бе­ регу Москвы-реки. Навсегда запомнился большак, по которому проезжали груже­ ные крестьянские подводы, пролетали цветастые свадь­ бы. По реке в весенний па­ водок крестьяне из окрест­ ных сел гнали плоты, а У самого дома слышался по­ стоянный и немолчный шум мельничного колеса... «Вооб­ ще слово «хлеб» произно­ силось с уважением». Так говорит художник, сердцу которого с первых же ша­ гов в искусство всего доро­ же и ближе было изобра­ жение жизни русского кре­ стьянства. По картинам С. Гераси­ мова можно воочию просле­ дить, как народ становился хозяином своей судьбы, как в огне великих событий вы­ ковывался его новый, со-' ветский характер... Граж-; данская война. Под пур-. пуром склоненного в трауре; знамени, такого яркого на. белизне снега, сибирские партизаны дают торжест-' венную клятву над телом погибшего товарища... Кар­ тина «Клятва партизан», полная суровой экспрессии, рассказывает о могучей и грозной силе, вырвавшейся из самых народных глубин и переделывающей жизнь. А вот и он — новый, рож­ денный социалистической действительностью человек, крестьянин, взявший в руки винтовку, чтобы защитить колхозное добро — «Кол­ хозный сторож»... В этом образе сказалось стремле- ление художника создать крупный, цельный характер человека, строящего новую жизнь. Эта жизнь, сияющая всеми звонкими красками; лета, предстает на полотне^ — «Колхозный праздник». Родина... Для С. Гераен-' мова сокровенной сущно-' стью этого понятия стало многое. Родина — это и ее славная история, и ее пол­ ная трудовых побед совре­ менность, и ее удивительная природа, с детства родная, милая. Никогда не устает художник находить в ней все новые и новые мотивы и краски, чтобы еще полнее и задушевнее передать в каждом новом пейзаже всю ее неповторимую поэтиче­ скую прелесть, все свое, по­ истине неисчерпаемое «по­ ловодье чувств»... Но вот черная тень вра­ жеских самолетов нарушила безоблачную синь мирного неба. Война! И тогда в га­ лерее крестьянских образов, написанных С. Герасимо­ вым, появился еще один, « создание которого худож­ ник вложил все свое зрелое мастерство. «Мать парти­ зана»... Во весь рост встал на родной земле со­ ветский человек, непобеди­ мый в любви к своей социа­ листической Родине. Думы о Родине, о ее судьбе неот­ ступно владели художни­ ком, когда он писал кар­ тину. Ведь в эти дни фа­ шистские танки топтали родные можайские поля, враги варварски разрушали города и села, превращали в руины с юных лет люби­ мые художником творения древнего зодчества в Нов­ городе и Пскове — свиде­ тельство величия духа на­ рода, его истории, его куль­ туры... Потому-то в картине особенного, глубоко обоб­ щающего смысла полон пей­ заж, написанный широко и взволнованно. Дымятся до­ горающие избы села, а да­ леко за рекой, насколько хватает глаз, над огромным, охватившим все небо дым­ ным заревом, открываются просторы поруганной и из­ раненной родной земли. Острой, щемящей болью проникнут этот пейзаж. Давно отгремели залпы войны. Но не только исто­ рия воскресает перед нами в картине «Мать партиза­ на». И сегодня ее видят нс только советские зрители в зале Третьяковской галереи. Беспокойная жизнь карти­ ны! Часто вместе с другими произведениями отправляет­ ся она в далекие зарубеж­ ные путешествия, где па выставках советского изо­ бразительного искусе г.за предстает перед тысячами людей. Она учит их пони­ мать, любить и ненавидеть.^ Она напоминает людям о том, что принесла с собой война, учит их бороться за! дело мира. Она рассказы-' вает всему миру о жизнс-! утверждающей силе совет­ ского искусства, о том гу­ манизме нового мира, о ко­ тором мы сегодня читаем в Программе нашей партии и который светится во всех лучших произведениях со­ ветского искусства. И. КИСЛЯКОВА. ДЕТИ УЧАТСЯ МУЗЫКЕ В просторную 'комнату почта один за другим вошли более десяти .мальчиков. Через минуту все уже были в сборе. .Василий Иванович Черкашин, руководитель духового оркестра, окинул теплым взглядом своих юных учеников и с улыбкой ска­ зал: — Итак, начнем урок. Он интересно рассказывал мальчикам о музы­ ке, познакомил их с азами .музыкальной .грамо­ ты... Так началось Iпервое занятие в детской музы­ кальной школе, созданной на заводе «Стройде- таль» по инициативе комитета комсомола. В ней пака один класс. Дети рабочих завода учатся играть на духовых инструментах. Занятия про­ водятся четыре раза в неделю. В. ПЕТРОВ. Писатель-патриот (К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. А. ФЕДИНА) Константин Александро­ вич Федин (1892) принадле­ жит к поколению советских писателей, создавшему лите­ ратуру социалистического реализма. Его творческий путь начался в годы, когда молодая Советская респуб­ лика с оружием в руках отстаивала завоевания Ок­ тября. Уже в первых рас­ сказах и очерках писатель стремился показать, как в огне революции рождался человек с новыми убежде­ ниями, с новой моралью. Произведением новатор­ ским и по содержанию и по форме явился роман Федн- * -V - : ПОЧЕМУ МЫ Т А К ГОВОРИМ В А Ф Л Я Еще Г. Р. Державин в оде «Фелица» упоминает о ваф­ лях. В одном словаре 1780 года уже есть слово «ваф­ ля». Во всяком случае, мы знаем вафли двести лет. Чем отличаются вафли от других легких сухих пече­ ний? Узором в клеточку на поверхности. И полотенце с подобным узором называет­ ся вафельным. Издали ваф­ ли похожи на соты. Этим и объясняется название «ваф­ ли». Слово это — заимствова­ ние из немецкого. А в не­ мецком оно образовано от слова «вабе», на языке пче­ ловодов означающего «ячей­ ка в пчелиных сотах». БИТЫЙ ЧАС Смысл слова «час» в ста рнну был несколько иной. По-украински и теперь час— значит время. Часом обычно называли неопределенное количество времени. Часы же были величай­ шей редкостью. И когда в 6912 (на наш счет в 1404) году великий князь Василий Дмитриевич соорудил в Москве часы на своем дво­ ре, это было настолько зна­ чительным событием, что его отметили летописи. Эго были одни из первых часов в Европе. «Сий же часник наречет­ ся часомерье; на всякий же час ударяет молотом в ко­ локол, размеряя и рассчи­ тан часы нощные и дневные, но бо человек ударяще, но человековидно самозвонно и самодвижно, страннолепно ненако сотворено есть чело­ веческою хитростью, преиз- мечтано .и преухищрено», — сообщал летописец. Время теперь можно было определить не на глазок, по солнцу, а по бою часомерья. Новое явление нашло по­ том отражение и в языке. Появились выражения «би­ тый час», «битые полчаса», где слово «битый», свиде­ тельствовало, что действи­ тельно прошло много време­ ни — целый час или полча­ са. Выражение это сохрани­ лось и в наши дни для неоп­ ределенно долгого времени: «Битый час я объясняю это...». на «Города и годы» (1924), одно из первых произведе­ ний советской литературы о революции и гражданской войне. Темы положительно­ го героя коммуниста-рево- люционера, раздумья о пу­ тях революционного искус­ ства, о соотношении капи­ талистического. Запада и Советской России, нашед­ шие отражение в романе, развиваются писателем в других п р о и з в е д е н и я х . Нельзя жить художнику и творить вне Родины и рево­ люции — такова основная идея романа «Братья» (1927—1928). Заграничные поездки в конце 20-х — на­ чале 30-х годов дали писа­ телю материал для создания романов «Похищение Евро­ пы» (1933— 1935) и «Сана­ торий Арктур» (1940), ри­ сующих кризис капитали­ стической системы. В дни Великой Отечест­ венной войны писатель не­ однократно выступает с во­ енными очерками и гнев­ ными статьями, разоблачает кровавые злодеяния гитле­ ровцев. Особую любовь со­ ветских читателей завоева­ ли последние романы К. А. Федина — «Первые радо­ сти», «Необыкновенное ле­ то» и «Костер». Главный герой трилогии Кирилл Из­ веков — один из лучших об­ разов коммунистов в совет­ ской литературе. К. Федин не только вы­ дающийся писатель, но и крупный теоретик литерату­ ры, неутомимый борец за ее идейную глубину и со­ вершенство формы. Следуя заветам А. М. Горького, Фе­ дин неустанно помогает ро­ сту молодого поколения ху­ дожников слова. X X I I съезд КПСС воору­ жил советских писателей ясной программой действий. Весь талант, все помысли и чувства писатели Страны Советов отдают своему ге­ роическому народу, строя­ щему коммунизм. И в их строю — крупнейший писа­ тель-патриот, видный дея­ тель международного дви­ жения сторонников мира К. А. Федин. ------------ » Р а с с к а з ы в а ю т . . . Однажды один из поклон­ ников Эдисона сказал в при­ сутствии великого изобрета­ теля, что тот обязан своими многочисленными изобрете­ ниями только гениальным способностям. Томас Эдисон тут же ответил: — Хорошее изобретение только на один процент со­ стоит из вдохновения и та­ ланта. Остальные девяносто девять процентов — работа в поте лица. Справедливость этих слов подтверждается весьма на­ глядно. Только регистрируя результаты опытов со своей лампочкой, Эдисон исписал в 200 записных книжках 40 тысяч страниц. А за каждой краткой записью кроются кропотливая подготовка к опыту и сам опыт. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул., Суворова ,24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 53)22 Зак. № 1537

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz