Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ХУДОЖНИКА Мрачный каземат Петропавловской кре­ пости. Сквозь решетки узкого окна хлещет во­ да. Еще несколько ми- : нут — и она затопит | камеру. Спасаясь от | бушующего потока, ин­ стинктивно цепляясь за жизнь, на тюремной койке стоит узница. Она знает, что смерть неминуема, что вода вот-вот поглотит ее, но еще, еще несколько ми­ нут жизни! Голова ее запрокинута, глаза по­ лузакрыты, руки бес­ сильно опущены, и вся она — отчаяние и без­ надежность... Почти сто лет виси в Третьяковской гаде рее картина художник: К. Д Флавицког: «Княжна Тараканова» Сотни тысяч зрителе! побывали здесь, и ж один из них не оста вался равнодушным I этой картине, до си' пор она волнует свои': гуманизмом и правди востью. Интересно, чт< в историю русской жи вописи К Д. Флавиц кий вошел как авто) именно этой, одно! картины. Она была лю бимым детищем художника и его лебединой песней. Выходец из бедной чиновничь­ ей семьи, Константин Дмитрие­ вич Флавицкий (он родился в 1830 году) окончил Петербург­ скую академию художеств. В те годы императорская академия насаждала консервативные, иде­ алистические взгляды в эстетике, была провозвестницей казенного, официального искусства. Ее ху­ дожники писали картины на ми­ фологические, религиозные или исторические сюжеты, далекие от жизни. Там, в стенах этого «храма живописи», Флавицкий написал картины «Суд Соломо­ на» и «Продажа Иосифа братья­ ми» — обе в традициях класса цизма. Но существовало и такое пред­ положение, будто бы Таракано­ ва умерла во время наводнения, происшедшего в Петербурге в 1777 году. Очевидно, Флавицко- го увлекла именно эта версия, и он использовал ее в сюжете сво­ его произведения. Повествующая о далеких днях, картина в то же время была прямо обращена к совре­ менности. Она звучала как вы­ зов против существующего про­ извола русского царизма. Моло­ дая, прекрасная женщина всего лишь по подозрению самодержи­ цы брошена в темницу, обретена на смерть!.. Своей картиной ху­ дожник заставлял современни­ ков думать, сопоставлять. Вот в чем была глубина содержания «Княжны Таракановой», дейст­ венность ее как подлинно реали­ стического произведения. Замечательный живописец, Флавицкий сумел подчинить сво­ ей идее всю композицию карти­ ны, все ее детали. В центре вни­ мания зрителя художник остав­ ляет лишь фигуру героини, вы­ деляя ее светом,, Остальная часть полотна остается в тени, словно на заднем плане. Убогая камера, соломенный тюфяк, на который, спасаясь от воды, ка­ рабкаются мыши, брошенный на койку тулуп, краюха хлеба и де­ ревянный кувшин на столе — все это составляет резкий кон­ траст с роскошной одеждой уз­ ницы, — ее прекрасным лицом и придает картине силу, убеди­ тельность. Темный угол, серые стены камеры, холодные, зеле­ новатые сумерки — вся приту­ шенная цветовая гамма картины подчеркивает трагизм изобра­ жаемого. Выставленная в 1864 году, «Княжна Тараканова» сразу же вызвала пристальное внимание и восторг зрителей. Глава школы передвижников И. Крамской пи­ сал о ней как о произведении высокого мастерства; известный критик В. Стасов говорил: «Эта картина была прямой ре­ зультат тогдашней могучей са­ мостоятельной литературы и бодрого, смелого общественного настроения. Она — истинный монумент времени и вместе изящный памятник таланта Фла- вицкого. Здесь этот живописец поднялся высоко над тем, что он до сих пор делал». Вместе с тем, объективно оце­ нивая картину Флавицкого, не­ обходимо отметить некоторый се мелодраматизм, внешнюю эф­ фектность, красивость. Безу­ словно, Флавицкий не смог гак быстро и бесповоротно встать на истинно реалистический путь. Влияние классицизма в «Княж­ не Таракановой» все-таки сказа­ лось. Вспомним для сравнения «Царевну Софью» Репина. В ней почти тот же сюжет: царев­ на брошена в тюрьму за попыт­ ки завладеть престолом. Та же тема — человек и смерть. Но как по-разному решены эти те­ мы художниками! Героиня Фла­ вицкого беспомощна, подавле­ на, это воплощение страдания и безнадежности. Художник не смог отказаться от того, чтобы сделать героиню прежде всего красивой. Вся поза ее, несмотря на обреченность, изящна, граци­ озна; алый бархат платья под­ черкивает белизну ее плеч и рук. Все средства использует автор, чтобы вызвать сострада­ ние у зрителя. Героиня Репина- воительница, человек огромной силы воли, страстного темпера­ мента. Софья дана крупным пла­ ном, она стоит, плотно скрестив, руки на груди, она полна реши-1 мости бороться даже здесь, в ’ заточении. А как выразительны . ее глаза, устремленные прямо ] на зрителя! За окном, ударяясь, о железную решетку, раскачи­ вается на ветру труп повешен-' ного. Очевидно, это один из сподвижников Софьи, ее сооб­ щник. Темная келья, забившаяся в угол черница, этот труп, от которого никуда не спрячешься, и предстоящая казнь — пожа­ луй, это так же страшно, как ш бушующая вода в картине Фла-| вицкого. Как видим, тема у Ре­ пина решена глубже и как-то проще, человечнее. Так разный, подход художников к вопросам искусства и жизни обусловил разные решения близких по ха-, рактеру полотен. Смерть настигла художника в; расцвете творческих сил. К. Д- Флавицкий умер в 1866 году от чахотки, в возрасте тридцати шести лет, так и не успев соз­ дать после «Княжны Таракано­ вой» ни одной картины. Л. ВАСИЛЬЕВА Таджикская ССР. В лаборатории органического синтеза Инсти­ тута химии Академии наук республики под руководством доктора химических наук В. И. Никитина получен новый синтетический каучук. По своим физико-механическим свойствам __ высокой прочности, эластичности и теплостойкости — новый каучук значи­ тельно превосходит известные до сих пор марки промышленных синтетических каучуков. Один из авторов разработки метода получения нового синте­ тического каучука Е. М. Глазунова недавно защитила кандидат­ скую диссертацию, в которой научно обосновывается создание новых веществ. _ На снимке (слева направо): сотрудники лаборатории органи­ ческого синтеза Института химии Ю. Е. Саркисов, Г. С. Санюко- вич и Е. М. Глазунова. (Фотохроника ТАСС). КОРОТКО СКОЛЬКО ЛЕТ ПЧЕЛОВОДСТВУ? Пчеловодство имеет многове- ' новую историю. Им занимались, например, в Египте задолго до нашей эры. «Возраст» меда, обнаруженного в одной из пи­ рамид, ученые определили в пять тысяч лет. До недавнего времени наиболее продуктивны­ ми считали итальянских пчел. Но, как выяснилось, выносливо­ стью и плодовитостью их пре­ восходит серая горная кавказ­ ская порода. Этих пчел стали экспортировать. Теперь малень­ кие крылатые переселенцы встречаются во многих странах Европы и Америки. РЫБА-ПЕШЕХОД В южных морях встречаются небольшие рыбки. Во время от­ лива они лениво передвигаются на своих сильных плавниках. В случае опасности быстро обра­ щаются в бегство, шлепая по грязи. Но нельзя сказать, что прыгуны из пугливых. О РАЗНОМ Английский зоолог Рефли, изучавший фауну в мангровых зарослях Большого Барьерного рифа (вблизи Австралии), рас­ сказывает, что они десятками окружали его, однако изловить одну из них удалось с большим трудом. Во время отлива пры­ гуны часами греются на солнце в иле или на жердеобразных корнях мангровых деревьев. Ин­ тересно то, что прыгуны поги­ бают, если слишком долго про­ будут под водой. СВЕРХМОДНИЦЫ Во время раскопок на острове Крит в Средиземном море архе­ ологи подметили любопытную деталь. Оказывается, уже к 1600 году до н. э. искусство модниц достигло такого совер­ шенства, что не уступало само­ му «изысканному» вкусу наших современниц. По фрескам и ри­ сункам удалось установить, что женщины носили высокие остро­ конечные головные уборы и длинные пестрые платья с поя- Шесть лет провел художник в Риме. Там он увлекся брюллов- ской манерой письма, стал не только учеником Брюллова, но простым его подражателем. Но­ вая картина Флавицкого, «Хри­ стианские мученики в Колизее», была подобием «Последнего дня Помпеи». Русская критика оаз- ругала это полотно Флавицкого. И это было справедливо: худож­ ник стоял в стороне от жизни, не знал'ни своей родины, ни сво­ его народа, не видел всех бур­ ных событий, происходящих в стране. Революционный подъем Рос­ сии в 60-е годы XIX века опре­ делил характер русского искус­ ства. Связь с освободительным движением, народность, реализм стали основными принципами литературы, музыки, живописи. В этих условиях Флавицкий долго и мучительно ищет свою тему, свой путь в искусстве. Художник понимал, что в преж­ них его картинах не было глав­ ного — простоты, искренности, естественности. И от библейских героев он наконец обращается к изображению человека, старает­ ся показать его чувства и пере­ живания. Флавицкого заинтере­ совала легенда о княжне Тара­ кановой. Внебрачная дочь императрицы Елизаветы, Тараканова якобы претендовала на русский пре­ стол. Екатерина II , испугавшись заговора, объявила ее самозван­ кой и приказала заточить в ка­ земат Алексеевского равелина. Там она и умерла от чахотки. ПЕРВЫЙ В Москве, на Красной площа­ ди, стоит памятник героям осво­ бодительной войны 1612 года Минину и Пожарскому. Этот монумент — первый скульптур­ ный памятник в нашей столице, сооруженный в 1818 году. Пер­ воначально памятник установили в центре Красной площади, а в 1930 году его передвинули к храму Василия Блаженного. Воздвигнуть монумент Мини­ ну и Пожарскому предложил в 1803 году литератор, ученик и последователь Радищева — Ва­ силий Попугаев. Воплотить эту идею взялся известный скульп­ тор Иван Петрович Мартос. Он в 1804 году разработал первый вариант памятника. По замыслу автора, Минин и Пожарский должны были стоять. Однако в дворянских салонах выступили против такого решения; «Как можно, чтобы «мужик» Минин, словно равный, стоял с князем Пожарским?!» И скульптор из­ менил свою композицию' — «уса­ дил» князя. Портреты Минина и Пожарского не сохранились. По­ этому И. П. Мартос создал ти­ пические образы русских людей того времени. На постаменте монумента надпись: «Граждани­ ну Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818». Торжественное открытие па­ мятника состоялось 20 февраля ПАМЯТНИК В МОСКВЕ 1818 года. На Красной площади был устроен парад гвардии. «Все войско при звуке огромной музыки проходило скорым мар­ шем, сперва пехота, а потом ка­ валерия». Судя по описаниям современников, открытие памят­ ника переросло в настоящий народный праздник: «Во время сего торжественного обряда сте­ чение жителей было неимовер­ ное: все лавки, крыши Гостино­ го двора, лавки, устроенные на­ рочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладить­ ся сим новым и необыкновен­ ным зрелищем». Р. сидько, научный сотрудник Музея истории и реконструкции Москвы. сом, с глубоким декольте и вы­ соким корсажем. И если сейчас женщины в подражание мужчи­ нам делают короткие прически, то критские женщины были с нынешней точки зрения, сверх­ модницами, ибо они причесыва­ лись точно так же, как мужчи­ ны! Редактор К. ОГРЫЗКОВ. Производится подписка но газету | „СТРОИТЕЛЬ" X Подписка принимается уполномоченными по распростране- | нию печати в строительных управлениях и субподрядных ор- | ганизациях. | Уполномоченные по распространению печати деньги сдают ♦ в бухгалтерию треста, а списки подписавшихся на газету— $ в редакцию. X Подписная цена на год— 96 копеек. | Оформляйте подписку заблаговременно и до конца года! ПИШИТЕ ПОАДРЕСУ: *— Ждете новогодних предска­ заний? Вот они! Рис. В. Лыскова. за. г. Липецк, ул. 9 Мая, здание управления строительства совыархо* Липецк, типография облуправленяя культуры АЭ 52648 Эак. Ж 9480 » »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz