Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
БОРЕЦ ЗА МИР И СВОБОДУ НАРОДОВ (К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДЖОНА РИДА) Прочитав с громаднейшим интересом и неосла бевающим вниманием книгу Джона Рида «Де сять дней, которые потрясли мир», я от всей души рекомендую это сочинение рабочим всех Все оттенки смеха... стран. В. И. ЛЕНИН. Триумфальное шествие по всему миру совершила книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», поведав шая всему человечеству правду о победоносной социалисти ческой революции в России. Книга эта будет рассказывать все новым и новым поколениям о великих днях Октября. Только писатель-революционер, человек с горячим сердцем, пламенно боровшийся за лучшее будущее для людей, мог соз дать ее. Таким был американский писатель Джон Рид (1 8 8 7— 1 9 2 0 )—выдающийся публицист, блестящий мастер «репорта жа, видный деятель международного рабочего движения. Ко роткая, удивительно яркая жизнь Джона Рида была насыще на борьбой. «Он прошел нелегкий путь раздумий и исканий, прежде чем стал последователем Ленина, несгибаемым бор цом за великие идеалы коммунизма. Важным событием в жизни Рида была его поездка в вос ставшую Мексику. Четыре месяца он жил одной жизнью с бойцами партизанской армии Панчо Вильи, деля с повстан цами и радость побед и горечь поражений. «В 1914 году вы шла книга Рида «Восставшая Мексика» (сборник очерков). «В годы империалистической войны Рид побывал во Фран ции, Англии, Германии, Турции, на Балканах, в России. С поля сражений он вернулся ярым противником войны. Рид выступал на рабочих митингах в различных городах ОША, разоблачая войну «торгашей». Летом 1917 года Джон Рид поспешил в Россию, где стал свидетелем и участником «событий Великой «Октябрьской со циалистической революции. Она наполнила Рида верой в победу социализма, привела его в ряды Коммунистической партии ОША. Джон Рид и поныне продолжает жить в серд цах трудящихся как борец за мир, справедливость и свободу народов всех стран. Липецк строится Растет и развивается индуст риальный Липецк. Все жилищное и гражданское строительство в основном будет вестись на сво бодных территориях привокзаль ного и юго-западного районов го рода. Особенно интенсивно ведется застройка привокзального района. Здесь сооружаются более тридца ти четырех- и пятиэтажных ж и лых домов, столовая, районная котельная, электроподстанция и другие здания. Особое внимание уделяется инженерным коммуни кациям: водопроводу, канализа ции, газификации, теплофикации, сетям энергоснабжения, связи и радио. Территория привокзального жи лого района, предназначенная к застройке, составляет 280 гекта ров. Здесь будет построено 350 тысяч квадратных метров жилой площади, что позволит расселить около 40 тысяч жителей. Застройка ведется по принципу свободной планировки — микро районами. Основные магистрали: улица Ю. Гагарина, Привокзаль ная площадь, Колхозная пло щадь, дорога на Лебедянь — рас секают жилой район на четыре отдельных микрорайона площадью по 45—50 гектаров каждый. Микрорайон — это закончен ный жилой комплекс с населени ем в 10—12 тысяч человек. В центральной части его запроекти рованы: сад, здание клуба с большим залом, стадион, площад ки для спортивных занятий и ти хого отдыха. Кроме того, тут же будут расположены столовая, ма газины, комбинат бытового обслу живания. К каждому саду примыкают озелененные участки детских уч реждений и школ, образуя боль шой зеленый массив. Для всего жилого района пре дусмотрено сооружение Дома культуры, Дома пионеров, биб лиотеки, двух кинотеатров по 800 мест, универмага, закрытого рынка, больничного комплекса, двух бань и прачечных, 7 школ, 13 детских садов-яслей на 3080 мест, столовых, мастерских куль турно-бытового обслуживания, продовольственных и промтовар ных магазинов, отделения связи, АТС, аптеки. С. ТИХОМИРОВ. Летом 1878 года, живя в Абрамцеве, в доме из вестного покровителя ис кусств Саввы Мамонто ва, И. Е. Репин услы шал: кто-то из гостей чи тал озорное письмо запо рожских казаков турец кому султану. Тут же Репин на лист ке бумаги набросал сцен ку: казаки, покатываясь от хохота, диктуют ух мыляющемуся писарю знаменитое письмо. С тех пор удалые за порожцы на долгие годы поселяются в мастерской Репина. Без устали, с огром ным увлечением работа ет художник над двумя большими холстами: кар тина писалась в двух ва риантах сразу. И только в 1891 году было оконче но основное полотно, ны не принадлежащее Рус скому музею в Ленин граде. Удалой, веселый народ —сечевики. Шумной пе строй ватагой сгруди лись они вокруг стола: знаменитейшие воины, атаман, писарь, судья, есаул — каждый в меру своих сил и способностей участвует в сочинении письма. Писарь едва ус певает на лету подхватывать на смешливые и едкие слова наход чивых острословов. Ехидная ух мылка разбежалась по лицу, и глаза щурятся в лукавой усмеш ке. Это смекалистый, хитроумный человек. Он тонко разбирается во всех «дипломатических» делах запорожского войска. Писарь все гда пользовался среди сечевиков большим почетом и уважением; он был вторым лицом после ата мана. Позировал для этой фигуры в картине известный украинский историк Д. Н. Эварницкий, тра стный любитель украинской древ ности. Он собрал хорошую кол лекцию предметов казацкого оби хода и одежды, которую охотно предоставил Репину. Над писарем склонился про славленный запорожский атаман Иван Сирко, обдумывая тот вы зов, который сейчас вся казацкая «громада» бросает извечному сво ему врагу—турецкому султану. Храбрец из храбрецов, человек широкой натуры, преданный това рищ, отважный воин, Иван Сирко был любимейшим из атаманов. С его именем связан могучий рас цвет казацкого войска и его круп нейшие победы над врагом. Одно имя Ивана Сирка наводило ужас на врагов и обращало их в бег ство, а народная молва слагала легенды о любимом герое даже после его смерти. Современники узнавали в этом образе популярного в те годы ге нерала М. И. Драгомирова. Слева, протолкавшись сквозь толпу, высунулся над писарем молодой бурсак; голова подстри жена «под кружок». Дьявольски ехидное выражение этого лица, все то нетерпение, с которым про бирается он к писарю, говорят о том, что бурсак приготовил весь ма крепкие слова султану. Фигура эта очень типична среди запорож цев: многие «студеи», как их на зывали казаки, не выдержав же стоких порядков в бурсе, убегали оттуда в Сечь, «за пороги». И. Е. Репин написал его с маски укра инского художника П. Д. Марты новича, которую выпросил у зна комого художника. Ученики ака демии увлекались тем, что снима ли гипсовые маски со своих лиц. Когда снимали маску с Мартыно вича, он улыбнулся. Гипс так и сохранил эту мимолетную и жи вую улыбку, а Репин перенес ее к себе в картину. Рядом с бурсаком сидит запо рожец в высокой шапке. Он мол чит и внимательно слушает, что говорят другие, и ему невозможно удержаться от смеха, когда здесь царит такой разгул остроумия! Написан он с В. В. Тарновского, известного украинского коллек ционера. Тарновский был хозяином Каченовки, имения, где гостили Гоголь, Шевченко, Глинка, где жил и Репин, когда собирал мате риал для своей картины. Светится улыбка на серьезном лице и у богатыря в черной бур ке. Это, видимо, один из «казар- люг», то есть особо знаменитых, прославленных запорожских храб рецов. Написан он с художника Н. Д. Кузнецова. За спиной этого могучего казака стоит высокий, стройный юноша в богатом пла тье. Это попал в картину Репина внучатый племянник композитора М. И. Глинки... Один — что тебе твой пан!— красуется запорожец в яркой, на рядной одежде, товарищ же его сидит полуголый: он по казацким правилам вынужден был снять ру баху на время карточной игры, чтобы не занимался шулерством. Под руками на столе у него кар ты. Прямо перед столом развалился на бочке широкоплечий, массив ный казак. Репин задумал напи сать фигуру этого запорожца с очень важного человека—губерн ского предводителя дворянства Г. П. Алексеева. Но когда к нему пришли домой с просьбой о пози ровании, тот наотрез отказался. Тогда Репин тайком все же зари совал его затылок... ..Вся картина Репина хохочет. И какое множество оттенков смеха. Запорожцы в картине Репина— весельчаки, гуляки, удальцы. Но все они объединены высоким чув ством патриотизма, товарищества. С огромной любовью показал Ре пин народных героев, которым до роже всего была свобода. Отрекшись от дома, от спокой ной жизни, они встали на защиту народа от набегов татар и турок, сотнями угонявших русских людей в рабство. Героическая, жизнерадостная картина Репина и прославляет свободолюбие, бесстрашие народа, его веселую, светлую душу. А. ДАВЫДОВА. Несколько слов о вальсе «...Эмма не умела танцевать вальс. Но вальс танцевали все... Между тем один из танцоров, ко торого запросто называли викон том, уже второй раз приглашал госпожу Бовари, говоря, что он будет ее вести и она отлично спра вится с танцем. Они начали медленно, потом пошли быстрее. Они кружились, и все кружилось вокруг них, словно диск на оси,—лампы, мебель, па нели, паркет...». Таким на всю жизнь запомнила вальс Эмма Бо вари, героиня известного романа Флобера. «...Они кружились, и все кружилось вокруг...» Вот от слова «кружиться», по-немецки «валзен», и родилось название бального танца «Вальс». История его восходит к X V I I I веку, к веку фижм, камзолов и пудреных париков. Это было вре- Владивосток. 25 октября ис- /к полняется 40 лет со дня осво- ю бождения города от иностран- Й ных интервентов. За годы Со- Й ветской власти Владивосток и превратился в крупный про- в мышленный и культурн ы й » центр Дальнего Востока. В Й городе ведется большое жи- й лищное строительство. Только к за последние 3 года появилось десять новых районов. » На снимке: проспект Столе- й тия Владивостока в новом Се- й веро-Западном районе города. Й (Фотохроника ТАСС). И мя расцвета романтической поэзии и музыки, время Гете и Шиллера, Гайдна, Моцарта, Рамо. Вальс ро дился не в аристократических са лонах и в бальных залах. Первый вальс не был создан и компози тором. Его истоки — живое твор чество народа. В Чехии, Германии, Австрии ни одно народное празднество или гулянье не обходилось без весе лых крестьянских танцев. Они-то и были прародителями вальса. И самый близкий его родственник— крестьянский танец «лендлер». Особенной популярностью пользо вался он в предместьях Вены. Австрийскому композитору Фран цу Шуберту так полюбились эти танцы, что он по их подобию со чинил свои «лендлеры». Вальс не сразу нашел призна ние. Вначале его считали грубым и не допускали в высшее общест во. Но горожанам и жителям при городов сразу понравился краси вый и простой танец. Постепенно он вошел в моду. В X IX веке вальс распространился по всей Европе и стал королем танцевальных залов. Так в Вене в 1832 году на одной только празд ничной неделе состоялось 772 ба ла. Их посетили 200 тысяч чело век. Коронным танцем всех балов был вальс. В Вене жил и писал свои знаме нитые вальсы Иоганн Штраус. Его бурный сверкающий талант про славил венский вальс на весь мир. Но вальс ведь не только бальный танец. Он появился как самостоя тельное оркестровое и инструмен тальное произведение. Уже в XIX веке были созданы выдающиеся сочинения в форме вальса: «При глашение к танцу» Вебера, вальс из «Фантастической» симфонии Берлиоза, «Вальс-фантазия» Глин ки, вальсы Шумана, Брамса, Ли ста, Шопена, Рубинштейна, Андре ева... По-новому зазвучал вальс у композиторов нашего века: Рах манинова, Равеля, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича... В X IX веке он пришел и на сцену театра: в оперу, оперетту, балет. Здесь вальс появился не только как танец. Арии, написан ные в форме вальса, подчас быва ют основной характеристикой об раза. В. СЕМЕНОВА. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. 9 Мая, здание управления строительства совнархо за, комната № 48. Липецк, типография облуправления культуры АЭ 51550 Зак.. № 7921
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz