Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
К 1 5 0 - л е т и т е Отечественной войны 1812 года шш , :о: ♦♦*»**>> ♦« *+ о* •♦ ** ♦* ** ♦* 44 •* ' , ♦» »♦ Ф* ♦♦ *+♦♦♦»♦♦ ♦* ♦»V* ♦♦ ♦♦ СОЛОВЕЙ МОЙ, СОЛОВЕЙ... «Соловей мой, соло вей, голосистый соло вей...» Трудно встретить среди любителей музыки человека, который не знал бы знаменитого «Соловья» Алябьева. Вот уже более ста лет не сходит эта «русская песня» с концертной эстрады. Снискав широ кую популярность сразу же после своего появле ния, «Соловей» Алябье ва стал украшением ре пертуара замечатель ных исполнительниц с мировым именем, таких, как П. Виардо, А. Паг- ти, Е. Сандунова, А. Не жданова, В. Барсова. Восхищавшийся му зыкой «Соловья» П. И. Чай к о в с к и й писал: «Иногда в музыке нра вится что-то совсем не уловимое и неподдаю- щееся критическому анализу. Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева». Выдающийся русский композитор Александр Александрович Алябьев, старший современник великого Глинки, выде ляется своей разносто ронней одаренностью и глубиной художествен ных стремлений. Его творческое наследие сыграло большую роль в становлении и развитии русского реалистическо го музыкального искусства. Алябьев был участником и сви детелем событий Отечественной войны 1812 года. Он прошел с русской армией боевой путь от Москвы до Парижа, участвовал во многих сражениях, был ранен и награжден орденом, вольнолюбивой, «беспокойной» части русского офицерства, кото рая подвергалась гонениям со сто роны царского двора, особенно сурово после декабрьских собы тий 182!> года. Участь изгнанника постигла и Алябьева. В 1828 году композитор был сослан в Сибирь, в Тобольск, а затем переведен в Оренбург. С большим трудом уда лось Алябьеву добиться разре шения жить в столице, но без восстановления в правах, без пра ва «показываться на публике». Изгнание не сломило волю Алябьева к творчеству. Музы кальное наследие Алябьева очень велико. Им написано 6 онер, му зыка к 20 водевилям, множество произведений для оркестра, ряд камерных ансамблей и фортепьян ных пьес, хоровые произведения и свыше 200 романсов. Общение с лучшими людьми России—А. С. Грибоедовым, В. Ф. Одоесеким, поэтом-партизаном Де. нисом Давыдовым, декабристами Г1. А. Мухановым, А. А. Бестуже- вым-Марлинским, Ф. Н. Глинкой, а позднее с поэтом-революционе- ром Н. П. Огаревым способство вало формированию эстетических воззрений Алябьева. Мотивы гражданской поэзии, темы пат риотизма, любви к Родине и сво боде пронизывают вокальную ли рику Алябьева. Романсы и песни составляют са-1 мую ценную часть творческого наследия Алябьева. Именно в них отчетливее всего проявилась связь сочинений Алябьева с про грессивными общественными идеями эпохи; именно в них уда лось композитору наиболее полно обобщить заветные думы его со временников. Жанровый диапазон песен и ро-) мансов Алябьева велик и разно образен. От традиционного «са лонного» романса композитор Алябьев принадлежал к той приходит к романсам большой психологической углубленности, ф силы и драматизма. По глубине и * содержательности лучшие роман-1 сы Алябьева могут быть постав-1 лены в один ряд с романсами V Глинки и Даргомыжского. ? Вершиной вокальною творчест- $ вц Алябьева являются романсы, | созданные композитором в годы * изгнания: «Иртыш», «Сижу на бе-; регу потока», «Вечерний звон»,; «Зимняя дорога», «Два ворона». Проникнутые вольнолюбивыми; настроениями, они отвечали д у - ! мам и чаяниям огромного боль-; шинства русских людей, задыхав-| шихся в условиях николаевской • реакции. 8 40-х годах Алябьев | обращается к теме социального | неравенства. В романсах на слова | Огарева «Кабак», «Изба», «Дере-| венский сторож» композитор соз- дает картины безотрадной кресть- | янской жизни, рисует быт обез- % деленной бедноты. % Алябьев является одним из ос-? новоположников русской камер- ♦ »*. ной музыки. Созданные им камер-'; ные ансамбли отличаются мелоди-' ческим богатством, тонкой разра боткой фактуры. Наибольший ин терес представляют Третий струн ный квартет и фортепьянное трио ля-минор. В Третьем квартете Алябьев использует в качестве главной темы медленной части задумчивую пленительную мело дию «Соловья». Созданные Алябьевым класси ческие произведения не потеряли своей ценности и в наши' дни. Ис полнилось 175 лет со дня рожде ния композитора, но творчество его близко нам глубокой народ ностью, гуманизмом, идейной со держательностью своего творчест ва. Его произведения доставляют советским слушателям истинное эстетическое наслаждение. М. КОМИССАРСКАЯ, музыковед. Главный удар Наполеона в день Бородинского сражения был направлен на укрепления, сооруженные на левом флайге русской позиции, получившие впоследствии название «Багра- тионовы флеши». Героическое сопротивление защитников фле шей сорвало все попытки Наполеона прорвать оборону рус ской армии на ее левом фланге. На снимке: восстановленная инженерными войсками |Совет- окой Армии правая «Багратионова флешь». Видны рое, земля ной вал и орудийные площадки. В центре флеши установлено орудие 1812 пода. (Фотохроника ТАСС). К о р о т к о о гимне Гимн — это одно из древней ших форм муэыкально-поэтическо- ю искусства. Слово «гимн» — греческое. Так в Древней Греции называлась хва лебная песнь в честь богов и ге роев. Исполнялась она хором, стоя, под аккомпанемент кифары. Культовые гимны были широко распространены у всех народов. Самые ранние из дошедших до нас — молитвенные песнопения Египта и Мессопотамии. Это были торжественные обрядовые песни, обращенные к божествам. И роди лись они задолго до новой эры. Христианство создало свои рели гиозные гимны, которые были вве дены в церковный обиход духо венством Сирии и Византии Позднее вместе с крещением и христианской верой они пришли на Русь. Социально-религиозные движе ния на западе вызвали к жизни протестантские гимны. Так воз никли в XV веке в Чехии гусит ские песни, а в XVI веке в Герма нии — лютеровские хоралы. Протест против угнетения и го нений слышится в спиричуэле — духовных гимнах американских негров. Форма гимна стала постепенно распространяться и на светскую музыку. Так, например, в России при Петре I в характере гимна слагались приветственные канты. В творчестве композиторов жанр гимна занял прочное место. В этом жанре созданы вокальные, инструментальные, симфонические произведения: «Аве Мария» Шу берта, кантата «Гимн» Дворжака, хор финала Девятой симфонии Бетховена, написанные на текст оды Шшцера «К радости», и др. Музыка гимнов всегда возвы-' шенна, строга и величава, текст лаконичен и обобщен. В них зву чит эмоциональная приподнятость и торжественность. В эпоху ре волюционных потрясений в раз ных странах народ, его поэты и композиторы слагали свои боевые песни-гимны: в России — «Смело, товарищи, в ногу», в Польше — «Варшавянка», во Франции — «Марсельеза» и «Интернационал». Очевидно, для выражения высо ких порывов чувств и накала страстей в музыке ближе всего форма гимна. Но гимн — не только музыкаль- Гимн — страны, сущест- но-поэтическая форма, это музыкальный символ Государственные гимны вуют во всех странах. В дни I Международного фести валя молодежи и студентов, кото рый проходил в Праге, советский композитор А. Новиков написал «Гимн демократической молоде жи». Это песня дружбы и соли дарности народов, песня борьбы за светлое будущее, за мир, счастье на всей земле. В. СЕМЕНОВА. '♦♦♦фф>фф{фффф<фффффффффффф<,ффффффффф<!ф(>сфф( Занимательные ф а к т ы В Ф О Н Д М И Р А авоевал им спек- , Драматический коллектив Дома культуры строителей большую популярность среди строителей. Поставленные такли всегда проходят с успехом. Коллектив двенадцать раз пока зал пьесу В. Соловьева «Опасная профессия». Ему горячо аплоди ровали не только строители, но и тракторозаводцы, оокольцы, -жи тели Бордаюкаго. Тепло встречали зрители и показанное драмати ческим коллективом сатирическое обозрение «Кляксы». Как-то в коллективе зашел интересный разговор. Самодеятель ные артисты решили показать строителям спектакль «Опасная про фессия» и весь сбор послать в фонд мира. Что и было сделано. На днях из Москвы в адрес коллектива сотрудников Доада культуры строителей пришло письмо следующего содержания: «Дорогие товарищи! Правление фонда мира сердечно благодарит ваш коллектив за поддержку фонда мира. Внесенный вами добровольный взнос будет использован на дело укрепления мира и дружбы между народами. Желаем вашему коллективу больших творческих успекйв в ра боте на благо нашей Родины и укрепления дела мира. С наилучшими пожеланиями ответственный секретарь правления фонда мира м. КОТОВ». Письмо очень порадовало коллектив. В ответ на приветствие он на днях показал строителям свой новый спектакль «Бессонная ночь» Людовика Брукштейна. Весь сбс»р спектакля тоже поступит в фонд мира. В. ФИЛИППОВ. В Доме культуры строителей Воскресенье. 7 , октября. Вечер отдыха—бал для молодых строи телей. В программе вечера: вы ступления солистов художествен- ДВУХФОКУСНЫЕ ОЧКИ Существует любопытная рыба— четырехглазка. Она живет в мел кой воде и высматривает добычу на поверхности. Поэтому горизон тальная перегородка делит в гла зах у нее ргагавицу и хрусталик пополам. -Верхняя часть глаза, служащая для зрения в воздухе, имеет линзообразный хрусталик и дальнозорка, а нижняя часть гла за, предназначенная для зрения в воде, обладает шарообразным хрусталиком и близорука. Сетчат ка у каждого глаза одна для обе их частей сттичеотаго аппарата. Глаза «четырехглазой» рыбы по хожи на ючки дальнозоркого че ловека, каждое стекло которых составлено из двух половин раз личной кривизны: верхней для зрения вдаль и нижней для зре ния вблизи.. БЛЮДА ПРОШЛОГО ВЕКА Долго ли может храниться све жеприготовленная пища? Одним английским ученым группе хими- ложен оригинальный ужин. Он со стоял из четырех блюд, только что взятых из специального холо дильника, где они хранились при очень низкой температуре. , Пер вым был пюдаи на стол пашт-ет,I изготовленный в... 1900 году. На второе шла баранья ножка, зажа ренная в... 1849 году. Третье со ставил пудинг, приготовленный в 1823 году. На. четвертое гости ску шали шоколад, выпущенный фаб рикой в 1915 поду. Конечно, нуж но было проявить большое муже ство, чтобы приступить к. ужину, приготовленному в прошлом веке. ЧТОБЫ ШОФЕР НЕ ЗЕВАЛ В Мексике причиной уличных автокатастроф нередко оказы вается необычно темпераментная словоохотливость водителей такси. Недавно одна предприимчивая фирма выпустила жевательную резинку, предназначенную спе циально! для таких зевак-водите- лей. По 'Мнению фирмы, шофер, ков, представлявших крупнейшие жующий резинку, станет меньше английские фирмы по производст-' болтать и будет уделять больше. ву пищевых продуктов, был пред- внимания пешеходам. АЭ 53577 I ниманига подписчиков С 1 октября производится индивидуальная подписка на вое центральные и местные га зеты и журналы на 1963 год. Подписка принимается на всех предприятиях связи поч тальонами и общественными распространителями непосред ственно на предприятиях. Не забудьте своевременно • оформить подписку. Городской отдел «Союзпечать». той самодеятельности, эстрадного оркестра, показ новинюк кинохро ники, танцы. Начало в 21 час. Вторник. 9 октября. Лекция о международном положении. Нача ло -в 19 час. 30 мин. 'Новый худо жественный фильм «пПрофесоор Мамлюк». |Началю сеансов в 16.30, '18.30, 20.30. Редактор К. К * ОГРЫЗКОВ. сведению 1 ч и т а т е л е й ! Редакция газеты «Строи- : тель» переехала на новое ме- * сто—-в здание управления | строительства сов н а р х о з а I (улица 9 Мая), 3-й этаж, ком- \ ната № 48. О ткры то подписка на газету „СТРОИТЕЛЬ** Подписка пригашается уполномоченными щ рашршраие- ишо печати в строительных управлениях и субподрядных организациях. Уполномоченные по распространению печати деньги сдают в бухгалтерию треста, а списки тдписашшкся на навету— в редакцию. Подписная цена на под— 96 копеек. 'Оформляйте подпишу Iзаблаговременно и до конца пода! ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. 9 Мая, здание управления строительства совнархо за, комната № 48. Липецк, типография облуправления культуры Зек. № 7545
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz