Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
ПРЕДСТАВИМ себе на минуту нашего потомка. Он читает в газете: «Коллекция растений Ботанического сада Академии наук пополнилась необычными экспонатами. В специальных камерах искус ственного климата сюда до ставлены представители расти тельного мира планеты Марс. Они необычайно морозоустой чивы, но плохо переносят дли тельное воздействие тепла. Институт космической биоло гии начинает эксперименты по акклимат и з а- ции новых пи томцев. В слу чае у с п е х а можно будет обеспечить со ветское Заполярье новыми, исключительно высокоурожай ными культурами...» Фантастика? Сегодня — да. Ко завтра может быть и та кое... Развивая науку, раскры вая тайны природы, люди все больше подчиняют ее себе. Во имя этой благородной цели на ша страна осуществляет про грамму изучения и освоения космического пространства. Ра ди этого космические братья Юрия Гагарина и Германа Титова - майор Андриян Ни колаев и подполковник Павел Попович на кораблях «Вос ток-3» и «Восток-4» впервые в мире совершили длительный групповой космический полет. Они десятки раз облетели во круг земного шара и благопо лучно приземлились в задан ном районе. В сравнительно короткой статье трудно в полном объе ме представить значение этого беспримерного группового кос мического полета. Его итоги представляют одинаково боль шой интерес для астрономии и биологии, механики и медици ны, для физики, химии, инже нерного дела, радиотехники и т. д. В последнем полете убеди тельно продемонстрирована высокая точность и надежность систем управления ракетами. Космические корабли «Вос ток-3» и «Восток-4» двигались практически по одной и той же орбите и на близком рас стоянии друг от друга, хотя второй корабль был запущен почти спустя сутки после стар та «Восток-3». Групповой полет советских космонавтов позволил решать такие задачи и проводить та кие исследования, которые раньше человеку были недо ступны. Если, например, на од ном из кораблей тот или иной прибор для исследования фи зических условий в межпла нетном пространстве по какой- либо причине дал бы непра вильные показания, это сразу можно было бы обнаружить, так как на близком расстоя нии шел другой корабль, обо рудованный такими же прибо рами. Групповой полет А. Г. Нико лаева и П. Р. Поповича дал возможность сравнить одно временное влияние одинаковых условий космической среды на два различных человеческих организма. Он показал, что и Судно на воздушной подушке Начались испытания на воде крупнейшего в мире судна на воз душной подушке. Этот парящий корабль, сооруженный эксперимен тально-исследовательским заводом Ленинградского .института вод ного транспорта, будет курсировать на реках любой глубины. Он сможет легко преодолевать перекаты и мели, опираясь на поток на гнетаемого под днище воздуха, и будет развивать скорость до 60 километров в час. (Фотохроника ТАСС). ■у Разведка космических дорог Прозрачные панели летах люди могут сохранять нормальное здоровье и рабо тоспособность. А это очень важно знать для подготовки путешествий к другим небес ным телам. Во время группового полета была проверена возможность технического осуществления радиосвязи между двумя кос мическими кораблями. Впер вые человек на спутнике Зем ли имел связь не только с Землей, но и с космосом. Бла годаря этому во время поле та наши космонавты могли действовать сообща, вместе решать поставленные перед ними важные и сложные на учные задачи. «Групповой полет космиче ских кораблей,— заявил прези дент Академии наук СССР М. В. Келдыш, — имеет боль шое значение для отработки межпланетных станций, . для создания еще более совершен ных космических кораблей, для освоения межпланетных трасс». Полет кораблей «Восток-3» и «Восток-4» показал, в каком направлении нужно работать, чтобы готовить полет человека на Луну и на соседние плане ты солнечной системы. Наши потомки, которым по счастливится жить в век ши рокого использования атомной энергии, осуществления регу лярных космических полетов, будут пользоваться плодами труда наших современников и продолжать этот труд на бла го будущих поколений. Они всесторонне изучат Луну, Марс, Венеру; создадут на искусственных спутниках Зем ли ракетодромы, на которых благодаря невесомости можно будет строить гигантские ко рабли для полетов к звездам. В солнечной системе они по строят межпланетную астроно мическую обсерваторию и, мо жет быть, обнаружат возле других звезд неведомые .миры, населенные разумными суще ствами... Какие широкие, захватываю щие перспективы видятся уже из нашего сегодня! Мы, прав да, пока только можем меч тать, например, о межпланет ных астрономических обсерва ториях. Но мы уверены, что они понадобятся даже тогда, когда станут реальностью меж планетные и межзвездные эк спедиции. Межпланетные об серватории нужны будут для того, чтобы обнаруживать и изучать далекие небесные те ла и происходящие на них процессы. Могут спросить: зачем пона добится строить обсерватории в космосе, а не на Земле? Де ло в том, что с поверхности Земли невозможно получить некоторые сведения о небес ных телах, так как наблюдать приходится сквозь воздушную оболочку земного шара — ат мосферу. Из-за движения воз духа изображения получаются нечеткие и неспокойные. Ведь на пути луча от какой-нибудь звезды до объектива телеско па несколько тонн воздуха! Кроме того, земная атмос фера, почти прозрачная для видимого света, не пропускает основную часть ультрафиоле товых лучей и практически полностью поглощает рентте- новские. А это именно те са мые лучи, в которых сосредо точена наиболее ценная науч ная информация; их астроно мы получают с трудом, подни мая телескопы на стратоста тах. Если же вынести астро номические инструменты в кос мос, за пределы земной атмос феры, то можно избавиться от непрозрачности и от колебаний воздуха. И еще одно соображение. За пределами атмосферы ни когда не бывает пасмурно, не бо там всегда ясное, безоблач ное. Поэтому оттуда очень хо рошо наблюдать редкие явле ния природы. Условия невесо мости позволяют строить в та кой космической обсерватории гигантские оптические прибо ры, которые не будут проги баться под действием собст венного веса. Космическая обсерватория позволит значительно раздви нуть границы известной нам части Вселенной, поможет об наружить и изучить сравни тельно близкие, но пока недо ступные наблюдениям очень слабые светила, такие, как планеты возле соседних звезд; поможет выбрать планеты для будущих полетов за пределы солнечной системы. Советские ученые, инжене ры, техники, наши герои-кос монавты, продолжая разведку космических дорог, своим вдохновенным трудом прибли жают время, когда далекие межзвездные рейсы станут ре альностью. В. ДАВЫДОВ, ученый секретарь Государственного астро номического института имени П. К. Штернберга. Коллектив второго Тирасполь ского завода железобетонных из делий освоил производство нео бычных панелей. Каждая из них собирается из 145 стеклянных блоков. Эти очень прочные пане ли длиной шесть метров, пропус кающие солнечный свет и в то же время обладающие малой теп лопроводностью, будут использо ваны при сооружении промыш ленных корпусов. Сейчас завод железобетонных изделий выполняет заказ строя щегося в Тирасполе промышлен ного предприятия. Стены корпу сов этого предприятия будут це ликом смонтированы из стекло- панелей. Н. КУЗНЕЦОВ. Портальный пу теу кладчик м о ж н о ' У в и д н т ь НА ВДНХ Ровной лентой уходит в глубь тайги земляное полотно. Закон чена отделка сливной призмы, белым пунктиром кольев обозна чена ось пути. По полотну дви жется путеукладчик на трактор ной тяге. Это — новая машина, она укладывает не обычные же лезнодорожные звенья длиной 12,5 метра, а двадцатипятимет- ровые. Когда на трассу строительства железной дороги Ивдель — На- рыкары прибыл опытный обра зец портального тракторного пу теукладчика*, строители разрабо тали технологию укладки звень ев, составили подробные техно логические карты. Звенья застраповываются тяго вым тросом. Оператор нажимает на кнопку пульта.— рельсовые захваты опускаются. Щелчок — захваты плотно прижаты к рель сам. Опять нажата кнопка—■ззе- но медленно поднимается. Сигнал — и тракторист путеукладчика продвигает машину на 25 метров. Рабочие ломиками заводят на кладки на конец ранее уложен ного звена, ставят зазорники. Небольшое движение трактора назад — накладки встали на ме сто. Стык сбалчивается. Тележки тяговым тросам подтягиваются под портал. Когда осваивали путеукладчик, первое звено укладывали два ча са. Теперь тратят на это всего пять-семь минут. В смену сво бодно укладывают 1—1,2 кило метра пути. ...Звено за звеном, километр за километром движется путеуклад чик к Оби. Несложную, безотказную в ра боте машину создали конструк торы. За ее освоение и внедрение коллективу управления строи тельства железнодорожной ли нии Ивдель — Нарыкары присуж ден диплом второй степени Вы ставки достижений народного хо зяйства ССОР. И. ВАСИЛЕВСКИЙ. Котельная-автомат в длительных космических по- Кончилась ночная смена. Она не была утомительной, хотя при- % шлось следить за работой сразу четырнадцати котельных. Тутяег ошибки, именно четырнадцати. Диспетчер еще раз вниматель но смотрит на приборы и делает запись в журнале о сдаче смены. И опять у диспетчерского пульта на Новослободской улице в Мо скве спокойно. Приборы работа ют безотказно. На смену кочега ру пришла автоматика. Здесь действует универсальная бесконтактная система комплекс- % ной автоматизации отопительных котельных на жидком и газооб- С ней можно разном топливе. У и з ы с к а т е л е й С а я н с к о й ГЭС Красноярский край. Капризен и порожист Енисей в верховьях. Белой пеной кипит вода, перека тываясь по* крепчайшему граниту, Изыскатели экспедиции далеко, вокруг разносится мерный гул бурного потока. В суровых, дремучих местах гидростроители детально исследу ют Саянское ущелье, чтобы па могучей реке воздвигнуть еше од ну крупнейшую гидроэлектростан цию. По мощности каждый из девяти агрегатов Саянской IЭС будет равен Днепрогэсу. № 7 «Ленлидропроекта» обживают ени сейские берега. В районе Кардов ского створа вырос палаточный городок. Но уже строится и »им- нее жилье. Сюда забрасываются механизмы и оборудование, раз ведчики спешат это сделать до закрытия навигации. Все изыскательские работы, не обходимые для проектировщиков будущей ГЭС, намечено завер шить в первом квартале 196.3 го да. На снимках: 1. Геологоразве дочные работы в створе будущей Саянской ГЭС. Старший техник- геолог В. П. Сосновцева и заме ститель начальника экспедиции П. И. Бутман осматривают керн, вынутый из екважены. 2. Карловский створ Саянской ГЭС. (Фотохроника ТАСС). познакомиться в разделе «Строи тельство» ВДНХ, где недавно открылась тематическая выстав ка «Типовые унифицированные котельные для жилых районов и промышленных объектов». Вот еще одна новинка — элект ронно-гидравлическая бесконтакт ная система автоматического ре гулирования. С ее помощью уп равляют процессами горения и питания котлов, поддерживают постоянные температуру и давле ние мазута или газа. Разработал эту систему коллектив института Сангехпроект. Проектные и научно-исследова тельские институты, котлосгрон- тельные заводы многое сделали для того, чтобы создать типовые котельные. Они представлены на выставке очень широко. Здесь есть и временные котельные уста новки для теплоснабжения, мож но увидеть и оборудование, пред назначенное для механизации топливоподачи и шлакозолоуда- ления, для очистки дымовых га зов котельных установок. Хорошо оформлена открытая площадка с натурными экспона тами. Выставка интересная. По сетите ее! Л. МУШКЕТОВА. За редактора А. АБРАМОВА. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, топография облуправления культуры АЭ 51489 " Зак. № 72112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz