Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

ПРЕДСТАВИМ себе на минуту нашего потомка. Он читает в газете: «Коллекция растений Ботанического сада Академии наук пополнилась необычными экспонатами. В специальных камерах искус­ ственного климата сюда до­ ставлены представители расти­ тельного мира планеты Марс. Они необычайно морозоустой­ чивы, но плохо переносят дли­ тельное воздействие тепла. Институт космической биоло­ гии начинает эксперименты по акклимат и з а- ции новых пи­ томцев. В слу­ чае у с п е х а можно будет обеспечить со­ ветское Заполярье новыми, исключительно высокоурожай­ ными культурами...» Фантастика? Сегодня — да. Ко завтра может быть и та­ кое... Развивая науку, раскры­ вая тайны природы, люди все больше подчиняют ее себе. Во имя этой благородной цели на­ ша страна осуществляет про­ грамму изучения и освоения космического пространства. Ра­ ди этого космические братья Юрия Гагарина и Германа Титова - майор Андриян Ни­ колаев и подполковник Павел Попович на кораблях «Вос­ ток-3» и «Восток-4» впервые в мире совершили длительный групповой космический полет. Они десятки раз облетели во­ круг земного шара и благопо­ лучно приземлились в задан­ ном районе. В сравнительно короткой статье трудно в полном объе­ ме представить значение этого беспримерного группового кос­ мического полета. Его итоги представляют одинаково боль­ шой интерес для астрономии и биологии, механики и медици­ ны, для физики, химии, инже­ нерного дела, радиотехники и т. д. В последнем полете убеди­ тельно продемонстрирована высокая точность и надежность систем управления ракетами. Космические корабли «Вос­ ток-3» и «Восток-4» двигались практически по одной и той же орбите и на близком рас­ стоянии друг от друга, хотя второй корабль был запущен почти спустя сутки после стар­ та «Восток-3». Групповой полет советских космонавтов позволил решать такие задачи и проводить та­ кие исследования, которые раньше человеку были недо­ ступны. Если, например, на од­ ном из кораблей тот или иной прибор для исследования фи­ зических условий в межпла­ нетном пространстве по какой- либо причине дал бы непра­ вильные показания, это сразу можно было бы обнаружить, так как на близком расстоя­ нии шел другой корабль, обо­ рудованный такими же прибо­ рами. Групповой полет А. Г. Нико­ лаева и П. Р. Поповича дал возможность сравнить одно­ временное влияние одинаковых условий космической среды на два различных человеческих организма. Он показал, что и Судно на воздушной подушке Начались испытания на воде крупнейшего в мире судна на воз­ душной подушке. Этот парящий корабль, сооруженный эксперимен­ тально-исследовательским заводом Ленинградского .института вод­ ного транспорта, будет курсировать на реках любой глубины. Он сможет легко преодолевать перекаты и мели, опираясь на поток на­ гнетаемого под днище воздуха, и будет развивать скорость до 60 километров в час. (Фотохроника ТАСС). ■у Разведка космических дорог Прозрачные панели летах люди могут сохранять нормальное здоровье и рабо­ тоспособность. А это очень важно знать для подготовки путешествий к другим небес­ ным телам. Во время группового полета была проверена возможность технического осуществления радиосвязи между двумя кос­ мическими кораблями. Впер­ вые человек на спутнике Зем­ ли имел связь не только с Землей, но и с космосом. Бла­ годаря этому во время поле­ та наши космонавты могли действовать сообща, вместе решать поставленные перед ними важные и сложные на­ учные задачи. «Групповой полет космиче­ ских кораблей,— заявил прези­ дент Академии наук СССР М. В. Келдыш, — имеет боль­ шое значение для отработки межпланетных станций, . для создания еще более совершен­ ных космических кораблей, для освоения межпланетных трасс». Полет кораблей «Восток-3» и «Восток-4» показал, в каком направлении нужно работать, чтобы готовить полет человека на Луну и на соседние плане­ ты солнечной системы. Наши потомки, которым по­ счастливится жить в век ши­ рокого использования атомной энергии, осуществления регу­ лярных космических полетов, будут пользоваться плодами труда наших современников и продолжать этот труд на бла­ го будущих поколений. Они всесторонне изучат Луну, Марс, Венеру; создадут на искусственных спутниках Зем­ ли ракетодромы, на которых благодаря невесомости можно будет строить гигантские ко­ рабли для полетов к звездам. В солнечной системе они по­ строят межпланетную астроно­ мическую обсерваторию и, мо­ жет быть, обнаружат возле других звезд неведомые .миры, населенные разумными суще­ ствами... Какие широкие, захватываю­ щие перспективы видятся уже из нашего сегодня! Мы, прав­ да, пока только можем меч­ тать, например, о межпланет­ ных астрономических обсерва­ ториях. Но мы уверены, что они понадобятся даже тогда, когда станут реальностью меж­ планетные и межзвездные эк­ спедиции. Межпланетные об­ серватории нужны будут для того, чтобы обнаруживать и изучать далекие небесные те­ ла и происходящие на них процессы. Могут спросить: зачем пона­ добится строить обсерватории в космосе, а не на Земле? Де­ ло в том, что с поверхности Земли невозможно получить некоторые сведения о небес­ ных телах, так как наблюдать приходится сквозь воздушную оболочку земного шара — ат­ мосферу. Из-за движения воз­ духа изображения получаются нечеткие и неспокойные. Ведь на пути луча от какой-нибудь звезды до объектива телеско­ па несколько тонн воздуха! Кроме того, земная атмос­ фера, почти прозрачная для видимого света, не пропускает основную часть ультрафиоле­ товых лучей и практически полностью поглощает рентте- новские. А это именно те са­ мые лучи, в которых сосредо­ точена наиболее ценная науч­ ная информация; их астроно­ мы получают с трудом, подни­ мая телескопы на стратоста­ тах. Если же вынести астро­ номические инструменты в кос­ мос, за пределы земной атмос­ феры, то можно избавиться от непрозрачности и от колебаний воздуха. И еще одно соображение. За пределами атмосферы ни­ когда не бывает пасмурно, не­ бо там всегда ясное, безоблач­ ное. Поэтому оттуда очень хо­ рошо наблюдать редкие явле­ ния природы. Условия невесо­ мости позволяют строить в та­ кой космической обсерватории гигантские оптические прибо­ ры, которые не будут проги­ баться под действием собст­ венного веса. Космическая обсерватория позволит значительно раздви­ нуть границы известной нам части Вселенной, поможет об­ наружить и изучить сравни­ тельно близкие, но пока недо­ ступные наблюдениям очень слабые светила, такие, как планеты возле соседних звезд; поможет выбрать планеты для будущих полетов за пределы солнечной системы. Советские ученые, инжене­ ры, техники, наши герои-кос­ монавты, продолжая разведку космических дорог, своим вдохновенным трудом прибли­ жают время, когда далекие межзвездные рейсы станут ре­ альностью. В. ДАВЫДОВ, ученый секретарь Государственного астро­ номического института имени П. К. Штернберга. Коллектив второго Тирасполь­ ского завода железобетонных из­ делий освоил производство нео­ бычных панелей. Каждая из них собирается из 145 стеклянных блоков. Эти очень прочные пане­ ли длиной шесть метров, пропус­ кающие солнечный свет и в то же время обладающие малой теп­ лопроводностью, будут использо­ ваны при сооружении промыш­ ленных корпусов. Сейчас завод железобетонных изделий выполняет заказ строя­ щегося в Тирасполе промышлен­ ного предприятия. Стены корпу­ сов этого предприятия будут це­ ликом смонтированы из стекло- панелей. Н. КУЗНЕЦОВ. Портальный пу теу кладчик м о ж н о ' У в и д н т ь НА ВДНХ Ровной лентой уходит в глубь тайги земляное полотно. Закон­ чена отделка сливной призмы, белым пунктиром кольев обозна­ чена ось пути. По полотну дви­ жется путеукладчик на трактор­ ной тяге. Это — новая машина, она укладывает не обычные же­ лезнодорожные звенья длиной 12,5 метра, а двадцатипятимет- ровые. Когда на трассу строительства железной дороги Ивдель — На- рыкары прибыл опытный обра­ зец портального тракторного пу­ теукладчика*, строители разрабо­ тали технологию укладки звень­ ев, составили подробные техно­ логические карты. Звенья застраповываются тяго­ вым тросом. Оператор нажимает на кнопку пульта.— рельсовые захваты опускаются. Щелчок — захваты плотно прижаты к рель­ сам. Опять нажата кнопка—■ззе- но медленно поднимается. Сигнал — и тракторист путеукладчика продвигает машину на 25 метров. Рабочие ломиками заводят на­ кладки на конец ранее уложен­ ного звена, ставят зазорники. Небольшое движение трактора назад — накладки встали на ме­ сто. Стык сбалчивается. Тележки тяговым тросам подтягиваются под портал. Когда осваивали путеукладчик, первое звено укладывали два ча­ са. Теперь тратят на это всего пять-семь минут. В смену сво­ бодно укладывают 1—1,2 кило­ метра пути. ...Звено за звеном, километр за километром движется путеуклад­ чик к Оби. Несложную, безотказную в ра­ боте машину создали конструк­ торы. За ее освоение и внедрение коллективу управления строи­ тельства железнодорожной ли­ нии Ивдель — Нарыкары присуж­ ден диплом второй степени Вы­ ставки достижений народного хо­ зяйства ССОР. И. ВАСИЛЕВСКИЙ. Котельная-автомат в длительных космических по- Кончилась ночная смена. Она не была утомительной, хотя при- % шлось следить за работой сразу четырнадцати котельных. Тутяег ошибки, именно четырнадцати. Диспетчер еще раз вниматель­ но смотрит на приборы и делает запись в журнале о сдаче смены. И опять у диспетчерского пульта на Новослободской улице в Мо­ скве спокойно. Приборы работа­ ют безотказно. На смену кочега­ ру пришла автоматика. Здесь действует универсальная бесконтактная система комплекс- % ной автоматизации отопительных котельных на жидком и газооб- С ней можно разном топливе. У и з ы с к а т е л е й С а я н с к о й ГЭС Красноярский край. Капризен и порожист Енисей в верховьях. Белой пеной кипит вода, перека­ тываясь по* крепчайшему граниту, Изыскатели экспедиции далеко, вокруг разносится мерный гул бурного потока. В суровых, дремучих местах гидростроители детально исследу­ ют Саянское ущелье, чтобы па могучей реке воздвигнуть еше од­ ну крупнейшую гидроэлектростан­ цию. По мощности каждый из девяти агрегатов Саянской IЭС будет равен Днепрогэсу. № 7 «Ленлидропроекта» обживают ени­ сейские берега. В районе Кардов­ ского створа вырос палаточный городок. Но уже строится и »им- нее жилье. Сюда забрасываются механизмы и оборудование, раз­ ведчики спешат это сделать до закрытия навигации. Все изыскательские работы, не­ обходимые для проектировщиков будущей ГЭС, намечено завер­ шить в первом квартале 196.3 го­ да. На снимках: 1. Геологоразве­ дочные работы в створе будущей Саянской ГЭС. Старший техник- геолог В. П. Сосновцева и заме­ ститель начальника экспедиции П. И. Бутман осматривают керн, вынутый из екважены. 2. Карловский створ Саянской ГЭС. (Фотохроника ТАСС). познакомиться в разделе «Строи­ тельство» ВДНХ, где недавно открылась тематическая выстав­ ка «Типовые унифицированные котельные для жилых районов и промышленных объектов». Вот еще одна новинка — элект­ ронно-гидравлическая бесконтакт­ ная система автоматического ре­ гулирования. С ее помощью уп­ равляют процессами горения и питания котлов, поддерживают постоянные температуру и давле­ ние мазута или газа. Разработал эту систему коллектив института Сангехпроект. Проектные и научно-исследова­ тельские институты, котлосгрон- тельные заводы многое сделали для того, чтобы создать типовые котельные. Они представлены на выставке очень широко. Здесь есть и временные котельные уста­ новки для теплоснабжения, мож­ но увидеть и оборудование, пред­ назначенное для механизации топливоподачи и шлакозолоуда- ления, для очистки дымовых га­ зов котельных установок. Хорошо оформлена открытая площадка с натурными экспона­ тами. Выставка интересная. По­ сетите ее! Л. МУШКЕТОВА. За редактора А. АБРАМОВА. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, топография облуправления культуры АЭ 51489 " Зак. № 72112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz