Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
К 150-летию Отечественной войнЫа1812 года Н а х о д к а в е к а Более 50 шедевров живописи крупнейших 'мастеров средневековья, считавшихся бесследно исчезнувшими сотни лет назад, были обнаружены в этом году на террито рии Чехословакии. Ко нечно, это не было слу чайной находкой сокро вищ в чердачной пыли бывшего императорско го замка. Долгое, тща тельное изучение кар тинных галерей Дрезде на, Парижа, Нью-Йорка, Венеции, Вены, Лондона, Праги позволило чеш ским исследователям |стать на верный путь по исков и вернуть челове честву бесценную кол лекцию живописных про изведений. Каким же образом по лотна великих фламанд ских, голландских, италь янских мастеров оказа лись в Чехословакии?.. В XVI веке Чехия была «главной землей» авст рийской монархии, а Прага—резиденцией им ператоров. «Цезарь Ру дольф I I при вступле нии на престол был мед лителен и задумчив. Не охотно занимался госу дарственными делами. * Постоянно жил в Праж ском замке потому, что по своей ленивой натуре неохотно выез жал, и основал здесь огромные собрания достопамятных предме тов», — писал в «Истории Чеш ского королевства» В. Томка. При Рудольфе в северном конце второ го двора Пражского кремля был построен изящный Испанский зал. Здесь расположилась Образарна (картинная галерея), где и храни лись драгоценные коллекции кар тин. Во время тридцатилетней войны большая часть коллекции попала в Стокгольм. А оттуда бес ценные полотна разлетелись по всему свету. В XV II столетии разграбленная галерея Пражского кремля опять начала пополняться новыми про изведениями. Самые ценные творе ния оказались в галерее во второй половине XV II века. С потерей Прагой своего поли тического значения и укрепления венского централизма галерея по стоянно истощалась — часто кар тины вывозились в Вену. Вместе с незначительными произведениями из Праги были вывезены работы Тициана, Рубенса, Ван-Дейка, Ве ронезе и Тинторетто. В Вену увез ли «Портрет инфанты Маркеты Терезии», работы Веласкеса. А вы воз кремлевских сокровищ живо писи при Иосифе II всеми отме чался, как последнее погребение бывшей галереи. Автору этой статьи было пору чено в начале этого года провести изучение остатков старой кремлев ской картинной галереи. Исключи тельных открытий никто не пред полагал. Все, что осталось в за пасниках кремля, считалось год ным лишь для декоративных укра шений, но отнюдь не произведени ями живописи. Почти столетие ис кусствоведы не занимались разбо ром запасников, считая, что все значительные картины уже попали в национальные галереи. Дорогу сенсационному открытию указали незначительные на первый взгляд факты... В старых инвентарных книгах, в списках картин, принадлежавших Пражскому кремлю, упоминаются произведения, которые сейчас от сутствуют во всех музеях мира и частных коллекциях. Полотна ис чезли бесследно. Например, было известно, что Веронезе создал цикл из десяти картин, находив шихся в кремлевской галерее. Семь из них экспонируются сей час в Вене, одна продана в Ва шингтон, а две считались потерян ными. Мы походили на слепцов, разы скивая эти картины по названию, взятому из инвентарных книг. И лишь после того как были найде ны старые гравюры, сделанные с этих двух неизвестных картин, нам удалось среди третьесортных копий кремлевских запасников об наружить блестящую работу Ве ронезе «Омовение ног», а затем найти и вторую картину. Это был наш первый крупный успех. ...В сумерках зимнего дня у стен средневекового замка Опочно в Чехии остановилась машина. Трое, пробившись сквозь завесы мокрого снега, нетерпеливо заба-! рабанили в дверь, вместе со смот* $ рителем галереи, не останавли-! ваясь возле полотен, висевших на I стенах, они прошли в небольшой ! зал. В груде запылившихся хол -! стов после недолпих поисков они I обнаружили полотно «маленького I красильщика» из Венеции—Тинто- * ретто, бессмертного живописца, * стоявшего в одном ряду с Тициа-* ном. Картина «Бичевание Христа» * — одна из крупнейших находок * сотрудников института. Более пятидесяти шедевров из- * влекли на свет ученые. Исследова- * ния позволили установить принад-» лежность картин кисти великих ♦ мастеров. Два больших произведения Ве- * ронезе «Поклонение волхвов» н 1 «Омовение ног» и полотно «Святая * Катерина» — типичные произведе- * ния этого автора. Здесь же по- ♦ I лотна с мифологическим сюжетом Пальми Джованни (младшего) — представителя венецианской живо- * писи XVI века, Бассано, голланд- * ца Паоло Фьяминго, Гвидо Рени,? Доменика Фети и других. В картине «Собрание богов»• можно узнать руку величайшего { фламандского мастера Петера Па- ♦ уля Рубенса. Кроме того, в крем- $ ле найдены три полотна Абрахама * и Исаака Годына. К приведенным * примерам можно прибавить еще ♦ множество славных имен и массу * предположений, но они еще нуж- ♦ даются в тщательной проверке. * Именно с этой целью я и приехал * сейчас в Советский Союз. Замеча- * тельные собрания Эрмитажа и * Музея изобразительных искусств * имени А. С. Пушкина, консульта- * цни с советскими коллегами, без Московская область. В центре Бородинского поля, на вершине кургана, где была расположена батарея Раевского, находится молила выдающегося русского полководца П. И. Багратиона. Командуя 2-и Западной армией, генерал П. И. Багратион в Бородинском сражении руководил бое выми действиями войск левого фланга на одной из наиболее ответственных частей позиции — у деревни Семеновской, ку да был направлен главный удар Наполеона. Тяжело раненный во время восьмой атаки французов, П. И. Багратион не покидал поля боя, пока окончательно не обессилел от потери крови. Он скончался 12 сентября 1812 года в селе Симы Владимирской губернии от раны, по лученной в Бородинском сражении. Через 27 лет его прах был перенесен на Бородинское поле. На снимке: у могилы П. И. Багратиона. (Фотохроника ТАСС). .............................................. П о д п и с ы в а й т е с ь н а ж у р н а л „Н а с т р о й к а х Р о с с и и “ условно, помогут мне определить найденных Первая русская консерватория неизвестных авторов полотен. * Сейчас живописные шедевры на- ; ходятся в лучших реставрацион- ♦ ных мастерских, руководимых | профессором Богуславом Слан- ^ ским и его учениками из Академии . художеств. Примерно через пол-; тора года, стряхнув пыль веков, $ обновленные полотна мастеров $ будут выставлены на Градчанах^ вместе с восстановленной коллек- $ цией Рудольфа I I — знаменитая $ картинная галерея императора бу- $ дет возрождена и открыта для $ всех. ♦ Яромир НЕУМАН. х доктор исторических наук. $ __________________ 1 I 1 1 X 20 (8) сентября 1862 года в Пе- выпускает десятки высококвали- и международных конкурсов и тербурге была открыта первая фицираванных композиторов, му- фестивалей. , русская консерватория, положив- зыковедов, педагогов и исполни- Сохраняя и развивая лучшие шая начало высшему музыкально- телей. В Ленинградской консер- традиции, старейший русский му-, му образованию в России. Ини- ватории учатся юноши и девушки зыкальный вуз отмечает 100-летие, циатором создания консерватории разных национальностей, в том со дня своего основания новыми ^ и первым ее директором был ком- числе посланцы многих зарубеж- успехами по воспитанию молодых ^ позитор и пианист А. Г. Рубин- Ных стран. Многие воспитанники музыкантов — строителей много-^ штейн. Около сорока лет педаго- консерватории являются лауреа- национальной советской музы-^ 1 ическую работу в консерватории тами и дипломантами всесоюзных кальной культуры. х вел великий русский композитор ♦ Н. А. Римский-Корсаков В дореволюционные годы про- 5 ^ V . грессивная часть профессуры на - « З а Н И М а Т в Л Ь Н Ы в ф Е Н Т Ы стоичиво боролась за демократий Т зацию консерватории, утвержде-* л о п т п Р Т И Р п у к а ние в музыке национального на-* ДОЛГОЛЕТИЕ ДУБА чала. Консерватория сыграла вы-* -В Советском Союзе насчиты- дающуюся роль в истории рус-*вается около 4 млн. гектаров цен- ской музыкальной культуры. И з ! ’ных дубовых лесов. Эти деревья ее стен вышли Чайковский, Л я-1 обычно живут 300—400 лет. Их дов, Аренский, Прокофьев, Ш о -,Роет в высоту прекращается к стакович и другие выдающиеся5200 годам, а прирост в толщину деятели отечественного музыкаль-| продолжается всю жизнь, него искусства. 2 Старейший в Европе дуб нахо- После Великой Октябрьской со- { л т с я в Зарасаиском районе Ли- чиадиетической революции декре-{ товской ОСР. Его возраст более том Совета Народных Комисса-* 1500 лет. Окружность ствола со- ров, подписанным В. И. Лениным:, * ставляет 13 метров. консерватория была приравнена к ! г и п д ы Г П д КПГТ . г т о А у г д высшим учебным заведениям!СИЛА и СЛАБОСТЬ СТРАУСА страны. В консерватории была! Удар лапы африканского страу- нроведена коренная перестройка !с а значительно сильнее удара ло- ее работы, организованы новые! платимого копыта. Но в случае факультеты, кафедры, оперная Тего нападения достаточно под- студия. ! нять на цаЛке фуражку, чтобы Из года в год консерватория? эта птица немедленно отступила. Госстрой РСФСР с 1960 года издает ежемесячный производст венно-технический журнал «На стройках России». Основная за дача журнала заключается в том, чтобы способствовать успешному претворению в жизнь программы капитального строительства и ме роприятий по ускорению техниче ского прогресса в строительстве, принятых XX II съездом КПСС. «На стройках России» — ж ур нал широкого профиля. Он рас считан на инженерио-технимеских работников строек, включая ма стеров и прорабов трестов и пред приятий строительной индустрия, занимающихся вопросами строи тельства и производства строи тельных материалов. На страни цах журнала освещаются передо вой опыт промышленного и жи лищного строительства, внедрения новой техники, механизации и ав томатизации строительных процес сов и производства строймате риалов. вопросы эффективности использования капиталовложений, совершенствования методов и по вышения качества строительно монтажных работ, развития и ра ционального размещения мате риально-технической базы строи тельной индустрии, градострои тельства, архитектуры, планмров- к и и з а с д ю й к и ^ г о р о д о в ^ _ ^ш с ( ^ ков, инженерного оборудования и благоустройства. В журнале намечается шире освещать передовой опыт органи зации работ на важнейших строй ках республики. Редакцией при нимаются меры по дальнейшему улучшению содержания журнала, приданию ему большей массово сти. К сожалению, очень мало строи телей Липецка выписывают этот журнал, несмотря на то, что в нем публикуются материалы, представляющие для них большой практический интерес. В частно сти. в журнале были помещены статьи инженера А. Гродненского об опыте строительства крупней-, шей в Европе доменной печи Ли пецкой Магнитки, А. Сусникова и В. Калачева о работе блока це хов липецкого завода «Стройде- таль» № 1. С 1 октября с. г. начинается подписка на журнал «Па строй ках России» на 1963 год. Цена на год 3 руб. 60 коп. Подписка при нимается без ограничения. Подпи саться можно у общественного распространителя печати и на почте. Товарищи строители! Подписы вайтесь на журнал «На стройках России»! И. ГЛАЗКОВ. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. Оказывается, страус нападает только на тех противников, коте» рые ниже его ростом. ГЛАЗ СТРЕКОЗЫ Глаз стрекозы давно привлекал внимание ученых. Он очень велик и состоят из 30 тысяч отдельных маленьких гл а з— фацеток. Ш и рокие фацетки, расположенные в верхней части глаза служат для наблюдения на большом расстоя нии за добычей или для того, чтобы замечать на близком рас стоянии быстродвижущиеся пред меты (напомним, что, стрекова летает со скоростью до 100 км в час). Обнаружив такой предмет, она стремительно бросается к не му и только тогда с помощью других фацеток опознает цвет, форму и характер своей жертвы Администрация, партийная и профсоюзная о р г а н и з а ц и и строительного управления № 4 с. глубоким прискорбием изве щают о преждевременной смерти бригадира комплексной бригады УЛЬЯНОВА Алексея Ивановича и выражают соболезнование родным и близким покойного. ! Липецкий факультет Московского института стали и сплавов ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ НА КУРСЫ по подготовке к вступитель ным экзаменам в вузы. Запись на курсы производится с 20 сентября с 14 до 18 часов ежедневно, кроме воскресенья, по адресу: ул. Зегеля, 1. За нятия— с 10 октября 1962 го да по 15 нюня 1963 года. Пла та за весь срок обучения 26 рублей. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. АЭ 52413 Липецк, типография обдуправлвмия культуры. Зак. № 7449
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz