Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

К 1 5 0 - л е т и т е Отечественной войны 1812 года шш , :о: ♦♦*»**>> ♦« *+ о* •♦ ** ♦* ** ♦* 44 •* ' , ♦» »♦ Ф* ♦♦ *+♦♦♦»♦♦ ♦* ♦»V* ♦♦ ♦♦ СОЛОВЕЙ МОЙ, СОЛОВЕЙ... «Соловей мой, соло­ вей, голосистый соло­ вей...» Трудно встретить среди любителей музыки человека, который не знал бы знаменитого «Соловья» Алябьева. Вот уже более ста лет не сходит эта «русская песня» с концертной эстрады. Снискав широ­ кую популярность сразу же после своего появле­ ния, «Соловей» Алябье­ ва стал украшением ре­ пертуара замечатель­ ных исполнительниц с мировым именем, таких, как П. Виардо, А. Паг- ти, Е. Сандунова, А. Не­ жданова, В. Барсова. Восхищавшийся му­ зыкой «Соловья» П. И. Чай к о в с к и й писал: «Иногда в музыке нра­ вится что-то совсем не­ уловимое и неподдаю- щееся критическому анализу. Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева». Выдающийся русский композитор Александр Александрович Алябьев, старший современник великого Глинки, выде­ ляется своей разносто­ ронней одаренностью и глубиной художествен­ ных стремлений. Его творческое наследие сыграло большую роль в становлении и развитии русского реалистическо­ го музыкального искусства. Алябьев был участником и сви­ детелем событий Отечественной войны 1812 года. Он прошел с русской армией боевой путь от Москвы до Парижа, участвовал во многих сражениях, был ранен и награжден орденом, вольнолюбивой, «беспокойной» части русского офицерства, кото­ рая подвергалась гонениям со сто­ роны царского двора, особенно сурово после декабрьских собы­ тий 182!> года. Участь изгнанника постигла и Алябьева. В 1828 году композитор был сослан в Сибирь, в Тобольск, а затем переведен в Оренбург. С большим трудом уда­ лось Алябьеву добиться разре­ шения жить в столице, но без восстановления в правах, без пра­ ва «показываться на публике». Изгнание не сломило волю Алябьева к творчеству. Музы­ кальное наследие Алябьева очень велико. Им написано 6 онер, му­ зыка к 20 водевилям, множество произведений для оркестра, ряд камерных ансамблей и фортепьян­ ных пьес, хоровые произведения и свыше 200 романсов. Общение с лучшими людьми России—А. С. Грибоедовым, В. Ф. Одоесеким, поэтом-партизаном Де. нисом Давыдовым, декабристами Г1. А. Мухановым, А. А. Бестуже- вым-Марлинским, Ф. Н. Глинкой, а позднее с поэтом-революционе- ром Н. П. Огаревым способство­ вало формированию эстетических воззрений Алябьева. Мотивы гражданской поэзии, темы пат­ риотизма, любви к Родине и сво­ боде пронизывают вокальную ли­ рику Алябьева. Романсы и песни составляют са-1 мую ценную часть творческого наследия Алябьева. Именно в них отчетливее всего проявилась связь сочинений Алябьева с про­ грессивными общественными идеями эпохи; именно в них уда­ лось композитору наиболее полно обобщить заветные думы его со­ временников. Жанровый диапазон песен и ро-) мансов Алябьева велик и разно­ образен. От традиционного «са­ лонного» романса композитор Алябьев принадлежал к той приходит к романсам большой психологической углубленности, ф силы и драматизма. По глубине и * содержательности лучшие роман-1 сы Алябьева могут быть постав-1 лены в один ряд с романсами V Глинки и Даргомыжского. ? Вершиной вокальною творчест- $ вц Алябьева являются романсы, | созданные композитором в годы * изгнания: «Иртыш», «Сижу на бе-; регу потока», «Вечерний звон»,; «Зимняя дорога», «Два ворона». Проникнутые вольнолюбивыми; настроениями, они отвечали д у - ! мам и чаяниям огромного боль-; шинства русских людей, задыхав-| шихся в условиях николаевской • реакции. 8 40-х годах Алябьев | обращается к теме социального | неравенства. В романсах на слова | Огарева «Кабак», «Изба», «Дере-| венский сторож» композитор соз- дает картины безотрадной кресть- | янской жизни, рисует быт обез- % деленной бедноты. % Алябьев является одним из ос-? новоположников русской камер- ♦ »*. ной музыки. Созданные им камер-'; ные ансамбли отличаются мелоди-' ческим богатством, тонкой разра­ боткой фактуры. Наибольший ин­ терес представляют Третий струн­ ный квартет и фортепьянное трио ля-минор. В Третьем квартете Алябьев использует в качестве главной темы медленной части задумчивую пленительную мело­ дию «Соловья». Созданные Алябьевым класси­ ческие произведения не потеряли своей ценности и в наши' дни. Ис­ полнилось 175 лет со дня рожде­ ния композитора, но творчество его близко нам глубокой народ­ ностью, гуманизмом, идейной со­ держательностью своего творчест­ ва. Его произведения доставляют советским слушателям истинное эстетическое наслаждение. М. КОМИССАРСКАЯ, музыковед. Главный удар Наполеона в день Бородинского сражения был направлен на укрепления, сооруженные на левом флайге русской позиции, получившие впоследствии название «Багра- тионовы флеши». Героическое сопротивление защитников фле­ шей сорвало все попытки Наполеона прорвать оборону рус­ ской армии на ее левом фланге. На снимке: восстановленная инженерными войсками |Совет- окой Армии правая «Багратионова флешь». Видны рое, земля­ ной вал и орудийные площадки. В центре флеши установлено орудие 1812 пода. (Фотохроника ТАСС). К о р о т к о о гимне Гимн — это одно из древней­ ших форм муэыкально-поэтическо- ю искусства. Слово «гимн» — греческое. Так в Древней Греции называлась хва­ лебная песнь в честь богов и ге­ роев. Исполнялась она хором, стоя, под аккомпанемент кифары. Культовые гимны были широко распространены у всех народов. Самые ранние из дошедших до нас — молитвенные песнопения Египта и Мессопотамии. Это были торжественные обрядовые песни, обращенные к божествам. И роди­ лись они задолго до новой эры. Христианство создало свои рели­ гиозные гимны, которые были вве­ дены в церковный обиход духо­ венством Сирии и Византии Позднее вместе с крещением и христианской верой они пришли на Русь. Социально-религиозные движе­ ния на западе вызвали к жизни протестантские гимны. Так воз­ никли в XV веке в Чехии гусит­ ские песни, а в XVI веке в Герма­ нии — лютеровские хоралы. Протест против угнетения и го­ нений слышится в спиричуэле — духовных гимнах американских негров. Форма гимна стала постепенно распространяться и на светскую музыку. Так, например, в России при Петре I в характере гимна слагались приветственные канты. В творчестве композиторов жанр гимна занял прочное место. В этом жанре созданы вокальные, инструментальные, симфонические произведения: «Аве Мария» Шу­ берта, кантата «Гимн» Дворжака, хор финала Девятой симфонии Бетховена, написанные на текст оды Шшцера «К радости», и др. Музыка гимнов всегда возвы-' шенна, строга и величава, текст лаконичен и обобщен. В них зву­ чит эмоциональная приподнятость и торжественность. В эпоху ре­ волюционных потрясений в раз­ ных странах народ, его поэты и композиторы слагали свои боевые песни-гимны: в России — «Смело, товарищи, в ногу», в Польше — «Варшавянка», во Франции — «Марсельеза» и «Интернационал». Очевидно, для выражения высо­ ких порывов чувств и накала страстей в музыке ближе всего форма гимна. Но гимн — не только музыкаль- Гимн — страны, сущест- но-поэтическая форма, это музыкальный символ Государственные гимны вуют во всех странах. В дни I Международного фести­ валя молодежи и студентов, кото­ рый проходил в Праге, советский композитор А. Новиков написал «Гимн демократической молоде­ жи». Это песня дружбы и соли­ дарности народов, песня борьбы за светлое будущее, за мир, счастье на всей земле. В. СЕМЕНОВА. '♦♦♦фф>фф{фффф<фффффффффффф<,ффффффффф<!ф(>сфф( Занимательные ф а к т ы В Ф О Н Д М И Р А авоевал им спек- , Драматический коллектив Дома культуры строителей большую популярность среди строителей. Поставленные такли всегда проходят с успехом. Коллектив двенадцать раз пока­ зал пьесу В. Соловьева «Опасная профессия». Ему горячо аплоди­ ровали не только строители, но и тракторозаводцы, оокольцы, -жи­ тели Бордаюкаго. Тепло встречали зрители и показанное драмати­ ческим коллективом сатирическое обозрение «Кляксы». Как-то в коллективе зашел интересный разговор. Самодеятель­ ные артисты решили показать строителям спектакль «Опасная про­ фессия» и весь сбор послать в фонд мира. Что и было сделано. На днях из Москвы в адрес коллектива сотрудников Доада культуры строителей пришло письмо следующего содержания: «Дорогие товарищи! Правление фонда мира сердечно благодарит ваш коллектив за поддержку фонда мира. Внесенный вами добровольный взнос будет использован на дело укрепления мира и дружбы между народами. Желаем вашему коллективу больших творческих успекйв в ра­ боте на благо нашей Родины и укрепления дела мира. С наилучшими пожеланиями ответственный секретарь правления фонда мира м. КОТОВ». Письмо очень порадовало коллектив. В ответ на приветствие он на днях показал строителям свой новый спектакль «Бессонная ночь» Людовика Брукштейна. Весь сбс»р спектакля тоже поступит в фонд мира. В. ФИЛИППОВ. В Доме культуры строителей Воскресенье. 7 , октября. Вечер отдыха—бал для молодых строи­ телей. В программе вечера: вы­ ступления солистов художествен- ДВУХФОКУСНЫЕ ОЧКИ Существует любопытная рыба— четырехглазка. Она живет в мел­ кой воде и высматривает добычу на поверхности. Поэтому горизон­ тальная перегородка делит в гла­ зах у нее ргагавицу и хрусталик пополам. -Верхняя часть глаза, служащая для зрения в воздухе, имеет линзообразный хрусталик и дальнозорка, а нижняя часть гла­ за, предназначенная для зрения в воде, обладает шарообразным хрусталиком и близорука. Сетчат­ ка у каждого глаза одна для обе­ их частей сттичеотаго аппарата. Глаза «четырехглазой» рыбы по­ хожи на ючки дальнозоркого че­ ловека, каждое стекло которых составлено из двух половин раз­ личной кривизны: верхней для зрения вдаль и нижней для зре­ ния вблизи.. БЛЮДА ПРОШЛОГО ВЕКА Долго ли может храниться све­ жеприготовленная пища? Одним английским ученым группе хими- ложен оригинальный ужин. Он со­ стоял из четырех блюд, только что взятых из специального холо­ дильника, где они хранились при очень низкой температуре. , Пер­ вым был пюдаи на стол пашт-ет,I изготовленный в... 1900 году. На второе шла баранья ножка, зажа­ ренная в... 1849 году. Третье со­ ставил пудинг, приготовленный в 1823 году. На. четвертое гости ску­ шали шоколад, выпущенный фаб­ рикой в 1915 поду. Конечно, нуж ­ но было проявить большое муже­ ство, чтобы приступить к. ужину, приготовленному в прошлом веке. ЧТОБЫ ШОФЕР НЕ ЗЕВАЛ В Мексике причиной уличных автокатастроф нередко оказы­ вается необычно темпераментная словоохотливость водителей такси. Недавно одна предприимчивая фирма выпустила жевательную резинку, предназначенную спе­ циально! для таких зевак-водите- лей. По 'Мнению фирмы, шофер, ков, представлявших крупнейшие жующий резинку, станет меньше английские фирмы по производст-' болтать и будет уделять больше. ву пищевых продуктов, был пред- внимания пешеходам. АЭ 53577 I ниманига подписчиков С 1 октября производится индивидуальная подписка на вое центральные и местные га­ зеты и журналы на 1963 год. Подписка принимается на всех предприятиях связи поч­ тальонами и общественными распространителями непосред­ ственно на предприятиях. Не забудьте своевременно • оформить подписку. Городской отдел «Союзпечать». той самодеятельности, эстрадного оркестра, показ новинюк кинохро­ ники, танцы. Начало в 21 час. Вторник. 9 октября. Лекция о международном положении. Нача­ ло -в 19 час. 30 мин. 'Новый худо­ жественный фильм «пПрофесоор Мамлюк». |Началю сеансов в 16.30, '18.30, 20.30. Редактор К. К * ОГРЫЗКОВ. сведению 1 ч и т а т е л е й ! Редакция газеты «Строи- : тель» переехала на новое ме- * сто—-в здание управления | строительства сов н а р х о з а I (улица 9 Мая), 3-й этаж, ком- \ ната № 48. О ткры то подписка на газету „СТРОИТЕЛЬ** Подписка пригашается уполномоченными щ рашршраие- ишо печати в строительных управлениях и субподрядных организациях. Уполномоченные по распространению печати деньги сдают в бухгалтерию треста, а списки тдписашшкся на навету— в редакцию. Подписная цена на под— 96 копеек. 'Оформляйте подпишу Iзаблаговременно и до конца пода! ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. 9 Мая, здание управления строительства совнархо­ за, комната № 48. Липецк, типография облуправления культуры Зек. № 7545

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz