Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
Солнечная увертюра УВЕРТЮРА... С лово это хорошо знакомо людям, любящим и ча сто слушающим музы ку. Кто из них не зна ет, скажем, увертюры к опере «Кармен», увертюры к «Эгмонту» Бетховена, увертюры- фантазии «Ромео и Джульетта» Чайков ского, увертюры к опе ре Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра — зна ч и т открытие. В театре — это симфоническое пре дисловие, оркестровый пролог, исполняемый в начале спектакля, при еще закрытом занавесе. Как нобое предисло вие, увертюра, естест венно, бывает немного словна. Вместе с тем, она должна подгото вить, настроить зрителя, коротко раскрыть со держание того, что ему предстоит увидеть на сцене. Увертюры по своей форме и характеру бы вают чрезвычайно раз нообразны. К примеру, в увертюре к «Свадьбе Фигаро» Моцарта пере дано общее настроение жизнерадостной, весе лой комедии Бомарше. В увертюре к «Кармен» Бизе прежде всего хотел передать ат мосферу праздничной народной севильской корриды — боя бы ков. Главный герой корриды — тореадор Эскамильо, и его му зыкальный образ по праву за нимает центральное место в увертюре. Но мог #ли композитор ничего не сказать" о кровавой развязке драмы? И так же, как о опере праздник в Севилье ом рачен неожиданным убийством, так и увертюра завершается те мой роковой любви Хозе и Кар мен. Вспомните, увертюра обры вается на полуслове, неожидан но резким, как удар навахи, ак кордом всего оркестра. Аккор дом, звучащим, как допрос, не доуменный, не получающий от вета. Но ведь Бизе и в опере, по существу, не дает ответа на то, кто виноват в трагической смерти Кармен — Хозе, Эсками льо или сама Кармен. За четыре столетия — с тех пор как композиторы обратились к этой музыкальной форме — уг.ертюр понаписано видимо-не видимо. Среди этого несметного множества увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила» по своим художественным достоин ствам занимает особое место: в мировой музыкальной литерату ре, пожалуй, мало примеров и образцов, где бы в такой лако ничной форме, на таком корот ком отрезке времени, уместилось столь большое содержание, глу бокие идеи выражены так увле кательно и прекрасно. Причем художественная сила увертюры оказалась настолько значитель ной и своеобычной, что она об рела самостоятельную концерт ную жизнь и часто исполняется как отдельное произведение. Увертюра к «Руслану» от на чала до конца светлая, жизне радостная, мажорная. «Темные», печальные мгновения проходят и исчезают в ней, как тучки, кото рые не могут застить солнечный свет — они тают в голубом безмятежном небе, еще более оттеняя ликующее сияние дня. Могучи и громоподобны пер вые аккорды оркестра — они сразу задают тон всей увертюре, в них чувствуется богатырская хватка, эпическая монументаль ность. Когда-то сам Глинка в беседе с А. Серовым (известным русским музыкальным критиком и композитором) намекнул на то, что в увертюре к его «Рус лану и Людмиле» в начале и в конце будет играть роль некий «кулак» (удары)... Каждый удар такою «кулака» словно вызы вает взлет музыкальной стихии. Один, второй, третий удар... Взметается волна звуков, и вот она на своем гребне приносит с собой чудесную мелодию — гор дую, радостную, полную жизни и задора. Эта мелодия и станет отныне главной темой увертюры «Руслана»... «Кулаки» и главную тему для увертюры Глинка заимствсвал из музыки самой оперы — из ее финального хора на пиршестве во дворце Светозара, когда сча стливый Руслан вновь обрел по хищенную Черномором Людмилу и привез ее в стольный град Ки ев. ...Стремительный бег музыки не прекращается ни на мгно вение. В кипящем водовороте звуков главная мелодия — тема — то вовсе изчезает, то вновь появляется в разных оркестро вых нарядах, в разных голосах, словно спорящих между собой и перебивающих друг друга. А в это время в глубоких басах про должают звенеть тихие, но энер гичные удары маленьких «ку лачков». Опять вихрь скрипок устрем ляется ввысь, и в поющих вио лончелях появлется новый музы кальный образ — пленительная лирическая мелодия, которую за тем подхватывает весь оркестр. Новая мелодия — это тема люб ви Руслана. Трогательно-сердеч ная и вместе с тем мужествен ная, она рисует нам героический образ самого Руслана. Но где же еще один герой оперы — злобный, мрачный кар ла Черномор, коварный вор, по хитивший Людмилу во время свадебного пира? Без него музы кальный рассказ о Руслане и Людмиле был бы, конечно, не полным. Глинка не забыл в сво ей увертюре и о Черноморе. Сколько удивительной творче ской изобретательности, остро умия и фантазии проявил ком позитор при обрисовке образа Чорномора! Черномор в опере Глинки — это образ смерти, жаждущей омрачить, убить, уничтожить жизнь. Как же про тивопоставить в музыке образ жизни и образ смерти? Жизнь полна движения, динамики, ра достного возбуждения, стремле ния вперед. А смерть — это ос тановка жизни, символ застыло- сти, леденящей холодности и мрака. Вот эту застылость, не подвижность, остановку «на всем скаку» замечательно и изобразил Глинка. Вольный, го рячий лет музыки неожиданно обрывается, замирает. Во вне запно наступившей тишине таин ственно и зловеще «мерцают» мертвым светом причудливые хо лодные аккорды. Для Черномора Глинка при пас еще один специальный прием музыкальной характеристики — так называемую целотонную гамму. Обычная гамма, как из вестно, состоит из целых тонов и полутонов, тяготеющих, стре мящихся друг к другу. В гамме из одних целых тонов нет внут реннего «тока», движения, она неподвижна, статична и пото му звучит совершенно необычно, мертво. Ее-то Елинка и выбрал для фантастического образа ска зочного чародея. Отметим, кстати, что по сто пам Глинки впоследствии шли многие русские композиторы- классики. Там, где им надо бы ло передать в музыке образы смерти или фантастическое, злое начало, они прибегали к цело тонной гамме. Даргомыжский, например, использовал целотон ную гамму для обрисовки Ко мандора в «Каменном госте». Музыкальный образ старухи графини в «Пиковой даме» Чай ковского тоже связан с целотон ной гаммой. У Римского-Корса кова мы найдем эту гамму в «Садко.» (образ Морского царя). Но вернемся к «Руслану». Тщетно черные силы смерти и тьмы пытаются победить, оста новить бег жизни. После мертвых аккордов Черномора, этих «пауз смерти», музыка, на миг погру зившаяся в летаргический сом, просыпается. И вновь, как уда ры пульса, литавры отбивают ритм маленьких «кулачков», вновь возрождается гордая пер вая тема. А за ней следует опять тема любви Руслана. Увертюра к «Руслайу» написа на Глинкой в форме, в которой обычно пишутся первые части симфонии. Основные контраст ные мелодии — темы даются в становлении, в борьбе (разраг ботке). Из горнила этой борьбы темы выходят обычно как бы обновленными, расцветшими. Все главные темы увертюры Глинки после разработки вновь прохо дят перед нами. К финалу бе шеный темп увертюры еще бо лее ускоряется. В музыке зву чат победные и радостные кли ки. Но прислушайтесь внима тельно — в то же время в ба сах «шагает» грузно, медленно, «по ступенькам вниз» целотон ная гамма Черномора! А в са мых последних тактах увертюры, как и обещал сам композитор, звучат, как и вначале, торжест венные, ликующие аккорды, про возглашая триумф солнца, све та, неумирающей жизни и люб ви. Так в увертюре к «Руслану» композитор передал и общее на строение, колорит произведения, познакомил нас с главными его действующими лицами и вместе с тем выразил идеи, которые по ложил в основу всей оперы. Мысль об опере «Руслан и Людмила» явилась вскоре после премьеры глинковского «Ивана Сусанина» в 1836 году. Пушкин сам должен был написать либ ретто. Но смерть помешала по эту осуществить этот замысел. Премьера «Руслана» Глинки со стоялась через пять лет после гибели поэта, в 1842 году. «За благом вслед идут печа ли, печаль же радости залог», — эти слова, вложенные в уста вещего Баяна, могут служить эпиграфом ко всей опере Глин ки и, в частности, к увертюре. Философия оптимизма, веры в жизнь, в победу добра и света над злом и тьмой составляет идейный смысл величайшего соз дания двух русских гениев — Пушкина и Глинки. Но не просто только любовь двух юных сердец, не традици онное «путешествие за неве стой» увидел в поэме Пушкина Глинка. Важной идеей «Руслана и Людмилы» Глинки является идея долга, идея верности. Ви тязь Руслан у Глинки является носителем этой идеи. Не трусу и хвастуну Фарлафу, не Ратмиру, легко забывшему Людмилу и нашедшему утешение в волшеб ном замке злой Наины, а только Руслану, прошедшему через все испытания и беды, преодолевше му все соблазны, смело всту пившему в бой с врагом, до стаются победа, счастье и лю бовь. Юношеской поэме Пушки на Глинка придал в музыке си лу эпической былинности, мону ментальность формы, драматиче скую полнозвучность. В глубине идей и чувствова ний, в пластическом совершенст ве музыкальной формы, в непо вторимом национальном своеоб разии — секрет бессмертия вели кой оперы Глинки и ее поистине солнечной, полной трепета жиз ни и нетленной красоты увертю ры! М. СОКОЛЬСКИЙ. ИНТЕРЕСНО. Фотоэтюд В. Владимирова. VIII Всемирный фестиваль 27 (Июля 1962 года в столице Ф.мнлщдии Хельсинки открылся V II I Всемирный фестиваль моло дежи и студентов, который про ходит под девизом «За мир и дружбу». ‘Всемирные фестивали молодежи стали традиционным местом встречи юности мира,- вы ступающей за мир и мирное со существонание, за национальную независимость, против колониа лизма и угрозы войны. За время, минувшее после Вен ского фестиваля 1959 года, мас совое молодежное движение еще более выросло и окрепло. Его ве дущей силой по праву ©питаются союзы коммунистической молоде жи, объединяющие в своих ря дах более 65 миллионов человек. Как путеводную звезду, вос приняла юность земли новую Программу Коммунистам е о к о й партии Советского Сокта. Во всех странах шла подготовка к фести валю, который явится большим событием в жизни молодого пот кошения. В нем примут участие делегации молодежи Советского Союза и других социалистических государств, представители юного поколения всех континентов. Во время фестиваля ‘Состоятся ми будут выступления молодых певцов, танцоров, музыкантов. Фестиваль приводится на бере гу миря, поэтому разнообразная спортивная программа включает много водных соревнований, ка тание на людаах и т. д. Торжест венно пройдет открытие и закры тие фестиваля, в котором примут участие тысячи юношей и деву шек. V I I I Всемирный фестиваль бу дет спосюбствшать дальнейшему объединению молодежи в борьбе за мир и укрепление дружбы меж ду народами, явится крупным вкладом в дело защиты мира. За редактора А. АБРАМОВА. Вечерний университет марн- сизма-ленинизма при Липецком горкоме КПСС производит очеред ной прием слушателей на первый курс экономического, историче ского и философского факульте тов. Срок обучения два года. Нача ло занятий I сентября. Прием в университет произво дится по рекомендациям партий ных организаций и личным заяв- многочисленные встречи, беседы, семинары и дискуссии. На них участники фестиваля обсудят важнейшие ‘Вопросы, волнующие молодежь всех стран. Инг еросиы- лениям. За справками обращаться в партком треста, партбюро и в от дел пропаганды и агитации гор кома партии (тел. 2 2— 12, 2 7— 81, 20— 61). ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография облуправления АЭ 52274. городе культуоы. совхоза «Заря коммуниз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz