Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
г : ! Н А Ш У Н И В Е Р С И Т Е Т К У Л Ь Т У РЫ ВЕЛИЧАЙШ ИЙ РУ С К ИЙ ГЕНИЙ (К 125-летию со дня смерти А. С. Пушкина> «Пушкин у нас — нача ло всех начал»—так опре делил А. М. Горький роль гениальною русского поэ та в истории национальной культуры и в развитии про грессивной общественной мысли нашей страны. Алек сандр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — родона чальник новой русской ли тературы и основополож ник современного литера турного языка. В исключи тельной гармоничности и многогранности его талан та, в творческой мощи и стремительности развития выразились одаренность и могучая сила нашего наро да. Формирование пушкин ского гения определили бурные события в жизни России — Отечестве и н а я война 1812 года и восста ние декабристов, едино мышленником и другом ко торых был поэт. С первых шагов на литературном поприще Пушкин становит ся выразителем окружаю щей жизни и, как эхо, от зывается на все ее прояв ления. Поэт с небывалой до него широтой и правдиво стью отразил лучшие черты русского народа — свобо долюбие, гуманизм, демо кратизм, любовь к родине, ненависть к крепостничест ву и самовластию. Глубокая постановка крестьянского вопроса, составлявшего ос новную проблему русской жизни на протяжении всего XIX века, наглядно свиде тельствует о его гениальной проницательности. Создав русскую нацио нальную реалистическую литературу, насыщенную передовым идейным содер жанием, Пушкин утвердил реализм как основное лите ратурное направление. Он создал основополагающие образцы в лирической и эпической поэзии, в прозе ,1 драматургии, теории и ис тории литературы. Все дальнейшее развитие оте чественной литературы шло под решающим влиянием Пушкина. Пушкинское на чало живет в творениях всех великих русских писа телен и в творчестве клас сиков советской литерату ры, наследующих прогрес сивные традиции своего гениального предшествен ника. Известность Пушкина всемирна. Его творчество понятно и дорого советско му народу и всем прогрес сивным людям земли, оно созвучно их самым завет ным чувствам — любви к Родине, непоколебимой ве ре в силу разума, в торже ство прогресса. Человечест ву близки мечты великого поэта о вечном мире, о «временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединят ся». Пушкинский призыв посвятить Отчизне «души прекрасные порывы» вдох новлял и его передовых современников, и лучших людей грядущих поколений. Гениальное наследие Пуш кина вошло как неотъем лемая часть в социалисти ческую культуру советского общества, строящего ком мунизм. Когда мамы на работ е... ПУШКИНУ-РОССИЯ а Каждый памятник, /п о добно книге, имеет свою историю. Немало интерес ного может поведать и знаменитый бронзовый мо нумент А. С. Пушкину, .ус тановленный в Москве. Его история началась в Петербурге, за сорок лет до того, как памятник по явился в Москве. Именно тогда в саду лицея был ус тановлен небольшой ка мень кубической формы с белой мраморной доской, на которой была позоло- ченая надпись: («Местному гению». Директора лицея вызвали к великому кня зю: — Кто разрешил поста вить памятник Пушкину? — Не Пушкину, а вооб ражаемому гению, •— оп равдывался директор. Только через двадцать лет, когда бывшие воспи танники лицея решили ус тановить памятник П уш ки ну в лицейском саду, цар ское правительство собла говолило разрешить сбор пожертвований. Но соб ранная сумма оказалась недостаточной и от мысли увековечить память вели кого поэта пришлось на время отказаться. Просматривая журналы второй половины X IX в., я обнаружил репродукцию са мой первой модели памятни ка Пушкину, выполненной скульптором Н. Лаверец- ким и архитектором Л. Бах- Новое о поэте На днях миллионы советски$ телезрителей с волнением слушали увлекательный рассказ писа теля Ираклия Андроникова о последних днях жизни А. С. Пушкина. В Нижнем Тагиле были найдены письма Карамзиных — современников и друзей А. С. Пушкина. Они проливают новый свет на историю трагической гибели поэта. Ирак лий Андроников прочитал свой рассказ «Тагиль ская находках, где приведены письма Екатери ны, Софьи и Александра Карамзиных, показы вающих обстановку травли, преследования и кле веты, в которой находился Пушкин в последние месяцы жизни. Большой интерес представляет письмо Екате рины Карамзиной. Она рассказывает о последней встрече с Пушкиным перед смертью поэта. Е. Карамзина пишет„• «...я имела горькую сла дость проститься с ним в четверг; он сам этого пожелал... Он был бледен, как полотно, но очень хорош...». — Письма Карамзиных, — говорит И. Андро ников, —- обогащают нас множеством новых под робностей о жизни и гибели поэта, поднимают чувство сожаления и той любви, которая уже давно доказала, что Пушкин бессмертен Р А С С К А З Ы В А Ю Т . . . На Невском проспекте Пушкин увидел юношу в лицейском мундире. — Вы, наверное, только что выпущены из ли цея? — спросил он, подходя. — Так точно, — ответил юноша. — И прико мандирован к гвардейскому полку. А позвольте узнать, Александр Сергеевич, где вы теперь слу жите? — Я числюсь по России! — ответил поэт. маном. На вершине скалы с уступами — четыре фигуры. ,В центре — Пушкин, около него юноша, аллегорически изображающий следующее поколение писателей; поэт передает юноше завещание. Второй юноша олицетворя ет русский народ. Очень интересный был проект замечательного рус ского скульптора Н. Пиме нова, который изобразил на пьедестале юношу в русском платье, высекающего слова: «Пушкину — Россия». ,Но ни денег, ни разреше ния на памятник еще не бы ло. Только в феврале 1871 г. был учрежден комитет по постановке памятника Пуш кину. Вся Россия начала со бирать деньги на памятник. •Газеты публиковали списки жертвователей. Было соб рано свыше 100 тысяч руб лей — сумма по тому вре мени немалая. Объявили конкурс. В мар те 1873 г. открылся общест венный просмотр пятнадца ти проектов. Лучшими приз нали пять. Среди них был и проект А. Опекушина. Та лантливый скульптор пред ставил три варианта памят ника. На одном из них поэт был изображен сидящим с книгой в руках на скамейке в Михайловском, на другом — со скрещенными на гру ди руками и с устремлен ным вверх взором, а на третьем — в той позе, в которой мы видим его сей час на памятнике. ...Когда бы вы ни приш ли на Пушкинскую пло щадь в Москве, живые цве ты неизменно украшают постамент памятника ве ликого поэта. Они говорят и о признании труда ваяте ля, воплотившего в бронзе дорогой нам образ поэта. Л. ВАРШАВСКИЙ. Детские ясли. Чистые светлые комнаты. Свежий воздух. И всюду, куда ни посмотришь, чувствуются заботливые руки обслужи вающего персонала. — Ребенок должен рас ти крепким и здоровым,— таков девиз коллектива детских яслей № 18 наше го треста. В яслях малыши нахо дятся под строгим меди цинским наблюдением. Врач-педиатр Екатерина •Григорьевна Башкатова зорко следит за их здоровь ем. Кроме того, она часто читает родителям лекции о том, как правильно вос питывать детей, следить за их здоровьем. Режим дня в яслях вы- I полняется точно. Дети всегда вовремя кушают, ходят на прогулку, спят, играют. Оздоровительный сон на свежем воздухе хо рошо способствует закали ванию их организма. И ма ленькие граждане растут жизнерадостными и крепки ми. 1 Большое внимание в яс лях уделено воспитанию малышей. Ежедневно про водятся обязательные за нятия: уроки рисования, лепки, хореографии. Что бы хорошо развивалась па мять, мышление, воображе ние и фантазия детей, а также, чтобы лучше акти визировалась их речь, с малышами проводятся за нятия по родному языку. Мальчики и девочки слу- Играют самые маленькие. шают сказки, смотрят представления кукольного, ] теневого и картонажного театров, которые созданы руками педагогического ин структора Риммы Андреев ны Дьяк. С восторгом встречают маленькие зри тели каждое новое пред ставление. Хлопотливыми бывают сборы на прогулки. Каж дый одевается сам, а одев шиеся — помогают товари щам. Хорошо проходит каждый день и в группе самых ма леньких. Вот они под наб людением своей «мамы» играют на ковре. Каждый занят своим делом, но за ботливый глаз воспитатель ницы не оставляет без вни мания ни одного малыша. Родители всегда спо койны за своих детей Бель — Этот бутуз не болен,— говорит Башкатова. — в заботливых ру всупитателей. Часто В яслях выпускается стенгазета для родителей. Готовится очередной номер. они ках матери сами дежурят в яслях, и они видят, что здесь во всем образцовый порядок. Недаром в книГе жалоб и предложений толь ко благодарности. Да, де ти строителей окружены в яслях материнским вни манием. Наша задача, - го в о рит заведующая яслями | Татьяна Петровна Лаврен- | тьева, — создать еще луч- | шне условия для малышей. ! И мы это сделаем. «Текст и фото В. Ларина. | , Х л е б - с о л ь в а м 11 В воспоминаниях ино земных послов, приезжа вших на Русь в XV—X V I I веках, говорится о приемах, которые устраивали им государи, об утвари, обилии блюд, число которых до стигало пятисот... Оче видцы рассказывали, что иногда государь, подозвав к себе служителя, давал ему продолговатый ломоть хле ба и приказывал отнести послу, которому объявля ли, что государь жалует его, посылая хлеба со сво его стола. Такие подарки отправляли и другим при глашенным. Желая ока зать особую милость, го сударь посылал также и соль со своего стола. Хлеб и соль имели чисто симво лическое значение, были знаком внимания. Этот обычай пришел в государевы палаты из до мов простых людей — крестьян, ремесленников. На свадьбах отец и мать жениха встречали ново брачных хлебом-солыо и благословляли их . Во время пиршеств при новоселье комнаты устилались тра вою, а на стол, покрытый скатертью, клали прине сенные хлеба и ставили в солоницах соль, Хлебом-солыо встречали и приезд желанного, по четного гостя, дорогого и уважаемого человека. На Руси хлебтсоль всегда были знаком дружеской встречи. Недаром в русском языке для обозначения настояще го гостеприимства сущест вует слово, образованное из «хлеба» и «соли» — хле босольство. Обычай этот сохранился и до наши* дней. Почему преподношение соли стало символом рас положения, гостеприимст ва? •Когда-то на Руси соль была очень ценным продук том. Ее надо было возить издалека, что в то время было затруднительно. К тому же соль облагали вы соким налогом. Известны даже «соляные бунты»: в 1648 году возмущенный народ требовал выдачи Назария Чистого. при думавшего новый соляной налог, управляющего Мо сквой Плещеева убила разъяренная толпа. При высокой цене на соль нужны были по-на стоящему согласные и дружеские отношения, что бы вместе «пуд соли съесть». У многих за сто лом была одна солонка, а пищу в старину готовили без соли. Хозяин собст венноручно солил еду: ко го любил, тому и соли больше сыпал. Порою ста раясь удружить, хозяин слишком усердствовал и пересаливал. Вот откуда пришло выражение «пере солить» в смысле переста раться. Незнатных гостей сажали подальше от хо зяина, на край стола. Бы вало и так, что им вовсе не доставалось соли. Вот почему мы ,и сегодня го ворим «не солоно ' хлебав ши» — о неудаче.' о плохом приеме. И. УРАЗОВ. Редактор К. ОГРЫЗКОВ ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул., Суворова ,24. Липецк, типография областного управления культуры АЗ 53093 Зак № 1115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz