Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ХУДОЖНИКА Мрачный каземат Петропавловской кре пости. Сквозь решетки узкого окна хлещет во да. Еще несколько ми- : нут — и она затопит | камеру. Спасаясь от | бушующего потока, ин стинктивно цепляясь за жизнь, на тюремной койке стоит узница. Она знает, что смерть неминуема, что вода вот-вот поглотит ее, но еще, еще несколько ми нут жизни! Голова ее запрокинута, глаза по лузакрыты, руки бес сильно опущены, и вся она — отчаяние и без надежность... Почти сто лет виси в Третьяковской гаде рее картина художник: К. Д Флавицког: «Княжна Тараканова» Сотни тысяч зрителе! побывали здесь, и ж один из них не оста вался равнодушным I этой картине, до си' пор она волнует свои': гуманизмом и правди востью. Интересно, чт< в историю русской жи вописи К Д. Флавиц кий вошел как авто) именно этой, одно! картины. Она была лю бимым детищем художника и его лебединой песней. Выходец из бедной чиновничь ей семьи, Константин Дмитрие вич Флавицкий (он родился в 1830 году) окончил Петербург скую академию художеств. В те годы императорская академия насаждала консервативные, иде алистические взгляды в эстетике, была провозвестницей казенного, официального искусства. Ее ху дожники писали картины на ми фологические, религиозные или исторические сюжеты, далекие от жизни. Там, в стенах этого «храма живописи», Флавицкий написал картины «Суд Соломо на» и «Продажа Иосифа братья ми» — обе в традициях класса цизма. Но существовало и такое пред положение, будто бы Таракано ва умерла во время наводнения, происшедшего в Петербурге в 1777 году. Очевидно, Флавицко- го увлекла именно эта версия, и он использовал ее в сюжете сво его произведения. Повествующая о далеких днях, картина в то же время была прямо обращена к совре менности. Она звучала как вы зов против существующего про извола русского царизма. Моло дая, прекрасная женщина всего лишь по подозрению самодержи цы брошена в темницу, обретена на смерть!.. Своей картиной ху дожник заставлял современни ков думать, сопоставлять. Вот в чем была глубина содержания «Княжны Таракановой», дейст венность ее как подлинно реали стического произведения. Замечательный живописец, Флавицкий сумел подчинить сво ей идее всю композицию карти ны, все ее детали. В центре вни мания зрителя художник остав ляет лишь фигуру героини, вы деляя ее светом,, Остальная часть полотна остается в тени, словно на заднем плане. Убогая камера, соломенный тюфяк, на который, спасаясь от воды, ка рабкаются мыши, брошенный на койку тулуп, краюха хлеба и де ревянный кувшин на столе — все это составляет резкий кон траст с роскошной одеждой уз ницы, — ее прекрасным лицом и придает картине силу, убеди тельность. Темный угол, серые стены камеры, холодные, зеле новатые сумерки — вся приту шенная цветовая гамма картины подчеркивает трагизм изобра жаемого. Выставленная в 1864 году, «Княжна Тараканова» сразу же вызвала пристальное внимание и восторг зрителей. Глава школы передвижников И. Крамской пи сал о ней как о произведении высокого мастерства; известный критик В. Стасов говорил: «Эта картина была прямой ре зультат тогдашней могучей са мостоятельной литературы и бодрого, смелого общественного настроения. Она — истинный монумент времени и вместе изящный памятник таланта Фла- вицкого. Здесь этот живописец поднялся высоко над тем, что он до сих пор делал». Вместе с тем, объективно оце нивая картину Флавицкого, не обходимо отметить некоторый се мелодраматизм, внешнюю эф фектность, красивость. Безу словно, Флавицкий не смог гак быстро и бесповоротно встать на истинно реалистический путь. Влияние классицизма в «Княж не Таракановой» все-таки сказа лось. Вспомним для сравнения «Царевну Софью» Репина. В ней почти тот же сюжет: царев на брошена в тюрьму за попыт ки завладеть престолом. Та же тема — человек и смерть. Но как по-разному решены эти те мы художниками! Героиня Фла вицкого беспомощна, подавле на, это воплощение страдания и безнадежности. Художник не смог отказаться от того, чтобы сделать героиню прежде всего красивой. Вся поза ее, несмотря на обреченность, изящна, граци озна; алый бархат платья под черкивает белизну ее плеч и рук. Все средства использует автор, чтобы вызвать сострада ние у зрителя. Героиня Репина- воительница, человек огромной силы воли, страстного темпера мента. Софья дана крупным пла ном, она стоит, плотно скрестив, руки на груди, она полна реши-1 мости бороться даже здесь, в ’ заточении. А как выразительны . ее глаза, устремленные прямо ] на зрителя! За окном, ударяясь, о железную решетку, раскачи вается на ветру труп повешен-' ного. Очевидно, это один из сподвижников Софьи, ее сооб щник. Темная келья, забившаяся в угол черница, этот труп, от которого никуда не спрячешься, и предстоящая казнь — пожа луй, это так же страшно, как ш бушующая вода в картине Фла-| вицкого. Как видим, тема у Ре пина решена глубже и как-то проще, человечнее. Так разный, подход художников к вопросам искусства и жизни обусловил разные решения близких по ха-, рактеру полотен. Смерть настигла художника в; расцвете творческих сил. К. Д- Флавицкий умер в 1866 году от чахотки, в возрасте тридцати шести лет, так и не успев соз дать после «Княжны Таракано вой» ни одной картины. Л. ВАСИЛЬЕВА Таджикская ССР. В лаборатории органического синтеза Инсти тута химии Академии наук республики под руководством доктора химических наук В. И. Никитина получен новый синтетический каучук. По своим физико-механическим свойствам __ высокой прочности, эластичности и теплостойкости — новый каучук значи тельно превосходит известные до сих пор марки промышленных синтетических каучуков. Один из авторов разработки метода получения нового синте тического каучука Е. М. Глазунова недавно защитила кандидат скую диссертацию, в которой научно обосновывается создание новых веществ. _ На снимке (слева направо): сотрудники лаборатории органи ческого синтеза Института химии Ю. Е. Саркисов, Г. С. Санюко- вич и Е. М. Глазунова. (Фотохроника ТАСС). КОРОТКО СКОЛЬКО ЛЕТ ПЧЕЛОВОДСТВУ? Пчеловодство имеет многове- ' новую историю. Им занимались, например, в Египте задолго до нашей эры. «Возраст» меда, обнаруженного в одной из пи рамид, ученые определили в пять тысяч лет. До недавнего времени наиболее продуктивны ми считали итальянских пчел. Но, как выяснилось, выносливо стью и плодовитостью их пре восходит серая горная кавказ ская порода. Этих пчел стали экспортировать. Теперь малень кие крылатые переселенцы встречаются во многих странах Европы и Америки. РЫБА-ПЕШЕХОД В южных морях встречаются небольшие рыбки. Во время от лива они лениво передвигаются на своих сильных плавниках. В случае опасности быстро обра щаются в бегство, шлепая по грязи. Но нельзя сказать, что прыгуны из пугливых. О РАЗНОМ Английский зоолог Рефли, изучавший фауну в мангровых зарослях Большого Барьерного рифа (вблизи Австралии), рас сказывает, что они десятками окружали его, однако изловить одну из них удалось с большим трудом. Во время отлива пры гуны часами греются на солнце в иле или на жердеобразных корнях мангровых деревьев. Ин тересно то, что прыгуны поги бают, если слишком долго про будут под водой. СВЕРХМОДНИЦЫ Во время раскопок на острове Крит в Средиземном море архе ологи подметили любопытную деталь. Оказывается, уже к 1600 году до н. э. искусство модниц достигло такого совер шенства, что не уступало само му «изысканному» вкусу наших современниц. По фрескам и ри сункам удалось установить, что женщины носили высокие остро конечные головные уборы и длинные пестрые платья с поя- Шесть лет провел художник в Риме. Там он увлекся брюллов- ской манерой письма, стал не только учеником Брюллова, но простым его подражателем. Но вая картина Флавицкого, «Хри стианские мученики в Колизее», была подобием «Последнего дня Помпеи». Русская критика оаз- ругала это полотно Флавицкого. И это было справедливо: худож ник стоял в стороне от жизни, не знал'ни своей родины, ни сво его народа, не видел всех бур ных событий, происходящих в стране. Революционный подъем Рос сии в 60-е годы XIX века опре делил характер русского искус ства. Связь с освободительным движением, народность, реализм стали основными принципами литературы, музыки, живописи. В этих условиях Флавицкий долго и мучительно ищет свою тему, свой путь в искусстве. Художник понимал, что в преж них его картинах не было глав ного — простоты, искренности, естественности. И от библейских героев он наконец обращается к изображению человека, старает ся показать его чувства и пере живания. Флавицкого заинтере совала легенда о княжне Тара кановой. Внебрачная дочь императрицы Елизаветы, Тараканова якобы претендовала на русский пре стол. Екатерина II , испугавшись заговора, объявила ее самозван кой и приказала заточить в ка земат Алексеевского равелина. Там она и умерла от чахотки. ПЕРВЫЙ В Москве, на Красной площа ди, стоит памятник героям осво бодительной войны 1612 года Минину и Пожарскому. Этот монумент — первый скульптур ный памятник в нашей столице, сооруженный в 1818 году. Пер воначально памятник установили в центре Красной площади, а в 1930 году его передвинули к храму Василия Блаженного. Воздвигнуть монумент Мини ну и Пожарскому предложил в 1803 году литератор, ученик и последователь Радищева — Ва силий Попугаев. Воплотить эту идею взялся известный скульп тор Иван Петрович Мартос. Он в 1804 году разработал первый вариант памятника. По замыслу автора, Минин и Пожарский должны были стоять. Однако в дворянских салонах выступили против такого решения; «Как можно, чтобы «мужик» Минин, словно равный, стоял с князем Пожарским?!» И скульптор из менил свою композицию' — «уса дил» князя. Портреты Минина и Пожарского не сохранились. По этому И. П. Мартос создал ти пические образы русских людей того времени. На постаменте монумента надпись: «Граждани ну Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818». Торжественное открытие па мятника состоялось 20 февраля ПАМЯТНИК В МОСКВЕ 1818 года. На Красной площади был устроен парад гвардии. «Все войско при звуке огромной музыки проходило скорым мар шем, сперва пехота, а потом ка валерия». Судя по описаниям современников, открытие памят ника переросло в настоящий народный праздник: «Во время сего торжественного обряда сте чение жителей было неимовер ное: все лавки, крыши Гостино го двора, лавки, устроенные на рочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладить ся сим новым и необыкновен ным зрелищем». Р. сидько, научный сотрудник Музея истории и реконструкции Москвы. сом, с глубоким декольте и вы соким корсажем. И если сейчас женщины в подражание мужчи нам делают короткие прически, то критские женщины были с нынешней точки зрения, сверх модницами, ибо они причесыва лись точно так же, как мужчи ны! Редактор К. ОГРЫЗКОВ. Производится подписка но газету | „СТРОИТЕЛЬ" X Подписка принимается уполномоченными по распростране- | нию печати в строительных управлениях и субподрядных ор- | ганизациях. | Уполномоченные по распространению печати деньги сдают ♦ в бухгалтерию треста, а списки подписавшихся на газету— $ в редакцию. X Подписная цена на год— 96 копеек. | Оформляйте подписку заблаговременно и до конца года! ПИШИТЕ ПОАДРЕСУ: *— Ждете новогодних предска заний? Вот они! Рис. В. Лыскова. за. г. Липецк, ул. 9 Мая, здание управления строительства совыархо* Липецк, типография облуправленяя культуры АЭ 52648 Эак. Ж 9480 » »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz