Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

г : ! Н А Ш У Н И В Е Р С И Т Е Т К У Л Ь Т У РЫ ВЕЛИЧАЙШ ИЙ РУ С К ИЙ ГЕНИЙ (К 125-летию со дня смерти А. С. Пушкина> «Пушкин у нас — нача­ ло всех начал»—так опре­ делил А. М. Горький роль гениальною русского поэ­ та в истории национальной культуры и в развитии про­ грессивной общественной мысли нашей страны. Алек­ сандр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — родона­ чальник новой русской ли­ тературы и основополож­ ник современного литера­ турного языка. В исключи­ тельной гармоничности и многогранности его талан­ та, в творческой мощи и стремительности развития выразились одаренность и могучая сила нашего наро­ да. Формирование пушкин­ ского гения определили бурные события в жизни России — Отечестве и н а я война 1812 года и восста­ ние декабристов, едино­ мышленником и другом ко­ торых был поэт. С первых шагов на литературном поприще Пушкин становит­ ся выразителем окружаю­ щей жизни и, как эхо, от­ зывается на все ее прояв­ ления. Поэт с небывалой до него широтой и правдиво­ стью отразил лучшие черты русского народа — свобо­ долюбие, гуманизм, демо­ кратизм, любовь к родине, ненависть к крепостничест­ ву и самовластию. Глубокая постановка крестьянского вопроса, составлявшего ос­ новную проблему русской жизни на протяжении всего XIX века, наглядно свиде­ тельствует о его гениальной проницательности. Создав русскую нацио­ нальную реалистическую литературу, насыщенную передовым идейным содер­ жанием, Пушкин утвердил реализм как основное лите­ ратурное направление. Он создал основополагающие образцы в лирической и эпической поэзии, в прозе ,1 драматургии, теории и ис­ тории литературы. Все дальнейшее развитие оте­ чественной литературы шло под решающим влиянием Пушкина. Пушкинское на­ чало живет в творениях всех великих русских писа­ телен и в творчестве клас­ сиков советской литерату­ ры, наследующих прогрес­ сивные традиции своего гениального предшествен­ ника. Известность Пушкина всемирна. Его творчество понятно и дорого советско­ му народу и всем прогрес­ сивным людям земли, оно созвучно их самым завет­ ным чувствам — любви к Родине, непоколебимой ве­ ре в силу разума, в торже­ ство прогресса. Человечест­ ву близки мечты великого поэта о вечном мире, о «временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединят­ ся». Пушкинский призыв посвятить Отчизне «души прекрасные порывы» вдох­ новлял и его передовых современников, и лучших людей грядущих поколений. Гениальное наследие Пуш­ кина вошло как неотъем­ лемая часть в социалисти­ ческую культуру советского общества, строящего ком­ мунизм. Когда мамы на работ е... ПУШКИНУ-РОССИЯ а Каждый памятник, /п о ­ добно книге, имеет свою историю. Немало интерес­ ного может поведать и знаменитый бронзовый мо­ нумент А. С. Пушкину, .ус­ тановленный в Москве. Его история началась в Петербурге, за сорок лет до того, как памятник по­ явился в Москве. Именно тогда в саду лицея был ус­ тановлен небольшой ка ­ мень кубической формы с белой мраморной доской, на которой была позоло- ченая надпись: («Местному гению». Директора лицея вызвали к великому кня­ зю: — Кто разрешил поста­ вить памятник Пушкину? — Не Пушкину, а вооб­ ражаемому гению, •— оп­ равдывался директор. Только через двадцать лет, когда бывшие воспи­ танники лицея решили ус­ тановить памятник П уш ки ­ ну в лицейском саду, цар­ ское правительство собла­ говолило разрешить сбор пожертвований. Но соб­ ранная сумма оказалась недостаточной и от мысли увековечить память вели­ кого поэта пришлось на время отказаться. Просматривая журналы второй половины X IX в., я обнаружил репродукцию са­ мой первой модели памятни­ ка Пушкину, выполненной скульптором Н. Лаверец- ким и архитектором Л. Бах- Новое о поэте На днях миллионы советски$ телезрителей с волнением слушали увлекательный рассказ писа­ теля Ираклия Андроникова о последних днях жизни А. С. Пушкина. В Нижнем Тагиле были найдены письма Карамзиных — современников и друзей А. С. Пушкина. Они проливают новый свет на историю трагической гибели поэта. Ирак­ лий Андроников прочитал свой рассказ «Тагиль­ ская находках, где приведены письма Екатери­ ны, Софьи и Александра Карамзиных, показы­ вающих обстановку травли, преследования и кле­ веты, в которой находился Пушкин в последние месяцы жизни. Большой интерес представляет письмо Екате­ рины Карамзиной. Она рассказывает о последней встрече с Пушкиным перед смертью поэта. Е. Карамзина пишет„• «...я имела горькую сла­ дость проститься с ним в четверг; он сам этого пожелал... Он был бледен, как полотно, но очень хорош...». — Письма Карамзиных, — говорит И. Андро­ ников, —- обогащают нас множеством новых под­ робностей о жизни и гибели поэта, поднимают чувство сожаления и той любви, которая уже давно доказала, что Пушкин бессмертен Р А С С К А З Ы В А Ю Т . . . На Невском проспекте Пушкин увидел юношу в лицейском мундире. — Вы, наверное, только что выпущены из ли­ цея? — спросил он, подходя. — Так точно, — ответил юноша. — И прико­ мандирован к гвардейскому полку. А позвольте узнать, Александр Сергеевич, где вы теперь слу­ жите? — Я числюсь по России! — ответил поэт. маном. На вершине скалы с уступами — четыре фигуры. ,В центре — Пушкин, около него юноша, аллегорически изображающий следующее поколение писателей; поэт передает юноше завещание. Второй юноша олицетворя­ ет русский народ. Очень интересный был проект замечательного рус­ ского скульптора Н. Пиме­ нова, который изобразил на пьедестале юношу в русском платье, высекающего слова: «Пушкину — Россия». ,Но ни денег, ни разреше­ ния на памятник еще не бы­ ло. Только в феврале 1871 г. был учрежден комитет по постановке памятника Пуш­ кину. Вся Россия начала со­ бирать деньги на памятник. •Газеты публиковали списки жертвователей. Было соб­ рано свыше 100 тысяч руб­ лей — сумма по тому вре­ мени немалая. Объявили конкурс. В мар­ те 1873 г. открылся общест­ венный просмотр пятнадца­ ти проектов. Лучшими приз­ нали пять. Среди них был и проект А. Опекушина. Та­ лантливый скульптор пред­ ставил три варианта памят­ ника. На одном из них поэт был изображен сидящим с книгой в руках на скамейке в Михайловском, на другом — со скрещенными на гру­ ди руками и с устремлен­ ным вверх взором, а на третьем — в той позе, в которой мы видим его сей­ час на памятнике. ...Когда бы вы ни приш­ ли на Пушкинскую пло­ щадь в Москве, живые цве­ ты неизменно украшают постамент памятника ве­ ликого поэта. Они говорят и о признании труда ваяте­ ля, воплотившего в бронзе дорогой нам образ поэта. Л. ВАРШАВСКИЙ. Детские ясли. Чистые светлые комнаты. Свежий воздух. И всюду, куда ни посмотришь, чувствуются заботливые руки обслужи­ вающего персонала. — Ребенок должен рас­ ти крепким и здоровым,— таков девиз коллектива детских яслей № 18 наше­ го треста. В яслях малыши нахо­ дятся под строгим меди­ цинским наблюдением. Врач-педиатр Екатерина •Григорьевна Башкатова зорко следит за их здоровь­ ем. Кроме того, она часто читает родителям лекции о том, как правильно вос­ питывать детей, следить за их здоровьем. Режим дня в яслях вы- I полняется точно. Дети всегда вовремя кушают, ходят на прогулку, спят, играют. Оздоровительный сон на свежем воздухе хо­ рошо способствует закали­ ванию их организма. И ма­ ленькие граждане растут жизнерадостными и крепки­ ми. 1 Большое внимание в яс­ лях уделено воспитанию малышей. Ежедневно про­ водятся обязательные за­ нятия: уроки рисования, лепки, хореографии. Что­ бы хорошо развивалась па­ мять, мышление, воображе­ ние и фантазия детей, а также, чтобы лучше акти­ визировалась их речь, с малышами проводятся за­ нятия по родному языку. Мальчики и девочки слу- Играют самые маленькие. шают сказки, смотрят представления кукольного, ] теневого и картонажного театров, которые созданы руками педагогического ин­ структора Риммы Андреев­ ны Дьяк. С восторгом встречают маленькие зри­ тели каждое новое пред­ ставление. Хлопотливыми бывают сборы на прогулки. Каж ­ дый одевается сам, а одев­ шиеся — помогают товари­ щам. Хорошо проходит каждый день и в группе самых ма­ леньких. Вот они под наб­ людением своей «мамы» играют на ковре. Каждый занят своим делом, но за­ ботливый глаз воспитатель­ ницы не оставляет без вни­ мания ни одного малыша. Родители всегда спо­ койны за своих детей Бель — Этот бутуз не болен,— говорит Башкатова. — в заботливых ру всупитателей. Часто В яслях выпускается стенгазета для родителей. Готовится очередной номер. они ках матери сами дежурят в яслях, и они видят, что здесь во всем образцовый порядок. Недаром в книГе жалоб и предложений толь­ ко благодарности. Да, де­ ти строителей окружены в яслях материнским вни­ манием. Наша задача, - го в о ­ рит заведующая яслями | Татьяна Петровна Лаврен- | тьева, — создать еще луч- | шне условия для малышей. ! И мы это сделаем. «Текст и фото В. Ларина. | , Х л е б - с о л ь в а м 11 В воспоминаниях ино­ земных послов, приезжа­ вших на Русь в XV—X V I I веках, говорится о приемах, которые устраивали им государи, об утвари, обилии блюд, число которых до­ стигало пятисот... Оче­ видцы рассказывали, что иногда государь, подозвав к себе служителя, давал ему продолговатый ломоть хле­ ба и приказывал отнести послу, которому объявля­ ли, что государь жалует его, посылая хлеба со сво­ его стола. Такие подарки отправляли и другим при­ глашенным. Желая ока­ зать особую милость, го­ сударь посылал также и соль со своего стола. Хлеб и соль имели чисто симво­ лическое значение, были знаком внимания. Этот обычай пришел в государевы палаты из до­ мов простых людей — крестьян, ремесленников. На свадьбах отец и мать жениха встречали ново­ брачных хлебом-солыо и благословляли их . Во время пиршеств при новоселье комнаты устилались тра­ вою, а на стол, покрытый скатертью, клали прине­ сенные хлеба и ставили в солоницах соль, Хлебом-солыо встречали и приезд желанного, по­ четного гостя, дорогого и уважаемого человека. На Руси хлебтсоль всегда были знаком дружеской встречи. Недаром в русском языке для обозначения настояще­ го гостеприимства сущест­ вует слово, образованное из «хлеба» и «соли» — хле­ босольство. Обычай этот сохранился и до наши* дней. Почему преподношение соли стало символом рас­ положения, гостеприимст­ ва? •Когда-то на Руси соль была очень ценным продук­ том. Ее надо было возить издалека, что в то время было затруднительно. К тому же соль облагали вы­ соким налогом. Известны даже «соляные бунты»: в 1648 году возмущенный народ требовал выдачи Назария Чистого. при­ думавшего новый соляной налог, управляющего Мо­ сквой Плещеева убила разъяренная толпа. При высокой цене на соль нужны были по-на­ стоящему согласные и дружеские отношения, что­ бы вместе «пуд соли съесть». У многих за сто­ лом была одна солонка, а пищу в старину готовили без соли. Хозяин собст­ венноручно солил еду: ко ­ го любил, тому и соли больше сыпал. Порою ста­ раясь удружить, хозяин слишком усердствовал и пересаливал. Вот откуда пришло выражение «пере­ солить» в смысле переста­ раться. Незнатных гостей сажали подальше от хо­ зяина, на край стола. Бы­ вало и так, что им вовсе не доставалось соли. Вот почему мы ,и сегодня го­ ворим «не солоно ' хлебав­ ши» — о неудаче.' о плохом приеме. И. УРАЗОВ. Редактор К. ОГРЫЗКОВ ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул., Суворова ,24. Липецк, типография областного управления культуры АЗ 53093 Зак № 1115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz