Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

БОРЕЦ ЗА МИР И СВОБОДУ НАРОДОВ (К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДЖОНА РИДА) Прочитав с громаднейшим интересом и неосла­ бевающим вниманием книгу Джона Рида «Де­ сять дней, которые потрясли мир», я от всей души рекомендую это сочинение рабочим всех Все оттенки смеха... стран. В. И. ЛЕНИН. Триумфальное шествие по всему миру совершила книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», поведав­ шая всему человечеству правду о победоносной социалисти­ ческой революции в России. Книга эта будет рассказывать все новым и новым поколениям о великих днях Октября. Только писатель-революционер, человек с горячим сердцем, пламенно боровшийся за лучшее будущее для людей, мог соз­ дать ее. Таким был американский писатель Джон Рид (1 8 8 7— 1 9 2 0 )—выдающийся публицист, блестящий мастер «репорта­ жа, видный деятель международного рабочего движения. Ко­ роткая, удивительно яркая жизнь Джона Рида была насыще­ на борьбой. «Он прошел нелегкий путь раздумий и исканий, прежде чем стал последователем Ленина, несгибаемым бор­ цом за великие идеалы коммунизма. Важным событием в жизни Рида была его поездка в вос­ ставшую Мексику. Четыре месяца он жил одной жизнью с бойцами партизанской армии Панчо Вильи, деля с повстан­ цами и радость побед и горечь поражений. «В 1914 году вы­ шла книга Рида «Восставшая Мексика» (сборник очерков). «В годы империалистической войны Рид побывал во Фран­ ции, Англии, Германии, Турции, на Балканах, в России. С поля сражений он вернулся ярым противником войны. Рид выступал на рабочих митингах в различных городах ОША, разоблачая войну «торгашей». Летом 1917 года Джон Рид поспешил в Россию, где стал свидетелем и участником «событий Великой «Октябрьской со­ циалистической революции. Она наполнила Рида верой в победу социализма, привела его в ряды Коммунистической партии ОША. Джон Рид и поныне продолжает жить в серд­ цах трудящихся как борец за мир, справедливость и свободу народов всех стран. Липецк строится Растет и развивается индуст­ риальный Липецк. Все жилищное и гражданское строительство в основном будет вестись на сво­ бодных территориях привокзаль­ ного и юго-западного районов го­ рода. Особенно интенсивно ведется застройка привокзального района. Здесь сооружаются более тридца­ ти четырех- и пятиэтажных ж и ­ лых домов, столовая, районная котельная, электроподстанция и другие здания. Особое внимание уделяется инженерным коммуни­ кациям: водопроводу, канализа­ ции, газификации, теплофикации, сетям энергоснабжения, связи и радио. Территория привокзального жи ­ лого района, предназначенная к застройке, составляет 280 гекта­ ров. Здесь будет построено 350 тысяч квадратных метров жилой площади, что позволит расселить около 40 тысяч жителей. Застройка ведется по принципу свободной планировки — микро­ районами. Основные магистрали: улица Ю. Гагарина, Привокзаль­ ная площадь, Колхозная пло­ щадь, дорога на Лебедянь — рас­ секают жилой район на четыре отдельных микрорайона площадью по 45—50 гектаров каждый. Микрорайон — это закончен­ ный жилой комплекс с населени­ ем в 10—12 тысяч человек. В центральной части его запроекти­ рованы: сад, здание клуба с большим залом, стадион, площад­ ки для спортивных занятий и ти­ хого отдыха. Кроме того, тут же будут расположены столовая, ма­ газины, комбинат бытового обслу­ живания. К каждому саду примыкают озелененные участки детских уч­ реждений и школ, образуя боль­ шой зеленый массив. Для всего жилого района пре­ дусмотрено сооружение Дома культуры, Дома пионеров, биб­ лиотеки, двух кинотеатров по 800 мест, универмага, закрытого рынка, больничного комплекса, двух бань и прачечных, 7 школ, 13 детских садов-яслей на 3080 мест, столовых, мастерских куль­ турно-бытового обслуживания, продовольственных и промтовар­ ных магазинов, отделения связи, АТС, аптеки. С. ТИХОМИРОВ. Летом 1878 года, живя в Абрамцеве, в доме из­ вестного покровителя ис­ кусств Саввы Мамонто­ ва, И. Е. Репин услы­ шал: кто-то из гостей чи­ тал озорное письмо запо­ рожских казаков турец­ кому султану. Тут же Репин на лист­ ке бумаги набросал сцен­ ку: казаки, покатываясь от хохота, диктуют ух­ мыляющемуся писарю знаменитое письмо. С тех пор удалые за­ порожцы на долгие годы поселяются в мастерской Репина. Без устали, с огром­ ным увлечением работа­ ет художник над двумя большими холстами: кар­ тина писалась в двух ва­ риантах сразу. И только в 1891 году было оконче­ но основное полотно, ны­ не принадлежащее Рус­ скому музею в Ленин­ граде. Удалой, веселый народ —сечевики. Шумной пе­ строй ватагой сгруди­ лись они вокруг стола: знаменитейшие воины, атаман, писарь, судья, есаул — каждый в меру своих сил и способностей участвует в сочинении письма. Писарь едва ус­ певает на лету подхватывать на­ смешливые и едкие слова наход­ чивых острословов. Ехидная ух­ мылка разбежалась по лицу, и глаза щурятся в лукавой усмеш­ ке. Это смекалистый, хитроумный человек. Он тонко разбирается во всех «дипломатических» делах запорожского войска. Писарь все­ гда пользовался среди сечевиков большим почетом и уважением; он был вторым лицом после ата­ мана. Позировал для этой фигуры в картине известный украинский историк Д. Н. Эварницкий, тра­ стный любитель украинской древ­ ности. Он собрал хорошую кол­ лекцию предметов казацкого оби­ хода и одежды, которую охотно предоставил Репину. Над писарем склонился про­ славленный запорожский атаман Иван Сирко, обдумывая тот вы­ зов, который сейчас вся казацкая «громада» бросает извечному сво­ ему врагу—турецкому султану. Храбрец из храбрецов, человек широкой натуры, преданный това­ рищ, отважный воин, Иван Сирко был любимейшим из атаманов. С его именем связан могучий рас­ цвет казацкого войска и его круп­ нейшие победы над врагом. Одно имя Ивана Сирка наводило ужас на врагов и обращало их в бег­ ство, а народная молва слагала легенды о любимом герое даже после его смерти. Современники узнавали в этом образе популярного в те годы ге­ нерала М. И. Драгомирова. Слева, протолкавшись сквозь толпу, высунулся над писарем молодой бурсак; голова подстри­ жена «под кружок». Дьявольски ехидное выражение этого лица, все то нетерпение, с которым про­ бирается он к писарю, говорят о том, что бурсак приготовил весь­ ма крепкие слова султану. Фигура эта очень типична среди запорож­ цев: многие «студеи», как их на­ зывали казаки, не выдержав же­ стоких порядков в бурсе, убегали оттуда в Сечь, «за пороги». И. Е. Репин написал его с маски укра­ инского художника П. Д. Марты­ новича, которую выпросил у зна­ комого художника. Ученики ака­ демии увлекались тем, что снима­ ли гипсовые маски со своих лиц. Когда снимали маску с Мартыно­ вича, он улыбнулся. Гипс так и сохранил эту мимолетную и жи­ вую улыбку, а Репин перенес ее к себе в картину. Рядом с бурсаком сидит запо­ рожец в высокой шапке. Он мол­ чит и внимательно слушает, что говорят другие, и ему невозможно удержаться от смеха, когда здесь царит такой разгул остроумия! Написан он с В. В. Тарновского, известного украинского коллек­ ционера. Тарновский был хозяином Каченовки, имения, где гостили Гоголь, Шевченко, Глинка, где жил и Репин, когда собирал мате­ риал для своей картины. Светится улыбка на серьезном лице и у богатыря в черной бур­ ке. Это, видимо, один из «казар- люг», то есть особо знаменитых, прославленных запорожских храб­ рецов. Написан он с художника Н. Д. Кузнецова. За спиной этого могучего казака стоит высокий, стройный юноша в богатом пла­ тье. Это попал в картину Репина внучатый племянник композитора М. И. Глинки... Один — что тебе твой пан!— красуется запорожец в яркой, на­ рядной одежде, товарищ же его сидит полуголый: он по казацким правилам вынужден был снять ру­ баху на время карточной игры, чтобы не занимался шулерством. Под руками на столе у него кар­ ты. Прямо перед столом развалился на бочке широкоплечий, массив­ ный казак. Репин задумал напи­ сать фигуру этого запорожца с очень важного человека—губерн­ ского предводителя дворянства Г. П. Алексеева. Но когда к нему пришли домой с просьбой о пози­ ровании, тот наотрез отказался. Тогда Репин тайком все же зари­ совал его затылок... ..Вся картина Репина хохочет. И какое множество оттенков смеха. Запорожцы в картине Репина— весельчаки, гуляки, удальцы. Но все они объединены высоким чув­ ством патриотизма, товарищества. С огромной любовью показал Ре­ пин народных героев, которым до­ роже всего была свобода. Отрекшись от дома, от спокой­ ной жизни, они встали на защиту народа от набегов татар и турок, сотнями угонявших русских людей в рабство. Героическая, жизнерадостная картина Репина и прославляет свободолюбие, бесстрашие народа, его веселую, светлую душу. А. ДАВЫДОВА. Несколько слов о вальсе «...Эмма не умела танцевать вальс. Но вальс танцевали все... Между тем один из танцоров, ко­ торого запросто называли викон­ том, уже второй раз приглашал госпожу Бовари, говоря, что он будет ее вести и она отлично спра­ вится с танцем. Они начали медленно, потом пошли быстрее. Они кружились, и все кружилось вокруг них, словно диск на оси,—лампы, мебель, па­ нели, паркет...». Таким на всю жизнь запомнила вальс Эмма Бо­ вари, героиня известного романа Флобера. «...Они кружились, и все кружилось вокруг...» Вот от слова «кружиться», по-немецки «валзен», и родилось название бального танца «Вальс». История его восходит к X V I I I веку, к веку фижм, камзолов и пудреных париков. Это было вре- Владивосток. 25 октября ис- /к полняется 40 лет со дня осво- ю бождения города от иностран- Й ных интервентов. За годы Со- Й ветской власти Владивосток и превратился в крупный про- в мышленный и культурн ы й » центр Дальнего Востока. В Й городе ведется большое жи- й лищное строительство. Только к за последние 3 года появилось десять новых районов. » На снимке: проспект Столе- й тия Владивостока в новом Се- й веро-Западном районе города. Й (Фотохроника ТАСС). И мя расцвета романтической поэзии и музыки, время Гете и Шиллера, Гайдна, Моцарта, Рамо. Вальс ро­ дился не в аристократических са­ лонах и в бальных залах. Первый вальс не был создан и компози­ тором. Его истоки — живое твор­ чество народа. В Чехии, Германии, Австрии ни одно народное празднество или гулянье не обходилось без весе­ лых крестьянских танцев. Они-то и были прародителями вальса. И самый близкий его родственник— крестьянский танец «лендлер». Особенной популярностью пользо­ вался он в предместьях Вены. Австрийскому композитору Фран­ цу Шуберту так полюбились эти танцы, что он по их подобию со­ чинил свои «лендлеры». Вальс не сразу нашел призна­ ние. Вначале его считали грубым и не допускали в высшее общест­ во. Но горожанам и жителям при­ городов сразу понравился краси­ вый и простой танец. Постепенно он вошел в моду. В X IX веке вальс распространился по всей Европе и стал королем танцевальных залов. Так в Вене в 1832 году на одной только празд­ ничной неделе состоялось 772 ба­ ла. Их посетили 200 тысяч чело­ век. Коронным танцем всех балов был вальс. В Вене жил и писал свои знаме­ нитые вальсы Иоганн Штраус. Его бурный сверкающий талант про­ славил венский вальс на весь мир. Но вальс ведь не только бальный танец. Он появился как самостоя­ тельное оркестровое и инструмен­ тальное произведение. Уже в XIX веке были созданы выдающиеся сочинения в форме вальса: «При­ глашение к танцу» Вебера, вальс из «Фантастической» симфонии Берлиоза, «Вальс-фантазия» Глин­ ки, вальсы Шумана, Брамса, Ли­ ста, Шопена, Рубинштейна, Андре­ ева... По-новому зазвучал вальс у композиторов нашего века: Рах­ манинова, Равеля, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича... В X IX веке он пришел и на сцену театра: в оперу, оперетту, балет. Здесь вальс появился не только как танец. Арии, написан­ ные в форме вальса, подчас быва­ ют основной характеристикой об­ раза. В. СЕМЕНОВА. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. 9 Мая, здание управления строительства совнархо­ за, комната № 48. Липецк, типография облуправления культуры АЭ 51550 Зак.. № 7921

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz