Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
Всемирный фестиваль Огромная площадь в одном из городов Рос сии. Мрачные громады каменных домов вдали. Справа — колонна де монстрантов с развева ющимися красными зна менами. Слева — плот ные ряды царских войск, окутанные дымом ру жейных залпов. На пер- ! вом плане корчится в предсмертных судорогах рабочий, несколько по одаль лежит убитая жен щина... «Расстрел» на зывается эта замечатель ная картина, созданная в 1905 году русским ху дожником Сергеем Ва сильевичем Ивановым. Две силы противосто ят здесь друг другу: лю ди труда, поднявшиеся на борьбу за свое осво бождение, и старый, ос нованный на эксплуата ции и насилии мир. Ни кто не в состоянии при мирить их между собой. И если старому еще удается устоять в на чавшейся ожесточенной борьбе, то недалек тот светлый день, когда ни штыки, ни орущя не спасут угнетателей от справедливого народно го возмездия. Мысль о грядущей победе народа пронизывает это полотно, делая его одним из лучших произведе ний искусства, отображающих со- РЕВОЛЮЦИОННОЙ Г Е М М бытия первой русской революции. Воспитанник прославленного Московского училища живописи, ваяния и зодчества С. В. Иванов (1864—1910 г.) воспринял тради ции передового русского искусст ва второй половины XIX века. Горячая любовь к народу, страст ное обличение царизма — таковы основные черты яркого и много образного творчества Иванова. В начале своей деятельности Сергей Иванов разрабатывает пре имущественно темы из крестьян ской жизни. Безземелье и нищета вынуждали крестьян-бедняков по кидать родные места и пересе ляться на Урал, в глубь Сибири. Иванов сам исходил с переселен цами не одну сотню верст и на писал широко известную картину «В дороге. Смерть переселенца» (1889). Иванов был первым, кто рас сказал в русской живописи о ре прессиях царского правительства против крестьянства, о волнени ях в деревне: «Бунт в деревне» (1889). «Едут. Карательный от ряд» (1905). Во многих своих ра ботах художник изображает жерт вы царского суда и полиции — арестантов, каторжников (карти ны «У острога», «Этап» и многие другие). Под впечатлением резко уси лившегося в начале XX века ре волюционного рабочего движения в России возник замысел карти ны «Забастовка» (1903). И эта актуальнейшая для того времени тема была впервые разработана в русском искусстве Сергеем Ива новым. Героические события Г905 года взволновали художника-демокра- та. Он стремится быть все время в массе революционного народа, принимает непосредственное уча стие в октябрьских демонстраци ях, сходках и митингах, глубоко переживает успехи и неудачи ре волюции. Множество рисунков, этюдов, эскизов, сделанных им,— ценнейшие документы эпохи. Та ковы, например, эскиз «Аудито рия Московского университета, превращенная в лазарет», рисунок «Митинг». Исключителен по силе драматизма офорт «У стенки» (1905). Фигуры расстреливаемых в упор революционеров призво- дят потрясающее впечатление. Кисти Иванова принадлежит также ряд превосходных истори ческих картин («Приезд иностран цев в Москву XV I I столетия», «царь», «Баскаки»), отличающих ся большим знанием изображае мого времени и прекрасной живо писью. Творчество С. В. Иванова встре чало самую высокую оценку в передовых кругах русского обще ства. Он занимает одно из самых почетных мест в истории русско го искусства, как замечательный художник-демократ, отда в ш и й свой большой талант делу осво бодительной борьбы трудящихся нашей Родины. Г. ГЛУЗМАН. РОМАНТИК-РЕАЛИСТ Среди русских художников пер вой трети X IX века, таких, как Венецианов, Брюллов, Тропинин и Кипренский, Александр Орлов ский занимает одно из ведущих мест. Он родился в Варшаве в 1777 году. Счастливый случай помог Липецк сегодня. В сквере око ло Дома культуры Новолипецкого завода. Фото Н. Переведенцева. Орловскому еще в детстве вы брать путь художника. Опытный педагог, верный по следователь реалистического на правления, живописец и график Норблин оказал большое воздей ствие на формирование его взгля дов. Учитель поощрял в молодом художнике интерес к бытовому жанру, к зарисовкам с натуры и развивал его природный дар бле стящего рисовальщика и карика туриста. Помимо Норблина, Ор ловский учился у придворного живописца Баччарелли, работал в мастерской гравера и миниатюри ста. Но рамки художественных мастерских были тесны для его большого и своеобразного талан та. Полный патриотических чувств, шестнадцатилетний юноша всту пает в ряды повстанческой армии Тадеуша Костюшко. В произведе ниях тех лет он рисует бивуаки повстанцев, батальные компози ции. Поражение Костюшко Орлов ский переживает как личную тра гедию. Последующие годы, на стойчиво пытаясь найти свое ме сто в жизни, он скитается по го родам и деревням с бродячей труппой цирковых артистов, слу жит у графа Понятовского, раз влекая своими меткими карикату рами его гостей. В это время Ор ловский хорошо узнал крестьян скую жизнь, быт постоялых дво ров. В 1802 году Орловский уезжает в Россию, которая становится его второй родиной. В первые десять лет жизни в Петербурге Орлов ский создает произведения, про никнутые духом романтизма. ...Тяжелые тучи заволакивают небо, на тонущий корабль с ре вом обрушиваются волны, горст ка измученных людей на скалах кажется бессильной перед разбу шевавшимися силами природы («Кораблекрушение». 1809). ...На белом коне навстречу опасности мчится всадник. Все в картине «Польский всадник» пол но напряженного ожидания и та инственности. В начале 20-х годов в творчест ве Орловского назревает перелом. На смену эфектным кораблекру шениям и стремительным всадни кам приходит более глубокое изо бражение жизни. Орловский мно го путешествует по России. Вни мательным взглядом художника всматривается он в быт крепост ной деревни, нищей и забитой. Рисует бытовые сценки из жизни городского люда — разносчиков, молочниц. Некоторые из его зари совок проникнуты теплым юмо ром, в других чувствуется искрен нее сочувствие художника угне тенным. )В таких произведениях, как «Мусорщик» (1824). «Нищие крестьяне у кареты» (1815), «Ка торжники под конвоем» (1815), звучит социальный протест против крепостного права. Демократ по убеждениям, Орловский одним из первых среди русских художников обратился к искусству литогра фии как наиболее доступному для народа. Из живописных работ 20-х годов известен «Автопортрет». С прису щей Орловскому страстью ко все му экзотическому он изображает себя в черкесском костюме. Атлет, играючи ломавший под ковы, остроумный собеседник, гостеприимный хозяин, взыска тельный художник, он покорял сердца современников широтой своей артистической натуры, си лой характера, блеском таланта. Пушкин в поэме «Руслан и Люд мила», восхищенный мастерством Орловского, писал: Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу! Основной особенностью Орлов ского было острое чувство совре менности. Своим многообразным творчеством он внес боль\пой вклад в историю русского и поль ского искусства. 125-летию со дня смерти худож ника была посвящена выставка, организованная Национальным музеем в Варшаве совместно с Государственной Третьяковской галереей. На ней впервые огром ное наследство Александра Ор ловского было представлено во всей своей полноте и богатстве. Л. КУЗНЕЦОВА. Хельсинки. V I I I Всемирный фестиваль молодежи и студентов. «За мир и дружбу»». На снимке: делегация Советского Союза проходит по стадиону. Фото специальных корреспондентов ТАСС Е. Кассина и В. Генде-Роте. У Л Ы В К А. ^Кто-то из семиклассников взгля нул «а Вов'ку и удивленно ска зал: — Ребята, посмотрите, Вовка похож на Юрия Гагарина... Вов ка, а ну, повернись! Он повернулся, смущенный, за стенчиво улыбаясь, и все закри чали: — Похож! Похож! Тогда он кинулся в дом, подбе жал к зеркалу и впился глазами в свое отражение: а вдруг не по хож? Он улыбался, глядя в зеркало, уголки губ загибались вверх, и напересчет были крепкие белые зубы. А в школе уже все знали, что Вовка—вылитый Гагарин. И спе циально приходили на него смот реть. ...На родительском собрании ди ректор школы Галина Сергеевна оказала: — Вот вам удивительный при мер, как улыбка совершенно пе ременила человека. Вы помните, мы «е раз обсуждали поведение Вовы. 0,н был заносчивым, раз дражительным. Но стоило кому-то заметить, что он похож на героя- коемодавта, как мальчик стал подражать герою: уже получил пятерку и четверку, со всеми при ветлив. И улыбается! В жизни молодых всегда есть повод для улыбки. Нам нужно заботиться только о том, чтоб она никогда не угасала. Варвара КАРБОВСКАЯ. Боли на фабрике вырабатыва ются темные сукна, то стены дол жны быть окрашены в светлый тон, который давал бы отдых глазу. Если работница имеет дело с яркими цветными тканями, глаз нужно успокоить — стены в цехе должны быть более Спокойного тона. Установлено, что энергия, кото рую нужно затратить, чтобы рас смотреть черную нить на темном фоне, более чем в две тысячи раз превосходит энергию, которая тре буется, чтобы обнаружить черную нить на белом поле. (Правильная окраска оборудова ния и рациональное освещение в цехе при той же затрате энергии повышают производительность труда на 15— 17 црощ, а в от дельных случаях — на 25 проц. Поэтому производственную ме бель, машины, станки нужно кра сить в светлые цвета, выделяя активные части машин. Надо создать я,а производстве систему цветовых контрастов, при которой ясно, без лишнего напряжения глаза была бы видна обрабатыва емая деталь. За редактора А. АБРАМОВА. « И М М М И •» » • М М И •» « « М « » • Построечный комитет треста доводит до сведения всех строителей и монтажников о том, что имеются путевки в оз доровительный лагерь. Стоимость путевки на 12 дней — 7 р. 20 коп. Рабочие других трестов могут приобрести путевки в пост роечных комитетах трестов. » ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ * -♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ И •» И И ♦ ♦ ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография облуправления культуры. АЭ 51390 Зак. № 5886
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz