Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
• 'Л:;чч‘ч ,. ж я й .: ,;■ ; :.4ЯЙР.1Л. , Алексей Максимович Горький говорил; «Любите кни гу — источник знаний». Да, книга — лучший друг чело века. Она учит жить, узнавать и нанимать явления, происходящие в мире. Книга открывает перед челове кам неизведанное. Вот почему так любит книгу Галя Кузнецова. Де- вушка -окончила строительное училище и сейчас рабо тает штукатуром в комсомольско-молодежной бригаде Виктора 'Купали хина из строительного управления № 7. Но когда она приходит домой, когда у нее оказывает ся свободное время, она. читает. Очень хорошо, Галя. Будь неразлучна с книгой всю свою жизнь! Фото В. Ларина. КРЫША ИЗ... БУМАГИ Крыша из бумаги? Это новость! Ленинский комбинат Харьковского облместпрома из готовляет новый кровельный материал — беми-т. Про изводится ом из смеси бумажных и картонных отходов и билумной эмульсии. Крыша из бе^/литных листов слу жит без ремонта 9— 10 лет. А если смазать бемитные листы с двух сторон суриком или битумом, то без ре монта крыша «простоит до 20 лет. Ценными свойствами новой кровли является то, что она легка, не требует прочных стропил и обрешетки. Средняя стоимость одного квадратного метра крыши из бемита в восемь раз дешевле железной. На основе опыта харьковчан ряд предприятий Тирас поля, Херсона, Кишинева наладили у себя производ ство бемитны'х листов. и. ДУВОВИЦКИИ. Г о р я ч и е о б о и Представьте себе дом, где ни в одной комната, ни в одном коридоре нет труб и радиаторса отопления. Однако в квартирах тепло, как летом. В чем же дело? Люди, искушенные в строительстве, скажут: ничего особенного — радиаторы и трубы мож но спрятать в панелях. А где же котельная? В Московском (институте тонкой химической техноло гии созданы полимерные обои, которые хорошо про водят ток и выделяют при этом тепло. Внутри них за прессованы ленточки металлических электродов, ши риной не более двух сантиметров. Такой материал при включении в электросеть выделяет тепло. ВЫДАЮЩИЙСЯ ПИСА Выдающийся англий ский писатель-романист, крупнейший представи тель критического реа лизма XIX века, Чаряа Диккенс (1812—1870) вступил в литературу в начале 30-х годов, когда V -А- -О- «ПОДВИГ» ГАЛИНОЙ МАМЫ Проходит еще несколько, лет. Жизнь идет своим че-[ редом. Кончен вуз, получе-» на работа, и комната, сла-| ва богу, ничего, и муж | «не пьет и не гуляет». Но от чего же так тпс- кливо, так скучно и все не радует — все, чему поло жено радовать? Этого Галя не знает. И не задумывается над этим - некогда. А, жизнь все идет и идет... Родители Гали пригла шают ее с мужем и сы ном приехать к ним погос тить. Целых пять лет про шло, как они живут в Ка захстане, и за все эти пять лет они не виделись ни ра зу: Галина мама умеет дер жать себя в руках, у нее есть воля н есть характер. Но ведь прошло столько лет, и все улеглось, а по видать дочь и внука все- таки хочется.., В затерянном посреди степи городке, у порога не большого глинобитного домика Галю, Геннадия и Женьку встречает вся се мья: такой же, моложавый, застенчиво улыбающийся отец, заметно постаревшая мать в праздничном п.птье н худенькая девчушка с ог ромным белым бантом в густых каштановых воло сах. / Галя останавливается и не может подойти к ней. Она чувствует, что кровь жарко прилила к щекам, что подкашиваются ноги. Мать первая приходит в себя и, догадываясь, что сейчас случится что-то не поправимое, закрывает де вочку своим крупным те лом. «Маринка!» — отчаянно шепчет Галя и бросается к ней, даже не выпустив из рук чемодана. Юна от талкивает мать, не видя ее предостерегающих жестов, не слыша ее испуганного: «Что ты! Что ты!». Она по крывает дочь поцелуями, за глядывает ей в глаза, гла дит и тормошит ее, снова тормошит ее, снова целует и только твердит: «Маринка! Маринка!». Минуты длится это. Ка жется, что — часы. Еше ничего не сказано вслух, еще, на худой конец, все можно объяснить привя занностью к младшей се стре, повышенной чувстви тельностью, долгой разлу кой. Но пер§д кем оправ дываться? Тот, кому нуж но, и так уже все понял, Окончание. Начало см. в АЛ 10. и все остальные поняли, что он понял. Только Жень ка невозмутимо гоняется за петухом, да сбитая с тол!^у Марина жмется в уг лу, молчит и морщит лоб, ничего не понимая. Постепенно волна пер вых потрясений спадает. Отец под благовидным предлогом спешит улиз нуть из дома. Маринку отправляют к подруге. Мать с нарочитой веселостью начинает суетиться вокруг стола, следя недремлющим оком, чтобы Галя и Ген надий не оказались без при смотра. Но все же наступает та кой момент, когда, как ни тяни, а надо расходиться по комнатам: за окнами — ночь. Таля и Геннадий ос таются одни... Они молчат. -Им трудно взглянуть друг на друга. Наконец, Геннадий говорит подчерк нуто ласковым голосом: — Неужели нельзя было сказать правду? И больше — ни слова. Ни слова. Но Галя пони мает, что все теперь пойдет по-иному. Впрочем, ей это уже все равно. Все дни она проводит с Маринкой. Она гуляет с ней, часами держит у себя на коленях, возится вместе с нею в песке, любуется из окна, когда Маринка с подругами прыгает через скакалочку... Она вгляды вается в дочь и все время ловит себя на том, что ста рается отыскать в ней Сла вины черты. И находит: она подмечает в Маринке его жесты, его улыбку, его разрез глаз, его наклон го ловы... Она идет с ней в чахлую дубовую рощицу, а перед глазами — чащоба, в которой они со Славой чуть не заблудились. Она идет с ней на озеро и вспо минает, как Слава учил ее плавать. На каждом шагу подстерегают ее мучитель ные, горько счастливые воспоминания, и это стано вится невыносимым. Тогда созревает дерзкое решение, и Галя приветит его в исполнение так же внезапно, как внезапно оно пришло. Днем, между завтраком и обедом, сказав, что идет с Маринкой погу лять, и подбросив в почто вый ящик коротенькую за писку, она без вещей и поч ти без денег, не простив шись, вместе с дочерью уезжает в свой родной го род. Здесь она узнает, что Слава — ныне инженер Вячеслав Алексеевич Бель ский — работает после АРКАДИЙ ВАКСБЕРГ окончания института в Ир кутске. Заняв у знакомых денег, Галя, не теряя ни одного дня, едет в Сибирь. В Иркутске ей без особо го труда удается разыскать его. -На звонок дверь от крывают девочки-погодки — лет пяти-шести, и, узнав, кого нужно незнакомой те те, торжественно выводят из комнаты своего лысею щею папу. Разыгрывается никому не нужная сцена, оставляю щая только горький осадок безысходности и подчерки вающая нелепость всего, что произошло. Сбитый с толку тем зло получным письмом, Слава немедленно примчался до мой. Здесь он узнал, что семья Гали неожиданно выехала из города, не ска зав куда и зачем. Он бросился к ' Галиным подругам. Но те и сами были в полном неведении Он послал телеграмму в Воронеж, в институт. При шел ответ: «Подала заяв ление об уходе по болезни». Он возвратился в Моск ву. Ему вспомнились газет ные статьи, где рассказыва лссь, как сотрудники цент рального адресного бюро1 помогли отыскать родных и друзей, потерявшихся мно го лет назад. Их находили даже по случайно сохра нившимся в памяти приме там. Слава помнил не случай ные приметы. Он знал имя. Знал отчество. Знал фами лию и возраст. (Неужели человек — пес чинка, которую нельзя най ти? Но центральное адресное бюро не разыскивает сбе жавших возлюбленных. У него есть дела и поважнее. У него — да. Но у Славы не было дела важнее. Он просил. Он умолял,, грозился и даже плакал. А в этом адресном бюро си дят люди. Обыкновенные люди. И , может быть, даже не совсем обыкновенные: уж такая у них работа. Больно человечная работа. «Ладно, — сказал началь ник, — поищем». И некоторое время спустя пришел ворох адресов. Во семнадцатилетняя Галина Ивановна Портнова прожи вала и в Москве, и в Харь кове, и в Нарьян-Маре, и в Андижане, и в Томской об ласти, и в Рязанской, и еше. в десятках городов и сел. Все Гали Портновы от кликнулись на Славины письма. Все до одной! Среди них не было его Гали. «Видно, нигде не пропи сана, — сказал начальник адресного бюро. — Или са ми чего-нибудь путаете». Два года мучился Слава, надеясь получить от исчез нувшей Гали хоть какие нибудь известия, хоть ка кой-нибудь знак. Но Галя молчала. И тогда девушка, которая была рядом, ми лая девушка, лишь немного напоминавшая Галю, но за то любившая преданней, стала его женой. ...Это неправда, что чув ство проходит с годами. Если настоящее — оно ос тается. Острота его может притупиться, свежесть - - поблекнуть, но его глубина не станет мельче оттого, что люден разделяют годы и километры, обиды и повсе дневные заботы. Дот и годы прошли, и тысячи километров легли между ними, и обид было немало, и заботы —'малень кие и большие — каждый день одолевали обоих, — а любовь осталась. И доста точно было толчка, чтобы все вернулось, чтобы снова были сказаны все слова — такие слова, после которых неизбежен вопрос: что же дальше? Что же дальше? Сломать две семьи, оставить полуси- ротами троих детей, пере черкнуть прошлое, которое —хочешь или не хочешь — всегда будет напоминать о себе, как ни старайся его забыть? Или все оставить по- прежнему, памятуя, что «от судьбы никуда не уйдешь», и — пусть уж будет, как было?. (Но ведь так, «как было», больше не будет. Будет вечный укор — хотя бы и молчаливый, отчуж денность и холод в семье, смятение в душе и посто янные мучительные сомне ния: не сделана ли ошибка? ,И все-таки нужен выход. И нужна трезвость. Слава —мужчина, он должен пер вым взять себя в руки, ска зать жестокую правду, убе дить. И они расстаются — на этот раз уже навсегда. Мо лодым, любящим, создан ным друг для друга — им не быть вместе. Живые — они прощаются, словно на похоронах... .Эту историю я случайно услышал в суде: Галя раз водилась с Геннадием. Не для того, чтобы соединить ся со Славой, — об этом К 150-летию со дня рождения Ч а р л з а Д и к к е н с а АНГЛИЙСНИЙ Т ЕЛЬ а стране ширилось дви жение за демократиза цию общественной жиз- ни. С первых ша-гсв сво ей деятельности он вы ступает как подлинно национальный художник, которого глубоко и жи- во интересует многооб- I разная жизн„ родной | страны. | Диккенс любил родной } язык и мастерски ис- 1 пользовал его богатства. { Стремясь к реалистиче- | с ком у о траж ению дей- * сТБ'ителънести, писатель ( правдиво запечатлел ис торию жизни англ'ийско- | го народа середины I прошлого столетия. Уже | в первых своих прсиз- | ведениях («Очерки Бс- { за», «Посмертные запис- | ки (Пи(ккви 1 кскс(г 0 клуба») X за безобидным юморсм X Диккенса скрывалось I осуждение лицемерия и | ханжества буржуазной | демократии. 5 В историю мировой 1 литературы Диккенс во- X шел как блестящий X юморист и сатирик. В | его романах смех стано вится могучим средст вом критики пороков английского общества. Годы наивысшего подъ ема чартистского дви жения являются верши ной сатирического ма стерства писателя. В этот период им созданы крупнейшие р о м а н ы : «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1843), «Дсмби и сын» (1847— 1848), «Жизнь Да вида Копперфильда, рас сказанная им самим» (1849— 1850), «Холодный дом» (1852—1853) и др. Диккенс обличает капи тализм, раскрывает ан тинародный характер по литической системы Анг лии. По словам Маркса, Диккенс в своих рома нах раскрыл миру боль ше политических и со циальных истин, чем это сделали политики, пуб лицисты и моралисты, вместе взятые. Творче ская деятельность писа теля, продолжавшаяся около 37 лет, была бо гатой, многогранной, по рой противоречивой. Од нако он всегда оставался верен правде жизни. Книги Диккенса переве дены почти на все язы ки мира и ДО' настояще го времени пользуются горячей любовью мил лионов людей как на его родине, так и дале ко за ее пределами. нельзя было и думать. Про сто она не умела лгать и не хотела жить с человеком, которого не любила и кото рый был ею так зло обма нут. Она рассказала суду все. что случилось с нею, все, что тяготило ее. И Генна дий, находившийся в зале, наверное, только здесь узнал всю правду о своей жене. Суд развел их, справедли во посчитав, что семья не может быть построена на обмане. Ушли судьи, разны ми дорогами ушли Галя и Геннадий. А мы — все, кто находился в зале, — долго не могли разойтись. Никак не хотелось верить, что только что перед нами, словно на киноэкране, про мелькнул конец большой человеческой трагедии. Да и конец ли? Ведь и слезы, и горечь одиночества, и тоска по загубленной жизни все это еще впереди. В бессонные ночи еще не раз и не два обожжет Галю мысль, что приходила к ней настоящая, большая лю бовь, о которой мечтает каждый человек, — и что эта любовь так глупо и мелко была оболгана и опошлена. Слишком поздно придет еще сознание того, что любовь надо уметь во время сберечь. Что она тре бует совершенной чистоты помыслов и совершенной искренности поступков. Слишком поздно поймет еще Галя, что любовь не возможна без веры в люби мого человека, что, когда любишь, ничто не страшно: ни подхихикивание дура ков, ни пересуды пустоме лей, ни коварные пожела ния «добра» честных, но недалеких друзей. Сколько людей страдает, испытывая на себе горест ные последствия «подвига» Галиной мамы, последствия Галиного малодушия!.. И все оттого, что вместо пра вил нашей морали востор жествовали каноны мещан, все оттого, что голос сове сти, рассудка, любви заглу шила боязнь шепотка за спиной. До чего же я ненавижу ханжей, друзья мои. если б вы знали!.. Редактор К. ОГРЫЗКОВ ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ г. Липецк, у л . Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 53084. Зак № Ю20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz