Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
моральном кодексе строителя коммунизма Это наметил XXII съезд КПСС МОРАЛЬ ВСЕГО ТРУДЯЩЕГОСЯ .V."" ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Подобно тому, как большая ре ка вбирает в себя многочисленные ручейки, так и моральный кодекс строителя коммунизма вобрал в себя все лучшее, что выработано предшествующей историей чело вечества. В Программе КПСС от мечается, что эта самая справед ливая и благородная мораль, по тому что она включает в себя простые, элементарные нормы нравственности и справедливости, сложившиеся в широких массах трудового народа. Марксизм признает классовый характер морали и в то же время не отрицает существования про стых норм нравственности, нося щих общечеловеческий характер. К ним марксизм-ленинизм отно сит, во-первых, правила, которые охраняют совместную жизнь от таких вредных действий, как пор ча общественного добра, хулиган ство, насилие над женщиной и другие. Эти простейшие правила существуют в каждом обществе и передаются из поколения в поко ление. В. И. Ленин отмечал, что «люди постепенно ПРИВЫКНУТ к со блюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повто рявшихся во всех прописях, пра вил общежития...» (Соч., т. 25, стр. 434). Это простейшее прави ло нашло свое отражение и в на шем моральном кодексе, в таких его принципах, как «каждый за всех, все за одного», «нетерпи мость к нарушениям обществен ных интересов», «взаимное ува жение между людьми» и других. В своей работе «Очередные за дачи Советской власти» В. И. Ленин подчеркивал строжайшую необходимость выполнения друго го простейшего правила: «Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в тру де,—именно такие лозунги... ста новятся теперь, после свержения буржуазии, очередными и глав ными лозунгами момента» (Соч., т. 27, стр. 215). В моральном ко дексе строителя коммунизма это простейшее правило вошло в та кие принципы, как «забота каж дого о сохранении и умножении общественного достояния», «про стота и скромность в обществен ной и личной жизни» и других. Важное простое правило зак лючено в народной поговорке «кто не работает, тот не ест». Это Пра вило имеется у всех народов. В нем выражено пренебрежительное отношение к людям, которые не производят, но потребляют, — к тунеядцам. Коммунизм, основы вающийся на обязательном труде всех членов общества, превращает это простейшее правило в прин цип, обязательный для каждого. В моральном кодексе это правило отражено в принципах: «добросо вестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест», «не примиримость к несправедливо сти, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству». Простые правила существуют не только в отношениях между отдельными лицами, но и между народами. Они требуют уважать другие народы, дружественно от носиться к ним, стремиться все международные разногласия раз решать не путеад. войн, а мирны ми средствами, бороться за мир. Требование мирных отношений между народами' было провоз; - лашено В. И. Лениным еще в первые годы Советской власти. В наше время это требование наш ло выражение в принципах Бан- дунгекдй конференции. В моральном кодексе эти тре бования зафиксированы в таких принципах, как «дружба и брат ство всех народов СССР, нетер пимость к национальной и расо вой неприязни», «непримиримость п „ С т р о и т е л ь " » 2 7 январ я 1 9 6 2 г * к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов», «братская со лидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами». Эти высокие моральные принципы требуют повышения бдительности всех народов к гем, кто пытается нарушить мир и мирные отноше ния между государствами. Особо важное значение в нравственном развитии общества имеет революционная мораль РА- 'БОЧОГО КЛАССА. Это подчер кивается и в Программе партии. Еще Ф. Энгельс видел в морали рабочего класса много элементов общечеловеческой морали. В то же время мораль, заложенная рабо чим классом, — еще не готовая мораль всего будущего человече ства. Она носит классовый харак тер и только с исчезновением классов и классовой борьбы ста нет общечеловеческой моралью. Простые, элементарные прави ла, которые исторически склады ваются в каждом обществе, бур жуазия извратила и приспособила к своим классовым интересам. Так, например, злоупотребления элементарными правилами обще жития, совершаемые представи телями буржуазии, - закон экс плуататорского общества не счи тает аморальными. Но если про стые люди труда допустят нару шения правил общежития, то это нередко расценивается как пре ступление против общества. Или взять такое требование об щечеловеческой морали, как скромность. Оно означает отвра щение ко всякой спеси, за знайству, восхвалению, культу. В буржуазной морали и религии это общечеловеческое требование по дается, как необходимость смире ния, унижения. В религиозных заповедях это звучит так: «я червь», «я раб», человек—несо вершенное существо, он должен знать, что все зависит от бога и потому униженно просить его о ниспослании добра на земле. Именно покорно просить, а не сво им трудом и борьбой утверждать Лучшую жизнь на земле. Требование быть справедливым по отношению к другим людям веками существует у всех наро дов. Поступать справедливо— значит поступать честно, не строить свое благополучие за счет страданий и бедствий других. Буржуазия же признает справед ливость только на словах, а на деле попирает ее. Так она посту пает по отношению к малым на родам, к трудящимся, живя за счет их эксплуатации. В комму нистической морали понятия справедливости, честности, прав дивости получили свое истинное значение. Принципы, сформулированные в моральном кодексе,— не вечные принципы. В , Программе партии отмечается, что коммунистиче ская мораль в ходе строитель ства социализма и коммунизма обогащается новыми принципами, новым содержанием. В мораль ном кодексе, к примеру, выдви нуто пока что требование добро совестного, а не добровольного отношения к труду. Это связано с тем, что в процессе строитель ства коммунизма действует и бу дет еще долго действовать прин цип: «от каждого по способностям, каждому по труду», требующий разумного сочетания материаль ных и моральных стимулов к тру ду. Но с переходом к принципу: «от каждого по способностям, каждому по его потребностям» коммунистическая мораль потре бует от человека не только до бросовестного, а добровольного отношения к труду как к первой жизненной потребности, как к наслаждению. Это и будет ком мунистическое отношение к труду. Все большим содержанием бу дут наполняться и другие прин ципы морального кодекса строи теля коммунизма. Со временем жизнь выдвинет более высокие моральные требования, посколь ку обществу предстоит решать новые сложные задачи. Э. СТРУКОВ. В «Огделстрое» № 1 Илья Ильич Торопов трудится четыр надцать лет. На протяжении этого времеии он неоднократно напраждался Почетными грамота ми и премировался. На снимке: И. И. Торопов. ... но мере продвижения к коммунизму личные потребности будут все больше удовлетворяться за счет общественных фондов, потребления, темпы их роста пре высят темпы увеличения индивидуальнюй оплаты по труду. (Из Программы КПСС). РОСТ О Б Щ Е С Т В Е Н Н Ы Х Ф О Н Д О В П О Т Р Е Б Л Е Н И Я В СССР (в млрд, рублей ) К 1980 году эти фонды будут составлять примерно половину всей суммы реальных доходов населения. (Фотохроника ТАСС). Таким образом, перед лицом всего мира Советское государст во явит пример действительно полного и всеобъемлющего удо влетворения растущих материальных и культурных потребно стей человека. (Из Программы КПСС). Дом готовится к сдаче Дом № 6 десятого квартала. Здесь несколько дней назад ра ботала бригада Ивана Васильеви ча Лнзнена. Она быстро смонти ровала стены здания и переклю чилась на другую строительную площадку. Теперь хозяевами тут стали строители. Их около 90 че ловек. Людей много. И задача перед ними стоит большая: ошту катурить здание, установить дверные и оконные переплеты, замостить полы. Работы у строителей много. И завершить ее они должны до 20 февраля. Срок короткий. Строи тели стремятся уложиться в не го. Они спешат, соревнуясь меж ду собой. ...У дома работает группа ре бят. Это бригада плотников т. Кузнецова. У нее ответствен ное задание — за три дня сде лать крышу здания. Люди тру дятся с удвоенной энергией. — А что, ребята, уложимся в срок? — спрашивает [бригадир членов своего коллектива. — Обязательно должны,— от вечают молодые плотники. Стучат топоры. Часть стропил уже подготовлена плотниками. Бригадир т. Кузнецов вниматель но проверил: сделано отлично. Довольно улыбнувшись, он дает знак крановщику. Многометро вая стрела башенного крана по вернулась к месту, где лежат стропила. Через несколько минут груз, перевязанный тросом, медленно поднимается вверх. Его быстро принимают плотники. Наверху здания дружно закипела работа. Она идет своим чередом. Одни устанавливают стропила, другие делают обрешетку. Спорится де ло в умелых руках плотников. Они нет-нет да и заглянут в дом, поинтересуются, как работает другой коллектив плотников, ко торым руководит т. Болдырев. Он соревнуется с бригадой т. Кузне цова. В этом соревновании никто не хочет уступить первенства. Бригадир т. Кузнецов заметил, что плотники, возглавляемые Болдыревым, выполнили большой объем работ. До обеда они в пя ти комнатах замостили полы. — Нас опередили, подналечь надо, — призвал т. Кузнецов членов своей бригады. € еще большим подъемом за работали плотники. Они на 50 процентов перевыполнили днев ное задание. И так изо дня в день трудится передовой коллек тив т. Кузнецова на строительст ве жилья. Не уступает ему в ра боте бригада, которой руководит т. Болдырев. Она выполняет око ло полутора норм в смену. Упорно трудятся на строитель стве дома № 6 бригады штука туров тт. Клементова, Васильева, Лапшина.. Эти коллективы реши ли за короткий срок оштукату рить здание. И этого они добьют ся. Все коллективы, участвующие в сооружении дома, работают дружно. Оки успешно готовят дом к сдаче. к. новиков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz