Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

• 'Л:;чч‘ч ,. ж я й .: ,;■ ; :.4ЯЙР.1Л. , Алексей Максимович Горький говорил; «Любите кни­ гу — источник знаний». Да, книга — лучший друг чело­ века. Она учит жить, узнавать и нанимать явления, происходящие в мире. Книга открывает перед челове­ кам неизведанное. Вот почему так любит книгу Галя Кузнецова. Де- вушка -окончила строительное училище и сейчас рабо­ тает штукатуром в комсомольско-молодежной бригаде Виктора 'Купали хина из строительного управления № 7. Но когда она приходит домой, когда у нее оказывает­ ся свободное время, она. читает. Очень хорошо, Галя. Будь неразлучна с книгой всю свою жизнь! Фото В. Ларина. КРЫША ИЗ... БУМАГИ Крыша из бумаги? Это новость! Ленинский комбинат Харьковского облместпрома из­ готовляет новый кровельный материал — беми-т. Про­ изводится ом из смеси бумажных и картонных отходов и билумной эмульсии. Крыша из бе^/литных листов слу­ жит без ремонта 9— 10 лет. А если смазать бемитные листы с двух сторон суриком или битумом, то без ре­ монта крыша «простоит до 20 лет. Ценными свойствами новой кровли является то, что она легка, не требует прочных стропил и обрешетки. Средняя стоимость одного квадратного метра крыши из бемита в восемь раз дешевле железной. На основе опыта харьковчан ряд предприятий Тирас­ поля, Херсона, Кишинева наладили у себя производ­ ство бемитны'х листов. и. ДУВОВИЦКИИ. Г о р я ч и е о б о и Представьте себе дом, где ни в одной комната, ни в одном коридоре нет труб и радиаторса отопления. Однако в квартирах тепло, как летом. В чем же дело? Люди, искушенные в строительстве, скажут: ничего особенного — радиаторы и трубы мож­ но спрятать в панелях. А где же котельная? В Московском (институте тонкой химической техноло­ гии созданы полимерные обои, которые хорошо про­ водят ток и выделяют при этом тепло. Внутри них за­ прессованы ленточки металлических электродов, ши­ риной не более двух сантиметров. Такой материал при включении в электросеть выделяет тепло. ВЫДАЮЩИЙСЯ ПИСА Выдающийся англий­ ский писатель-романист, крупнейший представи­ тель критического реа­ лизма XIX века, Чаряа Диккенс (1812—1870) вступил в литературу в начале 30-х годов, когда V -А- -О- «ПОДВИГ» ГАЛИНОЙ МАМЫ Проходит еще несколько, лет. Жизнь идет своим че-[ редом. Кончен вуз, получе-» на работа, и комната, сла-| ва богу, ничего, и муж | «не пьет и не гуляет». Но от чего же так тпс- кливо, так скучно и все не радует — все, чему поло­ жено радовать? Этого Галя не знает. И не задумывается над этим - некогда. А, жизнь все идет и идет... Родители Гали пригла шают ее с мужем и сы­ ном приехать к ним погос­ тить. Целых пять лет про­ шло, как они живут в Ка захстане, и за все эти пять лет они не виделись ни ра зу: Галина мама умеет дер­ жать себя в руках, у нее есть воля н есть характер. Но ведь прошло столько лет, и все улеглось, а по видать дочь и внука все- таки хочется.., В затерянном посреди степи городке, у порога не­ большого глинобитного домика Галю, Геннадия и Женьку встречает вся се мья: такой же, моложавый, застенчиво улыбающийся отец, заметно постаревшая мать в праздничном п.птье н худенькая девчушка с ог­ ромным белым бантом в густых каштановых воло­ сах. / Галя останавливается и не может подойти к ней. Она чувствует, что кровь жарко прилила к щекам, что подкашиваются ноги. Мать первая приходит в себя и, догадываясь, что сейчас случится что-то не­ поправимое, закрывает де­ вочку своим крупным те­ лом. «Маринка!» — отчаянно шепчет Галя и бросается к ней, даже не выпустив из рук чемодана. Юна от­ талкивает мать, не видя ее предостерегающих жестов, не слыша ее испуганного: «Что ты! Что ты!». Она по­ крывает дочь поцелуями, за­ глядывает ей в глаза, гла­ дит и тормошит ее, снова тормошит ее, снова целует и только твердит: «Маринка! Маринка!». Минуты длится это. Ка ­ жется, что — часы. Еше ничего не сказано вслух, еще, на худой конец, все можно объяснить привя­ занностью к младшей се­ стре, повышенной чувстви­ тельностью, долгой разлу­ кой. Но пер§д кем оправ дываться? Тот, кому нуж ­ но, и так уже все понял, Окончание. Начало см. в АЛ 10. и все остальные поняли, что он понял. Только Жень ка невозмутимо гоняется за петухом, да сбитая с тол!^у Марина жмется в уг лу, молчит и морщит лоб, ничего не понимая. Постепенно волна пер­ вых потрясений спадает. Отец под благовидным предлогом спешит улиз­ нуть из дома. Маринку отправляют к подруге. Мать с нарочитой веселостью начинает суетиться вокруг стола, следя недремлющим оком, чтобы Галя и Ген­ надий не оказались без при­ смотра. Но все же наступает та­ кой момент, когда, как ни тяни, а надо расходиться по комнатам: за окнами — ночь. Таля и Геннадий ос­ таются одни... Они молчат. -Им трудно взглянуть друг на друга. Наконец, Геннадий говорит подчерк нуто ласковым голосом: — Неужели нельзя было сказать правду? И больше — ни слова. Ни слова. Но Галя пони­ мает, что все теперь пойдет по-иному. Впрочем, ей это уже все равно. Все дни она проводит с Маринкой. Она гуляет с ней, часами держит у себя на коленях, возится вместе с нею в песке, любуется из окна, когда Маринка с подругами прыгает через скакалочку... Она вгляды­ вается в дочь и все время ловит себя на том, что ста­ рается отыскать в ней Сла­ вины черты. И находит: она подмечает в Маринке его жесты, его улыбку, его разрез глаз, его наклон го­ ловы... Она идет с ней в чахлую дубовую рощицу, а перед глазами — чащоба, в которой они со Славой чуть не заблудились. Она идет с ней на озеро и вспо­ минает, как Слава учил ее плавать. На каждом шагу подстерегают ее мучитель­ ные, горько счастливые воспоминания, и это стано­ вится невыносимым. Тогда созревает дерзкое решение, и Галя приветит его в исполнение так же внезапно, как внезапно оно пришло. Днем, между завтраком и обедом, сказав, что идет с Маринкой погу­ лять, и подбросив в почто­ вый ящик коротенькую за­ писку, она без вещей и поч­ ти без денег, не простив­ шись, вместе с дочерью уезжает в свой родной го­ род. Здесь она узнает, что Слава — ныне инженер Вячеслав Алексеевич Бель­ ский — работает после АРКАДИЙ ВАКСБЕРГ окончания института в Ир­ кутске. Заняв у знакомых денег, Галя, не теряя ни одного дня, едет в Сибирь. В Иркутске ей без особо­ го труда удается разыскать его. -На звонок дверь от­ крывают девочки-погодки — лет пяти-шести, и, узнав, кого нужно незнакомой те­ те, торжественно выводят из комнаты своего лысею­ щею папу. Разыгрывается никому не нужная сцена, оставляю­ щая только горький осадок безысходности и подчерки­ вающая нелепость всего, что произошло. Сбитый с толку тем зло­ получным письмом, Слава немедленно примчался до­ мой. Здесь он узнал, что семья Гали неожиданно выехала из города, не ска­ зав куда и зачем. Он бросился к ' Галиным подругам. Но те и сами были в полном неведении Он послал телеграмму в Воронеж, в институт. При­ шел ответ: «Подала заяв­ ление об уходе по болезни». Он возвратился в Моск­ ву. Ему вспомнились газет ные статьи, где рассказыва лссь, как сотрудники цент рального адресного бюро1 помогли отыскать родных и друзей, потерявшихся мно­ го лет назад. Их находили даже по случайно сохра­ нившимся в памяти приме­ там. Слава помнил не случай­ ные приметы. Он знал имя. Знал отчество. Знал фами­ лию и возраст. (Неужели человек — пес­ чинка, которую нельзя най­ ти? Но центральное адресное бюро не разыскивает сбе­ жавших возлюбленных. У него есть дела и поважнее. У него — да. Но у Славы не было дела важнее. Он просил. Он умолял,, грозился и даже плакал. А в этом адресном бюро си­ дят люди. Обыкновенные люди. И , может быть, даже не совсем обыкновенные: уж такая у них работа. Больно человечная работа. «Ладно, — сказал началь­ ник, — поищем». И некоторое время спустя пришел ворох адресов. Во­ семнадцатилетняя Галина Ивановна Портнова прожи­ вала и в Москве, и в Харь­ кове, и в Нарьян-Маре, и в Андижане, и в Томской об ласти, и в Рязанской, и еше. в десятках городов и сел. Все Гали Портновы от­ кликнулись на Славины письма. Все до одной! Среди них не было его Гали. «Видно, нигде не пропи­ сана, — сказал начальник адресного бюро. — Или са ми чего-нибудь путаете». Два года мучился Слава, надеясь получить от исчез­ нувшей Гали хоть какие нибудь известия, хоть ка кой-нибудь знак. Но Галя молчала. И тогда девушка, которая была рядом, ми­ лая девушка, лишь немного напоминавшая Галю, но за­ то любившая преданней, стала его женой. ...Это неправда, что чув­ ство проходит с годами. Если настоящее — оно ос­ тается. Острота его может притупиться, свежесть - - поблекнуть, но его глубина не станет мельче оттого, что люден разделяют годы и километры, обиды и повсе дневные заботы. Дот и годы прошли, и тысячи километров легли между ними, и обид было немало, и заботы —'малень­ кие и большие — каждый день одолевали обоих, — а любовь осталась. И доста­ точно было толчка, чтобы все вернулось, чтобы снова были сказаны все слова — такие слова, после которых неизбежен вопрос: что же дальше? Что же дальше? Сломать две семьи, оставить полуси- ротами троих детей, пере­ черкнуть прошлое, которое —хочешь или не хочешь — всегда будет напоминать о себе, как ни старайся его забыть? Или все оставить по- прежнему, памятуя, что «от судьбы никуда не уйдешь», и — пусть уж будет, как было?. (Но ведь так, «как было», больше не будет. Будет вечный укор — хотя бы и молчаливый, отчуж­ денность и холод в семье, смятение в душе и посто­ янные мучительные сомне­ ния: не сделана ли ошибка? ,И все-таки нужен выход. И нужна трезвость. Слава —мужчина, он должен пер­ вым взять себя в руки, ска­ зать жестокую правду, убе­ дить. И они расстаются — на этот раз уже навсегда. Мо­ лодым, любящим, создан­ ным друг для друга — им не быть вместе. Живые — они прощаются, словно на похоронах... .Эту историю я случайно услышал в суде: Галя раз­ водилась с Геннадием. Не для того, чтобы соединить ся со Славой, — об этом К 150-летию со дня рождения Ч а р л з а Д и к к е н с а АНГЛИЙСНИЙ Т ЕЛЬ а стране ширилось дви­ жение за демократиза­ цию общественной жиз- ни. С первых ша-гсв сво­ ей деятельности он вы­ ступает как подлинно национальный художник, которого глубоко и жи- во интересует многооб- I разная жизн„ родной | страны. | Диккенс любил родной } язык и мастерски ис- 1 пользовал его богатства. { Стремясь к реалистиче- | с ком у о траж ению дей- * сТБ'ителънести, писатель ( правдиво запечатлел ис­ торию жизни англ'ийско- | го народа середины I прошлого столетия. Уже | в первых своих прсиз- | ведениях («Очерки Бс- { за», «Посмертные запис- | ки (Пи(ккви 1 кскс(г 0 клуба») X за безобидным юморсм X Диккенса скрывалось I осуждение лицемерия и | ханжества буржуазной | демократии. 5 В историю мировой 1 литературы Диккенс во- X шел как блестящий X юморист и сатирик. В | его романах смех стано­ вится могучим средст­ вом критики пороков английского общества. Годы наивысшего подъ­ ема чартистского дви­ жения являются верши­ ной сатирического ма­ стерства писателя. В этот период им созданы крупнейшие р о м а н ы : «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1843), «Дсмби и сын» (1847— 1848), «Жизнь Да­ вида Копперфильда, рас­ сказанная им самим» (1849— 1850), «Холодный дом» (1852—1853) и др. Диккенс обличает капи­ тализм, раскрывает ан­ тинародный характер по­ литической системы Анг­ лии. По словам Маркса, Диккенс в своих рома­ нах раскрыл миру боль­ ше политических и со­ циальных истин, чем это сделали политики, пуб­ лицисты и моралисты, вместе взятые. Творче­ ская деятельность писа­ теля, продолжавшаяся около 37 лет, была бо­ гатой, многогранной, по­ рой противоречивой. Од­ нако он всегда оставался верен правде жизни. Книги Диккенса переве­ дены почти на все язы­ ки мира и ДО' настояще­ го времени пользуются горячей любовью мил­ лионов людей как на его родине, так и дале­ ко за ее пределами. нельзя было и думать. Про­ сто она не умела лгать и не хотела жить с человеком, которого не любила и кото­ рый был ею так зло обма нут. Она рассказала суду все. что случилось с нею, все, что тяготило ее. И Генна­ дий, находившийся в зале, наверное, только здесь узнал всю правду о своей жене. Суд развел их, справедли во посчитав, что семья не может быть построена на обмане. Ушли судьи, разны­ ми дорогами ушли Галя и Геннадий. А мы — все, кто находился в зале, — долго не могли разойтись. Никак не хотелось верить, что только что перед нами, словно на киноэкране, про­ мелькнул конец большой человеческой трагедии. Да и конец ли? Ведь и слезы, и горечь одиночества, и тоска по загубленной жизни все это еще впереди. В бессонные ночи еще не раз и не два обожжет Галю мысль, что приходила к ней настоящая, большая лю­ бовь, о которой мечтает каждый человек, — и что эта любовь так глупо и мелко была оболгана и опошлена. Слишком поздно придет еще сознание того, что любовь надо уметь во­ время сберечь. Что она тре­ бует совершенной чистоты помыслов и совершенной искренности поступков. Слишком поздно поймет еще Галя, что любовь не­ возможна без веры в люби­ мого человека, что, когда любишь, ничто не страшно: ни подхихикивание дура­ ков, ни пересуды пустоме­ лей, ни коварные пожела ния «добра» честных, но недалеких друзей. Сколько людей страдает, испытывая на себе горест­ ные последствия «подвига» Галиной мамы, последствия Галиного малодушия!.. И все оттого, что вместо пра­ вил нашей морали востор­ жествовали каноны мещан, все оттого, что голос сове­ сти, рассудка, любви заглу­ шила боязнь шепотка за спиной. До чего же я ненавижу ханжей, друзья мои. если б вы знали!.. Редактор К. ОГРЫЗКОВ ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ г. Липецк, у л . Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 53084. Зак № Ю20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz