Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Солнечная увертюра УВЕРТЮРА... С лово это хорошо знакомо людям, любящим и ча­ сто слушающим музы­ ку. Кто из них не зна­ ет, скажем, увертюры к опере «Кармен», увертюры к «Эгмонту» Бетховена, увертюры- фантазии «Ромео и Джульетта» Чайков­ ского, увертюры к опе­ ре Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра — зна ч и т открытие. В театре — это симфоническое пре­ дисловие, оркестровый пролог, исполняемый в начале спектакля, при еще закрытом занавесе. Как нобое предисло­ вие, увертюра, естест­ венно, бывает немного­ словна. Вместе с тем, она должна подгото­ вить, настроить зрителя, коротко раскрыть со­ держание того, что ему предстоит увидеть на сцене. Увертюры по своей форме и характеру бы­ вают чрезвычайно раз­ нообразны. К примеру, в увертюре к «Свадьбе Фигаро» Моцарта пере­ дано общее настроение жизнерадостной, весе­ лой комедии Бомарше. В увертюре к «Кармен» Бизе прежде всего хотел передать ат­ мосферу праздничной народной севильской корриды — боя бы­ ков. Главный герой корриды — тореадор Эскамильо, и его му­ зыкальный образ по праву за­ нимает центральное место в увертюре. Но мог #ли композитор ничего не сказать" о кровавой развязке драмы? И так же, как о опере праздник в Севилье ом­ рачен неожиданным убийством, так и увертюра завершается те­ мой роковой любви Хозе и Кар­ мен. Вспомните, увертюра обры­ вается на полуслове, неожидан­ но резким, как удар навахи, ак­ кордом всего оркестра. Аккор­ дом, звучащим, как допрос, не­ доуменный, не получающий от­ вета. Но ведь Бизе и в опере, по существу, не дает ответа на то, кто виноват в трагической смерти Кармен — Хозе, Эсками­ льо или сама Кармен. За четыре столетия — с тех пор как композиторы обратились к этой музыкальной форме — уг.ертюр понаписано видимо-не­ видимо. Среди этого несметного множества увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила» по своим художественным достоин­ ствам занимает особое место: в мировой музыкальной литерату­ ре, пожалуй, мало примеров и образцов, где бы в такой лако­ ничной форме, на таком корот­ ком отрезке времени, уместилось столь большое содержание, глу­ бокие идеи выражены так увле­ кательно и прекрасно. Причем художественная сила увертюры оказалась настолько значитель­ ной и своеобычной, что она об­ рела самостоятельную концерт­ ную жизнь и часто исполняется как отдельное произведение. Увертюра к «Руслану» от на­ чала до конца светлая, жизне­ радостная, мажорная. «Темные», печальные мгновения проходят и исчезают в ней, как тучки, кото­ рые не могут застить солнечный свет — они тают в голубом безмятежном небе, еще более оттеняя ликующее сияние дня. Могучи и громоподобны пер­ вые аккорды оркестра — они сразу задают тон всей увертюре, в них чувствуется богатырская хватка, эпическая монументаль­ ность. Когда-то сам Глинка в беседе с А. Серовым (известным русским музыкальным критиком и композитором) намекнул на то, что в увертюре к его «Рус­ лану и Людмиле» в начале и в конце будет играть роль некий «кулак» (удары)... Каждый удар такою «кулака» словно вызы­ вает взлет музыкальной стихии. Один, второй, третий удар... Взметается волна звуков, и вот она на своем гребне приносит с собой чудесную мелодию — гор­ дую, радостную, полную жизни и задора. Эта мелодия и станет отныне главной темой увертюры «Руслана»... «Кулаки» и главную тему для увертюры Глинка заимствсвал из музыки самой оперы — из ее финального хора на пиршестве во дворце Светозара, когда сча­ стливый Руслан вновь обрел по­ хищенную Черномором Людмилу и привез ее в стольный град Ки­ ев. ...Стремительный бег музыки не прекращается ни на мгно­ вение. В кипящем водовороте звуков главная мелодия — тема — то вовсе изчезает, то вновь появляется в разных оркестро­ вых нарядах, в разных голосах, словно спорящих между собой и перебивающих друг друга. А в это время в глубоких басах про­ должают звенеть тихие, но энер­ гичные удары маленьких «ку­ лачков». Опять вихрь скрипок устрем­ ляется ввысь, и в поющих вио­ лончелях появлется новый музы­ кальный образ — пленительная лирическая мелодия, которую за­ тем подхватывает весь оркестр. Новая мелодия — это тема люб­ ви Руслана. Трогательно-сердеч­ ная и вместе с тем мужествен­ ная, она рисует нам героический образ самого Руслана. Но где же еще один герой оперы — злобный, мрачный кар­ ла Черномор, коварный вор, по­ хитивший Людмилу во время свадебного пира? Без него музы­ кальный рассказ о Руслане и Людмиле был бы, конечно, не­ полным. Глинка не забыл в сво­ ей увертюре и о Черноморе. Сколько удивительной творче­ ской изобретательности, остро­ умия и фантазии проявил ком­ позитор при обрисовке образа Чорномора! Черномор в опере Глинки — это образ смерти, жаждущей омрачить, убить, уничтожить жизнь. Как же про­ тивопоставить в музыке образ жизни и образ смерти? Жизнь полна движения, динамики, ра­ достного возбуждения, стремле­ ния вперед. А смерть — это ос­ тановка жизни, символ застыло- сти, леденящей холодности и мрака. Вот эту застылость, не­ подвижность, остановку «на всем скаку» замечательно и изобразил Глинка. Вольный, го­ рячий лет музыки неожиданно обрывается, замирает. Во вне­ запно наступившей тишине таин­ ственно и зловеще «мерцают» мертвым светом причудливые хо­ лодные аккорды. Для Черномора Глинка при­ пас еще один специальный прием музыкальной характеристики — так называемую целотонную гамму. Обычная гамма, как из­ вестно, состоит из целых тонов и полутонов, тяготеющих, стре­ мящихся друг к другу. В гамме из одних целых тонов нет внут­ реннего «тока», движения, она неподвижна, статична и пото­ му звучит совершенно необычно, мертво. Ее-то Елинка и выбрал для фантастического образа ска­ зочного чародея. Отметим, кстати, что по сто­ пам Глинки впоследствии шли многие русские композиторы- классики. Там, где им надо бы­ ло передать в музыке образы смерти или фантастическое, злое начало, они прибегали к цело­ тонной гамме. Даргомыжский, например, использовал целотон­ ную гамму для обрисовки Ко­ мандора в «Каменном госте». Музыкальный образ старухи графини в «Пиковой даме» Чай­ ковского тоже связан с целотон­ ной гаммой. У Римского-Корса­ кова мы найдем эту гамму в «Садко.» (образ Морского царя). Но вернемся к «Руслану». Тщетно черные силы смерти и тьмы пытаются победить, оста­ новить бег жизни. После мертвых аккордов Черномора, этих «пауз смерти», музыка, на миг погру­ зившаяся в летаргический сом, просыпается. И вновь, как уда­ ры пульса, литавры отбивают ритм маленьких «кулачков», вновь возрождается гордая пер­ вая тема. А за ней следует опять тема любви Руслана. Увертюра к «Руслайу» написа­ на Глинкой в форме, в которой обычно пишутся первые части симфонии. Основные контраст­ ные мелодии — темы даются в становлении, в борьбе (разраг ботке). Из горнила этой борьбы темы выходят обычно как бы обновленными, расцветшими. Все главные темы увертюры Глинки после разработки вновь прохо­ дят перед нами. К финалу бе­ шеный темп увертюры еще бо­ лее ускоряется. В музыке зву­ чат победные и радостные кли­ ки. Но прислушайтесь внима­ тельно — в то же время в ба­ сах «шагает» грузно, медленно, «по ступенькам вниз» целотон­ ная гамма Черномора! А в са­ мых последних тактах увертюры, как и обещал сам композитор, звучат, как и вначале, торжест­ венные, ликующие аккорды, про­ возглашая триумф солнца, све­ та, неумирающей жизни и люб­ ви. Так в увертюре к «Руслану» композитор передал и общее на­ строение, колорит произведения, познакомил нас с главными его действующими лицами и вместе с тем выразил идеи, которые по­ ложил в основу всей оперы. Мысль об опере «Руслан и Людмила» явилась вскоре после премьеры глинковского «Ивана Сусанина» в 1836 году. Пушкин сам должен был написать либ­ ретто. Но смерть помешала по­ эту осуществить этот замысел. Премьера «Руслана» Глинки со­ стоялась через пять лет после гибели поэта, в 1842 году. «За благом вслед идут печа­ ли, печаль же радости залог», — эти слова, вложенные в уста вещего Баяна, могут служить эпиграфом ко всей опере Глин­ ки и, в частности, к увертюре. Философия оптимизма, веры в жизнь, в победу добра и света над злом и тьмой составляет идейный смысл величайшего соз­ дания двух русских гениев — Пушкина и Глинки. Но не просто только любовь двух юных сердец, не традици­ онное «путешествие за неве­ стой» увидел в поэме Пушкина Глинка. Важной идеей «Руслана и Людмилы» Глинки является идея долга, идея верности. Ви­ тязь Руслан у Глинки является носителем этой идеи. Не трусу и хвастуну Фарлафу, не Ратмиру, легко забывшему Людмилу и нашедшему утешение в волшеб­ ном замке злой Наины, а только Руслану, прошедшему через все испытания и беды, преодолевше­ му все соблазны, смело всту­ пившему в бой с врагом, до­ стаются победа, счастье и лю­ бовь. Юношеской поэме Пушки­ на Глинка придал в музыке си­ лу эпической былинности, мону­ ментальность формы, драматиче­ скую полнозвучность. В глубине идей и чувствова­ ний, в пластическом совершенст­ ве музыкальной формы, в непо­ вторимом национальном своеоб­ разии — секрет бессмертия вели­ кой оперы Глинки и ее поистине солнечной, полной трепета жиз­ ни и нетленной красоты увертю­ ры! М. СОКОЛЬСКИЙ. ИНТЕРЕСНО. Фотоэтюд В. Владимирова. VIII Всемирный фестиваль 27 (Июля 1962 года в столице Ф.мнлщдии Хельсинки открылся V II I Всемирный фестиваль моло­ дежи и студентов, который про­ ходит под девизом «За мир и дружбу». ‘Всемирные фестивали молодежи стали традиционным местом встречи юности мира,- вы­ ступающей за мир и мирное со­ существонание, за национальную независимость, против колониа­ лизма и угрозы войны. За время, минувшее после Вен­ ского фестиваля 1959 года, мас­ совое молодежное движение еще более выросло и окрепло. Его ве­ дущей силой по праву ©питаются союзы коммунистической молоде­ жи, объединяющие в своих ря­ дах более 65 миллионов человек. Как путеводную звезду, вос­ приняла юность земли новую Программу Коммунистам е о к о й партии Советского Сокта. Во всех странах шла подготовка к фести­ валю, который явится большим событием в жизни молодого пот кошения. В нем примут участие делегации молодежи Советского Союза и других социалистических государств, представители юного поколения всех континентов. Во время фестиваля ‘Состоятся ми будут выступления молодых певцов, танцоров, музыкантов. Фестиваль приводится на бере­ гу миря, поэтому разнообразная спортивная программа включает много водных соревнований, ка­ тание на людаах и т. д. Торжест­ венно пройдет открытие и закры­ тие фестиваля, в котором примут участие тысячи юношей и деву­ шек. V I I I Всемирный фестиваль бу­ дет спосюбствшать дальнейшему объединению молодежи в борьбе за мир и укрепление дружбы меж­ ду народами, явится крупным вкладом в дело защиты мира. За редактора А. АБРАМОВА. Вечерний университет марн- сизма-ленинизма при Липецком горкоме КПСС производит очеред­ ной прием слушателей на первый курс экономического, историче­ ского и философского факульте­ тов. Срок обучения два года. Нача­ ло занятий I сентября. Прием в университет произво­ дится по рекомендациям партий­ ных организаций и личным заяв- многочисленные встречи, беседы, семинары и дискуссии. На них участники фестиваля обсудят важнейшие ‘Вопросы, волнующие молодежь всех стран. Инг еросиы- лениям. За справками обращаться в партком треста, партбюро и в от­ дел пропаганды и агитации гор­ кома партии (тел. 2 2— 12, 2 7— 81, 20— 61). ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография облуправления АЭ 52274. городе культуоы. совхоза «Заря коммуниз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz